Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тематическое планирование 2 страница



 

1 В данной возрастной группе обучающихся обобщение пройденного предлагается проводить не реже чем через 7–9 уроков. В связи с этим программой предусмотрены обобщающие уроки не только в конце каждой темы, но и на промежуточном этапе.

При обучении 1 ч в неделю такое подведение итогов через каждые 7–9 часов изучения нового материала особенно важно для усвоения материала вводного курса, формирующего представления о ведущих общебиологических понятиях.

6 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)

 

Содержание разделов примерной программы Основное содержание уроков по темам рабочей программы Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение (1 ч)

Система и эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Методы биологической науки Царства живой природы. Понятие об эволюции. Бактерии — первые живые организмы. Обмен веществ — признак живого. Появление фотосинтеза — крупнейшее событие в истории Земли. Изучение истории развития живой природы путём исследования ископаемых остатков вымерших организмов.   Лабораторная работа № 1 (по усмотрению учителя) «Рассматривание окаменелостей или отпечатков растений в древних породах» Использовать знания, полученные при изучении вводного курса в 5 классе: · называть царства живой природы; · объяснять содержание понятий «эволюция», «фотосинтез»; · называть свойства всего живого. · Комментировать рисунки, иллюстрирующие изменения растений в течение их жизни и за геологическую историю Земли. · Развивать навыки исследовательской работы при знакомстве со следами древней жизни на нашей планете

Тема 1. Древние обитатели Земли — бактерии (3 ч)

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Роль бактерий в природе и жизни человека Приспособились ли потомки древних обитателей Земли — бактерии — к жизни на современной планете? Особенности современной планеты Земля: обогащение атмосферы кислородом, возникновение почвы, разнообразие живых организмов, появление культурных растений. Границы распространения бактерий, освоение ими всех сред обитания. Понятие об аэробах и анаэробах. Почвенные и болезнетворные бактерии, их роль в природе и жизни человека. Возможные источники заражения человека болезнетворными бактериями. Меры предупреждения заболеваний.   Практическая работа № 1 «Составление схем возможной передачи болезнетворных бактерий» Находить нужную информацию, пользуясь словарём терминов, приведённым в конце учебника, пополнять свой словарный запас. Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок учебника как источник информации. Давать определение знакомых по курсу 5 класса базовых понятий «среда обитания», «круговорот веществ», «почва как среда обитания». Применять в повседневной жизни знания о предупреждении возможного заражения человека болезнетворными бактериями. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Составлять авторскую схему, иллюстрирующую источники возможного заражения человека болезнетворными бактериями
Отличительные признаки живых организмов. Клеточное строение организмов. Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом? Одноклеточный организм — биологическая система, обладающая признаками живого. Общие признаки царства Бактерии. Понятие о прокариотах и эукариотах. Особенности процессов жизнедеятельности бактерий: движение, гетеротрофное и автотрофное питание, дыхание как процесс получения клеткой энергии, выделение продуктов жизнедеятельности. Обмен веществ — основа жизни. Размножение бактерий. Споры — покоящиеся стадии. Использование знаний о процессах жизнедеятельности бактерий в биотехнологии Выделять в тексте необходимые для формирования системного мышления базовые понятия «прокариоты», «эукариоты», «гетеротрофы», «автотрофы» и давать определение этих общебиологических (системообразующих) понятий. Объяснять разницу в способах питания бактерий-сапротрофов и бактерий-паразитов. Применять ранее полученные знания о свойствах живого. Называть общие признаки царства Бактерии. Находить на рисунке учебника и называть отличия клетки бактерии от клеток растения и животного
Многообразие бактерий. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Методы биологической науки Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий? Правила гигиены, позволяющие предупредить возникновение заболеваний, вызываемых бактериями. Приёмы оказания первой помощи при несложных травмах — ссадинах и царапинах. Наблюдение за выполнением правил гигиены в своей семье.   Практическая работа № 2 «Тренировочные упражнения по оказанию первой помощи при несложных травмах». Обобщение и систематизация знаний по теме 11 Использовать теоретические знания в повседневной жизни: · называть способы борьбы с бактериями при уходе за помещениями (в школе и дома); · соблюдать правила гигиены, предупреждающие заболевания столбняком, дизентерией, туберкулёзом и др.; · овладеть приёмами оказания первой помощи при несложных травмах. · Наблюдать и анализировать результаты наблюдений за выполнением правил гигиены в своей семье. · Проводить самоконтроль усвоения материала, выполнив предложенные задания по материалу темы 1 · Применять полученные знания в новой ситуации. · Приводить примеры, доказывающие, что бактерии обладают всеми признаками живого. · Объяснять роль бактерий в жизни современной планеты

Тема 2. Грибы и лишайники — кто они? (3 ч)

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности Что такое гриб Строение шляпочных и плесневых грибов. Споры — клетки, служащие грибам для размножения и для расселения. Дрожжи — одноклеточные грибы. Размножение почкованием. Гетеротрофное питание грибов. Грибы-паразиты и грибы-сапротрофы, их роль в природе и жизни человека. Общая характеристика царства Грибы.   Лабораторная работа № 2 «Рассматривание плесневого гриба».   Опыт, проводимый в домашних условиях (по выбору) «Использование процессов жизнедеятельности дрожжей при приготовлении теста». «Выращивание плесневого гриба из спор» Выделять в тексте базовые (системообразующие) понятия «эукариоты», «гетеротрофы», «сапротрофы», «паразиты», способствующие формированию системного мышления. Работать с рисунками учебника как с источником информации. Преобразовывать информацию, приведённую в рисунке, в устную речь. Оценивать ответы одноклассников, комментирующих результаты своего исследования плесневого гриба в ходе лабораторной работы. Развивать навыки исследовательской работы, проводя опыт с дрожжами в домашних условиях. Выделять общие признаки царства Грибы  
Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами Почему о грибах полезно знать всем Грибы — объект исследования учёных разных специальностей. Грибы — разрушители органического вещества, их роль в пищевых цепях. Использование грибов в биотехнологии, в том числе для получения антибиотиков. Ядовитые и съедобные грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами. Правила сбора грибов.   Лабораторная работа № 3 «Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами» Используя ранее полученные знания, составлять схему пищевой цепи с участием грибов для формирования системного мышления. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Приводить примеры использования знаний о грибах в биотехнологии. Работать с дополнительной литературой, составляя краткую справку об антибиотиках, используемых для борьбы с возбудителями различных заболеваний. Различать на муляжах, таблицах, а также среди живых грибов съедобные и ядовитые грибы, в том числе своей местности. Называть приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами и правила сбора грибов
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Лишайники, их роль в природе и жизни человека Лишайники — кто они? Лишайник — симбиоз гриба и водоросли. Распространение лишайников в природе. Жизненные формы лишайников. Разнообразие лишайников — результат приспособленности их к разнообразным условиям обитания. Практическое значение лишайников. Роль лишайников как биоиндикаторов   Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников. Доказывать, что лишайник — симбиоз гриба и водоросли. Приводить примеры жизненных форм лишайников. Использовать знания о лишайниках как биоиндикаторах для характеристики степени загрязнённости воздуха своей местности
  Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Проводить самоконтроль (или с одноклассниками — взаимоконтроль) уровня усвоения знаний по теме: · называть признаки царства Грибы; · приводить примеры одноклеточных ·и многоклеточных грибов; · объяснять связь гетеротрофного питания с особенностями строения клеток грибов; · называть признаки растений и признаки животных, которыми обладают грибы; · приводить примеры грибов и лишайников своей местности

Тема 3. Растительный мир Земли (7 ч)

Эволюция растений и животных. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений в процессе эволюции Растительный мир в истории нашей планеты Связь эволюционных изменений растительного мира с геологической историей Земли. Водоросли — первые растения планеты. Риниофиты — первые наземные растения. Мхи — обособленная эволюционная ветвь растительного мира. Происхождение хвощей, плаунов, папоротников от риниофитов. Появление голосеменных и покрытосеменных. Ботаника — наука о растениях. Понятие о флоре. Многообразие видов и сортов растений. Дикорастущие, декоративные, культурные растения. Реликтовые формы.   Практическая работа № 3 «Красота и гармония в природе» Использовать при аргументации ответов ранее полученные знания базовых понятий «эволюция», «вид». Объяснять разницу между понятиями «сорт» и «вид». Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, использовать ресурсы Интернета. Готовить сообщения для одноклассников об истории культурных растений. Давать определение понятий «ботаника», «флора». Комментировать информацию, содержащуюся в рисунках учебника
Эволюция растений и животных. Многообразие организмов, их классификация. Многообразие растительного мира. Водоросли — одноклеточные и многоклеточные, их строение и жизнедеятельность О близких и дальних родственниках в царстве Растения. Водоросли — низшие растения Царство Растения. Отделы — крупные родственные группы царства. Краткая общая характеристика отделов. Водоросли — сборная группа низших растений: отдел Зелёные водоросли, отдел Бурые водоросли, отдел Красные водоросли. Разнообразие и строение водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Приспособленность водорослей к разным условиям водной среды. Общие признаки водорослей Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, в устную речь. Давать сравнительную характеристику отделов, выделяемых в царстве Растения, используя иллюстративный материал учебника и пояснительный текст к нему. Приводить доказательства приспособленности водорослей к разным условиям водной среды. Выделять признаки, характерные для водорослей — низших растений. Развивать умение работать с дополнительными источниками информации, в том числе с дополнительным текстом учебника. Использовать личный опыт, полученный при выполнении практической работы № 3, при объяснении значения водорослей для обитателей водной среды (в том числе для обитателей аквариума)
Многообразие растительного мира. Водоросли. Размножение водорослей Размножение водорослей Бесполое размножение хламидомонады с помощью зооспор. Значение зооспор в условиях водной среды. Половое размножение хламидомонады. Роль гамет. Образование зиготы. Влияние благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды на размножение хламидомонады. Способы размножения хлореллы и спирогиры (дополнительная информация) Использовать знания, полученные во вводном курсе, для определения понятий «бесполое размножение» и «половое размножение». Комментировать рисунок учебника, содержащий информацию о способах размножения водорослей. Выделять преимущества полового размножения. Использовать дополнительную информацию из учебника о способах размножения водорослей при выполнении домашнего задания. Проводить самоконтроль своего умения работать со схемами
Многообразие растительного мира. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение Мхи — высшие споровые растения Среда обитания мхов. Приспособленность мхов к среде обитания (на примере кукушкина льна и сфагнума). Размножение мхов (на примере кукушкина льна). Чередование полового и бесполого поколений. Вода — обязательное условие процесса размножения мхов. Прорастающая спора, напоминающая водоросль, — доказательство родства мхов и водорослей. Роль мхов в природе. Использование особенностей жизнедеятельности мхов человеком Объяснять общебиологические понятия, значимые для всего курса биологии, на примере мхов: · усложнение растений в процессе эволюции; · взаимосвязь организмов со средой обитания; · клеточное строение растений, взаимосвязь строения клеток, тканей, органов с выполняемой ими функцией; · организм — единое целое. · Объяснять значение понятий «яйцеклетка», «сперматозоид», «оплодотворение», «зигота», «половое поколение» («гаметофит»), «бесполое поколение» («спорофит»), «ризоиды». · Выделять общие признаки, свойственные мхам. · Объяснять роль мхов в природе, их хозяйственное значение
Многообразие растительного мира. Папоротники, строение, жизнедеятельность Папоротники, хвощи, плауны — высшие споровые растения Усложнение растений в процессе эволюции. Развитие стебля, листьев, корня. Взаимосвязь строения папоротника со средой обитания. Значение корневища. Хвощи и плауны — высшие споровые растения. Общие признаки в строении и процессе размножения у хвощей, плаунов и папортников. Особенности размножения папоротника. Половое и бесполое поколения. Наличие воды — обязательное условие процесса оплодотворения. Разнообразие хвощей, плаунов, папоротников.   Лабораторная работа № 4 «Сравнение внешнего строения папоротника (или хвоща) с внешним строением мха» Обосновывать принадлежность хвощей, плаунов, папоротников к высшим споровым растениям. Находить на рисунках и в таблицах учебника органы высших споровых растений. Использовать рисунок «Разнообразие хвощей, плаунов, папоротников» как источник новой информации. Выделять признаки растений, доказывающие усложнение растительного мира в процессе эволюции. Выявлять особенности внешнего строения папоротника (хвоща), его отличие от мха в ходе лабораторной работы. Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, поясняющем процесс размножения папоротника, в устную речь. Выделять признаки, общие для хвощей, плаунов, папоротников. Объяснять значение понятий «гамета», «зигота», «заросток»
Многообразие растительного мира. Семенные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, их использование человеком Голосеменные — высшие семенные растения Процветание голосеменных на современной планете. Реликтовые голосеменные (гинкго, саговник). Представители хвойных и их биологические особенности: · обитатели наземно-воздушной среды; · листья-хвоинки; · образование семян, расположенных голо на чешуйках шишки; · неподвижные мужские гаметы-спермии; · процесс оплодотворения не зависит от наличия воды. ·Многообразие хвойных и их использование человеком. · Практическая работа № 4 «Размножение хвойных растений своей местности» Выделять признаки голосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции. Доказывать приспособленность голосеменных к обитанию в наземно-воздушной среде. Заполнять схему, используя текст учебника. Пользоваться символами, принятыми для обозначения мужских и женских гамет. Давать определение понятий «спермий», «семязачаток», «зигота», «зародыш». Работать со словарём, пополняя свой словарный запас. Применять на практике теоретические знания для распознавания хвойных растений своей местности
Многообразие растительного мира. Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие   Покрытосеменные (Цветковые) — высшие семенные растения Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты. Освоение Покрытосеменными разных сред обитания, различных природных зон. Наличие цветков и плодов с семенами. Строение цветка, его главные части. Понятие о цветке как органе семенного размножения Приводить примеры цветковых растений различных природных зон. Доказывать освоение покрытосеменными разных сред обитания, в том числе на примере растений своей местности. Находить и показывать части цветка на живых объектах, макетах или в таблицах. Проводить самоконтроль, вписывая недостающие части цветка, изображённого на рисунке  
  Обобщение и систематизация знаний по теме 3 Называть особенности покрытосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции. Проводить самоконтроль усвоения материала по теме 3: · выделять из перечня признаков те, которые характеризуют царство Растения; · составлять сравнительную характеристику растений разных отделов, пользуясь таблицей учебника; · делать вывод из проведённого сравнения; выбирать правильный ответ из предложенных вариантов

Тема 4. Системная организация растительного организма (4 ч)

Клеточное строение организмов. Строение клетки. Методы изучения клетки Строение растительной клетки Устройство микроскопа, правила работы с ним.   Лабораторная работа № 5 «Изучение устройства микроскопа» (повторение материала вводного курса). Строение клетки под световым микроскопом. Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука. Роль основных частей и органов растительной клетки. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией.   Лабораторная работа № 6 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы сочной чешуи лука» Выделять существенные признаки растительной клетки, используя в качестве опорных знания, полученные при изучении вводного курса. Различать на рисунках и в таблицах учебника основные части и органоиды клетки, находить их при рассматривании микропрепарата. Выделять в тексте используемые в целостном курсе биологии базовые понятия, «ядро», «цитоплазма», «хлоропласты», «хлорофилл» и др. Выявлять взаимосвязь строения и функций клеток. Применять методы изучения живых организмов: наблюдение, описание, измерение. Овладевать методами исследовательской работы с использованием увеличительных приборов
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Процессы жизнедеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение) Клетка — биологическая система Клетка — единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Процессы жизнедеятельности клетки как биологической системы. Поступление в клетку минеральных солей (из почвы) и органических веществ (из листьев). Образование веществ, свойственных данной клетке. Расход веществ в процессе дыхания для получения клеткой энергии. Деление клетки. Роль хромосом в передаче наследственных свойств Использовать полученные во вводном курсе знания об общих свойствах всего живого, об органических и неорганических веществах. Объяснять взаимосвязь строения растительной клетки с особенностями процессов жизнедеятельности, происходящих в ней. Комментировать рисунок (знакомый по предыдущему курсу), поясняющий процесс получения клеткой энергии. Использовать для повторения определений понятий словарь, приведённый в учебнике. Давать определение понятий «дыхание» и «рост», подтверждая их соответствующими рисунками учебника. Объяснять значение хромосом в передаче наследственных свойств материнской клетки дочерним. Высказывать собственное мнение при решении поисковых задач, аргументировать свой ответ

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток

Что такое ткань. Ткани растительного организма: образовательная, покровная, проводящая Клетка — единица строения растения. Преимущество многоклеточных растений перед одноклеточными. Определение понятия «ткань». Строение и функции образовательной, покровной и проводящей тканей. Проводящая система растений, объединяющая организм в единое целое Высказывать и обосновывать свои предположения о преимуществе многоклеточного организма перед одноклеточным. Определять понятие «ткань». Выделять существенные признаки образовательной, покровной и проводящей тканей. Приводить доказательства взаимосвязи особенностей строения тканей и их функций. Работать с рисунками учебника как источниками информации
Ткани растительного организма: фотосинтезирующая, механическая, запасающая Значение фотосинтезирующей ткани в жизни растения и всего живого на Земле. Опорная функция механической ткани, особенность строения в связи с выполняемой функцией. Роль запасных питательных веществ в жизни растений. Запасающие ткани корнеплодов и видоизменённых подземных побегов. Разновидности тканей растения в зависимости от выполняемой функции.   * Лабораторная работа № 7 «Изучение тканей растения под микроскопом» (выполняется по усмотрению учителя) Использовать ранее полученные знания о функции хлоропластов для объяснения функции фотосинтезирующей ткани. Выделять существенные признаки в строении тканей, пользуясь рисунками учебника. Приводить примеры, доказывающие разделение функций клеток в многоклеточном организме. Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, в комментарий об отложении в растениях запасных питательных веществ
  Обобщение и систематизация знаний по теме 4 Проводить самоконтроль знания базовых общебиологических понятий, формирующих системное мышление. Для этого: · доказывать клеточное строение всех растений; · приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений; · аргументировать свой ответ, используя информацию, представленную в рисунке; · приводить определение ткани; · подтверждать вывод о связи строения ткани с выполняемой ею функцией рисунками двух любых тканей; · делать вывод об организме, состоящем из клеток, тканей, органов, как о едином целом ·

Тема 5. Покрытосеменные — господствующая группа растений современной планеты (11 ч)

Эволюция растений и животных. Многообразие растительного мира. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Система и эволюция органического мира. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений Преобладание покрытосеменных во флоре всей Земли. Особенности строения, обусловливающие их широкое распространение: · наличие цветка, образование плодов, защищающих семена с зародышем нового растения; · стебли — опорные конструкции; · развитая корневая система; · разнообразные листья, приспособленные к разным условиям обитания. · Корни и побеги — вегетативные органы. Цветки, плоды и семена — репродуктивные органы растения. Понятие о вегетативном и семенном размножении. Сроки жизни растений Называть главные эволюционные «достижения» покрытосеменных (цветковых) растений. Приводить доказательства приспособленности покрытосеменных растений к разным средам обитания, используя рисунки учебника. Объяснять значение понятий «вегетативные органы» и «репродуктивные органы», «вегетативное размножение» и «семенное размножение». Называть функции корней, листьев и стебля растения, используя ранее приобретённые знания, что способствует формированию представления о школьном курсе биологии как едином целом. Комментировать приведённые в тексте выводы
Размножение, рост и развитие организмов Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений Одиночные цветки и соцветия. Строение цветков с простым и двойным околоцветником. Роль опыления, образование плодов из завязи, семян — из семязачатков. Разнообразие соцветий, плодов и семян. Плоды сухие и сочные, роль околоплодника.   Опыты, проводимые в домашних условиях *«Обнаружение семязачатков в завязи тюльпана». «Выявление признаков плода в ходе сравнения плодов с корнеплодами и клубнями» Работать с рисунками учебника как источниками информации. Пополнять свой словарный запас, работая со словарём и базовыми понятиями, выделенными в тексте. Развивать самостоятельное мышление, проводя исследования в домашних условиях (обнаружение семязачатков в завязи тюльпана, выявление признаков плода в ходе сравнения плодов и корнеплодов). Ознакомиться с разнообразием семян цветковых растений своей местности
Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Методы биологической науки Корень — вегетативный орган растения Понятия «система» и «корневая система». Типы корневых систем и особенности их строения. Функции корневой системы. Понятие о корнеплодах и корневых клубнях. Почва — среда жизни корней. Обработка почвы при уходе за культурными растениями. Органические и минеральные удобрения. Нитраты и места их накопления в органах растений.   Демонстрационный опыт «Обнаружение в почве воздуха, воды и минеральных солей». * Опыт, проводимый в домашних условиях «Различия в развитии стержневой и мочковатой корневых систем» Приводить доказательства того, что любая корневая система — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Находить на рисунках и таблицах корни, образующие стержневую и мочковатую корневые системы. Различать типы корневых систем. Называть функции корневых систем. Объяснять значение корнеплодов и корневых клубней в жизни растения, используя ранее полученные знания о запасающей ткани. Составлять правила ухода за культурными растениями, используя информацию, представленную на рисунке учебника. Высказывать свои предположения о способах обработки овощей, содержащих нитраты, пользуясь рисунком учебника «Места накопления нитратов». * Проводить самостоятельно исследование особенностей развития стержневой и мочковатой корневых систем при прорастании семян. Использовать теоретические знания в повседневной жизни, в том числе: · при обработке овощей перед их употреблением; · при уходе за комнатными растениями; ·* при обработке почвы для выращивания сельскохозяйственных растений в своей местности; · при составлении семейного рациона питания с включением в него корнеплодов. · Отрабатывать принятую систему анализа эксперимента, определяя его цель, ход, полученный результат
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Растения. Процессы жизнедеятельности. Роль транспорта веществ в жизнедеятельности организма Клеточное строение корня Взаимосвязь строения клеток корня с выполняемыми ими функциями. Строение и функции корневого чехлика. Зоны корня. Связь строения и функций корневых волосков, проводящих сосудов, ситовидных трубок. Передвижение по корню растворов минеральных солей и органических веществ. Функции кожицы, пробки и коры корня Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток корня и их функциями. Сравнивать строение клеток разных зон корня, делать выводы на основе сравнения. Называть функции зон корня, комментируя рисунок клеточного строения корня. Подтверждать рисунком доказательство связи строения клеток различных зон с их функцией
Многообразие растений. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Размножение, рост и развитие организмов. Методы биологической науки Побег — сложный орган высшего растения Побег — сложный орган, состоящий из стебля, листьев, почек. Почка — зачаточный побег. Строение вегетативной, генеративной (цветочной) и смешанной (вегетативно-генеративной) почек. Вегетативный, генеративный (цветоносный) и вегетативно-генеративный побеги. Видоизменённые подземные побеги: корневище, клубень, луковица.   Опыт, проводимый в домашних условиях «Развитие побега из почки» Выявлять существенные признаки биологических процессов: роста, развития. Проводить исследование, доказывающее, что из почки развивается побег. Вести дневник исследователя, фиксируя в нём результаты своих наблюдений за развитием побега из почки. Применять теоретические знания в повседневной жизни, приводя примеры растений своей местности, имеющих подземные побеги. Давать определение понятия «побег», опираясь на результаты собственных исследований. Оценивать ответы одноклассников при обсуждении цели и хода предстоящего исследования развития побега из почки, проводимого самостоятельно дома. Приводить доказательство того, что клубень, луковица, корневище — подземные побеги
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. Процессы жизнедеятельности организмов. Роль транспорта веществ в жизнедеятельности клетки и организма. Размножение, рост и развитие организмов. Методы изучения клетки Стебель — часть побега. Клеточное строение стебля Функции стебля: опорная, транспортная, запасающая, функция вегетативного размножения. Разнообразие стеблей. Особенности клеточного строения стебля. Функции клеток кожицы, пробки, коры, древесины, сердцевины, камбия. Участие чечевичек в процессе газообмена. Передвижение по стеблю органических и минеральных веществ.   Опыт, проводимый в домашних условиях «Передвижение по стеблю растворов минеральных веществ» Называть функции стебля. Приводить примеры разнообразия стеблей растений, в том числе растений своей местности. Использовать дополнительную информацию о разнообразии стеблей, приведённую в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете. Закреплять знание ранее изученных понятий, пользуясь словарём учебника. Доказывать взаимосвязь строения клеток стебля с выполняемой ими функцией. Объяснять, почему стебель называют «дорогой с двусторонним движением». Формировать навыки исследовательской работы при выполнении опыта в домашних условиях. Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: организованность, наблюдательность, объективность в оценке полученных результатов своих исследований. Оценивать результаты опытов одноклассников, аргументировать свою оценку
Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Система и эволюция органического мира. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания Лист — часть побега Возникновение листьев в процессе эволюции — приспособление растений к увеличению поверхности их надземной части. Разнообразие листьев. Листья черешковые, сидячие, листья с влагалищем. Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Листорасположение. Форма края листовой пластинки. Функции листа Различать на живых растениях и гербарном материале простые и сложные листья, типы их жилкования и расположения на стебле. Зарисовывать листья растений своей местности (или листья комнатных растений), обозначать на рисунке особенности их внешнего строения. Выделять в тексте и рисунке учебника ведущие понятия, отражающие особенности внешнего строения листа. Называть функции листа, объяснять их значение в жизни всего растения

Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, фотосинтез, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Клетки, ткани и органы растений. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Методы изучения живых организмов

 

Клеточное строение листа Взаимосвязь строения и функций клеток листа. Фотосинтезирующая функция клеток мякоти листа. Роль хлоропластов и хлорофилла в осуществлении связи «Земля — космос». Защитная функция клеток кожицы листа. Участие устьиц листа в газообмене и регуляции процесса испарения воды. Роль межклетников. Передвижение по жилке листа органических и минеральных веществ. Функции сосудов и ситовидных трубок. Волокна — клетки, обеспечивающие опорную функцию жилок.   * Опыт, проводимый в домашних условиях «Испарение воды листьями» (проводится по усмотрению учителя как повторение исследований вводного курса).   * Лабораторная работа № 8 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеточного строения корня, стебля, листа» (проводится по усмотрению учителя) Использовать ранее приобретённые знания для объяснения функций хлоропластов и хлорофилла. Аргументировать вывод о космической роли зелёных растений. Доказывать взаимосвязь строения клеток листа с выполняемой ими функцией. Преобразовывать информацию о клеточном строении листа, представленную на рисунке, в устную речь. Находить общие признаки в строении клеток корня, стебля, листа, выполняющих сходную защитную функцию. Высказывать свою точку зрения при решении поисковой задачи, касающейся сравнения особенностей строения клеток губчатой и столбчатой тканей листа. Отрабатывать навыки исследовательской работы при постановке опыта в домашних условиях. Использовать результаты эксперимента для доказательства влияния окружающей среды на процесс испарения
Процессы жизнедеятельности единого организма Растительный организм как единое целое. Питание растений: воздушное питание (фотосинтез), почвенное питание, дополнительное питание растений-хищников. Дыхание — процесс получения клеткой энергии. Отличие клеточного дыхания от газообмена. Выделение вредных для организма продуктов обмена веществ. Движение органов растений. Экспериментальные доказательства движения побега корня. Рост и развитие растений. Старение и смерть — завершающие периоды жизни любого растения. Размножение растений. Бесполое и половое размножение покрытосеменных растений. Цветок, плод, семя — органы семенного размножения. Побег, корень — органы вегетативного размножения.   Практическая работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений» Доказывать, что растительный организм — единое целое, используя при этом ранее полученные знания (в том числе при изучении вводного курса), необходимые для формирования системного мышления: · называть общие свойства живого; · объяснять космическую роль растений; · доказывать взаимосвязь строения клеток, тканей, органов с выполняемой ими функцией; · давать определение системообразующих понятий «фотосинтез», «рост», «развитие», «размножение»; · выделять способы питания и размножения растений; · объяснять значение клеточного дыхания для всего организма; · сравнивать процесс клеточного дыхания с газообменом. · Комментировать рисунки учебника, содержащие информацию обобщающего характера. · Приводить доказательства зависимости процессов жизнедеятельности одних органов растения от работы других его органов. · Делать вывод об организме, состоящем из клеток, тканей, органов, как о едином целом. · Использовать на практике теоретические знания и свой опыт по размножению растений без помощи семян, полученный при изучении вводного курса. · Работать с дополнительной информацией, приведённой в учебнике ·
Размножение, рост и развитие организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Методы изучения живых организмов Внешнее строение и состав семян Семя — орган семенного размножения. Внешнее строение семени фасоли: семенная кожура, рубчик, семявход. Защита зародыша, содержащегося в семени, обеспечение его водой, воздухом и питательными веществами. Обнаружение в семенах воды, органических и минеральных веществ опытным путём.   Демонстрационный опыт «Обнаружение в семенах воды, органических и минеральных веществ».   Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение семян».   Опыты, проводимые в домашних условиях «Обнаружение в семенах жира». «Обнаружение в семенах растительного белка и крахмала» Объяснять роль семян, несущих зародыш нового растения, в размножении и расселении растений, используя знания, полученные при изучении вводного курса. Использовать результаты демонстрационного опыта для доказательства наличия в семенах воды, органических и минеральных солей. Анализировать опыт, определять его цель, ход исследования, делать вывод на основе полученных результатов. Совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской работы при обнаружении опытным путём органических веществ в семенах растений. Соблюдать правила безопасности при подготовке и проведении опытов, исключив работу с огнём. Выявлять особенности внешнего строения семени, обеспечивающие защиту зародыша. Фиксировать в рабочей тетради результаты собственных исследований  
Многообразие растений, принципы их классификации. Покрытосеменные растения: особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Размножение, рост и развитие организмов. Методы изучения живых организмов Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений Вегетативные органы зародыша семени: зародышевый побег и зародышевый корень. Строение зародышевого побега: зародышевый стебелёк, зародышевая почечка, зародышевые листья — семядоли. Деление цветковых растений Земли на две группы (классы) по количеству семядолей у зародыша: класс Однодольные и класс Двудольные. Отложение запасных питательных веществ в эндосперме или в частях зародыша. Условия прорастания семян. Развитие проростка из семени.   Лабораторная работа № 10 «Внутреннее строение семян».   * Наблюдение за прорастанием семян.   * Опыт, проводимый в домашних условиях «Условия прорастания семян» (повторение эксперимента, проведённого при изучении вводного курса) Называть вегетативные органы зародыша семени, находить их на рисунках и натуральных объектах. Сравнивать строение семян однодольных и двудольных растений в ходе лабораторной работы. Приводить примеры семян двудольных и однодольных растений, содержащих запас питательных веществ в эндосперме, и семян с запасом питательных веществ в семядолях зародыша. Объяснять значение понятий «эндосперм», «семядоля». Формировать навыки исследовательской работы, овладевать методами наблюдения, описания, эксперимента. Проводить наблюдение за ростом и развитием проростка из семени. Оформлять отчёт о проделанной работе, заполнять дневник исследователя. Использовать умение проводить опыт, полученное ранее при изучении вводного курса, при доказательстве необходимости воздуха, воды и тепла для прорастания семян
  Обобщение и систематизация знаний по теме 5 Приводить доказательства космической роли растений на Земле. Давать определение ведущих понятий «покрытосеменные растения», «автотрофы», «фотосинтез», «дыхание». Использовать высказывания учёных, результаты их опытов для обоснования необходимости охраны растений. Проводить самооценку своих знаний, используя рисунки с поисковыми задачами. Высказывать свои суждения, анализируя результаты опытов Пристли и ван Гельмонта, знакомые по вводному курсу. Называть эволюционные «достижения» покрытосеменных растений

Тема 6. Классификация отдела Покрытосеменные (4 ч)

Многообразие организмов растений, принципы их классификации. Система и эволюция

органического мира. Усложнение растений

в процессе эволюции.


Вид — основная систематическая единица. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.


Методы изучения

живых организмов

Близкие и дальние «родственники» в отделе Покрытосеменные (Цветковые растения) Многообразие цветковых растений — результат эволюции. Классификация отдела Покрытосеменные: классы, семейства, роды и виды. Двойное название вида (понятие о бинарной номенклатуре). Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Многообразие видов покрытосеменных растений. Понятие о сорте. Класс — самая крупная группа в отделе Покрытосеменные. Признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные: количество семядолей у зародыша семени, жилкование листьев, строение цветка, тип корневой системы, *расположение проводящих тканей в стебле. Знакомство с диаграммой цветка Использовать знания о классификации живых организмов, полученные в курсе 5 класса: · давать определение понятий «классификация», «систематика»; · объяснять принцип объединения организмов в одну систематическую группу (организмы, сходные по строению, процессам жизнедеятельности и имеющие общего предка). · Находить необходимые определения, изучавшиеся ранее, в словаре учебника. · Называть систематические группы, выделяемые при классификации цветковых растений. · Комментировать рисунок, иллюстрирующий деление отдела Покрытосеменные на группы. · Давать определение понятий «вид» и «сорт». · Объяснять суть и значение двойного видового названия растений, принятого в научной литературе. · Сравнивать признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные, пользуясь таблицей учебника
Признаки классов Однодольные и Двудольные   Лабораторная работа № 11 «Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные или классу Двудольные по их признакам» Определять принадлежность растения к определённой группе (классу покрытосеменных). Проверять свою готовность к исследованию, проводя самоконтроль теоретических знаний по предложенному алгоритму. Использовать при самоконтроле личный опыт по наблюдению за прорастанием семян. Выявлять признаки класса, используя гербарные растения с указанием названия растения и класса, к которому оно отнесено. Устанавливать принадлежность неизвестного растения к одному из классов покрытосеменных по изученным признакам. Находить на рисунке признаки однодольных и двудольных растений

Многообразие растений, принципы их классификации. Важнейшие сельскохозяйственные культуры

Разнообразие двудольных растений. Семейство Бобовые Разнообразие двудольных растений, освоение ими разных сред обитания. Пищевые и кормовые растения семейства Бобовые. Симбиоз бобовых растений с клубеньковыми бактериями и использование этого «содружества» человеком. Растения семейства Бобовые данной местности. Признаки семейства: особенности строения цветка и плода. Знакомство с формулой цветка и определительными таблицами. Общие признаки семейства (формула цветка, название плода) Приводить примеры бобовых растений своей местности. Называть общие признаки семейства. Преобразовывать информацию обобщающего характера, представленную в рисунке, в устную речь. Находить на рисунке признаки, соответствующие характеристике растений семейства Бобовые. Составлять характеристику растения, выделяя признаки отдела, класса, семейства. Пользоваться определительными таблицами, помещёнными в конце учебника. Готовить сообщения о разнообразии двудольных растений, пользуясь дополнительной информацией из учебника, научно-популярной литературой, ресурсами Интернета
Разнообразие однодольных растений. Семейства Лилейные, Злаки Освоение однодольными растениями разных сред обитания. Представители семейства Лилейные. Способность лилейных к вегетативному размножению видоизменёнными подземными побегами. Сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные растения. Общие признаки семейства Лилейные (строение цветка и плода). Растения семейства Злаки и их значение в природе и жизни человека. Пищевые, кормовые злаки. Дикорастущие и культурные злаки данной местности. Злаки — сорняки культурных посевов. Приспособленность злаков к разным средам обитания, их многообразие. Общие признаки семейства Злаки.   * Экскурсия «Знакомство с многообразием цветковых растений своей местности» (закрепление знаний об особенностях строения и многообразии однодольных и двудольных растений) Использовать ранее приобретённые знания о вегетативном размножении растений, строении видоизменённых подземных побегов, о запасающей ткани и вставочном росте у злаков. Использовать дополнительную литературу по изученной теме, пояснять связь новой информации с темой урока. Подготовить сообщение для одноклассников об одном из культурных растений класса Однодольные, возделываемых в данной местности. Называть общие признаки класса Однодольные и общие признаки каждого из семейств (Лилейные и Злаки). Работать с рисунками учебника как с источниками новой информации. Пополнять свой словарный запас, работая со словарём терминов. Знакомиться в ходе экскурсии с многообразием цветковых растений, выявлять причины, влияющие на их многообразие. Подготовить отчёт об экскурсии  

Тема 7. Растения, живущие рядом с нами (2 ч)

Взаимосвязи организмов и окружающей среды Природные сообщества. Единство живой и неживой природы Понятие о растительном сообществе. Приспособленность растений к совместной жизни в растительном сообществе. Природное сообщество, или биоценоз, взаимоотношения организмов (растений, животных, грибов, бактерий) в природном сообществе. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ, единство живой природы и неживой природы.   * Экскурсия «Выявление приспособлений цветковых растений к условиям обитания» Использовать знания из вводного курса о приспособленности живых организмов к перенесению неблагоприятных условий. Комментировать информацию о влиянии одних растений на другие, представленную в рисунках учебника. Приводить примеры различных взаимоотношений организмов в природном сообществе: растения — животные, растения — грибы, растения — бактерии. Пояснять значение для растений и животных их ярусного расположения. Объяснять разницу в содержании понятий «растительное сообщество», «природное сообщество», «экосистема». Составлять схему пищевой цепи с участием растительноядного животного, хищника и паразита. Приводить доказательства участия живых организмов в круговороте веществ в природе, делать вывод о единстве живой и неживой природы. Выявлять в ходе экскурсии приспособления цветковых растений к условиям обитания
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана редких и исчезающих видов растений Влияние деятельности человека на окружающую среду Окружающая среда — источник веществ и энергии. Опасность загрязнения организма растения как участника пищевых цепей. Влияние загрязнения неживой природы на жизнедеятельность организмов. Значение охраны растений для поддержания разнообразия жизни на современной планете. Растения, занесённые в Красную книгу. Роль заповедников, заказников, национальных парков. Контроль состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Мониторинг и биомониторинг. Растения-биоиндикаторы. Значение экологической грамотности, эстетической культуры, моральных норм и ценностей, воспитания любви к природе в деле охраны окружающей среды Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в живой природе. Выбирать правильный ответ из предложенных вариантов, аргументировать свой выбор. Оценивать последствия деятельности человека для природы в своей местности. Объяснять значение растений на нашей планете. Приводить примеры растений, занесённых в Красную книгу, в том числе растений своей местности. Использовать личные наблюдения за состоянием деревьев и кустарников на пришкольном участке. Объяснять значение понятий «мониторинг», «биомониторинг» и «биоиндикатор». Давать свою оценку значения экономической грамотности и эстетической культуры в деле охраны окружающей среды
  Проектно-исследовательская работа учащихся в летний период Разработка проекта «Кодекс безопасного поведения в природе» (с учётом особенностей данной местности). Знакомство с порядком проведения работы и формой отчёта о проделанной работе. Разработка рекомендаций по соблюдению правил поведения в природе применительно к данной местности Выбрать одну из предлагаемых тем, предусматривающих наблюдения, опыты, изготовление пособий и раздаточного материала для кабинета биологии. Соблюдать правила безопасного поведения в природе. Подготовить отчёт о проделанной работе



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.