Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





19 августа 2 страница



Существует целый ряд причин, по которым целесообразно уметь работать со всеми путями. Однако в настоящее время большинство психотерапевтов способны применять лишь некоторые из них. Так, некоторые используют только беседу, а другие отвергают ее и настаивают на необходимости работы с образами или же, например, ролевой игры. Третьи работают преимущественно с межличностным взаимодействием во время самой психотерапии; четвертые проводят большую часть времени в исследовании сновидений и того, как новые сновидения “комментируют” работу, проводившуюся во время предыдущей сессии. Такая психотерапия проходит в форме “бесед со сновидениями”. Некоторые терапевты, специализирующиеся в различных формах массажа, работают с мышцами пациента, игнорируя смысл, скрытый в телесном опыте. А иные проводят все время сессии, планируя шаг за шагом то, что клиент должен делать на протяжении недели (такой подход принят, например, в “оперантной бихевиоральной психотерапии”), для того чтобы переструктурировать привычные формы поведения клиента. Они вообще не обращают внимания на межличностное взаимодействие во время сессии как источник достижения успеха психотерапии. Есть психотерапевты, использующие когнитивную сферу в гораздо большей мере, чем чувства; другие же принимают во внимание только чувства, считая когнитивные процессы “просто интеллектуализацией”.

Одна из причин, заставляющая нас выбирать тот или иной метод, состоит в том, что различные пути кажутся на первый взгляд несовместимыми. Действительно, как соединить когнитивную психотерапию и работу с чувствами или мышцами? Ведь данные подходы ориентированы на работу с разными частями человека.

Однако необходимо напомнить: практически все пути уже соединены в каждом из нас. Каждый из нас думает и чувствует; видит сны и получает воспитание в семье, где имеются соответствующие семейные отношения; у любого из нас есть не только образы и воспоминания, но и мышцы; каждый имеет привычные формы поведения и взаимодействует с другими людьми. Поэтому мы и говорим, что в человеке все эти функции уже соединены вместе. Их использование в форме психотерапевтических путей не только может, но и должно быть сведено вместе.

Связь между различными путями

Всевозможные теории различной ориентации ничего не говорят нам о том, как можно соединить вместе различные пути психотерапии. И только чувствуемые ощущения оказываются принципиально важным связующим звеном.

Мы часто думаем об индивидуальном опыте так, как будто он состоит только из чувств, взаимодействий, представлений, воспоминаний, действий, образов и т. п. Однако можно ли действительно разделить опыт на такие четко очерченные небольшие фрагменты?

Эти фрагменты опыта кажутся нам отдельными друг от друга. Действия представляются как некие движения во внешнем пространстве, в то время как чувства воспринимаются как возникающие внутри индивида. Мы считаем, что межличностные события происходят вовне, в отношениях с другими людьми. Воспоминания содержат в себе события из прошлого. Мы определяем сущность всех этих компонентов по отдельности. Однако являются ли все они такими же изолированными в непосредственном опыте?

Непосредственно испытываемые чувствуемые ощущения оказываются сложно сплетенной сетью переживаний, которую нельзя разделить на компоненты. В зоне, расположенной на грани сознательного и бессознательного, индивид может ощущать в себе процесс переживаний, которому всегда присуща скрытая сложность: он включает в себя весь диапазон образов, чувств, действий и прочих явлений, которые еще не произошли, хотя, в принципе, могли бы произойти.

Начиная с любой из форм переживаний, индивид может обнаружить в себе чувствуемое ощущение, испытываемое во время этого переживания. Индивид может найти чувствуемое ощущение того, что он только что сказал, почувствовал или сделал; ощущение того, как он отреагировал на другого человека; ощущение, связанное со сновидением, с образом или воспоминанием или проявляющееся как давление в той или иной части тела. То есть все компоненты нашего опыта не являются лишь той четко определенной и изолированной формой опыта, которой они кажутся.

Необходимо сделать некоторое фундаментальное изменение в самой природе нашего понимания: всякая ситуация и любой человеческий опыт состоят не только из отдельных, четко определенных компонентов. Но обычно мы обращаем внимание именно на отдельные компоненты, хотя в действительности имеет место сложно сплетенная сеть переживаний, гораздо большая, чем каждый ее компонент. (Эта сеть не имеет определенной формы, или, точнее, она является чем-то большим, чем отдельная форма, поскольку включает в себя многие формы, отражающие прошлый опыт. Она оказывается более сложным образованием, чем любая отдельная форма. ) Каждый из психотерапевтических путей может возникать из некоего основного процесса переживания, к нему же и приводя. Данный процесс не является ни одним из путей, но в то же время он включает их в себя.

Должен еще раз подчеркнуть: о чувствуемых ощущениях нельзя сказать, что они уже были в нас до момента своего возникновения, скрыто присутствуя где-то под порогом осознавания. Действительно, основной процесс переживания идет всегда, но чувствуемое ощущение формируется и возникает только в том случае, если индивид обращает на него внимание и некоторое время ожидает. Оно возникает из чего-то (являясь ощущением чего-то), что было прежде, но индивид может почувствовать его возникновение и отметить, что этого чувства раньше не было. Его появление отражается в изменениях на уровне тела.

Действительно, возникновение чувствуемого ощущения — физическое изменение, с которым связаны иные, дальнейшие изменения, впоследствии формирующие переживания. Слова и образы, возникающие при этом, нередко имеют уникальный и творческий характер и оказываются сложнее нашего обычного опыта.

Новые слова, образы или эмоции не были частью чувствуемого ощущения. Они возникают из него и они же его изменяют. Поэтому мы говорим, что телесное ощущение развивается с их помощью.

Само чувствуемое ощущение оказывается поразительно сложным по сравнению с описывающими его словами. Одни слова помогают удержать это смутное ощущение, в то время как другие слова, имеющие такое же значение в словаре, препятствуют этому. Причина заключается в разных оттенках значений слов, которые мы чувствуем.

При отсутствии чувствуемых ощущений клиент может прямо переходить от образа сновидения к мыслям, потом к эмоциям, а уже после этого — к действиям. Образы, мысли, эмоции и действия обычно отражают одно и то же состояние и обеспечивают путь к обретению нового опыта. Эмоции сами по себе не приводят к возникновению изменений, как не приводят они и к образам, способствующим возникновению иных эмоций. Эмоции, поступки, образы, мысли и взаимодействия могут приводить к каждому из этих компонентов, но сам по себе переход между ними еще не приводит к изменениям.

Обычно реальные изменения не возникают на основе четко определенных форм опыта. Поэтому мы и не пытаемся комбинировать различные компоненты, даже если бы это и было возможно, поскольку при этом будет упущен сам процесс изменения переживаний.

Если мы не можем интегрировать фиксированные психотерапевтические процедуры при использовании их в неизменном виде, значит, не можем интегрировать и различные типы переживаний, связанных с различными путями. Возникает вопрос: как же удается этим типам переживаний соединяться и сосуществовать в каждом отдельном че­ловеке?

Чтобы соединить различные пути, мы обращаем внимание на то место, где они сходятся, — на скрыто присутствующий в каждом из нас процесс переживаний; он будет всегда чем-то большим и не разделенным на части.

Каждый из путей может быть использован в работе с той взаимопереплетенной сетью переживаний, частями которой являются эти пути. Используемые подобным образом, они всегда оказываются чем-то заведомо большим, чем сформированные виды переживания. Каждое из них будет восприниматься как ведущее к той грани, где возникают неотчетливые чувствуемые ощущения. С другой стороны, новое и более масштабное чувствуемое ощущение может приводить к возникновению нового опыта на каждом из путей.

Мы будем исследовать различные психотерапевтические процедуры с точки зрения процессов, происходящих в переживаниях клиента во время каждого этапа процедуры. Например, вместо того чтобы работать только с поступками, как это предлагается сторонниками бихевиоральной психотерапии, мы можем проводить работу с источником этих поступков, находящимся в переживаниях клиента, и с их влиянием на поведение индивида. Мы начинаем понимать, какие изменения в переживаниях вызываются теми или иными поступками, приобретая возможность достичь поведенческой цели более эффективным образом, поскольку теперь нам известна роль поступков и действий индивида в масштабе всего психотерапевтического процесса.

С помощью той связи, которую нам дают чувствуемые ощущения, любой вид психотерапии становится методом работы с переживаниями. И мы можем выразить словами то, что связано с данной проблемой, но в то же время находится за пределами оформившихся переживаний.

Рассмотрим два возможных способа применения метода работы с переживаниями. Вначале я проанализирую, каким образом специализированные формы психотерапии могут использовать чувствуемые ощущения, превращаясь в методы работы с переживаниями (в рамках того или иного пути психотерапии). Затем покажу, как основанная на фокусировании психотерапия может работать, следуя одновременно по разным путям.

Выбор варианта психотерапии

Придерживаться одного из путей

К сожалению, нет человека, который являлся бы специалистом по всем путям. К тому же, разные пути выдвигают свои требования к личности психотерапевта и включают в себя различные психотерапевтические подходы. Каждая специализация возникает из накопления ценных знаний. В состоянии ли один психотерапевт изучить искусство межличностных взаимодействий, эмпатии и фокусирования; усвоить обширный материал, накопленный Юнгом в попытках установить корреляции между мифами и сновидениями; а в дополнение к этому — приобрести тот опыт телесной работы, который терапевт может получить лишь за годы практики массажа и работы с мышцами? Конечно же, нет. Поэтому нам и приходится иногда направлять клиента на несколько сессий к специализированному психотерапевту.

Однако такие специализированные методы также могут стать методами работы с переживаниями, оставаясь в пределах своих путей. Например, при работе с образами клиент нередко переходит от образа к телесному ощущению, а от него — к новому образу. Психотерапевт при этом работает не только с образами, но и с переживаниями, являющимися как истоком образов, так и их следствием. Представим другой случай, когда при работе с телом клиенту предлагают испытать чувствуемые ощущения. Это приводит к изменению состояния мышц. Дальнейшая работа с мышцами изменит чувствуемые ощущения. Теперь специалист работает не только с мышцами, но и с переживаниями, являющимися как источником, так и следствием тех или иных форм напряженности мышц.

Вместо того чтобы работать только с образами, метод работы с переживаниями предполагает анализ всего процесса переживания, происходящего при переходе от одного образа к другому. Нечто подобное наблюдается во всех направлениях психотерапии. Каждый метод зависит от более широкого контекста, чем тот конкретный опыт, с которым приходится работать. Однако сущность вклада, вносимого контекстом, выразить словами довольно трудно. Многие процедуры нередко пренебрегают этим более широким контекстом и не принимают его во внимание. Если намеренно обращать внимание на грань, где возникают телесные ощущения, а также на их систематическое использование, любой метод может стать гораздо более эффективным, оставаясь в пределах своего собственного направления.

Использование многообразия путей в психотерапии,

основанной на работе с переживаниями

Теперь давайте обсудим, как можно проводить работу с различными путями. У нас есть все основания использовать их полный диапазон. Допускаю возражение, что индивид как единое целое может изменяться, даже если использовать только один путь. Для чего же тогда все остальные? Не могут ли необходимые нам изменения возникать при использовании чувствуемых ощущений, независимо от того, с каким из путей связано возникновение данных ощущений? Нет, не могут.

А теория (Gendlin, 1966a) утверждает, что различные пути психотерапии по-разному способствуют развитию переживаний. Образ способствует проявлению новых возможностей, не выраженных в действиях. Существуют различные способы проживания жизни, следование им дает возможность для проявления различных изменений.

Пути психотерапии оказывают влияние друг на друга. Возникновение чувствуемых ощущений на основе эмоций прокладывает путь для дальнейших изменений не только в эмоциях, но и в сновидениях. Однако изменения в сновидениях могут быть различными. Подобным же образом, работа со сновидениями меняет поведение, однако это не обеспечивает тех изменений, к которым могла бы привести непосредственная работа с поведением. Так, каждое из направлений привносит нечто свое, незаменимое.

Может ли один психотерапевт использовать в работе все пути? Да, может, но без глубокой специализации. Но без этого мы утрачиваем некоторые существенные преимущества, однако преимущество может состоять в совместном использовании всех путей. Это позволяет нам открыть для себя то, что является существенным в каждом из путей, — тем, что не способны дать другие пути. Так мы научимся узнавать, когда может понадобиться специфическая сила, связанная с данным путем. При этом мы изменяем свой стиль работы в рамках данного пути, включая в него то, что узнали из других. Даже если нам не придется специально работать с межличностным взаимодействием, мы будем работать с образами клиента так, что это не станет препятствовать психотерапевтическим возможностям взаимодействия. Работая с взаимодействием, мы отмечаем возникновение образов, которые могли бы нам помочь. Таким образом, все знакомые нам пути психотерапии оказывают влияние на нашу работу на каждом из них, в то же время делая эту работу более эффективной.

Как совместить все пути в рамках

одной психотерапевтической сессии

В отсутствии специализации заключается еще одно очень важное преимущество. Когда мы позволяем каждому из путей психотерапии влиять на другие, изменяя их, эти направления больше уже не ассоциируются у нас с различными обстоятельствами. Теперь все эти пути можно совместить в рамках контекста одного психотерапевтического сеанса.

Так можно работать с телом, не становясь при этом психотерапевтом телесной ориентации, привязанным к массажному столу. Мы сможем использовать ролевую игру, не предлагая клиентам устраивать драматическое представление, как это принято в гештальт-терапии, и не применяя специфический личный стиль работы Фрица Перлза. Можно научиться использовать некоторые приемы работы оперантной бихевиоральной психотерапии, не посвящая ей всю сессию и не становясь последователями Скиннера.

Принятие решения не посвящать всю сессию какой-то одной процедуре включает в себя изменение представления о нашей профессии. Психотерапия часто мыслится в терминах конкретной процедуры, используемой психотерапевтом. Поэтому клиенты, приходящие к последователю гештальта, ожидают работы в духе гештальт-терапии.

С другой стороны, если мы думаем о психотерапии как о процессе, происходящем с клиентом, а не о типе процедуры, то оказывается, что психотерапия — это помощь клиенту. Мы не знаем заранее, да и не можем знать, что происходит в разных случаях с разными клиентами. Психотерапевт и клиент могут свободно видоизменить то, что делают, переходя от использования одного пути к другому.

Процедуры, связанные с различными путями, не являются отделенными друг от друга, как было бы в том случае, если бы мы пытались применять их одну после другой. Если мы уловили сущность каждого из путей, они начинают влиять друг на друга, так что при работе с одним из них вполне естественным оказывается включение других.

Переход от одного пути к другим возникает естественно, благодаря тому, что мы не пытаемся работать, например, с действиями как таковыми, а используем лишь те из них, что способствуют проявлению и развитию чувствуемых ощущений. Это тот тип поступков, на которые мы естественным образом обращаем внимание, поскольку мы уже знакомы с чувствуемыми ощущениями, возникавшими при использовании других путей. И то, что мы знаем о принципах подхода Скиннера, помогает нам использовать некоторые из них, если они способны привнести что-то действительно существенное. Так обстоит дело и с образами: мы работаем лишь с тем, как тот или иной образ вызывает новое чувствуемое ощущение или способствует развитию таких ощущений.

Существует процедура работы с образами, которая включает заранее подготовленные последовательные инструкции, охватывающие все время психотерапевтической сессии. Конечно, в течение сессии определенные межличностные отношения вполне могут иметь место, но работа проводится преимущественно с образами. Возникает впечатление, что психотерапевт должен сделать выбор: проводить работу либо с глубинными образами, либо с межличностными отношениями. Естественно, если весь час сессии посвящен работе с образами, кое-что что окажется за его пределами. Однако мы сможем приобрести гораздо больше, чем утратить, если нам удастся найти способ использовать силу образов, не жертвуя для этого всем временем сессии. В следующем фрагменте стенограммы психотерапевт задает клиенту вопросы, ориентированные на работу с образами. Психотерапевт ничем не рискует: эти вопросы никак не умаляют права клиента на принадлежащее ему время психотерапевтической сессии. Наоборот, они вызывают мощный поток образов, проявляющихся одновременно с взаимодействием психотерапевта и клиента; при этом клиент исследует свои чувствуемые ощущения.

 

К: Эта (детская) часть меня очень болезненна.

П: Вы можете почувствовать болезненность в этой детской части?

К: Да. (Молчание. )

П: Вы можете ее увидеть?

К: Да.

П: Что она делает?

К: Я вижу ее (тихо плачет). Она внезапно появляется передо мной — в позе эмбриона, с руками, поднятыми над головой.

П: Можем ли мы с вами просто спокойно посидеть вместе с ней? Не будем ничего говорить, не будем пытаться подталкивать события. Просто будем здесь... Мы с вами составим ей спокойную компанию. Так она получит запас времени... (Молчание. )

 

В главе 14, посвященной работе с образами, я подробно опишу, как продолжать работу в подобной ситуации.

Психотерапевт, знакомый с этим путем работы с образами, добавляет образ к обычной практике работы с переживаниями, когда клиенту предлагается оставаться со своими чувствами и создавать вокруг них безопасную среду. С другой стороны, знание психотерапевтом пути работы на основе взаимодействия приводит к созданию новой процедуры работы с образами.

Отметьте, что вопрос “Вы можете ее увидеть? ” не оказывает насильственного воздействия на дух общения, центрированного на клиентке. Ничего не форсируя, не пытаясь чем-либо управлять, не стараясь контролировать события на протяжении сессии, психотерапевт признает возможность существования образа.

Различие в теориях

Возникает впечатление, что существуют некие базовые конфликты — например, между фрейдистской и юнгианской интерпретациями. Одна и та же теория нередко вызывает к жизни противоречивые гипотезы по поводу любой ситуации. В действительности все “интерпретации” — всего лишь гипотезы. Современные теории носят настолько широкий и общий характер, что редко предлагают нам только одну правдоподобную гипотезу для объяснения сложной ситуации. Однако существует своего рода пробный камень. Возникновение нового шага из чувствуемого ощущения позволяет выбрать одну из различных гипотез в любом их сочетании. Поэтому любые теории могут быть использованы для создания гипотез. Но только в том случае, если одна из них позволяет проявить чувствуемое ощущение и развить его, она становится чем-то большим, чем просто гипотеза. Когда после возникновения телесного ощущения из него проливается целый поток подробностей, не должно оставаться никаких сомнений. То, что возникает, изменяет и дополняет первоначальную гипотезу. Но результат не может быть выведен непосредственно из гипотезы, она лишь помогает его возникновению.

Я преподаю учебный курс “Разработка теории”, студенты обучаются использованию многочисленных существующих теорий и созданию новых понятий на основе чувствуемых ощущений. Как правило, студенты уже имеют достаточно глубокую подготовку во многих различных областях и работают над определенной темой в избранной ими сфере. Обычно я предлагаю им начать с чего-либо, уже им известного, с чем они хотели бы работать, но пока еще не могут выразить словами, — с чувствуемыми ощущениями. На этом пути встречается некий краеугольный камень, с помощью которого они могут оценить формируемые теории. Обычно я говорю в подобных случаях: “Если что-либо не будет резонировать с чувствуемым ощущением, сразу же отбросьте это еще до того, как ощущение покинет вас, поблекнет и станет неразличимым”.

При этом оказывается, что сначала новая идея не может быть выражена, поскольку пригодные для этого слова обычно означают что-то иное. Чувствуемое ощущение является в этом отношении более точным. Затем появляется возможность выразить его, хотя и довольно грубо, при помощи слов. Так постепенно формируются новые концепции. Их подробно разработанная структура возникает на основе вербализаций, способствующих дальнейшему развитию чувствуемых ощущений.

Большинство студентов в моей группе не специализируются в сфере психологии. Психотерапия вообще упоминается крайне редко. Поэтому для меня было приятной неожиданностью, когда в конце учебного года одна из студенток сказала: “Спасибо, теперь я могу быть психотерапевтом”. Я даже не сразу понял, что она имела в виду. Избранная ею тема вообще не была связана с психологией. Студентка пояснила, что скоро должна получить диплом клинического психолога, но думала, что практически не будет заниматься этим, так как не могла найти подходящий для себя метод. Она сказала, что сама мысль о попытках изменить природу людей, используя для этого произвольно выбранные способы, вызывала у нее нервную дрожь.

Мой учебный курс разрешил проблему и показал, что люди могут проверять любое свое действие по тому, способствует ли оно дальнейшему развитию чувствуемого ощущения. На данном пути мы можем без опаски использовать любые методы и теории, а проблема выбора между ними вообще снимается.

В следующих главах я покажу, как каждый специализированный метод можно превратить в способ работы с переживаниями, если связать его с фокусированием. Затем я опишу некоторые новые процедуры, позволяющие нам в обычных рамках психотерапии использовать силу, заложенную в каждом из ее путей. Мы работаем с использованием всех этих путей, и то, что мы делаем на каждом из них, изменяется благодаря осознанию наличия других путей. Поэтому содержание каждой из глав этой книги как бы развивается в следующей.

11. Работа с телом:

высвобождение новой энергии

Мы уже видели, что фокусирование связано с телом. Работа с телом также представляет собой отдельный путь психотерапии. Пред­ложенная мной процедура представляется весьма незначительной, но она является очень важной и необходимой, чтобы лучше понимать другие пути и использовать их. Поэтому я и описываю ее раньше всех остальных.

Позвольте мне использовать слово “тело” в том смысле, как оно ощущается нами изнутри. Конечно, это то же самое тело, которое может видеть внешний наблюдатель. Но в то же время оно является чем-то большим, чем ощущения и наблюдения. Тело ощущает всю сложность каждой ситуации и выполняет большую часть того, что мы делаем ежедневно. При этом у нас нет необходимости думать о каждом движении. То, что мы думаем, разумеется, тоже важно, однако вы можете одновременно думать лишь о нескольких вещах. В то же время наше тело в полной мере ощущает всю ситуацию и постоянно реагирует на нее соответствующими действиями. Каждую ситуацию тело человека проживает непосредственно.

Доктор Кулка, известный гинеколог с пятидесятилетним опытом работы, однажды заметил: “Я могу узнать очень много о личности клиентки по ее вагине. На основании периодических исследований я могу рассказать вам, как проходит ее психотерапия. Я уже неоднократно проверял свои впечатления, беседуя с психотерапевтами”. Есть специалисты, которые могут рассказать все о личности своих клиентов по мышцам стопы. Видимо, можно узнать, что происходило с человеком, по любой из частей его тела, если, конечно, этим занимается специалист.

В жизненном процессе участвует все тело человека, а не только его нервная система. Это подтверждается недавним открытием химических веществ, с помощью которых быстро осуществляется связь между всеми частями тела. Психотерапевты, работающие с мышцами, обнаружили, что переживания прошлого, эмоции и образы возникают в результате снятия напряжения мышц.

Я часто помогаю клиентам работать с физическими симптомами изнутри, одновременно с врачом-терапевтом или каким-либо другим специалистом, обычно воздействующими на тело как бы снаружи. Подобно доктору Кулке, я также обнаружил поразительные взаимосвязи. В одном из случаев новая, застенчивая “часть” личности нуждалась в том, чтобы быть скрытой, с ней нельзя было работать непосредственно, и это вызывало у клиентки боли. Несколько дней спустя она была отправлена на медицинское обследование. По время ультразвуковой диагностики клиентка почувствовала, что эта “часть” снова пытается оставаться скрытой и избежать исследования с помощью медицинской аппаратуры. Позднее врач, проводивший обследование, сказал, что у него действительно возникли реальные трудности во время диагностики.

Некоторым из моих клиентов помогли несколько сессий у врачей-специалистов, проводившихся параллельно с моими психотерапевтическими сессиями. Поэтому иногда я и сам предлагаю клиентам провести такую работу и часто нахожу взаимосвязь, о которой уже говорил.

Существует очень много специалистов по работе с телом, значительно отличающихся друг от друга. Кто-то работает с мышцами пациента, кто-то — с иными системами человеческого тела. Фокусирование может быть добавлено ко многим из таких форм телесной работы. Например, техника Хакоми (Johanson & Taylor, 1988) представляет собой форму работы с телом, когда регулярно используется фокусирование, которому клиент специально обучается. Другим примером может служить техника GFK, разработанная в Швейцарии Эрнстом Юхли (Erhst Juchli, 1995). Она является более интерактивной, ориентированной на межличностное взаимодействие формой телесной работы и целительства, когда энергия перетекает от одного человека к другому.

Одна моя знакомая, массажист, обучала своих клиентов фокусированию и предлагала им выполнять его в ходе сеанса массажа, выделяя для этого специальное время. Когда позже она возобновляла работу с мышцами клиента, то отмечала, что в результате фокусирования мышечное напряжение существенно ослабевает.

Нам нет необходимости задаваться вопросом, имеем мы дело с физическими или же с психологическими симптомами — всякий человеческий опыт включает в себя как первый, так и второй аспекты. Однако, в отличие от чувствуемых ощущений, “обычные” телесные ощущения не столь сложны. Как правило, в них отсутствует то, что я называю “скрытым смыслом жизненной ситуации”, хотя и они могут приводить к возникновению чувствуемого ощущения, действительно отражающего определенную жизненную ситуацию. Благодаря этому мы можем почувствовать, как события, происходящие в нашей жизни, порождают соответствующие им телесные ощущения.

Легче всего обнаружить чувствуемые ощущения, если сосредоточиться примерно на середине тела, для чего следует переместить физическое напряжение к центру тела. Сделать это можно двумя способами и в следующем примере я пытаюсь применить их. Прежде всего я спрашиваю клиента, какие ощущения возникают в середине его тела в связи с беспокоящими его болями, испытываемыми в той области, где они обычно возникают. Когда эта попытка оказывается неудачной и в центре тела не возникает никаких ощущений, я пытаюсь использовать другой способ: “Попробуйте сделать так, чтобы боль переместилась в центр тела”*.

 

К: Я чувствую боль здесь (прикасается ко лбу прямо над точкой, находящейся между глазами). Эта боль просто есть, и я ничего не могу извлечь из нее.

 

Послушав клиента в течение некоторого времени, я спросил:

 

П: Как вы чувствуете себя? В желудке и груди?

К: Хорошо.

П: Давайте хотя бы на мгновение переместим внимание на желудок и грудь, а затем посмотрим, что вы там испытываете.

К: Я чувствую себя хорошо... некоторое ощущение расслабленности...

П: Хорошо, удерживайте там свое внимание и посмотрите, есть ли там какое-то чувство, связанное с болью в области лба.

К (судя по виду, он находится в замешательстве): Не знаю, что вы имеете в виду.

П: Продолжайте сосредоточиваться на ощущениях в желудке и груди, а затем посмотрите: может быть, боль станет опускаться из головы в область желудка.

К (Все так же находится в замешательстве. Хотя перед этим он мог нормально говорить): О... да, это чувство страха...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.