Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





19 августа 7 страница



и эмоциональный катарсис

Эта глава посвящена спонтанному возникновению эмоций и “катарсиса”, который можно было бы назвать “разрядкой” данных эмоций. Катарсис используется в различных методах психотерапии, и я раскрою их содержание, чтобы мы могли использовать отдельные компоненты этих процедур.

Когда катарсис возникает сам по себе

Катарсис может включать в себя такие проявления, как крик, бурные рыдания и кашель. Иногда клиент бьет кулаком в стену (см. главу 9, фрагменты 3 и 12). В предыдущей главе этой книги мы видели, что взаимное общение психотерапевта и клиента — двух спокойных, готовых проявлять заботу взрослых людей — помогает проявлению детского опыта, столь необходимого клиенту. Вместо того чтобы просто повторно проживать свой ранний опыт в той же форме, что и в прошлом, такой подход позволяет добиться новых важных шагов. Напротив, при катарсисе индивид переживает прошлые события так, как будто они происходят в настоящем, но с тем важным отличием, что сейчас клиент может в полной мере испытать и выразить эмоции, в свое время заблокированные. В некотором смысле это происходит при всякой психотерапии; мы называем такой процесс “катарсисом”, или “разрядкой”, если клиент проявляет значительную физическую экспрессию, имеющую неуправляемый характер. Если возникающие при разрядке эмоции являются для клиента новыми и возникают естественным путем, это может представлять большую ценность.

Психотерапевты, не знакомые с катарсисом, часто боятся его, поскольку он кажется им совершенно не контролируемым. Однако не следует опасаться эмоциональной разрядки, поскольку через несколько минут она обычно приходит к своему естественному завершению. Если же мы прервем процесс разрядки только потому, что испугались, это приведет к весьма продолжительным негативным последствиям для клиента: он будет чувствовать, что внутри у него — некая ужасная сила, пытающаяся полностью выйти из-под контроля. Страх перед этой неве­домой силой как бы пугает все происходящее внутри человека. Клиент боится сойти с ума, а вся внутренняя работа оказывается заблокированной. Подобный страх может сохраняться у клиентов на протяжении многих лет. А причиной явилось недостаточное знакомство психотерапевта с естественным процессом эмоциональной разрядки.

Если психотерапевт не останавливает процесс разрядки, клиенты начинают кричать, плакать или бить кулаком по столу. Обычно это длится не очень долго, а потом энергия истощается. Когда клиент начинает бить кулаком по чему-то твердому, психотерапевту необходимо просто подложить мягкую подушку.

Человеком, переживающим катарсис, он воспринимается совсем не так, как внешним наблюдателем. Наблюдатель воспринимает его как нечто ужасное. Его настигают волны интенсивных эмоций. Гнев и боль, приходящие таким образом к индивиду, не могут восприниматься позитивно. Однако когда такие волны энергии исходят наружу, они воспринимаются клиентом положительно.

В травматических событиях детства обычно присутствует двойное подавление, связанное не только с самими событиями, но и с тем, что у человека нет возможности отрыто заплакать, задрожать или проявить вспышку гнева (а такие вспышки гнева вполне естественны для всех живых организмов). Когда ребенку после длительных запретов наконец позволяют заплакать, он может вновь почувствовать себя целостным. Такие мгновения драгоценны, и именно поэтому катарсис столь важен для личности.

Общая проблема, связанная с катарсисом, состоит в том, что разрядке подвергаются одни и те же эмоции, и это всегда происходит одним и тем же путем. Обычно я прерываю процесс разрядки, если повторяется то, что уже происходило много раз. В действительности клиенту необходимо нечто совершенно иное, но если разрядка возникает естественным путем и не повторяет то, что уже было, необходимо ее приветствовать и создавать безопасные условия.

Поскольку катарсис действительно является естественным процессом, его много раз как бы открывали заново. Но в качестве метода психотерапии катарсиса самого по себе явно недостаточно, поэтому он довольно часто отбрасывался. Фрейд обнаружил явление катарсиса, но потом отказался от его использования. В 1950-е годы катарсис был заново “открыт” в дианетике, где его значение преувеличивалось. Совсем недавно катарсис снова появился в “психотерапии первичного крика”, где его значение также преувеличено. Катарсис можно вызвать почти у любого человека, но вопрос в том, стоит ли это делать. Однако нет сомнения, что при возникновении катарсиса естественным путем, его следует воспринимать как нормальную часть процесса психотерапии.

Поэтому если психотерапевт чувствует, что катарсис может быть полезным, его необходимо предложить клиенту. Я советую клиентам, чтобы они могли совершенно свободно пронзительно кричать, ударять кулаком по кушетке или подушке. При этом я говорю: “Если у вас появится желание, позвольте себе сделать это”, а затем демонстрирую клиенту, как я сам могу стать на колени и начать избивать подушку. Я хотел бы, чтобы клиенты воспринимали катарсис как форму экспрессии, на которую они имеют полное право. Некоторые клиенты следуют моему совету немедленно, другие — спустя некоторое время, а большинство вообще никогда не делает этого.

Катарсис хорошо сочетается с другими путями психотерапии, если воспринимается как один из вариантов. Мы не пытаемся вызывать его специально, хотя и принимаем, когда он возникает естественно.

Катарсису недостает чувства настоящего

в переживаниях прошлого

При использовании одного лишь катарсиса утрачивается чувство настоящего, в том числе чувство настоящего в ситуации, имевшей место в прошлом. Только почувствовав настоящее, мы сумеем предпринять новые шаги, невозможные в прошлом. Мы говорим о новых шагах на протяжении всей книги, в особенности в последней главе.

При осуществлении “психотерапии первичного крика” клиенты работают над проблемой, чувствуя ее в теле, но делают они это только для того, чтобы позволить проявиться прошлому опыту. Яркие переживания из прошлого возникают довольно быстро, но обычно оказывается, что клиент ранее уже проходил через эти переживания. Клиент интенсивно, но повторно испытывает уже знакомые состояния. Клиенты физически чувствуют свою боль и ярость; они плачут и кричат — вероятно, потому, что сейчас им это действительно необходимо. Их внимание полностью переносится в прошлое, и они не ощущают актуальной жизненной ситуации, над которой хотели бы работать. Поэтому в “психотерапии первичного крика” клиенты часто оказываются полностью дезориентированными в отношении своей жизни в настоящем и собственной личности: они весьма настойчиво работали над каждой проблемой так, как будто она существует только в прошлом.

Ловушка, связанная с работой только над прошлым, нередко встречается при фокусировании: вначале клиенты испытывают глубокое расслабление, а потом им предлагают обратить внимание на все, что возникает в той или иной специфической проблеме. При повторном переживании ранних детских событий катарсис, вероятнее всего, будет возникать в таком расслабленном состоянии без связи с настоящим.

Катарсис предполагает определенную степень регрессии, и в этом смысле он в известной степени аналогичен гипнозу. Хотя релаксация специально и не вызывается в технике “переоценочного консультирования” (Jaekins, 1962) — данная техника как раз характеризуется эмоциональной разрядкой, — в конце каждого сеанса клиентам предлагают “возвратиться в настоящее”. Чтобы убедиться, что они действительно сделали это, клиентам предлагают описать какой-либо объект, находящийся в комнате. Но это означает конец сессии! Реальная жизнь и существующее в настоящем отношение к прошлому в подобной ситуации не работают.

Интенсивность эмоций приводит к сужению переживаний даже без релаксации и регрессии. На примере обычного совета — в момент сильного гнева сосчитайте до десяти — мы можем увидеть, что интенсивные эмоции настолько сужают наши переживания, что мы утрачиваем большую часть того, что скрыто в них. Такое суживающее воздействие на переживания оказывает как интенсивность эмоций, так и регрессия (см. работу “Теория изменения личности” — Gendlin E., “A Theory of Personality Change”, 1964). Моя теория эмоций излагается в книге “Эмоции в психотерапии” (Gendlin E. “On Emotions in Therapy”, 1991b. О катарсисе см. McGuire, 1991).

Напротив, чувствуемые ощущения оказываются более широкими, чем обычные переживания. Ощущение “всего этого” — нечто гораздо большее, чем обычные переживания. Оно содержит в себе множество скрыто присутствующих граней и частей. Именно из такого ощущения и возникают новые шаги процесса переживания.

Оптимальная степень релаксации достаточна для того, чтобы могли возникать новые переживания, но не настолько сильна, чтобы клиенту было трудно реагировать на настоящее. Так, с помощью не очень глубокой релаксации субъект может достигать оптимальной точки, в которой возникает необходимый материала. При этом клиент присутствует в настоящем в полной мере и может немедленно реагировать на происходящее. Именно это и происходит при фокусировании (Gendlin, 1996b).

Для возникновения катарсиса может потребоваться

совершение некоторых шагов на уровне переживаний

В главе 9 мы приводили фрагменты стенограмм, где клиентка, возможно, не сумела бы выдерживать связанные с прошлым опытом переживания, проявившиеся на ранних стадиях психотерапии, если бы не избивала матрац в тот момент, когда ее ярость становилась непереносимой. Мы видели, что она очень точно чувствовала время, когда можно было делать подобные вещи, и довольно долго удерживала себя от эмоциональной разрядки. Большое значение имело то, что клиентка была готова принять и ту, и другую альтернативу.

Клиентка чувствовала: перед тем как непосредственно столкнуться с остатками своего аффекта, необходимо проделать определенную работу.

Если клиенты боятся страха, присутствующего в прошлом, им потребуется сделать довольно много небольших шагов, постепенно приближающих их к чувству страха. Так, постепенно клиент обретает возможность оказаться рядом со своим страхом. Шаги становятся увереннее, и клиенты начинают соприкасаться со страхом более непосредственно. Психотерапевт знает, как помочь гневу выйти наружу, но он понимает, что лучше воздержаться от этого до тех пор, пока индивид не разовьет в себе силу и способность самостоятельно выдерживать свой гнев.

Так, с течением времени происходит развитие личности и приходят в движение ее новые аспекты. Они могут быть важными сами по себе, однако сейчас речь идет о том, что некоторые стороны данных аспектов должны проявиться еще перед тем, как гнев будет про­работан.

Приведем пример. “У меня есть... весьма болезненное... чувство. Мне тяжело говорить о нем... ” На этой стадии психотерапевту не нужно стремиться увеличить интенсивность болезненного чувства. Для клиента будет вполне достаточно просто слегка прикоснуться к этому чувству. А пребывание в обществе психотерапевта помогает ему выдерживать болезненное чувство таким, какое оно есть.

Вот другой пример. Клиентка говорит: “Здесь я остановилась... это для меня уж чересчур... Мне приходится слишком сильно бороться... А ведь на самом деле я не настолько плохой человек”. (До сих пор ни психотерапевт, ни сама клиентка не считали, что “она плохой че­ловек”. )

У клиентов может внезапно возникать связь с тем временем, когда они еще были здоровы и не пережили травму. “О... такой я была когда-то! (Вздыхает. ) В прошлый раз я надеялась... что мы вернемся туда, к той точке, где я остановилась”. Когда клиентка вспоминает об этом давно ушедшем в прошлое чувстве, она явно оживляется. Но это не только порождение прошлого, потому что и сейчас бывают моменты, когда она живет подобным образом. Это делает личность более целостной и сильной. И мы хорошо понимаем, почему клиентке хочется сначала научиться жить по-новому, а лишь потом повторно проживать воспоминание о травматическом событии. Тогда взрыв гнева сможет иметь совершенно иные последствия, чем в прошлом (Grove, 1995).

Будучи психотерапевтами, мы не можем самостоятельно решать, что этому клиенту необходимо совершить какие-то определенные шаги, а тот уже готов к катарсису. Точность, с которой происходят последующие шаги — один за другим, — показывает, что лучшим решением было бы не пытаться в них вмешиваться.

С другой стороны, если у нас проявляются эмоции, необходимо просто принимать их. Например, я говорю клиенту: “Я слышу гнев. Я прав? ” Когда клиент плачет, я могу сказать: “У вас на глазах слезы. Надеюсь, вы готовы принять их... ” Если я замечаю, что клиент пытается подавить слезы, я также спрашиваю об этом. Допустим, клиент отвечает: “Я чувствую слезы, но не могу заплакать”. В таких случаях я обычно говорю: “А вы просто разрешите себе, чтобы слезы потекли в нужный момент”. Детям обычно внушают, что они не должны плакать. Напротив, согласно “нормам”, принятым в психотерапии, мы можем и должны плакать. Понятно, что и та, и другая установка искусственны. Просто где-то глубоко в нас прячется небольшая “служба охраны”, не позволяющая нам плакать. Если мы дадим этой службе распоряжение: “Пусть слезы текут в любое время, когда это необходимо”, — слезы будут возникать естественным образом.

Чувствуемые ощущения в сравнении с эмоциями

Чувствуемые ощущения часто бывают весьма слабыми, в то время как эмоции, например гнев, — очень сильными. Чувствуемое ощущение, связанное с тем, что вызывает гнев, является более широким и менее интенсивным, чем гнев.

Люди, привыкшие к катарсису, нередко испытывают затруднения в распознавании чувствуемых ощущений, даже если те уже возникли. Они привыкли к чрезмерной интенсивности и драматизму долго сдерживаемых эмоций. По сравнению с моментами, когда клиент пронзительно кричит и рыдает, спокойное погружение в чувство чего-то целостного, но неотчетливого, может восприниматься как ситуация, в которой почти ничего не происходит. Однако интенсивность еще не является критерием эффективности. Весьма интенсивные эмоции иногда возникают из чувствуемых ощущений, в то время как сами по себе чувствуемые ощущения обычно переживаются довольно спокойно.

Иногда прошлый опыт необходимо повторно пережить и завершить в той точке, где эмоции были заблокированы. Гипноз также помогает в определенных ситуациях. (Один из клиентов рассказывал, что ему очень помог гипноз, хотя во время сеанса ему не делались никакие конкретные внушения. При гипнозе “множественные”, “расщепленные” части переживания могут впервые оказаться собранными вместе, на одном уровне; позднее это происходит уже без гипноза. ) Медитацию тоже можно считать формой глубокой релаксации, ценной во многих отношениях. Мы еще не знаем всех возможностей глубокой релаксации. Ничего не хочу сказать против этих состояний, но у меня не раз возникал вопрос: почему многие так настаивают на необходимости регрессии в прошлое и уделяют этому значительную часть каждой сессии?

В некоторых случаях, когда клиент упорно сидит в позе для медитации, я могу сказать: да, он действительно имеет опыт медитации. “Если ваше тело привыкло к медитации, — говорю я клиенту, — она будет возникать у вас каждый раз, когда вы сядете в эту позу. Тогда тело не сможет вам сказать, какая поза нужна ему здесь и сейчас. Сядьте по-другому, немного свободнее”.

Клиенты могут сами решить, сесть ли им на кушетку, вытянуться ли на ней или же принять какое-то другое положение. Я не мешаю им погружаться в состояние релаксации так глубоко, как они захотят. Но иногда я предлагаю клиентам сменить положение, характерное для релаксации, и сесть передо мной прямо. Или наоборот, предлагаю клиентам расслабиться, откинуться назад, позволить телу стать гибким и занять удобное для него положение.

Мы сумеем лучше осознать значение пути психотерапии, связанного с катартической разрядкой, предоставляя клиентам возможность допускать катарсис (если они испытывают в нем потребность) и оставляя за ними свободу выбора, использовать это состояние или нет.

16. Пошаговое изменение действий

Аристотель утверждал, что люди способны изменяться только с помощью практики правильных действий. Привычки — могучая сила, которую нельзя преодолеть сразу. Правильнее будет сказать, что их можно изменить с помощью практических действий за определенное время. Во второй части этой книги мы обсуждали пути внутренних изменений, результатом чего становятся изменения внешние. Однако индивид может измениться внутренне и под влиянием извне.

В этой главе я попытаюсь раскрыть сущность иной группы направлений психотерапии, связанных с использованием действий.

Приверженцы подхода “оперантного поведения” (Скиннер и его последователи) нашли эффективный способ изменять привычный способ поведения людей. Он состоит в совершении отдельных, небольших шагов, направленных на достижение нового поведения. Мы вполне можем использовать данный подход, так же как и ряд других новшеств, предложенных техникой “оперантного поведения”. В любой психотерапевтической сессии может быть найдено время для разработки небольших новых шагов, направленных на изменения в действиях, предпринимаемых в период между сессиями, — для этого может потребоваться всего лишь несколько минут.

Внутренние и внешние изменения обычно происходят параллельно, и поэтому одно связано с другим. Мы уже неоднократно убеждались, что внутренние изменения приводят к изменениям внешним, однако последние не всегда оказываются достаточными.

Иногда внутренние изменения предшествуют внешним, как это произошло с одной клиенткой, которая внезапно нашла спутника жизни сразу же после преодоления бессознательных страхов и раскрытия в себе внутренней готовности быть привлекательной. Однако справедливо и то, что подобные вещи могут происходить лишь в тех случаях, когда изменяется поведение клиента среди других людей. Клиентка могла быть готова к встрече спутника жизни, но понятно, что нужный человек не придет просто так и не позвонит в дверь. Общая цель психотерапии — улучшить качество жизни клиента, а большая часть человеческой жизни проходит среди других людей.

Некоторые клиенты ожидают, пока их чувства полностью изменятся и только после этого начинают предпринимать новые действия. Однако внутренние изменения трудно завершить без некоторых конкретных внешних действий. Это происходит не только потому, что изменения в реальных событиях и возможностях возникают в результате изменения в действиях. Выполнение новых действий — это, кроме всего прочего, еще и процесс физических изменений. Новые действия изменяют тело, поскольку требуют нового способа переживаний на уровне тела. При этом различные внутренние трудности переживаются иначе. Так, небольшое действие, малозначимое само по себе, обладает потенциальной возможностью изменять всю внутреннюю сложность той или иной проблемы, а незначительное изменение в поступках позволяет индивиду более непосредственно соприкоснуться со своими внутренними препятствиями.

Далее мы обсудим некоторые типы пошаговых изменений действий, которые легко могут использоваться в контексте психотерапии.

Безобидные и безопасные действия

Психотерапевт помогает клиенту так изменить свои действия, что они редко будут иметь отрицательные последствия, например, получить откуда-то информацию, позвонить по телефону, прочитать газету и т. д. Клиенты довольно часто начинают обсуждать вопросы, связанные со сменой работы или карьеры, как будто у них вообще нет никаких вариантов. Скорее всего, они прекрасно знают о существовании специальных агентств по трудоустройству и о людях, располагающих необходимой информацией, однако, испытывая внутренний страх, избегают их. Хотя понятно, что позвонить по телефону для получения новой информации — не такое уж и сложное дело. Такие совершенно безопасные действия могут помочь решить любые проблемы, поскольку при этом раскрывается совершенно новый диапазон возможностей.

Действия, использующие новую телесную энергию

Когда клиент во время психотерапии ощущает в себе появление принципиально новой энергии, самое время задать вопрос: какие изменения в действиях он может предпринять, чтобы обеспечить сохранение данной телесной энергии и достигнутых изменений. Это не обязательно должно быть какое-то значительное действие — даже сравнительно небольшой поступок может хорошо передавать тот новый способ бытия, который пациент будет воплощать на практике на протяжении следующей недели.

Одна клиентка, недавно разведенная женщина, собиралась отправиться на танцы в свою церковь*. Она знала, что ее бывший муж также намеревается пойти туда со своей новой подругой. Поскольку он обычно не ходил в церковь, клиентка усмотрела в этом намеренную попытку досадить ей. Она сказала: “Я позвоню ему и скажу, что это мое пространство, где ему появляться не следует. Но... я боюсь звонить ему — мне неудобно. И хотя я знаю, что он придет в любом случае, мне все равно необходимо поступить именно так — это будет шаг вперед”.

Чтобы идентифицировать и выполнить такие действия, часто необходимо отказаться от стремления получить немедленные результаты. Мы называем это “действием ради практики”. Когда человек делает что-либо ради самого процесса действия, он не может потерпеть неудачу. Мы достигаем успеха уже благодаря тому, что предпринимаем само действие. Не имеет значения, хорошо ли мы выполняем эти действия или не очень. Фактически мы ждем, что сначала все получится плохо.

Однажды при выполнении подобных действий я сказал клиентке следующее: “Несколько лет назад это действительно многое бы изменило. Сейчас уже слишком поздно, но вам в любом случае необходимо совершить это. И тогда ваше тело получит нечто новое”.

Небольшое действие нередко олицетворяет новый образ бытия и позволяет человеку жить согласно ему. Например, после обретения уверенности во время психотерапевтического сессии клиент начинает заниматься поиском новых действий, которые могут быть проявлением такого образа жизни. Он принимает решение: “Отныне я буду отправляться в туалет сразу же, как только у меня появится в этом потребность, не ожидая, пока закончится разговор с другим человеком”. Давайте проанализируем это решение как действие, приводящее к новому шагу. То, что решил делать клиент, находится полностью в его власти. Он может считать, что это сделать нелегко, но на самом деле единственное препятствие находится в нем самом. Отметим также, что действие носит сугубо личный характер. Только сам клиент четко знает: произойдет большой шаг, если он при необходимости прервет разговор с другим человеком. Кроме того, этот шаг является частным случаем новой уверенности, обретенной клиентом. И если это действие будет успешным, у клиента появится шанс жить по-новому. Выполнение таких действий позволит ему снова обрести новое качество энергии, найденное во время психотерапии.

Применяя поведенческие методы, мы исследуем влияние действий и поступков на переживания. Поступки не просто содержат в себе новую энергию; они продолжают ее во взаимодействии. Телесная “энергия” предполагает стремление к воплощению во взаимодействиях с окружающей средой. Если энергия действительно нова, она не имеет продолжения во взаимодействиях, а ее слишком простая модель не готова к реальным ситуациям. Однако даже небольшие действия, связывающие индивида с окружающей средой, позволяют этой модели значительно измениться.

В приведенном примере новое самоутверждение действительно может вначале оказаться упрощенным и примитивным, связанным с чувством отчаяния и враждебной мотивации, поскольку заблокированная энергия циркулирует по замкнутому кругу, препятствуя взаимодействию. Если клиент попытается проявить эту энергию в такой форме в некоторых важных ситуациях, ему придется оказаться от нее и возвратиться к старой, чрезмерно острожной манере поведения. Однако при совершении небольших действий новая энергия функционирует даже в наиболее примитивных ее формах, постепенно развивая свое новое качество, что представляет собой значительное внутрипсихическое изменение.

Обычно клиенты не задумываются о том, что практическое исполнение желаемых ими новых действий должно вначале происходить в безопасной ситуации, — им хотелось бы разрешить свои проблемы немедленно. Однако попытка сделать это окажется слишком большим и невыполнимым шагом, и ничего не изменится.

Предположим, что клиент постепенно развил в себе довольно большую силу и уверенность. Он стал чувствовать, что воспринимает ситуацию на работе вполне адекватно. Это создает в его теле новое чувство бесстрашия и новую энергию, которая может помогать ему утвердить себя, обрести больше свободы и инициативы.

 

К: Я хочу войти в кабинет шефа и высказать ему все, что думаю. Но я не могу сделать этого. Сейчас я чувствую, что почти готов, но знаю, что когда соберусь, то не смогу войти.

П: Бывали какие-нибудь другие ситуации, когда вы бы чувствовали себя в безопасности и вам было легче совершить такой поступок? Где и когда вы могли бы чувствовать себя уверенно?

К: Я думаю, что буду больше участвовать в происходящем. Конни (жена клиента) всегда говорила, что я не способен на это, а если я и пытался принимать в чем-либо участие, ей это не нравилось.

П: Вы думаете о том, чтобы сделать больше... и, может быть, меньше заботиться о том, что нравится или не нравится это жене?

К: Нет, я вообще не думал об этом... Только о том, что мне необходимо было бы активней участвовать в происходящем... Жена права...

 

В данном примере клиент сознавал, что “высказать боссу все” — слишком серьезно, и принял идею психотерапевта о том, что первый шаг должен быть более легким. Психотерапевт может вносить свои коррективы, даже когда ему кажется, что клиент уже полностью утратил обретенную им новую энергию (“Жена права... ”). Конечно, у нас нет какого-либо окончательного способа узнать это. Возможно, клиент действительно знает, что жена права. Возможно, он знает и то, что всего лишь притворяется, что участвует в происходящем. Если психотерапевт станет подталкивать его и оказывать давление, внушая, что не стоит слишком сильно заботиться о том, нравятся или не нравятся его поступки жене, а клиент примет такое внушение, психотерапевт возьмет на себя функцию и шефа клиента, и его жены. В данном случае он будет претендовать на то, что лучше клиента понимает происходящее.

До сих пор я обсуждал “безопасные” действия, являющиеся частными случаями нового способа телесного бытия. Теперь мы обсудим действия иного рода.

Программа небольших шагов: оперантная психотерапия

Используя предложенную Скиннером теорию оперантного поведения, Голдаймонд разработал эффективную систему постепенных шагов по изменению поведения. Кое-что из этой системы могли бы позаимствовать и мы.

Прежде всего, Голдаймонд опирался на общую формулу, “программу”, обрисовывая в общих чертах ее типичные шаги. Например, в “программе свиданий” первые три шага могли оказаться такими: купить газету, где печатаются объявления о знакомствах, сделать несколько телефонных звонков, чтобы выяснить расписание различных мероприятий, составить для себя список мест, куда можно пойти, чтобы познакомиться. Отметьте, насколько небольшими и незначительными являются эти шаги.

Следующий этап — раз в неделю тщательно наряжаться и оставаться дома. Когда это будет выполняться легко, можно предпринять следующий шаг — действительно пойти в одно из выбранных мест, но не заходить в него. Затем следует отправиться домой и поощрить себя каким-нибудь призом.

Далее можно сделать следующий шаг — войти в помещение и оглядеться. После этого просто заговорить с каким-то одним человеком, завершив данный шаг. В следующий раз необходимо провести некоторое время, беседуя с несколькими людьми. И награждать себя за каждый шаг — за сам факт, что этот шаг сделан. Потом надо перейти к следующему шагу — внимательно посмотреть вокруг и отметить, когда кто-либо посмотрит на вас. Таковая общая, приблизительно очерченная схема последовательных шагов, которые могут быть различными для каждого клиента.

Данная программа сильно отличается от простой тренировки силы воли. Обычно упражнения по выработке воли состоят в том, что вы заставляете себя выполнять определенные действия, что создает весьма значительную противодействующую силу, со временем приводящую к ослаблению самых лучших намерений. Небольшие шаги позволяют избежать этого.

Другое отличие малых шагов состоит в следующем: определенный режим, предписанный при выработке силы воли, может нарушиться после единственной неудачи, вызванной давлением внешних обстоятельств. А программу малых шагов можно легко регулировать по необходимости. Один клиент говорил: “Когда ко мне приходят родители, я пересматриваю свою программу борьбы с курением и выкуриваю по одной сигарете каждые 15 минут (вместо обычных 45 минут)”. На время приходится отступать по одному из пунктов программы, но сама программа не отбрасывается.

Отметьте в приводимых далее примерах, насколько малыми — до абсурдности — могут быть проделываемые шаги. Клиент получил явную пользу от других аспектов психотерапии, всегда занимающих больше половины сессии. Однако особенно хорошо у него получалась программа малых шагов. Одинокий мужчина в возрасте 55 лет, он имел опыт лишь одного краткого сексуального контакта, да и то в юности. Сейчас у него появилось желание научиться вступать в отношения с женщинами. Мы уже проработали многие темы, обычные при психотерапии, в частности его отношения с матерью. После одного-двух месяцев работы я предложил клиенту предпринять некоторые действия, при этом раскрылось, что у него возникали проблемы даже с тем, чтобы хорошо одеваться. Там, где он работал, не предъявлялось строгих требований к одежде, но даже там считали, что он одевается плохо. Поэтому первый шаг был связан с покупкой одежды.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.