(Дополнительный материал и материал, изучаемый по усмотрению учителя, отмечен знаком *)
Тема программы
| Основное содержание по темам рабочей программы
| Характеристика основных видов деятельности обучающихся
|
Биология как наука. Методы научного познания (2 ч)
| Краткая история развития биологии. Методы познания живой природы.
Современная естественнонаучная картина мира
Биология как наука. Отрасли биологической науки: цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология. Объект изучения биологии — живая природа. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира
| Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира.
Участвовать в подготовке рефератов, докладов о вкладе выдающихся учёных в развитие биологической науки
|
* Система биологических наук
Значение биологических наук. Систематика, морфология, физиология, экология
| Называть биологические науки. Объяснять значение биологических знаний для отдельного человека и для общества в целом
|
Отличительные признаки живой природы
Отличительные признаки живой природы — уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Методы познания живой природы: измерение, наблюдение, эксперимент, микроскопирование.
Лабораторная работа № 1
«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
| Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем).
Приводить доказательства (аргументация) уровневой организации и эволюции живой природы.
Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
|
Молекулярный уровень организации живой материи (6 ч)
| Химический состав клетки. Вода
и неорганические вещества
Химический состав клетки. Неорганические вещества, их роль в клетке.
Лабораторная работа № 2
«Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»
| Приводить доказательства единства тел живой и неживой природы на примере сходства их химического состава. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и формулировать выводы на основе сравнения.
Характеризовать роль воды и солей в клетке.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
|
Органические вещества клетки. Углеводы и липидыОрганические вещества клетки. Строение углеводов и липидов. Их значение.
Практическая работа № 1
«Сравнение химического состава пищевых продуктов»
| Характеризовать строение молекул углеводов и жиров. Объяснять роль этих веществ в клетке.
Анализировать состав пищевых продуктов, определять потребности организма в этих веществах
|
Строение белков
Химический состав и строение белковых молекул, их пространственная структура.
Свойства белков — денатурация, ренатурация
| Характеризовать строение, структуру белковых молекул.
Устанавливать связь между строением белков и их функциями в клетке
|
Многообразие и функции белков
Многообразие и значение белков в клетке.
Лабораторная работа № 3
«Ферментативное расщепление пероксида водорода»
| Характеризовать и сравнивать роль различных белков в клетках.
Работать с лабораторным оборудованием, наблюдать и объяснять результаты эксперимента.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
|
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки
Строение РНК и ДНК. Удвоение молекулы ДНК
| Характеризовать строение молекул РНК.
Сравнивать строение РНК разных видов.
Характеризовать строение молекул ДНК.
Сравнивать строение молекул РНК и ДНК.
Объяснять роль нуклеиновых кислот в клетке
|
ДНК — носитель наследственной информации. Ген. Генетический код
Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код
| Выделять существенные признаки гена.
Характеризовать свойства генетического кода.
Приводить доказательства единства живой и неживой природы на примере родства живых организмов с использованием знаний о геноме
|
*Подведём итоги. Молекулярный
уровень организации живой материи
Обобщение и систематизация знаний
| Характеризовать химический состав клетки и объяснять значение органических и неорганических веществ для её жизни.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы
|
Клеточный уровень
организации живой
материи (11 ч)
| Развитие знаний о клетке. Клеточная теория
Методы изучения клетки. История создания клеточной теории. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Современная клеточная теория
| Характеризовать содержание клеточной теории.
Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира; вклад учёных — исследователей клетки в развитие биологической науки.
Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории.
Применять знание цитологической терминологии
|
*Клетка как биосистема. Многообразие клеток
Клетка — элементарная живая система.
Многообразие клеток. Связь строения клеток с выполняемыми ими функциями
| Характеризовать клетку как биосистему.
Выявлять общие и частные особенности строения разнообразных клеток
|
Строение клеток эукариот: клеточная мембрана, цитоплазма, одномембранные органоиды, рибосомы
Строение и функции клеточной мембраны, цитоплазмы, ЭПС, лизосом, комплекса Гольджи, вакуолей, рибосом
| Выделять существенные признаки строения эукариотической клетки.
Выявлять связь строения и функций органоидов.
Сравнивать строение животных и растительных клеток
|
Двумембранные органоиды и немембранные органоиды клетки
Строение и функции митохондрий, пластид, клеточного центра и органоидов движения
| Характеризовать строение двумембранных органоидов.
Сравнивать строение пластид и митохондрий.
Выявлять связь строения и функций органоидов
|
*Связь строения органоидов с выполняемыми ими функциями Клетка — единая система. Функциональная связь органоидов
| Объяснять взаимосвязь частей клетки.
Приводить примеры, подтверждающие взаимосвязь частей клетки
|
Ядро, его строение и значение для клетки
Строение ядра. Значение ядра для жизнедеятельности клетки. Хромосомы
| Характеризовать ядро как главную часть клетки.
Выявлять связь строения ядра с выполняемыми им функциями.
Характеризовать строение хромосом
|
Сравнение клеток животных и растений
Признаки сходства клеток живых организмов. Основные различия животной
и растительной клеток.
Лабораторная работа № 4
«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом»
| Сравнивать строение клеток растений и животных.
Объяснять причины сходства и различия между клетками разных эукариот.
Наблюдать клетки растений, животных под микроскопом, давать их описание.
Работать с лабораторным оборудованием, наблюдать и объяснять результаты эксперимента.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
|
Особенности строения и жизнедеятельности прокариот
Строение прокариотической клетки.
Жизнедеятельность прокариот — типы питания, размножения, спорообразование
| Выделять существенные признаки строения прокариотической клетки.
Сравнивать клетки эукариот и прокариот
|
Вирусы. Строение и жизнедеятельность
Систематическое положение вирусов.
Строение и жизнедеятельность вирусов.
Значение вирусов в природе и для человека
| Выделять признаки строения вирусов.
Характеризовать жизненный цикл вирусов.
Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний.
Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать её.
Готовить доклады, рефераты, сообщения о вирусах — возбудителях заболеваний растений, животных, человека, о мерах профилактики вирусных заболеваний
|
Обмен веществ и превращение энергии в клетке
Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки.
Строение и роль АТФ в клетке
| Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие между понятиями «ассимиляция» и «диссимиляция».
Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения.
Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии.
Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма
|
Энергетический обмен в клетках и его значение
Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль ферментов и митохондрий в клеточном дыхании
| Определять понятие «клеточное дыхание».
Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы.
Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма
|
Пластический обмен. Фотосинтез
Понятие о фотосинтезе как процессе пластического обмена в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы
| Определять понятие «фотосинтез».
Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения.
Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы.
Выявлять сходство и различия дыхания и фотосинтеза
|
Биосинтез белка
Пластический обмен в клетках — биосинтез белка. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков
| Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке.
Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке
|
*Решение цитологических задач
Решение задач на энергетический обмен, фотосинтез, репликацию ДНК и биосинтез белка
| Уметь пользоваться таблицей генетического кода, применять принцип комплементарности и правила Чаргаффа при решении задач по молекулярной биологии
|
*Подведём итоги. Клеточный уровень организации живой материи
Обобщение и систематизация знаний
| Характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы
|
Организменный
уровень организации
живой материи (14 ч)
| *Типы питания организмов
Организм — открытая система. Типы питания организмов
| Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме.
Выделять существенные признаки биосистемы «организм».
Характеризовать различные типы питания организмов.
Приводить примеры живых организмов с различными типами питания
|
Размножение организмов. Разновидности бесполого размножения
Типы размножения: половое и бесполое. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения
| Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов.
Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы.
Раскрывать биологическое преимущество полового размножения
|
Деление соматических клеток. Митоз. Амитоз
Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки
| Характеризовать значение размножения клетки.
Определять понятия «митоз» и «клеточный цикл».
Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот.
Называть и характеризовать стадии клеточного цикла
|
Мейоз. Гаметогенез
Образование половых клеток. Мейоз.
Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе
| Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов.
Определять понятие «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы.
Сравнивать митоз и мейоз.
Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез».
Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза
|
Оплодотворение
Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение у животных и растений
| Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира.
Характеризовать двойное оплодотворение у цветковых растений
|
*Индивидуальное развитие растений
Циклы размножения, чередование поколений у споровых (папоротникообразные и моховидные) и семенных (голосеменные и покрытосеменные) растений
| Выявлять, характеризовать и сравнивать половое и бесполое поколения у споровых и семенных растений
|
Онтогенез. Причины нарушения развития организмов
Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения. Причины нарушения онтогенеза
| Определять понятие «онтогенез».
Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза.
Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма.
Сравнивать и характеризовать значение основных этапов развития эмбриона.
Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды.
Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением.
Называть и характеризовать стадии роста и развития у амфибий
|
*Подведём итоги. Размножение и типы питания организмов
Обобщение и систематизация знаний
| Характеризовать разные формы размножения организмов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы
|
Наследственность и изменчивость признаков — свойства организмов. Основные понятия генетики
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика
| Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость».
Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов.
Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип».
Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов
|
Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, — моногибридное скрещивание
| Пользоваться генетической терминологией.
Характеризовать содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем.
Объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей — в формирование современной естественнонаучной картины мира
|
Решение задач на моногибридное скрещивание и кодоминирование
Решение задач на моногибридное скрещивание, полное и неполное доминирование
| Составлять схемы скрещивания при решении элементарных генетических задач на моногибридное скрещивание и кодоминирование
|
Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков
Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков
| Пользоваться генетической терминологией.
Формулировать третий закон Менделя.
Составлять элементарные схемы скрещивания
|
*Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание
Решение генетических задач на ди- и полигибридное скрещивание
| Пользоваться генетической терминологией.
Составлять схемы скрещивания.
Выявлять типы гамет, образующихся у зигот различного типа
|
*Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана
Сцепленное наследование признаков. Группы сцепления. Закон Моргана
| Пользоваться генетической терминологией.
Выявлять причины перекомбинации признаков
|
*Решение задач на сцепленное наследование
Решение задач на сцепленное наследование
| Определять группы сцепления по условию задачи.
Составлять схемы скрещивания.
Решать генетические задачи на сцепленное наследование
|
*Взаимодействие генов.
Генотип как целостная исторически сложившаяся система
Взаимодействия аллельных и неаллельных генов — неполное доминирование, кодоминирование, эпистаз, полимерия, комплементарность
| Пользоваться генетической терминологией.
Решать генетические задачи на взаимодействие генов
|
Хромосомная теория наследственности.
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом
Признаки наследования, сцепленные с полом. Механизм определения пола. Генетические заболевания человека, сцепленные с полом.
Хромосомная теория наследственности. Развитие знаний о гене и геноме. Современные представления о гене и геноме
| Объяснять механизм определения пола.
Объяснять причины наследственных заболеваний человека.
Характеризовать содержание хромосомной теории наследственности; современных представлений о гене и геноме
|
*Решение задач на наследование, сцепленное с полом
Решение задач на сцепленное с полом наследование
| Уметь пользоваться генетической терминологией.
Определять тип генетической задачи по её условию
|
*Подведём итоги. Основные понятия генетики
Обобщение и систематизация знаний
| Решать генетические задачи.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы
|
Изменчивость организмов.
Ненаследственная изменчивость
Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Ненаследственная изменчивость.
Практическая работа № 2
«Построение вариационной кривой»
| Выделять существенные признаки изменчивости.
Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости.
Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.
Анализировать статистические данные
|
Наследственная изменчивость. Мутагенные факторы
Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная
| Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.
Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости.
Характеризовать наследственную изменчивость как эволюционный фактор
|
*Виды мутаций. Цитоплазматическое наследование
Виды мутаций и их значение для живых организмов
| Характеризовать различные виды мутаций.
Объяснять биологическое значение мутаций
|
Генетика и здоровье человека
Влияние мутагенов на организм человека. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека
| Объяснять причины наследственных и ненаследственных изменений, влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций
|
Основы селекции и биотехнологии
Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных.
Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома)
| Характеризовать методы селекции.
Определять задачи, стоящие перед селекцией.
Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей.
Характеризовать биотехнологию как прикладную науку.
Объяснять методы биотехнологии.
Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии
|
*Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений
| Характеризовать вклад Н. И. Вавилова в развитие биологической науки.
Объяснять значение изучения центров происхождения культурных растений
|
*Подведём итоги. Изменчивость
Обобщение и систематизация знаний
| Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы
|
Итоговый урок. Обобщение
Обобщение и систематизация знаний,
итоговый контроль знаний по темам курса биологии 10 класса
| Формулировать основные закономерности, законы и теории по изученным темам.
Решать задачи, выполнять тестовые задания
|
Тема программы
| Основное содержание
по темам рабочей программы
| Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
|
Популяционно-видовой уровень организации живой материи (20 ч)
| История развития эволюционных идей
Первые представления об эволюции. Развитие креационизма, преформизма, трансформизма
| Характеризовать основные додарвиновские теории развития жизни.
Выявлять несостоятельность этих теорий с точки зрения современной науки
|
*Додарвиновский период развития истории биологии — ламаркизм
Эволюционные взгляды Ж. Б. Ламарка. Значение работ Ламарка для становления эволюционной теории
| Выделять существенные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.
Аргументировать ошибочность основных положений теории эволюции Ламарка.
Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии
|
Эволюционная теория Ч. Дарвина
Зарождение теории Дарвина. Положения теории эволюции. Значение учения Дарвина
| Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции.
Называть и объяснять результаты эволюции.
Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина
|
Изменчивость и наследственность — факторы эволюции
Наследственная (мутационная и комбинативная) и модификационная изменчивость. Значение роли изменчивости для эволюции
| Выделять существенные признаки изменчивости.
Называть и объяснять причины наследственной изменчивости.
Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости.
Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости
|
Борьба за существование как фактор эволюции
Виды борьбы за существование. Роль борьбы за существование в эволюционном процессе
| Объяснять сущность понятия «борьба за существование». Характеризовать виды борьбы за существование. Объяснять роль борьбы за существование как эволюционного фактора
|
Естественный отбор — главная движущая сила эволюции
Понятие «естественный отбор». Формы естественного отбора. Естественный отбор — главная движущая сила эволюции
| Объяснять сущность понятия «естественный отбор». Характеризовать роль естественного отбора как главного фактора эволюции.
Характеризовать формы естественного отбора
|
*Приспособленность к среде обитания — результат эволюции Разнообразие приспособительных изменений. Адаптации. Относительный характер адаптаций.
Лабораторная работа № 1
«Выявление относительного характера приспособленности»
| Объяснять механизм возникновения адаптаций.
Характеризовать различные формы адаптаций, приводить примеры организмов.
Объяснять относительный характер адаптаций.
Выявлять на конкретных примерах приспособления у организмов к среде обитания
|
Вид — надорганизменная система
Развитие представлений о виде. Критерии вида.
Лабораторная работа № 2
«Описание видов по морфологическому критерию»
| Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.
Обобщать информацию и формулировать выводы
|
Популяция — структурная единица
вида, единица эволюции
Популяция — структурная единица вида. Возрастной и видовой состав популяции. Популяция — единица эволюции
| Объяснять сущность понятия «популяция».
Сравнивать популяции одного вида, делать выводы.
Объяснять роль популяции в процессе образования новых видов
|
Влияние эволюционных факторов на генофонд популяции
Генетическое равновесие в популяции
и его нарушения. Направленные изменения генофонда
| Характеризовать элементарные эволюционные факторы.
Объяснять механизмы влияния этих факторов на популяцию.
Приводить примеры
|
*Генетика популяций
Понятие «идеальная популяция». Закон Харди — Вайнберга. Значение генотипического разнообразия для эволюции
| Объяснять сущность закона Харди — Вайнберга.
Называть причины генетического разнообразия популяции.
Объяснять значение генетической неоднородности популяции для эволюции
|
Изоляция как эволюционный фактор
Пространственная изоляция. Биологическая изоляция. Изоляция как фактор эволюции
| Характеризовать виды изоляции.
Объяснять причины возникновения изоляции.
Характеризовать изоляцию как эволюционный фактор
|
Микроэволюция. Видообразование
Видообразование. Способы видообразования — географическое, экологическое
| Объяснять причины многообразия видов.
Приводить конкретные примеры формирования новых видов.
Объяснять причины двух типов видообразования.
Анализировать и сравнивать способы видообразования (на конкретных примерах)
|
Доказательства эволюции органического мира. Формы макроэволюции
Доказательства эволюционного процесса: сравнительно-анатомические, сравнительно-эмбриологические, палеонтологические. Типы эволюционных изменений: дивергенция, конвергенция, параллелизм
| Выделять существенные процессы дифференциации вида.
Объяснять возникновение надвидовых групп.
Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле.
Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию
|
Основные направления и пути осуществления эволюции органического мира
Направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение разных путей эволюции
| Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс».
Характеризовать направления биологического прогресса.
Объяснять роль основных направлений эволюции.
Анализировать и сравнивать проявления основных направлений эволюции.
Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации
|
Синтетическая теория эволюции
Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ).
Основные положения СТЭ. Значение СТЭ
| Формулировать положения СТЭ. Сравнивать положения СТЭ и эволюционной теории Дарвина
|
Современная система органического мира — отражение эволюции
Систематические единицы. Современная классификация — отражение эволюционного развития живой природы
| Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов.
Выявлять принадлежность организмов к определённой систематической группе (классификация).
Различать на натуральных объектах и
в таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов
|
*Подведём итоги. Теория эволюции
Обобщение и систематизация знаний
| Выделять существенные признаки вида. Характеризовать основные направления и движущие силы эволюции. Объяснять причины многообразия видов. Формулировать и объяснять положения СТЭ
|
Гипотезы о происхождении жизни
Гипотезы о происхождении жизни на Земле: креационизм, панспермия, самозарождение, современная гипотеза возникновения жизни
| Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни.
Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез А. И. Опарина и Д. Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения
|
Этапы развития жизни на Земле
Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни
| Выделять существенные признаки эволюции жизни.
Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле.
Различать эры в истории Земли.
Характеризовать причины выхода организмов на сушу.
Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов
|
*Основные ароморфозы развития органического мира на Земле
Основные ароморфозы в эволюции растительного мира. Основные ароморфозы в эволюции животных
| Выявлять и объяснять причины основных ароморфозов в эволюции животного и растительного мира, используя материал учебника и извлекая из него нужную информацию
|
Происхождение человека и его положение в системе животного мира
Гипотезы о происхождении человека, доказательства родства человека с другими млекопитающими. Рудименты и атавизмы
| Характеризовать основные особенности организма человека.
Сравнивать признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян
|
Движущие силы эволюции человека
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Антропоморфозы
| Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека
|
Этапы антропогенеза
Ранние предки человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек. Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека
| Различать и характеризовать стадии антропогенеза.
Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека.
Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного.
Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека
|
Человеческие расы. Будущее человечества
Расообразование. Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас. Человечество в будущем
| Называть существенные признаки вида Человек разумный.
Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания.
Выявлять причины многообразия рас человека.
Характеризовать родство рас на конкретных примерах.
Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный
|
*Подведём итоги. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Антропогенез
Обобщение и систематизация знаний
| Объяснять идеи гипотез происхождения жизни на Земле.
Называть и характеризовать основные этапы развития жизни на Земле.
Выявлять и обосновывать место человека в системе органического мира.
Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека
|
Биогеоценотический уровень организации живой материи (8 ч)
| Предмет и задачи экологии
Среда обитания и экологические факторы. Экология как наука. Уровни организации жизни, изучаемые экологией.
Задачи и методы современной экологии
| Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле.
Объяснять значение экологии как современной науки.
Формулировать задачи и называть методы экологии
|
*Среды обитания организмов
Водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды жизни
| Характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле.
Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания.
Распознавать и характеризовать экологические факторы среды
|
*Общие законы действия факторов среды на организм
Закон оптимума, закон взаимодействия факторов, закон ограничивающего фактора. Экологическая ниша
| Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы.
Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы.
Характеризовать и объяснять понятие «экологическая ниша»
|
Абиотические факторы среды
Свет. Температура. Влажность. Солёность воды. Экологические группы организмов
| Характеризовать физические свойства абиотических факторов.
Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры организмов, относящихся к этим экологическим группам
|
*Биоритмы
Универсальность, причины биоритмов. Адаптации организмов. Фотопериодизм. Значение биологических часов
| Характеризовать биоритмы как адаптации организмов к внешним воздействиям.
Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений
|
Биотические связи
Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей
| Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей.
Характеризовать типы взаимодействия видов организмов, приводить их примеры.
Объяснять значение биотических связей
|
*Экологическая характеристика популяций
Количественные и временные характеристики популяции. Демографическая и пространственная структура популяции
| Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида.
Объяснять территориальное поведение особей популяции.
Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе.
Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции
|
*Динамика популяций
Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции
| Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции.
Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы.
Анализировать содержание рисунков учебника
|
Экологические сообщества и экосистемы
Биоценоз. Видовое разнообразие. Пространственная структура биоценоза. Экосистемы. Понятие о биотопе
| Выделять существенные признаки природного сообщества.
Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши.
Определять понятие «биотоп», сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз».
Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе
|
Биогеоценозы. Пищевые связи в биогеоценозах
Структура биогеоценоза. Трофическая структура. Экологическая пирамида
| Характеризовать трофическую структуру биогеоценоза.
Объяснять роль организмов на разных трофических уровнях.
Характеризовать понятие «экологическая пирамида».
Анализировать содержание рисунков учебника
|
Устойчивость экосистем. Агроценоз
Признаки устойчивости экосистем. Саморегуляция. Особенности агроценозов
| Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем.
Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем.
Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы
|
Смена биогеоценозов. Экологическая сукцессия
Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ
| Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов.
Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы.
Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.
Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края
|
Решение задач по экологии
Решение задач по темам: общие законы действия факторов среды на организм, биотические связи, экология популяций, биогеоценозы, пищевые связи в биогеоценозах, устойчивость экосистем, агроценоз, смена сообществ
| Анализировать статистический материал, графики, диаграммы.
Анализировать и сравнивать факты, приведённые в тексте.
Называть примеры организмов
|
*Подведём итоги. Биогеоценотический уровень организации живой материи
Обобщение и систематизация знаний
| Характеризовать процессы, происходящие на биогеоценотическом уровне организации живой материи.
Находить в Интернете и других источниках дополнительную информацию о работе учёных, современных исследованиях в природе
|
Биосферный уровень организации живой материи (5 ч)
| Учение В. И. Вернадского о биосфере
Биосфера — глобальная экосистема.
В. И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере
| Характеризовать биосферу как глобальную экосистему.
Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах.
Объяснять значение биоразнообразия для сохранения биосферы.
Характеризовать роль В. И. Вернадского в развитии учения о биосфере
|
Структура биосферы
Состав биосферы. Границы и биомасса биосферы
| Называть границы биосферы. Объяснять причины, ограничивающие распространение жизни.
Характеризовать биомассу биосферы.
Анализировать последствия влияния деятельности человека на биосферу
|
Живое вещество биосферы
Отличительные признаки живого. Функции живого вещества в биосфере
| Называть основные свойства живых систем, приводить примеры свойств организмов.
Характеризовать свойства живого вещества биосферы
|
Биологический круговорот веществ в биосфере
Понятие «круговорот веществ». Биогенная миграция. Биохимический цикл углерода
| Объяснять понятие «круговорот веществ».
Характеризовать биогенную миграцию. Объяснять значение биогенной миграции на примере биохимического цикла углерода
|
Глобальные экологические проблемы и пути их решения
Проблемы биосферы: неконтролируемый рост численности населения, истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения
| Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере.
Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия.
Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом.
Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе
|
*Подведём итоги. Биосферный уровень организации живой материи
Обобщение и систематизация знаний
| Характеризовать учение В. И. Вернадского о биосфере.
Характеризовать структуру биосферы
и живое вещество биосферы.
Объяснять значение биологического круговорота веществ в биосфере.
Выделять глобальные экологические проблемы.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе
|
Итоговый урок. Обобщение
Обобщение и систематизация знаний, итоговый контроль знаний по темам курса биологии 11 класса
| Формулировать основные закономерности, законы и теории по изученным темам.
Решать задачи.
Выполнять тестовые задания
|