![]()
|
|||||||
Из любви к искусству ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
... В тот день, кроме Арманды, наверх к Мольеру поднялся еще один человек, молодой актер его театра по фамилии Барон. - Мишель?! - удивился Мольер. - Я-то думал, что ты в это время вместе с Армандой где-то распиваешь чаи. - Увы, мэтр, - с кислой гримасой признался актер. - Я в немилости у вашей госпожи. - Опять?! - горько усмехнулся Мольер. Этот молодой человек был многим обязан ему. В свое время Мольер, угадав в мальчишке недюжинные актерские способности, взял его в свою труппу и обучил секретам сценического мастерства. Как и некогда «мадемуазель Мену», юный Барон вскоре стал любимцем труппы и театральной публики. Это сильно не понравилось молодой жене Мольера: она привыкла, чтобы все восхищались только ею. Арманда буквально возненавидела смазливого юнца и однажды даже ударила его по лицу. Мишель был вынужден уйти из труппы. Через несколько лет он вернулся в Пале-Рояль, но это был уже другой человек: великолепный актер, красавец. И вот тогда Арманда резко изменила свое отношение к нему. По Парижу поползли слухи. Арманду и Мишеля видели вместе - гуляющими по Булонскому лесу, на светских вечеринках, балах-маскарадах. Друзья советовали Мольеру как можно скорее выдворить неблагодарного Барона из театра, но, кажется, они плохо знали своего друга. Ведь ради театра Мольер шел на любые жертвы: терпел капризы и поучения короля, оскорбления и интриги придворных вельмож, задетых какой-нибудь его комедией, пасквили пишущей братии... Ради театра он оставил в труппе не слишком-то щепетильного, но на редкость талантливого актера. И вот теперь, отметил про себя Мольер, его жена в романе с этим красавцем, как видно, поставила точку. Скорее всего, нашла другого поклонника. - Надеюсь, ты пришел ко мне не для того, чтобы я похлопотал за тебя перед госпожой? - мрачно спросил он. - С какой стати? - замахал руками Мишель. Судя по всему, немилость госпожи нисколько не опечалила его. - Нет, я по другому поводу. Вы сегодня играете в «Мнимом больном». Не могу ли я заменить вас в роли Аргана? - По-твоему, я уже не гожусь для нее? - Ну, вы и скажете, мэтр! -Мишель был искренним человеком. - Вы первый актер Франции, илучше вас никто не сыграет эту роль. Но, знаю, вам сильно нездоровится. Словно вподтверждение его слов Мольер зашелся кашлем. - Ты прав: лучше меня никто не сыграет Аргана... - сказал он, когда приступ кашля прошел. - А знаешь почему? Играя этого зануду, я играю самого себя. Да, мне иногда бывает худо. Но зачем днем и ночью трястись за свою жизнь, из-за каждого чиха превращать ее в кошмар для себя и своих близких? Даже если ты умираешь, будь любезен не делать из этого мировой трагедии... - Храни вас Бог, мэтр! - воскликнул Мишель. - В жизни вы нисколько не похожи на Аргана. Из всех на свете, кого я знаю, вы самый веселый, самый мужественный, самый... - Прекрати... Лучше спустись вниз и попроси прислугу принести сюда обед для нас двоих. Уже вдогонку Мольер крикнул: - И обязательно бутылку Мерло!.. Миленький, как ты мог?.. 17 февраля 1673 года комедия «Мнимый больной» шла в четвертый раз. Играя роль Аргана, параноически мнительного господина, Мольер превзошел самого себя. Какой-то зритель на галерке, забыв, что он находится в театре, так возмутился, сколь беззастенчиво обирают мнимого больного врачи-шарлатаны, что дал совет Аргану немедленно гнать их в шею! Когда герою Мольера нужно было произнести всего одно слово, актер вдруг побелел и зашатался, хватаясь за горло. Многие от восторга перед такой игрой даже привстали. Но, пожалуй, лишь один Мишель, наблюдавший за игрой учителя из-за кулис, догадывался, что мнимого больного играл смертельно больной человек. Еле дотянув до конца спектакля, Мольер убежал со сцены. Хлынувшая горлом кровь залила белую манишку его театрального костюма. Мишель на руках вынес мэтра на улицу и, наняв карету, крикнул кучеру: - Скорее на улицу Ришелье! Но было уже поздно. Около полуночи Мольер умер. Две черные монашки, забредшие в дом в этот поздний час, закрыли ему глаза. Последней пришла Арманда. Она не сразу поняла, что случилось. - Жан Батист! - придя в себя, не своим голосом закричала она. - Миленький, как ты мог?.. В те времена во Франции существовал закон, запрещавший хоронить комедиантов по церковному обряду. Считалось, что они - слуги нечистой силы. Правда, этот закон на практике уже давно не применялся. Но когда умер Мольер, о нем разом вспомнили все его враги. Противостоять могущественным недругам Мольера никто не решился - никто, кроме Арманды. Это, кстати, многих удивило: женщина, не щадившая мужа при жизни, оказалась единственной, кто встал на защиту его доброго имени. Арманда упрашивала архиепископа Парижа сделать для покойного Мольера исключение и похоронить его как христианина. Церковный владыка ответил отказом. Тогда она прорвалась к королю. Людовик XIV, к тому времени охладевший к балету, выслушав ее, театрально развел руками: - Мадам, сочувствую вашему горю. Но даже я не могу приказать архиепископу! В этот момент он чем-то напомнил Арманде мольеровского Тартюфа. Объяснять королю, сколь много ее муж сделал для Франции как писатель и актер, не имело смысла: умный, но холодный Людовик и без нее это знал. Тогда она выдвинула другой аргумент. - Ваше величество, но вы не можете допустить, чтобы вашего комедиографа как собаку зарыли, где попало! - Ах, да! - вынужден был согласиться король. - Пожалуй, в этом вы правы! - И если вы не можете приказать архиепископу, то попросите его. - Мадам, я сделаю все зависящее от меня... В результате Мольера похоронили на кладбище Сен-Жозер, без особой, впрочем, торжественности. ЛИТЕРАТУРА: Его труды: 1. Мольер. Ж. -Б. Тартюф. Дон Жуан. Мещанин во дворянстве. - М.: «Вита Нова», 2013. - ил. О нем: 1. Бордонов Ж. Мольер/Жорж Бордонов/Пер. с фр. С. И. Великовского, Ю. А. Гинзбург. - М.: «Искусство», 1983. - 415 с., 15 л. ил., 1 л. портр., Хронолог. табл.: Стр. 368-380; Примеч.: Стр. 381-394; Указ. имен: Стр. 395-413; Указ. пьес: Стр. 414, в пер. - (Серия «Жизнь в искусстве»). 2. Бояджиев Г. Н. Мольер: Исторические пути формирования жанра высокой комедии. -М., 1967. 3. Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. - СПб, Азбука-классика, 2009. 4. Гликман И. Д. Мольер: Критико-биогр. очерк /Исаак Давидович Гликман; Худож. Н. Львова. - Л. : Худож. лит., 1966. - 279 с. : 1 л. портр. - 0р. 62 к., в пер 5. Иванов И. Жан Батист Мольер: трагедия комедианта/ Иван Иванов// Караван историй. - 2006. - №11. - Стр. 388-401. 6. Мокульский С. С. Мольер/ Стефан Стефанович Мокульский. - 2-е изд., испр. - СПб.: «Планета музыки», «Лань», 2011. - 491 с., ил. - (Серия «Мир культуры, истории и философии»). 7. Мольер. Пьесы; Критика и комментарии; Темы и развёрнутые сочинения; Материалы для подготовки к уроку/ Сост. и коммент. Н. Я. Мировой. М., 1997. 9. Мультатули В. М. Мольер: Биогр.: Пособие для учащихся /Валентин Михайлович Мультатули; Худож. Е. М. Таранова. - Л.: «Просвещение», 1970. - 127 стр.: 4 л. ил. - Библиогр.: Стр. 124-125. - (Серия «Биография писателя»).
См. https: //vk. com/album-46420619_282464498- фотоальбом «Жизнь господина де Мольера» (фоторепортаж после мероприятия)
11. 01. 22. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 30-78-00; e-mail: rossinskiye@gmail. com; Страница группы Вконтакте http: //vk. com/library_foliant
|
|||||||
|