Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





V. Обобщение.



V. Обобщение.

- По каким признакам различаются типы текста? (Вопрос, фото, композиция)

- К какому типу текста нельзя сделать фото? Почему? (Рассуждению, т.к. в таком тексте устанавливаются причинно-следственные связи)

- Какой тип текста отвечает на вопрос «Почему?»  (Рассуждение)

- Практическое повторение: определить типы текстов, предложенных учителем. Дать обоснование.

        Текст №1

            Кобылица та была

 
Вся, как зимний снег, бела.

Грива – в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

(П. Ершов «Конёк-Горбунок»)

Это описание. Текст отвечает на вопрос «Какая была кобылица?» Можно сделать лишь одно фото, где будут видны все признаки описываемого предмета. Композиция: сначала общее представление о кобылице (была бела); затем описание детализируется (грива – длинная, золотая, завитая); нет заключительной части.

Текст №2

  Муравьи – лесные санитары.

  Они помогают нам сохранять леса. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц.

   Муравьи тащат в муравейник стебельки, сухие веточки. Так они разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха, влаги.

   Нельзя губить жилища муравьёв и раскапывать палкой муравьиные кучи.

Это рассуждение. В тексте устанавливаются причинно-следственные связи (Нельзя уничтожать муравьёв, потому что они помогают сохранять леса.)

Тест отвечает на вопрос «Почему?» Композиция: тезис (Муравьи – санитары леса); два доказательства с иллюстрациями (2-3 и 4-6 предложения); вывод (последнее предложение).

Слушаем басню И.А. Крылова «Квартет» : приводим в действие деревянную композицию с изображением героев басни, извлекающих звуки из своих инструментов.

Это повествование. Текст отвечает на несколько вопросов: «Что происходит?», «Где происходит событие?», «Кто в нём участвует?», «Как развиваются события и чем заканчиваются?». К тексту можно сделать несколько фотографий. Композиция: экспозиция, плавно переходящая в завязку действия (Ударили в смычки…), развитие действия ( Как музыке идти? Ведь вы не так сидите…), кульминация (Тут пуще прежнего пошли у них раздоры…), развязка (Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…)

Выставление оценок.

Домашнее задание. В учебнике литературы или природоведения найти тексты разных типов речи (по рядам) и обосновать свой выбор. Создать собственный текст ( по желанию).

 

                         

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.