№
| Планируемая дата
| Тема занятия
| Задачи занятия
| Формируемые УУД
| ИКТ
|
|
| «Песнь о Вологде».
Введение. Повторение и обобщение изученного во 2 классе.
| Воспроизведение и обобщение полученных ранее знаний о Вологодской Земле.
| Коммуникативные УУД
формирование умения взаимодействовать в группе со сверстниками.
Познавательные УУД
работа с информацией.
| Презентация
|
|
| Вологда в зеркале средневековья. Формирование представления об облике города, занятиях вологжан, развитии нашего края на рубеже XIII – VI вв.
| Иметь представление о культуре, быте, занятиях населения в прошлом.
| Познавательные УУД
формирование умений усвоения и восприятия информации.
Личностные УУД
формирование чувства сопричастности к истории города.
|
|
|
| «Нет ничего краше, чем Родина наша». Вологжане – защитники Родины. Знакомство с произведениями вологодских писателей о борьбе против поляков; А.А.Грязев «Держали щит», «Чтобы свеча не погасла».
| Иметь представление о героических поступках земляков в различные исторические эпохи.
| Познавательные УУД
смысловое чтение, выбор вида чтения; извлечение необходимой информации.
Личностные УУД
нравственно-этическая ориентация; формирование чувства сопричастности к истории города, Родине.
Регулятивные УУД
развитие умений рефлексивного анализа экскурсии.
|
|
|
| Через Вологду к Белому морю. Формирование представления о значении города Вологды при правлении Петра I.
| Иметь представление о значении и развитии края в период правления Петра I.
| Познавательные УУД
работа с информацией.
Коммуникативные УУД
умение строить связный рассказ.
| Презентация
|
|
| Пётр I в Вологде. Экскурсия в Дом – музей Петра I: «Памятные места, связанные с посещением Вологды Петром I».
| Знать исторические места, связанные с посещением Вологды Петром I.
| Личностные УУД
формирование чувства сопричастности к истории края.
Познавательные УУД
развитие умения воспринимать и сохранять информацию.
|
|
|
| Мы рисуем Вологду. Знакомство с произведением и его иллюстрирование А.А.Быкова «Лукавый гетман».
| Расширить круг знаний об истории края.
| Регулятивные УУД
формирование умений рефлексивного анализа.
|
|
|
| В гостях у поэта. Экскурсия к памятнику Н.Рубцова: жизнь и творчество поэта; стихи о Родине, природе, животных.
| Знать имена поэтов Вологодского края.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за Родину; умение выразительно читать с учётом понимания авторской позиции.
|
|
|
| «Осенние хлопоты». Формирование представлений об осенних изменения в жизни животных Вологодской области.
| Иметь представление о животных Вологодского края; узнавать наиболее распространённые растения и животных Вологодского края; уметь отображать осенние изменения в природе в рисунке.
| Познавательные УУД
формирование умения устанавливать причинно-следственных связей между объектами окружающей среды; формирование чувства ответственности к природе; умение воспринимать и сохранять информацию.
| Презентация
|
|
| «Береги честь смолоду». Экскурсия в Отдел Полиции №1: «Профессия – Родину защищать». Знакомство с профессией работник полиции.
| Иметь представление о профессиях родителей, жителей края, о героических буднях.
| Личностные УУД
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, оценивание качества усваивания материала.
|
|
|
| Водоёмы нашего края: озёра. Знакомство с озёрами Вологодчины: карстовые озёра Вытегорского района (исчезающие); гидрологические памятники пироды: оз. Большое (Мёртвое), вдп. Васькин Ключ, оз. Чёрное, Дружининские ямы.
| Иметь представление об озёрах Вологодского края; уметь показывать их на карте; приводить 3-4 примера озёр Вологодского края.
| Регулятивные УУД
планирование, контроль, самооценка деятельности.
Познавательные УУД
знаково-символические; формулировка познавательной цели.
Коммуникативные УУД
формирование позитивного отношения.
|
|
|
| Водоёмы нашего края: реки. Знакомство с реками Вологодского края, их значение и использование человеком.
| Иметь представление о реках Вологодского края; значение рек в жизни человека; знать и уметь показывать на карте 3-4 реки Вологодской области.
| Регулятивные УУД
планирование, контроль, самооценка результата.
Познавательные УУД
знаково-символические; преобразование учебного материала.
Коммуникативные УУД
формирование позитивного отношения к миру природы.
|
|
|
| Растения и животные водоёмов края. Знакомство с редкими и охраняемыми животными наших водоёмов: рыбы - осётр, белуга. Нельмушка и др.; птицы - журавли, лебеди.
| Иметь представление о флоре и фауне водоёмов; знать 2-3 редких и исчезающих видов животных и растений края.
| Личностные УУД
формирование умения анализировать и оценивать воздействие человека на природу.
Регулятивные УУД
планирование, контроль, самооценка результата.
Познавательные УУД
формирование основ познавательной мотивации.
Коммуникативные УУД
формирование позитивного отношения к миру природы.
| Презентация
|
|
| «Лесной голосок». Ознакомление с редкими и охраняемыми птицами Вологодского края. Дарвинский заповедник и Национальный парк «Русский Север».
| Знать 3 примера редких охраняемых птиц Вологодской области; иметь представление об охраняемых территориях, заповедниках; выполнять правила поведения человека в природе.
| Личностные УУД
формирование чувства сопричастности к родному краю.
Познавательные УУД
развитие умения воспринимать и сохранять информацию.
Коммуникативные УУД
умение слушать, строить диалог.
| Видеофильм
|
|
| Водоёмы нашего края.
Обобщение знаний о растительном и животном мире Вологодского края. Игра-викторина.
| Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни.
| Личностные УУД
формирование познавательной мотивации.
Регулятивные УУД
развитие умений работать по правилам.
Коммуникативные УУД
развитие навыка межличностного сотрудничества.
| Презентация
|
|
| «След динозавра». Формирование представления о появлении и развитии жизни на Земле; древних растениях и животных Вологодской области.
| Иметь представление о развитии органического мира на Земле; называть 1-2 древних животных.
| Познавательные УУД
развитие умения усвоения и сохранения информации.
Коммуникативные УУД
умение вести диалог.
| Презентация
|
|
| Семья. Семейный герб. Формирование представления о значение герба. Знакомство с известными семейными династиями Вологодчины.
| Иметь представление об истории гербов, правилах его составления; герб как источник информации о семье, её истории, традициях, занятиях.
| Личностные УУД
формирование основ гражданской идентификации.
Познавательные УУД
поиск, работа с информацией, преобразование.
Коммуникативные УУД
развитие навыка сотрудничества с членами семьи.
Регулятивные УУД
планирование, контроль, самооценка деятельности.
| Презентация
|
|
| Профессии наших родителей. Знакомство с профессиями жителей города и предприятий, на которых они работают.
| Иметь представления о труде населения Вологодского края; знать предприятия и учреждения города, виды продукции, выпускаемой на предприятиях.
| Личностные УУД
профессиональное самоопределение.
Познавательные УУД
формирование познавательной мотивации.
|
|
|
| О людях нашего края. Знакомство с жизнью и творчеством классика и современника В.Белова.
| Знать фамилию, имя и отчество писателя; приводить 2-3 примера его произведений.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за родной край.
Познавательные УУД
формирование обобщённых знаний о творчестве и жизни писателей.
|
|
|
| Природа и человек. Знакомство с литературным творчеством В.Белова: рассказы о животных «Рассказы о всякой живности».
| Знать фамилию, имя и отчество писателя; узнавать портрет; уметь приводить примеры литературных произведений.
| Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа экскурсии.
Познавательные УУД
анализ и синтез литературного материала, формирование обобщённых знаний.
Коммуникативные УУД
умение строить связный рассказ, диалог.
|
|
|
| «Мы городу Ленина стали защитой». Знакомство с Вологжанами – участниками ВОВ: формирование и боевой путь 286 Ленинградской Стрелковой Дивизии.
| Иметь представление об участии вологжан в Великой Отечественной войне.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за Родину; оценивание материала и нравственно-этическая ориентация; формирование позитивного отношения к малой Родине.
|
|
|
| Зимняя страница. Экскурсия в краеведческий музей «Формирование представления о жизни животных и птиц Вологодского края зимой».
| Иметь представление о жизни животных Вологодского края зимой; знать 4-5 зимующих птиц; приобрести опыт природоохранной деятельности.
| Познавательные УУД
формирование познавательной цели, мотивации.
Коммуникативные УУД
формирование навыка делового сотрудничества.
Регулятивные УУД
развитие навыка рефлексивного анализа деятельности.
|
|
|
| Чудеса из глины. Экскурсия на предприятие по изготовлению керамических изделий «Керамос»: «Ознакомление с народными ремёслами Вологодского края - изготовление изделий из глины».
| Иметь представление о традиционных народных ремёслах жителей края.
| Познавательные УУД
формирование познавательной мотивации к изучению края.
Личностные УУД
формирование чувства гордости за родной край.
Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результатов экскурсии.
|
|
|
| История города в лицах. Экскурсия в музей «Мир забытых вещей»: «Портреты известных людей Вологодчины».
| Развивать навыки исследовательской работы по изучению людей нашего края.
| Познавательные УУД
формирование познавательной мотивации к изучению своего края.
Личностные УУД
формирование чувства гордости за малую Родину.
Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результатов экскурсии.
|
|
|
| Семь чудес Вологодчины. Ознакомление с памятниками историко-культурного наследия, природными памятниками Вологодской области.
| Иметь представление о культурном историческом наследии Вологодского края; знать 2-3 примера культурных, исторических и природных памятников края (Нюксеница – с. Пожарское,
Великий Устюг - терем Деда Мороза, Кириллов – Кирилло-Беозерский монастырь, Андома - Национальный парк «Русский Север», пос. Сизьма).
| Познавательные УУД
обучение основам восприятия и сохранения информации; формирование познавательной мотивации к изучению своего края.
Регулятивные УУД
целеполагание, планирование деятельности, самооценка деятельности.
|
|
|
| Семь чудес Вологодчины. Формирование умения работать с картой: нанесение объектов историко-культурного наследия и природных памятников на карту Вологодской области.
|
|
|
| История становления пожарной службы города Вологды. Экскурсия в Музей пожарной части: «Знакомство с историей возникновения и развития пожарной службы города Вологды».
| Иметь представление об истории возникновения и развития пожарной службы города Вологды; знать правила безопасности и правила обращения с огнём.
| Личностные УУД
профессиональное самоопределение.
Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результата экскурсии.
Познавательные УУД
формирование обобщённых знаний.
Коммуникативные УУД
развитие навыков умения вести диалог.
|
|
|
| «Я на войне стихи писал украдкой». Знакомство с творчеством вологодских поэтов и писателей – фронтовиков: С.Орлов «Его зарыли в шар земной», «Дружба», «Сталинград».
| Иметь представление о литературном наследии вологодских писателей, о жизни и творчестве писателей; знать имена, фамилии и отчества
(К.К.Большакова, С.Орлов, А.Яшин); приводить примеры их литературных произведений.
| Личностные УУД
нравственно-этическая ориентация; осмысление усвояемого содержания; формирование чувства сопричастности к родному краю и гордости за малую Родину.
Коммуникативные УУД
развитие умения вести диалог; развитие навыка сотрудничества со взрослыми.
| Презентация
|
|
| «Я на войне стихи писал украдкой». Знакомство с творчеством вологодских поэтов и писателей – фронтовиков: К.К.Большакова «Дорогие мои ветераны», «Ветерану…» и др.
|
|
|
| День птиц. Углубление знаний о весенних перелётных птицах Вологодского края: глухарь, журавль.
| Иметь представление о жизни птиц весной; знать 3-4 примера перелётных птиц края; приводить 1-2 примера редких и исчезающих перелётных птиц.
| Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результата экскурсии.
Познавательные УУД
развитие навыков восприятия, сохранения информации.
Коммуникативные УУД
развитие умения вести диалог.
|
|
|
| О подвиге, о мужестве, о славе. Экскурсия к Монументу героям ВОВ «Побег из ада»: «Знакомство с историей создания монумента. Героизм людей, проявленный в годы войны».
| Знать памятные места города Вологды.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за истории родного края.
Коммуникативные УУД
формирование позитивного отношения к малой Родине.
Регулятивные УУД
целеполагание, планирование деятельности, самооценка деятельности.
|
|
|
| Улица имени полководца. Знакомство с героями Вологодчины: Маршал Конев - полководец, человек.
| Называть имена вологодских полководцев – вологжан.
| Личностные УУД
формирование чувства гордости за истории края; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД
смысловое чтение как осмысление цели чтения.
| Презентация
|
|
| О мастерах земли Вологодской. Знакомство с народными промыслами: Вологодская роспись – финифть; история промысла, изделия.
| Иметь представление о народных промыслах и ремёслах Вологодской земли; уметь отличать и называть виды изделий народных умельцев.
| Познавательные УУД
формирование познавательной цели и мотивации; формирование обобщённых знаний.
Регулятивные УУД
развитие навыков рефлексивного анализа результата экскурсии.
|
|
|
| Традиции русского чаепития. Формирование представления о быте семьи вологжан в начале XX в., традициях семьи.
| Углубить и расширить знания о быте вологжан в прошлом.
| Познавательные УУД
формирование умения воспринимать и сохранять информацию.
Коммуникативные УУД
развитие навыков общения, умения задавать вопросы.
Регулятивные УУД
развитие навыка рефлексивного анализа результата экскурсии.
|
|
|
| Повторение и обобщение знаний о родном крае. Игра «Клуб знатоков родного края».
| Обобщить знания об истории, природе, культуре и традициях Вологодского края.
| Регулятивные УУД
развитие умений действовать по правилам.
Познавательные УУД
обобщение знаний.
Коммуникативные УУД
развитие навыков сотрудничества в группе, коллективе, со взрослыми.
| Презентация
|