Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Владимир Александрович Кузьмищев 13 страница



Но при столкновении этих двух различных классовых обществ первой лопнула опора-надстройка, которая обычно умирает последней, - религия. И пожалуй, в этом и заключается своеобразие трагедии, разыгравшейся четыре с половиной столетия назад на Американском континенте. Испанцы оказались " похожи" на Кетсалькоатля отнюдь не случайно: какой бы невероятной внешностью они ни обладали - " квадратной", " треугольной" или " шарообразной", - в ацтекском пантеоне богов обязательно нашлось бы " схожее" с ними божество. Точно так же у инков, несмотря на их монотеизм, с приходом европейских завоевателей сразу же " обнаружился" бородатый " дух" Виракоча, сыгравший с ними столь же коварную " шутку".

На смену служителям старых языческих богов устрашающего вида пришли благообразные, но не менее жестокие и куда более изощренные жрецы нового верховного божества. Каменные идолы были разбиты и сброшены со своих пирамид-пьедесталов, и над Америкой воцарилось гигантское распятие. Под сенью креста и с благословения новой религии миллионы беззащитных детей и стариков, женщин и мужчин были зверски замучены и уничтожены. Индейцы умирали от ударов кинжалов и шпаг, их вешали, сжигали на кострах, забивали насмерть бичами, гноили в рудниках и даже скармливали живыми свирепым псам, завезенным из Испании вместе с новой " цивилизацией". Менее чем за сто лет в результате бурной деятельности конкистадоров и служителей новой религии только в Центральной Мексике местное население сократилось в двадцать три раза! А сколько индейцев погибло по всей Америке с того дня, когда европейцы открыли для себя Новый Свет, древние цивилизации которого по сей день поражают нас своими выдающимися достижениями?!

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!

Диссертация, которую так и не пришлось защищать

Худощавый человек невысокого роста с огромным пухлым портфелем пронзительно оранжевого цвета как-то незаметно, боком вошел в просторную аудиторию. Словно опасаясь сквозняка, он старательно прикрыл за собою дверь, проверил, плотно ли она встала на место, и остался стоять у стены. Свой портфель он держал обеими руками за ручку, угрюмо посматривая по сторонам из-под выпуклого, почти квадратного лба глубоко посаженными светлыми глазами. Тому, кто не знал его, было трудно догадаться, кто он и зачем пришел в эту аудиторию Института этнографии Академии наук, где должна состояться защита диссертации. Для маститого ученого он казался слишком молод; для соискателя ученой степени, пожалуй, излишне спокоен. При всей своей внешней обыденности он, без сомнения, был человеком незаурядным.

- Здравствуйте, - сказал он негромко и, словно извиняясь перед собравшимися, представился: - Кнорозов.

Многие из тех, кто находился в зале, впервые увидели молодого исследователя древних письмен, приехавшего из Ленинграда в Москву для защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Но зато все они, видные советские ученые, хорошо знали чрезвычайно интересные труды сотрудника Ленинградского отделения Института этнографии.

Уже первая работа Юрия Кнорозова - сравнительно небольшая статья под скромным названием " Древняя письменность Центральной Америки", опубликованная в 1952 году в журнале " Советская этнография", вызвала несомненный интерес в международных кругах ученых-американистов и других специалистов по древним цивилизациям. Дотоле никому не известный молодой ученый из " далекой Советской России" убедительно доказывал в своей статье, что письменность древних майя - одна из самых волнующих загадок Нового Света - была иероглифической и, следовательно, передавала звуковую речь. Он утверждал, что рукописи и надписи майя можно прочесть и перевести на любой другой язык, в том числе и русский. В подтверждение своих выводов Юрий Кнорозов приводил примеры чтения некоторых иероглифов майя и доказывал перекрестным чтением различных слов, в частности " куц" (" индюк" ) (см. рис. Tayn3011.gif) и " цул" (" собака" ) (см. рис. Tayn3012.gif), наличие алфавитных знаков в древних текстах майя.

Юрий Кнорозов заявлял, что точно так же могут быть прочтены все иероглифы, но для этого необходимы глубокие исследования письменности майя на их языке.

Подобные заявления были расценены как открытый " бунт" против крупнейшего специалиста по древним майя, американского профессора Эрика Томпсона, за которым ходила недобрая слава " великого могильщика" исследователей письма майя. Но молодой ученый не постеснялся непререкаемого среди современных майистов авторитета Эрика Томпсона. Более того, первая работа Кнорозова, казалось, попросту " бросала перчатку" американскому профессору и многочисленным сторонникам его школы, призывая ученых всего мира не сидеть сложа руки в бесплодном созерцании замысловатых знаков, оставленных жрецами майя, а начать новое всеобщее наступление на их сокровенную тайну. Юрий Кнорозов не скрывал и " оружия", которым намеревался преодолеть вековое молчание древних рукописей, оригинальную систему дешифровки, основанную на разработанном им принципе " позиционной статистики".

Реакция со стороны Томпсона и его сторонников не заставила себя долго ждать: они обрушили на молодого ученого шквал яростных атак. В мексиканском журнале " Ян" появилась статья самого Томпсона, в которой он, в крайне резкой форме " прорецензировав" работы Юрия Кнорозова, категорически и уже в который раз отрицал наличие в письме" майя фонетических знаков и достоверность " алфавита Ланды". Он поспешил заявить, что может опровергнуть любое чтение Кнорозовым иероглифических знаков майя, однако " благородный гнев" профессора, по-видимому, оказался настолько велик, что он до сего дня мешает ему выступить с опровержением чтения хотя бы двух ранее приведенных нами слов: " индюк" и " собака".

Может быть, именно поэтому Эрик Томпсон в своей " научной" полемике вскоре решительно взялся за " аргументацию" совсем иного рода. Он заявил, что, поскольку он, Томпсон, располагает абсолютно достоверными сведениями, что в России никогда не было никаких дешифровок, их посему там и быть не может (! ). Столь блистательный " аргумент" не вызвал аплодисментов даже в рядах его сторонников, а видный мексиканский ученый Мигель Коваррубиас счел необходимым прокомментировать такой внезапный поворот американского профессора в дискуссии о письменности майя справедливым замечанием, что, " к сожалению, политика вмешалась в вопрос об эпиграфике майя".

Действительно, можно лишь сожалеть о позиции, занятой Эриком Томпсоном в отношении работ Юрия Кнорозова. Дело не в том, что Юрий Кнорозов наш соотечественник и мы гордимся его выдающимися достижениями. Просто Эрик Томпсон заведомо и крайне отрицательно относится к любой попытке найти ключ для дешифровки письменности майя. Если бы американский профессор был шарлатаном от науки - к сожалению, такие встречаются и в наши дни, - можно бы просто не обращать внимания на его грубые выпады. Но он собрал, исследовал и опубликовал богатейшие материалы по цивилизации майя, и знакомство с его научными трудами представляется практически обязательным для современного исследователя американских культур. Это создало Томпсону огромный, а по некоторым вопросам, что называется, непререкаемый авторитет. Однако, не сумев однажды постичь тайну древнего письма народа майя, вернее, глубоко и, по всей вероятности, искренне убежденный в том, что только он один постиг ее, и постиг правильно, Эрик Томпсон не находил силы пересмотреть отношение к этому вопросу, предпочитая брать на себя незавидную роль " могильщика" любой " нетомпсоновской" школы по дешифровке письменности майя.

Гнев Эрика Томпсона против работ Юрия Кнорозова был особенно силен еще и потому, что молодой ученый убедительно просто показал, в чем основная ошибка возглавляемой американским профессором школы так называемого " ребусного письма". Томпсон и его школа понимали под дешифровкой независимые друг от друга толкования отдельных знаков, по существу сводя изучение древних письмен к бесконечным толкованиям и перетолковываниям произвольно взятых из контекста иероглифов. Такой путь неизбежно заводил в тупик, поскольку был оторван как от задач языкознания, так и от изучения внутренней структуры текста. В итоге малодоказательные толкования порождали не менее малодоказательные опровержения, которые, в свою очередь, порождали столь же малодоказательные опровержения опровержений...

Иными словами, в подобном " исследовании" попросту смешаны два различных понятия: " дешифровка" и " интерпретация".

Постараемся пояснить это на конкретных примерах. Перелистывая рукописи майя, мы в свое время обратили внимание на знак (см. рис. Tayn3013.gif), причем высказали предположение, что он одновременно похож как на кусок плетеной циновки, так и на чешую рыбы. Если знак (см. рис. Tayn3014.gif) произвольно извлечен нами из текста некой рукописи или надписи на камне, можно до бесконечности спорить, " циновка" это или " чешуя", приведя соответствующие " доказательства" и " контрдоказательства", одинаково легко опровергающие друг друга. Это типичный случай толкования знака, то есть попытки установить по его рисунку (и только рисунку! ) смысловое содержание, которое хотела вложить в него рука, изобразившая знак, скажем, на листе папируса.

В пиктографии, или " рисуночном письме", знаки-иконы не имеют языкового эквивалента, в силу чего такой прием их исследования вполне закономерен. Причем рисовальщик подобного " текста", вновь изображая по ходу своего " повествования", например, ту же " циновку", может в третий, десятый или двадцатый раз нарисовать " циновку" совсем не так, как в первый, ибо ему безразлично, похожи ли друг на друга знаки, изображающие один и тот же предмет, лишь бы " читатель" и в том и в любом другом случае угадал в них " циновку"!

Совершенно иначе обстоит дело в иероглифическом письме: знак " циновка" всегда пишется (рисуется) одинаково, потому что это не смысловой, а языковой эквивалент. И хотя некоторые или даже многие иероглифические знаки (это зависит от степени развитости письма) еще продолжают сохранять смысловую нагрузку и мы даже можем угадать в них изображение того или иного " предмета", они уже передают не понятие " подстилка для лежания", а само слово " циновка", воспроизводя его звучание!

Знак обрел звук и стал фонетическим. В этом качестве он используется и для написания слова, в котором имеется передаваемый им звук (как буквы в алфавите).

Именно таким и является знак (см. рис. Tayn3015.gif); он фонетический и передает звук " ш(а)", а изображает циновку или крышу из листьев пальмы, на языке майя - " шаан".

Возьмем еще один хорошо знакомый нам знак (см. рис. Tayn3016.gif). Это также фонетический знак " ц(у)", изображающий позвоночник и ребра скелета, на майя - " цуул бак". Вот несколько слов, написанных иероглифами майя:

(см. рис. Tayn3017.gif) - " цу-лу" - собака, домашняя собака,

(см. рис. Tayn3018.gif) - " цу-лу (каан)" - небесная собака,

(см. рис. Tayn3019.gif) - " ку-цу" - дикий индюк,

(см. рис. Tayn301a.gif) - " цу-ан" - позднее название восьмого месяца календаря майя (древнее название этого же месяца к'анк'ин),

(см. рис. Tayn301b.gif) - " ах-цу-бен-цил" - упорядочивающий.

Конечно, и индюк, и собака, и даже небесная собака, как и упорядочивающий что-либо человек, несомненно, должны иметь каждый свой скелет, но не этим объясняется появление знака (см. рис. Tayn301c.gif) в написании перечисленных слов. В каждом из этих слов он передает не смысловое содержание рисунка, а только звук " цу" и, следовательно, служит конкретным алфавитным знаком.

Эрик Томпсон также предложил свои чтения знаков майя. В связи с этим Ю. В. Кнорозову пришлось высказаться по его " дешифровке". Советский исследователь показал, что из тридцати " дешифрованных" Томпсоном, по его утверждению, знаков в действительности только восемь (! ) были прочтены, а остальные двадцать два истолкованы. Однако из восьми знаков самому Томпсону принадлежит чтение только трех. Чтение же пяти других знаков американский профессор заимствовал у Ланды, де Рони, Томаса, которых подверг " уничтожающей" критике и сурово осудил.

В 1955 году научный " багаж" Юрия Кнорозова пополнился еще одной замечательной работой. В его переводе со староиспанского языка вышло первое на русском языке издание рукописи Диего де Ланды " Сообщение о делах в Юкатане". Советская историография получила важнейший документ по древним майя, который к тому же является литературным памятником несомненной ценности. С выходом в свет этой книги, опубликованной Академией наук СССР, рукопись Ланды перестала быть достоянием лишь сравнительно узкого круга ученых-американистов; она вошла в новый огромный мир, имя которому советский читатель.

Но Юрий Кнорозов не только перевел текст рукописи; он подготовил к ней сложнейший справочный аппарат и написал вступительную статью. В результате вместе с рукописью Ланды вышел из печати научный труд огромного значения, содержавший оригинальное, глубокое исследование по истории и цивилизации древних майя и одновременно первый обобщающий итог работ Ю. В. Кнорозова по дешифровке письменности майя.

Работа молодого советского ученого не только удовлетворяла из года в год растущий интерес советских людей к народам Латинской Америки; она помогла его углублению, правильному пониманию прошлого и настоящего " Бушующего континента", как часто называют Латинскую Америку. И если сегодня ряды советских ученых-латиноамериканистов стремительно растут, ежегодно пополняясь все новыми и новыми молодыми силами, и мы можем теперь говорить о советской школе латиноамериканистики, в этом очевидная и большая заслуга Кнорозова и его трудов по древним цивилизациям Америки.

Тогда, в 1955 году, в Институт этнографии для защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук пришел молодой исследователь, труды которого получили уже мировую известность. Но Юрию Кнорозову так и не суждено было стать " кандидатом". Ученый совет института тайным голосованием вынес иное решение: соискателю присвоили степень... доктора исторических наук.

История одной реабилитации

После того как Кнорозовым была установлена система письма и в " книгах Чилам Балам" найден сравнительно обширный запас слов древнего языка майя, на котором могли быть написаны рукописи, дешифровщику предстояло приступить к последнему и самому тяжелому этапу работы. Он должен был попытаться установить языковые эквиваленты, которые так тщательно скрывались от ученых за причудливыми знаками письма майя. Иными словами, нужно было правильно распределить три сотни знаков майя на три основные категории, из которых складывается любое иероглифическое письмо. Напомним их: это идеографические знаки, передающие корни слов; фонетические передающие слог или один звук; и знаки-детерминативы, поясняющие смысл слова (" лев" - животное; " Лев" - имя собственное).

Начиная изучение иероглифических текстов майя, Юрий Кнорозов, конечно, не мог пройти мимо так называемого " алфавита Ланды". Из многочисленных зарубежных публикаций о майя он знал, что " алфавит" достаточно изучен и не имеет практического значения для дешифровки, коль скоро так утверждали все авторитеты последних лет. Переводя на русский язык сообщение Ланды, Кнорозов подробно ознакомился со всеми комментариями к " алфавиту". И, к своему удивлению, обнаружил, что никто даже не попытался полностью прокомментировать " алфавит Ланды" как единый источник.

Чтобы понять, как могло сложиться столь нелепое положение, нам придется вернуться на целое столетие назад.

Когда в 1863 году Брассер де Бурбур нашел копию " Сообщения о делах в Юкатане", содержавшую " алфавит Ланды", он решил, что получил в свои руки надежный ключ к чтению текстов майя. Но после первых восторгов наступила пора горьких разочарований. Знаки майя из " алфавита" были настолько искажены переписчиками, что их никак не удавалось обнаружить (отождествить) среди знаков рукописей. Вполне естественно, что у исследователей невольно возник вопрос: а не является ли " алфавит" фальсификацией?

Американский ученый Валентини в 1880 году написал книгу под заглавием: " Алфавит Ланды" - испанская фабрикация". В ней он доказывал, что в рукописях Ланды приведены вовсе не знаки письма майя, а просто-напросто рисунки различных предметов, названия которых начинаются с той буквы алфавита, под которой они изображены в сообщении (так делают в современных детских азбуках). Например, под буквой " А" в рукописи изображена черепаха (на языке майя " ак" ); под буквой " Б" - дорога (на языке майя " бэ" ) и т. д.

Аргументы Валентини казались настолько серьезными и обоснованными, что, хотя и не все ученые приняли их, они все же произвели достаточно сильное впечатление и ослабили интерес к " алфавиту Ланды". Вскоре попытки отождествить знаки из этого " алфавита" со знаками рукописей майя и вовсе прекратились.

Между тем Брассеру де Бурбуру все же удалось опознать около трети знаков из " алфавита Ланды". Например, знак под буквой " у" очень часто встречался в иероглифических рукописях и как будто мог иметь именно такое чтение. Зато чтение ряда других знаков явно не подходило: они не были опознаны, и при попытках подставить их чтение к иероглифическим текстам получались неразрешимые головоломки.

Было совершенно ясно, что Ланда привел в своем " алфавите" лишь небольшую часть знаков майя, о чем говорил и сам. Некоторые из них встречались в рукописях настолько редко, что ускользали от внимания исследователей, не располагавших в то время ни каталогами знаков, ни справочным аппаратом к иероглифическим рукописям. Во многих разделах рукописей действительно не было знаков из " алфавита Ланды", кроме знака под буквой " у". Сейчас, когда мы знаем, что Ланда привел в своем сообщении менее одной десятой части от общего количества знаков, этому не приходится особенно удивляться; тогда же отсутствие знаков Ланды в рукописях бросало тень на весь " алфавит".

Еще большую неразбериху и путаницу вносили три примера писания слов знаками майя, приводимых у Ланды, два из которых были совершенно непонятны. По словам Ланды выходило, что, для того чтобы написать слово " лэ" (" петля" ), майя писали " элэ-элэ" (? ). Это выглядело настолько абсурдным, что никто даже и не пытался объяснить, что, собственно, Ланда мог иметь в виду, когда приводил этот " пример".

Лишь в 1928 году французский издатель " Сообщения о делах в Юкатане" Жан Жанэ взялся прокомментировать эту головоломку. Он высказал предположение, что у майя якобы было два способа написания слов - старый и новый, появившийся уже после испанского завоевания. По " старому способу" майя записывали одним знаком целое слово. Например, слово " лэ" записывалось одним знаком " лэ". По " новому способу" майя почему-то вместо самого слова " лэ" стали записывать названия букв, из которых оно состояло, - " эл" - " э". В примере у Ланды, по мнению Жанэ, слово " лэ" (" петля" ) записано сначала " новым", а потом и " старым" способами. Поскольку Жанэ в своем объяснении пользовался французскими названиями букв, у него получилось, что индейцы майя сразу же после испанского завоевания должны были освоить... французский язык или по крайней мере изучить французский алфавит для своего " нового способа" письма. И хотя предположение Жанэ выглядело по меньшей мере забавным, именно он ближе всех подошел к разгадке тайны " алфавита Ланды".

Неудачи, преследовавшие исследователей " алфавита Ланды", в конечном итоге породили всеобщее недоверие к нему как к достоверному источнику; среди ученых a priori считалось, что " алфавит" не заслуживает серьезного внимания.

С такими же настроениями подошел к " алфавиту Ланды" и Юрий Кнорозов. Полагая, что " алфавит" бесполезен для дешифровки, он все же решил исследовать его, чтобы во вступительной статье и комментариях к переводу " Сообщения о делах в Юкатане" дать ему хотя бы удовлетворительное объяснение, поскольку иначе его собственная работа имела бы весьма существенный пробел. Правда, при этом Кнорозов рассчитывал, что всестороннее изучение " алфавита Ланды" как единого источника может выявить какие-либо новые дополнительные данные, возможно даже полезные и для дешифровки письменности майя.

В самом деле, знакомство с " алфавитом Ланды" невольно порождало целый ряд недоуменных вопросов. Почему Ланда, сведения которого всегда отличаются исключительной точностью, именно в этом случае допускает очевидную неразбериху - попросту говоря, чепуху? Ведь иероглифы месяцев он привел абсолютно точно, следовательно, Ланда располагал сведениями о письме, а алфавит фальсифицировал? Зачем? Ведь свою рукопись он предназначал францисканским монахам, а вводить их в заблуждение ему было совершенно незачем! Что означают абсурдные примеры написания слов? Быть может, индейский " консультант" умышленно мистифицировал самого Ланду? Если так, следовало бы разобраться в существе мистификации, ибо Ланда, как уже говорилось, имел представление о характере знаков майя и обмануть его можно было бы только очень умело и тонко. Между тем написание слова " петля" в виде " элээлэ" представляется не то чтобы тонкой, а грубейшей и даже абсурдной подделкой!

Словом, вопросов возникало множество, причем какого-либо вразумительного ответа на них не предвиделось. Объяснения Жанэ были невероятными хотя бы потому, что после испанского завоевания у майя заведомо не было никакого иероглифического письма - ни " старого", ни " нового". Об этом позаботились испанские миссионеры, возглавляемые провинциалом Диего де Ландой; когда же иероглифическое письмо было уничтожено, индейцы перешли на латиницу.

Бесконечные " зачем" и " почему" лишь усиливали убежденность в необходимости попытаться полностью прокомментировать " алфавит Ланды". Вопроса " с чего начинать? " не было: располагая обширными сводками вариантов написания знаков, взятых из рукописей и других надписей майя, Юрий Кнорозов приступил к работе по отождествлению знаков из " алфавита Ланды" со знаками иероглифических текстов. Тяжелый труд продвигался чрезвычайно медленно, зато результат его оказался невероятным: все знаки алфавита Ланды (наконец с него можно снять кавычки! ) были найдены в рукописях!..

Такое положение в корне меняло отношение к алфавиту. Пожалуй, теперь следовало разобраться, по какому принципу он составлялся вообще. Ланда привел в своем списке двадцать семь знаков. Он писал, что они соответствуют буквам испанского алфавита. Над каждым из знаков он написал соответствующую букву. Все буквы идут в основном в порядке испанского алфавита, однако Ланда допустил ряд отклонений. Почему? Вот это и следовало изучить. Именно характер и причины отклонений могли объяснить ход рассуждений составителя алфавита.

(Для удобства читателя здесь и дальше звуки любого языка записываются буквами русского алфавита; только там, где языковые особенности не позволят сделать это, будут допущены исключения, а в скобках указано написание соответственно буквы русского или испанского алфавита. Названия испанских букв всегда даются в русской транскрипции, а в скобках их написание, если того требует текст. )

То, что в алфавите Ланды отсутствовали некоторые буквы испанского алфавита, например Д, Ф, Г, Р, объясняется просто - этих звуков не было в языке майя, на что неоднократно указывал сам Ланда. Не вызывало особых недоумений и двойное " П"; миссионеры знаком " ПП" передавали отсутствующий в испанском языке особый звук майя. Ланда указывал и на эту особенность языка индейцев и учитывал ее.

Но дальше начинались настоящие головоломки. У Ланды букве " Б" почему-то соответствовал не один, а целых два знака майя. То же самое имело место с буквами " Л" и " Ш" (в староиспанском языке буква " икс" (X) произносилась как русское " Ш" ), Может быть, два разных знака читались одинаково? Теоретически это возможно. Однако если письменность майя была иероглифической, то представлялось более вероятным, что в письме майя были скорее знаки, передающие схожие по звучанию слоги, например, " БА", " БО", " БУ", " БЕ", " БИ", образованные из одного согласного звука в сочетании с различными (или со всеми) гласными. Но в этом случае Ланда должен был бы под одной испанской буквой написать не один или два знака майя, а все пять! Однако он этого не сделал. Почему?

Проще всего предположить, что Ланда взял один или два первых попавшихся знака, однако это непохоже на него. Он любил все делать основательно и систематически (вспомним хотя бы, с какой тщательностью он провел " операцию" по уничтожению рукописей майя, если из сотен " еретических книг" до нас дошли только три! ). По-видимому, у него все же были какие-то основания для выбора, но какие? Как, по какому принципу он отобрал два знака из пяти?

Сразу же захотелось убедиться в правильности предположения, что у майя действительно были слоговые знаки. Гаспар Антонио Чи сообщал, что майя писали с помощью слоговых знаков. Это немало, но все же недостаточно. Ланда, хотя и с оговорками, подтверждал это - " они пишут по слогам" - и даже привел пример, поясняющий именно такой способ написания.

(см. рис. Tayn3021.gif)

Над знаками майя он поставил испанские буквы " МА - И - Н - КА - ТИ". На майя " ма ин кати" означает " я не хочу". В целом пример казался ясен. Правда, индейцы майя не писали свои знаки в строчку; кроме того, в иероглифических текстах не удалось найти ни глагола " кати" (хочу), ни местоимения " ин" (" Я" ). Зато знак " ТИ" стоял в текстах как раз там, где можно было ожидать предлога " ТИ" (" В" ).

Первый знак из этого примера - " МА" - отсутствует в алфавите Ланды (но мы знаем, что алфавит не полный); под буквой " М" приведен совсем иной знак. Второй и третий знаки из примера имеются в алфавите и стоят они под теми же буквами " И" и " Н". Четвертый знак стоит под буквой " К" (К), а в примере прочтен как " КА", то есть как слог. Это уже прямое подтверждение предположения о том, что в алфавите Ланды слоговые знаки. Тогда, может быть, и другие знаки алфавита передают слоги?.. Ланда сам в трех случаях надписал под знаком майя не букву, а слог. Интересно, чем это объясняется?..

В испанском алфавите после " И" (I) идет буква " хота" (J), передающая звук, отсутствующий в языке майя, а затем следует " К" (K). В языке майя было два варианта звука " К" - твердый и мягкий. Миссионеры обозначали мягкое " К" испанской буквой " C", которая перед " А", " О", " У" произносится как русская " К", а перед " Е" и " И" как русское " С". Твердое " К" (в русской транскрипции оно записывается так - К') обозначалось испанской буквой " К" (K). В алфавите Ланды вслед за " И" стоит знак майя, над которым написано " КА" (CA) и лишь потом уже идет знак под буквой " К" (K). Но в рассматриваемом нами примере он прочтен Ландой не просто " К", а как " К'А". Столь скрупулезно-тщательный подход к форме написания буквы, передающей, по сути дела, один и тот же согласный звук, но только мягкий и твердый, свидетельствует о том, что Ланда придавал исключительно большое значение даже правильному произношению отдельных звуков, стремясь подчеркнуть это в своем алфавите.

После " П" (P) в испанском алфавите идет буква " Ку" (Q). Эту букву миссионеры не использовали для передачи какого-либо звука языка майя, однако Ланда счел необходимым на ее месте привести два знака майя, над которыми написал " КУ" (CU) и " К'У" (KU). Таким образом, он снова подчеркнул наличие у майя двух вариантов звука " К" (мягкого и твердого).

Теперь уже можно было не сомневаться в том, что знаки алфавита Ланды передают не отдельные согласные звуки, а слоги, например, " КА", " К'А", " КУ", К'У", " МА", " ТИ", ибо Ланда сам об этом говорит.

Все это лишний раз убеждало, что Ланда тщательно и, видимо, по какому-то специальному признаку подбирал знаки майя и испанские буквы, прежде чем соединял их вместе в своем алфавите. Похоже, наконец, стало выясняться, чем он руководствовался. Однако не будем торопиться. Лучше еще раз проверим: на месте буквы " Ку" (Q) - в испанском алфавите она так и называется " КУ" - Ланда привел слоговые знаки " КУ" (CU) и " К'У" (KU), а на месте буквы " К" (K) - она называется " КА" - он поставил слоговые знаки " КА" (CA) и " К'А" (KA).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.