Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Между судом и дуэлью



       Когда его труппа вернулась в Па­риж, ретироваться из столицы те­перь пришлось итальянцам. Публи­ка валом валила на комедии и фар­сы, сочиненные Мольером, поставленные Мольером, с Мольером в главных ролях. Парижане прямо-та­ки заходились от смеха, глядя, сколь остроумно и правдоподобно он и его комедианты изображали плутов, лицемеров, скупердяев, кокеток, мракобесов и прочих типов.

       Порой доходило до анекдота: вдруг кто-то из зрителей, как правило, мнитель­ный богач или надменный санов­ник, решив, что пьеса написана про него, громогласно требовал прекратить спектакль и грозил ав­тору судом или дуэлью.

       Одна из светских львиц Парижа, маркиза де Рамбуйе, узнавшая себя в комедии «Смешные жеманницы», добилась даже, чтобы здание, где ставилась эта пьеса, было снесено. Удивитель­но, но иные высшие лица королев­ства, такие как, например, ворова­тый министр финансов Фуке, делая вид, что они святее Папы Римского, до слез хохотали на спектаклях Мольера и искали с ним дружбы. Сам король Людовик XIV иногда танцевал в балетных актах мольеровских комедий!

 

                                                      Арманда Бежар

 

       Но кроме театра и славы Мольеру хотелось иметь то, чего у него не было: собственный дом, семью, де­тей. С Мадлен Бежар он уже рас­стался. В сердце Мольера посели­лась другая любовь - к младшей се­стренке Мадлен, «мадемуазель Ме­ну». Голенастая девчонка к двадцати годам превратилась в очарователь­ную барышню. Обожаемая париж­ской публикой, она выступала те­перь под собственным именем - Арманда Бежар!

       Когда Мольер пришел к Мадлен просить руки ее младшей сестры, та с убитым видом напомнила ему:

- Ты старше ее в два с лишним раза!

- Мадлен, дорогая... В свое время разница в возрасте не мешала нам быть счастливыми с тобой, - напом­нил он ей.

- Еще недавно ты в шутку назы­вал ее дочуркой. Что теперь подума­ют люди, Жан Батист?!

- А то, что есть: я сошел с ума от любви к ней! - Мольер одновре­менно смеялся и плакал. - Я без нее пропадаю, Мадлен! Не сплю ноча­ми. Повсюду мне слышится ее го­лос!..

- Но вы с ней такие разные! - Мадлен все еще надеялась отговорить его. - У тебя на уме театр, коме­дии, а у нее - успех и наряды...

- Пусть, - твердил свое Мольер. - Лишь бы она стала моей женой!

- Жан Батист... - В грустном взгляде Мадлен светилась былая лю­бовь. - Какая женщина откажется стать твоей женой?! Ты хорош собою, знаменит, стал камердинером коро­ля. Арманда, я знаю, хоть завтра пой­дет за тебя. Но ты...

       Она еще что-то говорила, о чем-то еще предупреждала, но он с затума­ненным от счастья разумом уже ни­чего не слышал...

       Два года они с Армандой прожи­ли в мире и согласии. Разлад начал­ся, когда Мольер по просьбе короля написал и поставил комедию-балет «Принцесса Элидская». Именно в это время король, желая блеснуть артистическим талантом перед од­ной из своих любовниц, велел уст­роить в Версале многодневные празднества. На них съехалось все дворянство Франции.

       В главной ро­ли комедии Мольера выступила Ар­манда, которая произвела настоящий фурор. Герцоги и графы, мини­стры и губернаторы провинций вы­страивались в очередь, чтобы выра­зить восхищение ее игрой и вру­чить цветы. Кое-кто из знатных ло­веласов успевал шепнуть на ушко очаровательной комедиантке льстивые слова и назначить место для свидания.

       С тех пор по Парижу поползли слухи о неверности жены директора театра Пале-Рояль. Что они имели под собой почву, лучше всех знал Мольер: Арманда теперь по поводу и без повода исчезала из дома и воз­вращалась иногда за полночь в чьей-нибудь богатой карете...

       Враги - а их у Мольера было так же много, как и друзей, - надеялись, что семейные неурядицы превратят его в этакого ягненочка. Но он не спешил оправдывать их расчеты. Как ни в чем не бывало писал острую са­тиру, держался весело, шутил напро­палую.

       Тогда враги бросили против него испытанное оружие - клевету. Один из них, плохой актер и посред­ственный драматург Монфлёри, написал на Мольера донос Людовику XIV. Он утверждал, что Арманда во­все не сестра, а дочь Мадлен Бежар и... Мольера. Что может быть страш­нее обвинения в кровосмешении?! Мольер схватился за сердце, слег. Но надо отдать должное Людовику: он не поверил в эту ложь. Враги и завистники надолго прикусили свои злые языки...

       Однако ветреное поведение Ар­манды продолжало ранить душу дра­матурга. Семейная драма на улице Ришелье грозила кончиться полным разрывом. Желая избежать этого, Мольер снял за городом дом и посе­лился в нем с дочуркой Эспри Мадленой. Он гу­лял с ней по цветущим паркам сто­личного предместья, писал одну за другой комедии (все больше похо­дившие на трагедии) и за бутылкой вина отводил душу с друзьями. При этом он почти каждый день бывал в театре, репетировал с труппой, вы­ступал на сцене, иногда - в паре с Армандой.

       Многие его пьесы, написанные в те годы, настолько автобиографичны, что враги, читая их, злорадно посмеи­вались, а друзья плакали. Умнейший человек своей эпохи, он в то же время был наивен как ребенок: искренне ве­рил, что Арманда вот-вот одумается, и они снова заживут в любви.

       После нескольких лет размолвки Жан Батисти его жена Арманда вновь стали жить вместе в доме на улице Ришелье.

           Как и прежде, он занял вто­рой этаж, где располагал­ся его кабинет, а жена с малышкой Эспри Мадленой поселились внизу. В отличие от прежних дней, когда супруги, случалось, шумно вы­ясняли отношения, теперь в доме стояла благостная тишина. Но для Мольера она была еще тяжелее бы­лых ссор.

       Согласившись жить с му­жем под одной крышей, Арманда и не подумала изменить свое поведе­ние. Новым стало лишь одно: теперь, уходя куда-нибудь из дома, она сооб­щала супругу, где, в какой компании и с кем намерена провести время...

       17 февраля 1673 года Арманда поднялась наверх к мужу, дробно, точно кастаньетами, простучав каблуками по ступенькам винтовой лестницы.

- Жан Батист, я ухожу... - нехотя известила она.

       В другую пору их супружеской жизни жена тоже приходила сюда, но поступала иначе: тихо подкрав­шись к погруженному в сочинитель­ство Мольеру Арманда со спины порывисто обнимала его и особым смешком в ухо давала понять, что со­всем не прочь заняться с ним любо­вью.

       В этот раз Арманда тоже зашла со спины, но даже на расстоянии ощущалось исходящее от нее равно­душие.

- Далеко собралась? - спросил Мольер.

- К знакомым. На чай...

       И перед тем как уйти, Арманда всегда заводила неприятные разго­воры, припоминая Мольеру сущест­вующие и несуществующие грехи. О том, что дело не ограничится чаепи­тием у знакомых, красноречиво сви­детельствовал наряд Арманды: рос­кошное вечернее платье с глубоким вырезом, ожерелье из черного жем­чуга, множество перстней на паль­цах. Для обручального кольца среди них места не нашлось...

- Ты идешь одна?

- Сам когда-то говорил, что мы не обязаны отчитываться друг перед другом.

- Вернешься поздно?

       Она неопределенно повела густо напудренными плечами и выбежала из кабинета. Снова, точно кастанье­ты, простучали ее каблуки. Мольер некоторое время подержал перо в чернильнице, а затем в сердцах от­швырнул его в сторону и устало уро­нил курчавую, но уже с проседью го­лову на неоконченную рукопись очередной пьесы...

       Из всех женщин, которых он лю­бил в своей жизни, ему досаждала од­на Арманда. С остальными он пре­красно ладил и даже после расстава­ния оставался их добрым другом.   

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.