|
|||
Лекция 6. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Немецкая классическая философия ( НКФ ). НКФ – это этап философии Нового времени, представленный деятельностью таких мыслителей как Иммануил Кант, Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Иоган Фихте, Фридрих Шеллинг, Огюст Конт, Людвиг Фейербах, Эдуард Гартман, Герберт Спенсер и др. Родоначальник немецкой классики - И. Кант (1724-1804).
1. Иммануил Кант так же как и философы Нового времени рассматривал вопросы о способах познания мира. Его не удовлетворяли попытки объяснить мир лишь с помощью опытов и экспериментов, т. к. опытные данные человек может получать лишь в соответствии с устройством своего ума. По Канту человек воспринимает мир таким, каким он является ему, а собака или слон видят мир совсем иным. Наш ум познаёт предметы по присущим ему правилам и законам. Эти правила человек получает ещё до приобретения всякого опыта, они предшествуют ему. Поэтому Кант разделил все знания на априорные, т. е. (доопытные, фактически врожденные) предшествующие опыту, и апостериорные, т. е. приобретённые опытным путём. Наука должна совмещать в себе оба эти суждения. Как это возможно? Ответ дал Кант, изложив свою теорию познания. Он выделил три основные ступени познания человеком мира: 1. чувственная, когда мы познаём мир на основе наших ощущений. И априорными формами чувственного восприятия мира у человека являются пространство и время. Поэтому математика – первая рациональная наука: геометрия базируется на понятии о пространстве, а алгебра – на последовательности действий. 2. рассудочная, когда мы описываем мир с помощью рассудка, т. е. умозаключений или суждений. Кант каждому виду суждений определил свою категорию. Например, единство, множественность, совокупность и т. д. Они даны нам априорно как схемы и заложены в нашем рассудке, и человек «подгоняет» мир как бы под эти схемы и тем самым формулирует определённые рассудочные теории. Получаются всеобщие законы развития природы, мира; они и есть такие схемы, которые объединяют разные и непохожие друг на друга предметы в мире. Поэтому и естествознание – тоже рациональная наука. Но эти две ступени познания не могут дать человеку объективной картины мира, т. к. человек познаёт мир умом, а ум человека создан самим миром, т. е. природой. Т. е. мир человек может познать настолько, насколько развит его мозг.
|
|||
|