№
| Планируемая дата
| Тема занятия
| Задачи занятия
| Формируемые УУД
| ИКТ
|
|
| Введение.
Мой край родной. Повторение изученного в 3 классе.
| Актуализация знаний о крае.
| Коммуникативные УУД
формирование умения взаимодействовать в группе со сверстниками.
Познавательные УУД
работа с информацией.
|
|
|
| Город наших бабушек. Формирование представления о Вологде начала XX в: вид, облик – улицы, здания, площади.
| Иметь представление об историческом прошлом города, его облике; знать и уметь приводить примеры названий улиц и площадей в прошлом.
| Познавательные УУД
формирование умений усвоения и восприятия информации.
Личностные УУД
формирование чувства сопричастности к истории города.
| Презентация
|
|
| Храмы Вологды: Всеградский Собор Всемилостивого Спаса. Экскурсия «Спасовсеградский Собор – символ единения, силы народного духа вологжан в борьбе с бедой».
| Иметь представление об историческом прошлом города.
| Познавательные УУД
смысловое чтение, выбор вида чтения; извлечение необходимой информации.
Личностные УУД
нравственно-этическая ориентация; формирование чувства сопричастности к истории города, Родине.
Регулятивные УУД
развитие умений рефлексивного анализа экскурсии.
|
|
|
| «Вологда в её старине». Формирование представления о развитие города; жизни и быте людей; занятиях вологжан в XIX – XX вв.
| Иметь представление о быте, культуре, хозяйственном освоении края, его развитии в прошлом.
| Познавательные УУД
работа с информацией.
Коммуникативные УУД
умение строить связный рассказ.
|
|
|
| Героические страницы Вологодчины. Ознакомление с посёлком Ошта – боевым рубежом Вологодской земли.
| Расширить и углубить знания о героических поступках защитников Родины.
| Личностные УУД
формирование чувства сопричастности к истории края.
Познавательные УУД
развитие умения воспринимать и сохранять информацию.
|
|
|
| «Осень, Осень, в гости просим». Знакомство с творчеством вологодских писателей по теме «Народный календарь: Осень»: И.Полуянов «Месяцеслов».
| Иметь представления о сезонных изменениях в природе края; опыт наблюдений за природой; развивать опыт творческой деятельности.
| Регулятивные УУД
формирование умений рефлексивного анализа.
|
|
|
| «Мир забытых вещей». Формирование представления о жизни и быте вологжан в начале XX в.; семейных традициях.
| Знать имена вологодских писателей в прошлом – В.П.Засодемский.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за Родину; умение выразительно читать с учётом понимания авторской позиции.
|
|
|
| Жизнь детей в прошлом. Ознакомление с жизнью и творчеством В.П.Засодемского.
Чтение и слушание рассказов «О детстве», «На охоту».
| Углубить и расширить знания о быте, традициях вологодской семьи.
| Познавательные УУД
формирование умения устанавливать причинно-следственных связей между объектами окружающей среды; формирование чувства ответственности к природе; умение воспринимать и сохранять информацию.
Рефлексивные УУД
формирование умения самооценки своей деятельности.
|
|
|
| Памятники вокруг нас. Экскурсия в Кремль «Памятники архитектуры, памятники природы города Вологды».
| Иметь представление о культурном историческом наследии Вологодского края.
| Личностные УУД
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание качества усваивания материала.
|
|
|
| «Лесной великан». Формирование представления о самом крупном животном Вологодских лесов – лосе; образе жизни лосей, повадках.
| Расширение знаний о животных Вологодского края, их повадках; уметь использовать полученные знания об экологическом поведении в повседневной жизни.
| Регулятивные УУД
планирование, контроль, самооценка деятельности.
Познавательные УУД
знаково-символические; формулировка познавательной цели.
Коммуникативные УУД
формирование позитивного отношения.
| Презентация
|
|
| «Охранять природу – значит охранять Родину». Экскурсия в Краеведческий музей «Охраняемые территории Вологодского края.
Дарвинский заповедник, Национальный парк «Русский Север».
| Получить опыт природоохранной деятельности; уметь оценивать и анализировать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе.
| Регулятивные УУД
планирование, контроль, самооценка результата.
Познавательные УУД
знаково-символические; преобразование учебного материала.
Коммуникативные УУД
формирование позитивного отношения к миру природы.
|
|
|
| «Вологда – судьба моя». Знакомство с известными гражданами города.
| Иметь представление об известных людях города.
| Личностные УУД
формирование умения анализировать и оценивать воздействие человека на природу.
Регулятивные УУД
планирование, контроль, самооценка результата.
Познавательные УУД
формирование основ познавательной мотивации.
Коммуникативные УУД
формирование позитивного отношения к миру природы.
| Презентация
|
|
| «Вологда – судьба моя». Знакомство с почётными гражданами города.
| Знать 3-4 имени земляков – вологжан почётных граждан города.
| Личностные УУД
формирование чувства сопричастности к родному краю.
Познавательные УУД
развитие умения воспринимать и сохранять информацию.
Коммуникативные УУД
умение слушать, строить диалог.
| Видеофильм
|
|
| «Твой, Россия, солдат!» Углубление знаний о героях вологодского края. 9 декабря – День Героев Отечества.
Вологжане – герои Отечества. Наши дни. О.И.Петров, А.А.Завитухин, И.А.Баталов.
| Углубить и расширить знания о героях Вологодского края.
| Личностные УУД
формирование познавательной мотивации.
Регулятивные УУД
развитие умений работать по правилам.
Коммуникативные УУД
развитие навыка межличностного сотрудничества.
|
|
|
| «Художник и воин». Знакомство с вологодским художником В.В.Верещагиным: жизнь и творчество.
| Знать известных художников Вологодского края – В.В.Верещагин.
| Познавательные УУД
развитие умения усвоения и сохранения информации.
Коммуникативные УУД
умение вести диалог.
|
|
|
| Зимушка – зима! Знакомство с творчеством вологодских писателей по теме «Народный календарь: Зима»: И.Полуянов «Месяцеслов».
| Знать сезонные изменения в природе края; приобрести опыт наблюдения за природой, опыт творческой деятельности.
| Личностные УУД
формирование основ гражданской идентификации.
Познавательные УУД
поиск, работа с информацией, преобразование.
Коммуникативные УУД
развитие навыка сотрудничества с членами семьи.
Регулятивные УУД
планирование, контроль, самооценка деятельности.
| Презентация
|
|
| Моя семья – в прошлом и настоящем. Формирование умения определять роль своего участия в исследовательской деятельности. «Моя родословная».
| Приобрести опыт исследовательской, творческой работы в группе, между членами семьи; опыт работы с различными источниками информации.
| Личностные УУД
профессиональное самоопределение.
Познавательные УУД
формирование познавательной мотивации.
|
|
|
| Знакомство с известными семейными династиями Вологодчины: рабочие (Рыбниковы, Волковы);
дворянские (Брянчаниновы, Засецкие); творческие (Федышины, Бороздины); защитники Отечества (Абрамцумяновы и др.).
| Иметь первичные знания об известных династиях, людях нашего города.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за родной край.
Познавательные УУД
формирование обобщённых знаний о творчестве и жизни писателей.
| Презентация
|
|
| Профессии моих родителей. Знакомство с профессиями родителей; предприятиями города Вологды, на которых работают родители.
| Приобрести опыт профориентационной работы; начальные представления о труде вологжан.
| Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа экскурсии.
Познавательные УУД
анализ и синтез литературного материала, формирование обобщённых знаний.
Коммуникативные УУД
умение строить связный рассказ, диалог.
|
|
|
| «По городам и весям». Формирование умения работать с картой: Вологодская область на карте – знакомство с городами и населёнными пунктами края.
| Приобрести первоначальные навыки работы с картой; уметь показывать объекты на географической карте;
приводить 4-5 примеров населённых пунктов, городов Вологодской области; развивать умение проектной деятельности.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за Родину; оценивание материала и нравственно-этическая ориентация; формирование позитивного отношения к малой Родине.
| Презентация
|
|
| Вологодские колумбы. Знакомство с вологжанами –исследователями Сибири: Василий Шилов, Иван Бахов и Никита Шалауров.
| Знать названия 4-5 городов Вологодской области, уметь показывать их на географической карте; иметь представление о славных делах предков – мореходов.
| Познавательные УУД
формирование познавательной цели, мотивации.
Коммуникативные УУД
формирование навыка делового сотрудничества.
Регулятивные УУД
развитие навыка рефлексивного анализа деятельности.
| Презентация
|
|
| Вологодские колумбы. –
Через Сибирь в Америку. Знакомство с вологжанами - мореходами – жителями Тотьмы – Степан Черепанов, Иван Кусков. Тотьма – старинный русский город-форт Вологодчины.
| Знать название города; уметь показывать на карте; углубить знания об истории края.
| Познавательные УУД
формирование познавательной мотивации к изучению края.
Личностные УУД
формирование чувства гордости за родной край.
Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результатов экскурсии.
| Презентация
|
|
| «Весенний переполох». Знакомство с творчеством вологодских писателей по теме «Народный календарь: Весна»: И.Полуянов «Месяцеслов».
| Знать сезонные изменения в природе; приобрести опыт творческой работы; приобрести опыт наблюдения за природой.
| Познавательные УУД
формирование познавательной мотивации к изучению своего края.
Личностные УУД
формирование чувства гордости за малую Родину.
Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результатов экскурсии.
| Видеофильм
|
|
| «В гости к поэту». Экскурсия – в квартиру – музей К.Батюшкова «Знакомство с жизнью и творчеством поэта».
| Иметь представление о литературном творчестве К.Батюшкова; знать фамилию, имя и отчество поэта.
| Познавательные УУД
обучение основам восприятия и сохранения информации; формирование познавательной мотивации к изучению своего края.
Регулятивные УУД
целеполагание, планирование деятельности, самооценка деятельности.
|
|
|
| «Клад Земли Вологодской». Знакомство с промыслами, ремёслами народа Вологодчины. Чтение сказки В.Аринина «Клад».
| Иметь представление о промыслах, ремёслах народа края; познакомиться с творчеством вологодского писателя В.Аринина; знать фамилию, имя и отчество писателя.
|
|
|
|
| Вологодское масло. Знакомство с основоположником сыроварения на Вологодчине Н.В.Верещагиным.
| Знать фамилию, имя и отчество основоположника молочной промышленности на Вологодчине.
| Личностные УУД
профессиональное самоопределение.
Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результата экскурсии.
Познавательные УУД
формирование обобщённых знаний.
Коммуникативные УУД
развитие навыков умения вести диалог.
| Презентация
|
|
| Сыны Земли Вологодской. Экскурсия в доме – музее А.Ф.Можайского: «А.Ф.Можайский – создатель первого самолёта в России; С.В.Ильюшин – жизнь и трудовые дела».
| Иметь представление о славных делах наших земляков; знать фамилии, имена и отчества.
| Личностные УУД
нравственно-этическая ориентация; осмысление усвояемого содержания; формирование чувства сопричастности к родному краю и гордости за малую Родину.
Коммуникативные УУД
развитие умения вести диалог; развитие навыка сотрудничества со взрослыми.
|
|
|
| Реликвии военных лет. Экскурсия в Кремль: «Вологжане – защитники Родины в годы Великой Отечественной войны».
| Иметь представление о нашем крае в годы Великой Отечественной войны; называть 3-4 имени героев – вологжан, участников Великой Отечественной войны.
|
|
|
|
| «Подвиг солдата». Знакомство с понятием «подвиг». Формирование представления о подвиге в мирное время. Работа Вологодского поискового отряда.
| Углубить и расширить знания об истории края, о людях края и их делах.
| Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результата экскурсии.
Познавательные УУД
развитие навыков восприятия, сохранения информации.
Коммуникативные УУД
развитие умения вести диалог.
|
|
|
| «И став навеки Родиной самой». Знакомство с улицами Вологды, названными именами вологжан – героев Великой Отечественной войны.
| Знать 4-5 улиц, названных именами героев – вологжан.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за истории родного края.
Коммуникативные УУД
формирование позитивного отношения к малой Родине.
Регулятивные УУД
целеполагание, планирование деятельности, самооценка деятельности.
| Презентация
|
|
| Формирование представления о Вологде в годы войны: «Поезд Милосердия» - о работе людей ВСПС № 312.
| Расширить и углубить знания об истории нашего края.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за истории края; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД
смысловое чтение как осмысление цели чтения.
|
|
|
| «Урок в старой школе». Формирование представлений об учебные заведения Вологды начала XX в.: «Как учились наши ровесники в прошлом».
| Углубить знания об истории нашего края.
| Познавательные УУД
формирование познавательной цели и мотивации; формирование обобщённых знаний.
Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результата экскурсии.
|
|
|
| Лето, здравствуй! Знакомство с творчеством вологодских писателей по теме «Народный календарь: Лето»: И.Полуянов «Месяцеслов».
| Знать приметы лета; совершенствовать опыт творческой деятельности.
| Познавательные УУД
формирование умения воспринимать и сохранять информацию.
Коммуникативные УУД
развитие навыков общения, умения задавать вопросы.
Регулятивные УУД
развитие навыка рефлексивного анализа результата экскурсии.
|
|
|
| С любовью о Родине. Повторение и обобщение изученного за год. Выставка краеведческих дневников.
| –
| Регулятивные УУД
развитие умений действовать по правилам.
Познавательные УУД
обобщение знаний.
Коммуникативные УУД
развитие навыков сотрудничества в группе, коллективе, со взрослыми.
|
|
Практически на каждом уроке предусмотрено формирование регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий. В таблице вынесены основные УУД, на которые следует обратить внимание при подготовке к конкретному занятию.