Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подготовительная к школе группа.



В старших группахпродолжается и углубляется работа по слу­шанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методи­ческий прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети за­мечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопо­ставляют знакомые произведения по их образному содержанию, ха­рактеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний, и чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения.

Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, опреде­лениями. Глубже и богаче становятся их эстетические пережива­ния - дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произ­ведений педагогом, на звучание музыки в грамзаписи.

В старших группах в процессе слушания музыки педагог стре­мится:

♦ приучать детей со вниманием слушать музыку, все свои эмо­ции выражать после слушания;

♦ воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке;

♦ прививать интерес к слушанию народной музыки, классичес­кой и современной в исполнении солистов, хора, инструмен­тальных ансамблей разных составов, оркестра;

♦ приучать запоминать произведения по вступлению и заклю­чению, по мелодии, отдельным фразам, частям;

♦ развивать умение различать характер музыки, средства музы­кальной выразительности, высказывать суждения о них; разли­чать двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный, мар­шевый жанры;

♦ развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту;

♦ вызывать желание неоднократно слушать любимые произ­ведения. Расширять музыкальные впечатления, воспитывать средствами музыки нравственно-эстетические чувства.

♦ Вызывать отзывчивость на музыку различного характера. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

Подготовительная к школе группа.

- Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, эстетическое отношение к окружающему, к родной природе средствами музыки.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух

Произведения, предназначенные для слушания детям старшего , дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности. Вокальная музыка по-прежнему занимает основное место. !Инструментальная становится более разнообразной по образ­ному содержанию, сочетанию средств музыкальной вырази­тельности.

В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом или слушание музыки при помощи технических средств обучения, а также [ умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов при­кладного искусства. Словесные приемы становятся более развер­нутыми, способствующими углубленному восприятию музыкаль­ных произведений.

Широко используется жизненный опыт детей, новые произве­дения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музы­кальных произведений требования к детям постепенно повышают­ся. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Беседы, в которых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведе­ния о музыке, проводятся с использованием сравнений, сопостав­лений музыкальных произведений, с постепенным введением но­вых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более развернутых высказываний, оценочных суждений об услы­шанном. Иногда перед слушанием программной музыки педагогу следует сочинить короткий образный рассказ. Например: «У одно­го мальчика был конь, игрушечный конь. Любил он на нем скакать быстро, быстро. Мчится конь - только копыта стучат», - и испол­нить пьесу Р. Шумана «Смелый наездник», конечно, назвав ее. Активному участию детей в анализе музыкального произведения способствуют вопросы педагога о его характере, средствах выра­зительности, форме, содержании. Вопросы должны быть четко сформулированы, заинтересовывать детей, побуждать к оценоч­ным суждениям и их аргументации.

Для того, чтобы углубить впечатления детей, педагог следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Если говорить о музы­ке тусклым, будничным языком, то проводимая работа не достиг­нет цели. Перед исполнением произведения очень хорошо заинте­ресовать детей поэтическим словом - фрагментом стихотворения или текста песни.

Например, перед тем, как дать послушать песню «Рыбка» (му­зыка М. Красева, слова М. Клоковой), педагог говорит:

«Дети, про нашу рыбку, которая живет в аквариуме, я знаю песню. Она так и называется "Рыбка". Написал ее композитор Михаил Красев.

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыба, рыбка озорница, Мы хотим тебя поймать!»

Исполняет песню.

К словесным приемам также относятся пояснения и уточнения. Например, перед слушанием пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского педа­гог поясняет ее название. Говорит о том, что клоуны — это артисты цирка. На следующем занятии педагог вспоминает с детьми, какую новую музыку они слышали и уточняет ее содержание словами: «Вот как весело, задорно прыгают и кувыркаются клоуны! А кто такие кло­уны?» Педагог обращает внимание детей на характер музыки, а дети высказывают свои впечатления об услышанном и называют пьесу. Конечно, все пояснения, уточнения, дополнения должны быть тесно связаны с непосредственным восприятием самой музыки.

Помимо исполнения всего музыкального произведения, можно проигрывать наиболее характерные отрывки из него, но ни в ко­ем случае не на первом занятии. Это делается тогда, когда произ­ведение уже знакомо детям. Так, в пьесе «Рыбка» М. Красева яр­ко изобразительным является заключение. Проиграв его, педагог спрашивает: «Дети, как вы думаете, что здесь рыбка делает?» Дети отвечают, что рыбка плавает.

Раскрывая содержание музыки, педагог по-прежнему опирает­ся на имеющийся у детей запас жизненных представлений. Иногда специально организует наблюдения над теми или иными явления­ми. Так, перед тем, как дать послушать ту же пьесу «Рыбка», жела­тельно понаблюдать за движениями рыбок в аквариуме в уголке природы.

Наблюдение - весьма важный прием воспитательной работы, используемый педагогом при слушании музыки.

 

Литература для изучения

1..Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с.

2.Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998

https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.

 

3.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М.,

4. « Настроения, чувства в музыке» /О.П. Радынова/ Москва ТЦ Сфера.,2009

 

5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образо-

вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание

пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.