Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





  Функции тела 6 страница



10. Ясенец белый, или дикий бадьян, согласно Блаватской, является самым мощным из всех магических благово­ний. В определенном смысле это так. Из веществ не­животного происхождения его дым является лучшей основой для материальных магических воплощений. Он обладает столь же всесторонними свойствами, как и ладан, но не имеет в своем составе позитивного элемен­та. Далее, его бархатистая мягкость и серебристый цвет напоминают о бетула (деве). Множество упоминаний о бадьяне в античных преданиях указывают на то же со­ответствие.

Элементы

11. Гальбанум (род камеди) представляет элемент Воздуха в том чрезвычайно мощном благовонии Тетраграмматона, изобретение которого приписывается Моисею.

23. Ониха представляет Воду в благовонии Моисея. Его до­вольно трудно достать в наши дни, хотя когда-то меня снабжали им, оно изготовляется из какого-то моллюска. Мирра — см. строку 3.

31. Ладан представляет Элемент Огня в благовонии Моисея.

32 бис. Стиракс представляет Элемент Земли в благово­нии Моисея.

31 бис. Соответствия невозможны. См. строку 1.

Планеты

Время от времени средневековые авторы трудов о магии приписывали всяческие благовония разным планетам, по­этому предания практически не помогут в нашем исследова­нии. Чувство обоняния бывает очень разным, два человека не могут сойтись во мнениях о любом запахе, а относитель­но сочетаний запахов расхождение бывает потрясающим. Тонкие же ассоциации при восприятии, естественно, еще бо­лее иллюзорны и неопределенны. Соответствия, данные в этом столбце, можно считать вполне надежными, поскольку они по возможности основаны на рассмотрении основных свойств благовоний, не зависящих от чувств. Тем не менее, в каждом отдельном случае исследователь сам должен предпри­нять экспериментальное исследование. Должное постижение свойств благовоний крайне важно для работы Старшего Адеп­та, так как они создают важную связь между материальным и астральным планами. Именно эта связь требуется Старшему Адепту в наибольшей степени.

Метод возжигания благовоний имеет гораздо большую важность, чем обычно считается. Вещество благовония не должно обугливаться, за исключением материальных опера­ций. Их следует только нагревать до такой степени, чтобы выделить основную ароматическую субстанцию. Во многих случаях лучше всего испарять масло, выделенное перед этим по всем правилам искусства.

Курильницу следует сделать из металла, освященного подходящим способом и соответствующего благовонию; сме­шанные ароматы следует возжигать на серебре или золоте, предпочтительнее золото. Отсутствия наивысшего совер­шенства в любом из этих пунктов часто достаточно, чтобы испортить самую тщательно подготовленную церемонию.

12. Мастика обладает бледно-желтым цветом, ее запах ис­ключительно чистый и не вызывает предубеждений (если использовать этот несколько странный термин) о соответствии какой-либо определенным внутренним понятиям. Ее воздействие на другие благовония обычно проявляется в усилении их запаха и числа их ассоциа­ций. Белый сандал не обладает чувственностью своего красного близнеца. Обратите внимание на значитель­ную общность между Меркурием и Венерой, но здесь Меркурий скорее напоминает бесполого подростка, юную амазонку, чем юношу с ярко выраженной сексуальностью, романтика в розовых очках. Мускатный орех, возможно, относится к Меркурию из желтого оттенка. Оболочка белого муската относится к Меркурию. Красный мускат – возможно к Солнцу. Стиракс – см строку 8. летучие благовония относятся к Меркурию по очевидным причинам.

13. Соответствие менструальных выделений Луне вызвано не только их периодичностью, но и тем, что Луна явля­ется символическим переносчиком солнечного света. Белый восковой вид камфары напоминает о Луне, как и ее чистейший аромат. Некоторые предполагают, что ее можно использовать как дезинфицирующее средст­во, в действительности она полезна против моли. Это напоминает об идее очищения. Из мексиканского алоэ получают алкогольный напиток пульке, мутный белый цвет которого напоминает луну. Дерево алоэ — это ис­толченная древесина в пудре, ее внешний вид сразу наводит восприимчивого наблюдателя на мысль о чис­тоте устремлений. Таким образом, наблюдается прямая связь с путем Гимел — см. строку 25.

Очевидно, чистые запахи напоминают о Девствен­ной Луне. Сладкие ароматы также относятся к Луне, поскольку она представляет физические чувства и вы­зывает их у простых людей. Аналогично, сахар и сла­дости очень любимы детьми (они относятся к Луне) и значительной частью рода человеческого, в особенности теми женщинами, чувство вкуса которых недостаточно изысканно, чтобы оценить настоящие деликатесы. Сла­дость скрывает все топкие вкусовые ощущения и их ин­тенсивность; так, сахар, вода с хлороформом и похожие компоненты используются для уменьшения неприятно­го вкуса некоторых лекарств.

14. Сандаловое дерево — см. строку 7. Мирт является традиционным растением Венеры. Мягкость и чувствен­ность являются двумя основными качествами Венеры.

21. Шафран состоит из блестящих пурпурных крупиц. Из него изготовляется оранжевая краска, что показывает его солнечную природу. Но он имеет общность с Юпи­тером и, в любом случае, соответствует водному элемен­ту в его природе, тогда как этот столбец относится к воздушной составляющей описанной сущности. Аромат шафрана по ощущениям воспринимается как благород­ный, богатый и связанный с чувственным наслажде­нием богослужения.

27. Очевидно, что перец имеет отношение к Марсу, так как обладает огненным свойством и оказывает специфиче­ское действие на слизистую оболочку носа. Драконова кровь (красная смола драконова и некоторых других деревьев) испускает темно-красный дым с неприятным запахом и внешним видом и чувственно воспринимает­ся как скрытое раздражение. Жар и острота являются двумя основными качествами Марса.

30. Ладан — см. строку 6. Корица — ее внешний вид, несо­мненно, солнечный, возможный марсианский элемент в ней не подтверждается ее запахом, имеющим, по мнению многих чувствительных людей, сходство с жарким летним днем. Она относится к Солнцу также из-за стимулирующих и ветрогонных свойств. «Яркое» является главным эпитетом внешнего вида Солнца. Под «яркими ароматами» подразумеваются вызываю­щие ощущение наслаждения благополучием, возмож­но, с привкусом некоторой гордости.

32. Узнать благовония Сатурна несложно; на практике трудно найти такой запах, который можно было бы вы­терпеть. В магической работе, переходящей на матери­альный план, необходимо большое количество благовоний, и произнесение заклинаний Затрудняется, так как Маг начинает быстро задыхаться. Старший Адепт, разумеется, может магически избавить себя от таких неудобств, но для начинающего это не подходит. Это « - одна из многих причин, из-за которых учителя предостерегают недостаточно опытных учеников от работ на плане Сатурна. Но, тем не менее, это предостережение подвергает ученика еще более ужасной опасности, чем удушение, а именно, созданию незавершенной и несба­лансированной вселенной.

Асафетида — в чистом виде не столь невыносимо противна. Скаммоний (вьюнок скрипковидный) просто омерзителен, главным образом из-за того, что напоми­нает о домашней стряпне. Индиго испускает характер­ный для Сатурна густой темно-синий дым; поэтому это благовоние полностью соответствует природе Планеты и превосходно подходит для материальной работы. Сеpa — это наиболее трудный для работы запах, он провоцирует приступы кашля и может быть опасен, но, несомненно, является самым полезным при заклинании дьявольских сил (под «Злом» понимаются главным образом те качества, которые угрожают магу провалом, и, рассуждая философски, таким качеством является в первую очередь Время, которое и есть Сатурн).

Зодиак

15. См. строку 27.

16. Сомнительно, что нейтральность стиракса, упоминае­мая в строке 8, действительно относится к Меркурию, это вполне может быть серая нейтральность, свойствен­ная пассивной тяжести Земли. Запах стиракса подобен спокойствию крупного рогатого скота и даже специфи­ческому сладковатому запаху хлева.

17. Полынь горькая, возможно, соответствует Близнецам как стимулирующая мышление, что проявляется в та­ком магическом препарате, как абсент.

18. См. строку 23.

19. Ладан, сочетающий идеи Огня и Солнца, превосходно подходит для Льва, Стража Огня, дома Солнца.

20. См. Столбец XXXIX.

22. См. строку 11. Гальбанум обладает особым запахом, ко­торый по ощущениям напоминает об опасности или даже зле. В нем содержится намек на тайную измену, но, тем не менее, очень соблазнительную. Это связано с экзальтацией Сатурна в Весах, доме Венеры, соответ­ствующей оплодотворению идеи Любви идеей Смерти. Это напоминает миф о похищении Персефоны Аидом; или более подходящий в данном случае трагический элемент любви, основная тема всех великих поэтов от Эсхила и Гомера до Шекспира и Гете.

24. Сиамскую бензойную смолу надо отличать от смол из других стран. Она обладает особым запахом, напоми­нающим о змеином вероломстве. Это скрытый яд, но не такой, как у гальбанума. Этот сладкий запах напоми­нает о той распущенности, привлекательность которой прямым образом связана со знанием о ее пагубном исхо­де. Связь опопонакса со Скорпионом еще более прямая, чем у сиамской бензойной смолы. В нем еще меньше чувственного наслаждения, но есть непреодолимая сила привлекательного омерзения.

25. См. строку 13. Аромат дерева алоэ по ощущениям напо­минает верховую езду (не езду на колеснице) на беговом ипподроме, если бы вместо скакового круга была радуга. Кто-то ощущает сильную мужественную чистоту Атлан­ты, у кого-то окрыляются стремления. Поэтому соответ­ствие этого благовония связано со Стрельцом, но не как с домом Юпитера, а как с путем от Йесод к Тиферет. 26. Мускус и цибетин относятся сюда из-за своего сексуально­го происхождения и воздействия на ауру мага. Основные запахи Сатурна можно применять только для вредонос­ных работ и других более низких аспектов Козерога.

28. См. строки 11 и 22. Это соответствие не очень удовлетво­рительно. В гальбануме больше элементов Сатурна и Воздуха, он слишком возбуждающий, чтобы действи­тельно быть запахом Водолея; он слишком неестествен­ный, ему не хватает человечности. В гуманизме Водолея нет места магу, понимающему, что «любовь есть закон, любовь, направляемая волей», это самодовольная отчуж­денность филантропа. Некоторые современные школы восторженно писали с позиций Водолея, но сторонни­кам истинного учения розенкрейцеров это может показаться лицемерным и ханжеским. Это объясняется тем, что в Водолее Солнце находится в ущербе. Люди, которые желают реформировать мир (по теоретическому совершенному образцу, абсолютно несовместимому с человеческой природой), являются полной противопо­ложностью солнечных жизни и света. Они боятся жиз­ненной силы.

29. См. строку 13. Это Луна XVIII Аркана, которая сильно контрастирует с Луной II Аркана. Путь Гимел ведет от Тиферет к Кетер: это непоколебимое чистое стремление человеческого сердца к своему божественному Повели­телю. Кандидат во вратах Святая Святых отбрасывает свою мужскую гордость и пассивно предлагает себя как невесту своему высочайшему Мастеру. Его отправная точка — совершенство его человеческой сущности, и его цель — единство с Абсолютной Истиной, превос­ходящей все качества и количества. С другой стороны, путь Коф, ведущий от Малкут к Нецах. Это переменчи­вая тяга животной души к физическому наслаждению воображаемой победой. Под предательским светом убывающей Луны странник бредет через болота по краю чер­ного омута Бездны. Спотыкаясь, вдоль извивающихся тропинок вверх по бесплодным склонам, окруженным исчадиями ада, он идет к двум «приземистым башенкам, глухим, как сердце дурака», которые сторожат проход, ведущий неизвестно куда. Его отправная точка — иллю­зия материи, его цель — сфера внешнего блеска и внут­реннего распада. Путь уводит его в сторону от централь­ной колонны к анархии неуравновешенной астральной пустыни. Вот суть ошибки. Ему следовало довериться Ладье Полуночного Солнца, Крылатому Жуку, который перенесет его к Рассвету. Ему следовало идти по пути Тау, проходя сквозь уравновешенные Элементы астраль­ного плана, несмотря на их мрак и ужас.

Однако менструальные выделения являются посред­ником как для одного, так и для другого. Но на пути Коф нет созидательной энергии, чтобы оплодотворить яйцо, нет света для очищения и оживления его возмож­ностей. Путь Коф — это путь колдовства, Великое Де­лание не завершается. Кандидат становится не востор­женной невестой, которая знает о предстоящем высшем даре материнства, но старухой, которая ухватилась за ложное удовольствие истерии. За непосредственный вос­торг человеческого сознания от чистого света Единого Бога принимается животное ощущение, возбужденное нелепым вздором демонов, которые выдают себя за ве­ликие души, человеческие или божественные. В этом и состоит разница между Знанием и Собеседованием со Священным Ангелом-Хранителем и отвратительны­ми сношениями с обломками распадающихся разумов, мгновенно обретающих форму глупых или зловред­ных сущностей.

СТОЛБЕЦ XLIII. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СНАДОБЬЯ

1. Эликсир Жизни (Elixir Vitae) соответствует Кетер из-за способности принимать различные формы.

2. Кокаин относится к Хокма из-за своего прямого воз­действия на глубинные нервные центры.

3. Считается, что Сома дает понимание и посвящена наи­высшей форме Луны. Белладонна помещена здесь из-за своей способности расширять зрачок, напоминая таким образом Черное море, но это соответствие выглядит не­сколько фантастично.

4. Опиум — его способность облегчать боль и вызывать философское спокойствие.

5. Рвотный орешек, крапива и кокаин указаны здесь из-за способности вызывать возбуждение того или иного рода. Соответствие последнего сомнительно, поскольку его внешне стимулирующее воздействие на самом деле связано с его функцией местного анестетика. Атропин как способный уравновешивать действие морфия.

6. Все эти снадобья являются прямыми сердечными сти­муляторами. Алкоголь соответствует Бахусу. Кроме того, в астральном свете он является растворителем любых форм.

7-8. Индийская конопля и Anhalonium Lewinii, судя по все­му, относятся к обоим сфирам. Их действие очень по­хоже. С одной стороны, они производят чувственные видения, относящиеся к Венере, с другой — дают силу для самоанализа, который принадлежит Меркурию.

9. Это соответствие вызвано его предполагаемым воздей­ствием как афродизиака.

10. Зерно является типичным стимулятором Нефеш как такового. СТОЛБЕЦ XLV. МАГИЧЕСКИЕ СИЛЫ

Соответствия этой колонки объясняют сами себя: они являются прямыми проявлениями сущности различных Ключей в духовном или магическом опыте.

Добавить:

0. Видение Отсутствия Различий.

2. Видение Противоречий.

3. Видение Чуда.

6. Видение Блаженства

25. Видение Вселенского Павлина.

32. Путешествия на Астральном Плане.

СТОЛБЦЫ LVI — LXVIII, LXXVII — LXXXVI, XCVII

Все эти соответствия традиционны. СТОЛБЦЫ CLXXX и CLXXXI.

Старшие Арканы Тота

Примечание редактора. Пятьдесят седьмой стих первой главы «Книги ЗАКОНА» гласит: «Все эти старые буквы моей Книги верны; но Цаде — не звезда. Это также тайна: мой пророк откроет ее мудрым». Вследствие этого Кроули ре­шил переставить IV и XVII Арканы, изменив традицион­ные соответствия и сделав Цаде Императором и Хе — Звез­дой. В 1924 году в неопубликованном «КОММЕНТАРИИ к КНИГЕ ЗАКОНА» он писал: «Цаде — буква Императора, IV Аркан, и Хе — это Звезда, XVII Аркан, поэтому Водолей и Овен поме­нялись местами, повернувшись вокруг Рыб, как и VIII и XI Арканы, Лев и Весы — вокруг Девы. Это последнее откро­вение делает соответствия Таро безупречно, совершенно и безукоризненно симметричными. Это является наиболее убе­дительным доказательством сверхчеловеческой мудрости ав­тора Книги для тех, кто тщетно трудился целые годы, чтобы раскрыть загадку Таро».

Оказывается, если поместить знаки Зодиака на диаграм­му, известную как лента Мебиуса, Хе и Цаде, или Импера­тор и Звезда, фактически меняются местами на изгибе этой ленты. Это не было известно Кроули в 1904 году, когда ему была продиктована «КНИГА ЗАКОНА».

До издания в 1944 г. «Книги ТОТА» в своих опубликован­ных работах Кроули не переставлял Хе и Цаде. Поэтому в исправленном издании «777» это изменение появляется только один раз, а именно, в «Жизненных Триадах» на с. 173, которые взяты из «Книги ТОТА». Следовательно, в этой книге принимающим «Книгу ЗАКОНА» следует поменять места­ми числа 15 и 28 в Шкале Ключей. Тогда эти таблицы будут соответствовать тем, которые опубликованы в «КНИГЕ ТОТА», но не будут совпадать с теми же таблицами в «МАГИИ в ТЕО­РИИ И ПРАКТИКЕ».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А ЧТО ТАКОЕ КАББАЛА?

Каббала — это:

(a) Язык, пригодный для описания явлений некоторого рода и выражения понятий некоторого рода, выходящих за рамки обычного языка. Подобный смысл имеет, например, техническая терминология в химии.

(b) Гибкая внесектантская терминология, посредством которой возможно сравнивать результаты умственной дея­тельности людей, явно различных из-за ограниченных воз­можностей словесного выражения. Подобный смысл имеет, например, толковый словарь или трактат по сравнительно­му религиоведению.

(c) Система обозначений, которая позволяет мыслящему человеку сформулировать свои идеи с абсолютной точностью и находить простое выражение для сложных мыслей, особенно для объединения ранее несвязанных понятийных систем. По­добный смысл имеют, например, алгебраические символы.

(d) Инструмент для интерпретации символов, значение которых стало неясным, было утрачено или искажено, путем установления необходимой связи между сутью форм, звуков, простых понятий (таких, как числа) и их духовно-нравствен­ными или интеллектуальными эквивалентами. Подобный смысл имеет, например, восприятие искусства древности по критериям физиологической красоты. (e) Система классификации различных по форме поня­тий, позволяющая разуму расширять свой словарный запас из мыслей и событий путем их систематизации и сопостав­ления. Подобный смысл имеет, например, мнемоническое значение изменения корней в арабском языке.

(f) Инструмент для перехода от известного к неизвестно­му на принципах, сходных с математическими. Подобный смысл имеет, например, использование V— 1, х4, и т. д.

(g) Система критериев, по которым можно проверить подлинность соответствий, рассмотрев новые открытия в свете их согласованности с общей истиной. Подобный смысл имеет, например, определение характера и статуса человека по принятым образовательным и социальным критериям.

ПРИЛОЖЕНИЕ В ЧТО ЕСТЬ «ЧИСЛО» И «СИМВОЛ»?

Слово «число» определяется в «КНИГЕ ЗАКОНА» I, 4.

Воз­можно, наша тема станет более ясной, если мы отважимся перефразировать этот текст. Утверждение: «Каждое число бесконечно», на первый взгляд является явным противоре­чием понятий. Но так кажется только потому, что в обще­принятом понимании число не является вещью в себе, но просто удобным способом обозначения количества элемен­тов. Все традиционные математические доказательства ос­нованы на выводе формул с использованием такого понятия. Например, таким правилом является тождество выражений «2 плюс 1» и «1 плюс 2». В «КНИГЕ ЗАКОНА» представлена совер­шенно иная концепция о природе числа.

Математические понятия затрагивают то, что называет­ся континуумом, обладающим, по крайней мере на первый взгляд, отличными от физического континуума качествами. К примеру, в физическом континууме глаз может увидеть разницу между однодюймовой палочкой и двухдюймовой, но не между одной тысячью миль и одной тысячью миль и одним дюймом, хотя в обоих случаях разница равна одному дюйму. Разница в один дюйм или воспринимается или нет в зависимости от условий. Похожим образом глаз может отли­чить одно- или двухдюймовую палочку от палочки в один с половиной дюйм. Но нельзя продолжать этот процесс бесконечно, всегда достигается точка, когда две палочки можно отличить друг от друга, но стоящую между ними отличить от них уже нельзя. Поэтому в физическом континууме, если мы имеем три элемента: А, В и С, где А кажется равным В и В равным С, все же С может казаться большим, чем А. Наш рас­судок говорит нам, что это заключение является абсурдным, что мы были обмануты грубостью нашего восприятия. Бес­полезно изобретать инструменты, которые улучшат точность наших наблюдений. Если они и позволят увидеть различие между тремя элементами нашего ряда и так восстановить теоретическую последовательность, то мы всегда можем про­должать процесс деления, пока не достигнем другого ряда: А1, В1, С1, где А1 и С1 еще различаются друг от друга, но ни то, ни другое неотличимо от В1.

Исходя из упомянутых рассуждений, современные мыс­лители приложили массу усилий для выделения различий между математическим и физическим континуумами. Оче­видно, что именно недостатки наших органов чувств созда­ют эту проблему, это дает нам понять, что сама суть нашего метода наблюдения не позволяет нам прийти к пониманию истинной природы вещей.

Однако математический континуум обладает такими свойствами, что мы можем бесконечно и каким угодно об­разом уменьшать разницу между любыми двумя матема­тическими выражениями и при этом не нарушать правил и не попадать в ситуацию, когда два элемента становятся неотличимыми друг от друга. Кроме того, математический континуум является не только рядом значимых чисел, но и чисел другого рода, которые, подобно целым числам, выра­жают связь между существующими понятиями, хотя и несо­измеримы в понятиях этого ряда. Такие числа сами по себе являются частью своего собственного континуума, который глубоко проникает в ряд целых чисел, не обязательно затра­гивая его. Например, тангенс угла, образованного пересечением двух прямых, при изменении угла от нуля до 90° непрерыв­но изменяется от нуля до бесконечности. Но он принимает целочисленное значение только при угле 45°, становится рав­ным единице. Можно сказать, что существует бесконечное количество таких рядов, обладающих бесконечным числом членов. Вместо девяноста тангенсов углов, по одному градусу от 0 градусов до 90, можно получить в шестьдесят раз больше, если взять минуту вместо градуса в качестве коэффициента прогрессии, и снова в шестьдесят раз больше, если каждую минуту разделить на секунды. И так далее до бесконечности.

Все эти рассуждения строятся на утверждении, что ка­ждое число не более чем выражение отношения. Новая концепция, показанная в «КНИГЕ ЗАКОНА», конечно, ни в коем случае не противоречит традиционной точке зрения, но дополняет ее очень важным с практической стороны образом. Статистик, подсчитывая уровень рождаемости за последние столетия, не учитывает особым образом рожде­ние Наполеона. Это не аннулирует результаты статистики, но демонстрирует, сколь ограничены ее возможности даже самими объектами ее исследования. Рождение Наполеона имело большее влияние на уровень смертности (и, таким об­разом, на уровень рождаемости), чем любое другое явление, включенное в эти расчеты.

Необходимо сделать краткое отступление. Некоторые, возможно, все еще не осознают этого факта, но математи­ческие и физические науки не имеют никакого отношения к абсолютной истине, они заняты только отношениями между наблюдаемыми явлениями и наблюдателем. Утвер­ждение, что ускорение свободного падения равно тридца­ти двум футам в секунду, является в лучшем случае грубей­шим из приближений. Во-первых, это относится только к Земле, многие знают, что на Луне оно в шесть раз меньше. Но даже на Земле на полюсах и экваторе ускорение свободного падения заметно отличается, на него оказывает влияние даже такая мелочь, как соседство горы.

Также ошибочно говорить о «повторяемости» экспери­мента, так как в точности повторить его условия невозмож­но. Воду нельзя вскипятить дважды, вода будет уже не та же самая, да и наблюдатель не тот же самый. Когда человек говорит, что он спокойно сидит, он забывает, что он мчится сквозь пространство с головокружительной скоростью.

Возможно, именно такие соображения и привели древ­них мыслителей к принятию того, что истину можно найти только в математике, и они опрометчиво предположили, что очевидная непоколебимость ее законов гарантирует их соот­ветствие истине. Но математика всецело является набором принятых правил, не менее, чем шахматы или баккара. Ко­гда мы говорим, что «две прямые линии не могут образовать замкнутую фигуру», мы имеем в виду всего лишь то, что мы не можем представить себе, как же они ее замкнут. Следо­вательно, истинность утверждения зависит от того, воспри­мет ли наш разум это предположение как истину. Однако душевнобольной может твердо считать себя жертвой таинст­венного преследования, а у нас нет причин верить ему. Бес­полезно возражать, что математические истины обладают универсальной точностью, поскольку они ее не имеют. Убе­дить в этом даже тех немногих людей, которых мы обучили простейшим теоремам геометрии, стоило немалых трудов. Лишь немногие из живущих убеждаются в более глубоких результатах исследования или, по крайней мере, осознают их. Нельзя ответить на эту критику, сказав, что можно убе­дить любого достаточно обученного человека, ибо кто может гарантировать, что такое обучение не извращает разум?

Но если отмести эти предварительные возражения, об­наруживается, что природой самого утверждения является не более чем утверждение соответствий между нашими по­нятиями. В выбранном примере у нас есть пять понятий: двойка, прямизна, линия, замкнутость и пространство. Все они — не более чем понятия. Каждое из них обладает смыс­лом только через некоторое соответствие с некоторыми дру­гими понятиями. Невозможно дать определение какого-ли­бо слова, кроме как отождествляя его с двумя или более так­же неопределенными словами. Попытка дать определение одним словом будет очевидной тавтологией.

Таким образом, мы вынуждены прийти к заключению, что все исследования можно заклеймить как obskurum per obskuris (объяснение темного еще более темным). Логиче­ски наше положение даже хуже. Мы определяем А как ВС, где В — это DE, а С — это FG. Помимо того, что этот процесс с каждым шагом увеличивает число неизвестных величин в геометрической прогрессии, в конце концов неизбежно на­ступит момент, когда определение Z затронет понятие А. В этот порочный круг попадают не только все доказательства, но и сами формулировки понятий, на которых должно осно­вываться любое доказательство.

Можно было бы предположить, что вышеупомянутая це­почка рассуждений делает невозможными любые заключе­ния. Но она возникает только в том случае, когда мы изучаем, насколько точны наши теории. Мы можем полагаться на то, что вода кипит при температуре 100° по Цельсию*,

 

* Просматривая этот комментарий, я с изумлением заметил, что

упустил тот факт, что при самом определении градусной шкалы

за 100°С была взята температура кипения воды! На леднике

Балторо я наблюдал, как вода кипит при температуре около

84°С, и так часто определял свою высоту над уровнем моря по

точке кипения, что совсем забыл изначальные условия Цельсия.

 

хотя, ес­ли быть математически точным, вода никогда не кипит два­жды при той же самой температуре, а с точки зрения логики понятие «вода» является непостижимой тайной.

Вернемся к нашим так называемым аксиомам: две пря­мые линии не могут образовать замкнутую фигуру. Одно

из наиболее важных открытий современной математики за­ключается в том, что это утверждение, даже если принять определение используемых здесь различных терминов, не является абсолютным, но строго относительным, и здравый смысл не способен подтвердить его, как и в случае с кипя­щей водой. Так, Больяй, Лобачевский и Риман окончатель­но доказали, что полноценная система геометрии может быть построена на любой произвольной системе аксиом. Если принять, что сумма внутренних углов треугольника больше или меньше, чем сумма двух прямых углов, вместо того, чтобы быть равной им, можно создать две новые со­вершенно самодостаточные системы геометрии. Притом у нас нет никакого способа определить, какая из этих трех систем соответствует действительности.

Могу проиллюстрировать это простой аналогией. Мы привыкли говорить: «Мы едем из Франции в Китай», эта форма выражения подразумевает, что эти страны неподвиж­ны, а мы подвижны. Но то же самое можно выразить, сказав, что Франция покинула нас, и к нам пришел Китай. В любом случае здесь не может подразумеваться абсолютное движе­ние, поскольку движение Земли через пространство не при­нимается в расчет. Мы безоговорочно используем принятое понятие «покой», зная, что в действительности его не сущест­вует. Когда я говорю, что стул, на котором я сижу, оставался неподвижным в течение последнего часа, я подразумеваю всего лишь неподвижность относительно меня и моего дома. В действительности же вращение Земли перенесло его бо­лее чем на тысячу миль, а движение Земли — на семьдесят тысяч миль от его первоначального положения. От любого утверждения можно ожидать только его соответствия набо­ру предположений, которые, как мы прекрасно знаем, явля­ются ложными и произвольными.

Те, кто не исследовал сущность доказательств, обычно воображают, что опыт является критерием, по которому можно определить истинное из возможных символических представлений природы. Они предполагают, что эвклидова геометрия согласована с природой, поскольку фактические измерения внутренних углов треугольника подтверждают равенство их суммы сумме двух прямых углов, по этой при­чине и Евклид счел верными свои теоретические рассмотре­ния. Но при этом не учитывается то, что сами инструменты, используемые для измерений, соответствуют принципам эвклидовой геометрии. Другими словами, десять ярдов от­меряются куском дерева, о котором в действительности из­вестно лишь то, что его длина является одной десятой тех отмеряемых десяти ярдов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.