Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свѣдѣнія о Толвуйскомъ погостѣ до ХVІІ вѣка.



 

Толвуйскій Егорьевскій погостъ – одно изъ древнѣ йшихъ русскихъ поселеній на полуостровѣ Заонежьѣ, вдавшемся съ сѣ вера между многочисленными губами (заливами) Онежскаго озера, или Онега, каковымь именемъ называется это озеро древними актами и мѣ стнымъ современнымъ населеніемъ. Толвуя находится

С. 7

 

въ 100 верстахъ къ сѣ веро-востоку оть губернскаго города Олонецкой губерніи Петрозаводска, близъ границы съ Повѣ нецкимъ уѣ здомъ. Въ древности она была владѣ ніемъ Великаго Новгорода и числилась погостомъ Заонежской половины Обонежской пятины, Выгозерскаго стану. Въ историческихъ актахъ Толвуя впервые упоминается въ XIV вѣ кѣ, подъ 1375 годомъ *), но основаніе новгородскихъ поселеній среди коренного финскаго населенія можно относить ко времени, близкому къ основанію сосѣ дняго съ Толвуйскимъ погостомъ (въ 5 верстахъ) Палеостровскаго монастыря, т. е. къ ХII вѣ ку.

Пустыненъ и дикъ былъ Заонежскій край, какъ и все Обонежье, когда начали появляться здѣ сь первыя „страдомыя деревни“ новгородцевъ-колонизаторовъ. Одинокіе русскіе погосты, починки и выставки въ одинъ, два—три двора и рѣ дко больше совсѣ мъ терялись среди дѣ вственныхъ лѣ совъ и безчисленныхъ озеръ. Въ разбросанныхъ больше по берегамъ рѣ къ и озеръ, на значительномъ разстояніи другъ отъ друга поселкахъ очень слабо могла развиваться общественная жизнь и только „съ нужею“ поддерживались взаимныя отношенія. Главнымъ препятствіемъ къ тому при большихъ разстояніяхъ являлись невозможные пути сообщенія, не вышедшіе изъ своего первобытнаго состоянія даже въ XVII вѣ кѣ. „Роспись Олонецкимъ городомъ“ 1649 г. свидѣ тельствуетъ, что „сухимъ путемъ дороги во всѣ погосты есть же пѣ шіе и конные съ нужею: зашли мхи и озера и перевозы черезъ озера многіе, а телѣ жныхъ дорогъ нѣ тъ“. „Дороги де пришли плохія, а перегоны большіе“, жаловались въ концѣ XVII в. заонежскіе крестьяне. Но, несмотря на столь невыгодныя условія, обрусенiе Заонежья шло быстро: въ XIV вѣ кѣ здѣ сь уже не было кочевавшихъ ранѣ е лопарей и карелъ. О нихъ напоминали только географическіе термины, въ томъ числѣ и названіе самаго погоста и его жителей: „Толвуя“, „толвуяне“, или по древнему „талвьяне“. Это же названіе — карельское, происходящее отъ слова: талви-зима, сѣ веръ, обозначающее поселенiе, лежащее къ сѣ веру отъ другого, болѣ е южнаго — „Кижи“, что представляетъ видоизмѣ неніе карельскаго же слова: „кеза-лѣ то“[3], югъ. Русскіе поселки, съ приростомъ населенія, постепенно увеличивались, и къ XVII вѣ ку не рѣ дкость были уже деревни по 8—10 дворовъ.

Что касается, въ частности, Толвуйскаго погоста, то, передъ ссылкой сюда инокини Марѳ ы, онъ состоялъ изъ 6 деревень и починковъ царскихъ, 3 деревень Шуйскаго Никольскаго монастыря (нынѣ с. Шуя, въ 17 верстахъ отъ Петрозаводска) и 24 деревень и починковъ Никольскаго же Вяжицкаго (что

С. 8

 

около Новгорода) монастыря. По писцовой книгѣ 1582 года, царскими деревнями въ Толвуйскомъ погостѣ числились: на Кузарандѣ въ губѣ, на Могуевѣ -наволокѣ, въ Люхмой губѣ, на Конжѣ -губѣ, въ губѣ на Толвуѣ, на Тубѣ -озерѣ. Деревнями Вяжицкаго монастыря названы: Большой дворъ, на р. Карбѣ, на Борку, въ Заручьѣ, Побережьѣ, на Вирозерѣ, въ Чаруевѣ, на Толвуѣ въ наволокѣ, на Толвуѣ подъ погостомъ, на Карбѣ -наволокѣ, на Кузарандѣ, на Выроозерѣ, Пордуевская въ губѣ у Онега озера, на р. Толвуѣ, въ губѣ на нивищахъ за Селгою, на Каинѣ наволокѣ, въ губѣ на Лебежьи маткѣ, на Волозерѣ, на Падмѣ рѣ чкѣ, на Подмѣ -озерѣ, на Песчаномъ, подъ Кондею горою, на Сѣ нной рѣ чкѣ, на рѣ чкѣ Тубѣ, противъ погоста на горѣ на Тубо-озерѣ, на Рындѣ -озерѣ, деревня Повѣ нецъ (17 дворовъ), и Шуйскаго монастыря три деревни на Толвуѣ; всего 33 деревни. Эти деревни Толвуйскаго погоста были разбросаны не менѣ е, чѣ мъ на 60-ти верстномъ разстояніи и не только по западному, но, отчасти, и по восточному берегу Повѣ нецкой губы Онега. Церквей въ погостѣ всего было только 3: двѣ изъ нихъ[4]: „церковь Страстотерпѣ цъ[5] Христовъ Егорій, да придѣ лъ Никола Чудотворецъ, да теплая церковь Живоначальныя Троицы — обѣ деревянныя“ — стояли собственно на погостѣ въ Толвуѣ, а третья церковь Рождества Пречистыя Богородицы была „поставлена“ въ выставкѣ на Тубозерѣ, за Повѣ нецкой губой Онега. Сосѣ дними погостами съ Толвуей были на сѣ верѣ — Шунгскій, на востокѣ за Повѣ нецкой губой Онега — Челмужскій и на югѣ — Кижскій. Отъ Новгорода Толвуя отстояла на 700 верстъ, а отъ Москвы — на 1200. Благодаря столь далекому разстоянію отъ Москвы и невозможнымъ путямъ сообщенія съ нею, Годуновъ и избралъ Толвуйскій погостъ, какъ мѣ сто заточенія боярыни Ксеніи Ивановны Романовой, въ инокиняхъ Марѳ ы.

 

III.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.