|
|||
III. Новый материал.. IV. Закрепление.III. Новый материал. Записываем тему. 1) Предлагаю текст (электронная доска) Дельфины – самые умные морские животные. Они никогда не оставляют своих друзей в беде. Часто спасают и людей. Не стоит сомневаться в уме и благородстве этих животных. - Можно ли отнести этот текст к уже известным нам типам речи? Сколько можно сделать фотографий к тексту (и можно ли)? – Нет, не называются признаки дельфинов, не говорится о последовательно выполняемых ими действиях. Нельзя сделать фото. - Что же это за тип текста? Какова его структура? (Работаем в тетради и на доске) - Что представляет собой первое предложение? (тезис) . - Что же мы будем доказывать? (Почему дельфины – самые умные морские животные?) - Следовательно, этот текст отвечает на какой вопрос? (Почему?) - Находим доказательства и оформляем их соответствующим образом (Во-первых, они никогда не оставляют своих друзей в беде. Во-вторых, часто спасают и людей) - Осталось последнее предложение. Что это? (Вывод) Следовательно, не стоит сомневаться в уме и благородстве этих животных. В процессе работы на доске и в тетради должна быть оформлена схема текста-рассуждения: Рассуждение = Тезис (Всем известно… Я думаю, уверен…) Почему? (Потому что…) Доказательства (Аргументы, доводы: во-первых, во-вторых,…) Что из этого следует? = Вывод (Значит, следовательно, поэтому…) IV. Закрепление. 1. Опираясь на схему, повторим, как строится текст-рассуждение. (Для детей заранее сделана распечатка текста К.Ушинского, предложения которого разрознены). Детям предлагается восстановить структуру текста-рассуждения. - Прочитайте предложения, которое можно считать тезисом? (Нашу страну мы зовём Родиной-матерью). - Найдите доказательства (В ней мы родились, в ней говорим на родном языке. Всё в ней для нас родное. Она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Она защищает нас от всяких врагов). - Где же вывод? Итог рассуждения? (Можно опустить вывод и предложить уч-ся самим сформулировать его, а потом прочитать вывод из текста К.Ушинского): Много есть на свете всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него родина. 2. А теперь построим вместе текст-рассуждение. Предлагаю тезис: Мы знаем, что леса нужно сохранять (Прошу вспомнить уроки природоведения, обратиться к жизненному опыту). - Приведём доказательства, которые будут отвечать на вопрос …? (Почему?)
|
|||
|