Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3.разумная, когда мы пытаемся познать принципы устройства мира на самом деле, т.е. вне человеческого восприятия, объективно. Все попытки познания сводились к трём основным вопросам: о Боге, о душе, о космосе. Пытаясь проникнуть в суть вещей, Кант натыкалс



3. разумная, когда мы пытаемся познать принципы устройства мира на самом деле, т. е. вне человеческого восприятия, объективно. Все попытки познания сводились к трём основным вопросам: о Боге, о душе, о космосе. Пытаясь проникнуть в суть вещей, Кант натыкался на противоречия, решать которые было бессмысленно, ибо нельзя было получить научных ответов на поставленные вопросы. Человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле. Так Кант пришёл к выводу о том, что вещь «сама по себе», (мир, Бог, душа – это тоже «вещи в себе»)вне человеческого восприятия непознаваема.   

Кант является агностиком. Агностицизм – это позиция, провозглашающая непознаваемость мира. Наше познание пригодно для решения практических задач, описания нашего восприятия действительности, но оно бессильно при решении фундаментальных вопросов бытия. Наука – это остров в огромном океане непознаваемости. И поскольку наука весьма ограниченна, то её необходимо дополнить верой. Мы не сможем научно доказать, есть Бог или его нет, но мы можем верить в то, что он существует или не существует. Точно так же мы не можем научно доказать, имеет ли мир границы в пространстве и времени или не имеет, но мы можем верить в то, что он безграничен или, наоборот, имеет пределы. И так обстоит дело со всеми противоречиями.

Говоря о разуме, Кант имел в виду разум теоретический, научный. Но Кант утверждал, что есть ещё разум и практический, такой разум, который направляет поступки людей. А т. к. отношения людей в обществе регулируются моралью, то поэтому Кант исследовал условия моральных поступков людей. Кант сформулировал свой знаменитый категорический императив – всеобщий моральный закон. Императив - это требование, поэтому речь идёт о безоговорочном требовании, без соблюдения которого мораль невозможна.

Первое требование состояло в том, чтобы человек в любой ситуации поступал так, чтобы его поступок смог стать образцом для других! Во-вторых, Кант утверждал: «Человек человеку всегда цель, но никогда – средство! » Категорический императив – это мерило для оценки наших поступков, нравственный закон каждого человека. Особое внимание Кант уделял проблеме долга. Человек по Канту абсолютно свободен, т. е. он может следовать долгу или стремиться к наслаждению и счастью. Свобода существует, иначе общество не знало бы морали и не могло существовать. «Ты должен, значит, ты можешь! » - таков вывод Канта о свободе человека. Но мораль должна быть независима от выгоды, пользы, стремления к удовольствиям! И Кант понимал, что этот его вывод по отношению к человеку несправедлив, т. к. за человек за совершённые нравственные поступки не может получить заслуженного вознаграждения. Значит, приходит к выводу Кант, должен существовать всесильный Бог, который воздаст каждому по заслугам. Если в средние века мораль философы выводили из существования Бога, то у Канта всё наоборот – раз есть в обществе мораль, то должен быть Бог! Соответственно Кант признаёт бессмертие человеческой души: она не должна умирать вместе с телом, т. к. Бог должен оценить жизнь каждого по заслугам и чтобы у каждого человека был шанс исправиться. Ведь бессмертие даёт возможность бесконечного её совершенствования. Таким образом, Кант показал зависимость мира явлений от нашего сознания (в теории познания), но утвердил абсолютную независимость морали.

С Канта началась немецкая классическая философия. Отныне последующие философы не могли не обращаться к его трудам.

Вершина немецкой классики - Г. В. Ф. Гегель. Его главная заслуга - сОздал, на идеалистической основе, всесторонне разработанное учение о законах и категориях диалектики, первый построил систему диалектичес­кой логики.

Гегель стоял на позициях объективного идеализма. Действительность для него – это Дух, проходящий различные стадии своего развития. Т. к. этот дух обнимает собой всё существующее, то его можно считать Абсолютом ( Абсолютной идеей) не имеющим границв своём становлении. Всё вокруг нас – это разные формы проявления этого Духа, его воплощения. Абсолют может познавать, но т. к. Он сам вокруг нас, то Он познаёт самого себя. Гегель определил фазы самопознания Абсолюта: это «бытие-в-себе»; затем «бытие-для-другого» и лишь потом появляется Абсолютная идея –«бытие-в-себе-и-для-себя». Соответственно этим трём фазам становления Абсолюта вся философская система Гегеля делилась на три части: 1. Логика; 2. Философия природы; 3. Философия Духа.

Гегель отождествлял бытие и мышление и, исходя из этого, выделил три основных закона диалектики:

1. закон перехода количественных изменений в качественные;

2. закон единства и борьбы противоположностей;

3. закон отрицания отрицания.

 

С точки зрения диалектики развитие совершается неравномерно, скачками. Происходит накопление количественных изменений, а затем, при переходе границы (меры) происходит качественный скачок. Именно он приводит к появлению нового качества.

Согласно закону единства и борьбы противоположностей источником развития является противоречие внутри самого явления. Любое явление, любой процесс состоит из противоположностей, «полюсов», которые взаимно предполагают друг друга. (например, наследственность и изменчивость, ассимиляция и диссимиляция; рабы и рабовладельцы; ускорение и торможение и т. д. )

Возникшее противоречие разрешается появлением новой стадии процесса, т. е. происходит отрицание предшествующего развития появлением нового. Но развитие на этом не останавливается, вновь возникшее явление опять состоит из противоположностей, которые вновь между собой вступают в противоречие. Это противоречие обостряется и исчезает только в результате нового отрицания, т. е. уничтожения этого противоречия. Так продолжается до бесконечности. Таким способом происходит развитие. Но оно идёт не по прямой линии, а по спирали и описывается в виде триад. Наша мысль, природа, человеческая история, культура –всё может быть описано как закономерная смена трёх ступеней:

тезис-антитезис-синтез.

Тезис – это утверждение чего-либо;

Антитезис – отрицание предыдущего утверждения; Синтез – их объединение.

Систему гегелевской философии иногда кратко выражают фразой: «Всё разумное – действительно, всё действительное – разумно! » Это означает, что законы разума и законы мира совпадают. Т. е. всё, что существует в мире, - не случайно, а является закономерной стадией развития Абсолютной идеи. И наоборот: если что-то разумно, это обязательно осуществиться!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.