Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





III. Новый материал.. IV. Закрепление.



III. Новый материал.

Записываем тему.

1) Предлагаю текст (электронная доска)

Дельфины – самые умные морские животные. Они никогда не оставляют своих друзей в беде. Часто спасают и людей.

Не стоит сомневаться в уме и благородстве этих животных.

- Можно ли отнести этот текст к уже известным нам типам речи? Сколько можно сделать фотографий к тексту (и можно ли)? – Нет, не называются признаки дельфинов, не говорится о последовательно выполняемых ими действиях. Нельзя сделать фото.

- Что же это за тип текста? Какова его структура? (Работаем в тетради и на доске)

- Что представляет собой первое предложение? (тезис) .

- Что же мы будем доказывать? (Почему дельфины – самые умные морские животные?)

- Следовательно, этот текст отвечает на какой вопрос? (Почему?)

- Находим доказательства и оформляем их соответствующим образом (Во-первых, они никогда не оставляют своих друзей в беде. Во-вторых, часто спасают и людей) 

- Осталось последнее предложение. Что это? (Вывод) Следовательно, не стоит сомневаться в уме и благородстве этих животных.

В процессе работы на доске и в тетради должна быть оформлена схема текста-рассуждения:

Рассуждение = Тезис (Всем известно… Я думаю, уверен…) Почему? (Потому что…) Доказательства (Аргументы, доводы: во-первых, во-вторых,…) Что из этого следует? = Вывод (Значит, следовательно, поэтому…)

IV. Закрепление.

1. Опираясь на схему, повторим, как строится текст-рассуждение.

(Для детей заранее сделана распечатка текста К.Ушинского, предложения которого разрознены). Детям предлагается восстановить структуру текста-рассуждения.

- Прочитайте предложения, которое можно считать тезисом? (Нашу страну мы зовём Родиной-матерью).

- Найдите доказательства (В ней мы родились, в ней говорим на родном языке. Всё в ней для нас родное. Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Она защищает нас от всяких врагов).

- Где же вывод? Итог рассуждения? (Можно опустить вывод и предложить уч-ся самим сформулировать его, а потом прочитать вывод из текста К.Ушинского): Много есть на свете всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него родина.

2.  А теперь построим вместе текст-рассуждение. Предлагаю тезис: Мы знаем, что леса нужно сохранять (Прошу вспомнить уроки природоведения, обратиться к жизненному опыту).

- Приведём доказательства, которые будут отвечать на вопрос …? (Почему?)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.