|
|||
Внешний вид девочек3. Внешний вид девочек При рождении ребенок получал свою самую первую собственную вещь: пояс. Пояс надевался сразу после обрезания пуповины, прямо под пеленки (на голое тело). Символически это понималось как защита от сглаза и злых духов, необходимая ребенку до крещения (пояс образует вокруг тела круг - древнейший защитный символ). Младенческий пояс мог быть просто шерстяной нитью, которую мать выпряла во время беременности. Пеленки же изготовлялись из старой одежды родителей, причем для девочки - из рубахи матери, а для мальчика - из рубахи отца. Это означало продолжение и поддержание той связи, которая была у матери с плодом во время беременности. Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем (правда, обычная вышивка не допускалась, как несущая языческую символику). Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались. Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху, конечно же подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 7-8. С 7 лет девочки начинали носить более длинные (до щиколотки) и уже украшенные рубахи. Кроме того, они получали первые бусы (которые тоже являлись оберегом — все тот же круг, как и пояс). Также в этом возрасте девочкам протыкали уши и дарили первые серьги. В качестве верхней одежды девочки и мальчики получалибалахоны (мы бы сейчас определили балахон как легкий плащ-пыльник из белого холста или пестрядины На одежду ребенка в этом возрасте постепенно начинали накладываться обереги ("предки-защитники уже забыли этих детей, нужно напомнить"). В первую очередь это была красная оторочка по вороту, разрезу горловины, срезам рукавов и подолу. Красный цвет в крестьянской символике соответствовал крови и огню, так что в данном случае имелась в виду "огненная" защитная полоса, на которой любое зло, пытающееся пробраться к ребенку, "сгорит". В рубахах девочек также добавлялись красные палики (прямоугольные плечевые детальки — чтобы «предкам с неба было лучше видно»). Пояса у детей этого возраста были еще простые, витые («веревочки»).
Далее, годам к 12ти годам у девочек, вдобавок к ластовицам, еще и небольшая ритуальная вышивка по подолу рубахи. Ластовицы означали "огненную" защиту для рук, которыми человек работает. 14/15 - до свадьбы (или в крайнем случае до 25 лет) : невеста. Девушки-славницы (девушки брачного возраста) по части моды от парней не отставали: в их костюмах, помимо традиционных вещей, появлялись галоши, зонтики от солнца и даже перчатки. Хотя, основу составляли все же предписанные традицией вещи: рубаха, сарафан (или понева, в зависимости от местного обычая), душегрея(5) (или навершник) и головная повязка, оставляющая открытым темя. Но шилась одежда уже из очень богатых материалов: для рубахи использовался беленый лен, для сарафана — парча (на Севере), шелк (в Сибири и Забайкалье), или дорогой фабричный кумач (в центральных и особенно южных губерниях). Основным цветом одежды девушки становился красный. Головные повязки девушек-невест вообще являли собой маленькие короны : они делались на твердой основе из парчи и шелка, украшались золотым шитьем, речным жемчугом и стразами. Узоры, изображаемые на них, несли в себе символику плодородия (растительные мотивы, птиц, и .т.п.) Эти узоры сохранялись на девичьих уборах вплоть до начала XX века. Прически. Косы. Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд. Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками. Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами. Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки расплетали одну косу на две. Считалось, что одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. Коса была не просто прической. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты, могут засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – значит девица сосватана и родители благословили молодых. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник. Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом. На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».
|
|||
|