|
|||
Подготовительная к школе группа. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В старших группахпродолжается и углубляется работа по слушанию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический прием работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, носят более дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность музыкальным произведением, устойчивость переживаний, и чувств. Значительные сдвиги наблюдаются в мышлении детей: происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Внимание детей уже более устойчиво, поэтому они могут слушать довольно сложные произведения. Речь детей достаточно развита, они способны высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами, определениями. Глубже и богаче становятся их эстетические переживания - дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом, на звучание музыки в грамзаписи. В старших группах в процессе слушания музыки педагог стремится: ♦ приучать детей со вниманием слушать музыку, все свои эмоции выражать после слушания; ♦ воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке; ♦ прививать интерес к слушанию народной музыки, классической и современной в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей разных составов, оркестра; ♦ приучать запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам, частям; ♦ развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них; различать двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный, маршевый жанры; ♦ развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту; ♦ вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения. Расширять музыкальные впечатления, воспитывать средствами музыки нравственно-эстетические чувства. ♦ Вызывать отзывчивость на музыку различного характера. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Подготовительная к школе группа. - Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, эстетическое отношение к окружающему, к родной природе средствами музыки. -Воспитывать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух Произведения, предназначенные для слушания детям старшего , дошкольного возраста, отражают разнообразную гамму чувств, настроений, многочисленные, но доступные детскому восприятию события и явления окружающей действительности. Вокальная музыка по-прежнему занимает основное место. !Инструментальная становится более разнообразной по образному содержанию, сочетанию средств музыкальной выразительности. В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом или слушание музыки при помощи технических средств обучения, а также [ умелое использование слова, игрушек, картинок, предметов прикладного искусства. Словесные приемы становятся более развернутыми, способствующими углубленному восприятию музыкальных произведений. Широко используется жизненный опыт детей, новые произведения ассоциируются с уже знакомыми. В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке педагог побуждает дошкольников к самостоятельным высказываниям. Беседы, в которых дети усваивают, уточняют и углубляют необходимые сведения о музыке, проводятся с использованием сравнений, сопоставлений музыкальных произведений, с постепенным введением новых понятий. Педагог побуждает детей связывать характер музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добивается более развернутых высказываний, оценочных суждений об услышанном. Иногда перед слушанием программной музыки педагогу следует сочинить короткий образный рассказ. Например: «У одного мальчика был конь, игрушечный конь. Любил он на нем скакать быстро, быстро. Мчится конь - только копыта стучат», - и исполнить пьесу Р. Шумана «Смелый наездник», конечно, назвав ее. Активному участию детей в анализе музыкального произведения способствуют вопросы педагога о его характере, средствах выразительности, форме, содержании. Вопросы должны быть четко сформулированы, заинтересовывать детей, побуждать к оценочным суждениям и их аргументации. Для того, чтобы углубить впечатления детей, педагог следит за эмоциональной окрашенностью своей речи. Если говорить о музыке тусклым, будничным языком, то проводимая работа не достигнет цели. Перед исполнением произведения очень хорошо заинтересовать детей поэтическим словом - фрагментом стихотворения или текста песни. Например, перед тем, как дать послушать песню «Рыбка» (музыка М. Красева, слова М. Клоковой), педагог говорит: «Дети, про нашу рыбку, которая живет в аквариуме, я знаю песню. Она так и называется "Рыбка". Написал ее композитор Михаил Красев. Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыба, рыбка озорница, Мы хотим тебя поймать!» Исполняет песню. К словесным приемам также относятся пояснения и уточнения. Например, перед слушанием пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского педагог поясняет ее название. Говорит о том, что клоуны — это артисты цирка. На следующем занятии педагог вспоминает с детьми, какую новую музыку они слышали и уточняет ее содержание словами: «Вот как весело, задорно прыгают и кувыркаются клоуны! А кто такие клоуны?» Педагог обращает внимание детей на характер музыки, а дети высказывают свои впечатления об услышанном и называют пьесу. Конечно, все пояснения, уточнения, дополнения должны быть тесно связаны с непосредственным восприятием самой музыки. Помимо исполнения всего музыкального произведения, можно проигрывать наиболее характерные отрывки из него, но ни в коем случае не на первом занятии. Это делается тогда, когда произведение уже знакомо детям. Так, в пьесе «Рыбка» М. Красева ярко изобразительным является заключение. Проиграв его, педагог спрашивает: «Дети, как вы думаете, что здесь рыбка делает?» Дети отвечают, что рыбка плавает. Раскрывая содержание музыки, педагог по-прежнему опирается на имеющийся у детей запас жизненных представлений. Иногда специально организует наблюдения над теми или иными явлениями. Так, перед тем, как дать послушать ту же пьесу «Рыбка», желательно понаблюдать за движениями рыбок в аквариуме в уголке природы. Наблюдение - весьма важный прием воспитательной работы, используемый педагогом при слушании музыки.
Литература для изучения 1..Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., 8. Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ - М.: Просвещение, 1989. – 270 с. 2.Музыкальное воспитание дошкольников, учебное пособие, Радынова О.П., 1998 https://obuchalka.org/20190816112667/muzikalnoe-vospitanie-doshkolnikov-uchebnoe-posobie-radinova-o-p-1998.html.
3.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.» 2 издание. М., 4. « Настроения, чувства в музыке» /О.П. Радынова/ Москва ТЦ Сфера.,2009
5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образо- вания. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
|
|||
|