|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расчет сечения колонны по I варианту армирования 3 страница7. По величине пролетного и опорных моментов в каждом пролете ригеля определяется приложенная к ним приведенная погонная нагрузка: , Ml - величина момента в середине пролета, М01 и М02 - величина опорных моментов у граней колонн, l0 =6, 2-0, 4=5, 8 м - длина рассматриваемого пролета ригеля в свету. 7. 1. Для крайнего пролета крайнего ригеля. а) полная нагрузка
б)полная пониженная нагрузка
в) постоянная нагрузка
7. 2. Результаты расчета приведенной погонной нагрузки на ригели сведены в таблицу 5. Таблица 5.
8. Длина участков пролетов ригелей с трещинами: - в середине пролета lcrcl = l0 – 2x1; где: l0 - длина пролета ригеля в свету между гранями колонн, , q и М - см. п. 7, выше. - у колонн 8. 1. Длина участков с трещинами крайнего ригеля в крайнем пролете. а) при полной нагрузке. , Мcrc = 11, 2 кНм, q1 = 29, 5 кН/м, l0 = 6, 2-0, 4 = 5, 8 м. - в пролете , ; - у колонн ; б) при полной пониженной нагрузке: ; q' = 27, 0 кН/м; - в пролете: , lcrcl = 5, 8-2·1, 27 = 3, 26 м; - у колонн ; в) при постоянной нагрузке: ; qd = 22, 5 кН/м. - в пролете: ; ; - у колонн: . 7. 2. Результаты расчета длин участков ригелей с трещинами, определенные аналогично п. 7. 1 сведены в таблицу 6. Таблица 6.
9. Абсолютное удлинение продольной оси каждого пролета li несущих ригелей, вызванное образованием поперечных вертикальных трещин, определяется из выражения: , где значения ε 0l и ε 00, lcrcl и lcrc0 см. табл. 4 и 6. 9. 1. Абсолютное удлинение оси крайнего пролета крайнего ригеля. а) от полной нагрузки: ε 0l = 1, 43·10-3; ε 001 = 1, 75·10-3; ε 002 = 1, 72·10-3 (табл. 4) ; б) от полной пониженной нагрузки: ε 0l = 1, 25·10-3; ε 001 = 1, 39·10-3; ε 002 = 1, 49·10-3 (табл. 4) ; в) от постоянной нагрузки: ε 0l = 8, 13·10-4; ε 001 = 1, 15·10-3; ε 002 = 9, 61·10-4 (табл. 4) . 9. 2. Результаты расчета абсолютного удлинения продольной оси каждого пролета ригелей, вызванного образованием поперечных трещин, сведены в таблицу 7. Таблица 7
10. Величина продольного распора в несущих ригелях. 10. 1. В крайних пролетах величину распора Hr рассчитывают по величине удлинения продольной оси ригеля, создаваемого приращением временной нагрузки в пределах от пониженной полной до полной, по жесткостному отпору колонн и бортовых связевых ригелей наружного контура каркаса. Расчет с учетом указанных факторов выполняется по формуле: , где: φ b1 = 0, 85 - коэффициент, учитывающий кратковременную ползучесть бетона при изменениях временной нагрузки; ∆ lc - приращение удлинения несущих ригелей в крайних пролетах от перепада нагрузки (табл. 7); Вk - жесткость поперечного сечения колонны при изгибе; Вr - то же, связевого ригеля при изгибе в горизонтальной плоскости; hfl и l0 - высота этажа и длина в свету пролета примыкающих связевых ригелей, соответственно; β k - коэффициент, учитывающий условия примыкания к бортовому ригелю, β k=0, 9, m=0, 65 - при примыкании рассчитываемого несущего ригеля к угловой колонне и β k=1, 2, m=1, 0 - при примыкании несущего ригеля к колоннам бокового ряда. Для настоящего примера: Вк = ЕbIк = 30·106·0, 44/12 = 64000 кНм2, Вr = 30·106·0, 26·0, 53/12= 81250 кНм2, hfl = 3, 0 м; l0 = 5, 8 м. Для крайнего ригеля величина Hr составляет при ∆ lc = 7, 66·10-3 - 6, 44·10-3 = 1, 22·10-3 м (см. табл. 7)
Для среднего ригеля величина Hr составляет при ∆ lc = 7, 92·10-3 - 6, 20·10-3 = 1, 72·10-3 м (см. табл. 7)
10. 2. В средних пролетах ригелей величину реактивного продольного распора определяют по величине удлинения их продольной оси от полной нагрузки за вычетом удлинения, вызванного постоянной и длительной нагрузкой и рассчитывают по формуле: , но не более (*) здесь: - коэффициент, учитывающий влияние высоты u трещин на жесткость сечения ригеля, - средняя наибольшая высота трещин в пролете (ul) и у колонн (u0); b и h - ширина и высота сечения ригеля, в котором определяется продольный распор, bс=2, 05 и m=0, 65 – для крайнего несущего ригеля, bс=2, 25 и m=1, 0 – для среднего несущего ригеля, остальные обозначения приведены выше. Для крайнего ригеля: b = 0, 5 м, h = 0, 26 м, l0 = 5, 8 м (см. табл. 3); ; (см. табл. 7) (см. табл. 4)
Проверка условия (*): при Br = Eb h bw3 / 12 = 30·106·0. 26·0. 53 / 12 = 81250 кНм2;
Принято: Hr = 209, 7 < 527, 1 кН. Для среднего ригеля: b = 0, 6 м ; ; ; ;
Проверка условия (*):
Принято: Hr = 343, 5 < 528, 2 кН. 11. Величина моментов, разгружающих расчетные сечения несущих ригелей при действии продольного распора, определяют по формуле: , где M – значение изгибающего момента от полной расчетной нагрузки, определенное в рассматриваемом сечении по упругому расчету каркаса; u - высота трещины в расчетном сечении ригеля от полной расчетной нагрузки (см. табл. 3). 11. 1. В крайнем пролете крайнего ригеля Hr = 77, 8 кН - в середине пролета u = 0, 201 м; М=51, 6 кНм \∆ М\=77, 8·0, 201/2=7, 8 кНм < 0. 2∙ 51, 6=10, 3 кНм - у крайней (угловой) колонны u = 0, 191 м; М=68, 2 кНм \∆ М\=77, 8∙ 0, 191/2=7, 4 кНм < 0. 2∙ 68, 2=13, 6 кНм - у средней колонны u = 0, 180 м; М=76, 6 кНм \∆ М\=77, 8∙ 0, 180/2=7, 0 кНм < 0. 2∙ 76, 6=15, 3 кНм 11. 2. В среднем пролете крайнего ригеля Hr = 209, 7 кН - в середине пролета u = 0, 205 м; М = 48, 4 кНм; \∆ М\=209, 7∙ 0, 205/2=21, 5 кНм > 0. 2∙ 48. 4=9, 7 кНм - у колонн u = 0, 180 м; М = 76. 6 кНм; \∆ М\=209, 7∙ 0, 180/2=18, 9 кНм > 0. 2∙ 76. 6=15, 3 кНм 11. 3. В крайнем пролете среднего ригеля Hr = 160, 4 кН - в середине пролета u = 0, 194 м; М = 79, 2 кНм; \∆ М\=133. 7∙ 0, 194/2=13, 0 кНм < 0. 2∙ 79. 2=15, 8 кНм - у крайней колонны u = 0, 157 м; М = 108, 3 кНм; \∆ М\=133. 7∙ 0, 157/2=10, 5 кНм < 0. 2∙ 108. 3=21, 7 кНм; - у средней колонны u = 0, 127 м; М = 117, 1 кНм. \∆ М\=133. 7∙ 0, 127/2=8, 5 кНм < 0. 2∙ 117. 1=23, 4 кНм; 11. 4. В среднем пролете среднего ригеля Hr = 343, 5 кН - в середине пролета u = 0, 190 м; М = 73, 8 кНм; \∆ М\=343, 5∙ 0, 190/2=32, 6 кНм > 0. 2∙ 73. 8=14, 8 кНм; - у колонн u = 0, 127 м; М = 117, 1 кНм. \∆ М\=343, 5∙ 0, 127/2=21, 8 кНм < 0. 2∙ 117. 1=23, 4 кНм; 12. Абсолютные значения величины моментов Мн в расчетных сечениях ригелей от действия полной расчетной нагрузки с учетом распора Нr определяем по меньшему значению ∆ М, определенному выше в п. 11. |Мн| = |М| - |∆ Мн|, где |М| - значение по модулю величины момента, определенной по упругому расчету каркаса. Таким образом, значение величины момента М для окончательного определения требуемой площади сечения рабочей арматуры в расчетных сечениях расчетных ригелей могут быть установлены. 12. 1. В крайнем пролете крайнего ригеля: - в середине пролета Мн = 51, 6-7, 8=43, 8 кНм; - у средней колонны Мн = 76, 6-7, 4=69, 2 кНм; - у крайней (угловой) колонны Мн = 68, 2-7, 0=61, 2 кНм. 12. 2. В среднем пролете крайнего ригеля: - в середине пролета Мн = 48, 4-9, 7=38, 7 кНм; - у колонн Мн = 76, 6-15, 3=61, 3 кНм; 12. 3. В крайнем пролете среднего ригеля: - в середине пролета Мн = 79, 2-13, 0=66, 2 кНм; - у средней колонны Мн = 117, 1-8, 5=108, 6 кНм. - у угловой колонны Мн = 108, 3-10, 5=97, 8 кНм; 12. 4. В среднем пролете среднего ригеля: - в середине пролета Мн = 73, 8-14, 8=59, 0 кНм; - у колонн Мн = 117, 1-21, 8=96, 0 кНм. 12. 5. С учетом установленных значений Мн произведен перерасчет требуемого сечения рабочей арматуры в ригелях. Результаты расчета представлены в табл. 8. Согласно исходным условиям примера: рабочее армирование - сталь класса А500с, бетон класса B25. Таблица 8
Вывод . С учетом влияния продольного реактивного распора Hr. окончательную площадь сечения рабочей арматуры несущих ригелей следует принять по данным табл. 8. Пример 5 Проверить прочность сечений колонны рамно-связевого каркаса под высокие расчетные нагрузки. Колонна содержит продольную арматуру из высокопрочной стали класса Ат-1000 ГОСТ 10884-94 и косвенное армирование в виде сварных сеток из стали класса Ат-500С, установленных равномерно по высоте колонны (в соответствии со СНиП 2. 03. 01-84*). Колонна может быть выполнена из монолитного или сборного железобетона. Расчет выполняется по методике СНиП 2. 03. 01-84*.
Рис. П. 4. Сечение колонны с косвенным армированием Исходные данные: сечение колонны 40 х 40 см. Бетон класса В40 (Rb=22, 0 МПа, Rb, ser=29, 0 МПа, Eb=36 103 МПа). Продольная арматура – 12 стержней диаметром 25 мм класса Ат-1000. Площадь сечения одного стержня аs1=4, 91× 10-4м2 (Rs=815 МПа, Rs, ser=980 МПа, Rsc=400 МПа, Es=19× 104 МПа). Поперечная арматура – сварные сетки из стержней диаметром 10 мм класса А500с по пять стержней в каждом направлении. Площадь сечения одного стержня аs2=7, 85× 10-5м2. Расстояние между крайними стержнями сетки (по осям) – 35 см, шаг сеток по высоте колонны S=10 см. (Rs, xy = 450 МПа, Rs, ser = 500 МПа, Rsc = =400 МПа, Es=20× 104 МПа). Полное продольное усилие от расчетного сочетания нагрузок по I группе предельных состояний NI = 6, 86 МН (700 т. с. ). То же по II группе предельных состояний NII = 5, 68 МН (580 т. с. ). Высота этажа 5, 0 м, расчетная длина колонны l0 = 3, 6 м. Соотношение между усилиями Ml (от постоянной и длительной нагрузки) и М (от полной нагрузки) составляет Расчет А. Прочность сечения колонны. 1. Расчетное значение случайного эксцентриситета продольного усилия N составляет е0= b==1, 33× 10-2м. Расчет ведется по недеформированной схеме с учетом влияния прогиба на прочность колонны. 2. Расчет прочности сечения колонны по I предельному состоянию заключается в проверке прочности ядра колонны в пределах части сечения, ограниченной площадью плана сварных сеток hc=bc=0, 35м, h01c=0, 328м, h02c=0, 270м, h03c=8, 0× 10-2м, h04c=ac=2, 2× 10-2 м, (см. рис. П. 4). 3. Геометрические характеристики. - Радиус инерции ядра колонны:
- Гибкость колонны (по ядру):
- Момент инерции сечения ядра колонны
- Момент инерции сечения продольной арматуры:
Момент инерции бетонной части сечения ядра:
4. Расчет коэффициентов
но не менее где Rb в МПа. принимается
Для дальнейшего расчета принято Коэффициент, учитывающий работу колонны частью сечения: . Коэффициент, учитывающий влияние длительного действия нагрузки на прогиб колонны в предельном состоянии:
Условная критическая сила для ядра колонны:
= 11, 907 МН. Коэффициент учета влияния прогиба на эксцентриситет продольного усилия: 5. Эксцентриситет продольной силы N относительно центра тяжести арматуры, наиболее удаленной от точки приложения силы N:
6. Момент продольной силы Nр =6, 86 МН относительно той же оси:
7. Расчетное сопротивление бетона сжатию в ядре колонны с учетом влияния косвенного армирования:
где: nx=ny=5
Коэффициент объемного армирования:
Коэффициент эффективности косвенного армирования
где
8. Расчетное сопротивление сжатию Rsc, red продольной высокопрочной арматуры:
где: в котором
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|