|
|||
Эволюционизм ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Заметную роль в развитии позитивистской доктрины сыграл Спенсер. Герберт Спенсер нашел прогресс в природе. В XIX веке влияние дарвинизма было очень велико, и в социологии эволюционизм занял прочные позиции как система взглядов, признающая объективный характер социального развития. СПЕНСЕРГЕРБЕРТ / 1820- 1903 г. г. / Английский мыслитель Г. Спенсер - последователь позитивистских идей 0. Конта, является основателем органической школы в социологии. Суть органической теории: общество рассматривается как единая система взаимодействия факторов и прежде всего природных, и социальных. Все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут Функционировать вне этих связей. На творчество Г. Спенсера большое влияние сказали идеи и труды Ч. Дарвина, Р. Мальтуса, А. Смита. Спенсер сравнивал общество с живым организмом биологическим, он выявил системные принципы, делающие его похожим на биологические системы: 1. Общество, как биологический организм, наращивает массу /численность, населения, материальные ресурсы... / 2. Как и в случае биологической эволюции, рост массы приводят к усложнению структуры. 3. Части общества приходят во все большую зависимость друг от друга. 4. Целое всегда более устойчиво, чем отдельные часта, хотя составляющие его их единицы постоянно меняются / клетки в организме, люди в обществе. / Спенсер уподоблял общество организму, но пытался избежать грубогоредукционизма. Он обращал внимание на существенные отличия социального и биологического организма. Сущность эволюции у Г. Спенсера – в усложнении общества, в усилении его внутренней дифференциации, которая сопровождается ростом интеграционных, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе развития. Общество претерпевает изменение от гомогенности (однородности) к гетерогенности (неоднородности) и этот процесс сопровождается ростом свободы индивидов. Жесткий контроль со стороны общества исчезает и общество начинает все в большей степени обслуживать интересы индивидов.
Обычно в " немецкую классическую философию" включают классические идеалистические системы Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также материализм Фейербаха. В 90 - е годы отдельные отечественные исследователи стали включать в нее также и философское учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Теория марксизма определяющим фактором социального развития считает производительные силы, которые в конечном счете обеспечивают смену общественно-экономических формаций. Стремление соединить эволюцию и революцию и доказать важность такого объединения для поступательного развития общества оказалось несостоятельным. К. Маркс считал, что прогресс возможен только на основе кардинального обновления способа производства. Таким образом, значение эволюционизма состоит в том, что признается объективность развития. История движется неотвратимо вперед, и общество изменяется во времени. Неуклонно и последовательно изменяются социальная структура, институты, нормы, ценности, а, значит, и сам индивид преобразуется со своими интересами, идеалами и ориентациями. Данное направление позволяет определить некоторые тенденции социальной эволюции. Общество движется от простого состояния к более сложному, более структурированному, более дифференцированному. Усложнение социальной структуры одновременно является условием и следствием растущего многообразия запросов, устремлений, убеждений индивидов. Творческая личность с широким кругозором становится основным творцом истории. Она требует раскрепощения своего внутреннего потенциала, стремится к обществу, которое в наибольшей степени может обеспечить свободу.
|
|||
|