Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 5.4. Матричный тип организации



Рис. 5. 4. Матричный тип организации

Матричные структуры объединяют функциональное и проектное управление. Помимо обычных функциональных подразделений, занимающихся вопросами технического развития производства, управления производством и сбытом продукции, пользования ресурсами, матричная структура предполагает образование специальных проектных групп, работники которых возвращаются в свои подразделения после их расформирования (рис. 5. 4).

Дивизионалъная структура (от англ. divisiоп - разделение) характеризуется ориентацией на различные виды продукции, группы потребностей, регионы и хозяйственные комплексы. Для дивизионального типа характерно образование автономных отделений, специализирующихся на самостоятельных операциях. В дивизиональную структуру вписываются производства с замкнутым технологическим циклом, а также филиалы крупных предприятий, осваивающие отдельные сегменты рынка: транспортные, региональные, проектные службы и т. д. Дивизиональное разделение осуществляется по одному из трех призна­ков: продуктовому (Р), региональному (R) и рыночному (S) (рис. 5. 5).

Рис. 5. 5. Дивизиональный тип организации

 

Классификация по продукту предполагает выделение в высшем звене управления подразделений, специализирующихся на производстве технологически не связанных друг с другом товаров или услуг, имеющих собственную систему функциональных служб. Региональное разделение представляет собой выделение в структуре компании региональных филиалов, становящихся своеобразными центрами прибыли по отношению к материнской компании. Рыночный способ разделе­ния предполагает выделение подразделений фирмы, сосредоточенных на освоении целевых сегментов рынка.

Дивизиональная структура включает четыре уровня управленческой иерархии. Высшее звено - совет директоров, правление и президент. На этом уровне осуществляется разработка стратегии развития компании, координация работы всех ее подразделений. На следующем уровне - уровне служб и отделов, возглавляемых вице-президентами, заместителями директоров, - организуются различные виды коммер­ческой, финансовой деятельности, а также материальное обеспечение фирмы. На третьем уровне находятся производственные отделения, специализирующиеся по видам продукции, регионам и типам потребителей. Они получают право иметь самостоятельный баланс, решать вопросы текущего финансирования. Низшая ступень включает исполнителей заданий, ответственных за реализацию принимаемых на выс­шем уровне решений.

Программно-целевая структура наиболее распространена на предприятиях, переживающих диверсификацию - стадию освоения новых для себя товаров и услуг, востребованных в результате изменения рыночной конъюнктуры. В условиях децентрализации, имеющей место при программно-целевом типе организации, подобное освоение осуществляется наименее болезненно и даже может давать полезные синергические эффекты, когда, к примеру, компания в своих отделениях производит продукцию, реализуемую в одних и тех же торговых точках. Тактика поведения программно-целевых структур на рынке специфична и склонна к интеграции связей, принадлежащих несоизмеримым с точки зрения линейно-функциональной структуры организационным уровням. Программно-целевую структуру характеризуют гори­зонтальная и вертикальная интеграция уровней управления, связанных общностью стратегических целей, а также масштабом тех выгод, какие может принести налаживание системы взаимодействий между специализированными отделениями.

Горизонтальная интеграция предполагает стремление руководителя проекта использовать для выполнения поставленной задачи все имею­щиеся средства.

Вертикальная интеграция призвана интегрировать процессы производства и управления, а также сбыта продукции, вовлечения всего объема работ в одну технологическую линию, контролируемую централизованно.

Преимущества, обнаруживаемые по мере самоопределения предприятий на рынке, основывающиеся на выгодах географического положения или характера выпускаемой продукции, предоставляют пред­приятию возможность не только обойти своих конкурентов, но и более гибко реагировать на все колебания в ценообразовании.

На предприятиях чаще всего встречаются смешанные типы организационных структур, так как в чистом виде они существуют достаточно редко.

В последнее время все чаще начинают говорить о формировании нового типа организационных структур, называемых сетевыми. Их появление вызвано ограниченностью ставшего традиционным иерархического способа организации деятельности предприятий и учреждений. Иерархические организационные структуры выстраивают свою деятельность на основе исключительно командно-распорядительных принципов регулирования, системы строгого вертикального соподчинения между организационными уровнями. Распространение сетевых организационных структур связано с устранением субординации между брендодателями, учредителями торговых марок и компаниями, производящими продукцию носителей бренда на условиях специального соглашения. Сетевые организации стремятся организовать свои подразделения по проектному принципу, более всего соответствующему инновационным возможностям организации. Гибкость организационной структуры по­зволяет им осваивать наиболее рисковые рынки, работа на которых требует значительных вложений в научные разработки, сервисное обслужи­вание и пр. Важнейшим стимулом в распространении сетевого принципа организации бизнеса стало развитие аутсорсинга .

Аутсорсинг представляет собой передачу организацией части своих финансовых, материальных, кадровых и технологических ресурсов сторонним организациям для более эффективного выполнения функций, входящих в хозяйственный портфель организации. Как правило, на аутсорсинг компания передает те функции, которые не являются ее сильной стороной и не могут обеспечить конкурентоспособности.

Другой разновидностью сетевой организации бизнеса является франчайзинг , под которым следует понимать форму партнерства крупной и известной компании с небольшими и малоизвестными фирмами, приобретающими у нее лицензии на управленческие, производственные и маркетинговые технологии, ноу-хау, товарные знаки с целью проникновения и закрепления на перспективном рынке. Как правило, использование франчайзи (фирмой, приобретшей торговую марку франчайзера) раскрученного на рынке бренда позволяет ей снизить уровень трансакционных издержек и выйти на ведущие конкурентные позиции.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.