|
|||
1.2. Упражнения для губа) «Улыбка – трубочка». Беззвучная длительная артикуляция звуков И, У. «Улыбка» - под счет логопеда загибаем поочередно 5 пальцев на правой руке. «Трубочка» - удерживая сжатый правый кулак, загибаем пальцы на левой руке. «Улыбка» - удерживая сжатый левый кулак, под счет по очереди разгибаем пальцы на правой руке, «Трубочка» - разжимаем пальцы левой руки. Повторить 2-3 раза;
б) Смена артикуляционных укладов. Беззвучное проговаривание гласных А, У, И. Каждый артикуляционный уклад сопровождается определенным положением пальцев рук. Логопед проговаривает, а заикающийся показывает. «Рот открыли, улыбка, трубочка. Открыли, трубочка, улыбочка». И т. д. «А» - пальцы ведущей руки сжаты, только в вертикальном положении открыты большой и указательные пальцы. Показываем таким образом широко открытый рот. «У» - большой и указательный пальцы сближены между собой в виде трубочки и имитируют положение губ при произнесении данного звука. «И» - большой и указательный пальцы широко раскрыты в горизонтали, показывая широкую улыбку. Чередуем данные гласные, следя за тем, чтобы артикуляционный уклад и движения пальцев совпадали. Скорость выполнения данного упражнения подбирается индивидуально, в зависимости от моторных и координационных возможностей заикающегося и постепенно увеличивается до максимальной; в) «Поцелуйчики для мамочки». Каждый пальчик на двух руках получает по звонкому поцелую, без втягивания щек и оттопыривания губ. Губы собираются вперед трубочкой в маленький кружок и звонко взрываются поцелуем;
г) «Сердитая мама». На полуулыбке сильно сжимаем губы, втягивая уголки губ вовнутрь, словно показываем сердитую маму. Динамично напрягаем и расслабляем губы до 10-15 раз и расслабляем через свободный выдох через губы «Как фыркает лошадка». Повторяем упражнение в длительном, статичном напряжении губ до 30 сек. Выдыхаем через мягкие губы и расслабляем их. Напряжение и расслабление губ сопровождаем приближением и отдалением указательного пальца. д) «Хомячки». Надуваем сильно щеки и удерживаем их, пока «считаем шаги до норки», загибая и разгибая по очереди пальцы на руках. Досчитали до 10 – загнули пальцы, еще раз до 10 – разогнули пальцы.
г) «Слоник». Вытягиваем губы хоботком, как слоник, и вслед за указательным пальцем двигаем им влево – вправо, вверх – вниз, по кругу в одну сторону, в другую. Как правило, детям бывает очень сложно выполнить поочередное загибание – разгибание пальцев рук и при этом еще удерживать нужный артикуляционный уклад. Поэтому необходимо очень строго следить за правильным и четким выполнением этих упражнений. Соединяя артикуляционные и пальчиковые упражнения, мы нарабатываем новые моторные маршруты в коре головного мозга. А ритмичный счет вслух позволяет организовать внутреннюю ритмику речи. Именно это является первоочередной задачей при восстановлении речи. 1. 3. Упражнения для языка а) Максимальное высовывание языка вперед и статичное удержание его в таком положении до 1-2 минут (указательный и большой пальцы левой руки сомкнуты в кольцо, попеременно в него складываем колечком пальцы правой руки, затем руки меняют положение. Постепенно усложняем действия пальцев, двигая «колечки» из пальцев вверх и вниз и меняя положение рук в пространстве). Сверху/снизу правая рука и т. д. Логопед при этом считает: «Раз, два, три, четыре», когда делаем движения от указательного пальца к мизинцу и «Раз, два, три, четыре, раз, два, три», когда пальцы двигаются от указательного к мизинцу и обратно к указательному.
Для малышей целесообразно начинать с более простого варианта, когда пальцы по очереди замыкаются в колечки без соединения рук. б) «Змейка». Быстрое вытягивание и убирание языка. Сопровождаем движением ладони. Язык вытянули – ладонь вытянули вперед, язык убрали, ладонь закрыли; в) «Конфетка». Упираемся кончиком языка по очереди в одну и другую щеки, словно у нас там конфетка. Нажимаем на «конфетку» пальцем через щеку, чтобы проверить, насколько она твердая. Тем самым провоцируем мышцы языка на сильное напряжение; г) «Любопытный язычок». С усилием протискиваем язык сквозь зажатые зубы (Напряженным кулачком с усилием ведем по второй ладошке); д) «Пожевали» язык. Массируем язык от кончика и до середины верхними зубами (ведущей рукой похлопываем по второй ладони от кончиков пальцев до середины и обратно синхронно с языком ); е) «Печем блины». Расслабляем язык, похлопывая слегка вытянутый язык верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя». Удержать расслабленный тонкий широкий язык на нижней губе до 20-30 сек. (слегка похлопываем расслабленными ладошками).
|
|||
|