Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Валерий Лейбин 55 страница



СКУКА – психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности.

Состояние скуки может возникать как в результате внешних ограничений, связанных с монотонной работой и изоляцией от людей, так и в силу внутренней опустошенности, пресыщенности жизнью и неспособности к эмоциональным переживаниям, вызывающим радость, восторг, желание к осуществлению активной деятельности. Скука становится неотъемлемой частью жизни многих людей, не испытывающих удовольствие ни от работы, ни от развлечений. Увеличение свободного времени ведет к тому, что многие не знают, что делать с ним и как занять себя. Не все из них обращаются за помощью к психоаналитику, но состояние скуки часто сопровождается такими болезненными проявлениями, что скучающие люди являются потенциальными пациентами. Не случайно некоторые психоаналитики стали обращать особое внимание на проблему скуки. Одним из первых, кто приступил к осмыслению данного феномена, был О. Фенихель, опубликовавший работу «О психологии скуки» (1934). Несколько десятилетий спустя к рассмотрению данной проблемы обратился Э. Фромм, считавший, что «человек – единственное животное, которое может скучать». Размышления о скуке нашли отражение в таких его работах, как «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) и других.
Исследуя феномен скуки в работе «Анатомия человеческой деструктивности», Э. Фромм (1900–1980) выделил три категории лиц: не знающие скуки – способные продуктивно реагировать на стимулирующие раздражения; хронически скучающие – постоянно нуждающиеся в дополнительном стимулировании и в вечной смене раздражителей; больные – которых невозможно ввести в состояние возбуждения нормальным раздражителем. Для хронически скучающих и больных людей скука связана с неудовлетворением, испытываемым ими по отношению к жизни. В первом случае люди «обречены на хроническую скуку, но поскольку они умеют ее компенсировать, они ее не осознают». Во втором случае люди время от времени «остро осознают свое душевное состояние, но часто они даже не понимают, что больны». Отличие между ними состоит в том, что хронически скучающие люди способны на реакцию, если скука будет компенсирована, в то время как скука больных не компенсируется. И в том, и в другом случае люди страдают от недостатка продуктивности. Однако, как считал Э. Фромм, в первом случае с помощью соответствующих раздражителей можно избавиться от скуки (но не от причины ее возникновения), а во втором случае «невозможно освободиться даже от ее симптомов».
Осуществленное Э. Фроммом различие относится не только к типологии людей, но и к смысловому употреблению слова «скучный». Человек может изнывать от скуки в определенной ситуации, говоря, например, что ему скучно и неинтересно находиться в данной компании.
Но человек может быть скучным сам по себе в силу структуры своего характера и тогда он является скучным как личность. Такой скучный человек неинтересен и безрадостен, в нем нет ощущения жизненности. «Многие люди готовы признаться, что испытывают скуку (что им скучно); но вряд ли кто согласился бы, чтобы его назвали скучным».
По мнению Э. Фромма, хроническая скука представляет собой одну из патологий современного общества. Большинство людей не являются тяжелобольными, но все они страдают в легкой форме недостатком продуктивности. Если такие люди не находят каких-либо способов стимулирования, то они постоянно скучают. Создается впечатление, что главной целью человека становится попытка «убежать от собственной скуки». Для достижения этой цели используются различные средства сиюминутного возбуждения, включая всевозможные развлечения, алкоголь, наркотики, секс. Однако все это не затрагивает творческие способности и психические возможности человека, поскольку на глубинном, бессознательном уровне он все равно пребывает в скуке. Так, когда терапевт спросил одного из своих пациентов, имевшего большой успех у девушек, не спасает ли его от скуки секс, то тот ответил: «Секс – тоже скука, но не в такой мере, как все остальное».
С точки зрения Э. Фромма, следствием «некомпенсированной скуки» могут быть насилие и деструктивность. В пассивной форме они проявляются в том, что человеку нравится узнавать о преступлениях и катастрофах, смотреть по телевизору сцены кровавых убийств и жестоких драк. В активной форме удовольствие достигается путем садистского и деструктивного поведения. Мотивом некоторых убийств становится именно скука, потребность увидеть какие-то нестандартные ситуации и прекратить монотонность повседневной жизни.
Э. Фромм высказал убеждение, согласно которому «скука – одна из величайших мук». Ад представлялся ему тем местом, где царит вечная скука. Люди предпринимают значительные усилия, чтобы избежать скуки, мечутся из стороны в сторону, хватаются то за одно, то за другое, так как не могут переносить скуку. Если же человек имеет «свой» невроз и «своего» психоаналитика, то это дает ему возможность скучать меньше. Даже если человек испытывает тревогу, беспокойство, какие-то неприятные ощущения, то и это годится, поскольку подобное состояние «зачастую оказывается способом избежать скуки».
Наряду с другими депрессивными состояниями пациентов состояние скуки становится объектом исследовательского и терапевтического интереса многих психоаналитиков. Данная проблематика нашла свое отражение, в частности, в статьях А. Эсмена «Некоторые размышления о скуке» (1979) и М. Уанга «Некоторые психоаналитические соображения по поводу скуки» (1979).
Обращая внимание на проблему скуки, некоторые аналитики, в частности Э. Фромм и В. Франкл, напомнили актуальность высказывания немецкого философа ХIХ столетия А. Шопенгауэра о том, что человечество обречено вечно пребывать между двумя крайностями желания и скуки. По их мнению, проблема скуки становится все более насущной. Как заметил В. Франкл, «скука сегодня ставит перед нами – и пациентами, и психиатрами – больше проблем, чем желания и даже так называемые сексуальные желания».

СМЕЩЕНИЕ (СДВИГ) – процесс отделения и перемещения энергии с одного представления на другое.
Для З. Фрейда смещение означало способность внутренней энергии к изменению, переходу от одних представлений к другим. Такое понимание смещения нашло отражение в его размышлениях о нейронах, первичных энергетических процессах, распределении энергии, что имело мест, в частности, в неопубликованной при жизни работе «Проект научной психологии» (1895).
В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд рассмотрел смещение в качестве одного из бессознательных процессов, благодаря которым осуществляется работа сновидения, то есть перевод скрытых мыслей сновидения в его явное содержание. По его мнению, процесс смещения осуществляется посредством цензуры и является одним из важных средств искажающей деятельности сновидения. «Результатом этого смещения является то, что содержание сновидения не походит по своему существу на мысли, скрывающиеся за ним, и то, что сновидение отражает лишь искажение жизни в бессознательном».
В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд уточнил, каким образом проявляется смещение в сновидениях. Его проявление осуществляется двояко: во-первых, какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а намеком, то есть чем-то отдаленным; во-вторых, психический акцент смещается с важного, существенного элемента на не важный, не существенный, в результате чего в сновидении возникает другой центр и само сновидение может казаться странным. Намек смещения в сновидении связан с замещаемым элементом внешними и отдаленными отношениями и поэтому он, как правило, непонятен. Это следует учитывать при толковании сновидений.
В отличие от бессознательной работы сновидения процесс смещения в сознательном мышлении расценивается в качестве ошибки мышления. Отдельные представления мыслей сновидения несут на себе различные по величине аффективные нагрузки и в соответствии с этим оцениваются как более или менее важные, заслуживающие или не заслуживающие внимания. Во время работы сновидения эти представления отделяются от превалирующих над ним аффектов. При этом аффекты могут сместиться на что-то другое, претерпеть изменения или вообще не появиться в сновидении. Акцент аффектов может сместиться со значительных элементов на менее значимые и, таким образом, в сновидении в качестве главного на передний план может выдвинуться то, что в мыслях сновидения играет побочную роль. Возможен и другой результат, когда самое существенное из мыслей сновидения может найти в нем поверхностное отражение. Как подчеркнул З. Фрейд в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), «никакой другой фактор работы сновидения не способствует столь сильно тому, чтобы сделать сновидение для видевшего сон чуждым и непонятным».
Процесс смещения или сдвига рассматривался З. Фрейдом не только по отношению к работе сновидений, но и в плане возникновения различного рода острот. В книге «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) он показал, что все способы смещения, характерные для сновидений, «являются одновременно и техническими приемами остроумия». Вместе с тем он исходил из того, что в отличие от сновидений технические приемы остроумия большей частью придерживаются рамок, отведенных им в сознательном мышлении. Однако определенные виды техники смещения или сдвига остаются важными для остроумия «как цели и источника удовольствия».
Сходства и различия в процессах смещения при образовании сновидений и остроумия отмечались З. Фрейдом и в «Лекциях по введению в психоанализ». Так, он отмечал, что в обоих случаях смещение может осуществляться благодаря намеку. Однако различие между ними состоит в том, что при сновидении намек оказывается непонятным для сновидящего, в то время как острота сохраняет свою понятность. Пользуясь намеком, острота отказывается от ассоциации по содержанию и заменяет ее необычными внешними ассоциациями, типа созвучие или многозначность слова. Если бы нельзя было без труда проделать обратный путь от намека к собственному содержанию, то острота лишилась бы своего действия. Намек же в сновидении непонятен, и если его разъяснить, то «толкование производит впечатление неудачной остроты или насильственно притянутой за волосы, принужденной интерпретации».
Процесс смещения рассматривался З. Фрейдом как характерный не только для образования сновидений и острот, но и для возникновения невротических симптомов. Если реальность препятствует реализации какого-то желания человека, то он может прибегнуть к регрессии, чтобы достичь удовлетворения в рамках предшествующих, но со временем преодоленных состояний. Под гнетом внутреннего вынужденного отказа его либидо выходит из-под власти Я, становится непокорным и прибегает к фиксации. «Представления, которые либидо теперь заполняет своей энергией, принадлежат системе бессознательного и подчиняются возможным в нем процессам, в частности, сгущению и смещению». Так, по мнению З. Фрейда, возникают условия формирования невротических симптомов, которые аналогичны условиям образования сновидений. В процессе образования невротических симптомов смещение может выполнять защитную функцию, связанную, например, с ограничением или ослаблением чувства страха, когда оно смещается с одного объекта на другой, при фобии – с конкретного человека на какое-то животное.

СМЫСЛ – значение исследуемого явления или процесса. В классическом психоанализе деление психики на сознательное и бессознательное не означает, что сознательные процессы осмысленны, в то время как бессознательные – абсурдны и бессмысленны. Все психические явления, процессы и акты имеют смысл, то есть определенное значение. По мнению З. Фрейда, бессознательное психическое включает в себя скрытый смысл, выявление, обнаружение и раскрытие которого составляет одну из важных задач психоанализа.
Исследование бессознательного осуществлялось З. Фрейдом на примере изучения ошибочных действий (таких, как оговорки, описки, очитки, забывание, затеривание предметов и др. ), сновидений и симптомов психических заболеваний. Эти действия он рассматривал через призму того смысла, который они содержали. Под смыслом психического процесса З. Фрейд понимал не что иное, как намерение, которому он (этот процесс) служит и его место в ряду других психических проявлений.
В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) З. Фрейд показал, что ошибочные действия не случайны. Они не только имеют причинную связь, но и обладают смыслом. Это означает, что ошибочные действия следует рассматривать как полноценные психические акты, имеющие свою цель, определенную форму выражения и значение. Так, если человек постоянно забывает вернуть данную ему кем-то на время книгу, то его забывчивость не лишена смысла: он просто не хочет возвращать эту книгу, так как она ему нравится или необходима и он хотел бы иметь ее в личной библиотеке.
Подобно ошибочным действиям, сновидения, по мнению З. Фрейда, несмотря на абсурдность и кажущуюся бессмысленность многих из них, также являются психическими актами, наделенными определенным смыслом. Не случайно при исследовании сновидений, нашедшем свое отражение в «Толковании сновидений» (1900), «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17), «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) и других работах, З. Фрейд исходил из того, что истолковать сновидение – значит найти его скрытый смысл. Отсюда разработанная в классическом психоанализе техника толкования сновидений, направленная на раскрытие их смысла.
Сновидения включают в себя намерения, свидетельствующие о скрытых желаниях человека. Благодаря «работе» сновидений эти намерения переводятся в такую форму, в которой осуществляется исполнение желаний, нереализованных человеком в бодрственном состоянии. Если, например, у ребенка болит горло и ему не разрешают есть мороженое, то ему может присниться день рождения, праздничный стол и огромные порции мороженого, которым он угощает своих друзей и с наслаждением ест сам. В сновидениях взрослых неосуществленные желания, как правило, выражаются в замаскированной форме. Вот почему раскрытие смысла сновидения требует психоаналитической интерпретации, связанной с пониманием бессознательной символики.
Как ошибочные действия и сновидения, симптомы психических заболеваний также заключают в себе определенный смысл. По мнению З. Фрейда, все невротические симптомы осмысленны и связаны с переживаниями больных. Под смыслом симптома он понимал два момента: причину появления симптома (откуда он берется) и его последствия (куда или к чему ведет). За бессмысленностью различного рода навязчивых действий, считал З. Фрейд, стоит некий смысл, придающий действиям больного целенаправленный характер.
Скажем, патологический церемониал приготовления больного ко сну свидетельствует о скрытой связи между его конкретными действиями и теми душевными потрясениями, которые ему когда-то пришлось пережить. Правда, любой нормальный человек имеет свой церемониал укладывания спать. Один человек при раздевании тщательно складывает свою одежду на стоящий около кровати стул; другой – небрежно бросает ее куда попало. Если внешние обстоятельства вызывают необходимые изменения, то здоровый человек без особого труда приспосабливается к ним, больной же испытывает немалые затруднения, если вообще справляется с ними.
Патологический церемониал укладывания спать неизменен. За ним стоит скрытый смысл, который не связан с объяснениями и оправданиями больного. В одной из своих работ З. Фрейд привел такой пример: молодая девушка, прежде чем лечь спать, каждый раз требовала, чтобы дверь между ее комнатой и спальней родителей оставалась полуоткрытой. При этом она ссылалась на то, что если дверь не будет полуоткрыта, то она не сможет уснуть. Казалось бы, напротив, подобная ситуация не способствует засыпанию. Полуоткрытая дверь может стать источником шума, который будет мешать ей заснуть. Но требование молодой девушки не было бессмысленным. Как показал анализ, навязчивое действие имело определенный смысл, связанный с тем, что в детстве маленькая девочка не хотела оставлять папу и маму наедине друг с другом. Она симулировала страх, просилась к родителям в кровать, заставляла их оставлять открытой дверь между детской комнатой и спальней взрослых. Подслушивание за родителями способствовало развитию бессонницы, а стремление оставлять открытой дверь своей комнаты превратилось в навязчивое действие, без выполнения которого девушка не могла лечь спать.
Таким образом, психоаналитическое понимание бессознательных процессов основывается на признании содержащегося в них смысла. Ошибочные действия, сновидения и невротические симптомы рассматриваются как имеющие смысл и находящиеся в интимном отношении к переживаниям пациентов. Психоаналитическое лечение предполагает раскрытие смысла невротических симптомов, о котором больной ничего не знает, и доведение этого смысла до его сознания.

СНОВИДЕНИЕ – одна из сфер душевной жизни человека, являющаяся объектом психоаналитического исследования. Для З. Фрейда сновидение – это царская дорога к познанию бессознательного и лучший способ подготовки к исследованию неврозов.
На протяжении своей сорокалетней исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд вносил коррективы в психоаналитическое учение о человеке, в том числе в психоаналитическое понимание сновидений. Так, если в «Толковании сновидений» (1900) он рассматривал сновидение с точки зрения исполнения желаний человека, то в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933), ему пришлось сделать уточнение на этот счет: сновидение – это не исполнение, а попытка исполнения желания человека. Вместе с тем некоторые представления З. Фрейда о сновидении оставались неизменными. В частности, как в ранних, так и в поздних своих работах он рассматривал сновидение в качестве невротического симптома, свойственного не только больным, но и всем здоровым людям. В одной из своих последних работ «Очерк о психоанализе» (1940), которая была опубликована год спустя после его смерти, он подчеркивал, что сновидения – это психоз, со всеми его нелепостями, маниями и иллюзиями, «психоз кратковременный и, несомненно, безвредный, даже выполняющий полезную функцию, вызванный с согласия субъекта и прекращающийся по его воле».
Известно, что в древности сновидениям придавалось большое значение. В них усматривались «знаки будущего». Толкователи сновидений находили в них различные предзнаменования. В дальнейшем, с развитием науки, искусство толкования сновидений было в известной степени утрачено, интерес к сновидениям стал ассоциироваться с суеверием. И лишь в ХIХ в. наука, в частности физиология, вновь обратила внимание на сновидения. Было начато проведение экспериментальных исследований с целью определения влияния физических раздражений на содержание сновидений.
З. Фрейд, придававший сновидениям важное значение, как бы вернулся к старой традиции. В первой своей фундаментальной работе «Толкование сновидений» он исходил из того, что сновидения имеют смысл и их толкование способствует пониманию душевного состояния человека. При этом З. Фрейд опирался на предположения, которые легли в основу психоаналитического толкования сновидений. Одним из таких предположений было признание того, что сновидение представляет собой не физиологическое, соматическое, а психологическое явление. Поскольку сновидение есть продукт и проявление видевшего сон человека, постольку он сам должен сказать, что означает его сновидение. Следовательно, техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение загадки сновидения от самого сновидца.
Второе предположение состояло в утверждении: видевший сон знает, что означает его сновидение. Правда, когда видевшего сон расспрашивают о его сновидении, то чаще всего, по его словам, он ничего не знает о нем. На самом деле, считал З. Фрейд, видевший сон просто не знает о своем знании и поэтому полагает, что не знает смысла сновидения. Задача заключается в том, чтобы дать возможность видевшему сон обнаружить свое знание и сообщить его психоаналитику. Это не означает требования от видевшего сон сразу сообщить о смысле своего сновидения. Но он может представить материал, способствующий открытию истоков происхождения сновидения.
Третье предположение включало в себя допущение того, что первая пришедшая в голову видевшего сон мысль о своем сновидении должна давать желаемое объяснение его. Психоаналитическая техника исследования сновидений заключается в том, что видевшего сон спрашивают, почему ему приснилось такое. Первое же его высказывание по данному поводу считается объяснением. Психоаналитик требует, чтобы видевший сон отдался свободной ассоциации, и тогда первая же пришедшая ему в голову мысль не будет случайной, поскольку она обусловливается его внутренними установками, свидетельствующими о том, что в психике нет ничего случайного.
З. Фрейд различал явное содержание сновидения и скрытые его мысли. Явное содержание сновидения – это то, что он видит во время сна, когда воспринимает в зрительных образах различные картины и сюжеты. Скрытые мысли сновидения – это то глубинное и исконное, что стоит за зрительными образами и требует своего обнаружения.
Работа сновидения заключается в переводе скрытых мыслей в явное его содержание. Эта работа осуществляется с помощью механизмов сгущения, смещения, превращения мыслей в зрительные образы и вторичной обработки, то есть соединения разрозненных частей и элементов сновидения в единое, связное содержание. Благодаря этой работе сновидение может исказиться, выглядеть странным, абсурдным, непонятным. Искажению способствует цензура сновидения, которая, по мнению З. Фрейда, отвечает за различные пробелы и пропуски в сновидении, модификацию и перегруппировку его материала.
Толкование сновидения имеет противоположную направленность. Оно состоит в переводе явного содержания сновидения в скрытые его мысли. Такой перевод предполагает расшифровку символического языка бессознательного, так как, согласно З. Фрейду, элемент сновидения является символом его бессознательной мысли. Поскольку символы общезначимы для всех людей и имеют устоявшиеся переводы, то, например, в древнем мире они составляли идеальную основу для толкования сновидений. Однако если древние толкователи сновидений видели в них знаки будущего, то в классическом психоанализе смысл сновидения выводится из прошлого.
С точки зрения З. Фрейда, сновидение – это осуществление запретных, подавленных, вытесненных в бессознательное желаний, возвращение человека к его инфантильному состоянию. В сновидении отражаются наши собственные влечения и желания. В нем вновь оживают все характерные черты примитивной душевной жизни, включая различные формы проявления сексуальности. В этом отношении материал сновидения можно рассматривать, как считал З. Фрейд, в качестве части «архаического наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков». И если в период становления психоанализа он обращал внимание на филогенетический материал сновидений, находящий свое отражение в древних легендах и обычаях человечества, то по мере развития психоаналитической теории и практики, особенно после дискуссий среди психоаналитиков, связанных с публикацией работы О. Ранка «Травма рождения» (1924), он выдвинул тезис, согласно которому во время рождения ребенка возникает «инстинкт возвращения к внутриматочной жизни», или «инстинкт сна», и сон является «своеобразным аналогом возвращения в матку».
В целом сновидение рассматривалось З. Фрейдом как компромиссное образование: с одной стороны, оно удовлетворяет потребность человека на время (во сне) прерывать свою связь с внешним миром, с другой стороны, оно дает человеку возможность удовлетворять вытесненные влечения в форме галлюцинаторного исполнения желания.

З. Фрейд исходил из того, что при образовании сновидений следует различать три стадии: во-первых, перемещение предсознательного дневного остатка в бессознательное, чему способствуют предпосылки сонного состояния; во-вторых, собственная деятельность сновидения в бессознательном; в-третьих, регрессия обработанного таким образом сновидческого материала в образы восприятия, в которых осознается сновидение. Результат деятельности сновидения описывался им следующим образом: сложившаяся и неисчерпанная в течение дня сложная совокупность мыслей (дневной остаток) сохраняет ночью количество энергии и угрожает нарушить сон; в результате деятельности сновидения этот дневной остаток превращается в сновидение и делается безвредным для сна; чтобы стать поводом для деятельности сновидения, дневной остаток должен обладать способностью к образованию желания; «проистекающее из идей сновидения желание образует предварительную ступень, а позднее ядро сновидения»; у ребенка любое оставшееся от бодрствования желание способно вызвать сновидение, порой связное, разумное, но чаще всего забытое и легко признаваемое осуществлением желания; у взрослого обязательным, вызывающим сновидение условием желания оказывается его неприемлемость для сознательного мышления, то есть вытесненность желания; «воздействие этого бессознательного желания на соответствующий сознанию материал сновидческих идей и образует сновидение».
Основатель психоанализа различал «сновидения желания», «страшные сновидения» и «сновидения наказания». Все они являются, по его мнению, попыткой осуществления того или иного желания. Изучение сновидений помогает понять неврозы, а знакомство с неврозами способствует лучшему представлению о сновидениях.
З. Фрейд исходил из того, что в сновидениях может содержаться материал, не относящийся ни к взрослой жизни спящего, ни к его забытому детству. Этот материал следует рассматривать как «часть архаичного наследства, которое ребенок приносит с собой в мир и которое предшествует любому его личному опыту и является отпечатком опыта его предков». Следовательно, сновидения предоставляют аналитику богатый источник человеческой предыстории, и он может многое почерпнуть из него.
Толкование сновидений пациентов является важной частью психоаналитической терапии. Однако интерес к снотолкованию не должен подменять собой терапевтическую цель. Поэтому, как считал З. Фрейд, нужно остерегаться обнаруживать особый интерес к толкованию сновидений или вызывать у пациента предположение, будто аналитическая работа остановится, если он не может рассказать о своих сновидениях. В этом отношении он придерживался точки зрения, согласно которой «толкование снов при аналитическом лечении не должно стать искусством для искусства, но применение его должно подчиниться тем техническим правилам, которые являются вообще руководящими при проведении курса лечения».
Представления З. Фрейда о сновидениях вызвали неоднозначную реакцию у тех, кто в той или иной степени разделял психоаналитические идеи. Одни из них поддержали фрейдовское понимание сновидений, положенное в основу классического психоанализа, другие внесли изменения в те допущения, которые были сформулированы З. Фрейдом в отношении природы и функций сновидений. Третьи подвергли критике положение о том, что сновидение – это осуществление желаний человека.
А. Адлер (1870–1937) высказал мысль, согласно которой сновидение вовсе не стремится вернуться в прошлое, как полагал З. Фрейд. Оно устремлено вперед и нацелено на решение некой задачи. Сновидение направлено на разрешение вполне конкретной, стоящей перед человеком проблемы. Оно не является «царской дорогой» к бессознательному, поскольку не противоположно бодрствующему сознанию. Между сознанием и бессознательным нет никакой пропасти.
Для К. Г. Юнга (1875–1961) сновидение – это нечто трансцендентальное, то есть выходящее за пределы человеческого разума. Оно выполняет функцию связи между сознанием и бессознательным в душевной жизни человека. Это не компромиссное образование, как считал З. Фрейд, а компенсаторное, то есть дополнительное, поддерживающее равновесие между сознательными и бессознательными процессами. Кроме того, сновидение выполняет предвосхищающую функцию. Оно телеологично, нацелено на будущее. По убеждению К. Г. Юнга, сексуальность в сновидении есть лишь средство выражения, но не смысл или цель его.
Э. Фромм (1900–1980) считал, что сновидение обладает двойственными функциями: при отсутствии контакта с реальностью в сновидении проявляется как самое плохое, так и самое хорошее, что имеется в человеке. В сновидении человек может быть неразумным, глупым, непристойным, а может быть и наоборот – более разумным, мудрым и нравственным, чем когда бодрствует. С точки зрения З. Фрейда, сновидение иррационально по своей природе, К. Г. Юнг видел в сновидении откровение высшего разума, а по мнению Э. Фромма, в сновидении проявляется и то и другое. Цель толкования сновидения – понять, заявляет ли о себе животное начало в человеке или проявляется все лучшее, что в нем есть.
В современном психоанализе проблема сновидений и их толкования занимает важное место в исследовательской и терапевтической деятельности. Наряду с традиционными вопросами, затронутыми и обсужденными З. Фрейдом, в поле зрения аналитиков все чаще попадают следующие аспекты: сновидение рассматривается не только в плане раскрытия бессознательных желаний человека, но и в смысле укрепления его Я перед лицом требований Оно и Сверх-Я; сновидение воспринимается не только как способ разрешения внутриличностных проблем, но и как возможность интеграции психических функций в установившихся структурах; интерпретация сновидений осуществляется не только с точки зрения выявления скрытых мыслей сновидения, но и важности обращения внимания на явное его содержание и его полезности в клинической ситуации; объектом исследования становятся не только механизмы работы сновидения, но и «экран сновидения», на который проецируются различные образы; важное внимание уделяется не только символике сновидений, но и связи психоаналитической ситуации с феноменом сновидения; фокусом анализа является не столько сновидение, сколько сновидец; сновидение представляет интерес не столько в плане выявления бессознательных влечений пациента самих по себе, сколько в плоскости раскрытия природы объектных отношений между аналитиком и пациентом; объектом анализа становится не только диагностический потенциал толкования сновидений, но и ошибочное использование их интерпретаций в аналитическом процессе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.