Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тематическое планирование. Проектно-исследовательская работа учащихся в летний период. Тематическое планирование. Биология как наука. Методы научного познания (2 ч). Молекулярный уровень организации живой материи (6 ч). Клеточный уровень. организации живо



Тематическое планирование

(Дополнительный материал и материал, изучаемый по усмотрению учителя, отмечен знаком *)

10 класс, базовый уровень (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч – резервное время)

 

Тема программы Основное содержание по темам рабочей программы Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Биология как наука. Методы научного познания (2 ч)

Краткая история развития биологии. Методы познания живой природы. Современная естественнонаучная картина мира Биология как наука. Отрасли биологической науки: цитология, эмбриология, генетика, селекция, экология. Объект изучения биологии — живая природа. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира. Участвовать в подготовке рефератов, докладов о вкладе выдающихся учёных в развитие биологической науки
* Система биологических наук Значение биологических наук. Систематика, морфология, физиология, экология Называть биологические науки. Объяснять значение биологических знаний для отдельного человека и для общества в целом
Отличительные признаки живой природы Отличительные признаки живой природы — уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем. Методы познания живой природы: измерение, наблюдение, эксперимент, микроскопирование.   Лабораторная работа № 1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем). Приводить доказательства (аргументация) уровневой организации и эволюции живой природы. Обобщать и фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

Молекулярный уровень организации живой материи (6 ч)

Химический состав клетки. Вода и неорганические вещества Химический состав клетки. Неорганические вещества, их роль в клетке.   Лабораторная работа № 2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» Приводить доказательства единства тел живой и неживой природы на примере сходства их химического состава. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и формулировать выводы на основе сравнения. Характеризовать роль воды и солей в клетке. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием  
Органические вещества клетки. Углеводы и липидыОрганические вещества клетки. Строение углеводов и липидов. Их значение.   Практическая работа № 1 «Сравнение химического состава пищевых продуктов» Характеризовать строение молекул углеводов и жиров. Объяснять роль этих веществ в клетке. Анализировать состав пищевых продуктов, определять потребности организма в этих веществах
Строение белков Химический состав и строение белковых молекул, их пространственная структура. Свойства белков — денатурация, ренатурация Характеризовать строение, структуру белковых молекул. Устанавливать связь между строением белков и их функциями в клетке
Многообразие и функции белков Многообразие и значение белков в клетке.   Лабораторная работа № 3 «Ферментативное расщепление пероксида водорода» Характеризовать и сравнивать роль различных белков в клетках. Работать с лабораторным оборудованием, наблюдать и объяснять результаты эксперимента. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки Строение РНК и ДНК. Удвоение молекулы ДНК Характеризовать строение молекул РНК. Сравнивать строение РНК разных видов. Характеризовать строение молекул ДНК. Сравнивать строение молекул РНК и ДНК. Объяснять роль нуклеиновых кислот в клетке
ДНК — носитель наследственной информации. Ген. Генетический код Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код Выделять существенные признаки гена. Характеризовать свойства генетического кода. Приводить доказательства единства живой и неживой природы на примере родства живых организмов с использованием знаний о геноме
*Подведём итоги. Молекулярный уровень организации живой материи Обобщение и систематизация знаний Характеризовать химический состав клетки и объяснять значение органических и неорганических веществ для её жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы

Клеточный уровень

организации живой

материи (11 ч)

 

 

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория Методы изучения клетки. История создания клеточной теории. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Современная клеточная теория Характеризовать содержание клеточной теории. Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира; вклад учёных — исследователей клетки в развитие биологической науки. Приводить доказательства (аргументация) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории. Применять знание цитологической терминологии
*Клетка как биосистема. Многообразие клеток Клетка — элементарная живая система. Многообразие клеток. Связь строения клеток с выполняемыми ими функциями Характеризовать клетку как биосистему. Выявлять общие и частные особенности строения разнообразных клеток
Строение клеток эукариот: клеточная мембрана, цитоплазма, одномембранные органоиды, рибосомы Строение и функции клеточной мембраны, цитоплазмы, ЭПС, лизосом, комплекса Гольджи, вакуолей, рибосом Выделять существенные признаки строения эукариотической клетки. Выявлять связь строения и функций органоидов. Сравнивать строение животных и растительных клеток
Двумембранные органоиды и немембранные органоиды клетки Строение и функции митохондрий, пластид, клеточного центра и органоидов движения Характеризовать строение двумембранных органоидов. Сравнивать строение пластид и митохондрий. Выявлять связь строения и функций органоидов
*Связь строения органоидов с выполняемыми ими функциями Клетка — единая система. Функциональная связь органоидов Объяснять взаимосвязь частей клетки. Приводить примеры, подтверждающие взаимосвязь частей клетки
Ядро, его строение и значение для клетки Строение ядра. Значение ядра для жизнедеятельности клетки. Хромосомы Характеризовать ядро как главную часть клетки. Выявлять связь строения ядра с выполняемыми им функциями. Характеризовать строение хромосом
Сравнение клеток животных и растений Признаки сходства клеток живых организмов. Основные различия животной и растительной клеток.   Лабораторная работа № 4 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом» Сравнивать строение клеток растений и животных. Объяснять причины сходства и различия между клетками разных эукариот. Наблюдать клетки растений, животных под микроскопом, давать их описание. Работать с лабораторным оборудованием, наблюдать и объяснять результаты эксперимента. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием
Особенности строения и жизнедеятельности прокариот Строение прокариотической клетки. Жизнедеятельность прокариот — типы питания, размножения, спорообразование Выделять существенные признаки строения прокариотической клетки. Сравнивать клетки эукариот и прокариот
Вирусы. Строение и жизнедеятельность Систематическое положение вирусов. Строение и жизнедеятельность вирусов. Значение вирусов в природе и для человека Выделять признаки строения вирусов. Характеризовать жизненный цикл вирусов. Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний. Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать её. Готовить доклады, рефераты, сообщения о вирусах — возбудителях заболеваний растений, животных, человека, о мерах профилактики вирусных заболеваний  
Обмен веществ и превращение энергии в клетке Понятие об обмене веществ как совокупности биохимических реакций, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. Значение ассимиляции и диссимиляции в клетке. Равновесие энергетического состояния клетки. Строение и роль АТФ в клетке Определять понятие «обмен веществ». Устанавливать различие между понятиями «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль АТФ как универсального переносчика и накопителя энергии. Характеризовать энергетическое значение обмена веществ для клетки и организма
Энергетический обмен в клетках и его значение Понятие о клеточном дыхании как о процессе обеспечения клетки энергией. Стадии клеточного дыхания: бескислородная (ферментативная, или гликолиз) и кислородная. Роль ферментов и митохондрий в клеточном дыхании Определять понятие «клеточное дыхание». Сравнивать стадии клеточного дыхания и делать выводы. Характеризовать значение клеточного дыхания для клетки и организма
Пластический обмен. Фотосинтез Понятие о фотосинтезе как процессе пластического обмена в живой клетке. Две стадии фотосинтеза: световая и темновая. Условия протекания фотосинтеза и его значение для природы Определять понятие «фотосинтез». Сравнивать стадии фотосинтеза, делать выводы на основе сравнения. Характеризовать значение фотосинтеза для растительной клетки и природы. Выявлять сходство и различия дыхания и фотосинтеза
Биосинтез белка Пластический обмен в клетках — биосинтез белка. Этапы синтеза белка в клетке. Роль нуклеиновых кислот и рибосом в биосинтезе белков Определять понятие «биосинтез белка». Выделять и называть основных участников биосинтеза белка в клетке. Различать и характеризовать этапы биосинтеза белка в клетке
*Решение цитологических задач Решение задач на энергетический обмен, фотосинтез, репликацию ДНК и биосинтез белка Уметь пользоваться таблицей генетического кода, применять принцип комплементарности и правила Чаргаффа при решении задач по молекулярной биологии
*Подведём итоги. Клеточный уровень организации живой материи Обобщение и систематизация знаний   Характеризовать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы

Организменный

уровень организации

живой материи (14 ч)

 

*Типы питания организмов Организм — открытая система. Типы питания организмов Обосновывать отнесение живого организма к биосистеме. Выделять существенные признаки биосистемы «организм». Характеризовать различные типы питания организмов. Приводить примеры живых организмов с различными типами питания
Размножение организмов. Разновидности бесполого размножения Типы размножения: половое и бесполое. Бесполое размножение: вегетативное, образование спор, деление клетки надвое. Биологическое значение полового и бесполого размножения Выделять и характеризовать существенные признаки двух типов размножения организмов. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, делать выводы. Раскрывать биологическое преимущество полового размножения
Деление соматических клеток. Митоз. Амитоз Деление клетки у эукариот. Митоз. Фазы митоза. Жизненный цикл клетки: интерфаза, митоз. Разделение клеточного содержимого на две дочерние клетки Характеризовать значение размножения клетки. Определять понятия «митоз» и «клеточный цикл». Объяснять механизм распределения наследственного материала между двумя дочерними клетками у прокариот и эукариот. Называть и характеризовать стадии клеточного цикла
Мейоз. Гаметогенез Образование половых клеток. Мейоз. Понятие о диплоидном и гаплоидном наборе хромосом в клетке. Женские и мужские половые клетки — гаметы. Мейоз как особый тип деления клетки. Первое и второе деление мейоза. Понятие о сперматогенезе и оогенезе Называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов. Определять понятие «мейоз». Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Сравнивать митоз и мейоз. Различать понятия «сперматогенез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза
Оплодотворение Особенности полового размножения: слияние мужских и женских гамет, оплодотворение у животных и растений Объяснять роль оплодотворения и образования зиготы в развитии живого мира. Характеризовать двойное оплодотворение у цветковых растений
*Индивидуальное развитие растений Циклы размножения, чередование поколений у споровых (папоротникообразные и моховидные) и семенных (голосеменные и покрытосеменные) растений Выявлять, характеризовать и сравнивать половое и бесполое поколения у споровых и семенных растений
Онтогенез. Причины нарушения развития организмов Понятие об онтогенезе. Периоды онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. Стадии развития эмбриона: зигота, дробление, гаструла, органогенез. Особенности процесса развития эмбриона, его зависимость от среды. Особенности постэмбрионального развития. Развитие животных организмов с превращением и без превращения. Причины нарушения онтогенеза Определять понятие «онтогенез». Выделять и сравнивать существенные признаки двух периодов онтогенеза. Объяснять процессы развития и роста многоклеточного организма. Сравнивать и характеризовать значение основных этапов развития эмбриона. Объяснять зависимость развития эмбриона от наследственного материала и условий внешней среды. Объяснять на примере насекомых развитие с полным и неполным превращением. Называть и характеризовать стадии роста и развития у амфибий
*Подведём итоги. Размножение и типы питания организмов Обобщение и систематизация знаний Характеризовать разные формы размножения организмов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы  
Наследственность и изменчивость признаков — свойства организмов. Основные понятия генетики Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика   Сравнивать понятия «наследственность» и «изменчивость». Объяснять механизмы наследственности и изменчивости организмов. Определять понятия «ген», «генотип», «фенотип». Приводить примеры проявления наследственности и изменчивости организмов
Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание. Законы Менделя Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, — моногибридное скрещивание Пользоваться генетической терминологией. Характеризовать содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем. Объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей — в формирование современной естественнонаучной картины мира
Решение задач на моногибридное скрещивание и кодоминирование Решение задач на моногибридное скрещивание, полное и неполное доминирование Составлять схемы скрещивания при решении элементарных генетических задач на моногибридное скрещивание и кодоминирование
Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков Пользоваться генетической терминологией. Формулировать третий закон Менделя. Составлять элементарные схемы скрещивания
*Решение задач на дигибридное и полигибридное скрещивание Решение генетических задач на ди- и полигибридное скрещивание Пользоваться генетической терминологией. Составлять схемы скрещивания. Выявлять типы гамет, образующихся у зигот различного типа
*Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана Сцепленное наследование признаков. Группы сцепления. Закон Моргана Пользоваться генетической терминологией. Выявлять причины перекомбинации признаков  
*Решение задач на сцепленное наследование Решение задач на сцепленное наследование Определять группы сцепления по условию задачи. Составлять схемы скрещивания. Решать генетические задачи на сцепленное наследование
*Взаимодействие генов. Генотип как целостная исторически сложившаяся система Взаимодействия аллельных и неаллельных генов — неполное доминирование, кодоминирование, эпистаз, полимерия, комплементарность Пользоваться генетической терминологией. Решать генетические задачи на взаимодействие генов
Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом Признаки наследования, сцепленные с полом. Механизм определения пола. Генетические заболевания человека, сцепленные с полом. Хромосомная теория наследственности. Развитие знаний о гене и геноме. Современные представления о гене и геноме   Объяснять механизм определения пола. Объяснять причины наследственных заболеваний человека. Характеризовать содержание хромосомной теории наследственности; современных представлений о гене и геноме  
*Решение задач на наследование, сцепленное с полом Решение задач на сцепленное с полом наследование Уметь пользоваться генетической терминологией. Определять тип генетической задачи по её условию
*Подведём итоги. Основные понятия генетики Обобщение и систематизация знаний   Решать генетические задачи. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы
Изменчивость организмов. Ненаследственная изменчивость Понятие об изменчивости и её роли для организмов. Ненаследственная изменчивость.   Практическая работа № 2 «Построение вариационной кривой» Выделять существенные признаки изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Анализировать статистические данные  
Наследственная изменчивость. Мутагенные факторы Типы наследственной (генотипической) изменчивости: мутационная, комбинативная Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости. Характеризовать наследственную изменчивость как эволюционный фактор
*Виды мутаций. Цитоплазматическое наследование Виды мутаций и их значение для живых организмов Характеризовать различные виды мутаций. Объяснять биологическое значение мутаций
Генетика и здоровье человека Влияние мутагенов на организм человека. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека Объяснять причины наследственных и ненаследственных изменений, влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций
Основы селекции и биотехнологии Понятие о селекции. История развития селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции: искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Селекция растений, животных. Биотехнология, её достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома) Характеризовать методы селекции. Определять задачи, стоящие перед селекцией. Анализировать значение селекции и биотехнологии в жизни людей. Характеризовать биотехнологию как прикладную науку. Объяснять методы биотехнологии. Оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии
*Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений Характеризовать вклад Н. И. Вавилова в развитие биологической науки. Объяснять значение изучения центров происхождения культурных растений
*Подведём итоги. Изменчивость Обобщение и систематизация знаний Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы
Итоговый урок. Обобщение Обобщение и систематизация знаний, итоговый контроль знаний по темам курса биологии 10 класса Формулировать основные закономерности, законы и теории по изученным темам. Решать задачи, выполнять тестовые задания

11 класс, базовый уровень (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 2 ч — резервное время)

 

Тема программы Основное содержание по темам рабочей программы Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Популяционно-видовой уровень организации живой материи (20 ч)

 

История развития эволюционных идей Первые представления об эволюции. Развитие креационизма, преформизма, трансформизма Характеризовать основные додарвиновские теории развития жизни. Выявлять несостоятельность этих теорий с точки зрения современной науки
*Додарвиновский период развития истории биологии — ламаркизм Эволюционные взгляды Ж. Б. Ламарка. Значение работ Ламарка для становления эволюционной теории Выделять существенные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка. Аргументировать ошибочность основных положений теории эволюции Ламарка. Характеризовать значение теории эволюции Ламарка для биологии
Эволюционная теория Ч. Дарвина Зарождение теории Дарвина. Положения теории эволюции. Значение учения Дарвина Выделять и объяснять существенные положения теории эволюции Ч. Дарвина. Характеризовать движущие силы эволюции. Называть и объяснять результаты эволюции. Аргументировать значение трудов Ч. Дарвина
Изменчивость и наследственность — факторы эволюции Наследственная (мутационная и комбинативная) и модификационная изменчивость. Значение роли изменчивости для эволюции Выделять существенные признаки изменчивости. Называть и объяснять причины наследственной изменчивости. Сравнивать проявление наследственной и ненаследственной изменчивости. Объяснять причины проявления различных видов мутационной изменчивости
Борьба за существование как фактор эволюции Виды борьбы за существование. Роль борьбы за существование в эволюционном процессе Объяснять сущность понятия «борьба за существование». Характеризовать виды борьбы за существование. Объяснять роль борьбы за существование как эволюционного фактора
Естественный отбор — главная движущая сила эволюции Понятие «естественный отбор». Формы естественного отбора. Естественный отбор — главная движущая сила эволюции Объяснять сущность понятия «естественный отбор». Характеризовать роль естественного отбора как главного фактора эволюции. Характеризовать формы естественного отбора
*Приспособленность к среде обитания — результат эволюции Разнообразие приспособительных изменений. Адаптации. Относительный характер адаптаций.   Лабораторная работа № 1 «Выявление относительного характера приспособленности» Объяснять механизм возникновения адаптаций. Характеризовать различные формы адаптаций, приводить примеры организмов. Объяснять относительный характер адаптаций. Выявлять на конкретных примерах приспособления у организмов к среде обитания
Вид — надорганизменная система Развитие представлений о виде. Критерии вида.   Лабораторная работа № 2 «Описание видов по морфологическому критерию» Выявлять существенные признаки вида. Объяснять на конкретных примерах формирование приспособленности организмов вида к среде. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Обобщать информацию и формулировать выводы
Популяция — структурная единица вида, единица эволюции Популяция — структурная единица вида. Возрастной и видовой состав популяции. Популяция — единица эволюции Объяснять сущность понятия «популяция». Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. Объяснять роль популяции в процессе образования новых видов
Влияние эволюционных факторов на генофонд популяции Генетическое равновесие в популяции и его нарушения. Направленные изменения генофонда Характеризовать элементарные эволюционные факторы. Объяснять механизмы влияния этих факторов на популяцию. Приводить примеры
*Генетика популяций Понятие «идеальная популяция». Закон Харди — Вайнберга. Значение генотипического разнообразия для эволюции Объяснять сущность закона Харди — Вайнберга. Называть причины генетического разнообразия популяции. Объяснять значение генетической неоднородности популяции для эволюции
Изоляция как эволюционный фактор Пространственная изоляция. Биологическая изоляция. Изоляция как фактор эволюции Характеризовать виды изоляции. Объяснять причины возникновения изоляции. Характеризовать изоляцию как эволюционный фактор
Микроэволюция. Видообразование Видообразование. Способы видообразования — географическое, экологическое Объяснять причины многообразия видов. Приводить конкретные примеры формирования новых видов. Объяснять причины двух типов видообразования. Анализировать и сравнивать способы видообразования (на конкретных примерах)
Доказательства эволюции органического мира. Формы макроэволюции Доказательства эволюционного процесса: сравнительно-анатомические, сравнительно-эмбриологические, палеонтологические. Типы эволюционных изменений: дивергенция, конвергенция, параллелизм Выделять существенные процессы дифференциации вида. Объяснять возникновение надвидовых групп. Приводить примеры, служащие доказательством процесса эволюции жизни на Земле. Использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию
Основные направления и пути осуществления эволюции органического мира Направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Пути эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение разных путей эволюции Определять понятия «биологический прогресс», «биологический регресс». Характеризовать направления биологического прогресса. Объяснять роль основных направлений эволюции. Анализировать и сравнивать проявления основных направлений эволюции. Называть и пояснять примеры ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации
Синтетическая теория эволюции Формирование синтетической теории эволюции (СТЭ). Основные положения СТЭ. Значение СТЭ Формулировать положения СТЭ. Сравнивать положения СТЭ и эволюционной теории Дарвина
Современная система органического мира — отражение эволюции Систематические единицы. Современная классификация — отражение эволюционного развития живой природы Выделять и обобщать существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов. Выявлять принадлежность организмов к определённой систематической группе (классификация). Различать на натуральных объектах и в таблицах органы и системы органов животных разных типов и классов
*Подведём итоги. Теория эволюции Обобщение и систематизация знаний Выделять существенные признаки вида. Характеризовать основные направления и движущие силы эволюции. Объяснять причины многообразия видов. Формулировать и объяснять положения СТЭ
Гипотезы о происхождении жизни Гипотезы о происхождении жизни на Земле: креационизм, панспермия, самозарождение, современная гипотеза возникновения жизни Выделять и пояснять основные идеи гипотез о происхождении жизни. Характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез А. И. Опарина и Д. Холдейна о происхождении жизни, делать выводы на основе сравнения
Этапы развития жизни на Земле Общее направление эволюции жизни. Эры, периоды и эпохи в истории Земли. Выход организмов на сушу. Этапы развития жизни Выделять существенные признаки эволюции жизни. Отмечать изменения условий существования живых организмов на Земле. Различать эры в истории Земли. Характеризовать причины выхода организмов на сушу. Описывать изменения, происходившие в связи с этим на Земле и в свойствах организмов
*Основные ароморфозы развития органического мира на Земле Основные ароморфозы в эволюции растительного мира. Основные ароморфозы в эволюции животных Выявлять и объяснять причины основных ароморфозов в эволюции животного и растительного мира, используя материал учебника и извлекая из него нужную информацию
Происхождение человека и его положение в системе животного мира Гипотезы о происхождении человека, доказательства родства человека с другими млекопитающими. Рудименты и атавизмы Характеризовать основные особенности организма человека. Сравнивать признаки сходства строения организма человека и человекообразных обезьян
Движущие силы эволюции человека Биологические и социальные факторы антропогенеза. Антропоморфозы Доказывать на конкретных примерах единство биологической и социальной сущности человека
Этапы антропогенеза Ранние предки человека. Стадии антропогенеза: предшественники, человек умелый, древнейшие люди, древние люди, современный человек. Ранние неоантропы — кроманьонцы. Отличительные признаки современных людей. Биосоциальная сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора в историческом развитии человека Различать и характеризовать стадии антропогенеза. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека. Характеризовать неоантропа — кроманьонца как человека современного типа. Называть решающие факторы формирования и развития Человека разумного. Обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека
Человеческие расы. Будущее человечества Расообразование. Человек разумный — полиморфный вид. Понятие о расе. Основные типы рас. Происхождение и родство рас. Человечество в будущем Называть существенные признаки вида Человек разумный. Объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. Выявлять причины многообразия рас человека. Характеризовать родство рас на конкретных примерах. Называть и объяснять главный признак, доказывающий единство вида Человек разумный
*Подведём итоги. Закономерности происхождения и развития жизни на Земле. Антропогенез Обобщение и систематизация знаний Объяснять идеи гипотез происхождения жизни на Земле. Называть и характеризовать основные этапы развития жизни на Земле. Выявлять и обосновывать место человека в системе органического мира. Находить в Интернете дополнительную информацию о происхождении жизни и эволюции человеческого организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации или сообщения об эволюции человека

Биогеоценотический уровень организации живой материи (8 ч)

 

 

Предмет и задачи экологии Среда обитания и экологические факторы. Экология как наука. Уровни организации жизни, изучаемые экологией. Задачи и методы современной экологии Выделять и характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Объяснять значение экологии как современной науки. Формулировать задачи и называть методы экологии
*Среды обитания организмов Водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды жизни Характеризовать существенные признаки сред жизни на Земле. Характеризовать черты приспособленности организмов к среде их обитания. Распознавать и характеризовать экологические факторы среды
*Общие законы действия факторов среды на организм Закон оптимума, закон взаимодействия факторов, закон ограничивающего фактора. Экологическая ниша Выделять и характеризовать основные закономерности действия факторов среды на организмы. Называть примеры факторов среды. Анализировать действие факторов на организмы. Характеризовать и объяснять понятие «экологическая ниша»
Абиотические факторы среды Свет. Температура. Влажность. Солёность воды. Экологические группы организмов Характеризовать физические свойства абиотических факторов. Выделять экологические группы организмов. Приводить примеры организмов, относящихся к этим экологическим группам
*Биоритмы Универсальность, причины биоритмов. Адаптации организмов. Фотопериодизм. Значение биологических часов Характеризовать биоритмы как адаптации организмов к внешним воздействиям. Приводить примеры сезонных перестроек жизнедеятельности у животных и растений
Биотические связи Биотические связи в природе: сети питания, способы добывания пищи. Взаимодействие разных видов в природном сообществе: конкуренция, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм. Связи организмов разных видов. Значение биотических связей Выделять и характеризовать типы биотических связей. Объяснять многообразие трофических связей. Характеризовать типы взаимодействия видов организмов, приводить их примеры. Объяснять значение биотических связей
*Экологическая характеристика популяций Количественные и временные характеристики популяции. Демографическая и пространственная структура популяции Выделять существенные свойства популяции как группы особей одного вида. Объяснять территориальное поведение особей популяции. Выявлять проявление демографических свойств популяции в природе. Называть и характеризовать примеры территориальных, пищевых и половых отношений между особями в популяции
*Динамика популяций Динамика численности и плотности популяции. Регуляция численности популяции Характеризовать причины колебания численности и плотности популяции. Сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. Анализировать содержание рисунков учебника
Экологические сообщества и экосистемы Биоценоз. Видовое разнообразие. Пространственная структура биоценоза. Экосистемы. Понятие о биотопе Выделять существенные признаки природного сообщества. Характеризовать ярусное строение биоценозов, цепи питания, сети питания и экологические ниши. Определять понятие «биотоп», сравнивать понятия «биогеоценоз» и «биоценоз». Объяснять на конкретных примерах средообразующую роль видов в биоценозе
Биогеоценозы. Пищевые связи в биогеоценозах Структура биогеоценоза. Трофическая структура. Экологическая пирамида Характеризовать трофическую структуру биогеоценоза. Объяснять роль организмов на разных трофических уровнях. Характеризовать понятие «экологическая пирамида». Анализировать содержание рисунков учебника
Устойчивость экосистем. Агроценоз Признаки устойчивости экосистем. Саморегуляция. Особенности агроценозов Выделять и характеризовать существенные признаки и свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем. Объяснять причины неустойчивости агроэкосистем. Сравнивать между собой естественные и культурные экосистемы, делать выводы
Смена биогеоценозов. Экологическая сукцессия Саморазвитие биогеоценозов и их смена. Стадии развития биогеоценозов. Первичные и вторичные смены (сукцессии). Устойчивость биогеоценозов (экосистем). Значение знаний о смене природных сообществ Объяснять и характеризовать процесс смены биогеоценозов. Называть существенные признаки первичных и вторичных сукцессий, сравнивать их между собой, делать выводы. Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы. Объяснять процессы смены экосистем на примерах природы родного края
Решение задач по экологии Решение задач по темам: общие законы действия факторов среды на организм, биотические связи, экология популяций, биогеоценозы, пищевые связи в биогеоценозах, устойчивость экосистем, агроценоз, смена сообществ Анализировать статистический материал, графики, диаграммы. Анализировать и сравнивать факты, приведённые в тексте. Называть примеры организмов
*Подведём итоги. Биогеоценотический уровень организации живой материи Обобщение и систематизация знаний Характеризовать процессы, происходящие на биогеоценотическом уровне организации живой материи. Находить в Интернете и других источниках дополнительную информацию о работе учёных, современных исследованиях в природе

Биосферный уровень организации живой материи (5 ч)

Учение В. И. Вернадского о биосфере Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский о биосфере. Компоненты, характеризующие состав и свойства биосферы: живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Роль живого вещества в биосфере Характеризовать биосферу как глобальную экосистему. Объяснять роль различных видов в процессе круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биоразнообразия для сохранения биосферы. Характеризовать роль В. И. Вернадского в развитии учения о биосфере
Структура биосферы Состав биосферы. Границы и биомасса биосферы Называть границы биосферы. Объяснять причины, ограничивающие распространение жизни. Характеризовать биомассу биосферы. Анализировать последствия влияния деятельности человека на биосферу
Живое вещество биосферы Отличительные признаки живого. Функции живого вещества в биосфере Называть основные свойства живых систем, приводить примеры свойств организмов. Характеризовать свойства живого вещества биосферы
Биологический круговорот веществ в биосфере Понятие «круговорот веществ». Биогенная миграция. Биохимический цикл углерода Объяснять понятие «круговорот веществ». Характеризовать биогенную миграцию. Объяснять значение биогенной миграции на примере биохимического цикла углерода
Глобальные экологические проблемы и пути их решения Проблемы биосферы: неконтролируемый рост численности населения, истощение природных ресурсов, загрязнение, сокращение биологического разнообразия. Решение экологических проблем биосферы: рациональное использование ресурсов, охрана природы, всеобщее экологическое образование населения Выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия. Обсуждать на конкретных примерах экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. Аргументировать необходимость защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой и неживой природе
*Подведём итоги. Биосферный уровень организации живой материи Обобщение и систематизация знаний Характеризовать учение В. И. Вернадского о биосфере. Характеризовать структуру биосферы и живое вещество биосферы. Объяснять значение биологического круговорота веществ в биосфере. Выделять глобальные экологические проблемы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе
Итоговый урок. Обобщение Обобщение и систематизация знаний, итоговый контроль знаний по темам курса биологии 11 класса Формулировать основные закономерности, законы и теории по изученным темам. Решать задачи. Выполнять тестовые задания

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.