Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Из любви к искусству



 

      ... В тот день, кроме Арманды, на­верх к Мольеру поднялся еще один человек, молодой актер его театра по фамилии Барон.

- Мишель?! - удивился Мольер. - Я-то думал, что ты в это время вместе с Армандой где-то распива­ешь чаи.

- Увы, мэтр, - с кислой гримасой признался актер. - Я в немилости у вашей госпожи.

- Опять?! - горько усмехнулся Мольер.

       Этот молодой человек был многим обязан ему. В свое время Моль­ер, угадав в мальчишке недюжин­ные актерские способности, взял его в свою труппу и обучил секретам сценического мастерства. Как и некогда «мадемуазель Мену», юный Барон вскоре стал любимцем труп­пы и театральной публики. Это сильно не понравилось молодой жене Мольера: она привыкла, чтобы все восхищались только ею.

       Арман­да буквально возненавидела смаз­ливого юнца и однажды даже уда­рила его по лицу. Мишель был вы­нужден уйти из труппы. Через не­сколько лет он вернулся в Пале-Рояль, но это был уже другой человек: великолепный актер, красавец. И вот тогда Арманда резко изменила свое отношение к нему. По Парижу поползли слухи.

       Арманду и Мишеля видели вместе - гуляющими по Булонскому лесу, на светских вече­ринках, балах-маскарадах. Друзья советовали Мольеру как можно ско­рее выдворить неблагодарного Ба­рона из театра, но, кажется, они плохо знали своего друга. Ведь ради театра Мольер шел на любые жертвы: терпел капризы и поучения ко­роля, оскорбления и интриги при­дворных вельмож, задетых какой-нибудь его комедией, пасквили пи­шущей братии...

       Ради театра он ос­тавил в труппе не слишком-то ще­петильного, но на редкость талант­ливого актера.

       И вот теперь, отметил про себя Мольер, его жена в романе с этим красавцем, как видно, поставила точ­ку. Скорее всего, нашла другого по­клонника.

- Надеюсь, ты пришел ко мне не для того, чтобы я похлопотал за тебя перед госпожой? - мрачно спросил он.

- С какой стати? - замахал рука­ми Мишель. Судя по всему, немилость госпожи нисколько не опечалила его. - Нет, я по другому поводу. Вы сегодня играете в «Мнимом больном». Не мо­гу ли я заменить вас в роли Аргана?

- По-твоему, я уже не гожусь для нее?

- Ну, вы и скажете, мэтр! -Ми­шель был искренним человеком. - Вы первый актер Франции, илучше вас никто не сыграет эту роль. Но, знаю, вам сильно нездоровится.

       Словно вподтверждение его слов Мольер зашелся кашлем.

- Ты прав: лучше меня никто не сыграет Аргана... - сказал он, когда приступ кашля прошел. - А знаешь почему? Играя этого зануду, я играю самого себя. Да, мне иногда бывает худо. Но зачем днем и ночью тря­стись за свою жизнь, из-за каждого чиха превращать ее в кошмар для себя и своих близких? Даже если ты умираешь, будь любезен не делать из этого мировой трагедии...

- Храни вас Бог, мэтр! - восклик­нул Мишель. - В жизни вы нисколь­ко не похожи на Аргана. Из всех на свете, кого я знаю, вы самый весе­лый, самый мужественный, самый...

- Прекрати... Лучше спустись вниз и попроси прислугу принести сюда обед для нас двоих. Уже вдо­гонку Мольер крикнул:

 - И обяза­тельно бутылку Мерло!..

                                            Ми­ленький, как ты мог?..

       17 февраля 1673 года комедия «Мнимый больной» шла в четвертый раз. Играя роль Аргана, параноически мнительного господина, Мольер пре­взошел самого себя. Какой-то зритель на галерке, забыв, что он находится в театре, так возмутился, сколь безза­стенчиво обирают мнимого больного врачи-шарлатаны, что дал совет Аргану немедленно гнать их в шею!

       Когда герою Мольера нужно было произне­сти всего одно слово, актер вдруг побелел и зашатался, хватаясь за горло. Многие от восторга перед такой иг­рой даже привстали. Но, пожалуй, лишь один Мишель, наблюдавший за игрой учителя из-за кулис, догадывал­ся, что мнимого больного играл смер­тельно больной человек.

       Еле дотянув до конца спектакля, Мольер убежал со сцены. Хлынувшая горлом кровь залила белую манишку его театрального костюма. Мишель на руках вынес мэтра на улицу и, на­няв карету, крикнул кучеру:

- Скорее на улицу Ришелье!

       Но было уже поздно. Около полу­ночи Мольер умер. Две черные мо­нашки, забредшие в дом в этот позд­ний час, закрыли ему глаза. Послед­ней пришла Арманда. Она не сразу поняла, что случилось.

- Жан Батист! - придя в себя, не своим голосом закричала она. - Ми­ленький, как ты мог?..

       В те времена во Франции сущест­вовал закон, запрещавший хоронить комедиантов по церковному обряду. Считалось, что они - слуги нечис­той силы. Правда, этот закон на пра­ктике уже давно не применялся. Но когда умер Мольер, о нем разом вспомнили все его враги. Противо­стоять могущественным недругам Мольера никто не решился - никто, кроме Арманды.

       Это, кстати, многих удивило: женщина, не щадившая му­жа при жизни, оказалась единствен­ной, кто встал на защиту его доброго имени. Арманда упрашивала архиепископа Парижа сделать для покойного Мольера исключение и похоро­нить его как христианина. Церков­ный владыка ответил отказом. Тогда она прорвалась к королю. Людовик XIV, к тому времени охладевший к балету, выслушав ее, театрально раз­вел руками:

- Мадам, сочувствую вашему го­рю. Но даже я не могу приказать ар­хиепископу!

В этот момент он чем-то напомнил Арманде мольеровского Тартю­фа. Объяснять королю, сколь много ее муж сделал для Франции как писа­тель и актер, не имело смысла: ум­ный, но холодный Людовик и без нее это знал. Тогда она выдвинула другой аргумент.

- Ваше величество, но вы не мо­жете допустить, чтобы вашего комедиографа как собаку зарыли, где попа­ло!

- Ах, да! - вынужден был согла­ситься король. - Пожалуй, в этом вы правы!

- И если вы не можете приказать архиепископу, то попросите его.

- Мадам, я сделаю все зависящее от меня...

       В результате Мольера похоронили на кладбище Сен-Жозер, без осо­бой, впрочем, торжественности.

ЛИТЕРАТУРА:

Его труды:  

1. Мольер. Ж. -Б. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве. - М.: «Вита Нова», 2013. - ил.

О нем:

1. Бордонов Ж. Мольер/Жорж Бордонов/Пер. с фр. С. И. Великовского, Ю. А. Гинзбург. - М.: «Искусство», 1983. - 415 с., 15 л. ил., 1 л. портр., Хронолог. табл.: Стр. 368-380; Примеч.: Стр. 381-394; Указ. имен: Стр. 395-413; Указ. пьес: Стр. 414, в пер. - (Серия «Жизнь в искусстве»).

2. Бояджиев Г. Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. -М., 1967.

3. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. - СПб, Азбука-классика, 2009.

4. Гликман И. Д. Мольер: Критико-биогр. очерк /Исаак Давидович Гликман; Худож. Н. Львова. - Л. : Худож. лит., 1966. - 279 с. : 1 л. портр. - 0р. 62 к., в пер

5. Иванов И. Жан Батист Мольер: трагедия комедианта/ Иван Иванов// Караван историй. - 2006. - №11. - Стр. 388-401.

6. Мокульский С. С. Мольер/ Стефан Стефанович Мокульский. - 2-е изд., испр. - СПб.: «Планета музыки», «Лань», 2011. - 491 с., ил. - (Серия «Мир культуры, истории и философии»).  

7. Мольер. Пьесы; Критика и комментарии; Темы и развёрнутые сочинения; Материалы для подготовки к уроку/ Сост. и коммент. Н. Я. Мировой. М., 1997.
8. Мори К. Мольевр/Кристоф Мори/ Пер. с фр. Е. В. Колодчиковой. - М.: Молодая гвардия, Палиппест, 2011 - 320 с. - (Серия «Жизнь замечательных людей)

9. Мультатули В. М. Мольер: Биогр.: Пособие для учащихся /Валентин Михайлович Мультатули; Худож. Е. М. Таранова. - Л.: «Просвещение», 1970. - 127 стр.: 4 л. ил. - Библиогр.: Стр. 124-125. - (Серия «Биография писателя»).

 

См. https: //vk. com/album-46420619_282464498-  фотоальбом «Жизнь господина де Мольера» (фоторепортаж после мероприятия)

 

11. 01. 22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 30-78-00; e-mail: rossinskiye@gmail. com; Страница группы Вконтакте http: //vk. com/library_foliant

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.