|
|||
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя (из книги «Азбука вежливости»).Стр 1 из 4Следующая ⇒
Урок русского языка«Типы речи. Рассуждение»,5 кл. Ход урока. I. Организационный момент. Вступительное слово учителя (из книги «Азбука вежливости»). - Шла я сегодня на урок к Вале, и вспомнилась мне история из «Азбуки вежливости», история про город, все жители которого болели ужасной болезнью – невежливостью. При встрече они не здоровались друг с другом. При расставании не говорили «До свидания». За столом не сидели спокойно, болтали ногами. Одним словом, жители этого города вели себя так скверно, что вот-вот должны были все до одного стать драконами. (Выждать паузу). Что было дальше, вы узнаете, прочитав эту книгу. А теперь (ведь вы не жители города невежливых людей) поприветствуйте наших гостей, и продолжим наше исследование типов текста. (Ставим цели и задачи урока). II. Проверка домашнего задания. 1. а) Д/з уровня №1 (один ученик самостоятельно работает у доски с текстом). Д/з первого уровня: обозначить пропущенные орфограммы, графически объяснить знаки препинания. б) Д/з уровня №1: 1) выразительно прочитать текст; 2) определить тип текста; 3) объяснить выбор. (Работаю с остальными учащимися устно) Текст заранее на доске: 1. Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. 2. Идёшь (2 л., ед. ч.) по зимнему тихому лесу и не налюбуешься (2 л., ед. ч.). 3. Высокие, недвижные спят сосны. 4. Глубокие, чистые лежат (под) деревьями сугробы. 5. На лесных тропинках кружевными белыми арками согнулись (под) тяжестью инея стволы молодых берёз. 6. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви высоких и маленьких елей. 7. На их вершинах – ожерелье лиловых шишек. 8. Тихо в спящем лесу. Устный ответ учащихся по д/з первого уровня должен быть следующим: Это описание, так как текст отвечает на вопрос «Какой лес зимой?». Называются признаки леса (внешний вид деревьев, снега), поэтому в тексте много прилагательных . К тексту можно сделать 1 фото, т.к. признаки называются одновременно, все их можно увидеть сразу. Проверяем работу на доске (если готов ученик) и переходим к проверке д/з второго уровня. Если ученик не готов, можно выслушать 1-2 уч-ся, готовивших задание 3-го уровня. 2. Д/з второго уровня: определить стиль того же текста, объяснить свой выбор; выявить особенности композиции. Примерный ответ учащихся. 1 ученик: Это художественный стиль (со схемой уч-ся знакомились на предыдущих уроках). Его назначение – произвести на читателя эстетическое воздействие (если учащиеся не говорят, какое воздействие оказал текст на них, то спрашиваю об этом): восторг от увиденной красоты. С помощью слов нарисована картина зимнего леса (должно прозвучать понятие «образность»). Выразителен язык текста. Используются эпитеты (тихий лес, недвижные сосны, чистые сугробы), метафоры (берёзы согнулись кружевными арками, деревья в шапках снега, ожерелье шишек), олицетворения (спят сосны, лежат сугробы). Синтаксические особенности: в тексте используются простые предложения (распространённые, с однородными членами). Морфологические особенности: живописным текст делают глаголы настоящего времени (назвать). Интонация предложений спокойная, невосклицательная (Почему?): Автор как бы боится нарушить эту лесную тишину сказочного зимнего леса. 2 ученик из группы уровня №2. Композиция. 1) Общая зарисовка картины (1, 2 предложения) 2) Конкретизация описываемого предмета (сосны - недвижные; сугробы – чистые и глубокие; над лесными тропинками – арки берёз…) 3) Авторская оценка. Вывод (Тихо в спящем зимнем лесу). 3. Словарная работа на уроке. - Назовите имеющиеся на стенде слова, которые встретились в тексте д/з (иней, лиловые – подчеркнём в тексте). - Какие ещё из имеющихся на стенде слов можно использовать при описании? (Оранжевые, фиолетовый) - Какое из них связано с «лилос»? (Лиловый ). 4. Д/з 3-го уровня: создать свой текст (описание или повествование), доказать принадлежность созданного текста к тому или иному типу речи. Слушаю 1-2 уч-ся, создавших свой текст.
|
|||
|