![]()
|
|||||||
Основная частьУже в древности икону называли живописным Евангелием. Как Евангелие, так и икона рассказывает нам о великом таинственном событии Рождества Христова. В Новом Завете события Рождества описаны двумя Евангелистами – Матфеем и Лукой. Со временем Священное Предание и два Евангельских повествования соединились воедино в иконе Рождества. Так в настоящее время основой рождественской иконографии являются привычные уже нам детали: земля, горой поднимающаяся вверх; в центре Богородица, а рядом повитый пеленами Младенец Христос и взирающие на Него вол и осел; волхвы, которые несут Христу свои дары; пастухи, беседующие с ангелами; Иосиф с печально-задумчивым взглядом и женщины, купающие Младенца. Для более подробного описания изображенных символов и скрытых смыслов обратимся к иконе Рождества из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Есть предположение, что это творение великого русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Эта икона уникальна своей композицией. Центр иконы, как центр мира, по русской традиции, строго обозначен – это изображение пещеры с лежащим в яслях Младенцем Христом. На него указывает луч звезды, спускающейся с небес, а вокруг выстраиваются все персонажи иконы. Каждая икона Рождества – это целый космос, в котором все притягивается к центру, сияющему Солнцу правды Христу: на земле воссияло Солнце, и она стала небом. Но только в иконе из Благовещенского собора особенно подчеркнуто соединение земли и неба, равенство ангелов и людей у колыбели Спасителя. Бог родился в пещере, и ангельские чины больше не на небе. Небо исчезает в иконе почти совсем. Все пространство заполнено холмами, золото небесного фона только немного оставлено вверху, чтобы подчеркнуть тающие в его свете вершины лещадок, которые символизируют в иконе связь с горним, удаляя от порочного мира. Вот и ангелы наверху уже не летят или шествуют над вершинами гор, а просто стоят на них, как обыкновенные люди.
И над всем этим огромным миром, словно паря над ним, на царственном красном ложе лежит Богородица. Фигура Богомладенца, подобно Богородице, будто парит в воздухе. Он, как и Она, не внутри пещеры и не на земле, а как бы поверх гор, деревьев, яслей. В большинстве других рождественских икон Богоматерь также занимает центральное положение. Этим подчеркивается Ее роль в устроении человеческого спасения. Богородица превышает в масштабе людей, ангелов и даже горы. Это символ Ее возвеличивания: ведь, родив Богочеловека, Матерь Божия стала превыше всех ангелов и архангелов. Она лежит по диагонали, соединяя Собой небольшую фигуру Иосифа с ангелами в правом углу. Богородицею было преодолено разделение земного и небесного, людей и ангелов. Фигура согбенного Иосифа повторяет наклон головы и движение руки Богородицы, а также наклон ангела наверху, обращенного к пастухам. В иконописи такая симметричность движений, подобие форм говорит о глубоком единстве персонажей. Пресвятая Дева полулежит в задумчивой позе, это является знаком того, что Ее роды прошли безболезненно. Младенец Иисус, напротив – самый маленький на иконе. Небольшие размеры Его фигуры – символ бесконечного умаления и самоуничижения Бога, воплотившегося в ребенка. Пещера, как образ неверия, язычества и смерти, не случайная деталь иконы. Один из наиболее авторитетных толкователей Евангелия, блж. Феофилакт Болгарский, писал, что Господь явился в мир в пещере для скота и был положен в кормушку «быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс. 48: 13–21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь».
Кульминацией иконы Рождества является то, что она не иллюстрирует нам Евангелие, т. е. не рассказывает только об одном эпизоде из жизни Спасителя, но возвещает Благую Весть о спасении. Христос рождается в мир для нашего спасения, во искупление человеческих грехов. Так пещера Рождества одновременно преобразует пещеру гроба Господня, а младенческие пелены прочитываются, как символ уже будущих погребальных пелен Спасителя. Икона Рождества соединяет конец и начало земной жизни Христа, как если бы мы видели ее из вечности. Но икона не была бы иконой и живописным Евангелием, если бы не рассказала и о Воскресении! Пещера гроба Господня станет местом Пасхальной радости! Ангелы, склоняющиеся над пещерой, преобразуют того ангела, которого встретят жены-мироносицы и который донесет до них весть о том, что Христос Воскрес. Вот так от Рождества мы доходим и до Воскресения. Давайте же, глядя на эту икону, будем радоваться и удивляться чуду явления Бога в мир!
|
|||||||
|