|
|||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 страницаМожно утверждать следующее: Шри Ауробиндо продолжает незримо присутствовать на земном плане, как свидетельствуют опыты многих его учеников». Через день после «ухода» Шри Ауробиндо (7 декабря 1950 года) мать писала: «Господи, сегодня утром Ты вселил в нас веру в то, что пребудешь с нами до тех пор, пока Твое дело не будет завершено, не только как сознание, которое ведет и озаряет наш путь, а как активное и действенное присутствие. В четких и ясных выражениях Ты обещал мне, что останешься здесь весь целиком и не покинешь земную атмосферу вплоть до преображения планеты». Господин Сент-Илер продолжает: «Мы ощущали Присутствие Шри Ауробиндо внутри и вокруг нас столь же остро и еще более сильно, чем при его жизни; мы также чувствовали, что это Присутствие полностью сливается с присутствием Матери. Постепенно крепла уверенность в том, что Учитель нас не покинул. Вероятно, подлинные причины его ухода из физического тела от нас сокрыты и лишь со временем станут очевидными».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этом я завершу демонстрацию странных явлений и личностей, с которыми я встречалась в странствиях по Востоку и Западу; этот перечень мог бы быть более обширным, и, возможно, когда-нибудь я его дополню[145]. Нетрудно заметить, что в этих любителях экстравагантных «занятий» таятся ростки духовности и мудрости, сколь бы скрытыми или искаженными они ни были. Поэтому, остерегаясь примитивного легковерия, мы не должны ничего отвергать априори. Существует порог, за которым начинается Непознанное; не следует переступать его без факела разума и терять бдительность. Вот где обретают смысл слова из «Гамлета»: «И в небе, и в земле сокрыто больше, чем снится вашей мудрости, Горацио».
[1] Для жителей Брюсселя Кембрийский лес — столь же излюбленное место для прогулок, как и Булонский лес — для парижан. (примечание сканировщика: Сноски без звездочки являются примечаниями автора, Александры Давид-Неэль. В бумажном издании давались внизу страницы. Сноски со звездочкой - примечания переводчика, Норы Крейн. В бумажном издании располагались после текста. )
[2] Пиетисты - приверженцы пиетизма, мистического течения в протестантизме конца XVII — XVIII вв.
[3] Ханаан — древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии.
[4] Гностицизм — эзотерическое религиозное учение поздней античности (I—V вв. н. э. ), состоящее из элементов христианского вероучения, популярной греческой философии и восточных религий, которое претендует на «истинное» знание о Боге и тайнах мироздания.
[5] Деист — последователь деизма, религиозно-философского учения, признающего Бога как мировой разум, но отвергающего его вмешательство в развитие природы и не допускающего иных путей познания Бога, кроме разума.
[6] Имеются в виду последователи унитаризма*. Унитаризм — течение в протестантизме, отвергающее догмат о Троице, учение о грехопадении и церковные таинства.
[7] В начале было Слово (фр. ) — Примеч. пер.
[8] Лелио Соццини (1525—1562) — основатель учения, не признающего Троицу.
[9] Мишель Серве — врач и богослов, сожженный как еретик в Женеве в 1553 г. Учения, не признающие Троицу, исповедуются в наши дни приверженцами унитарных церквей.
[10] почувствовали слабость (фр. ) — Прим. пер.
[11] Кармелитки — монахини католического ордена, основанного во второй половине XII в. в Палестине (на горе Кармель) и перенесенного в Западную Европу в XIII в.
[12] завтрак(англ. ).
[13] Мф. 11: 12.
[14] Много лет спустя мне довелось увидеть нечто подобное в Калькутте, где проходила выставка рисунков и картин Рабиндраната Тагора. Мало кто знает, что знаменитый поэт был также художником. Не вызывало сомнений, что чисто художественная ценность многочисленных экспонировавшихся работ представляет второстепенный интерес, и внимание в первую очередь привлекает их оккультный характер, т. е. те видения из кошмарных снов, что были на них изображены. Тагор вдохнул жизнь в окружающие нас предметы, которые мы считаем неодушевленными, наделил их сознанием, волей и какой-то дьявольской неприязнью к людям... Два дома, расположенные напротив друг друга на узкой извилистой улочке, выказывали желание сблизиться, чтобы стиснуть, раздавить одинокого прохожего, а фонарь поблизости ухмылялся, предвкушая скорую трагедию. На другой картине деревья тянули корявые, похожие на щупальца ветви к парочке, отдыхавшей под их сенью и не подозревавшей о нависшей над ней угрозе. Особенно мне запомнилось кресло, высокая спинка и подлокотники которого с невыразимой ненавистью поджидали того, кому вздумается в него сесть. Какую пытку уготовил этому несчастному резной орнамент, венчавший спинку кресла?.. Тагор посчитал, что не следует придавать ему даже едва уловимые человеческие или звериные черты, тем не менее он производил впечатление головы монстра, подстерегающего жертву. Так же обстояло дело с другими частями кресла; подлокотники были изогнуты таким образом, что становилось ясно: это руки, готовые схватить и зажать в тиски неосторожного человека, который окажется между ними. На всех выставленных полотнах растительная или неорганическая природа, все то, что окружает нас и кажется нам неодушевленным, было наделено интенсивной внутренней жизнью и одержимо ненавистью к человечеству. Как узрел это провидец?..
[15] Каббала (др. -евр., букв. — «предание») — мистическое течение в иудаизме, объединившее пантеистические теории неоплатонизма (учение об эманации и др. ) и идеи гностицизма с иудейской традицией аллегорического толкования Библии.
[16] Хрустальный дворец (Crystal palace) — здание из стекла и стали высотой в 408 футов, построенное в лондонском Гайд-парке по случаю Всемирной выставки 1851 г. (автор проекта — Джозеф Пахтон); сгорел во время пожара в 1936 г. Хрустальный дворец послужил прототипом ряда аналогичных строений в Нью-Йорке, Торонто, Мюнхене и Порту.
[17] Хрустальный дворец (англ. ).
[18] Что? (англ. )
[19] Выходите! Быстро! (англ. )
[20] Багаж? (англ. )
[21] «Бардо Тёдол» (Тибетская книга мертвых) — знаменитое тибетское эзотерическое сочинение (VIII в. ), описывающее странствия души покойного продолжительностью в 49 дней по области Бардо, т. н. промежуточному состоянию между смертью и новым рождением, а также сборник наставлений умирающим и умершим людям.
[22] Веды — памятники древнеиндийской литературы (конец II — начало I тыс. до н. э. ) на древнеиндийском (ведийском) языке, представляющие собой сборники гимнов, жертвенных формул («Ригведа», «Самаведа» и др. ) и теологические трактаты (Брахманы и Упанишады).
[23] «Ригведа», X, 129
[24] Быт. 6: 2.
[25] «Бхагавадгита» («Божественная песнь») — священная книга индуизма, часть шестой книги индийского эпоса «Махабхарата» (середина I тыс. до н. э. ).
[26] Леви Сильвен (1863—1935) — известный французский индолог, профессор Французского колледжа, почетный член института Дальнего Востока, автор ряда научных трудов по истории и культуре Индии и Непала.
[27] Бюрнуф Эжен Луи (1801—1852) — французский ориенталист, преподаватель санскрита во Французском колледже, переводчик и комментатор ряда восточных книг, автор труда «Введение в историю буддизма» (1845).
[28] Ананда (санскр. — «блаженство», «расцвет», «безупречное счастье) — имя одного из десяти выдающихся учеников Будды.
[29] Прана (санскр. — «жизненная сила») — центральное понятие индийской медицины и йоги, впервые сформулированное в Упанишадах. В философской системе индуизма — один из пяти (наряду с апаной, вияной, уданой и саманой) энергетических потоков, обеспечивающих жизнедеятельность человеческого организма. Нередко прана ошибочно понимается как синоним воздуха, атмосферы.
[30] «Лалита-Вистара» — анонимное сочинение в прозе и стихах, написанное на санскрите в начале I тыс. н. э., повествующее о жизни Будды; является компиляцией древних легенд и сказаний, входящих в состав «Трипитаки» («Три корзины)», канонического собрания буддистских текстов.
[31] Гиме Эмиль (1836—1918) — французский промышленник и коллекционер произведений искусства, основатель музея восточных культур в Париже (1879), впоследствии получившего его имя.
[32] «L’Inde, ou j’ai vé cu». Plon («Индия, где я жила». Издательство «Плон»).
[33] Этот зал существовал до того, как для читателей была открыта центральная ротонда.
[34] Маймонид — теолог, ученый и врач. Испанский еврей, родился в Кордове в XII в.
[35] Авиценна (980—1037) — арабский врач. Аверроэс (1126—1198) — арабский врач и философ, исповедовал пантеизм*. Пантеизм — религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое. Одни пантеисты считают Бога мировой душой, а мир воспринимают как тело божества (Бог — это всё); другие, подобно Спинозе, отождествляют понятия «Бог» и «природа» (всё — это Бог).
[36] Веданта (санскр. — «конец вед») — наиболее распространенное индийское религиозное течение, одна из шести ортодоксальных философских систем, основанная на трактовке индуистских теорий об атмане (индивидуальном духовном начале) и брахмане (высшей реальности). Согласно Веданте, целью бытия является «освобождение», т. е. достижение изначального тождества атмана и брахмана. К позднейшим вариантам Веданты причисляют Адвайту-Веданту Шанкары и учение Рамануджи.
[37] Мистерии (от греч. mysterion — «тайна, таинство») — эзотерические религиозные обряды, в которых участвовали посвященные — мисты. Б Древнем Египте — это мистерии Исиды и Осириса; в Вавилоне — Иштар и Таммуза; в Древней Греции — элевсинские, дельфийские и др. мистерии.
[38] «Золотые стихи» — стихи, приписываемые Пифагору, но на самом деле написанные одним из его учеников Лизисом, в которых изложены основные принципы доктрины знаменитого древнегреческого философа. Главная цель учения Пифагора состояла в том, чтобы просвещать людей, помогать им очищаться от грехов и избавляться от заблуждений, а также указывать им путь к добродетели и истине, дабы они уподобились бессмертным богам. «Золотые стихи» переводились на французский язык многими поэтами, в том числе Фабром д'Оливе.
[39] Фабр д'Оливе Антуан (1767—1825) — французский поэт, филолог и оккультист, писавший на окситанском (провансальском) языке, автор романов «Азалаис и милый Амар» (1794), «Трубадур, окситанская поэма XIII века» (1803), книг «Письма к Софии об истории» (1802), «Философическая история человеческого рода» (1824), «Истинное масонство и небесная культура» (1952), «Мои воспоминания» (1977) и др.
[40] Аналогичные теории бытуют в Индии.
[41] Фаланстер — в учении французского социалиста Шарля Фурье (1772—1837) — первичная ячейка нового общества, сочетающая промышленное и сельскохозяйственное производство.
[42] «Зогар» (Книга Сияния) — одна из основных книг Каббалы, эзотерическое сочинение, приписываемое еврейскому ученому Симеону бар Йохаю, и, вероятно, написанное на арамейском языке ок. 1300 г. Моисеем Леонским из Гренады; представляет собой комментарий к «Пятикнижию» Моисея вкупе с оригинальными трактатами.
[43] «Сефер Йецира» (Книга Творения) — одна из основных книг Каббалы, повествующая о сотворении Богом Вселенной; была написана в III—V вв. н. э. на древнееврейском языке.
[44] Мф. 2: 9. Вифлеемская звезда упоминается лишь в этом Евангелии.
[45] Хаим Блох. Голем, легенды пражского гетто.
[46] См.: А. Давид-Неэль. Мистики и маги Тибета.
[47] Барбе д'Оревильи Жюлъ Амеде (1808—1889) — французский писатель и литературный критик, автор исторических романов «Порченая» (1855), «Шевалье де Туш» (1864), сборника рассказов «Дьявольские лики» (1874) и ряда других произведений.
[48] То есть к католикам.
[49] Грааль — легендарная чаша с кровью распятого Христа, собранной Иосифом Аримафейским; в средневековых легендах — таинственный сосуд, ради которого рыцари Круглого стола совершают свои подвиги.
[50] Меродах — название планеты Юпитер.
[51] Гебура (гевура) — в Каббале пятая сефира из десяти (образующих т. н. Древо Сефирот) эманации, посредством которых Бог сотворил мир; олицетворяет сипу, власть, правосудие (синоним — «дин»).
[52] Говоря о многих столетиях, Пеладан, вероятно, намекал на орден тамплиеров, учрежденный в 1118 г. по инициативе Гуго де Пейна*. Впрочем, он отстаивал духовную связь последнего с новым орденом неотамплиеров-генудов, членство в котором перешло к нему от отца. Пеладан также называл себя духовным сыном Розенкрейца. Напомним, что секта розенкрейцеров-герметистов, алхимиков и т. д., приписывавших себе сверхъестественные способности, существовала в Германии в XVII в. Жак де Моле, последний Великий магистр тамплиеров, был заживо сожжен в Париже в 1313 г. Гуго де Пейн (1070—1136) — знатный французский сеньор, участник Крестовых походов, основатепь католического духовно-рыцарского ордена тамплиеров, созданного в 1118 г. в Иерусалиме для защиты паломников-христиан в Святой земле; умер в Палестине.
[53] Книга графа де Ларманди, в которой много говорится о стучащих духах, нарушавших покой его отчего дома. Вышеприведенное письмо являлось предисловием к этой книге.
[54] «От креста к Розе, от Розы к кресту, и в нем, подобно ветке с почками, воскреснем» (лат. ).
[55] Рашилъда (наст, имя — Маргерит Эймери) (1860—1953) — известная французская писательница, хозяйка популярного литературного салона, автор 60 романов, в числе которых — «Господин Венера» (1884), «Башня любви» (1899), «Имитация смерти» (1903) и др.
[56] Лао-цзы (наст, имя — Ли Эр) (IV—III вв. до н. э) — китайский философ, автор трактата «Лао-Цзы» (древнее название — «Дао дэ цзин»), ставшего каноническим сочинением даосизма. Цель адептов даосизма — достижение единства с первоосновой мира (дао) и обретение бессмертия посредством алхимии и психофизических упражнений.
[57] Риши — «мудрец» (санскр. ). Согласно преданию, риши являлись авторами древних гимнов и четырех главных Вед, а также создателями ряда философских школ.
[58] Пандит — в Индии почетное звание ученого, а также знатока священных книг индуизма и буддизма, написанных на санскрите.
[59] Вишну — один из высших богов индуизма, составляющий вместе с Брахмой и Шивой Тримурти (Божественную триаду). Дурга — в индуистской мифологии имя супруги Шивы в одной из ее грозных ипостасей.
[60] Брахман — одно из центральных понятий индийской философии и религии, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе сущего.
[61] Священные книги Индии, излагающие учения, которые древние индийские мудрецы преподавали своим ученикам. (прим авт. ) Упанишады — (санскр. — «сокровенное знание») — заключительная часть Вед, основа всех ортодоксальных религиозно-философских систем Индии, в том числе Веданты. Насчитывается свыше 200 упанишад, около 10 из которых считаются главными (иша, кена, катха, прашна, мундака, чхандогья и др. ). Эти произведения создавались на протяжении ряда столетий: с VII в. до н. э. по XIV—XV вв. н. э.; их разнообразное содержание подчинено практическим целям достижения духовного «освобождения».
[62] Араньяки (от aranyaka — «лесная книга») — ритуальные тексты раннего индуизма, предназначенные для людей, оставивших свой дом и удалившихся в лес, чтобы предаться там благочестивым размышлениям; входят в состав брахманов.
[63] Бхайрава означает: «Тот, кто наводит ужас». Это одно из воплощений Шивы.
[64] Джигсдже, как и Бхайрава, — символические воплощения Шивы, разрушителя и созидателя. Их имена на санскрите, как и в тибетском языке, означают: «Тот, кто наводит ужас».
[65] У. Шекспир «Гамлет». Акт I, сцена V (пер. М. Лозинского) — Примеч. пер.
[66] Шанкара (788—820) — знаменитый индийский религиозный философ, реформатор индуизма; синтезировал все предшествующие ортодоксальные системы, развил учение Адвайта-Веданты. Основные сочинения: комментарии к Упанишадам, «Веданте-Сутре» и «Бхагавадгите».
[67] Брахманы — 1) одна из высших каст в Индии; по происхождению — древнее сословие (варна) жрецов; 2) древнеиндийские священные книги (VIII—VI вв. до н. э. ), дополняющие Веды и содержащие, в основном, описания и толкования ритуалов ведической религии.
[68] Джоши, или Джотир, назывался матхом йогов, так как обитавшие там саньясины занимались в основном медитацией. Матх — нечто вроде монастыря, где монахи-индуисты живут общиной. Санъясин — человек, произносящий тройной обет отречения: 1) отказ от нашего мира; 2) отказ от мира предков — зачастую это равносильно отречению от посмертной славы; 3) отказ от мира богов.
[69] Кедар — одно из имен Шивы.
[70] Карма (санскр. ) означает «действие». Закон кармы предполагает чередование причин и следствий, выраженных формулой «это происходит в силу чего-то». Но речь идет не о примитивном детерминизме, ибо считается, что всегда необходимо сочетание нескольких причин, способных привести к определенному следствию. Таким образом, следствие обусловлено различными явлениями, обусловленными различными причинами.
[71] Дэвы — в ведической мифологии класс небесных и земных богов, противостоящих демонам-асурам.
[72] Не имеющий выхода к морю индийский штат, расположенный в Гималаях, между Непалом и Бутаном. Граничит с Тибетом, частью которого являлся, пока его не захватили англичане. — Примеч. пер.
[73] Описанные здесь события происходили за двадцать лет до того, как Индия стала независимым государством.
[74] Кали (др. -инд., букв. — «черная») — в индуистской мифологии одна из ипостасей Деви или Дурги, олицетворение грозного разрушительного аспекта божественной энергии Шивы (шакти).
[75] В то время как Сатьякама пас в лесу стадо своего духовного наставника, к нему подошел бык. «Послушай, Сатьякама», — сказал он и принялся разъяснять пастуху азы учения о бесконечности Сущего и способе обретения бессмертия. А перед уходом сообщил: «Завтра огонь расскажет тебе больше». Вечером Сатьякама собрал стадо, развел костер, сел возле него, и огонь заговорил с ним, пообещав напоследок: «Завтра солнце расскажет тебе больше». В последующие два дня солнце и ветер занимались обучением Сатьякамы, рассказывая ему о природе Сущего в себе. Когда Сатьякама вернулся к учителю, тот спросил его: «Кто же учил тебя, сын мой? » И Сатьякама ответил: «Не люди» («Упанишады», IV, 5 и др. ).
[76] Бадринат — место, расположенное на высоте 3000 м в Гималаях, где находится храм, посвященный Вишну, именуемому Бадри. Сотни тысяч паломников приходят сюда каждое лето. Кледниках, возвышающихся над Бадринатом (на высоте около 7000 м), берет начало Ганг.
[77] Брахман (санскр. ) — «сущий в себе» (а не личностный) Бог.
[78] Бхактии — люди, посвятившие себя бхакти (санскр. ), поклонению богам и любви к ним.
[79] Очень легкие двухколесные экипажи для одного пассажира, не считая кучера.
[80] Разновидность портшеза, используемая, главным образом, в горах.
[81] См. «Шандогия Упанишад», 1, 4.
[82] Наги — 1) в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами, живущие в подземном мире и стерегущие несметные сокровища земли; 2) исторические племена, обитавшие на северо-западе Индии до прихода туда ариев. Вероятно, изначально наги были племенами монголоидной расы, тотемом которых являлась змея (кобра) и, таким образом, мифологическая интерпретация покоилась на исторической основе.
[83] Прасад (санскр. ) означает «милость». Так называются кушанья, которые преподносят статуям богов, а затем раздают верующим.
[84] Богиня Лакшми — супруга Вишну. В Бадринате Вишну поклоняются под именем Бадри.
[85] Я не раз была свидетельницей этих столпотворений фанатиков при входе в храмы, но они достигают апогея во время торжественных ритуальных омовений. На последнем великом празднике Кхумба Меллах* количество раздавленных и утонувших верующих исчислялось сотнями. Кхумба-Меллах — место паломничества индуистов в Индии.
[86] Один лакх равен 100 000 рупий.
[87] Кедарнат расположен на высоте около 3500 м. Оттуда по трудному горному маршруту, доступному лишь альпинистам, можно добраться до тибетской горы Кайлас. В индийской мифологии Кайлас считается обителью Шивы и его супруги Парвати.
[88] Фаллоса.
[89] Дом (англ. ).
[90] «Варвары», «нечистые» (санскр. ) — пренебрежительное обозначение иностранцев. В самом деле, «млешшасы» — одна из презираемых местных каст.
[91] Чаепитие, во время которого подается не только традиционное сухое печенье, но и более обильное, существенное угощение.
[92] Такое поведение свойственно и католикам, верящим в чистилище и надеющимся посредством молитв и обрядов освободить томящиеся там души своих близких. Описания рая и ада, данные «Залогами, напоминают рассказы, бытующие среди тибетцев и фигурирующие в народных книгах северного буддизма. Не стоит забывать, что, согласно буддизму, пребывание в благоприятном или несчастном месте является следствием добрых или дурных поступков, совершенных покойным. Когда человек искупит свою карму, он умрет в том месте, где оказался по собственной воле, и возродится в другой среде. Следует отметить, что изначальный буддизм — чисто философское учение, не допускающее никаких выдумок, в отличие от искаженного буддизма, исповедуемого народными массами. Для просвещенного буддиста рай и ад являются не материальными местами, а состояниями духа.
[93] См.: «Мистики и маги Тибета», где об этом говорится подробно.
[94] Элизиум — в древнегреческой мифологии место обитания героев и добродетельных людей после смерти.
[95] Сент-Ив д'Альвейдр Жозеф Александр (1842 — 1909) — известный французский писатель-оккультист, автор сочинений: «Миссия государей» (1882), «Миссия рабочих» (1883), «Миссия евреев» (1884), «Миссия Индии» (1886), «Истинная Франция» (1887), «Археометр» (1905).
[96] Моргана — легендарный персонаж кельтского фольклора, добродетельная фея-целительница.
[97] Подобно сонму избранных после Страшного суда.
[98] Говорили, что покойный Панчен-лама, предшественник нынешнего, также умершего обладателя этого титула, использовал такую же уловку при побеге из Шигадзе, чтобы избежать гонений Далай-ламы: беглец оставил в Шигадзе своего двойника, которого все видели, в то время как он уже скакал в Китай по безлюдным просторам северного Тибета.
[99] Бханг — название средства, изготовленного из высушенных листьев индийской конопли. Это то же самое, что гашиш. Используются также семена растения. Гашиш курят и жуют, употребляют в таблетках или в виде своего рода варенья. Действие гашиша напоминает эффект от приема опиума. По мнению тех, кто испробовал оба наркотика, гашиш вызывает более тонкие ощущения, нежели опиум.
[100] Кули (тамильск., букв. — «заработки») — название низкооплачиваемых неквалифицированных рабочих в Китае (до 1949 г. ), Индии и ряде других азиатских стран.
[101] Муршид — арабское слово, обозначающее духовного наставника, которого индусы называют гуру. Арабы говорят также шейх, или пир (вождь). Мои друзья, несведущие в произношении арабских слов, звали Инаята Хана Муши (Муше) и, как правило, полагали, что это одно из его имен.
[102] Адвайта-Веданта («веданта недвойственности») — индийское религиозно-философское учение, одна из разновидностей Веданты, разработанная Шанкарой (VIII—IX вв. ); ее появление связывают с именем мудреца Гаудапады (V в. ). Адвайта-Веданта утверждает нераздвоенность основного духовного начала (брахмана-атмана), его единственную реальность и иллюзорность эмпирического мира (майя).
[103] Вайшнавы — приверженцы культа бога Вишну.
[104] Ал-Халладж Абу Абд-Аллах ал-Хусайн ибн Мансур (858—922) — суфий-мистик, проповедовавший свои идеи в Иране, Индии и приграничных районах Китая; пользовался большой популярностью в народе; после долгого заточения был казнен по обвинению в ереси. Его основные произведения: «Диван» и «Китаб-аль-Тавазин».
[105] Аттар Фарид-ад-дин — персидский и таджикский поэт-суфий XII в. Его поэма «Беседа птиц» (ок. 1175 г. ) — один из крупнейших литературных памятников, отражающих идеи мусульманского мистицизма.
[106] «Странник» Баньяна («Pilgrim’s progress» — «Духовный рост странника» — англ. ) — религиозное аллегорические произведение, написанное английским проповедником Джоном Баньяном во время тюремного заключения в 1660 г., в котором содержатся идеи радикального протестантизма; является настольной книгой ревностных протестантов.
[107] «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова)» (Исх. 3: 14). Некая христианка-мистик сообщает, что во время одного из откровений Бог заявил ей: «Я есмь Сущий, а ты не есть сущая».
[108] У Инаята Хана было трое детей от этого брака: два мальчика и девочка с трагической судьбой. Во время Второй мировой войны она добровольно вступила в разведслужбу союзных войск, не раз высаживалась с парашютным десантом во Франции, выполняла там задания и, в конце концов, была выдана немцам, которые ее расстреляли.
[109] Ашрам — в Индии дом, где учитель живет в окружении своих учеников. Он может состоять из одного жилища или разрастаться до огромных размеров. Так, ашрам в Пондичери, основанный покойным Ауробиндо Гошем, в настоящее время превратился в небольшой город, где обитают несколько тысяч человек.
[110] Мулла Шах Бадакши (1584—1661) — мусульманский суфий, духовный преемник Миана Мира, основателя суфийского ордена Кадири.
[111] У мистиков подобные случаи встречаются довольно часто. Их можно сравнить с феноменом вдохновения. Так, большинство религиозных людей верят, что Бог и другие невидимые сущности: святые или ангелы-хранители общаются с ними, управляют их поведением и т. д. С другой стороны, они верят, что Сатана тоже ведет с ними коварные беседы, способные заставить их совершать дурные поступки. Не следует ли отнести к той же категории тех, кто утверждает, что есть «голос совести», считая совесть сущностью, независимой от физиологической деятельности человека, способной беседовать с ним и напоминать ему о нравственных правилах, придуманных без его ведома неким мифическим законодателем?
[112] «Будьте светочами для самих себя; будьте убежищем для самих себя» (наставление Будды в «Паринибхане-сутре»).
[113] Как видно, множество самозванцев, перечислять которых было бы слишком долго, всегда с успехом рассказывают одну и ту же небылицу. Столь же велик список жертв обмана, которые никогда не учатся на ошибках своих предшественников!
[114] По-моему, если память мне не изменяет, речь идет о Бирме, где итальянский бхикху бросил якорь.
[115] Текст оригинала написан на английском языке.
[116] Свами — титул, равнозначный «господину», который присваивают индийским саньясинам.
[117] Церковь, копирующая обряды католической и англиканской церквей, основанная членом Теософского общества Ледбиттером.
[118] Ледбиттер Чарльз Вебстер (1854—1934) — английский священник и писатель, член Теософского общества с 1883 г., сподвижник Е. П. Блаватской, славившийся незаурядными оккультными способностями (он якобы обладал ясновидением) и аморальными пристрастиями (его обвиняли в педофилии). Основные сочинения: «Реинкарнация» (1898), «Видимое и невидимое» (1902), «Внутренняя жизнь» (1911), «Оккультная химия» (1919), «Чакры и человек» (1927).
|
|||
|