Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 19 страница



К: Он встал! Когда вы произнесли эти слова, он сразу же встал!

П: Можете ли вы почувствовать в теле, как он стоит?


 

Когда происходят такие вещи, мы видим, что в образе сновидения присутствует энергия, необходимая для дальнейших шагов. Но мы не заметим ее, если станем воспринимать как статическую и не будем предлагать ей прийти в движение. Однако как определить, предлагать ли клиенту разыграть роль отрицательного персонажа сновидения или же спрашивать, чем может быть этот образ, является ли он положительным? Допустим, мы предлагаем разыграть роль отрицательного персонажа, связанного с насилием, потому что энергия агрессии может становиться положительной и освобождающей. Но предлагать клиентке сыграть роль раненой черепахи мы, конечно же, не будем. Этот образ не высвобождает никакой новой энергии. Поэтому мы предлагаем разыграть роль выздоровевшей черепахи, то есть черепахи в ее естественном состоянии. В последующих двух главах мы приведем дальнейшие примеры отрицательных элементов, превращающихся в свою естественную положительную форму, если предлагать им проявиться в теле клиента.

Однако такое превращение чего-либо, находящегося в неестественном отрицательном состоянии, необходимо лишь в особых ситуациях. Далее мы приводим два примера более обычных случаев, в которых образы сновидения содержат в себе потенциальный психотерапевтический шаг.


 

Работа с проблемой в терминах образа сновидения

Когда основная проблема, представленная в сновидении, осмысливается нами посредством образов, это может привести к ее естественному разрешению.


 

К: Я видела во сне мотоцикл. Он трещал, но не заводился, потому что был покрыт снегом и льдом. Мастер по ремонту говорил, что мотоцикл надо бы очистить от снега. А я все толкала его и толкала, но он так и не сдвигался с места. Затем сон вдруг изменился, и в нем появились эти женщины... Одна из них была в блузке, которую я вышивала. Еще одна имела очень важный вид, а потом пришло много других женщин, которые зажгли зажигалки, чтобы “погреть одно место... ”


 

Судя по всему, “одно место” — это вагина. Кроме того, клиентка усматривала во сне скрытый гомоэротический смысл. Однако в результате всех этих рассуждений не возникло ничего нового. Как и ранее, клиентка ощущала желание проявить свою подавленную сексуальность, чтобы почувствовать себя более сексуальной. Она пыталась разыгрывать разные роли — мотоцикла, льда, одной из женщин, но так ничего и не произошло.

Прорыв удался с помощью повторяющегося вопроса о сюжете сновидения. Вопрос привел к следующему: в сновидении было выделено три основных события, в центре которых находились действия клиентки. “Сначала произошло это, потом ты сделала то, а затем случилось вот что... ” Итог трех действий сопровождался вопросом: “Что в вашей жизни напоминают данные события? ”


 

П: Вначале не удавалось сдвинуть кое-что; затем возникло нечто, сделанное вашими руками. После чего появившиеся во сне женщины грели “одно место... ”


 

В теле клиентки возникли явные изменения: она покраснела. Конечно! Ведь это она вышивала блузку. Она всегда любила украшать одежду и другие вещи.


 

К: Сейчас я стала мотоциклом, а лед тает.

Ее умение украшать одежду, как и ее любовь украшать все вокруг, как бы растворила блок, относящийся ко всей проблеме. Она вышивала платья куклам, еще когда ей было пять лет. Она научилась любить яркие цвета и стала чувствовать их. Но она ощущала, что ее творческое (и, следовательно, сущностное) начало заледенело, скованное страхом. Это испуганное творческое начало не могло проявить себя непосредственно в эротическом плане так, как ей хотелось бы. Был найден иной путь, и сейчас он отрылся перед ней: он был связан с ощущением цвета и с украшением. Отсюда мог бы начаться и путь к раскрытию ее эротических чувств.

Когда старые сексуальные проблемы клиентки были проработаны благодаря тому, что сновидение перевело их на язык образов, возник новый шаг на пути к положительному разрешению, скрытому в самой сущности этих образов.

В следующем примере клиент оказался вовлеченным в поединок с каким-то непонятным человеком, который очень сильно его рассердил. Поэтому весь сон вызвал чувство беспокойства.


 

К: График был показан после рисунка головы, демонстрируя вот что: если кривая и дальше будет ползти вверх, это приведет к катастрофе. Затем сон переключился на другое, и я оказался в “центре контроля”. Ремонтная бригада была уже здесь, но я не мог войти внутрь, потому что дверь была загорожена козлами, на которых пилят дрова, — знаете, полиция иногда использует самые разные предметы, чтобы перекрыть выход...

П: Да, я рад, что ремонтная бригада, наконец появилась. Они знают, как исправить ситуацию. А вы рады, что они уже здесь?

К (вздыхает): Да. Надеюсь, они все сделают...


 

Многочисленные вопросы, обсуждавшиеся после этого, так и не привели к заметным результатам.


 

П: Можете ли вы стать козлами для дров?

К (весь сжимается, как будто силы полностью покинули его, а затем начинает ворчать и выглядит очень сильным и настойчивым): Меня поставили вот сюда... Не знаю почему... Я продолжаю стоять на этом месте... И если кто-то станет прыгать через меня — это не мое дело. Я стою на месте...


 

Создается впечатление, что он специально придумал этот способ, чтобы оставаться хладнокровным и невозмутимым. Это чувство возникало в теле, когда клиент изображал козлы для дров, виденные им во сне.


 

Когда человек, который видит сон, не согласен с его сюжетом

Сейчас мы переходим к конфликтам и симптомам, называвшимся у Фрейда “компромиссными образованиями” и “оппозициями” у Юнга. С моей точки зрения, это ситуация, встречающаяся во многих сновидениях: человек, который видит сон, пытается отвергать то, что говорит ему сновидение; или же, наоборот, полностью принимает, если ход событий во сне отказывается подчиняться его воле. Например, клиент во сне находит в туалете пачку листов бумаги, озаглавленную “Инструкция для человека-паука” и выбрасывает ее. Я думаю, что сам ход сновидения не случайно предлагает клиенту эту инструкцию, но тот не хочет ее читать.

Или, например, человек во сне хотел бы попасть в определенное место, в то время как поезд увозит его совершенно в ином направлении. Или некто, воспринимающийся во сне как человек мудрый, вдруг заявляет: “А сейчас мы должны прыгнуть с буфета”, но клиентка отказывается и говорит, что ей не нравится эта идея.

Возникающие в результате интерпретаций идеи не нуждаются в том, чтобы их высказывали, но они могут привести нас к формулированию определенных вопросов. Обычно мы предлагаем клиентам задать эти вопросы чувствуемым ощущениям и посмотреть, что при этом произойдет. Если не возникает никакой реакции, мы оставляем данный вопрос.

Конфликты между человеком, который видит сон, и самим ходом сновидения необходимо прорабатывать (если по тем или иным причинам мы не приняли решение воздерживаться от этого), исходя из того, что ни одна из сторон не может быть однозначно правой.

Если мы будем рассматривать такой конфликт на уровне переживаний, то не сумеем заранее предвидеть, каким будет его разрешение (приведенные ниже примеры наглядно это показывают). Мы можем задавать клиенту вопросы по поводу конфликта, но каких-то стандартных, подходящих для всех случаев вопросов не существует, и эта часть работы со сновидениями носит весьма тонкий характер.

Однако метод работы с переживанием имеет свои преимущества. Если клиент почувствовал один из аспектов события (естественно, с той стороны, как оно воспринимается с позиции человека, который видит сон) и если он на физическом уровне почувствует другой аспект события, происходит изменение, в котором учитываются обе стороны.

Например, в том сновидении, где некий уважаемый человек предлагает спрыгнуть с буфета, а клиентка отказывается, ее приятельница, напротив, прыгает и падает. Она не получает при этом никаких травм, но разбивает каблуком стеклянную дверцу буфета, повредив стоявшие внутри стеклянные статуэтки. Это сильно опечалило клиентку.

Во сне проблема довольно часто бывает связана с желанием попасть на землю: раскачивание на веревке, падение. Возможно, в том сне, где приятельница клиентки падает на землю, переживание самой клиентки является противоположным аспектом сновидения, способным дать положительную энергию.

Я попросил клиентку разыгрывать роль своей приятельницы (она говорила о ней как о храбром и твердом человеке). Мы пытались использовать различные вопросы, например: “Как можно тот факт, что стекло разбилось, превратить в положительное событие? ” Однако вопросы ни к чему не привели. Затем события повернулись другой стороной, и оказалось, что буфет принадлежал матери клиентки. И клиентка опечалилась, потому что ей было жалко принадлежавшие матери стеклянные фигурки. Ее печаль была связана с детскими переживаниями и беспокойством о матери. Энергия пришла в движение, и клиентка заявила: “Я просто вне себя! Я всегда заботилась о матери и печалилась о ней. Я не могла чувствовать за себя! Но теперь меня это не устраивает — я хочу почувствовать сама себя.

Оказывается, стоит потратить время и задать вопросы в тот момент, когда клиент отвергает инструкции, предлагаемые сновидением. Позвольте мне привести еще один пример (речь идет о той же клиентке, что вышивала блузку).


 

К: Женщина протягивает мне ожерелье, в нем множество бриллиантов. Но я не хочу брать его, и она дает его кому-то другому. Позже я жалею об этом: я могла бы выгодно продать его, а у меня как раз нет денег.

П: А почему вам так не нравятся бриллианты?

К: Просто не нравятся, и все.


 

Здесь мы предлагаем клиентке погрузиться в чувствуемое ощущение, связанное с тем, что ей не нравятся бриллианты. Хотя ей и не нравятся бриллианты, сновидение пытается подарить ей бриллиантовое ожерелье. С точки зрения своего обычного отношения, она воспринимает лишь то, что “бриллианты можно выгодно продать”. Необходимо попытаться предпринять шаг с противоположной стороны — с той, которая хочет иметь бриллианты.

Человек, который видит сон, практически всегда привносит в сновидение какие-то свои предубеждения. Он интерпретирует сон с тем же отношением, которое он проявляет и в самом сновидении. При этом обычно утрачивается то, что человек упускает и в повседневной жизни. Поэтому мы стремимся выявить возможность (речь идет лишь о возможности) возникновения нового шага со стороны, противоположной обычному отношению клиента. В моей книге, посвященной работе со сновидениями (Gendlin, 1986a), я называю такой подход “Контролем предубеждений”.

Какая из сторон права — индивид или само сновидение? Ни та, ни другая. По мере развития процесса будет изменяться вся совокупность переживаний. А всякий новый шаг станет открытием нового способа бытия. Я вовсе не пытаюсь объединять конфликтующие противоположности, потому что при возникновении психотерапевтического прогресса данные противоположности растворяются и формируются новые аспекты опыта.

В нашем примере нормальное отношение клиентки выражается в том, чтобы отвергнуть бриллианты, и она отстаивает именно это отношение при интерпретации сновидения. Но если бы даже она приняла драгоценности, то лишь для того, чтобы потом продать их. Таков ее подход, и она живет согласно ему. Поэтому мы и рассчитываем, что при добавлении иного подхода, этой “противоположной стороны”, может быть совершен новый важный шаг в психотерапевтическом процессе.

Да, она не любит бриллианты, хотя не знает, почему. Здесь нет какой-либо особой сложности. Неприязнь к бриллиантам понятна, но вот чувствуемое ощущение, связанное с данной неприязнью, пока остается невыясненным. Психотерапевт предлагает клиентке проявить это ощущение:


 

П: Ведь бриллианты представляют собой большую ценность. В них есть нечто, представляющее ценность, не так ли? Какое у вас возникает целостное чувство, связанное с бриллиантами?

К (после длинной паузы): Бриллианты — для определенного типа людей... для крутых и холодных... Да-да... Бриллианты холодны, как лед. Как лед, намерзший на мотоцикле в другом моем сне!.. Бриллианты вызывают у меня именно такое чувство — чего-то холодного, замерзшего... Это моя замерзшая сексуальность... Хм-м... да, я отвернулась от нее, отвернулась от желания украшать себя, от искусства... А сейчас, я чувствую, лед снова начинает таять...


 

Психотерапевт стремится найти новый шаг, возникающий из отвергаемой стороны сновидения (“В них есть нечто, представляющее ценность, не так ли? ”). Новый шаг рождается из образа бриллиантов, вернее, из связанного с ними чувствуемого ощущения клиентки.

Можно ли сказать, что сон “прав” в том, что дарит клиентке бриллианты? Нет, потому что он дарит их холодными и замерзшими. “Правильно” ли отвергать холодные и замерзшие вещи? Нет, потому что это ее собственная сексуальность, только застывшая и замерзшая. И та, и другая сторона одновременно и “права”, и “не права” — до тех пор, пока вся совокупность переживаний не изменится. Так, образы сновидений скрыто содержат в себе возможность изменений, но в действительности эти изменения возникают в теле клиентки.

В следующем сновидении опять возникает проблема несогласия. Во сне утверждается, что клиентка может иметь все, что захочет, но она не верит этому (и во сне, и после пробуждения).


 

К: Во сне я видела, что некая компания по доставке товаров прислала мне свой каталог и я могла заказывать по нему все, что хотела.

П: И вы могли заказывать все что угодно?

К: Да.

П: Неужели действительно все что угодно?

К: Я вижу, вам это нравится.

П: Хм... Ну ладно, почувствовали ли вы, что действительно можете получить любую вещь, которую захотите?

К: Да, у меня было такое чувство! (Вздыхает. ) Я чувствовала эту возможность, хотя и не верила в нее.

П: А не могли бы вы сейчас снова вызвать у себя эти чувства — возможность получить все, что захотите, и в то же время неверие в такую возможность?

К: Это... м-м-м... это чувство... оно как-то связано с моей семьей...


 

Следующее сновидение клиентки продолжается с этого же момента. В нем мы видим “помощь”.


 

К: Мы были правы во время нашей прошлой беседы. Я видела во сне Чака (“хороший” брат), испытала к нему чувство любви и проснулась, но знала, что мои чувства связаны не со всей семьей, а именно с Чаком. И этих болезненных переживаний я избегаю.

П: Представьте себе, что Чак вернулся. Пусть он будет вместе с нами, тогда и вы сможете быть с ним.

К (молчит, клиентка долго и глубоко дышит. )


 

Образ Чака подтверждает, что прогресс достигнут за счет “помощи” со стороны сновидения.

Во время первой стадии работы со сновидениями мы просто задаем вопросы без каких-либо гипотез. Затем мы стараемся найти ту “помощь”, которую готово оказать нам само сновидение, и принимаем ее. И, наконец, задаем вопросы с надеждой, что на основе либо отрицательной, либо положительной части сновидения в психотерапевтическом процессе возникнет новый шаг. Если этот шаг возникает на основе положительной телесной энергии и связан с основными проблемами сновидения, значит, пришло время остановиться, несмотря на то, что большая часть сновидения все еще остается не проинтерпретированной. Сновидению по самой его природе присуща неисчерпаемость, а кроме того, у нас еще будет возможность работать со многими другими сновидениями. Если же мы упорно станем продолжать работу именно с этим сновидением, клиенты утратят чувство произошедшего изменения. Вместо того чтобы пассивно позволить этому произойти, необходимо убедиться, что есть возможность снова и снова возвращаться к телесным ощущениям, связанным с новым, только что совершенным шагом, чтобы клиент мог “практиковаться” в новом способе жизни тела.

Для более подробного ознакомления с работой со сновидениями я отсылаю читателей к другой своей книге (Gendlin, 1986a), поскольку не могу здесь пересказывать ее содержание.

Мы увидели, что энергия, направленная на достижение психотерапевтических изменений, скрыто присутствует в самой природе образов сновидения. Это пригодится нам и при работе с любыми другими образами (мы рассмотрим данную тему в следующей главе). В то же время возникает вопрос: чем являются образы и за счет чего они обладают такой скрытой силой?


 

 14. Образы
 

14. Образы

Образы обладают огромной силой, но мы не сумеем раскрыть ее в полной мере, если будем работать только с одними образами. Серия образов может быть весьма впечатляющей, но в то же время не вызывать у человека никаких изменений. Поэтому сейчас специалисты по работе с образами все больше и больше внимания уделяют работе с телом. Так, например, с помощью фокусирования образы могут быть быстро связаны с телом.

Предположим, что во время работы над проблемой у клиента возникает образ “тяжелого бремени”, погребенного в земле так, что видна лишь его верхушка. Клиент прикрепляет к ней цепь и с помощью большого подъемного крана пытается вытащить груз. Это вызывает к жизни длинную серию весьма необычных образов, являющихся полным сюрпризом для клиента, — целое удивительное путешествие. Исходя из природы этих образов можно было бы подумать, что происходит подлинно глубинный процесс. Однако он не вызывает у клиента никаких заметных изменений. Оказывается, что само по себе созерцание образов еще не является процессом, вызывающим реальные изменения. Поэтому некоторые называют это просто “просмотром кинофильма”.

Направляя внимание на тело, клиент снова обнаруживает образ “тяжкого бремени”, погребенного в земле. Но сейчас он замечает, что образ связан с чувством тяжести в желудке, возникшим после обсуждения его проблем. Продолжая сосредоточиваться на теле, клиент снова представляет, как он вытаскивает это “бремя” из-под земли с помощью подъемного крана. Однако если позволить образам развиваться спонтанно, то оказывается, что кран не может поднять такой груз и тот снова оказывается в земле. Клиент предпринимает многочисленные попытки, но неподатливый “тяжкий груз” все время опускается и погружается в землю.

Причина, по которой образ оказывает такое сопротивление, состоит в том, что он создан из чувства тяжести, присутствующего в желудке, — телесного ощущения, отражающего проблему клиента. Поэтому в данном случае это не просто картинка, а визуальный образ “тяжелого бремени”, который не удается вынуть из земли, потому что он связан с телом, а в теле пока еще не произошли необходимые изменения. Попытки поднять “тяжелое бремя” приводят лишь к визуальным изменениям образа, а на уровне телесных ощущений образ “тяжелого бремени” все так же остается погребенным в земле.

Телесный аспект образов — те самые чувствуемые ощущения, о которых мы говорим в настоящей книге. Новые шаги в психотерапевтическом процессе станут возможными, если мы обратимся именно к ним. Когда клиент задает чувствуемому ощущению вопрос о том, что скрыто в нем, его содержание может действительно раскрыться. Подобное раскрытие ощущается как изменение на уровне тела, происходящее вместе с приобретением нового знания, и в это время на ум обычно приходят слова, необходимые для описания происходящего.

Если после фокусирования на подобном шаге позволить образам проявляться спонтанно, в них начнут происходить изменения (Olsen & Gendlin, 1970). Весьма впечатляющий эффект, показывающий связь образов с телом.

Дальнейшее развитие чувствуемого ощущения может происходить либо в молчании, либо при разговоре, в межличностном взаимодействии клиента и психотерапевта и т. д. Благодаря фокусированию и возникающим в результате изменениям физически ощущаемое “тяжелое бремя” начинает сдвигаться; земля, в которой оно было погребено, постепенно осыпается, либо возникает какой-то иной образ. Это происходит по мере прояснения причин, по которым проблема клиента оказалась погребенной, а “вес” бремени — столь большим.

При этом вполне естественен постепенный переход от чувствуемого ощущения какого-либо образа к соответствующим словам, чувствам и взаимодействиям. Когда человек включен в безопасное взаимодействие и чувствует заботу о себе, это способствует изменениям в теле и со временем приводит к изменениям в образе. И даже если нам кажется, что на уровне образов ничего не происходит, сам процесс взаимодействия клиента и психотерапевта может привести к дальнейшему продвижению. Я покажу это далее.

Если возникающий образ не вполне соответствует чувствуемому ощущению, следует некоторое время подождать возникновения нового образа. Мы проверяем каждый образ до тех пор, пока на уровне чувствуемых ощущений не возникает ясно ощущаемый эффект — ответ: “Да, этот образ соответствует чувствуемому ощущению”. Чувство, возникающее при этом небольшом “да”, само по себе уже является некоторым изменением и достаточно быстро приводит к изменениям в чувствуемом ощущении.

Иногда клиент вообще не может испытать чувствуемого ощущения. Я помогаю таким лицам научиться фокусированию, жду, пока проявится образ проблемы, и только потом задаю вопрос о физическом, телесном качестве образа. “Представьте себе, что вся проблема изображена перед вами, подобно большой настенной картине... Вы отходите немного назад, чтобы лучше ее разглядеть. Какой образ возникает? ”

Затем я спрашиваю: “Какое чувство вызывает данный образ в вашем теле? Подождите немного и позвольте ему проявиться в полной мере”.

А теперь я хотел бы показать, как фокусирование может быть добавлено к некоторым стандартным психотерапевтическим методам работы с образами.

В методе лечения, предложенном супругами Саймонтон, клиентам, больным раком, показывают изображение раковой клетки. Затем предлагают представить себе акулу, пожирающую раковые клетки. Саймонтон считает, что этот метод весьма эффективен. Кроме того, он успешно применяет различные формы фокусирования.

Развивая такой подход, следовало бы предложить клиентам почувствовать на уровне тела активную энергию акулы, а также то, как акула нападает на врага. Некоторым клиентам не удается почувствовать это в теле, и для них необходимы специальные инструкции и практика. Цель этого метода состоит в том, чтобы показать клиентам, как сосредоточить внимание в середине тела (легче всего это сделать, если двигаться снизу, от пальцев ног).

Можно сказать: “Направьте внимание в середину тела. Вы уже там? Каково ощущение, возникающее у вас? ” Если клиент указывает на то, что такое телесное качество найдено, можно продолжать. В противном случае необходимо помочь уловить это ощущение. После чего можно предложить: “Создайте такой образ акулы, чтобы у вас возникло телесное ощущение, что вы действительно являетесь акулой”. Потом можно спросить: “Какого рода телесное ощущение возникает у вас сейчас? ”

Если возникает впечатление, что некоторые ощущения блокируют путь дальнейшего продвижения, можно уделить некоторое время работе с этими ощущениями, пытаясь найти их телесное качество, а также обнаружить те дальнейшие шаги, которые могут возникнуть из такого ощущения. Если человеку все же не удается почувствовать энергию акулы, ему в данном случае поможет ролевая игра, когда необходимо почувствовать, на что похожа эта энергия.

Большинство из нас при достаточно глубокой релаксации в состоянии довольно ярко почувствовать эти образы, возникающие очень легко и включающие в себя глубинные аспекты личности. Но, к сожалению, во время глубокой релаксации нет обратной связи, и клиент не может ничего сообщить о своих чувствуемых ощущениях.

Каковы критерии для определения того, является ли глубина релаксации чрезмерной для процесса фокусирования? Релаксация считается слишком глубокой, когда тело перестает “отвечать” и реагировать на внешние раздражители. Во время гипноза можно сказать: “Мое тело чувствует себя комфортно”, и это будет восприниматься как истина. Но если мы скажем это во время фокусирования, скорее всего возникнет острое и яркое чувство дискомфорта. Тело предлагает обратную связь в виде отчетливого ответа: “Нет, не комфортно... а вот так... ”

Даже легкого, едва заметного транса бывает достаточно, чтобы тело перестало “отвечать”. Действительно, глубокая релаксация полезна во многих отношениях, но если клиент проведет все время психотерапевтической сессии в трансе, то нечто весьма важное может быть утрачено. Но как получить необходимые нам образы без глубокой релаксации? Большинство людей, закрывая глаза (если они не находятся в состоянии глубокой релаксации), не видят никаких картин. Но каждый может довольно легко наблюдать визуальные образы, не закрывая глаз. Обычно я говорю: “Представьте, где находится ваша постель. А сейчас представьте, что вы отправляетесь в ванную”. Почти все могут сделать это, даже если в этот момент они смотрят прямо на меня. Затем я говорю: “А сейчас в пространстве данного образа вместе с телесным ощущением у вас возникает визуальная картина”.

С помощью техники систематической десенсибилизации, предложенной Лазарусом (Lazarus, 1971), мы убедились, что тревога угасает в том случае, если клиент, оставаясь в состоянии глубокой релаксации, постепенно переживает все большее и большее количество образов объектов, вызывающих тревогу.

При процедуре десенсибилизации образы постепенно становятся все более и более подробными. Однако Лазарус говорил мне, что часто наблюдал, как с образами происходит нечто совершенно не запланированное. Например, у женщины, испытывающей затруднения в сексуальных отношениях с мужем, в последовательной серии визуализаций его образ должен был очень медленно приближаться к клиентке. Вначале клиентке предложили представить себя стоящей на верхней ступеньке лестницы, в то время как муж находился у входной двери. Но когда Лазарус спрашивал у клиентки, что она видит, та отвечала, что муж действительно входит в дверь, но вместе с матерью, в то время как себя она увидела скатившейся с лестницы и бросившейся на свою свекровь.

То, что действительно раскрывается в образах, вероятнее всего, выходит за пределы процедуры. Психотерапия — это процесс самого клиента, а не проводимая психотерапевтом процедура. Согласно Лазарусу, нам прежде всего необходимо создать связь с действительным процессом, происходящим у клиента. Далее мы увидим, как при этом используются другие пути психотерапии и в чем состоит специфическая сила образов. В любом случае не существует фиксированной процедуры, которая могла бы гарантировать успех.

Другой метод — предложенная Юнгом техника управляемого фантазирования. Она также иногда включает в себя чувствуемые ощущения. Юнг говорил о “пятом чувстве”, движущемся центре квадрата, стороны которого составляли ощущения, чувства, мышление и интуиция. В некотором смысле чувствуемое ощущение оказывается каждым из этих четырех аспектов, не являясь в то же время ни одним из них. Иногда Юнг говорил клиентам, что необходимо позволить образу “возникнуть из аффекта”. Он, конечно, мог и не иметь в виду телесных ощущений, а то, что он называл аффектом, скорее относилось к эмоциям, чем к обладающим скрытой сложностью чувствуемым ощущениям. Однако юнгианскую технику активных “снов наяву” можно довольно легко использовать в русле фокусирования, предлагая клиентам направить внимание на тело, чтобы там возникали чувствуемые ощущения, из которых позже сформируются образы.

Давайте рассмотрим, что можно использовать из этой техники. Когда у клиента возникал образ, Юнг предлагал быть активным по отношению к нему и реагировать так, как будто тот реален. Например, один мужчина при работе с образами увидел, как его подруга нырнула в озеро и скрылась под водой. Юнг заметил: “Почему же вы сидите и спокойно смотрите на это? Как бы вы поступили в реальной жизни? Прыгайте в озеро и немедленно хватайте ее, пока она не утонула! ”

Юнг хотел бы, чтобы клиент после активного реагирования на образ немного подождал, позволяя событиям снова развиваться своим чередом. Иногда такой подход может пригодиться и нам.

Мы постепенно приобретаем опыт в работе с несколькими специфическими процедурами, и они начнут разделяться для нас на более мелкие части, которые мы сможем гибко использовать в различных сочетаниях. И даже когда мы задаем клиенту простой вопрос о том, какие у него возникают образы, это учит нас очень многому: “Может ли из этого возникать образ? ” А когда образ действительно приходит, мы спрашиваем: “Какое телесное ощущение возникает на его основе? ”

В главе 9 мы рассмотрели, как образы “дают нам полезные советы”, часто с такими новыми альтернативами, которые иначе мы никак не смогли бы получить. Способность образов предлагать новые пути оказывается просто поразительной. Обычно у нас есть лишь две альтернативы: остановиться или идти дальше. “Не пытайтесь преодолевать препятствие здесь, — говорит нам образ. — Там, дальше, есть место, где его можно легко преодолеть”. Мы не даем инструкции, не пытаемся управлять образами, а сами повинуемся их указаниям.

Образы раненой черепахи и погребенного в земле “тяжелого бремени” содержали в себе энергию — энергию, которая могла или вызывать новые шаги, или сопротивляться им. Мы можем почувствовать эту энергию, когда из образа возникает телесное ощущение, а сама энергия в своем проявлении устремляется к новым шагам.

Что уникального содержится в образах? В своих философских публикациях (Gendlin, 1962, 1992a, 1992b, 1996a) я разработал систему терминов и сделал выводы, которые привожу в упрощенной форме.

Каждое живое тело заключает в себе и, если ему это удается, реализует следующий шаг жизненного процесса. Если этот шаг не удается воплотить в жизнь, он остается в теле в скрытой форме — весьма болезненное переживание, подобное приступам острого голода, когда потребность в пище не удовлетворяется.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.