Подготовительная группа 3 страница
Ноябрь
Прогулка 3
Наблюдение за воробьем
Цели:
· продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;
· формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время;
— учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Ход наблюдения
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
· Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы. )
· Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв. )
· Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты. )
· Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками. )
· Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло. )
· Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза. )
· Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него. )
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору.
| Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками.
Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.
♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными птицами? (Потому что они всегда летают стайкой. )
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.
· Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма. )
· Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки. )
♦ Какой корм они охотнее поедают? (Зерно. )
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду. Подвижные игры «Попади в цель».
Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения. «Встречные перебежки».
Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на Друга.
Индивидуальная работа
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
| Ноябрь
Прогулка 4
Наблюдение за снегопадом
Цели: формировать представление о свойствах снега;
· закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде;
· развить чувство прекрасного.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку.
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег. )
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Воспитатель задает детям вопросы.
· При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья?
· Почему снег хрустит под ногами?
♦ Почему снег бывает рыхлый?
Исследовательская деятельность
Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
Трудовая деятельность:
Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
Подвижная игра«Снежная карусель».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
Индивидуальная работаРазвитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
| Ноябрь
Прогулка 5
Наблюдение за рябиной
Цели:
— расширять знания о рябине;
— продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения
Нарядилась рябинушка, вышла погулять. Платье в красных бусинках — их не сосчитать. Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щеки детворы,
Щедрые у рябинушки для детей дары!
Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.
Воспитатель задает детям вопросы.
· Какие на вкус ягоды рябины зимой?
· Какие птицы прилетают полакомиться ягодами?
Исследовательская деятельность
Сравнить ягоды до мороза и после.
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега.
Цель: оказывать помощь дворнику.
Подвижнаяигра
«Кто скорее добежит до флажка? ».
Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цели:
· продолжать отработку техники прыжка в длину с места;
· использовать зрительные ориентиры.
|
Декабрь
Прогулка 6
Сравнительное наблюдениеза воробьеми синицей
Цели:
· на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;
· воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей. )
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка. )
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.
· Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке. )
· Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением. )
· Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке. )
♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.
Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по
| веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые. )
· Чем питаются эти птицы? (Воробьи — птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тыквы, арбуза. )
· Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилью человека. )
· Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (Потому что, живя возле людей, птицы защищены от хищников, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо. )
· Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред человеку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерновых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поедают большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать. )
Трудовая деятельность
Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
Подвижные игры «Птицы и кукушка».
Цели:
· развивать ловкость, быстроту;
· выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».
Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
| Декабрь
Прогулка 7
Наблюдение за трудом дворника
Цели:
· продолжать наблюдения за работой дворника;
· способствовать обогащению словаря;
· воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
· прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
· Что делает дворник зимой на территории детского сада?
· Какие орудия труда он использует для работы?
♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
♦ Нужна ли работа дворника людям и природе?
Трудовая деятельность
Строительство горки из снега для кукол.
Цели:
— учить трудиться сообща;
— воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Два мороза», «Горелки».
Цели: упражнять в беге;
· закреплять умение соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах.
Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;
· развивать ловкость, выносливость.
| Декабрь
Прогулка 8
Наблюдение за оврагом
Цели:
· закреплять знания о ландшафте;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся снегом, стал не очень крутой. )
· Где больше снега — вверху или внизу оврага? (Нужно измерить снегометром. )
· Почему снега внизу больше? (Порывы ветра сдувают снег, снося его вниз в овраг. )
· Где весной будет почва суше — вверху или на дне оврага? (Больше снега — больше воды; вверху песок быстро пропускает воду, а внизу — нет, потому что там глина. )
· Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое укрывает от мороза и ветра. )
Исследовательская деятельность
Делать срез лопатой. Почему мы не можем сделать срез почвы? (Почва промерзла от сильных морозов. )
Трудовая деятельность
Подметание дорожек на участке младших групп.
Цель: воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры «Бездомный заяц».
Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
«Следопыт».
Цель: развивать внимание и наблюдательность.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
|
Декабрь
Прогулка 9
Наблюдение за хвойными деревьями
Цели:
· закреплять знания о деревьях;
· развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдений
Воспитатель задает детям вопросы.
· Для чего нужен лес?
· Что он дает человеку?
Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток.
· Чем пахнет зима?
· Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему?
· Какие деревья украшают лес зимой?
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
· О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели. )
· Как выглядит ель?
· Кто ее сестра?
· Когда зацветают ели? (Один раз в 5—6 лет. )
♦ В каких местах растут ели? (Они любят влагу, в сухих местах не растут. )
А наверху, над мглою этой, Перерастая лес, одна, В лучах заката, В бликах света Горела яркая сосна.
♦ Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»?
♦ Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит. )
| ♦ Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки. )
· В чем сходство хвойных деревьев?
· Чем отличаются деревья друг от друга?
♦ Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер. )
Исследовательская деятельность
Определить, сколько лет дереву (детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву).
Трудовая деятельность
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра
«Что растет в родном краю? ».
Цели:
· закреплять названия деревьев;
· формировать словарный запас;
· прививать бережное отношение к природе.
| Декабрь
Прогулка 10
Наблюдение за серой и черной вороной
Цели:
· учить сравнивать серую и черную ворону;
· находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Ход наблюдения
Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру... » — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.
А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник.
Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
Подвижная игра
«Раз, два, три — беги! ».
Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
Индивидуальная работа
Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: развивать силу, выносливость.
| Декабрь
Прогулка 11
Наблюдение за общественным транспортом
Цели: — закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;
— воспитывать интерес к технике и труду взрослых.
Ход наблюдения
Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи
Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.
Регулировщик — светофор, как дирижер в оркестре,
Укажет он кому идти, кому стоять на месте.
Наезда можно избежать и столкновенья тоже —
На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.
Со светофором я дружу, внимательным бываю,
На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу.
♦ Какой общественный транспорт вы знаете?
· Как называется место, где останавливаются автобусы? ( Остановка. )
· Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси. )
· В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю. )
· Из какой двери надо выходить? (Из задней. )
· С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади. )
· Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транспорт. )
· Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?
· Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо. )
♦ На какой свет светофора? (На зеленый. )
Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, ответственность при выполнении поручений.
Подвижные игры «Цветные автомобили», «Салки».
Цели: учить действовать по сигналу;
· закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.
|
Декабрь
Прогулка 12
Наблюдение за ветром
Цели:
· расширять и углублять знания о неживой природе;
· формировать интерес к природным явлениям.
Ход наблюдения
Ветер дул всю ночь,
Шумели ели,
Морщинилась вода.
Сосны старые скрипели,
Ивы гнулись у пруда,
Выло, дуло, завывало.
И когда пришел рассвет,
Ветра будто не бывало,
Будто не было и нет.
Воспитатель задает детям вопросы.
· Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная. )
· Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой. )
· С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса. )
· Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер. )
| Трудовая деятельность
Постройка горки.
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Подвижные игры «Кто самый меткий? ».
Цели:
· упражнять в метании предметов;
· развивать глазомер. «Зарисуй дерево».
Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.
Индивидуальная работа
«Найди предмет».
Цели:
· закреплять умение ориентироваться на участке детского сада;
· находить предмет по описанию.
| Январь
Прогулка 1
Наблюдение за снегирем
Цели:
· расширять представления о пролетных птицах;
· развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдения
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо —
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится —
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря. )
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде? (Снегирь. )
· Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного. )
· А у самочки? (Темно-серого. )
· Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени густых лесов. )
· Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков. )
· Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае. )
· На что похож свист снегиря? (На звук флейты — нежный, грустный. )
· Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица воробей, свиристель. )
· Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-вишневый — у клеста, желто-зеленый — у самочки, у снегиря — ярко-красная грудка, у самочки — темно-серая. Клест питается семенами еловых и сосновых шишек; снегири — семенами растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника. )
| Исследовательская деятельность
Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?
Трудовая деятельность
Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мороза.
Цель: воспитывать трудолюбие.
Подвижная игра
«Не поется птицам без небес».
Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.
Индивидуальная работа
«Донеси мешочек корма».
Цель: упражнять в соблюдении равновесия.
|
Январь
Прогулка 2
Наблюдение за метелью
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль снега пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель. )
· Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое. )
· Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра. )
· Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы. )
· Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с
полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять. )
Кто это, воя, без крыльев летает
И без метелки следы заметает?
Лепит сугробы из снежного теста, -
Передвигая их с места на место. (Метель. )
| Исследовательская деятельность
На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изменил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, оголил землю.
Трудовая деятельность
Изготовление вертушек для наблюдения за ветром. Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески. Подвижные игры «Метелица».
Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.
«С кочки на кочку».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.
Индивидуальная работа Развитие движений.
Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).
| Январь
Прогулка 3
Наблюдение «Следы птиц на снегу»
Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы наснегу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Кто прошелся по дорожке
И оставил здесь свой след?
Это птичка-невеличка,
А зовут ее... (синичка).
Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.
· Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?
· Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу. )
· Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка
ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок. )
Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.
♦ Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направлении; делала ли остановки. )
Исследовательская деятельность
Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и зарисовать палочкой увиденные следы птиц.
Трудовая деятельность
Сбор снега для постройки снежного городка.
Цели:
· формировать умение трудиться в коллективе;
· планировать работу.
| Подвижные игры
«Найди по следу», «След в след».
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движения.
Индивидуальная работа
Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.
Цель: улучшать координацию движений.
| .
Январь
Прогулка 4
Наблюдение за легковым транспортом
Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
· Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.
· На какие группы можно поделить весь транспорт? (Легковой, грузовой, общественный, специальный. )
· Почему по-разному называются те или иные группы автомобилей?
· Как автомобили влияют на окружающую среду? (Загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте. )
· Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в любую часть города. )
· Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы. )
· Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые. )
♦ Каких автомашин больше в нашем городе? Почему?
Трудовая деятельность
Коллективный труд на участке по уборке территории.
Цели:
— закреплять умение концентрировать внимание на определенных объектах;
— учить сочетать силу и быстроту.
| Подвижные игры
«Извилистая тропинка», «Светофор».
Цель: учить действовать по сигналу, перепрыгивать через препятствия, приземляться на обе ноги сразу. Индивидуальная работа Прыжки в длину.
Цели:
· упражнять в прыжках в длину;
учить отталкиваться двумя ногами.
| Январь
Прогулка 5
Почему происходит смена дня и ночи?
Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.
Ход наблюдения
Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи? Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день.
Воспитатель задает детям вопросы.
· Куда исчезают звезды? (Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд. )
· Почему заходит солнце? (Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе. )
Исследовательская деятельность
Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.
Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными. )
Трудовая деятельность
Уборка участка после снегопада; вывоз лишнего снега с участка на огород.
Цель: прививать трудолюбие, умение работать дружно.
Подвижная игра
«Движение планет вокруг Солнца».
Цель: закреплять знания о Солнечной системе.
Индивидуальная работа
«Кольцеброс».
Цель: развивать меткость.
| |
Январь
Прогулка 6
Наблюдение за деревьями и кустарниками
Цель: расширять и углублять знания о растениях,
Ход наблюдения
После снегопадов освободить кустарники и деревья от тяжелого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустарника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о деревьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тропическом лесу? В морозную погоду послушать потрескивание деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зимнем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения. )
Что за чудо — зимний лес,
Сколько сказочных чудес! IВ сказке этой я лесной,
Сон иль явь передо мной?
Вот берез роскошный ряд,
Шали белые горят
Серебром — а вот в сторонке
В шубах елочки-девчонки.
Ах, какая тишина,
Бело-белая страна! М. Степанов
Воспитатель задает детям вопросы.
· Чем деревья отличаются от кустарников?
· Как называют деревья, которые сбрасывают листья?
· Какую пользу приносят деревья и кустарники?
| Исследовательская деятельность
Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снежным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.
Трудовая деятельность
Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
Подвижная игра
«Что растет в разных краях? ».
Цель: закреплять названия деревьев.
| Январь
Прогулка7
Наблюдение за вороной и сорокой
Цель: учить сравнивать сороку и ворону, находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки.
Птица серая парила,
Крылья черные раскрыла,
Громко каркнула она,
Только курочка ушла:
Под крылом хохлатка
Спрятала цыпляток!
От кого, ребятки,
Прячутся цыплятки? (От вороны. )
Длиннохвостая она, Со спины черным-черна. Брюхо белое по плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит — вмиг
Поднимает стрекот — крик! (Сорока. )
В народе считают, если песня вороны не похожа на карканье, а напоминает мурлыканье котенка, это предвещает скорый приход весны. Если ворона расположилась на ночлег на кончиках ветвей — значит ночь будет теплая, если птицы прижались к стволу — жди мороза.
Вороны и сороки зимуют вместе с нами. Сорока строит большое прочное гнездо, которое с боков и сверху прикрыто сучьями, образующими высокую крышу и придающими постройке шаровидную форму. Крыша служит надежной защитой от хищных птиц и мороза. Для строительства гнезда сорока использует самые неожиданные материалы: блестящие предметы, тряпки, проволоку и т. д. Сорока трещит, стрекочет. Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
| Исследовательская деятельность
Поискать на участке детского сада следы птиц.
Трудовая деятельность
Подготовка грядок к посеву семян.
Цель: прививать умения трудиться сообща.
Подвижные игры
«Пингвины с мячом», «Не наступи! ».
Цель: усложнять прыжки на двух ногах с продвижение вперед с зажатым ногами предметом.
Индивидуальная работаРазвитие движений.
Цель: закреплять умение бросать мяч в цель.
|
Январь
Прогулка 8
Наблюдение за снежинками
Цели:
· обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме;
· учить сравнивать, развивать познавательную активность.
Ход наблюдения
Что за звездочки сквозные
На платке и рукаве, Все сквозные, вырезные
А возьмешь — вода в руке?
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Е. Благинина
Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.
· Понаблюдайте за снегом, какой он?
· Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?
· Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.
· Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?
· Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает. )
| Исследовательская деятельность
Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?
Трудовая деятельность Постройка лабиринта.
Цели:
· приучать доводить дело до конца;
· воспитывать умение действовать сообща.
Подвижные игры
«Два мороза», «Волк во рву».
Цель: развивать внимание и умение действовать по сигналу воспитателя.
Индивидуальная работа «Пройди осторожно».
Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их.
| Февраль
Прогулка 1
Наблюдение за снегоуборочной машиной
Цели:
· расширять представление о роли машин в выполнении трудоемких работ, особенностях их строения;
· воспитывать интерес к технике и уважение к труду взрослых.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.
Что за дворник удалой Снег сгребал на мостовой? (Снегоуборочная машина. ),
У снегоуборочной машины впереди прикреплен большой скребок. Посередине между передними и задними колесами грузовика вращаются мохнатые круглые щетки.
· Из чего они сделаны? (Из стальной проволоки. )
· Какая у них щетина? (Жесткая, колючая. )
· А вот еще одна машина идет убирать снег. Что у нее есть? (Два больших винта. )
· Что делают эти винты? (Захватывают снег, как мясорубка мясо, несут его под лопасти вентилятора, который сбрасывает снег далеко в сторону. )
· Как называется эта машина? (Снегоочиститель. )
· Чем похожи все машины?
♦ К какому транспорту относится снегоочистительная машина? (К специальному. )
Исследовательская деятельность
Сравнить снегоочиститель с машиной «скорой помощи».
| Трудовая деятельность
Очистка от снега участка и постройка лабиринта.
Цели:
· приучать действовать сообща, доводить дело до конца;
· воспитывать трудовые навыки.
Подвижные игры
«Охотники и звери», «Не попадись», «Быстро возьми, быстро положи».
Цели:
· закреплять двигательные навыки;
· развивать эмоциональную сферу, ловкость и смелость.
Индивидуальная работа
«Пройди по мостику».
Цель: упражнять в равновесии.
|
|