Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Валерий Лейбин 71 страница



 

Я

Я – понятие, используемое в психоанализе для обозначения личности или для характеристики одной из частей, инстанций, сфер человеческой психики. Это двойственное толкование Я находит свое отражение в трудах З. Фрейда. Под Я он понимал как особую психическую инстанцию, так и личность в целом.
Размышления З. Фрейда о Я содержались во многих его работах, включая «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Невроз и психоз» (1924), «Утрата реальности при неврозе и психозе» (1924), «Отрицание» (1925), «Проблема дилетантского анализа» (1926), «Симптом, торможение и страх» (1926), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933), «Конечный и бесконечный анализ» (1937), «Расщепление Я в защитном процессе» (1940), «Очерк о психоанализе» (1940).
Начиная с работы «Я и Оно» (1923), З. Фрейд рассматривал человеческую психику под углом зрения функционирования в ней трех инстанций (сфер, частей, элементов) – Оно, Я и Сверх-Я. Каждая из этих инстанций обладает своей спецификой; каждая выполняет определенные функции, но все три инстанции тесно связаны между собой. Если Оно представляет собой страсти, то Я – олицетворение разума, здравого смысла, благоразумия.
Я – это такая психическая инстанция, которая стремится осуществить контроль над всеми процессами, протекающими в человеческой психике. Его психологическая функция состоит в приведении хода событий в Оно на более высокий уровень. Его конструктивная функция заключается в регулировании между запросом инстинкта и действием. В понимании З. Фрейда «Я руководствуется соображениями безопасности» и использует ощущения беспокойства «как сигнал об опасностях, которые угрожают его целостности».
Ночью деятельность Я ослаблена, но даже ночью Я управляет цензурой сновидения. В бодрственном состоянии человека Я способствует вытеснению его бессознательных влечений, желаний, стремлений. При психоаналитическом лечении Я выступает в качестве сопротивления пациента. Я олицетворяет собой сознание, однако во многих случаях Я оказывается по большей части бессознательным. По выражению основателя психоанализа, «один Бог знает, какая важная часть Я может быть бессознательной и является таковой».
Рассматривая взаимоотношения между Оно и Я, З. Фрейд исходил из того, что Я является измененной частью Оно. В функциональном отношении Я – представитель внешнего мира. Если в своей деятельности Оно руководствуется принципом удовольствия, то Я старается заменить его принципом реальности. Оно – безрассудно. Я характеризуется осмотрительностью.
З. Фрейд сравнивал Я и Оно с тем положением, которое занимает всадник по отношению к коню. Всадник (Я) должен обуздать превосходящего его по силе коня (Оно). Всадник определяет цель, конь дает энергию для движения. В идеале между ними наблюдаются согласованные действия. Однако нередко всаднику не остается ничего иного, как вести коня туда, куда непослушный конь хочет направиться. Я идет на поводу Оно, хотя и полагает, что движение совершается им по собственной воле.
Для З. Фрейда Я является не только частью Оно и представителем внешнего мира в психике человека. В нем не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным. Речь идет о выделении в Я как личности еще одной ступени, инстанции, которую основатель психоанализа назвал Сверх-Я.
В понимании З. Фрейда в онтогенезе, то есть в процессе развития человека, общая картина Я такова. До завершения первого периода детства (примерно до пятилетнего возраста) Я является посредником между Оно и внешним миром, принимает инстинктивные требования Оно, воспринимает от него информацию и использует ее как память, сосредоточивается на самосохранении, занимает защитную позицию от чрезмерных требований Оно и внешнего мира, руководствуется в своих решениях предписаниями модифицированного принципа удовольствия. Затем происходит важная перемена: «Фрагмент внешнего мира, по меньшей мере отчасти, оставляется как объект, и вместо него путем отождествления принимается в Я и, таким образом, становится интегральной частью внутреннего мира». Так, с точки зрения З. Фрейда, возникает новый психический элемент, выполняющий функции, которые ранее возлагались на людей во внешнем мире. Этот психический элемент занимает место родителей, наблюдает за Я и угрожает ему точно так же, как это делали раньше родители. Речь идет о возникновении Сверх-Я.
Я черпает Сверх-Я из Оно. Это Сверх-Я царит над Я как совесть, как бессознательное чувство вины. Сверх-Я противостоит Я как представитель внутреннего мира Оно. Стало быть, конфликты между Я и Сверх-Я отражают противоположность внешнего и внутреннего мира, телесного и психического.
Между Оно, Я и Сверх-Я устанавливаются сложные отношения. Я обороняется от многочисленных требований Оно, направленных на удовлетворение бессознательных желаний человека. Я обороняется также и от укоров карающей совести, то есть от суровых требований Сверх-Я. Но так как ему удается подавить только грубые посягательства со стороны Оно и Сверх-Я, то в Я наблюдаются бесконечные терзания по поводу своего бессилия. Таким образом, Я как бы «не является хозяином в своем собственном доме».
С точки зрения З. Фрейда, Я – это несчастное существо. Я страдает, поскольку подвергается опасностям и испытывает угрозы с трех сторон. Я подвергается воздействию со стороны внешнего мира, сексуальных влечений Оно и суровости Сверх-Я. Это означает, что Я оказывается «слугой трех господ».
Я стремится соотнести свою деятельность с принципом реальности: пытается остаться в добром согласии с аморальным Оно; делает все для того, чтобы ужиться с укорами совести гиперморального Сверх-Я. Движимое Оно, стесненное Сверх-Я и отталкиваемое внешним миром, Я прилагает неимоверные усилия для установления гармонии между силами, воздействующими на него.

Однако часто Я не справляется со своей задачей. Слабое и незрелое Я первого периода детства «необратимо травмируется нагрузками, выпадающими ему в попытках отразить опасности, характерные для этого периода жизни». Прекращение или ослабление связи с внешним миром приводит к возникновению патологического состояния Я. Избыточная сила инстинкта может также повредить Я, разрушить его динамическую организацию. Все это может привести к психическому расщеплению, к образованию двух психических позиций – нормальной, принимающей во внимание действительность, и патологической, под влиянием инстинктов отрывающей Я от действительности. Если вторая позиция становится сильнее, появляются, по мнению З. Фрейда, предпосылки для психоза. Если отношение меняется на противоположное, имеется явное излечение маниакального расстройства.
Я реагирует на исходящие со всех сторон опасности проявлением страха. Так, согласно З. Фрейду, если Я признает свою слабость, то в нем возникает страх – реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно. Стало быть, Я представляет собой очаг страха, способствующего его расщеплению и возникновению психических расстройств. Случаи расщепления Я – это «универсальная особенность неврозов», ведущая к противоположным друг другу двум различным позициям. При неврозе одна из этих позиций относится к Я, а противоположная, подавленная, относится к Оно. В своих попытках защититься Я ищет отречения от части внешней реальности или стремится отвергнуть инстинктивные требования внутреннего мира. Однако его успех не бывает полным и безоговорочным. В конечном счете, как полагал З. Фрейд, «исход всегда лежит в двух противоположных позициях, из которых более слабая, потерпевшая поражение, не меньше, чем другая, ведет к психическим осложнениям».
Терапевтические усилия психоанализа направлены на укрепление силы Я. В процессе психоаналитического лечения выявляются скрытые влечения Оно и строгие требования Сверх-Я. Выявленные с помощью психоаналитической техники бессознательные влечения и требования предстают перед сознанием человека. Тем самым открываются возможности для их осознания.
Психоанализ нацелен на то, чтобы сделать Я более независимым от Оно и Сверх-Я. Поскольку Оно и Сверх-Я являются сосредоточением бессознательного, то их содержание необходимо перевести в сознание. Иными словами, там, где было Оно, должно стать Я. Такова, по словам З. Фрейда, одна из основных задач психоанализа.
Однако само по себе это не приводит к исцелению, поскольку требуется не только осознание бессознательного, но и осуществление таких изменений в Я, благодаря которым оно окажется способным произвести ревизию стратегий разрешения внутрипсихических конфликтов, приведших к заболеванию, и обрести силы для выздоровления, осуществления конструктивных решений настоящих и возможных в будущем конфликтов. Поэтому не менее важной задачей психоаналитической терапии является анализ тех защитных механизмов Я, которые, будучи выстроенными против прежних опасностей, в ходе лечения повторяются в виде сопротивления излечению. Это означает, что в процессе лечения, по выражению З. Фрейда, «терапевтические усилия, подобно маятнику, постоянно раскачиваются от фрагмента анализа Оно к фрагменту анализа Я».
В конечном счете психоаналитическая терапия направлена на обогащение Я человека из его собственных глубин. Психоаналитик стремится к тому, чтобы предоставить Я пациента ранее недоступную ему энергию, которая из-за вытеснения лежит связанной в бессознательном, а также ту энергию, которую его Я непродуктивно растрачивало на поддержание вытеснений и других защитных механизмов. Что касается исхода лечения, то, как считал З. Фрейд, многое зависит от того, насколько прочно и глубоко укоренены сопротивления изменению Я.

Я-ИДЕАЛ – понятие, введенное З. Фрейдом и используемое в психоаналитической литературе для описания внутрипсихического образования, оказывающего воздействие на мышление и поведение человека.
В содержательном отношении трудно провести различие между Я-идеалом и идеалом-Я, поскольку оба понятия оказываются нередко взаимозаменяемыми. В работах З. Фрейда не содержатся какие-либо разъяснения на этот счет. И тем не менее при рассмотрении психических процессов и внутрипсихических конфликтов основатель психоанализа использовал в некоторых работах близкие друг к другу, но все же различные термины – «Я-идеал» (Ichideal) и «идеал-Я» (Idealich).
Термин «Я-идеал» впервые использовался З. Фрейдом в работе «О нарциссизме» (1914), в которой развитие Я соотносилось с отходом от первичного нарциссизма, а опыт всемогущества – с воплощением Я-идеала. Рассматривая возможность взаимоотношений между сексуальным идеалом и Я-идеалом, основатель психоанализа отмечал, что Я невротика беднеет из-за чрезмерной привязанности к объекту и его неспособности приблизиться к идеалу. Невротик ищет пути возвращения к нарциссизму и избирает себе по нарциссическому типу сексуальный идеал, обладающий недосягаемыми для него качествами. В этом случае может иметь место излечение через любовь, которое невротик предпочитает аналитическому излечению.
В этой же работе З. Фрейд высказал мысль о нежелательности смешения образования Я-идеала с сублимированием влечений. По его мнению, тот, кто отказывается от своего нарциссизма во имя высокого Я-идеала, не должен благодаря этому успешно сублимировать свои либидозные влечения. Я-идеал требует от человека такого рода сублимирования, хотя и не может вынудить к совершению его. Это означает, что реализация процесса сублимирования не зависит от того, чем этот процесс вызван. По словам З. Фрейда, «именно у невротиков можно найти самые резкие различия в степени развития «Я-идеала» и сублимирования примитивных либидозных влечений».
Размышления основателя психоанализа о Я-идеале послужили толчком к дальнейшему осмыслению этого феномена. Г. Нюрнберг соотнес идеи З. Фрейда о Я-идеале с идеальным состоянием, в котором свойственное инфантильному периоду развития неорганизованное Я ощущает себя единым целым с Оно. Он исходил из того, что в процессе развития «каждый человек оставляет этот нарциссический идеал, но на самом деле постоянно стремится вернуться к нему, особенно это заметно при некоторых заболеваниях». В случае болезни этот идеал может быть обретен вновь, и тогда, несмотря на свои страдания, пациент чувствует себя «более или менее могущественным и наделенным магическими силами».
С точки зрения некоторых психоаналитиков, Я-идеал является бессознательным нарциссическим образованием, отличающимся от идеала-Я, который представляет собой, по сути дела, психическую инстанцию Сверх-Я. В плане дальнейшего уточнения различий между ними иногда выдвигаются такие представления, в соответствии с которыми Я-идеал включает в себя вовнутрь направленные садистские и агрессивные тенденции, в то время как идеал-Я или Сверх-Я олицетворяет собой внутрипсихическую инстанцию, свидетельствующую о стремлении человека с совершенствованию.
Во избежание возможной путаницы К. Хорни ввела в свои психоаналитические построения представление об идеализированном образе, вбирающем в себя психические содержания, ранее описанные З. Фрейдом в терминах Я-идеала, нарциссизма и Сверх-Я. По ее мнению, идеализированный образ заменяет собой реальную уверенность человека в себе и его реальную гордость, которые в случае заболевания оказываются подмененными невротическим, искусственным раздуванием ощущения своей значимости и могущества.
Связанные с пониманием природы и специфики Я-идеала и идеала-Я терминологические и содержательные тонкости далеко не всегда фиксируются в современной психоаналитической литературе, в результате чего процессы идеализации, самоидеализации, самоотождествления, самовозвеличивания нередко соотносятся исключительно с функциями Сверх-Я.
Я-ЛИБИДО – понятие, использованное З. Фрейдом для описания психических процессов, при которых объектом любви человека становится он сам, а энергетический потенциал бессознательных либидозных влечений переносится с других лиц на его собственную личность.
Понятие «Я-либидо» было введено З. Фрейдом в работе «О нарциссизиме» (1914), в которой он провел различие между нарциссическим и объектным либидо. Он исходил из того, что в процессе своего первоначального развития либидо концентрируется на собственном Я человека, впоследствии большая часть либидозной энергии переносится на объекты, но в зависимости от различных обстоятельств жизни со временем эта энергия может закрепиться на внешних объектах или снова обратиться вовнутрь. В первом случае речь идет об объектном либидо или объект-либидо, во втором – о нарциссическом либидо или Я-ли-би до. «Чем больше расходуется и изживается одно, тем беднее переживаниями становится другое».
С введением различия между Я-либидо и объект-либидо З. Фрейд привлек внимание психоаналитиков к изучению нарциссических заболеваний. При этом он выразил свое понимание развития человека, состоящее в том, что развитие Я связано с отходом от «первичного нарциссизма» посредством перемещения либидо на внешние объекты, любовной привязанности к ним и интенсивным стремлением вернуться к самому себе, стать для себя объектом этих привязанностей, что служит питательной почвой для образования «вторичного нарциссизма». Последующая концентрация либидо на Я становится патогенной и может вызвать процесс, который в дальнейшем своем развитии наблюдается в форме психического заболевания.
В более поздний период своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд ввел в свои концептуальные представления о динамике развития человека понятия влечения к жизни и влечения к смерти. Ранее введенное им понятие Я-либидо не получило своего дальнейшего использования. Однако рассмотренные в контексте Я-либидо идеи о нарциссических заболеваниях привлекли к себе внимание психоаналитиков и, по сути дела, расширили границы практического использования психоанализа при лечении таких видов психических расстройств, которые на начальном этапе становления психоаналитической теории и практики представлялись недоступными и бесперспективными. Во всяком случае представления З. Фрейда о Я-либидо, с необходимостью приведшие к постановке вопроса о специфике нарциссизма и природе нарциссических заболеваний, способствовали возникновению новых направлений исследования в психоанализе и появлению, в частности, предложенного Х. Кохутом системного подхода к психоаналитическому лечению нарциссических личностей.

ЯТРОГЕНИЯ – психическое состояние, характеризующееся болезненными проявлениями, обусловленными общением человека с врачом, который в ряде случаев может оказаться травмирующим фактором, создающим патогенную ситуацию.
На протяжении своей жизни многим людям приходится иметь дело с врачами, проводящими обследование их состояния здоровья, ставящими диагноз, выявляющими причины тех или иных недомоганий, дающими соответствующие рекомендации, выписывающими лекарства, осуществляющими курс лечения. Казалось бы, в силу своей профессии врач должен оказывать благотворное воздействие на обратившегося к нему за помощью человека. Часто именно так и бывает. Однако известны случаи, когда действия врача становятся источником невротизации пациента и приводят к возникновению ятрогенного невроза. По мнению В. Франкла (1905–1977), подчас приходится опасаться врачей, которые «достигли небывалого мастерства в разведении ятрогенных неврозов посредством необдуманных или бездумных высказываний в адрес пациентов, в результате чего мы с полным правом можем говорить о ятрогениях».
Обращение за помощью к врачу может сопровождаться возникновением или усилением у человека страха ожидания самого худшего. Диагноз врача, не оставляющий никакой надежды на излечение пациента или порождающий излишнюю тревожность, может сыграть патогенную роль в образовании невроза. Усиленная непродуманными действиями врача, фиксация пациента на своем болезненном состоянии становится патогенной, способствующей возникновению психического расстройства. Гипертрофированное самонаблюдение, основанное на высказываниях врача о расщеплении личности, шизофренических фантазиях, бредовых идеях и других патологических проявлениях, усугубляет внутренние переживания пациента, который может находить у себя типичные признаки различного рода психических заболеваний, описанных в медицинской литературе.
Психоаналитическое лечение ятрогенных неврозов предполагает прежде всего участливое отношение аналитика и к пациенту, и к его заболеванию. Необходимо предоставить пациенту возможность выговориться с тем, чтобы он смог объективировать симптом и в то же время дистанцироваться от него. По мере осуществления аналитической работы аналитик разъясняет пациенту то, какую роль в возникновении заболевания играет страх ожидания и какое значение имеет гипертрофированное самонаблюдение, способное нарушить бессознательное функционирование психических процессов.

 

Литература

Абрахам К. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо // Психоанализ детской сексуальности. – Спб., 1997, с. 117–153.
Абрахам К. Опыт истории развития либидо на основе психоанализа душевных расстройств // Карл Абрахам. Характер и развитие. – Ижевск, 2007.
Аграчев С. Г., Кадыров И. М. Психоанализ и психоаналитическая терапия // Основные направления современной психотерапии. – М., 2000, с. 75–98.
Адлер А. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результаты // А. Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995, с. 19–38.
Адлер А. Индивидуальная психология и психоанализ // А. Адлер. Наука жить. – Киев, 1997, с. 251–271.
Адлер А. О нервическом характере. – СПб., 1997.
Адлер А. Понять природу человека. – СПБ., 1997.
Адлер А. Психический гермафродитизм и мужской протест – центральная проблема нервных заболеваний // А. Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995, с. 38–47.
Анзье Д. Парадоксальный трансфер. От парадоксальной коммуникации к негативной терапевтической реакции // Французская психоаналитическая школа. Под ред. А. Жибо, А. В. Россохина. – М., 2005, с. 206–226.
Анзье Д. Пленка сновидения // Современная теория сновидений. Сборник. – М., 1999, с. 203–221.
Бион У. Р. Нападения на связи // Журнал практической психологии и психоанализа, № 1, 2008.
Балинт М. Изменение терапевтических целей и техник в психоанализе // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 131–141.
Бинсвангер Л. Фрейд и Конституция клинической психиатрии // Л. Бинсвангер. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. – М., СПб., 1999, с. 162–181.
Бинсвангер Л. Фрейдовская концепция человека в свете антропологии // Л. Бинсвангер. Бытие в мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. – М., СПб., 1999, с. 135–161.
Бистер В. О новом понимании шизофренических психозов // Энциклопедия глубинной психологии. Т. II. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. – М., 2001, с. 3 – 27.
Брейер Й. Фрейлен Анна О. // З. Фрейд. Собрание сочинений в 26 томах. Т. 1. Исследования истерии. – СПб., 2005, с. 39–70.
Бреннер Ч. Сновидения в клинической психоаналитической работе // Современная теория сновидений. Сборник. – М., 1999, с. 73–92.
Валь Г. Теория нарциссизма // Ключевые понятия психоанализа. Под ред. В. Мертенса. – СПб., 2001, с. 85–93.
Верморель А. Вытеснение и расщепление в истерии // Уроки французского психоанализа. Под ред. П. В. Качалова, А. В. Рассохина. – М., 2007, с. 123–134.
Винникотт Д. В. Использование объекта // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 447–454.
Винникотт Д. В. Переходные объекты и переходные явления: исследование первого «не-я» – предмета // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 186–200.
Винникотт Д. В. Пигля: отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. – М., 1999.
Винникотт Д. Судьба переходного объекта // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. Под общей ред. М. В. Ромашкеви-ча. – М., 2005, с. 393–399.
Гаддини Е. По ту сторону инстинкта смерти: проблемы психоаналитического исследования агрессии // Психоанализ в развитии. – Екатеринбург, 1998, с. 108–127.
Гамбургер А. Перенос и контрперенос // Ключевые понятия психоанализа. Под ред. В. Мертенса. – СПб., 2001, с. 240–246.
Гартманн Х., Крис Э., Лёвенштейн Р. М. Заметки по теории агрессии // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 107–130.
Гемайл Дж. Некоторые размышления по поводу аналитического выслушивания и экрана сновидения // Современная теория сновидений. Сборник. – М., 1999, с. 187–201.
Гилл М. М. Психоанализ и исследовательская психотерапия // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 201–219.
Грин А. и др. Терапевтические отношения в психоанализе. – М., 2007.
Гринберг Л., Сор Д., Табак де Бьянчеди Э. Введение в работы Био-на: Группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика. – М., 2007.
Гринсон Р. Исключительное поведение сновидения в психоаналитической практике // Современная теория сновидений. Сборник. – М., 1999, с. 93 – 127.
Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. – Воронеж, 1994.
Гуч Дж. Психоаналитическая техника с точки зрения У. Биона // Психоаналитический вестник, № 18, 2007, с. 105–114.
Джонс Э. Значение деда в судьбе отдельного человека // Психоанализ детской сексуальности. – СПб., 1977, с. 207–213.
Жибо А. Проекция в анализе // Уроки французского психоанализа. Под ред. П. В. Качалова, А. В. Рассохина. – М., 2007, с. 256–278.
Жибо А. Символизация и психоз. О посреднической функции образа в индивидуальной психоаналитической психодраме // Уроки французского психоанализа. Под ред. П. В. Качалова, А. В. Рассохина. – М., 2007, с. 505–534.
Зеленский В. В. Аналитическая психология: Словарь. – Спб., 1966.
Калина Н. Ф. Основы психоанализа. – Киев, Москва, 2001.
Кан М. Психология сновидений и развитие психоаналитического метода // Современная теория сновидений. Сборник – М., 1999, с. 45–70.
Келер Л. Психология самости // Ключевые понятия психоанализа. Под ред. В. Мертенса. – СПб., с. 93–98.
Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М., 1998.
Кернберг О. Отношения любви. Норма и патология. – М., 2000.
Кернберг О. Пограничная организация личности // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 349–381.
Кернберг О. Психоаналитические теории объектных отношений // Ключевые понятия психоанализа. Под ред. В. Мертенса. – СПб., 2001, с. 78–84.
Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. – М., 2000.
Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. – СПб., 1997.
Кляйн М. Любовь, вина и репарация // М. Кляйн. Психоаналитические труды. Т. 2. – М., 2007.
Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии. Сборник переводов. – Екатеринбург, 1999, с. 59 – 107.
Кляйн М. Развитие одного ребенка // Воспитание детей и психоанализ. Сборник. – М., Киев, 2000, с. 17–90.
Кляйн М. Симпозиум по детскому анализу // М. Кляйн. Психоаналитические труды. Т. 1. – М., 2007.
Кохут Х. Анализ самости. Систематический подход к лечению нар-циссических нарушений личности. – М., 2003.
Кохут Х. Восстановление самости. – М., 2002.
Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 282–299.
Кохут Х. Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности: опыт систематического подхода // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 409–429.
Крис А. Свободные ассоциации. Метод и процесс. – М., 2007.
Крис Э. О проблемах достижения инсайта в психоанализе // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 238–253.
Куртис Х. Принципы психоаналитической психотерапии // Психоаналитический вестник. – 1999, № 1(7), с. 154–161.
Кутер П. Современный психоанализ. – СПб., 1997.
Кэхеле Х., Томэ Г. Современный психоанализ: исследования. Случай Амалии Икс. – СПб., 2001.
Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). – М., 1998.
Лакан Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). – М., 1999.
Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте // Ж. Лакан. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). – М., 1999, с. 508–516.
Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. – М., 1995.
Лапланш Ж., Понталис Ж. -Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.
Лапланш Ж., Понталис Ж. -Б. Первофантазм. Фантазм первоначал. Первоначало фантазма // Французская психоаналитическая школа. Под ред. А. Жибо, А. В. Россохина. – М., 2005, с. 244–273.
Лебовиси С. Объектные отношений у ребенка. Генетическое исследование объектных отношений // Французская психоаналитическая школа. Под ред. А. Жибо, А. В. Россохина. – М., 2005, с. 461–483.
Лейбин В. М. Классический психоанализ: история, теория, практика. – М., Воронеж, 2001.
Лейбин В. М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Т. 1–2. – М., 2006.
Лейбин В. М. Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. – М., 2008.
Лейбин В. М. Эдипов комплекс: инцест и отцеубийство. – М., Воронеж, 2000.
Лейцингер-Болебер М., Грюнциг-Зеебруннер. Фокусная терапия – экстренное вмешательство – психоаналитическая консультация // Ключевые понятия психоанализа. Под ред. В. Мертенса. – СПб., 2001, с. 246–251.
Лёвальд Г. В. О терапевтической работе психоанализа //Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 300–327.
Лёвенштейн Р. М. Проблема интерпретации // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 147–156.
Лоренцер А. Археология психоанализа: интимность и социальное страдание. – М., 1966.
Лэйнг Р. Расколотое «я». – СПб., 1995.
Люрссен Э. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. II. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. – М., 2001, с. 134–198.
Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. – М., 1998.
Малер М., Мак-Девитт Д. Процесс сепарации-индивидуации и формирования идентичности // Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. Под общей ред. М. В. Ромашкевича. – М., 2005, с. 158–172.
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда. – Киев, 1995.
Мать, дитя, клиницист (Новое в психоаналитической терапии). – М., 1994.
Мертенс В. Эдипов комплекс // Ключевые понятия психоанализа. Под ред. В. Мертенса. – СПб., 2001, с. 162–172.
Нюнберг Г. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. – М., 1999.
Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. – Минск, 1994.
Понталис Ж. -Б. Сновидение как объект // Современная теория сновидений. Сборник. – М., 1999, с. 159–178.
Психоанализ. Популярная энциклопедия. М., 1998.
Психоаналитические термины и понятия: Словарь. Под ред. Б. Э. Мура и Б. Д. Файта. – М., 2000.
Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. – СПб., 1995.
Ракер Х. К проблеме контрпереноса // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований. – М., 2005, с. 262–291.
Россохин А. В. Коллизии современного психоанализа: от конфронтации подходов к их динамическому взаимодействию (эволюция теории аналитической техники) // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 23–77.
Руткевич А. М. Психоанализ: Курс лекций. – М., 1977.

Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. – М., СПб., 1999.
Саммерс Ф. За пределами самости. Модель объектных отношений в психоаналитической терапии. – М., 2007.
Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. – М., 2007.
Сартр Ж. -П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. – М., 2000.
Соколов Э. В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. – СПб., 1998.
Спотниц Х. Современный психоанализ шизофренического пациента // Психоаналитический вестник. – 1999, № 1(7), с. 81 – 106.
Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. – М., 1999.
Столороу Р., Этвуд Дж. Психоаналитическая феноменология сновидения // Современная теория сновидений. Сборник. – М., 1999, с. 307–328.
Стрэчи Дж. Характер терапевтической работы в психоанализе // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., с. 81 – 106.
Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. – М., 2007.
Тауск В. К психологии детской сексуальности // Воспитание детей и психоанализ. Сборник. – М., Киев, 2000, с. 255–272.
Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. 1. Теория. – М., 1996.
Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. 2. Практика. – М., 1996.
Тэхкэ В. Психика и ее лечение: психоаналитический подход. – М., 2001.
Фейрбейрн Р. Д. Конспект по теории объектных отношений // Психоаналитический вестник, № 18, 2007, с. 37–39.
Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. – М., 2004.
Ференци Ш. Активность в технике ассоциирования // Ш. Ферен-ци. Теория и практика психоанализа. – М., СПб., 2000, с. 273–281.
Ференци Ш. Интроекция и перенесение // Ш. Ференци. Теория и практика психоанализа. – М., СПб., 2000, с. 8 – 44.
Ференци Ш. К вопросу о психоаналитической технике // Ш. Ферен-ци. Теория и практика психоанализа. – М., СПб., 2000, с. 240–251.
Ференци Ш. К определению понятия интроекции // Ш. Ференци. Теория и практика психоанализа. – М., СПб., 2000, с. 45–47.
Ференци Ш. Маленький петушатник // Психоанализ детской сексуальности. – СПб., 1977, с. 214–222.
Фонда П., Йоган Э. Развитие психоанализа в последние десятилетия // Психоанализ в развитии. Сборник переводов. – Екатеринбург, 1998, с. 128–147.
Франкл В. Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии // В. Франкл. Доктор и душа. – СПб., 1997, с. 11 – 149.
Франкл В. Психотерапия и религия // В. Франкл. Основы логоте-рапии, Психотерапия и религия. – СПб, 2000, с. 217–286.
Франкл В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию // В. Франкл. Доктор и душа. – СПб., 1997, с. 151–279.
Фрейд А. Введение в детский психоанализ // Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., 1997, с. 173–215.
Фрейд А. Норма и патология детского развития // Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., 1997, с. 217–364.
Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.
Фрейд З. Автобиография // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992, с. 91 – 148.
Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 273–369.
Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 138–174.
Фрейд З. Будущее одной иллюзии // З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992, с. 17–64.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 2007.
Фрейд З. Воспоминание, воспроизведение и переработка // З. Фрейд.
Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 100–108.
Фрейд З. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 176–211.
Фрейд З. Гибель эдипова комплекса // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 543–549.
Фрейд З. Две статьи для энциклопедии // Психоаналитический вестник, № 16, 2996, с. 17–41.
Фрейд З. Добывание и покорение огня // Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа. – Львов, М., 1998, с. 57–62.
Фрейд З. Достоевский и отцеубийство // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 285–294.
Фрейд З. Жуткое // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 265–281.
Фрейд З. Заключение факультета на процессе Хальсманна // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 337–338.
Фрейд З. Замечания о «любви в перенесении» // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 120–131.
Фрейд З. Заметки из ранней истории психоаналитической техники // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 148–150.
Фрейд З. Заметки об одном случае невроза навязчивости // З. Фрейд. Знаменитые случаи из практики. – М., 2007, с. 371–444.
Фрейд З. Из истории одного детского невроза // Человек-Волк и Зигмунд Фрейд. – Киев, 1996, с. 156–239.
Фрейд З. Интерес к психоанализу // З. Фрейд. Избранное. – Ростов-на-Дону, 1998, с. 5 – 42.
Фрейд З. К истории психоаналитического движения // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992, с. 149–200.
Фрейд З. Конечный и бесконечный анализ // «Конечный и бесконечный анализ» Зигмунда Фрейда. – М., 1998, с. 15–59.
Фрейд З. Конструкции в анализе // З. Фрейд. Избранное. – Ростов-на-Дону, 1998, с. 157–176.
Фрейд З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М., 1994, с. 15–28.
Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «я» // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992, с. 256–324.
Фрейд З. Мы и смерть // З. Фрейд. Мы и смерть. По ту сторону принципа удовольствия. С. Рязанцев. Танатология – наука о смерти. – СПб., 1994, с. 13–25.
Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды // З. Фрейд. Психологические этюды. – М., 1912, с. 5 – 16.
Фрейд З. Недовольство культурой // З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992, с. 65 – 134.
Фрейд З. Неизбежна ли война? Письмо Альберту Эйнштейну // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992, с. 325–337.
Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М., 1994, с. 29–34.
Фрейд З. Некоторые психические следствия анатомического различия полов // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 549–558.
Фрейд З. Некоторые типы характеров из психоаналитической практики // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 238–250.
Фрейд З. О введении в лечение // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 78–95.
Фрейд З. О «диком» психоанализе // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 72–77.
Фрейд З. О динамике «перенесения» // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 113–120.
Фрейд З. О нарциссизме // З. Фрейд. Либидо. – М., 1996, с. 99 – 117.
Фрейд З. О психоанализе // З. Фрейд. Я и Оно. – М., Харьков, 1998, с. 311–362.
Фрейд З. О психотерапии истерии // З. Фрейд. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. – М., 1991, с. 39–90.
Фрейд З. О типах невротических заболеваний // Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. – М., 2000, с. 145–152.
Фрейд З. Основные принципы психоанализа. – М., Киев, 1998.
Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 20 – 128.
Фрейд З. Отрицание // Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. Ж. Делез. Представление Захер-Мазоха. З. Фрейд. Работы о мазохизме. – М., 1996, с. 363–371.
Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // З. Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992, с. 201–255.
Фрейд З. Практическое применение снотолкования в психоанализа // Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. – М., 2000, с. 225–229.
Фрейд З. Психоанализ и телепатия // З. Фрейд…К непознанным психическим силам. – М., 1993, с. 30–41.
Фрейд З. Психоаналитические заметки об одном автобиографически описанном случае паранойи (dementia paranoides) // З. Фрейд. Знаменитые случаи из практики. – М., 2007, с. 445–516.
Фрейд З. Проблема дилетантского анализа // З. Фрейд. Избранное. – Ростов-на-Дону, 1998, с. 43 – 156.
Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // З. Фрейд. Психология бессознательного. – М., 1989, с. 202–309.
Фрейд З. Пути психоаналитической терапии // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 140–148.
Фрейд З. Размышления о войне и смерти // Архетип, 1995, № 2, с. 17–24.
Фрейд З. «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений // Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. Ж. Делез. Представление Захер-Мазоха. З. Фрейд. Работы о мазохизме. – М., 1996, с. 317–348.
Фрейд З. Семейный роман невротиков // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 135–137.
Фрейд З. Скорбь и меланхолия // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 252–259.
Фрейд З. Советы врачам при психоаналитическом лечении // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 131–140.
Фрейд З. Сопротивление против психоанализа // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 525–535.
Фрейд З. Страх // З. Фрейд. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. – Минск, 1998, с. 241–321.
Фрейд З. Толкование сновидений // З. Фрейд. Сон и сновидения. – М., 1997, с. 13 – 490.
Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии // Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. – Минск, 1998, с. 323–491.
Фрейд З. Три статьи по теории сексуальности // З. Фрейд. Либидо. – М., 1996, с. 19–98.
Фрейд З. Фетишизм // Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. Ж. Делез. Представление Захер-Мазоха. З. Фрейд. Работы о мазохизме. – М., 1992, с. 372–379.
Фрейд З. Фрагмент анализа истерии (История болезни Доры) // З. Фрейд. Избранное. – Ростов-на-Дону, 1998, с. 177–336.
Фрейд З. Формулировка двух принципов психического процесса // Зигмунд Фрейд и психоанализ в России. – М., 2000, с. 236–243.
Фрейд З. Характер и анальная эротика // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, с. 151–155.
Фрейд З. Художник и фантазирование // З. Фрейд. Художник и фантазирование. – М., 1995, с. 129–134.
Фрейд З. Человек Моисей и монотеистическая религия // З. Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. – М., 1992, с. 135–256.
Фрейд З. Что ждет в будущем психоаналитическую терапию // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1977, с. 63–72.
Фрейд З. Экономическая проблема мазохизма // Венера в мехах. Л. фон Захер-Мазох. Венера в мехах. Ж. Делез. Представление Захер-Мазоха. З. Фрейд. Работы о мазохизме. – М., 1992, с. 349–364.
Фрейд З. «Я» и «Оно» // З. Фрейд. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. – Тбилиси, 1991, с. 351–392.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1995.
Фромм Э. Душа человека // Э. Фромм. Душа человека. – М., 1992, с. 13 – 108.
Фромм Э. Забытый язык // Э. Фромм. Душа человека. – М., 1992, с. 179–298.
Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. – М., 1995, с. 273–596.
Фромм Э. Из плена иллюзий // Э. Фромм. Душа человека. – М., 1992, с. 299–374.
Фромм Э. Искусство любить // Э. Фромм. Душа человека. – М., 1992, с. 109–178.
Фромм Э. Кризис психоанализа // Э. Фромм. Кризис психоанализа. – СПб., 2000, с. 7 – 36.
Фромм Э. Психоанализ и религия // Э. Фромм. Иметь или быть? – М., 1990, с. 217–308.
Фромм Э. Революция надежды // Э. Фромм. Психоанализ и этика. – М., 1993, с. 217–343.
Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.
Хайманн П. О контрпереносе // Антология современного психоанализа. Т. 1. – М., 2000, с. 142–146.
Хайманн П. Контрперенос // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований (1949–1999 гг. ). – М., 2005, с. 248–261.
Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации. – М., 2003.
Хензелер Х. Вклад психоанализа в проблему суицида // Энциклопедия глубинной психологии. Т. II. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. – М., 2001, с. 88 – 102.
Хензелер Х. Теория нарциссизма // Энциклопедия глубинной психологии. Т. I. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. – М., 1998, с. 463–482.
Хиншелвуд Р. Словарь кляйнинского психоанализа. – М., 2007.
Холдер А. Эдипов комплекс // Энциклопедия глубинной психологии. Т. I. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. – М., 1998, с. 613–620.
Холл Р. Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга. – М., Киев, 1998.
Хорни К. Наши внутренние конфликты // К. Хорни. Собр. соч. в 3 т. Т. 3. – М., 1997, с. 6 – 234.
Хорни К. Невроз и развитие личности // К. Хорни. Собр. соч. в 3 т. Т. 3. – М., 1997, с. 235–684.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени // К. Хорни. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. – М., 1997, с. 272–488.
Хорни К. Новые пути в психоанализе // К. Хорни. Собр. соч. в 3 т. Т. 2. – М., 1997, с. 4 – 279.
Хорни К. О развитии комплекса кастрации у женщин // К. Хорни. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. – М., 1997, с. 16–34.
Хорни К. Проблема женского мазохизма // К. Хорни. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. – М., 1997, с. 217–239.
Хорни К. Самоанализ // К. Хорни. Собр. соч. в 3 т. Т. 2. – М., 1997, с. 282–535.
Хорни К. Сдержанная женственность. Вклад психоанализа в понимание проблемы фригидности // К. Хорни. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. – М., 1997, с. 54–68.
Цизе П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии. Т. I. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. – М., 1998, с. 344–364.
Человек-Волк. Мои воспоминания о Зигмунде Фрейде // Человек-Волк и Зигмунд Фрейд. – Киев, 1996, с. 139–155.
Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. – М., 1991.
Шнейдер-Хенн К. Детский психоанализ // Ключевые понятия психоанализа. Под ред. В. Мертенса. – СПб., 2001, с. 265–273.
Шпильрейн С. Н. Деструкция как причина становления // В. И. Ов-чаренко, В. М. Лейбин. Антология российского психоанализа. Т. I. – М., 1999, с. 119–145.
Шпиц Р., Коблинер У. Первый год жизни. – М., 2006.
Шпитц Р. Психонализ раннего детского возраста. М., 2001.
Штекель В. Исходы психоаналитического лечения // Ассаджиоли Р. и др. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. – М., 1996, с. 47–62.
Штекель В. Причины нервности. Новые взгляды на ее возникновение и предупреждение. – М., 1912.
Штекель В. Что на душе таится. – Одесса, 1912.
Штольце Г. Эдипова ситуация, эдипов конфликт, эдипов комплекс // Энциклопедия глубинной психологии. Т. I. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. – М., 1998, с. 621–627.
Эленбергер Г. Открытие бессознательного: история и эволюция динамической психиатрии. Часть I. – СПб., 2001; Часть II. – СПб., 2004.
Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. – М., 1996.
Эротический и эротизированный перенос. Под общей ред. М. В. Ромашкевича. – М., 2002.
Этчегоен Г. Контрперенос // Эра контрпереноса: Антология психоаналитических исследований. – М., 2005, с. 71 – 147.
Юнг К. Г. Архетипы коллективного бессознательного // К. Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуации. – М., 1996, с. 139–154.
Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. – Киев, 1994.
Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб., 1994.
Юнг К. Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное // К. Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуации. – М., 1996, с. 121–132.
Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // К. Г. Юнг. Архетип и символ. – М., 1991, с. 95 – 128.
Юнг К. Г. Об архетипе и в особенности о понятии Анима // К. Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуации. – М., 1996, с. 17–29.
Юнг К. Г. Общие аспекты психоанализа // К. Г. Юнг. Критика психоанализа. – Спб., 2000, с. 172–191.
Юнг К. Г. Понятие коллективного бессознательного // К. Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуации. – М., 1996, с. 10–17.
Юнг К. Г. Проблемы современной психотерапии // К. Г. Юнг. Практика психотерапии. – СПб., М., 1998, с. 65–88.
Юнг К. Г. Психологические аспекты архетипа матери // К. Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуации. – М., 1996, с. 30–51.
Юнг К. Г. Сознание, бессознательное и индивидуация // К. Г. Юнг. Структура психики и процесс индивидуации. – М., 1996, с. 197–207.
Юнг К. Г. Теория психоанализа // К. Г. Юнг. Критика психоанализа. – СПб., 2000, с. 8 – 171.
Юнг К. Г. Цели психотерапии // К. Г. Юнг. Практика психотерапии. – СПб., М., 1998, с. 46–64.
Якоби М. Встреча с аналитиком. Феномен переноса и человеческие отношения. – М., 2007.
Якобс Д., Дэвис П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующего консультирования. – СПб., 1997.
Яппе Г. Развитие фрейдовского понятия Я // Энциклопедия глубинной психологии. Т. I. Зигмунд Фрейд. Жизнь. Работа. Наследие. – М., 1998, с. 433–462.
Advances in the Self Psychology. Ed. by A. Goldberg. N. Y., 1980.
Bacal H., Newman K. Theories of Object Relations. Bridges to Self Psychology. N. Y., 1990.
Bion W. R. Elements of Psychoanalysis. London, 1963.
Blanck G., Blanck R. Ego Psychology. N. Y., 1974.
Brenner C. Psychoanalytic Technique and Psychic Conflict. N. Y., 1976.
Defence and Resistance. Historical Perspective and Current Concepts. Ed. by H. P. Blum. N. Y., 1985.
Dorpart T. L. Denial and Defense in the Therapeutic Situation. N. Y., 1985.
Etchegoyen R. H. Fundamentals of Psychoanalytic Technique. London, 1991.
Fairbairn W. R. D. An Object-Relations Theory of the Personality. N. Y., 1954.
Farrel B. The Standing of Psychoanalysis. – Oxford etc., 1981.
Fisher S., Greenberg R. The Scientific Credibility of Freud's Theories. – N. Y., 1977.
Gedo J. E. Advances in Clinical Psychoanalysis. N. Y., 1981.
Gedo J., Goldberg A. Models of the Mind. Chicago, 1973.
Gill M. M. Topography and Systems in Psychoanalytic Theory. N. Y., 1963.
Greenberg J. R., Mitchell S. A. Object Relations in Psychoanalytic Theory. Cambridge, 1983.
Greenspan S. I., Pollock G. H. (eds). The Course of Life. Psychoanalytic Contributions toward Understanding Personality Development. Washington, vol. I, 1980; vol. II, 1980; vol. III, 1981.
Grotstein J. S. Splitting and Projective Identification. N. Y., 1981.
Grunbaum A. The Foundations of Psychoanalysis. A Philosophical Critique. Berkley, Los Angeles, London, 1984.
Guntrip H. Schizoid Phenomena, Object-Relations and the Self. London, 1968.
Hartmann H. Essays in Ego Psychology. N. Y., 1964.
Jacobson E. The Self and the Object World. N. Y., 1964.
Klein G. S. Psychoanalytic Theory. An Exploration of Essential. N. Y., 1976.
Klein M., Heimann P., Isaacs S., Riviere J. (eds. ). Developments in Psychoanalysis. London, 1952.
Laplanche J., Pontalis J. B. The Language of Psychoanalysis. London, 1983.
Loewenstein R. V., Newman L. M., Schur M., Solnit A. J. (eds). Psychoanalysis – A General Psychology. N. Y., 1966.
Luborsky L. Principles of Psychoanalytic Psychotherapy. A Manual for Supportive-Expressive Treatment. N. Y., 1984.
Mahler M. S. On Human Symbiosis and the Vicissitudes of Individuation. N. Y., 1968.
Meissner W. W. Internalization in Psychoanalysis. N. Y., 1981.
Modell A. H. Psychoanalysis in a New Context. N. Y., 1984.
New Ideas in Psychoanalysis. Ed. by C. F. Settlage, R. Brockbank. Hills-dale, N. J., 1985.
Object and Self. Ed. by S. Tuttman, C. Kaye, M. Zimmerman. N. Y. 1981.
Ogden T. Projective Identification and Psycho-therapeutic Technique. N. Y., 1982.
Peterfreund E. The Process of Psychoanalytic Therapy. Models and Strategies. Hillsdale, N. J., 1983.
Reflections on Self Psychology. Ed. by J. Lichtenberg, S. Kaplan. Hills-dale, N. J., 1983.
Schafer R. A New Language for Psychoanalysis. New Haven, 1976.
Schlesinger N., Robbins F. P. A Developmental View of the Psychoanalytic Process. N. Y., 1983.
Stern D. N. The Interpersonal World of the Infant. N. Y., 1985.
The Complete Letters Sigmund Freud to Wilhelm Fliess 1887–1904. Translated and by J. M. Masson. – Cambridge and London, 1985.
The Future of Psychoanalysis. Ed. by A. Goldberg. N. Y., 1983.
Wallerstein R. Psychotherapy and Psychoanalysis. N. Y., 1975.
Wurmser L. The Mask of Shame. A Psychoanalytic Study of Shame Affects and Shame Conflicts. Baltimore, 1984.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.