|
|||
55. Комитет рекомендует также государству-участнику руководствоваться Конвенцией при решении задачи 8.5 целей в области устойчивого развития.25. Кроме того, Комитет рекомендует государству-участнику руководствоваться статьей 9 Конвенции и замечанием общего порядка № 2 Комитета при решении задач 11. 2 и 11. 7 целей в области устойчивого развития. Равенство перед законом (статья 12) 26. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что законы государства-участника, особенно Гражданский кодекс и Гражданский процессуальный кодекс, признают концепцию субститутивного принятия решений и не предусматривают механизмов суппортивного принятия решений для инвалидов. 27. Он рекомендует государству-участнику внести поправки в свое законодательство, в частности в Гражданский кодекс и Гражданский процессуальный кодекс, а именно ввести концепцию суппортивного принятия решений, привести свое законодательство в полное соответствие с положениями статьи 12 Конвенции, как указано в замечании общего порядка № 1 (2014) Комитета о равенстве перед законом, а также признать полную дееспособность за всеми лицами с любым типом инвалидности. Доступ к правосудию (статья 13) 28. Комитет с обеспокоенностью отмечает нехватку квалифицированных переводчиков жестового языка, необходимых глухим в ходе судебных и административных разбирательств, а также отсутствие документов в форматах, доступных для слепых и лиц с интеллектуальными и/или психосоциальными расстройствами, в ходе различных разбирательств. 29. Он рекомендует государству-участнику обеспечить в ходе всех судебных и административных разбирательств наличие достаточного числа переводчиков жестового языка и документов в доступных для всех инвалидов форматах, включая легкие для чтения форматы, шрифт Брайля, а также прочие доступные форматы, методы и способы общения. 30. Комитет обеспокоен тем, что государство-участник не разработало политику по обеспечению прямого или косвенного участия инвалидов в системе правосудия, например в качестве адвокатов, работников суда или сотрудников правоохранительных органов. 31. Он рекомендует государству-участнику активизировать усилия по обеспечению прямого или косвенного участия инвалидов в системе правосудия, например в качестве адвокатов, работников суда или сотрудников правоохранительных органов. Свобода и личная неприкосновенность (статья 14) 32. Комитет с обеспокоенностью отмечает, что, согласно положениям Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса, инвалиды, в частности лица с психосоциальными расстройствами, по-прежнему могут быть лишены свободы и помещены в психиатрические больницы или другие учреждения исключительно по причине их расстройства. 33. Он настоятельно призывает государство-участник внести поправки в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс и привести их положения в полное соответствие со статьей 14 Конвенции и руководящими принципами Комитета по статье 14 Конвенции (см. A/72/55, приложение). Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (статья 15) 34. Комитет с обеспокоенностью отмечает сообщения о том, что в специализированных учреждениях имеют место случаи неправомерного обращения с инвалидами, которое может быть приравнено к пыткам или жестоким и унижающим достоинство видам обращения. Он также обеспокоен сообщениями о применении лекарственных средств, для того чтобы «контролировать сексуальное поведение» инвалидов, особенно лиц с интеллектуальными или психосоциальными расстройствами. 35. Комитет рекомендует государству-участнику обеспечить лицам, подвергающимся неправомерному обращению, доступ к механизмам подачи и рассмотрения жалоб и гарантировать жертвам пыток и неправомерного обращения право на возмещение ущерба и адекватную компенсацию, включая реабилитацию, и их получение на практике. Он рекомендует также государству-участнику провести обзор его законодательства, касающегося принудительного назначения лекарственных средств в специализированных учреждениях. Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства (статья 16) 36. Комитет обеспокоен сообщениями об имеющих место в специализированных учреждениях случаях физического и психологического насилия над инвалидами, в частности над лицами с интеллектуальными и психосоциальными расстройствами, включая лиц, страдающих аутизмом, и детей, а также случаях применении физических и химическихсредств усмирения в отношении этих лиц. 37. Комитет рекомендует государству-участнику собирать дезагрегированные данные о подвергающихся насилию инвалидах, особенно о женщинах и детях, в том числе помещенных в специализированные учреждения. Он призывает государство-участник активизировать усилия по защите всех инвалидов от эксплуатации, насилия и надругательства. Комитет рекомендует также государству-участнику расследовать сообщения о неправомерном обращении с инвалидами, в частности с детьми, и о надругательстве над ними в специализированных учреждениях и привлекать виновных к ответственности. Защита личной целостности (статья 17) 38. Комитет обеспокоен сообщениями о случаях принудительной стерилизации инвалидов, особенно женщин и девочек с интеллектуальными и психосоциальными расстройствами и лиц, страдающих аутизмом, в том числе о случаях, когда согласие дается опекуном лица, подвергаемого стерилизации. 39. Комитет рекомендует государству-участнику принять надлежащие меры для недопущения принудительной стерилизации любых инвалидов, в том числе женщин и девочек с интеллектуальными и психосоциальными расстройствами, без получения их свободного и осознанного согласия и обеспечить наличие эффективных гарантий для затрагиваемых лиц. Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество 40. Комитет глубоко обеспокоен значительным числом инвалидов, проживающих в специализированных учреждениях, а также ограниченностью их возможностей, особенно лиц с интеллектуальными и/или психосоциальными расстройствами, в плане получения доступа к услугам и участия в жизни местных сообществ. Кроме того, он с обеспокоенностью отмечает отсутствие стратегии деинституционализации и тот факт, что не все инвалиды осведомлены об имеющихся вспомогательных услугах и о способах обращения за помощью в местном сообществе. 41. В соответствии со своим замечанием общего порядка № 5 Комитет рекомендует государству-участнику принять стратегию, направленную на: а) поощрение прав инвалидов на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество; b) развитие в местных сообществах доступных вспомогательных услуг для лиц всех возрастов и со всеми типами инвалидности; c) предоставление на систематической основе инвалидам и их семьям информации о способах обращения за вспомогательными услугами и помощью, которые позволят им вести самостоятельный образ жизни и быть полноценными членами местного сообщества, руководствуясь собственным выбором. Индивидуальная мобильность (статья 20) 42. Комитет обеспокоен отсутствием равного доступа инвалидов, проживающих в различных регионах, к техническим и иным услугам и качественному оборудованию для реабилитации по индивидуальной программе на основе системы технических средств реабилитации. 43. Комитет настоятельно призывает государство-участник пересмотреть действующее законодательство и практику в целях обеспечения равного доступа к реабилитации, основанной на услугах и качественных товарах, предоставляемых государственными и региональными фондами. Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации (статья 21) 44. Комитет приветствует недавнее увеличение числа часов перевода на жестовый язык. Тем не менее он обеспокоен недостаточным количеством переводчиков жестового языка и непрозрачностью мониторинга качества их услуг, особенно поставщиков государственных услуг. Комитет обеспокоен также отсутствием публичной информации, доступной в легком для чтения формате, а также информации об осуществлении недавно ратифицированного Марракешского договора. 45. Комитет настоятельно призывает государство-участник после консультаций с представляющими инвалидов организациями установить четкие и императивные обязательства и нормы в отношении государственных услуг в целях обеспечения доступности способов информации и связи для лиц со всеми типами инвалидности, а также разработать релевантные и эффективные гарантии. В отношении пункта 141 письменных ответов на перечень вопросов Комитет рекомендует государству-участнику создать национальный реестр для прозрачного мониторинга значимых для инвалидов объектов. Он рекомендует также государству-участнику представить в своем следующем периодическом докладе информацию о последовательном осуществлении Марракешского договора на основе четкой «дорожной карты». Уважение дома и семьи (статья 23) 46. Комитет обеспокоен тем, что в постановлении правительства 47. Комитет настоятельно призывает государство-участник провести обзор действующего законодательства и доступных гарантий, а также создать стимулы для обеспечения прав инвалидов вступать в брак и иметь семью наравне с другими. Образование (статья 24) 48. Комитет обеспокоен тем, что практика сегрегированного образования сохраняется, несмотря на увеличение числа детей-инвалидов в основной системе образования в соответствии с концепцией инклюзивного образования. Он выражает обеспокоенность также относительно непрозрачности выделяемых финансовых ресурсов и отсутствия механизмов, необходимых для обеспечения равных условий и поддержки, гарантируемых федеральным законодательством, всем лицам со всеми типами нарушений в системе общего образования. Кроме того, Комитет обеспокоен наличием региональных отличий, обусловленных разными условиями и объемом доступных финансовых ресурсов в различных регионах. 49. Комитет настоятельно призывает государство-участник продолжать поощрять и применять на практике концепцию качественного инклюзивного образования в соответствии с замечанием общего порядка № 4 (2016) о праве на инклюзивное образование. В частности, в целях обеспечения доступа к качественному инклюзивному образованию для всех лиц со всеми типами нарушений Комитет рекомендует государству-участнику принять долгосрочную «дорожную карту» и план действий по внедрению инклюзивного образования, установить сроки и показатели их осуществления и выделить надлежащий прозрачный бюджет. 50. Кроме того, он рекомендует государству-участнику руководствоваться Конвенцией и замечанием общего порядка № 4 Комитета при выполнении задач 4. 5 и 4. 6. целей в области устойчивого развития. Здоровье (статья 25) и абилитация и реабилитация (статья 26) 51. Комитет обеспокоен недостаточным и неравным доступом к качественным медицинским и реабилитационным услугам во всех регионах государства-участника и отмечает рекомендации, вынесенные Российской Федерации Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (см. E/C. 12/RUS/CO/6, 52. Комитет рекомендует государству-участнику принять меры по обеспечению инвалидам во всех регионах доступа к качественным медицинским и реабилитационным услугам. Он рекомендует также государству-участнику пересмотреть действующее законодательство и практику в отношении политики в области наркотических средств и профилактических мер с учетом рекомендаций, вынесенных Российской Федерации Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (см. E/C. 12/RUS/CO/6, пункты 50–51). Кроме того, Комитет рекомендует государству-участнику разработать законодательство о системе технических средств реабилитации, с тем чтобы обеспечить прозрачность процесса принятия решений в отношении соответствующих гарантий. Труд и занятость (статья 27) 53. Комитет обеспокоен тем, что в действующем законодательстве отказ инвалидам в разумном приспособлении до сих пор не определен как одно из оснований для дискриминации. Он обеспокоен также нехваткой информации о «специальных рабочих местах» и программах трудоустройства для инвалидов, в частности лиц с интеллектуальными и психосоциальными расстройствами, и отсутствием прозрачных официальных курсов подготовки, а также поддержки обеспечения разумного приспособления для инвалидов на рабочем месте. 54. Комитет рекомендует государству-участнику предусмотреть в законодательстве определение отказа в разумном приспособлении как одного из оснований для дискриминации в соответствии с Конвенцией, а также перенос бремени доказывания на работодателя. Кроме того, он рекомендует государству-участнику усовершенствовать и стандартизировать имеющуюся систему поддержки обеспечения разумного приспособления на рабочем месте. 55. Комитет рекомендует также государству-участнику руководствоваться Конвенцией при решении задачи 8. 5 целей в области устойчивого развития. Достаточный жизненный уровень и социальная защита (статья 28) 56. Комитет выражает обеспокоенность относительно изменений в подходе к расчету ежемесячного денежного пособия в связи с производственными травмами и инвалидностью, размер которого, как сообщается, был уменьшен по решению Верховного суда.
|
|||
|