Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тематическое планирование 1 страница



Тематическое планирование

(1 ч в неделю в 5 и 6 классах; 2 ч в неделю в 7, 8, 9 классах.

Всего за пять лет обучения – 280 ч, из них 33 ч резервного времени)

(Дополнительный материал и материал, изучаемый по усмотрению учителя, отмечен знаком *)

 

Программа предлагает начать изучение общебиологических закономерностей с формирования представлений о них уже во вводном курсе 5 класса на доступном для данной возрастной группы уровне и продолжать формирование и развитие общебиологических понятий из класса в класс на протяжении последующих курсов биологии основной школы, включая содержание раздела «Общие биологические закономерности» в другие разделы, изучаемые в 5–8 классах.

 

5 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 2 ч – резервное время)

 

Содержание разделов примерной программы Основное содержание уроков по темам рабочей программы Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Тема 1. Биология — наука о живом (9 ч)

Биология как наука Земля — планета жизни Уникальность планеты Земля, несущей жизнь. Условия для существования жизни на Земле: вода в жидком состоянии, озоновый слой атмосферы, Солнце как источник тепла и солнечного света. Биология — наука о живом. Разнообразие и расселение живых организмов по планете. Среды обитания, освоение живыми организмами нашей планеты Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой. Работать с рисунками учебника как источником информации, шрифтовыми выделениями в тексте учебника. Осуществлять приёмы самоконтроля при выполнении домашнего задания. Фиксировать в рабочей тетради основные положения урока. Давать определение науки биологии
Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества Как отличить живое от неживого? Общие признаки тел живой и неживой природы: форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ — обугливания при горении. Белки, жиры, углеводы — важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода — необходимое условие жизни. Источники органических и неорганических веществ для различных живых организмов. Свойства живых организмов: обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Демонстрационный опыт «Обугливание при горении — признак органического вещества».   *Экскурсия «Живая и неживая природа» Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу. Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации. Анализировать содержание демонстрационного опыта, иллюстрирующего признак органического вещества — обугливание при горении. Выделять в тексте необходимые для формирования системного мышления базовые понятия «живые организмы», «органические вещества», «неорганические вещества». Давать определение отражающих общие свойства живого понятий «рост», «развитие», «обмен веществ» и др. Сравнивать объекты живой и неживой природы. Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы.   *Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии
Клеточное строение организмов. Строение растительной и животной клеток Клеточное строение — общий признак живых организмов Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы — неклеточные формы жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различия. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды — органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание. Устанавливать взаимосвязь строения растительной и животной клеток и разных способов питания растений и животных
Система и эволюция органического мира. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов) Понятие о систематике и систематических группах. Принцип объединения организмов в одну систематическую группу. Понятие о виде. Царства живой природы. Место человека в системе живого мира Объяснять значение понятий «систематика», «вид», «царство». Называть царства живой природы. Выделять общие признаки организмов, объединённых в родственную группу. Давать определение понятия «эволюция»
Методы изучения живых организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Соблюдение правил техники безопасности Как человек изучает живую природу? Посмотри вокруг и подумай Методы изучения живой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами.   Опыт, проводимый в домашних условиях «Выращивание плесени на хлебе» (опыт закладывается заранее для проведения собственных исследований при работе с микроскопом в ходе лабораторной работы № 2) Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Проводить самостоятельно опыт и анализировать его по предложенному в данной линии учебников плану. Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: терпение, наблюдательность, умение планировать исследовательскую работу  

Устройство увеличительных приборов и правила работы
с ними.

Методы изучения живых организмов

Прибор, открывающий «невидимое» Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом.   Лабораторная работа № 1 «Знакомство с микроскопом» Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Проверять правильность подготовки микроскопа к работе. Проводить самооценку правильности настройки микроскопа  
Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопомПриготовление микропрепаратов. Правила приготовления микропрепарата, лабораторное оборудование. Правила работы с микроскопом.     Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени» Научиться готовить микропрепарат. Соблюдать правила приготовления микропрепарата. Проводить взаимооценку правильности его приготовления. Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием  
Клеточное строение  организмов. Клетки и ткани Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом Клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Зависимость клеток одноклеточного организма от других клеток организма. Понятие о ткани и об организме как едином целом.   Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов» Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов. Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Называть признаки живого. Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы. Использовать биологические знания в повседневной жизни
  Обобщающий урок «Что ты узнал о строении и свойствах живых организмов? » Обобщение знаний по теме 1 Доказывать, что клеточное строение — общий признак живых организмов. Использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований. Применять ранее полученные знания в новой ситуации. Проверять свои знания, вписывая пропущенные слова. Оценивать результаты опыта, проведённого одноклассниками в домашних условиях. Проводить совместное обсуждение правильности приведённых ответов  

Тема 2. Особенности живых организмов (22 ч)

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение Как размножаются живые организмы? Половое и бесполое размножение. Мужские (♂ ) и женские (♀ ) гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Давать определение базовых понятий «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш». Использовать символические обозначения мужских (♂ ) и женских (♀ ) гамет. Проверять свои знания при поиске «запланированной» ошибки в рисунке учебника
Животные. Размножение, рост и развитие. Бесполое и половое размножение животных. Половые клетки Как размножаются животные? Бесполое и половое размножение животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка — гермафродиты. Миф о Гермафродитосе.   * Практическая работа «Уход за аквариумными рыбками» (проводится в группах как внеклассная работа по усмотрению учителя) Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом). Развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки своих знаний о различиях полового и бесполого размножения. Пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами
Растения.   Рост, развитие, размножение. Органы цветкового растения. Половое размножение растений Как размножаются растения? Цветок, плод, семя — органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения.   Лабораторная работа № 4 «Изучение строения семени».   Опыт, проводимый в домашних условиях «Наблюдение за прорастанием семян» Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Научиться работать с лупой. Находить части зародыша семени. Делать выводы из полученных результатов исследований
Растения. Рост, развитие, размножение. Бесполое размножение растений. Вегетативное размножение комнатных растений Могут ли растения производить потомство без помощи семян? Бесполое размножение растений: частями стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян.   * Практическая работа «Уход за комнатными растениями» (проводится в группах как внеклассная работа по усмотрению учителя) Объяснять особенности размножения растений частями тела. Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела. * Вырастить растение для кабинета биологии без помощи семян. Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы Почему всем хватает места на Земле? Условия, приводящие к гибели живых организмов. Количество потомков у разных живых организмов. Примеры приспособлений, обеспечивающих выживание потомства (большое количество потомков, защита потомства от воздействия неблагоприятных условий окружающей среды).   Опыты, проводимые в домашних условиях (по выбору обучающихся) «Влияние температуры на скорость прорастания семян». «Условия, необходимые для прорастания семян» Высказывать собственное суждение при объяснении предложенной ситуации. Давать оценку ответам одноклассников, учиться уважать иное мнение и обосновывать свою точку зрения. Фиксировать в рабочей тетради результаты проведённого в классе обсуждения поисковой задачи. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы при проведении опыта в домашних условиях. Проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта, требующего терпения, аккуратности в оценке результатов (порой отрицательных) опыта
Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия разных видов в экосистеме. Пищевые связи в экосистеме Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? Понятие среды обитания для растений, животных, человека. Примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни. Взаимоотношения между живыми организмами: хищник — жертва, паразит — хозяин, родители — потомство, растения — животные (понятие о растительноядных). Понятие о цепях питания Давать определение понятия «экология». Приводить примеры благоприятных и неблагоприятных для жизни условий, в том числе своей жизни. Приводить свою схему для доказательства влияния на жизнь человека других живых организмов. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства
  Обобщающий урок «Размножение — общее свойство всех живых организмов»1 (промежуточный контроль знаний).   Экскурсия «Живые организмы зимой» Доказывать, что размножение — общее свойство живого. Давать определение понятий «размножение», «гамета», «зигота». Строить схему, поясняющую образование зиготы. Объяснять значение символов ♂ и ♀. Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных. Приводить примеры приспособлений, обеспечивающих выживание потомства в неблагоприятных условиях
Растения. Питание. Фотосинтез — процесс питания растений Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? Питание — признак всех живых организмов. Питание животных готовыми органическими веществами. Растение — производитель органического вещества. Пищевые цепи. Значение растений как источника готовых органических веществ для растительноядных, хищников, паразитов. Экспериментальные доказательства образования растением органических веществ на свету (опыт А. Гельмонта). Определение понятия «фотосинтез». Знакомство с работами К. А. Тимирязева. Наблюдения, подтверждающие образование хлорофилла на свету. Значение растений для существования жизни на Земле Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковые задачи. Выделять в тексте необходимые для формирования системного мышления базовые понятия («пищевая цепь», «хищник», «паразит», «фотосинтез», «хлорофилл»). Давать определение процесса фотосинтеза, подтверждать определение схемой. Использовать полученную ранее (в § 3) информацию. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты и наблюдения по единому предложенному плану: цель, ход исследования, результаты, вывод. Знакомиться с вкладом отечественных учёных в развитие биологии. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника
Животные. Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Пища — источник энергии Как питаются разные животные? Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Общая схема пищеварения у человека и животных: поступление пищи, усвоение питательных веществ, удаление непереварившихся остатков. Наблюдение за питанием домашних животных.   * Практическая работа «Подкармливание птиц зимой» (проводится как внеклассная работа по усмотрению учителя) Определять по рисунку, кто чем питается. Объяснять значение понятий «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. Высказывать свою точку зрения, комментируя результаты наблюдений. Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой. Соблюдать правила поведения в природе
Растения. Клеточное строение. Процессы жизнедеятельности (питание). Работа с увеличительными приборами. Методы изучения живых организмов (наблюдение, описание, эксперимент) Как питается растение? Строение растительной клетки, содержащей хлоропласты. Содержание в клетках зелёного листа хлорофилла. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл.   Лабораторная работа № 5 «Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа» Применять ранее полученные знания в новой ситуации. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Обсуждать с одноклассниками результаты собственных исследований, вести диалог, уважая иное мнение
Органы растений. Питание растений. Методы изучения живых организмов (наблюдение, описание, эксперимент) Только ли лист кормит растение? Роль корней в жизни растений. Корень — орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники.   Демонстрационный опыт «Обнаружение минеральных солей в почве».   Лабораторная работа № 6 «Рассматривание корней растения» (проводится как внеклассная работа по усмотрению учителя) Объяснять значение корней в жизни растений. Фиксировать результаты своих исследований. Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации. Воспитывать в себе чувство бережного отношения к природе
Приспособления живых организмов к различным средам обитания Как питаются паразиты? Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов Давать определение понятий «паразит», «паразит — хозяин». Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов. Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников  
  Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные живые организмы? » (промежуточный контроль знаний) Объяснять значение пищи как источника энергии. Давать определение базовых понятий «фотосинтез», «хлоропласты», «хлорофилл». Доказывать взаимосвязи живых организмов через цепи питания. Составлять цепь питания, в том числе с участием живых организмов своей местности. Объяснять роль зелёного листа и корня в питании растений. Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений
Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма Нужны ли минеральные соли животным и человеку? Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений. Доказывать зависимость жизни живых организмов от состояния окружающей среды. Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Развивать общеучебные навыки, работая с текстом учебника. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент) Можно ли жить без воды? Вода — необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода — растворитель веществ, входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды — условие сохранения жизни на Земле.   Демонстрационный опыт «Обнаружение воды в сухих семенах, стебле и клубне картофеля». «Доказательства защитной роли процесса испарения от перегрева».   Опыт, проводимый в домашних условиях «Испарение воды листьями».   * Практическая работа «Наблюдение за расходом воды в школе и в семье» (проводится в группах как внеклассная работа по усмотрению учителя) Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать и проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте. Объяснять необходимость охраны воды, используя полученные на уроке доказательства
Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме Можно ли жить не питаясь? Пища — источник энергии, необходимой для жизни. Растения — преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества, богатого энергией. Растительная пища — источник энергии для растительноядных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии Использовать ранее полученные знания понятий «хищник», «паразит», «растительноядный». Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос». Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой к повседневной жизни
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент) Как можно добыть энергию для жизни? Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение — свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи — источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита.   Демонстрационный опыт «Движение растения к свету».   *Опыт, проводимый в домашних условиях «Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян».   Наблюдение за движением домашних животных Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Использовать рисунок учебника как источник информации. Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания. Проводить наблюдение за движением домашних животных. Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях. Фиксировать результаты эксперимента. Делать выводы. Воспитывать в себе качества, необходимые для исследователя: терпение, аккуратность, объективность в оценке полученных результатов
Среда — источник веществ и энергии. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание. Рост и развитие организмов Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятие о росте организма за счёт деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах — источниках энергии Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации
Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма Можно ли жить и не дышать? Дыхание — общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство различия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма.   Демонстрационный опыт «Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе» Давать определение понятия «газообмен». Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии. Проверять правильность теоретических выводов приёмами самоанализа и самоконтроля
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Процессы жизнедеятельности организмов. Методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание) Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду? Роль живых организмов в поддержании условий, необходимых для жизни на Земле. Выделение растениями кислорода на свету. Экспериментальные доказательства роли растений на Земле (опыт Дж. Пристли). Поступление продуктов жизнедеятельности организмов в окружающую среду. Роль бактерий, грибов, животных в обеспечении растений минеральным питанием. Взаимосвязь организмов с окружающей средой. Единство живой и неживой природы.   Демонстрационный опыт «Выделение кислорода листьями на свету» Использовать ранее полученные знания для аргументированного ответа. Работать с рисунками учебника как источниками информации. Приводить доказательства единства природы. Анализировать демонстрационные опыты, определив цель, ход, результат каждого опыта. Формулировать выводы. Определять методы биологических исследований. Участвовать в совместном обсуждении результатов приведённых в учебнике опытов. Комментировать выводы, приведённые в тексте. Применять полученные знания о взаимосвязях организмов и окружающей среды в повседневной жизни (при уходе за обитателями аквариума)
Экологические проблемы. Влияние экологических факторов на организмы. Черты сходства и различия человека и животных. Биологическая сущность человека Является ли человек частью живой природы? Отличие человека от животных (речь, труд, мышление). Человек как биологическое существо. Потребность человека в воде, пище, воздухе, энергии. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды.   * Экскурсия «Красота и гармония в природе» (по усмотрению учителя).   * Практическая работа «Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье» (проводится в течение года как внеклассная работа по усмотрению учителя) Называть свойства человека как живого организма. Выделять признаки отличия человека от животных. Называть факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека, используя текст и рисунки учебника. Разрабатывать проект улучшения экологической обстановки в своём городе (посёлке). * Соблюдать правила поведения в природе. * Оценивать расход электроэнергии в школе и в семье
  Обобщающий урок «Какие условия необходимы для жизни? » Обобщение знаний по теме 2 Использовать всё разнообразие видов деятельности, которое было предложено при изучении темы: · подтверждать свою точку зрения авторским рисунком (схемой); · определять методы биологических исследований; · использовать знания, полученные ранее, при изучении предыдущих тем; · выделять базовые общебиологические понятия, что способствует формированию системного мышления; · завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия. · Называть общие свойства живых организмов. · Объяснять значение биологического разнообразия на Земле. · Доказывать необходимость пищи, воды, кислорода для поддержания жизни. · Называть экологические факторы, влияющие на здоровье человека

Тема 3. Единство живой и неживой природы (2 ч)

Экосистемная организация живой природы. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Последствия деятельности человека в экосистемах Земля — наш общий дом Система как целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Влияние факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Понятие об экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ. Единство природы. Понятие о биосфере. В. И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Проблема охраны окружающей среды.   Экскурсия «Живые организмы весной. Звуки в живой природе» Приводить доказательства единства живого и неживого, природы как единого целого, которые необходимы для формирования мировоззренческих позиций. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в устную речь при обсуждении вопроса о круговороте веществ. Давать определение понятий «природное сообщество», «экосистема», «биосфера». Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей Всё ли мы знаем о жизни на Земле? Понятие о биологии как комплексной науке. Итоговое обсуждение основных положений вводного курса: · Доказательства единства живой и неживой природы. · Системная организация живого (клетки — ткани — органы — единый организм), свойства живых организмов. · Способы размножения, питания, передвижения. Дыхание как процесс получения энергии. · Солнце — источник энергии на Земле. Космическая роль растений. Передача вещества и энергии через пищевые цепи. Вода — условие жизни на Земле. · Роль человека на Земле. Проблемы охраны окружающей среды Приводить доказательства единства живой и неживой природы. Называть свойства живого. Использовать личный опыт исследований объектов живой и неживой природы в ходе лабораторных, практических работ и опытов, проведённых самостоятельно в домашних условиях. Оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников. Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсий в природу. Находить с помощью аппарата ориентировки рисунки для приведения доказательств. Давать определение базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии  

Проектно-исследовательская работа учащихся в летний период

  Обсуждение содержания заданий и формы подготовки отчёта о проведённой работе. Разработка коллективного проекта «Кодекс поведения в природе» (с учётом местных условий) Планировать собственную деятельность, выбрав любую из предлагаемых работ. Проводить самостоятельные исследования, фиксировать их результаты. Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность в оценке своей работы

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.