Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тематическое планирование 4 страница



8 класс (2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 4 ч — резервное время)

 

Содержание разделов примерной программы Основное содержание уроков по темам рабочей программы Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Введение (1 ч)

Биология как наука. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Здоровый образ жизни. Методы изучения организма человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья   Место вида Человек разумный в системе живого мира. История приспособления человека к окружающему миру и изменения человеком окружающей среды для удовлетворения своих потребностей. Загрязнение окружающей среды человеком и влияние загрязняющих веществ на человека. Вред, причиняемый человеку алкоголем, наркотиками и никотином. Здоровый образ жизни. Продолжительность жизни людей как показатель здоровья. Анатомия, физиология, гигиена, экология человека, психология, генетика — науки, позволяющие изучать организм человека Характеризовать с помощью рисунка учебника основные этапы становления человека современного вида. Характеризовать основные движущие факторы развития человечества. Устанавливать связь между хозяйственной деятельностью человека и негативными воздействиями последствий этой деятельности на человека. Обосновывать факт отрицательного воздействия наркогенных веществ на здоровье человека. Описывать факторы, влияющие на здоровье человека. Характеризовать науки, предметом изучения которых является человек. Высказывать своё мнение о влиянии человека на окружающую среду, о возможностях поддержания своего здоровья. Объяснять связь между здоровым образом жизни и продолжительностью жизни человека

Тема 1. Организм человека: общий обзор (4 ч)

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Отличительные признаки живых организмов. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость Человек — часть живой природы Основные свойства живого, проявляющиеся у человека. Наследственность. Изменчивость. Способы приспособления человека к окружающей среде. Понятие адаптации. Человек как биосоциальный вид Обосновывать с помощью примеров проявление основных свойств живого у человека. Характеризовать на примере человека основные процессы обмена веществ (процессы питания, дыхания, выделения). *Характеризовать с помощью схемы процесс дыхания в клетке. Раскрывать значение понятия «адаптация» на примере человека. Характеризовать с помощью рисунка учебника влияние окружающей среды на человека. Приводить доказательства биосоциальной природы человека. Называть отличительные особенности человека как живого существа
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме Организм человека — биологическая система Биологическая система. Органы и системы органов. Организм как совокупность систем органов. Части тела человека. Полости в организме человека. Ткани тела человека. Разнообразие соматических клеток. Половые клетки. Строение животной клетки. Функции органоидов. Деление клетки — основа роста организма. Функции белков, нуклеиновых кислот, жиров, углеводов и неорганических веществ в клетке Проводить с помощью рисунка учебника аналогию между биологическими системами организменного и клеточного уровня. Проводить с помощью рисунка учебника аналогию между биологическими системами организменного и клеточного уровня. Характеризовать понятие «система» на примере организма человека. Раскрывать с помощью иллюстрации значение понятия «система органов» на примере дыхательной системы человека. Описывать морфологическое строение тела человека. Определять принадлежность органов к тем или иным системам органов. Раскрывать связь понятий «клетка», «ткань», «орган». Выявлять связь различных уровней биологической системы на примере организма человека. Обосновывать с помощью рисунка учебника связь строения и функций соматических клеток. Объяснять с помощью рисунка учебника функцию половых клеток. Характеризовать функции органоидов клетки. Характеризовать клетку как единицу жизнедеятельности организма. Описывать с помощью рисунка учебника процесс деления клетки. Называть главные функции белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот в клетке  
Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли Ткани: строение и функции Группы животных тканей. Строение и функции эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной тканей.   Лабораторная работа № 1 «Изучение строения клеток и тканей под микроскопом» Характеризовать функции разных видов эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей. Описывать строение разновидностей эпителиальной и мышечной тканей. Раскрывать с помощью текста учебника зависимость строения и функций на примере разных видов соединительной ткани. Объяснять морфологические различия между разновидностями мышечной ткани — гладкой и поперечнополосатой скелетной. Описывать особенности строения миокарда. Описывать строение нервной ткани. Описывать с помощью иллюстраций строение нейрона и синапса. Характеризовать понятия «возбудимость», «проводимость», «нервный импульс», «нервное волокно». Формулировать определения понятий «синапс», «медиатор», «клетка-мишень». Доказывать зависимость строения и функций разных тканей в процессе выполнения лабораторной работы. Работать с микроскопом и готовыми препаратами, преобразовывать текстовую информацию в табличную форму, анализировать и делать выводы
  Обобщающий урок «Организм — единое целое» Обобщение и систематизация знаний по теме 1 Характеризовать человека как биосоциальное существо. Называть признаки живого, свойственные человеку. Характеризовать отделы человеческого тела. Определять системы органов и органы человеческого организма. Доказывать (на примере организма человека), что организм — единое целое

Тема 2. Нервная система (6 ч)

Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга

Строение и функции нервной системы. Понятие о рефлексе Функции нервной системы. Строение центральной нервной системы. Серое и белое вещество. Строение периферической нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система. Рефлекс. Строение рефлекторной дуги.   Практическая работа «Проверка работы нервной системы по принципу обратной связи» Объяснять значение понятий «центральная нервная система», «периферическая нервная система», «белое вещество», «серое вещество», «нервный узел». Описывать морфологическое и анатомическое строение периферической нервной системы. Описывать с помощью рисунка учебника общее строение нервной системы, строение нервов. Выявлять функциональные различия между соматической и вегетативной нервной системой. Характеризовать с помощью рисунков учебника понятия «рефлекс» и «рефлекторная дуга»; описывать строение рефлекторной дуги. Преобразовывать текстовую информацию в схему, используя сведения из учебника об отделах нервной системы. Описывать функции рецепторов, чувствительного, двигательного, вставочного нейронов. Определять понятия «рецептор», «рабочий орган». Характеризовать принцип обратной связи на примере работы нервной системы. Проверять теоретическую информацию опытным путём
Спинной мозг Расположение спинного мозга в организме человека. Строение спинного мозга. Проводящая и рефлекторная функции спинного мозга Описывать с помощью рисунка учебника строение спинного мозга, спинномозговых нервов; объяснять значение понятий «корешок спинного мозга», «передние рога спинного мозга», «боковые рога спинного мозга», «задние рога спинного мозга». Описывать функции спинного мозга. Объяснять связь строения и функций на примере чувствительных, двигательных и вставочных нейронов
Головной мозг, строение и функции его отделов Расположение и строение головного мозга. Отделы головного мозга. Строение переднего мозга. Строение коры больших полушарий переднего мозга. Функции различных зон коры больших полушарий головного мозга. Чувствительные, двигательные и ассоциативные зоны коры.   Практическая работа «Изучение функции мозжечка» Описывать строение головного мозга. Описывать строение и функции продолговатого, заднего, среднего, промежуточного, переднего мозга; строение мозжечка; строение коры больших полушарий головного мозга. Опытным путём подтверждать функции мозжечка. Раскрывать значение понятия «кора полушарий». Называть зоны коры больших полушарий. Описывать с помощью рисунка учебника расположение и функции зон коры больших полушарий
Вегетативная нервная система и её роль в регуляции функций организма Значение вегетативной нервной системы. Отделы вегетативной нервной системы. Строение, расположение и функции симпатической и парасимпатической нервной системы.   Опыт, проводимый в домашних условиях Проверка совместной работы симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы Характеризовать с помощью рисунка учебника парасимпатический и симпатический отделы нервной системы. Анализировать различия в строении двух отделов вегетативной нервной системы. Раскрывать смысл понятия «двойная вегетативная регуляция», терминов «солнечное сплетение» и «блуждающий нерв». Преобразовывать текстовую информацию в схему
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение Факторы, вызывающие нарушения в работе нервной системы. Наследственные заболевания нервной системы. Ущерб, наносимый здоровью человека при попадании в организм ядовитых веществ техногенного происхождения, употреблении алкоголя, курении, электромагнитном излучении, инфекциях. Последствия травм головного и спинного мозга. Эпилепсия. Головная боль. Мигрень Выделять группы факторов, негативно влияющих на здоровье человека. Приводить примеры наследственных заболеваний нервной системы. Аргументировать мнение, что никотин, алкоголь и другие наркогенные вещества угрожают здоровью и жизни человека. Называть причины возникновения паралича; называть меры, которые необходимо применять при сотрясении головного мозга. Раскрывать значение понятий «эпилепсия», «головная боль». Описывать форму головной боли — мигрень
  Обобщающий урок «Строение и функции нервной системы» Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Называть и характеризовать отделы нервной системы. Рисовать схему, характеризовать звенья рефлекторной дуги. Определять роль и функции центральной и вегетативной нервной системы

Тема 3. Эндокринная система. Регуляция функций в организме (3 ч)

Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение Железы внутренней секреции: строение и функции Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Расположение, строение, функции и нарушения работы щитовидной железы. Паращитовидные железы. Строение и функции надпочечников. Гормоны надпочечников. Функции щитовидной железы. Вещества, выделяемые щитовидной железой. Сахарный диабет как расстройство работы щитовидной железы. Половые железы. Гипофиз. Функции гипоталамо-гипофизарной системы и нарушения её работы Раскрывать значение понятий «железа внешней секреции», «железа внутренней секреции», «эндокринная система», «гормон». Описывать расположение, строение и функции щитовидной железы, паращитовидных желёз. Доказывать зависимость работы одних органов от других на примере регуляции жизненных процессов гормонами щитовидной железы. Описывать строение надпочечников, называть с помощью рисунка учебника функции коркового и мозгового вещества надпочечников. Раскрывать на примере поджелудочной железы значение понятия «железа смешанной секреции». Характеризовать последствия нарушения работы поджелудочной железы. Объяснять роль инсулина и глюкагона в углеводном обмене. Описывать значение яичников и семенников. Раскрывать значение понятия «гипоталамо-гипофизарная система». Описывать с помощью рисунка учебника строение, принцип работы и роль в организме гипоталамо-гипофизарной системы. Приводить примеры гормонов, вырабатываемых гипофизом и гипоталамусом, и называть их роль в организме. Преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма Регуляция функций в организме Нервная и гуморальная регуляция функций в организме. Нейрогуморальная регуляция Характеризовать организм человека как систему, в которой все системы органов работают согласованно. Раскрывать смысл понятий «гуморальная регуляция», «нейрогуморальная регуляция». Описывать роль гуморальной регуляции в организме. Выявлять признаки различия между нервной и гуморальной регуляцией. Объяснять значение понятия «гомеостаз». Объяснять, как осуществляется саморегуляция процессов в организме. Описывать с помощью рисунка учебника нейрогуморальное воздействие на клетки органов
  Обобщающий урок «Регуляция организменных функций» Обобщение и систематизация знаний по теме 3 Называть железы внутренней секреции и вырабатываемые ими гормоны. Подтверждать примерами различие между понятиями «гормональное воздействие» и «гуморальное воздействие»

Тема 4. Опорно-двигательная система (6 ч)

Опора и движение. Опорно-двигательная система.


Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Влияние физических упражнений на органы и системы органов

Состав и строение костей. Развитие скелета Части опорно-двигательного аппарата. Скелет. Состав кости. Внутреннее строение кости. Рост и развитие костей.   Опыт «Исследование состава кости млекопитающего».   Опыт, проводимый в домашних условиях «Определение массы и роста своего тела» Характеризовать состав костной ткани. Интерпретировать результаты опыта по исследованию состава кости. Описывать с использованием рисунка учебника внутреннее строение кости. Выявлять различия между компактным и губчатым веществом кости. Объяснять значение красного костного мозга. Называть причины увеличения и уменьшения толщины костей. Объяснять роль надкостницы в ростовых процессах костей. Описывать процесс роста костей в онтогенезе человека. Объяснять причины возникновения рахита. Проводить измерения массы и длины своего тела и оценивать по этим показателям своё физическое развитие
Виды костей и их соединений Разновидности костей. Строение и виды трубчатых костей. Губчатые кости. Плоские кости. Разновидности сочленений костей. Неподвижное, полуподвижное, подвижное сочленение. Строение сустава. Первая помощь при повреждениях костей и их соединений. Перелом. Растяжение связок. Вывих.   Лабораторная работа № 2 «Виды костей».   Демонстрация приёмов оказания первой помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата Называть с помощью рисунка учебника места расположения в скелете трубчатых, губчатых и плоских костей. Характеризовать особенности строения трубчатых, губчатых и плоских костей. Описывать с помощью рисунка учебника анатомическое строение трубчатой кости. Определять функции морфологических частей трубчатой кости, привлекая знания об анатомическом строении костей. Устанавливать в ходе проведения лабораторной работы взаимосвязь строения и функций костей. Развивать навыки работы с готовыми препаратами, проведения наблюдения, описания, анализа и обобщения в ходе выполнения лабораторной работы. Описывать с помощью рисунка учебника роль различных соединений костей в организме. Характеризовать особенности неподвижного, полуподвижного, подвижного соединений костей. Описывать строение сустава. Называть примеры суставов в организме. Называть причины повреждения костей и их соединений. Описывать с помощью рисунка учебника признаки открытого и закрытого переломов. Описывать с помощью рисунка учебника приёмы первой помощи в зависимости от того или иного вида и места перелома, в случаях растяжения связок, вывиха. Формировать умение оказывать первую помощь при растяжении связок, вывихе. Развивать умение преобразовывать текстовую информацию в таблицу
Скелет человека, его функции и строение Функции скелета. Скелет туловища: позвоночник и грудная клетка. Строение черепа. Скелет верхних и нижних конечностей.   Практическая работа «Изучение строения скелета верхней конечности человека» Характеризовать функции скелета человека. Называть с помощью рисунка учебника части скелета человека и кости, образующие эти отделы. Описывать внешний вид позвоночника и называть его отделы. Описывать функции частей позвоночника. Объяснять особенности строения разных отделов позвоночника в зависимости от их функций. Описывать строение грудной клетки. Называть функции грудной клетки. Описывать строение отделов черепа. Характеризовать особенности строения мозгового и лицевого отделов черепа в связи с выполняемыми ими функциями. Описывать строение плечевого и тазового поясов конечностей. Описывать строение верхней и нижней свободных конечностей. Характеризовать пропорции тела человека, используя культурологический материал (принятые в живописи и скульптуре соотношения длин разных частей тела). Характеризовать особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением. Характеризовать связь пропорций тела человека и его пола. Развивать умение преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Проводить наблюдение строения своего тела и делать выводы о связи функций и особенностей строения на примере строения свободной верхней конечности
Мышцы, их строение и функции. Утомление мышц Роль мышц в организме человека. Расположение разных видов мышц в организме человека и их функции. Строение скелетной мышцы. Работа скелетных мышц. Мышцы — синергисты и антагонисты. Регуляция работы мышц. Мышечное утомление.   Практические работы * «Измерение силы кисти с помощью динамометра». «Составление рекомендаций по гигиене физического труда». «Проверка произвольного сокращения скелетных мышц».   Опыт «Влияние статической и динамической работы, ритма и нагрузки на работоспособность мышц» Объяснять значение мышц для подвижного живого организма на примере человека. Называть органы, состоящие из гладких и поперечнополосатых мышц. Сравнивать и выявлять особенности трёх разновидностей мышц. Описывать строение поперечнополосатой скелетной мышцы. Описывать с помощью рисунка учебника механику работы скелетных мышц. Объяснять взаимосвязь мышц-антагонистов и мышц-синергистов. Проводить измерение силы мышц и оценку своей силы. Характеризовать роль вегетативной и соматической нервной системы в работе мышц. Описывать с помощью рисунка учебника принцип иннервации мышц. Характеризовать причины утомления мышц. Объяснять биохимические процессы, протекающие при наступлении утомления мышц. Проводить исследование утомления мышц в зависимости от типа работы (статическая, динамическая), величины нагрузки, ритма выполнения работы. Объяснять необходимость соблюдения гигиены труда
Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы Значение физической нагрузки для здоровья человека. Гиподинамия. Нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактика. Мышечные судороги. Осанка и её нарушения. Плоскостопие.   Практические работы «Проверка правильности своей осанки». «Определение наличия плоскостопия» Объяснять значение физических упражнений для человека. Раскрывать значение понятий «гиподинамия», «судорога», «осанка», «плоскостопие». Описывать негативные последствия малоподвижного образа жизни. Описывать причины возникновения судорог. Объяснять понятия «правильная осанка» и «неправильная осанка». Объяснять значение правильной осанки для здоровья человека. Проводить опыт по оцениванию состояния своей осанки. Характеризовать последствия нарушения осанки. Описывать способы профилактики нарушений осанки. Описывать последствия плоскостопия. Проводить опыт по выявлению у себя признаков плоскостопия. Описывать и выполнять упражнения, предупреждающие развитие плоскостопия. Называть меры профилактики искривления позвоночника  
  Обобщающий урок «Строение и функции опорно-двигательной системы» Обобщение и систематизация знаний по теме 4 Называть особенности мышц и скелета. Называть функции опорно-двигательного аппарата, подтверждая их конкретными примерами. Описывать строение кости, называть соединения костей. Описывать строение мышц. Пояснять влияние на здоровье человека активного отдыха и гиподинамии

Тема 5. Внутренняя среда организма (5 ч)

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Лимфа. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма Внутренняя среда организма. Кровь: состав и функции Компоненты внутренней среды организма. Взаимосвязь кровеносной системы, лимфатической системы и тканевой жидкости. Постоянство внутренней среды организма. Состав и функции крови. Состав плазмы крови и её функции Формулировать определение понятий «внутренняя среда организма», «гомеостаз». Характеризовать с помощью рисунка учебника единство жидкой фазы крови, лимфы и тканевой жидкости. Описывать строение лимфатической системы. Объяснять значение понятий «гомеостаз», «физиологический раствор». Называть составные части крови. Описывать функции крови. Характеризовать взаимосвязь состава плазмы крови и её функций
Кровь. Иммунитет. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом Форменные элементы крови Разновидности форменных элементов крови. Особенности строения и функции эритроцитов. Роль гемоглобина. Места образования, разнообразие и функции лейкоцитов. Иммунитет. Тромбоциты, их функции.   Лабораторная работа № 3 «Сравнение строения эритроцитов крови человека и лягушки» Называть виды лейкоцитов. Описывать внешний вид и функции эритроцитов. Описывать процесс транспорта газов эритроцитами. Выявлять связь строения и функции эритроцитов при сравнении эритроцитов лягушки и человека в ходе выполнения лабораторной работы. Раскрывать значение понятий «анемия» («малокровие»), «фагоцитоз», «антиген», «антитело». Называть меры профилактики и приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом. Объяснять причины колебания концентрации лейкоцитов в крови. Называть места образования и описывать особенности строения фагоцитов, лимфоцитов, тромбоцитов. Характеризовать с помощью рисунка учебника защитную функцию лимфы. Развивать навыки работы с микропрепаратами. Развивать умения проводить анализ, обобщение и делать выводы при выполнении исследования микропрепаратов эритроцитов лягушки и человека
Группы крови. Переливание крови Свёртывание крови. Группы крови Роль и механизм свёртывания крови. Переливание крови. Группы крови   Характеризовать значение свёртывания крови, переливания крови. Описывать с помощью рисунка учебника механизм образования кровяного сгустка. Называть факторы свёртывания крови; раскрывать значение понятий «тромб», «фактор свёртывания», «сыворотка крови», «донор», «реципиент», «резус-фактор». Объяснять различие между понятиями «инфаркт» и «инсульт». Характеризовать различия между четырьмя группами крови. Объяснять причины, по которым необходимо учитывать группу крови донора и реципиента, а также резус-фактор при переливании крови. Описывать с помощью рисунка учебника правила переливания крови. Развивать умение преобразовывать текстовую информацию в схему
Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Бактерии — возбудители заболеваний. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний Иммунитет. Нарушение иммунитета Иммунная система. Клетки, ткани и органы, входящие в состав иммунной системы. Механизмы иммунной защиты. Вклад И. И. Мечникова и П. Эрлиха в исследование иммунитета. Клеточная и гуморальная теории иммунитета. Виды иммунитета. Вклад Л. Пастера в развитие медицины. Нарушения иммунитета. СПИД и ВИЧ. Аллергия Давать определение понятия «иммунитет». Называть органы иммунной системы. Характеризовать роль кожных покровов и слизистых оболочек в защитной функции иммунной системы. Описывать особенности строения и функции вилочковой железы. Называть вклад И. И. Мечникова и П. Эрлиха в исследование иммунитета  
  Обобщающий урок «Кровь как внутренняя среда организма» Обобщение и систематизация знаний по теме 5 Описывать механизм клеточного иммунитета согласно клеточной теории иммунитета. Объяснять суть гуморального механизма возникновения иммунитета. Описывать с помощью рисунка учебника виды иммунитета. Объяснять различия между вакциной и лечебной сывороткой. Называть вклад Л. Пастера в развитие медицины. Объяснять различие между понятиями «СПИД» и «ВИЧ». Объяснять, в чём опасность вируса СПИДа для человека. Называть источники заражения СПИДом. Описывать способы профилактики СПИДа. Давать определение понятий «аллергия», «аллерген». Характеризовать явление аллергии. Описывать механизм аллергической реакции. Называть состав крови, форменные элементы крови. Характеризовать функции крови, функции частей крови, форменных элементов крови. Объяснять функции иммунной системы, значение иммунитета

Тема 6. Кровеносная система (4 ч)

Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс Сердце: его строение и работа Строение и функции сердца. Работа сердца. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца.   Лабораторная работа № 4 «Подсчёт пульса до и после дозированной нагрузки» Описывать роль сердца в организме человека. Описывать с помощью рисунка учебника строение сердца. Называть сосуды, приносящие кровь к сердцу и отводящие кровь от него. Называть функции клапанов в сердце. Характеризовать понятие «автоматия» в приложении к сердцу. Объяснять механизм саморегуляции работы сердечной мышцы. Характеризовать назначение электрокардиограммы. Характеризовать фазы сердечного цикла. Выявлять различия между фазами сердечного цикла. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму. Описывать с помощью рисунка учебника движение крови через сердце. Давать определение понятий «минутный объём», «пульс». Описывать участие нервной и гуморальной систем в регуляции работы сердца. Называть точки на теле для измерения пульса. Проводить измерение пульса и оценивать по нему работу сердца
Кровеносная и лимфатическая системы. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс Сосуды. Круги кровообращения. Регуляция кровотока Кровеносные сосуды. Строение и функции артерий, вен, капилляров. Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения. Давление крови и его регуляция.   Опыт, проводимый в домашних условиях «Измерение артериального давления» Давать определение понятий «артерия», «капилляр», «вена», «кровяное давление», «верхнее давление», «нижнее давление». Выявлять различия между артериями, венами и капиллярами. Описывать с помощью рисунка учебника строение артерии, вены, капилляра. Объяснять механизмы движения крови по артериям, венам и капиллярам. Объяснять связь строения кровеносных сосудов и их функций. Характеризовать понятие «круг кровообращения». Описывать строение большого и малого кругов кровообращения. Характеризовать роль нервной и гуморальной систем в регуляции кровяного давления. Проводить измерение кровяного давления с помощью тонометра и интерпретировать результаты измерений
Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Здоровый образ жизни. Вредные и полезные привычки Первая помощь при травмах и кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы Приёмы оказания первой помощи. Виды кровотечений. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Неблагоприятное воздействие алкоголя, никотина, неправильного питания на сердечную мышцу. Гипертония. Гипотония. Стенокардия Давать определение понятия «травма». Характеризовать особенности капиллярного, венозного, артериального кровотечений. Описывать с помощью рисунка учебника приёмы оказания первой помощи при капиллярном (в том числе из носа), венозном, артериальном кровотечениях, кровотечении из внутренних органов. Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях. Объяснять влияние физических упражнений на состояние сердечной мышцы. Характеризовать влияние алкоголя, никотина, неправильного питания на состояние сердца. Раскрывать значение понятий «инфаркт миокарда», «гипертонический криз», «инсульт». Характеризовать понятия «гипертония», «гипотония», «стенокардия»
  Обобщающий урок «Сердечно-сосудистая система человека» Обобщение и систематизация знаний по теме 6   Описывать строение сердца, кровеносной системы. Различать и приводить признаки различия артериальной и венозной крови. Описывать приёмы оказания первой помощи при кровотечениях. Называть правила гигиены сердечно-сосудистой системы

Тема 7. Дыхательная система (4 ч)

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма Общие сведения о дыхании. Органы дыхания Этапы дыхания. Внешнее дыхание. Тканевое (клеточное) дыхание. Транспорт газов кровью. Воздухоносные пути. Строение лёгких.   Демонстрационный опыт «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе».   Практическая работа * «Установление взаимосвязи дыхательных движений и акта глотания»     Давать определение понятий «дыхание», «воздухоносные пути». Раскрывать значение понятия «органы дыхания». Называть и описывать с помощью рисунка учебника этапы дыхания. Описывать функцию дыхательной системы. Объяснять значение понятий «внешнее дыхание», «газообмен», «тканевое (клеточное) дыхание». Описывать процессы, происходящие при тканевом дыхании. Описывать связь строения капилляров и выполняемой ими функции. Называть с помощью рисунка учебника органы, образующие воздухоносные пути. Описывать строение воздухоносных путей. Описывать строение гортани. Выявлять связь строения и выполняемой функции на примере органов дыхательной системы. Объяснять механизм работы голосовых связок. Описывать строение лёгких и плевральной полости
Дыхание. Регуляция дыхания Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких Механизм дыхательных движений. Жизненная ёмкость лёгких. Изменение состава воздуха в лёгких. Регуляция дыхательных движений.   Практическая работа * «Измерение объёма грудной клетки во время вдоха и выдоха».   Опыт, проводимый в домашних условиях «Измерение частоты дыхательных движений до и после физической нагрузки» Раскрывать значение понятия «дыхательные движения». Объяснять роль грудной клетки в дыхательных движениях. Описывать с помощью рисунка учебника вдох и выдох. Оценивать возможности дыхательной системы человека в процессе измерения диаметра грудной клетки на вдохе и выдохе. Развивать умение работать в парах. Характеризовать влияние физических упражнений на показатели возможностей дыхательной системы. Давать определение понятий «жизненная ёмкость лёгких», «дыхательный объём». Объяснять различие между типами дыхания у мужчин и женщин. Описывать с помощью рисунка учебника процесс газообмена в альвеолах лёгких. Раскрывать роль лёгких в процессе дыхания. Характеризовать функцию дыхательного центра. Раскрывать роль нервной и гуморальной систем в регуляции дыхательных движений. Развивать умения проводить наблюдения при слежении за дыхательными движениями
Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения Заболевания органов дыхания и их предупреждение Охрана воздуха. Загрязнители воздуха, негативно влияющие на дыхательную систему. Защитные рефлексы дыхательной системы. Травмы дыхательной системы. Искусственное дыхание. Оказание первой помощи при остановке сердца, пострадавшему при утоплении, отравлении угарным газом. Заболевания органов дыхательной системы Называть факторы, негативно влияющие на органы дыхательной системы. Раскрывать значение понятий «пассивное курение», «клиническая смерть», «биологическая смерть». Характеризовать последствия курения и пассивного курения. Называть меры оказания первой помощи при отравлении угарным газом, ранениях грудной клетки, остановке дыхания. Характеризовать негативное влияние, оказываемое пылью, содержащейся в воздухе, на состояние органов дыхания. Объяснять риск заражения инфекционными заболеваниями воздушным путём. Называть возможные причины остановки дыхания. Описывать приёмы искусственного дыхания, непрямого массажа сердца. Оказывать первую помощь пострадавшему при утоплении, отравлении угарным газом, остановке дыхания, остановке сердца. Называть заболевания органов дыхания. Называть факторы, вызывающие бронхит, туберкулёз, хронический бронхит, бронхиальную астму. Описывать изменения ткани лёгких при длительном курении. Называть меры профилактики заболеваний органов дыхания
  Обобщающий урок «Строение, функции и гигиена дыхательной системы» Обобщение и систематизация знаний по теме 7   Называть органы дыхательной системы и их функции. Высказывать своё мнение об участии дыхательного центра в работе голосового аппарата. Называть приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, при спасении утопающего, при остановке сердца

Тема 8. Пищеварительная система (4 ч)

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма

Пищеварение в ротовой полости Значение пищи для жизнедеятельности. Процессы пищеварения. Пищеварительный тракт. Пищеварение в полости рта. Зубы. Пищевод.   Демонстрационный опыт «Влияние механической обработки пищи на скорость химических реакций».   Опыт «Влияние ферментов слюны на углеводы».   Опыты, проводимые в домашних условиях «Проверка изменения количества и свойств слюны при употреблении различных продуктов питания». * «Взаимосвязь дыхательных движений и акта глотания» Называть группы питательных веществ, необходимых человеку. Давать определение понятий «пищеварение», «переваривание пищи». Называть части пищеварительного тракта. Характеризовать роль пищеварительного тракта и пищеварительных желёз. Описывать с помощью иллюстрации строение пищеварительного тракта. Называть особенности действия пищеварительных ферментов и их функцию. Характеризовать понятие «ротовая полость». Описывать роль ротовой полости в пищеварении. Объяснять с помощью результатов проведённого опыта значение механической обработки пищи в ротовой полости. Характеризовать функции зубов, языка, слюнных желёз. Описывать с помощью рисунка учебника строение зубов. Описывать особенности строения языка и слюнных желёз. Описывать состав слюны и функции веществ, входящих в её состав. Проводить опыты по изучению состава слюны. Объяснять результаты опытов и делать выводы. Описывать с помощью рисунка учебника акт глотания. Описывать строение пищевода и его функцию. Преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Давать определение понятия «перистальтика»
Пищеварение в желудке и кишечнике Пищеварение в желудке. Строение, функции желудка. Желудочный сок. Пищеварение в кишечнике. Строение кишечника. Строение и функции тонкого кишечника. Поджелудочная железа. Печень. Строение и функции толстого кишечника. Аппендикс.   Опыт «Влияние ферментов желудочного сока на белки» Называть части пищеварительной системы. Описывать с помощью рисунка учебника строение желудка и отделов кишечника. Описывать состав желудочного сока. Характеризовать функции компонентов желудочного сока. Проводить опыт по изучению особенностей работы пепсина и делать выводы по результатам опыта. Характеризовать особенности работы сфинктеров. Описывать процесс перистальтики кишечника. Называть этапы переваривания пищи в тонком кишечнике. Описывать строение поджелудочной железы и печени (с помощью рисунка учебника). Называть функции поджелудочной железы и печени. Характеризовать условия работы ферментов поджелудочной железы. Преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Характеризовать понятия «жёлчь», «воротная система печени». Описывать функцию жёлчи. Описывать роль ворсинок тонкого кишечника в процессе всасывания питательных веществ. Описывать с помощью рисунка учебника строение ворсинок тонкого кишечника. Называть пути поступления в организм из кишечника продуктов разложения жиров, белков и углеводов. Характеризовать роль слизи и микрофлоры толстого кишечника в процессе пищеварения. Давать определение понятий «дисбактериоз», «аппендицит», «перитонит». Описывать особенности аппендикса
Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Регуляция пищеварения. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика Нервная и гуморальная регуляция работы отделов пищеварительной системы. Заболевания отделов пищеварительной системы. Правила гигиены ротовой полости. Режим питания. Меры профилактики желудочно-кишечных и глистных заболеваний. Первая помощь при пищевых отравлениях Характеризовать значение нервной и эндокринной систем для работы пищеварительной системы. Характеризовать различия нервной и эндокринной систем в регуляции работы пищеварения. Описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Характеризовать вклад И. П. Павлова в исследование нервной регуляции пищеварительной системы. Объяснять с помощью рисунка учебника значение понятий «безусловный рефлекс» и «условный рефлекс» на примере работы слюнных желёз. Описывать фазы секреции желудочного сока по Павлову. Приводить примеры заболеваний пищеварительной системы. Называть бактериальные инфекции, поражающие желудочно-кишечный тракт, и характеризовать их опасность. Формулировать правила гигиены ротовой полости. Обосновывать важность соблюдения правил гигиены ротовой полости и правильного режима питания. Раскрывать значение понятия «режим питания». Называть с помощью рисунка учебника пути заражения глистными заболеваниями. Называть меры профилактики глистных заболеваний. Описывать приёмы оказания первой помощи при пищевых отравлениях  
  Обобщающий урок «Строение, функции и гигиена пищеварительной системы» Обобщение и систематизация материала по теме 8 Называть отделы пищеварительной системы. Характеризовать функции отделов. Пояснять особенности регуляции процесса пищеварения. Приводить примеры заболеваний пищеварительной системы. Называть приёмы оказания первой помощи при пищевых отравлениях  

Тема 9. Обмен веществ. Выделение продуктов обмена (4 ч)

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов   Обменные процессы в организме Пластический и энергетический обмен. Обмен воды. Обмен минеральных солей. Обмен белков. Обмен углеводов. Обмен жиров. Регуляция обмена веществ Давать определение понятий «пластический обмен» («ассимиляция»), «энергетический обмен» («диссимиляция»), «обмен веществ». Характеризовать с помощью рисунка учебника обмен веществ как совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции. Характеризовать связь обмена белков, жиров и углеводов. Описывать обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров с помощью рисунка учебника. Характеризовать функции воды, минеральных солей, белков, жиров и углеводов в организме. Называть микро- и макроэлементы и объяснять различия между этими группами веществ. Объяснять значение понятий «полноценные аминокислоты», «неполноценные аминокислоты». Описывать последствия снижения уровня глюкозы в крови. Описывать особенности регуляции обмена веществ
Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма Роль ферментов и витаминов в обмене веществ. Нарушения обмена веществ Участие ферментов в обмене веществ. Роль витаминов в организме. Наиболее важные витамины (A, С, B1, B2, В12, D, E, K). Нормы питания. Заболевания, вызывающие нарушение обмена веществ.   Практическая работа * «Составление рациона питания с включением продуктов, содержащих витамины» Характеризовать понятие «биологический катализатор». Описывать с помощью рисунка учебника роль ферментов. Описывать роль витаминов. Называть принцип классификации витаминов. Характеризовать различие между понятиями «авитаминоз» и «гиповитаминоз». Описывать многообразие витаминов. Называть роль в организме наиболее важных витаминов. Называть продукты, богатые этими витаминами. Формулировать правила обработки пищи для сохранения в ней витаминов. Называть объёмы энергетических расходов на различные процессы жизнедеятельности человека. Характеризовать последствия несоответствия между потреблением энергии из пищи и активностью человека. Характеризовать понятие «нормы питания». Приводить примеры заболеваний человека, связанных с нарушением обмена веществ. Составлять примерный рацион питания семьи
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение Мочевыделительная система Пути выведения из организма вредных и лишних веществ. Строение мочевыделительной системы. Почки, их строение и работа. Регуляция работы почек. Заболевание органов мочевыделительной системы Обосновывать необходимость выведения из организма продуктов обмена веществ. Описывать роль лёгких, кожи и почек в удалении продуктов обмена из организма. Характеризовать понятие «водно-солевой баланс». Описывать с помощью рисунков учебника строение мочевыделительной системы и почек. Называть функции органов мочевыделительной системы. Преобразовывать текстовую информацию в таблицу. Раскрывать значение понятий «нефрон», «первичная моча», «вторичная моча», «диурез», «урология». Описывать с помощью рисунка учебника процесс образования мочи в почке. Называть различия между первичной и вторичной мочой. Характеризовать способы регуляции работы почек нервной и эндокринной системами. Доказывать жизненную необходимость нормальной работы почек. Приводить примеры заболеваний органов мочевыделительной системы. Формулировать правила профилактики заболеваний органов мочевыделительной системы
  Обобщающий урок «Обмен веществ — основа жизни» Обобщение и систематизация знаний по теме 9 Характеризовать обмен веществ как совокупность процессов ассимиляции и диссимиляции. Объяснять роль витаминов в обмене веществ. Различать понятия «первичная моча» и «вторичная моча». Описывать меры профилактики заболеваний почек и мочевыделительной системы

Тема 10. Кожные покровы человека (3 ч)

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции Строение и функции кожи Слои кожи, их строение и функции. Функции кожных желёз. Ногти. Волосы. Строение и функции подкожной жировой клетчатки. Роль кожи в терморегуляции.   Практические работы * «Обнаружение на коже рук чешуек — мёртвых клеток верхнего слоя эпидермиса». «Выявление функций рецепторов кожи» Объяснять значение кожи для организма. Описывать с помощью рисунка учебника строение кожи. Называть слои кожи и их функции. Описывать расположение, строение и функции потовых и сальных желёз. Характеризовать понятия «ноготь», «волос»; описывать строение волос. Характеризовать функции ногтей и волос. Описывать положение, строение и функции подкожной жировой клетчатки. Характеризовать понятие «терморегуляция». Называть органы, участвующие в терморегуляции. Характеризовать роль различных органов в терморегуляции. Описывать процессы образования и выделения тепла в организме. Преобразовывать текстовую информацию в таблицу
Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья Гигиена кожи. Помощь при повреждениях кожи. Значение закаливания Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах. Кожные заболевания. Механические травмы кожи. Ожоги. Обморожения. Приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Закаливание организма. Практическая работа «Анализ использования методов закаливания своего организма» Обосновывать необходимость поддержания кожных покровов в чистом состоянии. Формулировать правила ухода за кожными покровами. Обосновывать необходимость подбора одежды в соответствии с температурой окружающей среды. Давать определение понятий «тепловой удар», «солнечный удар». Описывать приёмы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах. Формулировать рекомендации по подбору одежды и обуви в зависимости от погодных условий. Называть причины инфекционных и неинфекционных заболеваний кожи. Приводить примеры кожных заболеваний и травм. Описывать меры профилактики инфекционных заболеваний кожи. Характеризовать понятия «ожог», «обморожение». Описывать приёмы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Давать определение понятия «закаливание»; объяснять роль закаливания в сохранении здоровья человека. Объяснять механизм закаливания. Называть положительные эффекты закаливания. Приводить примеры закаливающих процедур. Реализовывать на практике правила здорового образа жизни
  Обобщающий урок «Строение, функции и гигиена кожи» Обобщение и систематизация знаний по теме 10 Описывать строение и называть функции кожи. Называть правила личной гигиены. Называть приёмы оказания первой помощи в случае травм, ожогов, обморожений

Тема 11. Органы чувств. Анализаторы (7 ч)

Органы чувств Как мы воспринимаем мир Значение органов чувств. Специфичность органов чувств. Понятие об анализаторах Объяснять роль органов чувств в жизни человека. Раскрывать понятие «орган чувств». Обосновывать значение комплексного восприятия действительности различными органами чувств. Объяснять причину специфического восприятия раздражителей разными органами чувств. Описывать расположение и функции рецепторов. Объяснять значение понятия «ощущение». Описывать процесс формирования ощущения в нервной системе. Давать определение понятия «анализатор». Обосновывать состоятельность названия-синонима «сенсорная система» для анализатора. Описывать с помощью рисунка учебника общее строение анализатора. Формулировать роль ассоциативных зон коры больших полушарий в координации работы анализаторов

Строение и функции органов зрения и слуха.


Нарушения зрения и слуха, их предупреждение

Орган зрения. Зрительный анализатор Строение и функции глаза. Строение зрительного анализатора.   Практические работы «Обнаружение слепого пятна». * «Исследование распределения палочек и колбочек в сетчатке». * «Наблюдение за работой мышц, приводящих в движение глазное яблоко». * «Изучение работы хрусталика».   Опыт, проводимый в домашних условиях «Изучение изменения размера зрачка» Описывать с помощью рисунка учебника строение глаза, строение сетчатки. Называть части глаза, оптической системы глаза. Объяснять функцию каждой части глазного яблока. Описывать работу мышц глаза. Раскрывать значение понятия «аккомодация». Проводить опыты по исследованию работы хрусталика глаза, особенностей строения сетчатки и делать выводы по результатам опытов. Характеризовать понятия «колбочки» и «палочки». Называть функции колбочек и палочек. Описывать с помощью рисунка учебника строение зрительного анализатора. Описывать функции отделов зрительного анализатора
Как видит глаз. Нарушения зрения Формирование зрительного образа. Нарушения зрения и их профилактика. Близорукость. Дальнозоркость. Первая помощь при травмах глаза Характеризовать понятия «адаптация» (в применении к органу зрения), «аккомодация». Описывать процесс восприятия и обработки зрительного сигнала. Описывать с помощью рисунка учебника этапы формирования изображения предметов в органе зрения и зрительном анализаторе. Давать определение понятий «бинокулярное зрение», «острота зрения», «диоптрия». Описывать с помощью рисунка учебника явления близорукости и дальнозоркости и способы их коррекции. Описывать правила профилактики близорукости. Приводить примеры нарушений зрения и меры их профилактики. Формулировать правила техники безопасности для предотвращения травм глаза; правила гигиены зрения
Орган слуха. Слуховой анализатор Строение органа слуха. Строение и функции отделов уха. Восприятие звука. Нарушения слуха и меры профилактики этих нарушений.   Практическая работа * «Выяснение взаимосвязи слуховой трубы и носоглотки».   Опыт, проводимый в домашних условиях * «Доказательство участия мозга в определении направления источника звука»   Описывать с помощью рисунков учебника строение уха и его отделов, строение внутреннего уха. Называть функции частей наружного и среднего уха. * Проводить опыт по исследованию функции слуховой трубы и делать выводы по результатам опыта. Описывать с помощью рисунка учебника процесс передачи слухового сигнала в органе слуха. Описывать процесс формирования в мозге реакции на слуховой сигнал, полученный извне. Приводить примеры нарушений слуха и описывать меры их профилактики. * Проводить опыт по исследованию ориентировочного слухового рефлекса и объяснять результаты опыта
Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства Вестибулярный аппарат. Мышечное чувство и кожная чувствительность Строение и функции вестибулярного аппарата. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Осязание. Восприятие тепла и холода. Боль.   Практическая работа «Выяснение роли кожно-мышечного чувства».   Опыт, проводимый в домашних условиях * «Доказательство функции полукружных каналов» Раскрывать значение понятий «вестибулярный аппарат», «мышечное чувство», «кожная чувствительность», «осязание», «терморецепция». Описывать с помощью рисунка учебника строение органа равновесия. Объяснять работу органа равновесия. * Проводить опыт по исследованию работы вестибулярного аппарата. Описывать процесс формирования мышечного чувства. Объяснять, каким образом обеспечивается кожная чувствительность. Описывать особенности системы рецепторов, обеспечивающих кожную чувствительность. Объяснять процесс формирования боли
Обоняние. Вкус Органы обоняния и вкуса Строение и функции органа обоняния. Строение и функции органа вкуса.   Опыты, проводимые в домашних условиях «Обнаружение разных вкусовых рецепторов языка». * «Определение взаимосвязи органов вкуса и обоняния» Описывать с помощью рисунка учебника строение органов обоняния и вкуса. Характеризовать отличительные особенности обонятельного анализатора. Описывать с помощью рисунка учебника процесс восприятия обонятельного сигнала. Формулировать правила обращения с пахучими веществами. Характеризовать особенности восприятия вкусовых сигналов. Называть зоны языка, воспринимающие разные вкусы. Определять на практике зоны разных вкусовых рецепторов языка. * Проводить опыт по исследованию функциональной связи между органами вкуса и обоняния и делать выводы по результатам опыта. Характеризовать представление о том, из чего складывается вкус пищи
  Обобщающий урок «Строение и функции органов чувств и анализаторов» Обобщение и систематизация знаний по теме 11 Давать определение понятия «анализатор», описывать структуру анализатора. Приводить доказательства различия понятий «анализатор» и «орган чувств». Описывать структуру органов чувств. Приводить схему работы анализатора

Тема 12. Учение о высшей нервной деятельности (8 ч)

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы И. М. Сеченов и И. П. Павлов — создатели учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы Высшая нервная деятельность. Вклад И. М. Сеченова и И. П. Павлова в исследование ВНД. Классификация безусловных рефлексов. Инстинкт. Классификация условных рефлексов.   Опыт, проводимый в домашних условиях «Проверка ориентировочного рефлекса у окружающих» Характеризовать роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в изучении ВНД. Раскрывать значение понятий «высшая нервная деятельность», «безусловный рефлекс», «условный рефлекс». Давать определение понятия «инстинкт»; описывать пищевые, половые, оборонительные и ориентировочные рефлексы. Формулировать различия между условным и безусловным рефлексом. Приводить примеры классификации условных рефлексов. Проводить сравнительную характеристику безусловных и условных рефлексов. Объяснять значение рефлексов и инстинктов для человека. Характеризовать понятие «поведение» с точки зрения рефлекторной теории. Проводить опыт по изучению ориентировочных рефлексов и делать выводы по результатам опыта
  Образование и торможение условного рефлекса Механизм образования условного рефлекса. Доминанта. Вклад П. К. Анохина в изучение ВНД. Принцип доминанты А. А. Ухтомского. Процессы торможения (работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова). Закон взаимной индукции Характеризовать роль коры больших полушарий в ВНД. Объяснять принцип формирования условного рефлекса. Объяснять значение понятий «корковый центр», «безусловный раздражитель», «подкрепление», «временная связь» (между раздражителями), «потребность», «торможение», «растормаживание». Описывать с помощью рисунка учебника механизм формирования условного рефлекса на примере слюноотделительного рефлекса у собаки. Называть условия, необходимые для формирования условного рефлекса. Называть вклад П. К. Анохина в развитие рефлекторной теории. Характеризовать понятия «доминанта», «функциональная система органов» (по П. К. Анохину). Объяснять значение условных рефлексов в обучении и воспитании людей. Описывать механизм торможения в нервной системе. Объяснять адаптивное значение торможения. Сравнивать явления внешнего и внутреннего торможения. Объяснять причины возникновения зрительных иллюзий
Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание Особенности высшей нервной деятельности человека Сигнальные системы. Учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах. Значение речи, мышления и сознания.   Опыт, проводимый в домашних условиях «Проведение операций анализа и синтеза при выявлении признаков изучаемых объектов» Раскрывать значение понятия «сигнальная система». Описывать особенности первой и второй сигнальной систем. Объяснять роль первой сигнальной системы для животных и человека и второй сигнальной системы для человека. Объяснять причины возникновения второй сигнальной системы. Раскрывать значение понятия «центр речи»; объяснять связь между наличием центров речи в мозге человека и работой второй сигнальной системы. Объяснять роль центров речи, особенности мышления человека. Давать определение понятий «мышление», «абстрактное мышление», «рассудочная деятельность». Объяснять с помощью рисунка учебника функциональную асимметрию головного мозга человека. Объяснять различия между правшами и левшами, исходя из представлений о функциональной асимметрии мозга. Характеризовать понятие «сознание»
Особенности поведения человека. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения Личность. Интеллект Характеристики личности. Характер. Типы нервной системы по И. П. Павлову. Типы темперамента. Интеллект.   Опыт, проводимый в домашних условиях * «Самоанализ черт собственного характера» Раскрывать значение понятий «личность», «характер», «темперамент». Называть различия между понятиями «характер» и «темперамент». Описывать критерии, лежащие в основе выделения типов нервной системы по И. П. Павлову. Выявлять связь между типами нервной системы по И. П. Павлову и типами темперамента. Описывать с помощью рисунка учебника четыре типа темперамента; проводить психодиагностику собственной личности. Участвовать в дискуссии и делать совместные выводы по результатам самодиагностики. Раскрывать значение понятия «интеллект»; описывать три типа интеллекта. Характеризовать существующую в практической психологии количественную оценку интеллекта (IQ)
Память. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека Память Память как свойство нервной системы. Механизмы памяти. Кратковременная и долговременная память. Виды памяти (двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая). Произвольная и непроизвольная память. Расстройства памяти.   Практические работы «Проверка кратковременной памяти». * «Проверка образной, эмоциональной, словесно-логической памяти» Раскрывать понятия «память», «памятный след», «консолидация» (в применении к процессам запоминания). Объяснять значение памяти для человека. Характеризовать понятия «кратковременная память», «долговременная память». Описывать с помощью рисунка учебника механизмы памяти. Проводить опыты по исследованию разных видов своей памяти и делать выводы по результатам опытов. Описывать типы памяти, выделяемые по характеру запоминаемого материала (двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую). Характеризовать непроизвольную и произвольную память. Формулировать правила улучшения и поддержания памяти. Раскрывать значение понятия «амнезия». Называть последствия влияния алкоголя на память. Применять знания о памяти к объяснению ситуаций из своей жизни
Эмоции и чувства. Межличностные отношения. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение Эмоции Понятие об эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Стресс. Эмоциональные движения. Состояние аффекта. Контроль эмоций Давать определение понятия «эмоция». Характеризовать положительные и отрицательные эмоции. Характеризовать значение эмоций для сознательной деятельности человека. Приводить доказательства связи между эмоциями и реакцией нервной системы. Раскрывать понятия «стресс», «состояние аффекта». Объяснять значение движений, сопровождающих ту или иную эмоцию. Называть структуры головного мозга, контролирующие эмоции
Сон Сон и бодрствование Значение сна для человека. Регуляция сна. Биоритмы сна. Нарушения сна   Формулировать определение понятия «сон». Называть место сна в дневном ритме жизнедеятельности человека. Объяснять значение сна для здоровья человека. Описывать признаки сна в разных системах органов человека. Характеризовать эволюцию научных представлений о сне. Объяснять связь между умственной нагрузкой и качеством сна. Раскрывать понятия «медленный сон», «быстрый сон», «бессонница» с помощью рисунка учебника. Называть различия между медленным сном и глубоким сном. Характеризовать понятие «сновидение». Описывать последствия нарушений сна. Формулировать меры предупреждения нарушений сна. Описывать значение сна как метода лечения некоторых психических заболеваний
  Обобщающий урок «Особенности высшей нервной деятельности человека» Обобщение и систематизация знаний по теме 12. Презентация проекта «Культура общения как фактор здорового образа жизни» Характеризовать учение о ВНД. Приводить примеры условных и безусловных рефлексов, внешнего и внутреннего торможения. Приводить аргументированные доказательства отличия ВНД человека от ВНД животных. Участвовать в презентации коллективного проекта

Тема 13. Размножение и развитие человека (6 ч)

Размножение и развитие. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Хромосомы. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственная и ненаследственная изменчивость Генетика человека Факторы размножения. Процесс оплодотворения. Наследственные признаки ДНК. Половые хромосомы. Гены. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Наследственные болезни. Врождённые заболевания Объяснять значение размножения. Раскрывать значение понятий «половое размножение», «гамета», «зигота». Выявлять с помощью рисунка учебника различия в строении и функциях женской и мужской гамет. Описывать с помощью рисунка учебника процессы, приводящие к формированию зародыша. Описывать значение хромосом. Объяснять значение понятий «хромосома», «ДНК», «ген», «наследственный признак», «наследственная изменчивость», «ненаследственная изменчивость». Характеризовать понятия «хромосомный набор» (на примере хромосомного набора человека), «половые хромосомы». Объяснять, каким образом формируется пол человека. Объяснять роль генов. Объяснять суть метода составления родословной. Описывать симптомы и последствия гемофилии, дальтонизма. Объяснять различие между наследственными и врождёнными заболеваниями
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание Строение и функции половой системы человека (материал для самостоятельного изучения) Строение и функции мужской и женской половой системы. Особенности созревания женских и мужских половых клеток — гамет. Половое созревание. Зрелость организма Описывать строение и функции мужской и женской половой системы. Описывать функции структур в составе мужской и женской половой системы. Раскрывать значение понятий «овуляция», «менструация», «поллюция». Описывать с помощью рисунка учебника менструальный цикл. Выявлять различия между половой и психологической зрелостью. Объяснять важность психологического созревания для нормальной взрослой жизни
Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды Оплодотворение и внутриутробное развитие Оплодотворение. Образование и развитие зародыша. Беременность и роды Описывать процесс оплодотворения у человека. Описывать с помощью рисунка учебника строение зародыша и структур материнского организма, обеспечивающих его развитие. Характеризовать этапы (периоды) развития зародыша. Называть функции амниона, плаценты, пуповины. Доказывать филогенетическую связь человека с другими животными с указанием признаков, имеющихся у зародыша. Давать определение понятий «беременность», «роды». Доказывать важность для здоровья плода заботы матери о своём здоровье в период беременности. Анализировать перечень факторов, негативно влияющих на развитие плода. Описывать процесс родов. Называть особенности работы органов чувств новорождённого
Размножение и развитие. Развитие после рождения. Половое созревание Рост и развитие ребёнка после рождения Периоды развития ребёнка. Грудной возраст. Раннее детство. Дошкольный период. Школьный период. Подростковый период. Половое созревание Описывать особенности развития систем органов и поведения ребёнка в разные периоды его развития. Раскрывать значение понятий «подросток», «половое созревание», «акселерация». Объяснять особенности регуляции полового созревания человека. Характеризовать вторичные половые признаки мужчин и женщин. Описывать с помощью рисунка учебника изменение пропорций тела человека в процессе развития рёбенка — с грудного возраста до взрослого состояния. Проводить самооценку своего поведения и объяснять с биологической точки зрения причины негативных реакций на действия других людей. Объяснять понятие «становление личности»
Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни Болезни, передаваемые половым путём (материал для самостоятельного изучения) СПИД и ВИЧ. Гепатит B. Сифилис Описывать способы заражения СПИДом, гепатитом B, сифилисом. Описывать симптомы СПИДа и сифилиса. Объяснять опасность заражения ВИЧ и возбудителем сифилиса. Формулировать меры профилактики заражения болезнями, передаваемыми половым путём
  Обобщающий урок «Воспроизведение и развитие организма человека» Обобщение и систематизация знаний по теме 13 Характеризовать размножение как свойство живого организма. Характеризовать особенности полового размножения. Приводить схему оплодотворения. Приводить схемы и описывать процессы митоза и мейоза

Подведение итогов обучения по курсу 8 класса (1 ч)

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Последствия деятельности человека в экосистемах Забота о своём здоровье и здоровье окружающих. Условия сохранения здоровья. Культура общения. Здоровый образ жизни. Здоровье людей как часть проблемы сохранения жизни на Земле. Биосфера Называть экологические и психологические факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека. Формулировать принципы высоконравственной культуры общения. Раскрывать значение понятий «здоровый образ жизни», «биосфера». Называть составляющие здорового образа жизни. Формулировать представления о продолжительности жизни людей. Описывать роль человечества на планете. Описывать место человека в биосфере. Характеризовать человека как биосистему, являющуюся компонентом биосистем более высокого порядка. Объяснять значение деятельности человека и «здоровья» биосферы
  Итоговая конференция Презентация проектов и исследований Участие в защите коллективных и индивидуальных проектов и исследований: 1.   «Составление кодекса здорового образа жизни». 2.   «Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду» (по материалам своей местности). 3.   «Улучшение экологии моего места жительства». 4.   «Составление кодекса поведения в природе». 5.   «Человек — биосоциальное существо» (на основе самоанализа своих привычек)

9 класс (2 ч в неделю, всего 70 ч, из них 19 ч — резервное время)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.