|
|||
19 августа 8 страницаВ начале нашей программы предполагалось, что клиент станет тщательно одеваться по средам вечером, затем праздновать это событие, но оставаться дома. Научившись одеваться, он составил список мест, где мог бы завязать знакомство с женщинами. Следующий шаг состоял в том, что ему необходимо было просто пойти туда, а затем вернуться домой. В другой раз он должен был заглянуть в одно из этих мест и снова вернуться. Клиент всегда знал: он может и должен на следующей неделе сделать новый шаг: потому что мы специально разработали подходящие для него шаги и потому что каждый из этих шагов был весьма незначительным. Мы не брались за что-то новое до тех пор, пока я не увидел проявление энергии клиента и не убедился, что он может с улыбкой сказать: “Да, я сделаю этот шаг”. Следующий шаг был принципиально важным. Следовало поприветствовать какую-нибудь женщину и даже обменяться с ней несколькими словами, продолжая разговор до тех пор, пока не возникнут затруднения, а потом уйти домой. В другой раз надо было попробовать заговорить с двумя женщинами. “А что, если это будут не две женщины, а больше? ” — спросил клиент. “Отлично, — ответил я, — все равно найдите минуту, чтобы отпраздновать то, что сегодня вы смогли заговорить уже с двумя женщинами”. Спустя некоторое время клиент мог приветствовать пять женщин за вечер. Так, выйдя из состояния нерешительности, когда он не мог сделать вообще ничего, клиент стал активным и оптимистичным. Далее клиенту следовало попробовать провести вечер, разговаривая с одной женщиной. Затем необходимо было предложить ей зайти в кафе. Тем временем мы продолжали нашу работу по всем аспектам психотерапии, уделяя этой программе лишь около 15 минут. Клиент прорабатывал свои отношения с недавно умершей матерью и все время уверял меня, что если он действительно сможет лечь в постель с женщиной, то все его проблемы разрешатся. Я согласился, хотя в действительности думал несколько иначе. Я был готов к работе с иной проблемой, лежащей в основе затруднений с женщинами, — проблемой, которая должна была проявиться при подходящей возможности. Следующий шаг состоял в создании ситуации, в которой клиент мог бы оказаться наедине с женщиной. Если бы женщина предложила пойти к ней домой, это было бы замечательно. “А что, — спросил клиент, — если она предложит пойти ко мне домой? ” Это привело нас к серии шагов, имеющих отношение к его уродливому матрацу — единственной постели в его квартире. Кроме того, необходимо было совершить ряд других шагов — звонки в магазины и организация доставки покупок. Тем временем подошло время встречи, и женщина пригласила моего клиента к себе домой. И что же потом? Оказалось, что у него не возникло никаких проблем! Некоторое время он поддерживал отношения с этой женщиной. Затем он познакомился со многими другими и потом говорил, что во время интимной близости женщины его возраста выглядят весьма привлекательно и намного моложе своих лет. Видимо, это было как-то связано с циркуляцией крови. Обычно “оперативная психотерапия” занимает все время сессии. Во время первой сессии клиент избирает для себя “целевое поведение”, которое ему необходимо создать и усиливать (либо наоборот, ослаблять и игнорировать). Первый шаг — ведение записей, каждый раз фиксирующих данное поведение, а также то, что ему предшествовало и появлялось в его результате. Затем, в последующих сессиях клиент и психотерапевт совместно анализируют данные записи. Это позволяет убедиться, что обсуждаемое поведение часто возникает до (или после) определенных событий. Клиенты вознаграждают (или, иначе говоря, “подкрепляют”) себя чем-либо. Необходимо заранее выбрать вознаграждение. Существует вознаграждение за работу по ведению записей и за каждый последующий небольшой шаг. Кроме того, психотерапевт награждает клиента своими похвалами и выражением интереса. Некоторые приверженцы бихевиоральной психотерапии используют в качестве награды обыкновенную конфету. Теперь давайте рассмотрим, каким образом некоторые из таких подходов могут быть лучше всего применены в психотерапии, ориентированной на работу с переживаниями. Как применять оперантный метод при работе с переживаниями От интереса только к поведению мы переходим к заинтересованности в том, как данный метод переживается клиентом. Поведенческие результаты достигаются более эффективным образом в том случае, если учитываются основанные на переживаниях источники и последствия каждого из предпринимаемых шагов. Выбор целевого поведения Некоторые из бихевиоральных терапевтов допускают ошибку, которую не сделал бы психотерапевт иной ориентации. Они предлагают клиентам выбрать “целевое поведение” во время первой же сессии. Затем могут пройти многие месяцы в попытках достичь этого поведения. Однако в контексте психотерапии поведенческие цели должны возникать в результате длительного и глубинного процесса. А при выборе цели в самом начале психотерапии существует большая вероятность, что данная цель будет определена на основе существующих в данный момент установок, которые, скорее всего, изменятся во время психотерапии. Всем психологическим изменениям свойственен этот парадокс: человек сам должен выбрать направление желаемых изменений, но выбор скорее всего станет не столько целью изменений, сколько проявлением аспекта личности, более всего нуждающегося в изменении. Поэтому, хотя клиентам действительно необходимо определить свои цели, это должно быть сделано в результате более глубокого психотерапевтического процесса, включающего взаимодействие с “я” клиента. Сказанное в особенности относится к фокусированию, когда подлинные цели постепенно возникают из раскрывающегося нового ощущения того, что индивиду действительно необходимо в жизни. Поощрение (подкрепление) каждого небольшого шага Поощрение является очень важным моментом. Последователи оперантной психотерапии в качестве такого поощрения предлагают клиентам конфету, какой-то небольшой подарок или участие в каком-либо приятном мероприятии. Все это вполне эффективное поощрение. Однако действительно важным для клиента поощрением — вознаграждением на уровне переживаний — является возможность на протяжении нескольких мгновений праздновать выполнение каждого из шагов. Люди привыкли наказывать себя (что стало уже почти обычным делом) за каждое усилие, предпринимаемое для улучшения ситуации. Это может показаться странным, но когда большинство из нас пытается предпринять что-то новое, смелое, совершить какой-то новый шаг для изменения ситуации, то сразу же после этого мы сами себя наказываем. Например, одинокий человек предпринимает огромные усилия, чтобы оказаться в том месте, где он мог бы познакомиться с представителями противоположного пола. Однако если потенциальный партнер не посмотрит на него, человек возвращается домой более подавленным, чем раньше, переживая по поводу своего одиночества. Теперь он настроен еще более самокритично и убежден, что остаток жизни ему предстоит прожить одному. После этого ему будет еще труднее снова предпринять подобную попытку, тем более что если бы он провел вечер дома перед телевизором, этого наказания не последовало бы. Подобная депрессивная реакция нередко возникает и при выполнении небольших шагов. Человек уже научился хорошо одеваться, сделал еще какой-то шаг, однако это так и не принесло положительных результатов. Появляется чувство, что желаемый результат оказывается еще дальше. Оперантный принцип работы с прямыми последствиями является вполне правильным. Обычные поощрения хороши и должны использоваться. Однако лучший путь избежать самонаказания — развить в себе позитивную ответную реакцию, выступающую в качестве вознаграждения и поощрения. Это может быть частью “празднования” успеха. Подобное поощрение следует спланировать заранее и применять сразу же после того, как будет завершен новый шаг. Психотерапевту необходимо заранее подготовить клиента, сказав ему, например: “Отпразднуете ли вы то, что составили список мест, куда можно пойти для знакомства? Сделав этот шаг, найдите одну минуту и скажите себе: “О, я сделал это шаг, я на правильном пути! Разве я не разработал программу, куда я могу пойти? И неужели я не воспользуюсь случаем, чтобы получить удовольствие? ” В ответ клиент может ответить вяло и без всякого интереса: “А, да, конечно, я буду доволен... ” Тогда психотерапевту необходимо задать фокусирующий вопрос: “Хорошо, представьте, что вы уже поступили именно таким образом. Как вы это чувствуете? ” Клиент может заметить: “Мне бы вообще не хотелось делать это, потому что я избегаю своей проблемы на протяжении многих лет”. Так снова происходит самонаказание. Необходимо предпринять определенные усилия, чтобы преодолеть тенденцию наказывать себя за сделанный шаг, вместо того чтобы поощрять. Чувство, подобное описанному, необходимо отрефлексировать (“Это болезненно, и некоторая часть вашей личности обвиняет вас”), после чего следует продолжать делать шаги, связанные с фокусированием и выслушиванием. Позднее можно попытаться структурировать самопоощрение, еще раз объяснив все с самого начала: “А сейчас, когда вы действительно составили этот список, отпразднуете ли вы это достижение? ” После чего следует фокусирующий вопрос: “Проверьте и увидите сами. Итак, можете ли вы отпраздновать свое достижение? ” Шаги должны быть очень небольшими Принципиально важно, чтобы шаги были очень небольшими, и тогда у индивида не будет возникать чувство, что он не способен сделать их. Купить газету и составить список мест, куда необходимо пойти? Нет, это должны быть отдельные шаги. Для начала просто купите газету. Или, может быть, просто выясните, где продаются газеты, где можно найти перечень необходимых мероприятий. Пока будет достаточно и этого. Проверьте, нет ли таких газет в ближайшем киоске. “Да, я смог сделать это”. Можно задать следующий вопрос: “Где находится киоск и когда у вас будет время зайти туда? ” Подходящий шаг будет вовсе не обязательно тем, который индивид предложит первым. Необходимо почувствовать на уровне переживаний способ осуществления небольших шагов и найти наилучший. Мы говорим: “Проверьте и почувствуйте, можете ли вы действительно сделать это? ” — “Да, мне бы хотелось... ” — отвечает клиент. “Тогда представьте, как вы делаете это. Какое чувство вы испытываете? ” — продолжаем мы задавать вопросы... Когда ситуация подготовлена таким образом, причина возникновения трудностей становится ясной. С этими помехами можно справиться обычными психотерапевтическими средствами. Тем временем клиент находит другой способ действия, вполне реальный и приемлемый для него. Правильный шаг, найденный и проверенный таким образом, дает новую энергию. “Да, сейчас я знаю, что смогу сделать это! ” Если сделанный шаг оказывается правильным, у клиента появляется энергия и возникает чувство облегчения. Использование “небольших шагов” в обычной психотерапии Обычно “небольшие шаги” занимают незначительную часть психотерапевтической сессии. Если остальная часть сессии проходит благоприятно, я не настаиваю на необходимости выполнения этих шагов (так же, как на использовании любых других путей, описанных в этой книге). Если же процесс приостанавливается, я могу предложить тот или иной путь, с которым мы еще не работали. Я спрашиваю клиента, жалующегося на одиночество: “Куда вы можете пойти, чтобы встретить новых людей? ” Я имею в виду людей противоположного пола или же просто друзей. “Да, да, я встречаюсь с новыми людьми... ” — говорит клиент. “Где? ” — допытываюсь я. “В августе следующего года я отправляюсь на съезд... ” — отвечают мне. “Но ведь сейчас декабрь”, — говорю я, зная, что большинство одиноких людей весьма неохотно ходят в те места, где они могли бы завести новые знакомства. Потом я спрашиваю: “Не могли бы вы составить список мест, куда хотели бы отправиться? Я не предлагаю вам идти туда, просто составьте список”. Конечно, при этом я внимательно слушаю то, что отвечает клиент. Затем мы работаем с тем, что у него проявилось. К самим действиям мы перейдем в другой раз. Я могу задать и такой вопрос: “Каких людей вам хотелось бы встретить? Что они любят делать? Давайте посмотрим, сможете ли вы не просто пойти в то место, где встречаются одинокие люди, а туда, где делают что-то интересное для вас, туда, куда было бы естественно пойти и вам, и тому, с кем вы хотели бы познакомиться. Там вы будете лучше себя чувствовать, и у вас появится больше возможностей встретить человека, который вам нужен”. “Вероятно, вам придется проверить 50 человек, прежде чем вы встретите того, кто вам нужен, — говорю я клиенту. — Но поскольку проверка любого человека занимает всего пять минут, эта задача вполне реальна”. Я неоднократно наблюдал эффективность данного метода. Наиболее драматичным примером стал случай разведенной женщины, у которой было пятеро детей, достаточно взрослых для того, чтобы у нее появилось время вернуться к своему образованию для получения докторской степени. Когда ее спросили, кого бы ей хотелось встретить, она ответила: “Разведенного мужчину”. Затем я задал ей вопрос: “Почему бы вам не написать диссертацию о разведенных мужчинах? ” Для типичного исследования требуется около 25 участников, а она познакомилась со 150 разведенными мужчинами, отобрала трех перспективных кандидатов и вышла замуж за одного из них. Недавно одна богатая клиентка, отвечая на подобный вопрос, сказала, что ей хотелось бы встретить богатого и достигшего успеха мужчину. Я спросил, какой деятельностью должен был бы заниматься этот мужчина. Некоторое время спустя клиентка ответила: “Теперь я буду много летать на самолете первым классом”. Некоторое время спустя она встретила подходящего человека, за которого и вышла замуж. Чтобы предложить изменения в действиях, требуется всего одно мгновение. Затем необходимо внимательно выслушать ответ. Приоритет всегда следует отдавать межличностным взаимодействиям. Например, если клиент произносит слова “Да, доктор” тепло и с улыбкой — все в порядке. Но если клиент отвечает: “Перестаньте нагружать меня этой ерундой”, я спрошу: “Итак, вы не хотите, чтобы я нагружал вас всякой ерундой. А какое чувство вы испытываете при этом? ” Необходимо быть готовым принять гнев клиента. Чаще всего подобные реакции возникают в тех случаях, если я впервые предлагаю совершить шаги по изменению. Клиент может ответить: “Я сделаю это позже”. Я соглашаюсь и даю ответную реакцию: “Вы говорите мне, чтобы я не подталкивал вас. Естественно, позже вы придете к этому сами”. Некоторое время спустя (например, через месяц) я снова повторю свое предложение, хотя в некоторых случаях я вообще избегаю делать его. Если мы уделим некоторое время поиску подходящих действий для выполнения небольших шагов, это не нарушит сложившихся психотерапевтических отношений с клиентом. Приведем пример.
К: Я увидел интересную девушку и собирался предложить ей встретиться, но потом решил, что не смогу справиться с этим. П: Делали ли вы когда-нибудь девушкам подобные предложения? К: Никогда. П: Некоторые действия могут быть весьма важными. Вам вовсе не обязательно создавать ситуацию, с которой вы не справитесь. Можете ли вы пригласить ее только на чашку кофе или совершить какие-то другие подобные поступки? Они должны быть настолько малы, чтобы вы не боялись сделать их. Даже когда вы просто обдумываете их, это тоже можно считать небольшим действием.
Во время следующей сессии ситуация развивается примерно следующим образом:
К: Мои сны становятся все более яркими и отчетливыми, но моя жизнь при этом не изменяется ни на йоту. Вы считаете, так и должно быть? П: Да, возможно. Но некоторые действия помогают вам соединить внутренний процесс с поступками в реальной жизни. К: Оказалось, что у меня не было реального интереса к этой девушке. П: Можете ли вы продумать подходящие действия? К: Дело в том, что если моя попытка знакомства с девушкой окажется неудачной, потом я буду вспоминать об этом целый год. П: Есть вещи, которые люди делают, не связывая себя обязательствами, например, разговоры в очереди или по дороге домой. Люди могут говорить о чем-то малозначимом или просто смотреть друг на друга... Приходилось ли вам наблюдать, что в подобных случаях люди, общаясь, не связывают друг друга никакими обязательствами? К: Думаю, я тоже смогу сделать это...
Я уже сказал довольно много, но поскольку клиент принял мои слова, решил добавить:
П: Просто наблюдать — уже действие. А кроме того, вы можете попытаться почувствовать, подходит ли это вам. К: Да, в другой ситуации я однажды пытался сделать нечто подобное, но испытал лишь приступ страха. П: Не стоит поддаваться страху, как не стоит и пытаться убежать от ситуации. Необходимо просто отступить на пару шагов, а потом посмотреть, что произошло.
Обычно изменения оказываются действенными, освобождая настоящее от блоков прошлого. Если клиент чувствует, как существующая в настоящем неадекватная модель поведения связана с прошлым, необходимые перемены происходят путем изменения действий в настоящем. Приведем пример:
К: Вернувшись домой, я осознала, что купила не то, что действительно хотела, хотя потратила на это все выходные. Конечно же, я знаю, что произошло.
Клиентка перед этим долгое время работала над глубоким блоком, препятствующим стремлению получить то, что ей хочется. Блок был связан с происшедшим в детстве случаем, когда она захотела получить игрушку и вместо этого подверглась насилию.
К: Долго ли я буду продолжать утрачивать столь многое в жизни — утрачивать потому, что пытаюсь предотвратить уже давно произошедшее? Все остается по-прежнему до сих пор.
Через неделю клиентка заявила: “Я принесла покупку обратно в магазин и сказала, чтобы они обменяли ее на то, что мне нужно. Мне было трудно — все это скрыто так глубоко... Но, когда вернулась домой, я была уверена: наконец-то я получила свою игрушку! ”
Некоторое время спустя клиентка добавила: “Теперь я хотела бы изменить прошлое, живя в настоящем, вместо того чтобы постоянно жить в прошлом и утрачивать настоящее”. Связь между психикой и действием В действительности не существует никакого противопоставления между психотерапией и поведенческой бихевиоральнойтерапией. В человеке внутреннее и внешнее — две стороны одного и того же процесса жизни. Люди, ориентированные на действие, иногда спрашивают меня, действительно ли фокусирование поможет им почувствовать себя лучше без изменения реальной жизни — как будто кто-либо действительно мог почувствовать себя лучше без изменения своей жизни. Мы “проживаем” каждую ситуацию с помощью своего тела. Когда изменяется чувствуемое ощущение, меняются также и наши способности. И наоборот, иногда бывает так: несмотря на все наши усилия, ничего не меняется. Наши телесные ощущения не могут измениться, если наша жизнь и действия остаются прежними. С другой стороны, некоторые люди, в значительной мере ориентированные на интроспекцию, сопротивляются прямым попыткам предпринять шаги к действиям. Они считают их чем-то искусственным, полагая, что любые действия, не возникающие естественно и непосредственно из их чувств, окажутся просто неэффективными. И в затруднительных ситуациях, вместо того чтобы попытаться действовать, они стремятся находить в себе уже знакомые им внутренние конфликты. Это подобно словам: “Какое облегчение? Здесь внутренняя проблема, над которой надо работать. Еще не время для реальных действий”. Однако изменения в действиях могли бы изменить все тело, способствуя возникновению как раз того чувства, которого более всего не хватает. Например, сновидения действительно никогда не относятся только к затруднениям в той или иной специфической ситуации. Они связаны со всей личностью. Человек не может испытывать затруднения в какой-то одной ситуации, если он не обладает типом личности, обычно создающим подобные трудности. Но хотя данный личностный тип создает довольно серьезные затруднения в такой ситуации, они могут быть преодолены при помощи определенных действий. Независимо от того, будут ли эти действия внутренними или внешними, именно изменения создают новый образ бытия тела в настоящем, в то же время требуя такого образа бытия для своего осуществления. В настоящей главе я пытался познакомить читателя с различными шагами, предпринимаемыми с помощью реальных действий — безопасных действий; действий, совершенных на основе новой телесной энергии, а также небольших шагов в программе оперантного поведения. Психотерапевт может предлагать клиенту любые из них. Мы также увидели, как осуществлять данные действия таким образом, чтобы это вело к обретению новой энергии, возникающей в процессе фокусирования и слушания, а также при работе на уровне тела и во время ролевого разыгрывания сновидений. 17. Когнитивная психотерапия Определенные изменения в когнитивных категориях клиента происходят практически при всех формах психотерапии, хотя хорошо известно, что сами по себе когнитивные изменения порождают у людей весьма незначительные реальные изменения. Из этого можно было бы сделать вывод, что когнитивные изменения не играют никакой роли в психотерапии. Однако на самом деле это не так. Подобная ошибка довольно часто допускается, когда фокусирование описывается так, словно когнитивные моменты не играют в нем никакой роли. В действительности же фокусирование является своего рода диалогом между чувствуемыми ощущениями и их когнитивным аспектом. Я бы хотел вначале обсудить стандартную когнитивную психотерапию и методы ее применения в той форме, в которой она практикуется психотерапевтами традиционной когнитивной ориентации, но использовать ее лишь время от времени и коротко. Затем я покажу, как фокусирование способно изменить весь когнитивный подход в целом. Методы стандартной когнитивной психотерапии Борьба с негативными мыслями Когнитивная психотерапия, используемая в своей обычной форме, противостоит тенденции клиентов к негативной интерпретации происходящих событий, а также самих себя. Это особенно полезно в случаях депрессии. Депрессивные больные обычно имеют негативные мысли определенного типа. “Это бесполезно”, — говорят они, и от самого факта произнесения этих слов им становится хуже. Распознавание таких мыслей и борьба с ними имеет принципиальное значение. Вспоминая события, происходившие, например, на прошлой неделе, депрессивный клиент заявляет: “Тогда я еще мог смеяться, а сегодня это совершенно невозможно”. Вместо того чтобы принимать эти мысли без возражений, когнитивный психотерапевт поощряет исследование и оспаривание хода этих мыслей, например, предлагает вспомнить случаи, когда клиент преодолевал депрессию и чувствовал себя хорошо. Когнитивная психотерапия работает над тем, что клиент говорит самому себе, а основным психотерапевтическим шагом считается распознавание клиентом определенных мыслей. Тогда появляется возможность остановиться и изменить эти мысли, пока их последствия не зашли очень далеко; возможность заменить их на другие мысли, оказывающие заведомо положительный эффект. Например, утром клиент может подумать: “Я почувствую себя лучше, если останусь в постели”. Однако, возможно, он уже понял: если остаться в постели, депрессия только усилится. Поэтому возникает иная мысль: “Вчера мне было лучше, когда я все-таки встал”. Любой психотерапевт может использовать открытия когнитивной психотерапии с теми клиентами, которым это принесет пользу. Однако психотерапевту нет необходимости рассматривать когнитивную психотерапию как единственно правильный метод, так же как не следует читать клиентам наставления, ставя их в сугубо пассивную позицию. Будет вполне достаточно, если вы просто предложите им способы самопомощи. Альтернативные пути восприятия проблемы В дополнение к борьбе с негативными мыслями определенные концепции также имеют потенциальную возможность изменять качество переживаний. Например, общее чувство ситуации изменится, если клиент станет воспринимать ее как вызов. Или если новые формы поведения трудны, существенно легче их выполнять, рассматривая практику, как мы уже рассматривали это в предыдущей главе. И вместо того чтобы отчаянно пытаться преуспеть, совершая действия, которые клиент не в состоянии выполнить достаточно хорошо, можно достичь успеха, если его ближайшей целью станет практика. Психотерапевты когнитивной ориентации считают, что такие понятия, как вызов и практика, противостоят определенным бессознательным предпосылкам, например, убежденности в том, что человеку необходимо достичь успеха, поскольку в случае неудачи он опозорится. А признание того факта, что клиент неизбежно является просто человеком с присущими ему недостатками, может уменьшить затруднения, вызываемые установкой на безусловное стремление к совершенству. Использование когнитивных методов во время психотерапии на основе переживаний Хотя различные идеи порой приводят к большим изменениям, мы не предполагаем, что одно и то же понятие может быть полезным для разных клиентов. Для кого-то оно вообще означает нечто скучное или даже может навредить. Нам предстоит работать не просто с понятиями, а с их воздействием на переживания человека. Когда когнитивные методы оказываются успешными, они способны вызывать изменения на достаточно глубоком уровне. Если же они не действуют, это означает, что такой “глубокий уровень” нуждается в иных формах работы. Поэтому может показаться глупым применять методы, воспринимающиеся как поверхностные. Тем не менее, работа на когнитивном уровне оправдывает те небольшие затраты времени, которых она требует. Приведем пример:
К: Я и так отдала очень много... Но все это предельное лицемерие: на самом деле я хочу чего-то для себя. (Ее лицо искажается гримасой отвращения. ) П: Вы считаете, что это плохо? Я рад, что вы тоже хотите что-то для себя. Это подтверждает, что вы живы, и мне это кажется весьма здравым.
Полезно, если психотерапевт предлагает клиенту альтернативный способ мышления. Это может быть сделано более успешно, если подобное предложение рассматривается как выражение собственных убеждений психотерапевта: такой подход дает возможность быть естественным и позволяет при этом не навязывать ничего клиенту. А сейчас я снова обращусь к обсуждению определенных теоретических вопросов. Даже если я достигну успеха в их объяснении, вдумчивый читатель увидит, что я делаю нечто бoльшее — излагаю мысли, развитые мной в ряде работ философского характера (Gendlin, 1962, 1992a, 1992b), а также в других исследованиях, готовящихся к публикации). Является ли познавательная способность основой для организации опыта? Существует некое основное теоретическое различие между когнитивной психотерапией и другими подходами. Сейчас нет необходимости обосновывать их, однако эти различия следовало бы понимать. Когнитивная психотерапия исходит из предположения, что любой человеческий опыт детерминируется познавательной способностью, сознательными либо бессознательными исходными предпосылками. Противоположная точка зрения состоит в том, что когнитивные предпосылки имеют поверхностный характер и просто скрывают за собой более глубокие факторы биологического, психического и межличностного бытия индивида. Обе точки зрения являются упрощенными. На наше тело и межличностные взаимодействия влияют многие более основополагающие факторы, а когнитивные способности — просто дальнейшая организация человеческого опыта. Мы убеждаемся, что животные также действуют в соответствии с определенными формами соотношений, сложившимися в окружающей среде, хотя и не пытаемся предполагать, что животные специально “думают” об абстрактных соотношениях как о чистых формах познания. Человеческий опыт также не организован на основе отдельных познавательных процессов. Когда мы впервые констатируем отношения когнитивного характера, можно ли сказать, что они действительно существуют в форме, отмечаемой нами? Нет, но если эти отношения действительно оказываются подходящими, тогда сама возможность открыто выразить их становится дальнейшим развитием опыта. Чем является мышление, связанное с переживанием? Мышление — важная способность человека. Оно выстраивает и перестраивает наш мир, играя важную роль в развитии человека. Однако использование мышления в качестве пути психотерапии приобрело плохую репутацию, так как мышление слишком легко можно использовать неправильно. Действительно, когда оно отделено от других форм опыта, его называют “интеллектуализацией”, приводящей к весьма незначительным психологическим изменениям. Большинство людей не знают, что возможна форма мышления, связанная с переживаниями. Ведь обычно нас учат, что данный процесс должен быть отделен от переживаний. И даже желая обдумать какие-либо переживания, мы часто не используем непосредственное ощущение, с этими переживаниями связанное. Когда появляется первая мысль о переживании, мы отодвигаемся от нее, приближаясь к следующим мыслям и уже не обращаясь к самому переживанию, чтобы оценить, насколько наши мысли ему соответствуют. Обычно люди говорят: “Я думаю, мои чувства являются тем-то и тем-то”, и на этом основаны их дальнейшие мысли. Так возникают выводы, которые никто уже не сравнивает с самим переживанием, чтобы выяснить, действительно ли данные выводы раскрывают переживание и расширяют наше понимание его или же оказываются насилием над переживанием.
|
|||
|