|
|||
Тема 29. Основные правила юридической техники применительно к различным видам и жанрам юридических текстов. 4 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Помимо требования денотативной точности (соответствия употребляемого термина (слова) окружающей действительности, реальному предмету или явлению) к стилистике юридических текстов предъявляется требование коммуникативной точности (адекватного отражения действительности, отражения мысли авторов в предложении). Стандартизация языка правовых и правоприменительных актов обеспечивает ту степень коммуникативного тождества, которое придает документу юридическую силу. Любое предложение в правовом материале должно иметь только одно значение и толкование. Чтобы этого достичь, иногда приходится повторять одни и те же слова, словосочетания, понятия и термины. Это, безусловно, стало бы недостатком любой другой письменной речи и рассматривалось бы в качестве порока стиля, однако в языке правовых документов такой прием является непременной и характерной стилистической чертой синтаксической и лексической организации текста. Таким образом, высокая степень унификации, стандартизация как ведущая черта строения словосочетаний и предложений, высокая степень терминированное™ лексики, логичность, системность, безличность и безэмоциональность, информационная нагрузка каждого элемента текста, а также внимание к деталям характерны для стиля правового документа, и отличают его от устной диалогической речи. И все же, хороший стиль языка правовых документов — это простой стиль. Помимо этого, отметим, что информацию в юридическом документе способны нести не только текстовые фрагменты, но и все элементы его оформления, носящие обязательный характер, — т. е. реквизиты. В зависимости от вида правового акта существует и свой набор реквизитов, предусмотренный государственным стандартом (ГОСТом), а также иными нормативными документами. Число реквизитов может быть различным и зависит от вида и содержания документов. Проблемы терминологии актуальны для любой сферы деятельности. В юриспруденции, особенно в сфере правотворчества, значимость этой проблемы соответствует значимости законов в жизни общества. От точности употребления терминов в законе во многом зависит точность выражения воли законодателя, а следовательно, и результативность закона. Термин (от лат. terminus — предел, граница) — это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (эвтаназия, эксцесс исполнителя, пособник, террористический акт, наследственная трансмиссия, аффинаж и др. ). Понятие — это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности, их формирование — важное условие научной речи. Определение понятий дает дефиниция (от лат. definition — определение) — краткая идентификационная характеристика предмета, явления или процесса, обозначенного определенным термином (преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания, аффект — состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного условиями длительной психотравмирующей ситуации, или противоправными действиями потерпевшего). Самым распространенным типом является семантическая дефиниция, в ней проводится тождество определяемого и определяющего, она отличается четкой логико-семантической структурой — делится па родовое определение (классификатор) и видовое определение (идентификатор). Классификатор обычно выражается существительным или словосочетанием, в котором главным или зависимым компонентом является родовой по отношению к определяемому термин. Идентификатор может быть выражен как самостоятельным придаточным предложением, так и зависимым, обособленным определением или предложно-падежным словосочетанием. Другие типы дефиниций можно свести к двум: синтаксическим и контекстуальным. К первым относятся синтаксически самостоятельные высказывания, в которых отсутствует логико-семантическое отождествление их правой и левой частей. Они формируют значение термина, не указывая на его место в понятийном поле. Ко второму типу относятся семантически неполные высказывания, как-либо характеризующие определяемое понятие, которые не имеют четкой логико-семантической и синтаксической структуры. В целом, правовые дефиниции должны:
В соответствии с практикой правотворческой деятельности в определении нуждаются понятия:
Важным является и вопрос о том, где именно в нормативном акте помещать дефиниции. Здесь существует несколько вариантов их размещения. В соответствии с первым подходом, дефиниция понятия дается при первоначальном его упоминании в тексте правового документа. Согласно второму варианту в начале нормативного акта предлагается серия дефиниций терминов, наиболее важных и трудных для восприятия и понимания. Третий вариант демонстрирует комплексный подход и заключается в том, что, несмотря на расшифровку терминов в начале нормативного акта в специальном перечне, их определение дается и при всяком упоминании в тексте. Вообще, юридическая терминология делится на три группы:
В каждой формулировке правовой нормы содержится своеобразный юридический смысл, постижение которого возможно только с помощью фундаментальных юридических знаний. Так, всем известные слова и выражения «наследование по закону», «крайняя необходимость», «обоснованный риск», «вина», «справедливость», хотя и дают обывателю общее представление о смысле предмета, все же в полной мере могут быть правильно поняты только на основе специальных юридических знаний. Использование терминологии в нормативных актах подчиняется ряду требований, а именно:
Необходимо различать определения:
Законодательные определения являются не только инструментами правотворческой техники, но и самостоятельными правовыми предписаниями, нарушение которых может повлечь нежелательные последствия, что имеет особое значение в уголовном праве. В заключение хотелось бы отметить, что роль юридической терминологии, как, впрочем, и иных приемов и средств юридической техники в сфере обеспечения единства правового пространства велика и неоспорима, поскольку важнейшим требованием совершенствования законодательных и иных нормативных актов является унификация юридической терминологии не только в рамках отдельно взятого закона, но и во всех соответствующих отраслях законодательства.
|
|||
|