Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дарья Пожарова 4 страница



– Не позавидуешь тебе. Держись, – сочувственно произнесла Рита и пошла на кухню. – А хочешь поужинать? У меня там остатки каши.

Коле хотелось крикнуть: «Да! Хочу! » Но ему пришла в голову мысль, что Рита сама много недель живёт впроголодь. И её самоотверженное предложение достойно вежливого отказа. Он замялся.

– Пойдём! – настаивала она. – Я ещё тогда заметила, что ты голодный. У тебя голодные глаза. Такое теперь сразу замечаешь.

Он не позволил себя долго уговаривать. Рита и Коля тихонько пошли на кухню, где она накормила его перловой кашей с кусочком масла. И эта каша была больше, чем просто еда. Это было и милосердие, и понимание, и настоящая дружба, о которой он мечтал.

Утром Коля первым делом побежал на телеграф. По дороге он размышлял: стоит ли огорчать мамашу и сообщать всю правду? Но потом подумал: ей и так тяжело. Неизвестно, что с отцом, жив ли он. Каждая горькая новость может подорвать её некрепкое здоровье. И решил молчать. Он дал телеграмму в десять слов:

«ПРИБЫЛ ЦИРК ДАЛИ ОБЩЕЖИТИЕ КАК ТАМ ВЫ ЖИВЫ ВОЛНУЮСЬ СТРАШНО».

Коля беспокоился, какой получит ответ. Да и получит ли? Ленинград бомбят. Там, на барже, он однажды испытал липкий, унизительный страх за жизнь. И не представлял, как можно жить в страхе постоянно. Казалось, можно умереть лишь от этого.

А сейчас к его сумбурному волнению присоединилась ещё одно беспокойство – за собственную судьбу. У него оставалось немного денег, на месяц или полтора экономного житья. Но если Рита права, и Виктор Чиж – на самом деле аферист, то Коля окажется в плачевном положении: в чужом городе без денег и без родных.

 

 

Послесловие от автора

У меня в руках оказались поистине редкие исторические документы, попавшие ко мне по чистой случайности. Я с детства пламенно увлекаюсь книгами и постоянно пополняю свою обширную библиотеку. Началось всё с библиотеки моих родителей, затем сосед-профессор, заметив мою страсть, пожертвовал часть своих книг в мою коллекцию. Многие экземпляры мне подарили друзья или отдали просто так совершенно незнакомые люди, зная, что в моих руках книги не пропадут и обретут достойную жизнь.

 

Одна моя знакомая купила квартиру и раздавала библиотеку, оставленную

 бывшими хозяевами. Я увидела её объявление в соцсети и была в числе её гостей. Но приехала слишком поздно: ценные книги быстро расхватали другие гости. Я огорчилась и собралась уже уезжать, когда вдруг заметила в уголке потрёпанные тетрадки, неприметные и не востребованные у остальных книголюбов. Прикосновение к этим тетрадям поразило моё воображение. Если бы я не обратила на них внимания, они бы вскоре оказались среди мусора. А место им – в музее. Оказалось, это дневники двух разных людей: девушки, жившей в довоенном Ленинграде 1925-26 гг, и юноши, который гастролировал по стране с цирком лилипутов в военные годы с 1941-43. Две жизни. Две истории. Я словно села в машину времени и оказалась в далёком прошлом, где звучит граммофон, изысканные барышни шьют чепчики у модисток, а боль облегчают кокаином.

 

Блокадные дневники – частые свидетели той жестокой эпохи. Вся Россия знает о записях Ольги Берггольц и Тани Савичевой. В найденном мной дневнике юноши-артиста много свидетельств о войне. Но сильнее всего меня затронула его личная судьба.

 

Он влюбился в знакомую девушку и страшно страдал, что его отвергают из-за невысокого роста и необычной внешности. Лишь истинная преданность цирку и музыке наполняла его жизнь смыслом и приключениями. Цирк лилипутов путешествовал по всей стране, охваченной войной, и теперь, спустя столько лет, вряд ли остались более правдивые сведения об этом явлении, чем дневники. Возможно, записи моего героя – единственное свидетельство о тех далёких гастролях. Поэтому такой документ уникален. Цирк лилипутов, как гласят официальные источники, был зарегистрирован в 1946 году. А основан – значительно раньше. Ведь уже в 1941 труппа отправилась в турне по городам Советского Союза. В военные годы артисты вели важную работу: подбадривали цирковым искусством уставших людей в тылу, а также посещали госпитали, выступая перед ранеными.

Случайность неслучайна. Дневники неспроста попали именно ко мне. Дело в том, что я уже несколько лет работала над романом о цирке. Но работа не ладилась, текст рождался натужно и без энергии, и я почти потеряла надежду и вдохновение. И тут – такая находка, и так вовремя! Мой герой не оставил наследников, и я не беседовала с ним лично, но прочитанные дневники создали между нами глубокое чувство интимности. Мне стало казаться, будто мы друзья, знающие друг друга много лет. Написанная мной история пришла ко мне при удивительных обстоятельствах, словно направленная высшим промыслом. Я просто не могла не написать эту книгу и оставить без внимания намёк судьбы.

 

Когда ты находишь такую личную вещь, как чужой дневник, неизбежно встаёт этический вопрос. Думаю, никто не хотел бы, чтобы посторонние прочитали его сокровенные мысли и раскрыли его тайны. Со мной произошёл травмирующий случай в лагере, когда я была подростком. Мой личный дневник нашли девочки из моей комнаты, вытащили прямо из сумки под кроватью. И прочитали при всех, смеясь над моими переживаниями. После этого я проплакала всю ночь. Поэтому я на собственном опыте знаю, насколько обидно и неприятно, когда кто-то раскрывает твои секреты против твоей воли. Каждый имеет право на тайну.

 

Моя находка осложнилась ещё и тем, что около половины записей юноши-артиста оказалось зашифровано. Сначала я пыталась разгадать их сама, потом объявила конкурс среди своих друзей, кто быстрее и точнее разгадает, что зашифровано в дневнике. Я откопировала одну страницу, и мои друзья сидели несколько часов в попытках уловить шифр. Мой интерес – история, а не перетряхивание чужих секретов. Я никогда не помышляла публиковать что-либо из дневников моего героя, только хотела больше узнать о нём, чтобы написать интересную книгу. Совместными усилиями моей семьи и знакомых удалось разгадать примерно треть символов, но этого оказалось мало: записи не читались.

 

Тогда я вынуждена была обратиться к группе специалистов-криптографов. Сразу же откликнулось несколько любителей и профессионалов, готовых взяться за работу, хотя я предложила чисто символическую благодарность. Я предусмотрительно скрыла авторство дневника и отдала на расшифровку лишь пару страниц, тех же, что видели мои друзья. Но даже этой крупицы хватило, чтобы понять: не всех заботит этический вопрос. Для некоторых чужие переживания – лишь способ наживы и общественного интереса самого низкого свойства. Криптограф, который в итоге разгадал шифр, согласился хранить тайну. И я благодарна судьбе за встречу с ним. Он нашёл все соответствия символов, так что оставалось лишь дешифровать остальные записи, пользуясь ключами. Большую часть этой работы выполнил мой муж, сидя вечерами над дневником, за что я также ему безмерно благодарна. Я могла заниматься книгой, ни на что не отвлекаясь.

 

Даже при поисках акашийских записей люди разделятся на два лагеря. Всегда будут те, что ищет чистоту знания, и те, кто жаждет ажиотажа. Некоторым тайнам суждено остаться на глубине истории. Нужно уважать право на эту тайну. И можно бесконечно спорить о том, кто прав в фильме «Титаник»: Роуз, бросившая бриллиант «Сердце океана» на дно, или археолог, мечтающий поднять его со дна. Только для Роуз бриллиант был памятью, и она не хотела, чтобы он стал чем-то другим.

 

Из деликатности к чужой душе я не считаю себя вправе публиковать что-либо из дневников: слишком личные переживания там описаны. По той же причине не раскрою настоящего имени своего героя. Он прожил длинную жизнь, наверняка его взгляды менялись с течением времени. За много лет он мог легко уничтожить свой дневник. Но по какой-то причине дал шанс письменным свидетелям своей юности остаться как память. Однако ключей к своим записям герой не оставил. И это говорит в пользу сохранения анонимности.

 

Нельзя сказать, что мой роман основан на дневнике, но можно – что я вдохновлялась им. Был юноша, бежавший из Ленинграда накануне блокады. И было путешествие. Остальное – сочетание полёта фантазии с исторической правдой. Но одну мысль из найденных дневников, высказанную 17-летним подростком почти 100 лет назад, я всё же обнародую во всей правдивости.

" Думаю, жизнь начинается лишь в тот момент, когда ты влюбляешься, неважно, в человека или в дело. А до того она не имеет смысла".

 

Друзья, если среди вас есть те, кто влюблен и в дело, и в человека – знайте, что вы счастливы дважды.

 

 


[1] Молотов – название города Пермь с 1940 по 1957 год.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.