|
|||
Table of Contents 16 страницаМожет ли один психотерапевт использовать в работе все пути? Да, может, но без глубокой специализации. Но без этого мы утрачиваем некоторые существенные преимущества, однако преимущество может состоять в совместном использовании всех путей. Это позволяет нам открыть для себя то, что является существенным в каждом из путей, — тем, что не способны дать другие пути. Так мы научимся узнавать, когда может понадобиться специфическая сила, связанная с данным путем. При этом мы изменяем свой стиль работы в рамках данного пути, включая в него то, что узнали из других. Даже если нам не придется специально работать с межличностным взаимодействием, мы будем работать с образами клиента так, что это не станет препятствовать психотерапевтическим возможностям взаимодействия. Работая с взаимодействием, мы отмечаем возникновение образов, которые могли бы нам помочь. Таким образом, все знакомые нам пути психотерапии оказывают влияние на нашу работу на каждом из них, в то же время делая эту работу более эффективной. Как совместить все пути в рамках одной психотерапевтической сессии В отсутствии специализации заключается еще одно очень важное преимущество. Когда мы позволяем каждому из путей психотерапии влиять на другие, изменяя их, эти направления больше уже не ассоциируются у нас с различными обстоятельствами. Теперь все эти пути можно совместить в рамках контекста одного психотерапевтического сеанса. Так можно работать с телом, не становясь при этом психотерапевтом телесной ориентации, привязанным к массажному столу. Мы сможем использовать ролевую игру, не предлагая клиентам устраивать драматическое представление, как это принято в гештальт-терапии, и не применяя специфический личный стиль работы Фрица Перлза. Можно научиться использовать некоторые приемы работы оперантной бихевиоральной психотерапии, не посвящая ей всю сессию и не становясь последователями Скиннера. Принятие решения не посвящать всю сессию какой-то одной процедуре включает в себя изменение представления о нашей профессии. Психотерапия часто мыслится в терминах конкретной процедуры, используемой психотерапевтом. Поэтому клиенты, приходящие к последователю гештальта, ожидают работы в духе гештальт-терапии. С другой стороны, если мы думаем о психотерапии как о процессе, происходящем с клиентом, а не о типе процедуры, то оказывается, что психотерапия — это помощь клиенту. Мы не знаем заранее, да и не можем знать, что происходит в разных случаях с разными клиентами. Психотерапевт и клиент могут свободно видоизменить то, что делают, переходя от использования одного пути к другому. Процедуры, связанные с различными путями, не являются отделенными друг от друга, как было бы в том случае, если бы мы пытались применять их одну после другой. Если мы уловили сущность каждого из путей, они начинают влиять друг на друга, так что при работе с одним из них вполне естественным оказывается включение других. Переход от одного пути к другим возникает естественно, благодаря тому, что мы не пытаемся работать, например, с действиями как таковыми, а используем лишь те из них, что способствуют проявлению и развитию чувствуемых ощущений. Это тот тип поступков, на которые мы естественным образом обращаем внимание, поскольку мы уже знакомы с чувствуемыми ощущениями, возникавшими при использовании других путей. И то, что мы знаем о принципах подхода Скиннера, помогает нам использовать некоторые из них, если они способны привнести что-то действительно существенное. Так обстоит дело и с образами: мы работаем лишь с тем, как тот или иной образ вызывает новое чувствуемое ощущение или способствует развитию таких ощущений. Существует процедура работы с образами, которая включает заранее подготовленные последовательные инструкции, охватывающие все время психотерапевтической сессии. Конечно, в течение сессии определенные межличностные отношения вполне могут иметь место, но работа проводится преимущественно с образами. Возникает впечатление, что психотерапевт должен сделать выбор: проводить работу либо с глубинными образами, либо с межличностными отношениями. Естественно, если весь час сессии посвящен работе с образами, кое-что что окажется за его пределами. Однако мы сможем приобрести гораздо больше, чем утратить, если нам удастся найти способ использовать силу образов, не жертвуя для этого всем временем сессии. В следующем фрагменте стенограммы психотерапевт задает клиенту вопросы, ориентированные на работу с образами. Психотерапевт ничем не рискует: эти вопросы никак не умаляют права клиента на принадлежащее ему время психотерапевтической сессии. Наоборот, они вызывают мощный поток образов, проявляющихся одновременно с взаимодействием психотерапевта и клиента; при этом клиент исследует свои чувствуемые ощущения.
К: Эта (детская) часть меня очень болезненна. П: Вы можете почувствовать болезненность в этой детской части? К: Да. (Молчание. ) П: Вы можете ее увидеть? К: Да. П: Что она делает? К: Я вижу ее (тихо плачет). Она внезапно появляется передо мной — в позе эмбриона, с руками, поднятыми над головой. П: Можем ли мы с вами просто спокойно посидеть вместе с ней? Не будем ничего говорить, не будем пытаться подталкивать события. Просто будем здесь... Мы с вами составим ей спокойную компанию. Так она получит запас времени... (Молчание. )
В главе 14, посвященной работе с образами, я подробно опишу, как продолжать работу в подобной ситуации. Психотерапевт, знакомый с этим путем работы с образами, добавляет образ к обычной практике работы с переживаниями, когда клиенту предлагается оставаться со своими чувствами и создавать вокруг них безопасную среду. С другой стороны, знание психотерапевтом пути работы на основе взаимодействия приводит к созданию новой процедуры работы с образами. Отметьте, что вопрос “Вы можете ее увидеть? ” не оказывает насильственного воздействия на дух общения, центрированного на клиентке. Ничего не форсируя, не пытаясь чем-либо управлять, не стараясь контролировать события на протяжении сессии, психотерапевт признает возможность существования образа. Различие в теориях Возникает впечатление, что существуют некие базовые конфликты — например, между фрейдистской и юнгианской интерпретациями. Одна и та же теория нередко вызывает к жизни противоречивые гипотезы по поводу любой ситуации. В действительности все “интерпретации” — всего лишь гипотезы. Современные теории носят настолько широкий и общий характер, что редко предлагают нам только одну правдоподобную гипотезу для объяснения сложной ситуации. Однако существует своего рода пробный камень. Возникновение нового шага из чувствуемого ощущения позволяет выбрать одну из различных гипотез в любом их сочетании. Поэтому любые теории могут быть использованы для создания гипотез. Но только в том случае, если одна из них позволяет проявить чувствуемое ощущение и развить его, она становится чем-то большим, чем просто гипотеза. Когда после возникновения телесного ощущения из него проливается целый поток подробностей, не должно оставаться никаких сомнений. То, что возникает, изменяет и дополняет первоначальную гипотезу. Но результат не может быть выведен непосредственно из гипотезы, она лишь помогает его возникновению. Я преподаю учебный курс “Разработка теории”, студенты обучаются использованию многочисленных существующих теорий и созданию новых понятий на основе чувствуемых ощущений. Как правило, студенты уже имеют достаточно глубокую подготовку во многих различных областях и работают над определенной темой в избранной ими сфере. Обычно я предлагаю им начать с чего-либо, уже им известного, с чем они хотели бы работать, но пока еще не могут выразить словами, — с чувствуемыми ощущениями. На этом пути встречается некий краеугольный камень, с помощью которого они могут оценить формируемые теории. Обычно я говорю в подобных случаях: “Если что-либо не будет резонировать с чувствуемым ощущением, сразу же отбросьте это еще до того, как ощущение покинет вас, поблекнет и станет неразличимым”. При этом оказывается, что сначала новая идея не может быть выражена, поскольку пригодные для этого слова обычно означают что-то иное. Чувствуемое ощущение является в этом отношении более точным. Затем появляется возможность выразить его, хотя и довольно грубо, при помощи слов. Так постепенно формируются новые концепции. Их подробно разработанная структура возникает на основе вербализаций, способствующих дальнейшему развитию чувствуемых ощущений. Большинство студентов в моей группе не специализируются в сфере психологии. Психотерапия вообще упоминается крайне редко. Поэтому для меня было приятной неожиданностью, когда в конце учебного года одна из студенток сказала: “Спасибо, теперь я могу быть психотерапевтом”. Я даже не сразу понял, что она имела в виду. Избранная ею тема вообще не была связана с психологией. Студентка пояснила, что скоро должна получить диплом клинического психолога, но думала, что практически не будет заниматься этим, так как не могла найти подходящий для себя метод. Она сказала, что сама мысль о попытках изменить природу людей, используя для этого произвольно выбранные способы, вызывала у нее нервную дрожь. Мой учебный курс разрешил проблему и показал, что люди могут проверять любое свое действие по тому, способствует ли оно дальнейшему развитию чувствуемого ощущения. На данном пути мы можем без опаски использовать любые методы и теории, а проблема выбора между ними вообще снимается. В следующих главах я покажу, как каждый специализированный метод можно превратить в способ работы с переживаниями, если связать его с фокусированием. Затем я опишу некоторые новые процедуры, позволяющие нам в обычных рамках психотерапии использовать силу, заложенную в каждом из ее путей. Мы работаем с использованием всех этих путей, и то, что мы делаем на каждом из них, изменяется благодаря осознанию наличия других путей. Поэтому содержание каждой из глав этой книги как бы развивается в следующей.
11. Работа с телом: высвобождение новой энергии 11. Работа с телом: высвобождение новой энергии Мы уже видели, что фокусирование связано с телом. Работа с телом также представляет собой отдельный путь психотерапии. Предложенная мной процедура представляется весьма незначительной, но она является очень важной и необходимой, чтобы лучше понимать другие пути и использовать их. Поэтому я и описываю ее раньше всех остальных. Позвольте мне использовать слово “тело” в том смысле, как оно ощущается нами изнутри. Конечно, это то же самое тело, которое может видеть внешний наблюдатель. Но в то же время оно является чем-то большим, чем ощущения и наблюдения. Тело ощущает всю сложность каждой ситуации и выполняет большую часть того, что мы делаем ежедневно. При этом у нас нет необходимости думать о каждом движении. То, что мы думаем, разумеется, тоже важно, однако вы можете одновременно думать лишь о нескольких вещах. В то же время наше тело в полной мере ощущает всю ситуацию и постоянно реагирует на нее соответствующими действиями. Каждую ситуацию тело человека проживает непосредственно. Доктор Кулка, известный гинеколог с пятидесятилетним опытом работы, однажды заметил: “Я могу узнать очень много о личности клиентки по ее вагине. На основании периодических исследований я могу рассказать вам, как проходит ее психотерапия. Я уже неоднократно проверял свои впечатления, беседуя с психотерапевтами”. Есть специалисты, которые могут рассказать все о личности своих клиентов по мышцам стопы. Видимо, можно узнать, что происходило с человеком, по любой из частей его тела, если, конечно, этим занимается специалист. В жизненном процессе участвует все тело человека, а не только его нервная система. Это подтверждается недавним открытием химических веществ, с помощью которых быстро осуществляется связь между всеми частями тела. Психотерапевты, работающие с мышцами, обнаружили, что переживания прошлого, эмоции и образы возникают в результате снятия напряжения мышц. Я часто помогаю клиентам работать с физическими симптомами изнутри, одновременно с врачом-терапевтом или каким-либо другим специалистом, обычно воздействующими на тело как бы снаружи. Подобно доктору Кулке, я также обнаружил поразительные взаимосвязи. В одном из случаев новая, застенчивая “часть” личности нуждалась в том, чтобы быть скрытой, с ней нельзя было работать непосредственно, и это вызывало у клиентки боли. Несколько дней спустя она была отправлена на медицинское обследование. По время ультразвуковой диагностики клиентка почувствовала, что эта “часть” снова пытается оставаться скрытой и избежать исследования с помощью медицинской аппаратуры. Позднее врач, проводивший обследование, сказал, что у него действительно возникли реальные трудности во время диагностики. Некоторым из моих клиентов помогли несколько сессий у врачей-специалистов, проводившихся параллельно с моими психотерапевтическими сессиями. Поэтому иногда я и сам предлагаю клиентам провести такую работу и часто нахожу взаимосвязь, о которой уже говорил. Существует очень много специалистов по работе с телом, значительно отличающихся друг от друга. Кто-то работает с мышцами пациента, кто-то — с иными системами человеческого тела. Фокусирование может быть добавлено ко многим из таких форм телесной работы. Например, техника Хакоми (Johanson & Taylor, 1988) представляет собой форму работы с телом, когда регулярно используется фокусирование, которому клиент специально обучается. Другим примером может служить техника GFK, разработанная в Швейцарии Эрнстом Юхли (Erhst Juchli, 1995). Она является более интерактивной, ориентированной на межличностное взаимодействие формой телесной работы и целительства, когда энергия перетекает от одного человека к другому. Одна моя знакомая, массажист, обучала своих клиентов фокусированию и предлагала им выполнять его в ходе сеанса массажа, выделяя для этого специальное время. Когда позже она возобновляла работу с мышцами клиента, то отмечала, что в результате фокусирования мышечное напряжение существенно ослабевает. Нам нет необходимости задаваться вопросом, имеем мы дело с физическими или же с психологическими симптомами — всякий человеческий опыт включает в себя как первый, так и второй аспекты. Однако, в отличие от чувствуемых ощущений, “обычные” телесные ощущения не столь сложны. Как правило, в них отсутствует то, что я называю “скрытым смыслом жизненной ситуации”, хотя и они могут приводить к возникновению чувствуемого ощущения, действительно отражающего определенную жизненную ситуацию. Благодаря этому мы можем почувствовать, как события, происходящие в нашей жизни, порождают соответствующие им телесные ощущения. Легче всего обнаружить чувствуемые ощущения, если сосредоточиться примерно на середине тела, для чего следует переместить физическое напряжение к центру тела. Сделать это можно двумя способами и в следующем примере я пытаюсь применить их. Прежде всего я спрашиваю клиента, какие ощущения возникают в середине его тела в связи с беспокоящими его болями, испытываемыми в той области, где они обычно возникают. Когда эта попытка оказывается неудачной и в центре тела не возникает никаких ощущений, я пытаюсь использовать другой способ: “Попробуйте сделать так, чтобы боль переместилась в центр тела”*.
К: Я чувствую боль здесь (прикасается ко лбу прямо над точкой, находящейся между глазами). Эта боль просто есть, и я ничего не могу извлечь из нее.
Послушав клиента в течение некоторого времени, я спросил:
П: Как вы чувствуете себя? В желудке и груди? К: Хорошо. П: Давайте хотя бы на мгновение переместим внимание на желудок и грудь, а затем посмотрим, что вы там испытываете. К: Я чувствую себя хорошо... некоторое ощущение расслабленности... П: Хорошо, удерживайте там свое внимание и посмотрите, есть ли там какое-то чувство, связанное с болью в области лба. К (судя по виду, он находится в замешательстве): Не знаю, что вы имеете в виду. П: Продолжайте сосредоточиваться на ощущениях в желудке и груди, а затем посмотрите: может быть, боль станет опускаться из головы в область желудка. К (Все так же находится в замешательстве. Хотя перед этим он мог нормально говорить): О... да, это чувство страха... П: Сосредоточьтесь на нем. А сейчас попробуйте почувствовать всю целостность ощущения, возникающего у вас вместе со страхом.
То, что телесные ощущения могут изменяться и перемещаться, кажется странным и необычным. Однако это их свойство хорошо известно. Например, если вы испытываете беспокойство в области желудка, то можете начать постукивать ногой. При этом дискомфорт в желудке уменьшается, поскольку он перемещается к ногам. Несложно проверить, является ли это переместившееся чувство тревоги тем же самым. Если вы прекратите постукивать ногой, в области желудка снова появится чувство дискомфорта. Оно опять переместилось! Другая проблема состоит в следующем: чтобы обнаружить чувствуемое ощущение, соответствующее физическому ощущению, необходимо обратить внимание на то место в теле, где непосредственно перед этим вы испытывали физическое ощущение. Приведем следующий пример:
К: Я чувствую, что у меня начинается очередной приступ головной боли. П: Давайте попробуем выяснить его причину. К: Не знаю. П: Что вы чувствуете сейчас в середине своего тела? К: Тошноту, такую же, как при рвоте. П: Давайте попробуем немного отступить, отдалиться от этого чувства тошноты, а затем снова вернуться к нему. Однако, снова возвращаясь к нему, не проходите весь путь. Остановитесь рядом с тем местом, откуда возникает тошнота, и посмотрите, нет ли там какого-либо осмысленного чувства. К (помолчав): Я чувствую, что мне хочется заплакать. Вот что там. П: Плачьте, не сопротивляйтесь. К: Я не могу... П: Ну ладно... Я не думаю, что это для вас так просто — заплакать. Просто пусть это место сохраняется в вашем теле. К (после долгого молчания): Когда я прикасаюсь к этому чувству, головная боль уменьшается. (Долго молчит. ) Я боюсь этих головных болей. Что мне делать, если опять начнется приступ, а я так и не смогу заплакать? П: Когда я говорил о тошноте, помогло ли это вам или же вы нашли в себе то “место”, где присутствует желание заплакать, независимо от моих слов? К: Желание заплакать находится немного дальше, чем тошнота, как бы в стороне.
В данном примере мы видим различие между тошнотой, сугубо телесным ощущением и скрыто присутствующим в ней более сложным, комплексным чувством, отражающим всю проблему в целом. Это чувство возникает “как бы в стороне” от тошноты. Телесные ощущения возникают где угодно, но мы спрашиваем область, находящуюся в центре тела: “Там, в середине, как отражается эта боль? ” Однако в данном случае тошнота появилась и в центре тела, здесь же, возле нее, возникает интересующее нас целостное чувствуемое ощущение. Области, расположенной в середине тела, легче всего “разговаривать” с нами, но иногда мы отмечаем возникновение таких сложных, целостных чувств, определяющихся ситуацией, и в других частях тела. Например, лицо. Выражение лица всегда заключает в себе некую скрытую значимость. Лучше всего проследить, чем становится эта значимость, если перенести ее вглубь тела, в область желудка и груди. Но если вам не удается переместить ощущение, необходимо сосредоточиваться на нем там, где оно возникает. Высвобождение новой телесной энергии А сейчас я перейду к основной процедуре телесной работы, которую собираюсь описать. Эффективность психотерапии значительно выиграет в том случае, если новые шаги будут возникать таким образом, что новая, высвободившаяся телесная энергия действительно начнет вливаться в тело клиента. Когда определенные психотерапевтические изменения уже произошли, их количество можно увеличить, если клиент приложит дополнительные усилия, намеренно стараясь, чтобы эти изменения возникали в теле в форме энергетического потока. Предположим, что определенные небольшие шаги уже были сделаны, а сейчас готовится следующий, гораздо больший. Фокусирование поможет клиенту сделать этот шаг, приводящий к новому, более эффективному образу жизни.
К: Да! (Непродолжительное молчание. Клиент несколько раз кивает головой, как это обычно бывает при фокусировании, когда происходит проверка чего-либо). Да, я чувствую [по-новому]... Сейчас все хорошо. Теперь я бы хотел, обсудить... П: Давайте подождем. Можете ли вы позволить тому новому, что вы ощущаете, войти в ваше тело? К (Некоторое время молчит, улыбается. )
Шаг, сделанный клиентом, оказался подлинным. Он оказался не просто идеей, но обретенным на уровне переживаний чувством. Таким может быть новый, лучший образ жизни. Это чувство возникло из чувствуемого ощущения, пошаговое изменение казалось завершенным. Однако изменений могло произойти гораздо больше, если бы клиент “позволил войти в тело этому новому положительному ощущению”. В психотерапии нелегко добиться принятия новой практической процедуры. Однако до тех пор, пока мы не станем более восприимчивыми к телесной энергии как таковой, мы не сможем отмечать возникающие энергетические изменения. Мы увидим изменения в теле клиента — меняется его поза и более живым становится выражение лица. Можно будет отметить, когда энергия упущена, даже несмотря на то, что психотерапевтический шаг произошел. Вовсе не обязательно, чтобы новая физическая энергия возникала в результате простого фокусирования. Возникновение чувствуемого ощущения — процесс скрытый. Именно из этого целостного ощущения могут появляться бурные эмоции и рождаться энергия, ведущая к новым циклам фокусирования. Однако когда возникает новое, положительное изменение, мы замечаем, что тело клиента часто остается в спокойном, восприимчивом состоянии, весьма типичном при обращении человека к своим чувствуемым ощущениям. Пока тело находится в таком положении, оно не может наполниться ничем новым. Когда возникает новый образ жизни и присущая ему энергия начинает течь свободно, клиент отмечает изменения, появляющиеся в его теле. Плечи распрямляются, человек начинает делать широкие шаги, действительно чувствуя в себе прилив новой энергии — как будто вдыхает глоток свежего воздуха. В теле возникает чувство облегчения, словно оно получает подтверждение своего права быть, права существовать на земле и быть освещенным солнцем. Новая энергия возникает в теле и проявляет себя таким образом, который она сама изберет. Каждый шаг фокусирования является изменением на уровне тела, но мы нередко отмечаем, что наше тело, целостное, единое образование, не всегда в достаточной мере участвует в этом шаге. В некотором смысле психотерапевтические изменения можно рассматривать и как реальные перемены в тканях тела. Когда во время психотерапии клиент обретает нечто новое, часто оно может быть небольшим. Если предложить клиенту позволить новому проявиться в теле в полной мере, это может вызвать значительные физические изменения. Конечно, подобная процедура используется в ходе психотерапии редко, — когда произошедшее изменение кажется достаточно важным, чтобы попросить клиента полностью прочувствовать его на уровне тела. Во время новых шагов клиент зачастую бывает очень восприимчивым, и это состояние нельзя нарушать. Однако психотерапевт, хорошо ориентирующийся в телесной работе, находит способы, необходимые для дальнейшего продвижения. Приведем следующий пример. Клиентка, проходившая долгосрочную психотерапию, начала психотерапевтическую сессию с краткого упоминания об одном, казалось бы, незначительном событии. Ее ребенок испек для нее кекс, проявив при этом фантазию и изобретательность. Психотерапевт знал, что клиентка очень беспокоится о ребенке, для нее так важно проявление его творчества, а не внутренней ущербности и замкнутости. Однако клиентка просто упомянула историю с кексом мельком, перед началом сессии. Когда сессия началась, она поторопилась перейти к своим главным проблемам, с которыми проводилась работа, и поэтому психотерапевт сказал следующее:
П: Подождите, вы должны радоваться, что ребенок смог сделать это! Позвольте радости проникнуть в вас поглубже. К (Недолгое молчание, потом вздох. ): О, да!
Психотерапевт считает, что следующая часть проводимой им работы будет более эффективной, если приятная новость станет физически ощутимым потоком энергии. В результате тело клиентки будет более сильным, более живым, с ним она сможет работать над любой задачей. Отметьте, что в данном случае психотерапевт не упоминает тело, но суть его реакции остается прежней: она возникает из понимания, что столь приятное известие никак не отражается в теле клиентки. Телесная реакция может создавать взаимодействие, во время которого и психотерапевт, и клиентка одновременно испытывают радость. Психотерапевт разделяет радость клиентки. Если бы радость психотерапевта не была столь очевидной для клиентки, он мог бы сказать: “Давайте попробуем отпраздновать это событие — хотя бы на мгновение”. Далее приводится подобный пример, также без какого-либо упоминания о теле. Клиентка долго рассказывает, что ей всегда приходилось ждать, пока отец заметит и услышит ее. А теперь она говорит:
К: Я говорила ему (мужчине, с которым у клиентки было назначено свидание) и говорю вам, что больше не стану ждать и буду сама принимать решения. П: Итак, вы говорите на всех уровнях, что не будете больше ждать. К: Да. (Клиентка понимает, что фраза психотерапевта “на всех уровнях” относится к мужчине, с которым у нее назначено свидание, к психотерапевту и к ее отцу. ) Когда я звонила, он всегда был занят, и... П (прерывая ее): Подождите, вы сказали очень важную вещь. Вы не будете больше ждать! К (Тишина, потом она плачет): И это очень много для меня. То, что проявилось в данный момент, настолько важно, что психотерапевт решает прервать клиентку. Он ожидает проявления явно положительной энергии. Напротив, клиентка испытывает глубокое потрясение, глубже осознавая, что именно означал сделанный ею шаг. Иногда новая телесная энергия уже появляется, хотя бы на мгновение. Вот пример:
К: Я смог бы сделать это только потому, что стремлюсь к свободе. Да! Я буду делать это просто потому, что хочу. Я больше не буду так переживать из-за всех этих мелочей, как раньше.
Психотерапевт, восприимчивый к изменениям, происходящим на телесном уровне, отмечает энергетические изменения, подобные тем, что происходят в данном случае. При этом на мгновение проявилось довольно большое количество новой, высвободившейся энергии (“Я буду делать это просто потому, что хочу”). Но была ли эта вспышка достаточно длительной, чтобы иметь продолжение? В нашем случае клиент уже в следующее мгновение утратил всю энергию, использовав тело для того, чтобы подчеркнуть свои прежние трудности (“переживать, как раньше”). Необходимо, чтобы клиент снова испытал в себе поток новой физической энергии и позволил ей заполнить тело. После того как энергия возникла, она сможет проявляться снова и снова, но того мгновения, на протяжении которого клиент ощущает себя живущим совершенно по-новому, явно недостаточно, чтобы изменить его личность. Теперь следует задать вопрос: “Не могли бы вы позволить этому ощущению снова возникнуть в вашем теле? ”. Вопрос достаточно прост, но он добавляет к психотерапевтической работе совершенно новый “путь”. Когда совершается новый шаг, психотерапевт нередко отмечает, что тело клиента все время полностью неподвижно и не принимает участия в действиях. Если это так, то необходимо изменение позы для возникновения потока новой энергии. Тогда клиенту прежде всего потребуется расслабить тело и выйти из застывшего положения, в котором оно находилось до того.
П: Можете ли вы позволить, чтобы все это проявилось еще сильнее? Пожалуйста, присядьте на минуту прямо передо мной, вот так (психотерапевт показывает, присаживаясь на краю стула) и расслабьте тело. Пусть внутри вас возникнет то, что будет там возникать естественно. Почувствуйте, что возникает у вас в теле, когда я произношу эти слова. Конечно, мы не стремимся, чтобы клиенты просто имитировали как, по их представлению, во время этого нового шага должно вести себя и выглядеть тело, не стремимся мы и к тому, чтобы клиенты что-либо разыгрывали перед нами. Поэтому мы могли бы добавить:
П: Нет необходимости показывать мне что-либо. Просто почувствуйте то, что возникает в вашем теле.
Такого небольшого приглашения вполне достаточно. Когда вы навязываете что-либо слишком настойчиво, это отталкивает энергию клиента и она как бы приобретает заряд, противоположный по отношению к тому, который нам необходим. Мы же просто предлагаем клиенту позволить его телесной энергии течь свободно, и нам не требуются доказательства ее возникновения. Если что-то новое проявляется и сразу же исчезает, мы предлагаем клиенту сделать паузу. Приведем следующий пример:
К (некоторое время он говорил без особых эмоций, теперь в его голосе послышалась перемена): Я устал от депрессии, так же как устали от нее и все, кто меня окружает. Даже мой друг Ник не хочет больше меня видеть. Когда я пришел сюда, к вам, я старался не жаловаться и не просить помощи. Но в моей группе считают, что я просто пассивный человек и вместо того чтобы что-то делать, только жалуюсь. А я говорю себе: “Я могу позаботиться о себе. Да, я могу сделать это”. П: Вы можете почувствовать, что вашей депрессии необходимо, чтобы о ней кто-то позаботился. Однако вы боитесь, что люди устали от вас.
|
|||
|