№
| Планируемая дата
| Тема занятия
| Задачи занятия
| Формируемые УУД
| ИКТ
|
|
| Введение. Формирование представления о предмете краеведения.
| Иметь первоначальные сведения о краеведении; знать и соблюдать правила безопасности на занятиях.
| Личностные УУД смыслообразование, мотивация к занятиям.
Регулятивные УУД целеполагание, самооценка.
|
|
|
| Город чудный, город древний. Ознакомление с историей возникновения города; символ города – Софийский Собор.
| Знать год основания города; название города; иметь представление о происхождении названия.
| Личностные УУД
формирование чувства сопричастности к истории города.
|
|
|
| Мы рисуем Вологду. Чтение и иллюстрирование исторических очерков о Вологде А.Быкова «Мы рисуем Вологду. – Случай на ленивой площадке».
|
Уметь составлять рассказ о своём городе; знать элементы народного костюма; приобрести опыт творческой деятельности.
| Познавательные УУД
работа с информацией, использование знаково -символических средств, моделирование.
Коммуникативные УУД
построение связного разговора.
Регулятивные УУД формирование умений рефлексивного анализа.
|
|
|
| Мы рисуем Вологду. Чтение и иллюстрирование исторических очерков о Вологде А.Быкова «Мы рисуем Вологду. – Воины «в белых одеждах».
|
|
|
| Адреса земли. Формирование представления об адресах: почтовый, сказочный, домашний адрес.
Улица, на которой я живу.
Мой дом. Моя улица.
| Знать домашний адрес: почтовый индекс, город, улица, дом, квартира; приобрести первоначальный опыт исследовательской деятельности.
| Личностные УУД
формирование познавательной мотивации, основы гражданской идентификации личности, рефлексивная самооценка.
Коммуникативные УУД
умение работать в группе.
|
|
|
| Улица, на которой я живу.
Мой дом. Моя улица. Практическая деятельность – оформление домашнего адреса на конверте.
|
|
|
| Я и моё имя. Формирование представления о значении имени; православной традиции наречения именем; известные имена Вологодского края.
| Знать своё полное имя.
Уметь представляться при знакомстве. Приобрести опыт исследовательской работы с использованием различных источников информации (книги, интернет).
| Личностные УУД
личная самоидентификация.
Познавательные УУД
поиск и отбор информации.
|
|
|
| Моя семья. Формирование представления о семье как опоре и защите для всех её членов.
| Уметь составлять устный рассказ о семье по готовому плану:
-полные имена своих родителей,
-название профессий родителей,
-место работы.
| Познавательные УУД
отбор и обобщение информации.
Личностные УУД
осознание роли семьи в жизни человека, формирование нравственной ориентации.
|
|
|
| Моя школа. Символика школы. Формирование представления о школе как государственном образовательном учреждении; режим работы школы; гимн, эмблема; история создания.
| Знать правила поведения учащихся в школе; гимн школы, эмблему; основные помещения школы и их назначение.
| Личностные УУД
формирование внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе.
|
|
|
| Моя школа. Учителя и ученики школы. Формирование умения выбирать роль своего участия в исследовательской деятельности: «Мои родители ученики школы».
| Приобрести опыт взаимодействия с членами семьи;
исследовательской работы.
| Познавательные УУД
работа с информацией.
Коммуникативные УУД
построение связного разговора.
Регулятивные УУД
планирование, прогнозирование, итоговая оценка и самооценка.
|
|
|
| Природа Вологодского края. Формирование первоначального представления о разнообразии животного и растительного мира Вологодского края.
| Иметь начальные представления о природе Вологодского края – животных и растениях.
| Познавательные УУД
обучение основам восприятия информации, анализа объектов, сравнения, классификации.
| Презентация
|
|
| Кто живёт в лесах Вологодского края? Формирование представлений о животных лесов нашего края, их повадки, образе жизни.
Чтение рассказов вологодских писателей о природе.
| Уметь приводить примеры животных края (2-3); различать их по внешнему виду.
| Познавательные УУД
установление причинно-следственных связей между объектами окружающей среды.
| Презентация
|
|
| О растениях нашего края:
«Чудесные башмачки». Формирование представлений о растениях Вологодского края, в т.ч. охраняемых, занесённых в Красную книгу.
| Называть растения (2-3) края; знать растения (1-2), занесённые в Красную книгу Вологодской области.
| Познавательные УУД
построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей.
Личностные УУД
формирование чувства ответственности по отношению к природе.
| Презентация
|
|
| В гости к Деду Морозу. Интерактивное путешествие к волшебнику: Великий Устюг – старинный город Вологодчины.
| Знать название города – родины Деда Мороза.
| Личностные УУД
формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, формирование чувства прекрасного.
| Видеофильм
|
|
| Волшебная почта Деда Мороза. Творческая работа: «Напиши Деду Морозу» (о себе, о семье, о своём городе; сочинение сказки, стиха, загадок).
| Приобрести опыт творческой работы.
| Коммуникативные УУД
развитие навыка сотрудничества.
Познавательные УУД
построение сообщений в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД
формирование самооценки.
|
|
|
| Профессии моих родителей. Знакомство с профессиями своих родителей, жителей города Вологды; предприятиями города, на которых они трудятся.
| Иметь начальные представления о профессиях родителей, предприятиях города.
| Личностные УУД самоопределение, профориентация.
|
|
|
| Дело тешит, дело учит. Экскурсия в Традиционный центр народной культуры: «Знакомство с занятиями жителей края».
| Иметь начальные представления о занятиях населения в прошлом.
| Познавательные УУД
обучение основам восприятия информации, выделение существенных признаков объектов.
Личностные УУД
формирование гражданской идентификации.
|
|
|
| Формирование первоначального представления о занятиях вологжан: ткачество, кружевоплетение, плетение из бересты; охота, рыболовство, овощеводство. Сочинение загадок.
| Приобрести опыт творческой работы.
|
|
|
| Ах, Вологда узорная! Экскурсия в музей Кружева: «Вологодские кружева».
| Иметь первоначальные сведения о вологодском кружеве.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за свою Родину, народ.
Регулятивные УУД
рефлексивный анализ.
|
|
|
| Волшебные узоры. Чтение сказки Е.Триновой «Откуда кружева пошли».
Вологодское кружево: особенности, история возникновения.
| Уметь составлять узор по мотивам вологодского кружева; приобретение опыта творческой работы.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за свою Родину, народ.
Познавательные УУД
работа с информацией, усвоение информации.
Коммуникативные УУД
построение связного высказывания.
Регулятивные УУД
составление плана работы, оценка.
| Презентация
|
|
| Человек и природа. Формирование первоначального представления об охране природы. Чтение рассказа В.Аринина «Русский медведь и люди хищники».
| Приобрести опыт природоохранной деятельности.
| Познавательные УУД
формирование основ экологической культуры.
Регулятивные УУД
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
|
|
|
| Широкая Масленица. Формирование представлений о традициях встречи весны в Вологодском крае: Масленица; сувениры; устное народное творчество.
| Иметь представление о традициях народа, праздновании русской Масленицы.
| Личностные УУД
формирование познавательного интереса к истории русского народа, традициям и обычаям.
Регулятивные УУД
составление плана действий при решении практических задач.
| Видеофильм
|
|
| Глубоковская роспись. Волшебные цветы. Знакомство с историей возникновения росписи, её отличительными чертами.
| Отличать Глубоковскую роспись от других видов росписи; составление узора, собственного изделия.
| Познавательные УУД
анализ объектов, выделение существенных признаков.
Регулятивные УУД
планирование деятельности, самооценка.
| Презентация
|
|
| Глубоковская роспись. Волшебные цветы. Знакомство с техникой выполнения росписи.
Роспись изделия.
|
|
|
| Приметы дня. Экскурсия в краеведческий музей: «Климат нашего края. Погода. Народный календарь».
| Приобретение опыта наблюдения за природой, природными явлениями.
| Познавательные УУД
организация наблюдения.
Регулятивные УУД
формирование навыка принимать и сохранять учебную задачу.
|
|
|
| В гостях у матушки Природы. Обобщение полученных знаний по теме: «Природа родного края».
| Обобщение знаний по теме: «Природа родного края».
| Регулятивные УУД
формирование умения действовать по установленным правилам, формирование самоконтроля.
|
|
|
| Весенняя капель. Знакомство с жизнью и творчеством вологодской писательницы Т.Л.Петуховой.
| Знать Ф.И.О. писательницы; приводить примеры литературного творчества; уметь составлять устный рассказ – аннотацию о прочитанном.
| Коммуникативные УУД
формирование умения задавать вопросы, слушать собеседника, формирование навыка сотрудничества – работа в паре, группе.
|
|
|
| Милая моя, Родина! Расширение знаний о творчестве вологжан – писателей. Чтение стихов поэтов-вологжан о родном городе, о Родине.
| Расширение знаний о творчестве вологодских писателей.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за родной город; умение выразительно читать наизусть с учётом понимания авторских позиций.
|
|
|
| О Родине, о подвиге, о славе. Экскурсия к мемориалу «Вечный огонь». Формирование первоначальных представлений о Вологжанах – героях, участниках ВОВ, защитники Родины.
| Иметь начальные представления о героизме вологжан в годы войны; знать памятные места.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за родной город.
|
|
|
| Память, увековеченная в камне. Ознакомление с монументами, памятными местами защитникам Отечества Вологодской земли в годы ВОВ.
| Иметь представление о вологжанах – защитниках Родины.
| Личностные УУД
формирование чувства уважения к истории края; нравственный ориентир в смысле и содержании поступков людей.
| Презентация
|
|
| Фотография в семейном альбоме. Формирование умения выбирать форму своего участия в исследовательской деятельности: составление рассказов, сочинений о членах семьи - участниках войны.
| Приобрести опыт исследовательской работы.
| Познавательные УУД
поиск, отбор, систематизация информации.
Регулятивные УУД
планирование, коррекция, самоанализ.
Личностные УУД
формирование чувства гордости за Родину, город.
|
|
|
| Сундучок краеведа. Расширение знаний о родном крае. Краеведческая игра.
| Расширить круг знаний о родном крае.
| Познавательные УУД
обобщение знаний.
Регулятивные УУД
формирование умения действовать по правилам.
|
|
|
| Заключение. Что я узнал о родном крае? Повторение и обобщение знаний по курсу.
| Опыт творческой работы по ведению и оформлению «Дневника краеведа».
| Регулятивные УУД
формирование навыков рефлексивного анализа деятельности, планирование, самооценка.
|
|