|
|||
по следам RBG «Алтай Гран Туризмо» с великолепным гидом Региной Якушевой) 1 страницаСтр 1 из 5Следующая ⇒
РОССИЯ, РТ. ВЕЛИКИЙ БОЛГАР, 5 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА Путешествуя по Татарстану я повидал многие материальные и духовные ценности, созданные в прошлом и имеющие значение для сохранения, развития самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию (то, что называется историко-культурным наследием). С большим интересом осматривал памятники истории и культуры, которые составляют материальную основу и формируют историко-культурную национальную среду. Это были объекты, представляющие собой ценность с точки зрения археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В центре моего внимании оказались памятники (здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мавзолеи и отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты археологического наследия), ансамбли (группы объединенных памятников, храмовые комплексы; фрагменты исторических планировок и застроек поселений, отнесенных к ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства), достопримечательные места (творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы; центры исторических поселений; ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей). В этом рассказе я хочу остановиться на поездке к выдающемуся историческому поселению,в границах которого я обследовал: памятники, ансамбли, достопримечательные места; культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную и социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности здешних народов, их вклада в российскую и мировую цивилизацию. Итак, приступаю. Расстояние в 200 километров от Казани до Булгара (название города в письменах отображается в двух вариантах - Болгар и Булгар) наша сплоченная группа преодолела на своем автобусе по хорошей дороге примерно за 2,5 часа. Правда, после того, как мы пересекли Каму, проехали Алексеевское и выехали на «местную» дорогу, она не была столь широкой, но являлась ровной, полупустой и ехали мы по ней с большим удовольствием. Болгар оказался одним из самых древних и интересных городов Татарстана. На его территории я с огромным интересом рассматривал уникальные памятники времен Средневековья (несколько лет назад город занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО). Основанный в X веке, он был столицей государства Волжско-Камской Булгарии и центром Золотой Орды (его называют Северной Меккой ислама). Он стоит на месте слияния рек Камы и Волги; за счет выгодного географического положения долгие годы был торговым центром между Русью и Востоком. Можно было остановиться у Белой мечети, которая является первой достопримечательностью при въезде в город. Но большая стоянка перед ней была плотно заставлена автобусами «Казань-Болгар», которые отправляются по несколько раз в день с южного автовокзала Казани (время в пути у них 3,5 часа, стоимость билета в одну сторону составляет 310 рублей). Решили осмотреть ее после самого Болгара (памятников архитектуры там хватает!) и поехали дальше. Шествие по древней столице начал с «Музея хлеба» (он находится рядом с Белой мечетью; входной билет стоил 200 рублей). Этот очень интересный интерактивный музейный комплекс был открыт в 2012 году. С группой осмотрел традиционные предметы быта, одежду, игрушки. Основная экспозиция разделена на два зала: в первом делался упор на историю сельского хозяйства, во втором я узнал, что происходит с урожаем после сбора - нам рассказали о процессе приготовления хлеба в булгарском поселении (ясное дело, полгруппы тотчас приобрела здесь с запасом свежий хлеб и другие хлебобулочные изделия). Затем через въезд с северной стороны подъехали к Малому городку, комплексу руин площадью в 7 га, по форме напоминавшему большой прямоугольник. Вход в Малый городок был свободный, но въезд на машинах запрещен, поэтому автобус мы покинули. Считается, что в прошлом это была загородная резиденция ханов. По другой версии, здесь отдыхали торговые караваны, был своего рода древний таможенный пункт. Строительство на территории велось в XIV веке, но было не закончено из-за вторжения Тамерлана. Я подошел к памятному знаку принятия ислама, открытому в 2012 году, который представлял собой восьмигранное сооружение. Купол оформлен позолотой, стены декорированы изысканным орнаментом. Через цокольный этаж по указателям прошел в музей Корана с самым большим в мире напечатанным Кораном (стоимость билета составила 160 рублей). В Музее Корана ознакомился с миниатюрными Коранами, посудой для ритуалов, традиционными головными уборами. Интерес вызвали стены декорированные выдержками из главной книги мусульман и светлые, красиво оформленные залы. В главном зале увидел самый большой в мире Коран (его занесли в книгу рекордов Гиннеса), книга имеет высоту 2-а метра, в ширину - 1,5 метра, вес - 800 килограммов. Редкая драгоценность обтянута телячьей кожей и украшена 18-ю видами полудрагоценных камней. Затем зашел в небольшое здание - музей Булгарской цивилизации (вернее, в его часть, ведь ниже расположены еще 5-ть этажей; за входной билет заплатил 200 рублей); сооружение, которое сочетало в себе функции музея и речного вокзала, стояло прямо на берегу Волги. Археологическая коллекция размещалась на 3-ем и 4-ом этажах. В музее представлено около 1.600 интересных экспонатов: карты, оружие, предметы быта. Видел много реконструкций и интерактивных макетов, которые давали общее представление о болгарской цивилизации. Как ВЫ поняли, Болгар богат музейными комплексами. Расскажу еще об одном - Музее письменности под открытым небом. В нем я познакомился с историей письма, которое в разное время употребляли тюркские народы. Музей представляет собой ряды плит с высеченными письменами. Среди языков видел кириллицу, латиницу, уйгурский язык (так сказал смотритель) и арабскую вязь. Погулял по речному порту, который разместился в том же здании, что и Музей болгарской цивилизации, только на первом этаже (его торжественное открытие произошло в 2013 году). Прошел мимо внушительной очереди, где продавали билеты на теплоход «Метеор». Нижним уровнем сооружения перешел на привокзальную площадь и причал, где были пришвартованы несколько теплоходов. Полюбовался живописным видом на Волгу и пошел к Соборной мечети - яркому памятнику архитектуры, датируемому XIII веком, который велел построить лично хан Батый. Первоначально мечеть имела форму прямоугольника, внутри было 12-ть колонн, каменные стены, деревянные полы. Сооружение сильно пострадало в ходе многочисленных войн. К моему посещению сохранился фундамент, башни и стены; все остальные элементы здания были не подлинные (к сожалению, от Соборной мечети почти ничего не осталось). С ней связана красивая легенда - говорят, если прикоснуться к колонне, заветное желание обязательно сбудется; конечно, я дотронулся к ней и загадал заветное вожделение (скажу по секрету - увидеть город цивилизации инков Мачу Пикчу и каменные монолитные статуи на острове Пасхи!) Долго ходил-бродил по развалинам и оказался у Восточного мавзолея, который возвели в XIV веке как усыпальницу для знатных мусульман (вход был свободный). Здание отлично сохранилось; оно имеет квадратное основание и восьмиугольную башню; на куполе рассмотрел небольшие юрты-отверстия; внутри расположилась бесплатная коллекция археологических раскопок. В Болгаре два мавзолея - восточный и северный. Второй еще называют «Монастырским погребом» (раньше в нем хранили продукты питания). Его фундамент и стены подлинные, остальные части сооружения отреставрировали. Внутри выставлены могильные плиты, которые в разное время были найдены на территории города. В центре зала - интерактивный терминал, с помощью которого я узнал обо всех экспонатах. Теперь про Успенскую церковь с музеем, возведенную в XVIII веке в стиле барокко, которая отлично сохранилась (вход платный - 50 рублей). Ее строительство финансировал крупнейший казанский богач начала XVIII века купец И.А.Михляев (его дом - одно из старейших каменных зданий Казани, примыкающее к Петропавловскому собору, я посетил накануне). В качестве материала выступали надмогильные плиты и памятники; позже к храму достроили колокольню. Здание получилось мощное, мне оно больше напоминало крепость, чем церковь. В советское время было закрыто для прихожан, ее использовали для сельскохозяйственных нужд; сегодня в церкви работает музей, рассказывающий об истории края. Наибольший интерес для меня представила коллекция самоваров. Зашел в Дом-музей аптекаря (вход платный - 50 рублей), где узнал о средневековой медицине Волжской Булгарии. Коллекция собрана на базе археологических раскопок и представлена книгами, медицинскими инструментами, рецептами снадобий алхимиков. Ханский дворец особенно привлекал мое внимание и вот он передо мной! К сожалению, до наших дней дошли лишь его руины (на месте, где стоял Ханский дворец из «оригинального» осталось лишь несколько камней). Как утверждают документы, это было высокое сооружение прямоугольной формы с угловыми башнями. Предположительная дата строительства этой достопримечательности Болгара - середина XIII века. Археологи нашли здесь большую коллекцию средневековых монет; раскопки велись и в день моего посещения. Примерно в 500-х метрах от руин Ханского дворца увидел Колодец Габдрахмана, который имеет природное происхождение. Это древняя и очень ценная для мусульман святыня. По легенде, Габдрахман, последователь пророка Мухамеда, ударил посохом по земле и на этом месте возник колодец с целебной водой. Она помогла выздороветь дочери булгарского хана, поэтому воду в колодце до сих пор считают целебной (это чудо способствовало принятию ислама Волжскими Булгарами). Сама достопримечательность выполнена из кирпича и снабжена деревянным механизмом для подъема воды. Вокруг нее выстроен изысканный архитектурный комплекс. Мое внимание привлек купол с 7-ю колоннами, который выстроен прямо над колодцем. Следующим местом осмотра была находящаяся рядом с Ханским дворцом Восточная палата (баня), которую построили в XII веке из кирпича и камня (осмотр руин бесплатный). Согласно историческим данным, комплекс состоял из бассейна, залов для омовения, водного резервуара и печи; стены были из известняка (размеры помещения составляли 39-ть на 19-ть метров). Горячий воздух подавался под пол главного зала для омовения. Первые археологические исследования бани провели в конце XX века. Следующие три достопримечательности Болгара находились немного в стороне от предыдущих; пешком к ним я следовал минут 10-15-ть. Первой была Черная палата - неплохо сохранившийся архитектурный комплекс, датируемый XIV веком. Точное предназначение здания неизвестно: по одной версии, здесь располагалось медресе и приют, по другой - суд или усыпальница. Легенда гласит, что наказание в Болгаре выносили 4-е самых авторитетных горожанина, во главе которых стоял сам хан. Еще, по разговорам я слышал, что во время завоевания города Тамерланом, в этой палате спрятался хан Золотой Орды Абдулах с семьей. Разъяренный завоеватель велел поджечь здание, после чего оно стало черного цвета (сооружение сильно пострадало в ходе пожаров и военных налетов). Белая палата - еще одна общественная баня Булгара, построенная в XIV веке. Здесь была отличная для того времени система отопления, водоснабжения и канализация. Если верить документам, то эту палату очень любили женщины. По традиции они не могли общаться друг с другом просто на улице, поэтому баня использовалась не только по прямому назначению, но и как место встреч, общения. Сооружение практически полностью разрушилось в середине XIX века. Малый минарет и ханская усыпальница - это круглая башня высотою 16-ть метров. Рядом с ней находится кладбище знатных местных жителей. Могилы размещены в строгом порядке с севера на юг. Сначала построили усыпальницу (предположительно в начале XIV века), а башню - в середине того же века. Для меня эта достопримечательность была интересна тем, что смог подняться на вершину башни, откуда открывался красивый вид на город. Рядом с усыпальницей находился памятный знак сахабам - условное место захоронения одного из сподвижников Мухаммеда. Если верить легенде, то великий пророк отправил трех своих людей в Булгарию. Они приехали в город, где начали исцелять людей и вести проповеди. Через 12-ть лет двое сахабов вернулись домой, третий остался в Болгаре, где и был впоследствии похоронен. Памятный знак представлял собой плиту с восемью углами, на которой стоит арка. На ней указаны имена сахабов пророка; на сооружении нарисован посох, перо и чалма (эти три предмета принесли сподвижники пророка в Волжскую Болгарию). Изрядно полазив по достопримечательностям, группа здорово проголодалась, поэтому уникальный в своем роде ресторан-музей национальной кухни «Чингисхан» показался нам вознаграждением за «непосильные труды». Комплекс размещался в центре Болгара, включал в себя непосредственно сам ресторан (трехъярусное здание на 200 человек) и знаменитый «Музей хлеба». Первый (основной) этаж, предназначенный для организации различных банкетов, нам очень даже подошел. Искусное оформление зала и наличие бара позволяло отпраздновать такое важное событие, как посещение Великого города. В меню мы выбирали национальные татарские блюда, которые готовились по старинным рецептам, хотя были и блюда европейской кухни (две семьи заказали постные, вегетарианские блюда). Повара предлагали пробовать фирменные изыски ресторана, поэтому каждый из нас чувствовал на себе местный колорит, традиционное здешнее гостеприимство и высокий уровень обслуживания. Пообедав поднялись на балкон, откуда открывались красивые пейзажи природных окрестностей и вид на «Музей хлеба». Некоторые неугомонные коллеги пошли еще раз осматривать музейный комплекс, где были представлены: основная экспозиция; усадьба мельника и сама мельница; пекарня; кузница; экспозиция сельхозтехники; торговые ряды, на которых представлены работы местных мастеров. Через час пресыщенные экскурсией мы собрались у автобуса и поехали в Казань по своим отелям. Пару слов напоследок. Булгар - красивый город на левом берегу Волги. Здесь много самобытных памятников архитектуры, которые бережно хранят богатое историческое прошлое этих земель. Если будете отдыхать в Казани, то обязательно посетите достопримечательности Болгара. Уверен, он ВАМ тоже понравится! Уезжая, бесплатно посетил Белую мечеть, построенную в 2012 году. Исторически она никак не связана с городом, но это - один из самых ярких памятников архитектуры на его территории. В народе мечеть именуют «Казанским Тадж-Махалом». Фасад здания облицован белым мрамором (отсюда ее название). Если верить документам, то при ее строительстве было использовано 1.200 тонн качественного материала. Внутри находятся два минарета и молельный зал. В оформлении четко прослеживаются растительные и восточные мотивы: на стенах много тюльпанов и арабесок; в центре висит роскошная люстра. По пути в Казань, осмотрел место, где снимались фрагменты восьмисерийного сериала «Зулейха открывает глаза» с Чулпан Хаматовой. Да, часть сериала снимали в живописнейших местах Республики Татарстан. В Лаишевском районе на берегу Камы был возведен поселок Семрук, где происходило действие картины; сцены родной деревни Зулейхи были сняты в этнографическом музее под открытом небом «Татар авылы» P.S. К сведению тех, кто хотел бы задержаться в Болгаре «на подольше». Там мне рекомендовали три приличных отеля, в которых можно с комфортом разместиться: - мини-отель «Вояж» в тихом уютном месте с красивым садом и большой частной парковкой (2.000 рублей за двухместный номер в сутки); - 2-звездный отель «Регина Болгар» в километре от центра города с неплохим рестораном, парковкой, бильярдом (завтраки включены в стоимость проживания - 2.500 рублей за номер); - курортный 5-звездный спа-отель «Kol Gali Resort & Spa» с частным пляжем, парковкой, рестораном, бассейнами, спа-салоном, детской игровой площадкой и разнообразными завтраками (22.800 рублей за двухместный номер)
РОССИЯ, РТ. Остров-град Свияжск, 6.09.2020 Давно хотел посетить легендарный остров Свияжск - самое уникальное и удивительное место не только Республики Татарстан, но и всей России, город-крепость, основанный в 1551 году за один месяц по приказу Ивана Грозного. И вот уникальная возможность посмотреть на важнейшее религиозное место центрального Поволжья представилась. Экскурсия подавала надежду быть не только интересной с точки зрения религии, но и совпадала с желанием ознакомиться с местной храмовой архитектурой (это 37-мь объектов культурного наследия; на остров-граде Свияжск находится самое большое в России количество церквей на 1-ин квадратный метр). Поездка представила шанс узнать о местной культуре без суеты, которая обычно бывает при больших группах. Наш руководитель обещала в этой экскурсии каждую минуту времени расходовать эффективно. Не делать неоправданных остановок, провести нас по наиболее интересным локациям, где мы впитаем бОльший объём информации и прогулка станет наиболее познавательной, интересной. Проехав 40 километров из Казани чудесными пейзажами, я оказался в острове-граде Свияжск, которому около 500 лет (раннее название - Ивангород, по имени царя Ивана Грозного, но это наименование не прижилось, город-крепость стали именовать Свияжск). Он сыграл ключевую роль в осаде Казани в середине XVI века (Куйбышевское водохранилище наполнили в 1957 году, после чего Свияжск превратился в остров). В 2011 году, после появления очередной насыпной дамбы, на этот раз более надежной, поселок соединился с «большой землей» полноценной автодорогой. Сегодня здесь проживает не более 250 человек, в то время, как 100 лет назад, местных жителей было в 10 раз больше. Интересный факт - советский писатель В.П.Аксенов провел на острове свое детство и посвятил Свияжску отдельную одноименную повесть. Проделав путь до острова-града меня ждала неоценимая награда в виде многочисленных интересных достопримечательностей. Начал я с визитной карточки Свияжска - Успенско-Богородичного мужского монастыря (или Успенского храма). Он был основан тогда же, когда появился сам город - в 1555 году; имя основателя - Герман Садырев-Полев, чьи мощи являются главной святыней монастыря. В XVIII веке монастырь считался одним из самых богатых в России и крупнейшим по числу крестьянских душ среди монастырей Казанской епархии. Перед началом Великой Отечественной войны здесь располагалась исправительно-трудовая колония, в послевоенный период до начала 1994 года в его стенах функционировала психиатрическая лечебница. Сейчас он является действующим; с июля 2018 года этот архитектурный ансамбль внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Посетил Государственный историко-архитектурный и художественный музей (другое название - Музей-заповедник «Остров-град Свияжск»). Это самый крупный музей поселка, который был открыт в октябре 2009 года. Он расположился в главном архитектурно-художественном комплексе, основной услугой, предлагаемой посетителям, считается обзорная экскурсия по Свияжску в компании экскурсовода, а также посещение музеев Гражданской войны, реки, археологии и основного выставочного зала, находящихся в стенах Музея-заповедника. В его фонде хранится свыше 35.000 экспонатов, здесь я повстречал предметы археологии, декоративно-прикладного искусства, нумизматики. С обзорной экскурсией прошелся по Музею истории Свияжска и постоянной выставке, где мне рассказали о различных этапах развития города, о его социально-экономических особенностях на протяжении нескольких веков (с момента основания до начала прошлого столетия). Пришел к самому узнаваемому монументу в Свияжске (местные жители называют его Памятником жертвам политических репрессий), установленному в центре поселка осенью 2011 года татарстанским скульптором М.Гасимовым. Вышел к самой высокой точке острова, которая находится на Древней горе-хранительнице ледника, и с нее осмотрел весь город, его окрестности. Посетил однокупольную часовню Николая и Александры, царственных страстотерпцев, которая строилась 8-мь лет, в период с конца позапрошлого века до начала прошлого столетия. Освятили ее только спустя 100 лет, летом 2004 года. Отдельного внимания удостоил самый большой собор Свияжска - собор иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Строительство его велось в 1895-1905 годах, автором и руководителем проекта стал известный архитектор Ф.Малиновский. Из всего комплекса, храмового ансамбля, этот собор сильнее всех выделялся своим внешним видом и бросался в глаза, так как выполнен в неовизантийском стиле (его высота - 32-а метра). Удивило то, что внешний облик и внутренний интерьер храма почти не пострадали ни во время войны, ни в советский период, а главной потерей стала исчезнувшая настенная масляная живопись. Собор возобновил свою работу в 1999 году и сейчас является действующим (осенью 2014 года состоялось его освящение). Зашел в Церковь в честь святителя Николая Чудотворца (или Никольский храм), которая является одной из жемчужин соборного ансамбля Свияжска. Храм был заложен здесь в середине XVI века, после завершения строительства у его стен возвели трехъярусную колокольню; сейчас это самое высокое сооружение на острове (высота более 41-го метра). Звонница, в свою очередь, тоже была не простой. С первого яруса можно было попасть на берег Щучьего озера, воспользовавшись потайным подземным ходом. Планируется, что внутри церкви скоро будет открыт музей. Еще одним интересным местом для православных туристов станет Иоанно-Предтеченский женский монастырь со своей непростой судьбой и богатой на события историей. Здание, в котором располагается монастырь, было основано в 1557 году в качестве Свято-Троицкого мужского монастыря, самая поздняя постройка в его составе появилась в 1604 году. Он закрылся в середине XVIII века, после чего, в 1795 году произошел сильный пожар. Спустя год обгорелые постройки передали в пользование Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. На полное восстановление и перестройку понадобилось более 75 лет. Весомый вклад в воссоздание внес архитектор Ф.Малиновский. В 1919 году монастырь закрыли. В военные годы здание использовалось в качестве складских помещений, по другой версии церковь пустовала и внутреннее убранство почти не пострадало. В СССР реставрационные работы проводились только один раз в 1959 году. Сегодня монастырь включен в ансамбль при Успенском соборе. Обратил внимание и зашел в церкви Троицы Живоначальной, Сергия Радонежского и святых Константина и Елены. Заглянул на самую красивую и благоустроенную площадь острова - Рождественскую. По исторической справке, в начале XX века недалеко от нее по приказу Л.Д.Троцкого расстреливали узников. Сегодня на ней установлены скамейки, разбиты клумбы с цветами и кустарниками, есть щит, на котором отражена краткая история этого места с описанием некоторых отдельных событий. Отсюда полюбовался прекрасными видами на окружающие пейзажи. Осмотрел усадьбу казанского купца Ф.Т.Каменева, которая является памятником архитектуры XIX века. В ней была открыта первая гостиница на острове-граде, что не испортило ее внешнего вида, даже наоборот - было проведено несколько крупномасштабных реконструкций, приведен в порядок фасад, восстановлено внутреннее убранство купеческого дома. На пути у меня оказался парк развлечений и, по совместительству, комплекс исторической реконструкции «Ленивый Торжок», где увидел интереснейшую развлекательную программу «Стрелецкие забавы»(ее заказывали при оформлении обзорной экскурсии). «Забавы» включали в себя часовые показательные сражения воинов в доспехах и рассказ о вооружении бойцов того времени. Детям показывали, рассказывали и преподавали начальные навыки владения средневековым оружием; разрешалась фото- и видеосъемка. Интересным оказался квест «Тайны старинного острова», во время прохождения которого все участники узнавали много нового о месте своего пребывания и углублялись в историю Свияжска. Родители с детьми шли в этнографический комплекс «Конный двор» в Ремесленной слободе, где можно было не только покормить красивых породистых лошадей, но и прокатиться на них верхом. Предлагались экскурсии по острову на настоящей карете, а рядом работали ремесленные мастерские, в которых профессионалы своего дела давали уроки по кузнечному и гончарному делу всем желающим (дети пробовали самостоятельно отчеканить монеты!) Подошел к памятнику Иуде, который, будто бы, был установлен Л.Д.Троцким в 1918-1921 году, о котором сложено немало легенд. Фактов достоверности этого действия до сих пор ни у кого нет; об этом событии писали в иностранных СМИ, так, упоминали в своих сочинениях датский дипломат Хеннинг Келер и писатель-эмигрант А.Вараксин. Стоит отметить, что скульптуру до сих пор найти не удалось, о её местонахождении и существовании ничего не известно. Фото никаких не сохранилось (даже если они и были), свидетелей, видевших памятник собственными глазами, тоже нет. Не исключено, что это лишь миф, а кем и с какой целью был «пущен в народ» подобный слух тоже доподлинно неизвестно. Малоизвестные художники из разных стран мира, в том числе из России, несколько раз пробовали воссоздать якобы существующую скульптуру на бумаге. На острове все достопримечательности находятся в шаговой доступности, поэтому мне было достаточно времени, чтобы посетить все самое интересное. Встречался с людьми, которые захотели остаться здесь на несколько дней; они проживали в гостиницах «Свияга», «Постоялый двор», в монастырском «Доме паломника» и в «Усадьбе купца Ф.Т.Каменева». Стоимость проживания в монастырском «Доме паломника» зависела от выбранного места и категории номера; в среднем, за спальное место просили 300-500 рублей/сутки, за отдельную комнату со всеми удобствами на 1-2 человек - от 1.000 рублей/сутки. На острове посетил несколько небольших торговых палаток и магазинчиков с сувенирной продукцией, ассортимент которых был довольно простой: магниты с изображением местных достопримечательностей, поделки из дерева, расписные тарелки и текстиль с незамысловатыми узорами. Группа долго выбирала поприще, где хотела перекусить и что-нибудь попробовать из местной кухни сразу по нескольким кафе и ресторанам «Трактир», «Буян» и «Свияга» - выбрали «Буяна». Подавали нам блюда, напитки русской кухни и традиционные национальные изыски. Попробовал небольшими долями токмач (суп-лапшу), татарский плов с бараниной, копченую конину, а бэлиш с уткой, губадию с мясом и изюмом, бешбармак в лотках забрал с собой на ужин. Фирменным гарниром был жареный горох по-казански. Сидели мы продолжительно, постоянно обмениваясь с соседями по большому столу-лавке едой, поэтому удалось попробовать тунтэрму (омлет) и эчпочмак (треугольнички из слоеного теста с мясной начинкой). Неплохо напробовался таких татарских сладостей, которые заменяли десерт, как чак-чак (орешки с медом) и сметанник (известный торт); удивительной сладостью показалась талкыш каляве (сладкая вата из меда). Национальных напитков тоже испробовал, ими оказались кумыс, айран, чай; был и главный алкогольный напиток - буза. Таким образом, Свияжск показал в себе все лучшее и при этом сохранил индивидуальность. Там я ооооочень приятно (и вкусно) отдохнул!
РОССИЯ, РТ, Раифский Богородицкий монастырь, 8.09.2020 В насыщенную программу тура Раифский Богородицкий монастырь у меня не входил. Так что, я долго не мог сыскать времени на него. Однажды с очередной экскурсии группа прибыла в Казань раньше установленного часа, таким образом выгорела возможность осуществить вожделение. По пути заскочил в отличное кафе «БИЛЯР». Попробовал салат (названия не помню), эчпочмак с бульоном, элеш с бульоном, хашламу, баранину по-татарски, губадью и татлы к чаю. Все оказалось очень вкусным! Особо рекомендую охлажденный татлы - рулетик из сгущенки, чернослива, обернутый пастилой; не сильно сладкий и очень вкусный. Принесли его мне нарезанным на тонкие кружочки; он просто таял во рту. Спешно поел и пошел в сторону ж/д вокзала. По пути увидел знакомый одиноко стоящий у магазина «БАХЕТЛЕ» (супермаркета национальной еды) мой экскурсионный автобус и ожидающих водителя коллег с множеством покупок. Помахали друг другу руками и я пошел дальше, попутно фотографируя красивую привокзальную площадь с фонтанами и сам вокзал. На площади выбрал подходящую машину, подошел к водителю и поинтересовался стоимостью проезда в Раифу. Ответ меня весьма обескуражил: «Брат! Готов домчать тыбя во всем объеме дошево, за 5.000 рублев!!» Пришлось торговаться (этому искусству я учился путешествуя по Ближнему Востоку, Южной и Юго-Восточной Азии), в результате моих усилий сошлись на 500 рублях (на обратном пути стоимость двух автобусов к моему отелю составила всего 46 рублей). Дорога к Раифе была недолгой, всего 30-ть километров. Сама Раифа - необыкновенно красивое место, показывающее православную культуру в Республике Татарстан. На территории, находящейся вокруг леса, наблюдал красивые постройки, множество монастырей, церковные лавки, мужской монастырь. Красивое и уютное место монастыря мне сразу понравилось, его территория оказалась необыкновенно ухоженной с множеством великолепных цветов (правда, было много вечно голодных кошек разных мастей). Храм был действующим; в советские годы его практически разрушили, а в нынешнее время восстановили. Ежедневно территорию Раифы посещают тысячи человек. Здесь есть святой ключ с кристально чистой водой, пруд с лебедями. На православный праздник Крещения воздвигаются ледяные фигуры, горки; людям приятно отогреваться после всех забав в кафе чаем из самовара и необычайно вкусными пирожками (пробовал - знаю о чем говорю!)
|
|||
|