Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Самый обычный человек»



 

Владислав Тарасов

 

  О людях

 

 

Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

           Фёдор Михайлович Достоевский     

 

                                                    Глава 1

«Самый обычный человек»

 В отличие от столиц российских, да и в общем-то от всех столиц всех стран, в которых люди были с образованием и вполне высоким культурным уровнем, провинциальные города аристократичностью своего населения похвастаться не могли. Ну, то есть, как сказать не могли? Могли, но частично. Но и там и там был дефицит людей хороших, людей понимающих, людей отзывчивых. И это вполне оправдано, ибо в маленьких городах ты либо человек бедный, либо человек богатый. И те и те друг друга ненавидят и за людей друг друга не считают. Почему? Я думаю, это вполне себе очевидно. А ведь родители всех воспитывали одинаково: не хулигань, разговаривай культурно, когда ешь – молчи, уважай старших, не обижай маленьких и так далее и тому подобное. А люди вырастают разные.

Ну, так вот. В одном из таких городов было самое обычное двухэтажное здание, в котором жил самый обычный человек, которого каждый день можно было встретить на улице. Не могу сказать, что он был молод, средний рост, худое телосложение, усы, коротенькие русые волосы и очки. В любое время года у него в прихожей на вешалке висело старое пальто, которое досталось ему от покойного отца, ибо погода и летом, и зимой была не ласкающая, да и выходил он на улицу только по вечерам, потому что работа была такая. Обязанность его такова – зажигать фонари. Круглый год делать так, чтобы людям по вечерам было не страшно гулять. Звали его Михаил, фамилия была его Тополев. По крайней мере, так было написано в свидетельстве о его рождении. Кстати родился он поздней осенью, а конкретнее в ноябре, субботним утром десятого числа. Для более красивой даты рождения ему нужно было родиться на месяц раньше, но судьба решила немного иначе. Изначально родители его хотели назвать Владимир, но что-то произошло и теперь он Михаил. Семья его была небогатая. Мать работала в библиотеке, а отец был разносчиком газет и каждый день, за исключением выходных, он уходил на работу ранним утром и приходил поздним вечером. В школе Михаил в школе учился хорошо и даже собирался поступать в академию наук. И он почти поступил. Нет, не почти. Он поступил и числился в списке кто сдал вступительные экзамены хорошо, но сыну одного городского чиновника не хватило места и тогда было принято решение выгнать студента Тополева из Академии. Причину Михаилу не объяснили, и громкая радость резко сменилась горечью несправедливости. С тех пор Михаил, отчаявшись, устроился зажигать фонари. И занимается он этим без малого уже тридцать лет и очень любит это дело. В нём всё же присутствует своя романтика.

Михаил зажигает фонари в центре города, на самой красивой и длинной улице. Вдоль этой улицы стоят средней длинны фонари, которые светят довольно-таки ярко, поэтому Тополев всегда задавался вопросом: «Почему их так много? ». И вправду. Один фонарь мог осветить площадь, на которой стоят два таких же фонаря. Впрочем, это было не его дело. Михаила в детстве учили радоваться мелочам и, наверное, зря, потому что он родился с этим умением. Именно поэтому каждый раз, выходя на смену, он поражался и одновременно радовался красоте улицы, которой каждый вечер на протяжении тридцати лет он дарит свет. На этой улице стоял театр, был парк имени самого Пушкина, также была башня с часами. Эти часы, кстати, и оповещали Михаила о времени выхода на работу. К слову, он жил недалеко от центра и поэтому добирался до него пешком минут так за десять, порой пятнадцать. С собой он брал лестницу, как же без неё?

Приходя на эту улицу, Михаил обязательно постоит и посмотрит на неё хотя бы минуту, улыбнётся и облокотит свою лестницу на первый фонарь, достанет спички, откроет дверку фонаря, подожжёт его и спустится вниз. И так, если я не ошибаюсь, раз тридцать. Ему не надоедало. Вообще. Он безумно любил поджигать фонари. Каждый вечер. На протяжении тридцати лет. Его работу всегда замечали, но не придавали ей значения. Михаил мог поговорить с кем-то из прохожих, которых по вечерам на этой улице изрядное количество. Его спросят о чём-то, он спросит о чём-то и так далее. Он очень часто общался с людьми, потому что наивно верил, что люди – это что-то хорошее, что-то доброе, но его вера не всегда оправдывалась. Он всегда стремился кому-то помочь. Всегда. Может быть, он просто был хорошо воспитан, а может просто совесть не позволяет проигнорировать. Он ни разу не дрался в этой жизни и никого не обидел. Его всегда знали как человека доброго, но, увы, знали только те, кто ему добра не никогда не желал. Ни родителей, ни друзей у него не было, так сложилось. Но ведь как так? Отзывчивый, воспитанный, но даже знакомых у него не было. В этом вопросе роль играла его профессия. Он был «маленьким» человеком хоть и выполнял такую, с виду незначимую, но важную работу. Да, он общался с людьми, но как? Люди, которые уже прошли башню, спрашивали его, сколько сейчас времени, другие спрашивали какие сейчас идут спектакли в театре. И, наверное, всё. Его делами никто не интересовался, а его здоровье было интересно только врачам. Как у него прошёл день, он спрашивал сам себя перед сном. Но он не несчастен, нет, он просто научился наслаждаться одиночеством, а это довольно важное человеческое качество.

День его проходит банально просто и обычно, как у самого обычного человека в этом городе. Он встаёт в седьмом часу утра, не потому что он сам хочет, а потому что единственное существо, которое его искренне любило и никогда не предавало, хотело гулять.

  У него был пёс. Большой. Он подобрал его на улице три года назад ещё щенком, когда шёл с работы. С тех пор щенок рос у Михаила в любви и заботе, с ним он не знал что такое голод и мороз. Они выходили гулять рано утром и возвращались обратно спустя час. Тополев души не чаял в этом четвероногом существе. Хотя бы потому, что он – единственное, что у него было помимо лестницы, спичек и старого пальто. Кормил Михаил своего пса ровно в десять часов утра. Так полезнее. Он вычитал это в одной книге по уходу за собаками, которую приобрёл на всю свою зарплату на следующий же день после того, как подобрал своего на тот момент будущего друга и товарища, ибо питомец в его жизни появился впервые и Михаил хотел сделать всё, чтобы щенку было комфортно. Общий язык они нашли сразу, и никаких разногласий между ними за три года никогда не было. Пёс был большой и белый, с белой точкой на носу. Глаза у него были человеческие, настолько человеческие, что Михаил часто разговаривал с ним, когда есть о чём.

С двух часов дня до пяти вечера Тополев думал и разговаривал со своим псом, больше занятий у него не было. Думал. О чём? О чём может думать одинокий человек в абсолютно пустой однокомнатной квартире? Когда человек в тишине и тем более один, в голову лезут самые бесполезные, самые полезные, самые сокровенные, самые глупые и самые умные и философские мысли. Полезно ли много думать? Вообще думать да, много думать – нет. Если думать и при этом находиться в одиночестве, то можно попасть в самые глубокие недра себя и узнать такое, что после этого проще будет повеситься. Но Михаилу это не грозило, за тридцать лет он привык думать и выучил себя наизусть. Оно и понятно, в такой однотонной жизни заниматься было особо нечем.

Он слышит бой часовой башни, пробило шесть. Взглянув на себя, сидя на кресле, в зеркале, он, вздыхая, встал и пошёл к порогу. Открыв гардероб, он вновь видит своё пальто, старое и потрёпанное, в кармане которого лежали спички. Одевая свои валенки, он неоднократно бьётся головой об открытую дверку тумбочки, накладывает псу, который смотрел на него влюблёнными глазами всё то время, пока тот думал, поесть, открыл шкаф, достал лестницу, одел свою кепку и с головой, полную мыслей о той прекрасной улице, шёл на работу.

Алгоритм его работы я описал ранее, он прост и в жизни Михаила являлся основой. Для него самым дорогим были пёс и работа. Дополнить этот список даже при всём желании у него бы не получилось. Впрочем, своей работе он был даже благодарен, ибо если бы не она, то он бы никогда не узнал, что не всё в этом мире так однозначно, как он себе представлял тридцать лет назад ещё юнцом.

А ещё Михаил боялся людей. Не всех. Злых.

 

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть.

                   Антон Павлович Чехов

 

                                                    Глава 2



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.