![]()
|
|||
Запомните!Запомните! Взвешивание всегда проводится в одних и тех же условиях - натощак, в нательном белье, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника, без обуви. Измерение роста пациента: Приготовьте: а) ростомер; б) одноразовую салфетку (под ноги пациенту) или обычный лист бумаги; в) перчатки; г) емкости с дез. раствором. Последовательность действий: 1. Проверьте исправность ростомера. 2. На площадку ростомера постелите салфетку. 3. Планку ростомера поднимите вверх и предложите пациенту встать на площадку ростомера спиной к шкале так, чтобы его затылок, лопатки, ягодицы и пятки плотно прилегали к ней. 4. Голова должна быть в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и углы глаз были на одной горизонтальной линии. 5. Опустите планку на темя пациенту и отметьте длину его тела по нижнему краю планки. 6. Полученные данные запишите в лист наблюдения. 7. Наденьте перчатки и замочите пеленку в дезинфицирующем растворе. Измерение окружности грудной клетки: Приготовьте: а) сантиметровую ленту; б) лист наблюдения за пациентом; в) перчатки. Последовательность действий: 1. Проверьте целостность сантиметровой ленты, четкость нанесенных цифр. 2. Предложите пациенту освободить грудную клетку от одежды и отвести слегка руки в стороны. 3. Сантиметровую ленту наложите сзади - по нижним углам лопаток, спереди – у мижчин по уровню сосков, у женщин - по 4 ребру. руки пациента опущены, дыхание свободное. Измерение проводят трижды: а) в покое; б) на максимальном вдохе; в) на максимальном выдохе; 4. Полученный результат запишите в лист наблюдения; 5. Наденьте перчатки, смочите ветошь в дезинфицирующем растворе и обработайте ленту два раза с 5-минутным перерывом, затем сполосните под проточной водой, высушите, уложите в футляр. Динамометрия: Проводится обычно прибором с металлической пружиной, соединенной со стрелкой циферблата. Применяют также ртутные, гидравлические, электрические, маятниковые динамометры. В последнее время используют полидинамический станок А.В. Коробкова и Г.И. Чернява, который позволяет добиться раздельного действия тех или иных групп мышц и измерить их силу в равных условиях. Измерение окружности живота: Цель: а) выявление скопления жидкости в брюшной полости (асцит); б) уточнение объема живота для подбора размера нательного белья. Последовательность действий: 1. Предупредить пациента накануне, что утром натощак будет проводиться измерение. 2. Сантиметровую ленту поместить сзади - на уровне третьего поясничного позвонка, спереди - на уровне пупка. 3. Полученные данные занести в лист наблюдения.
Измерение артериального давления: АД - это давление крови на стенки артерий и впереди лежащий столб крови во время систолы и диастолы. Нормальные величины артериального давления находятся в пределах 120/70-140/90 мм рт.ст. Величина АД зависит от многих причин: а) возраста; б) состояния нервной и эндокринной систем; в) времени суток; г) физической нагрузки и т.д. Утром артериальное давление ниже на 5-10 мм рт. ст., но у пациентов, страдающих повышенным артериальным давлением (гипертонией), наоборот, отмечается подъем АД утром. Измерять АД следует в определенные часы, лучше утром, до обеда, при отсутствии утомления и возбуждения, в определенном положении тела, по возможности при одинаковой средней температуре воздуха и обычном атмосферном давлении. Измерение артериального давления на плечевой артерии: Цель: получить объективные данные о состоянии пациента. Показания определяет врач. Противопоказаний нет. Приготовьте: а) тонометр; б) стетофонендоскоп. Подготовьте пациента: а) сообщите о манипуляции; б) усадите или уложите его так, чтобы не было напряжения мышц, он должен лежать спокойно, не разговаривать; в) предупредите, что он не должен следить за ходом измерения АД. Последовательность действий: 1. Проверьте исправность тонометра и фонендоскопа. 2. Уточните у пациента его обычное давление давление и его самочувствие в этот момент; были ли физические или психо-эмоциональные нагрузки, курение, приём каких-либо препаратов ближайшие 30 мин. 3. Освободите плечо от одежды и наложите манжетку на 2-3 см выше локтевого сгиба так, чтобы под нее свободно проходили 1-2 пальца, закрепите ее. 4. Руку пациента максимально разогните в локтевом суставе, ладонью вверх. Чтобы вены были более доступны, подложите под локоть резиновую подушечку. 5. Найдите в локтевом сгибе плечевую артерию, наденьте фонендоскоп и плотно, но без давления приложите его к артерии, нагнетайте воздух в нее и в манометр, фиксируйте момент исчезновения тонов аускультативно или пальпаторно момент исчезновения пульсации на лучевой артерии с превышением давления на 20-30 мм. рт. ст. и постепенно снижайте давление воздуха со скоростью 1-2 мм.рт.ст. в сек.; при появлении первого тона отметьте в памяти эту цифру. 6. Продолжайте выпускать воздух из манжетки до тех пор, пока тоны не исчезнут, отметьте в памяти и эту цифру. 7. Снимите с руки пациента манжетку, сообщите ему полученные данные, результаты занесите в лист динамического наблюдения за пациентом. Дополнительная информация: 1. Цифра, полученная при появлении первого тона, соответствует систолическому, то есть, максимальному давлению. Цифра, полученная при исчезновении тонов, соответствует диастолическому. то есть, минимальному давлению. 2. Разница между максимальным и минимальным давлением называется пульсовым давлением, в норме оно равно 30-40 мм рт. ст. 3. Перед измерением АД необходимо проверить, чтобы стрелка тонометра находилась строго на нулевой отметке. повторно измерять АД можно через 1-2 минуты, предварительно выпустив весь воздух из манжетки!
Определение и подсчет пульса пациента: Пульс- толчкообразные колебания стенок сосудов, вызванные движением крови, выталкиваемой сердцем. Наиболее частые места определения пульса: а) лучевая артерия; б) височная артерия; в) сонная артерия; г) артерия тыльной стороны стопы. Последовательность действий: 1. Кистью своей руки охватите область лучезапястного сустава пациента так, чтобы большой палец располагался на тыльной стороне предплечья. 2. Остальными пальцами на передней поверхности сустава пальпируйте лучевую артерию, прижимая ее к лучевой кости. Дополнительная информация: а) пульсовая волна ощущается как расширение артерии; б) исследование пульса следует начинать на обеих руках; при отсутствии разницы пульса в дальнейшем ограничиваются его исследованием на одной руке; в) у здоровых людей частота пульса соответствует частоте сердечных сокращений и равна 60-90 в одну минуту; г) при ритмичном пульсе подсчёт частоты пульсовых волн производят 30 сек. и умножают на 2; при аритмичном пульсе подсчет следует проводить 1 мин; д) учащение ЧСС более 90 в 1 мин. называется тахикардией, урежение ЧСС менее 60 в мин. - брадикардией; е) во время сна происходит урежение числа сердечных сокращений на 10 в 1 минуту; ё) результат подсчета пульса медсестра отмечает графически цветным карандашом (чаще черным или синим) в листе наблюдения за пациентом; ж) повышение температуры тела на 1 градус чаще всего увеличивает число пульсовых ударов на 10 в 1 мин.; з) редкий пульс (брадикардия) может наблюдаться у спортсменов и тренированных людей; и) при аритмиях частота пульса может быть меньше частоты сердечных сокращений. Разница между частотой сердечных сокращений называется дефицитом пульса. Запомните несколько правил: а) не следует сильно прижимать артерию, так как под давлением пульсовая волна может исчезнуть; б) не следует пальпировать пульс одним пальцем, поскольку в нем проходит пульсирующая артерия, это может ввести в заблуждение исследующего.
Измерение температуры тела пациента: Цель:диагностическая. Показания: контроль за состоянием пациента. Противопоказаний нет. Приготовьте: 1. Перчатки. 2. Максимальный ртутный медицинский термометр. 3. Маркированную емкость для дезинфекции термометров с: а) 2% раствором хлорамина (экспозиция 5 минут); б) 0,5% раствором хлорамина (экспозиция 30 минут); в) 3% раствором перекиси водорода (экспозиция 80 минут). 4. Температурные листы (индивидуальный и общий). Места измерения температуры: а) ротовая полость; б) подмышечная область; в) паховая складка; г) прямая кишка; д) влагалище. Подготовка пациента: а) объясните пациенту правила измерения температуры; б) придайте пациенту удобное положение; в) вытрите подмышечную область или паховую складку; г) перед измерением температуры пациент не должен совершать активных движений. Последовательность действий: Измерение температуры в подмышечной области: 1. Осмотрите подмышечную область. 2. В термометре стряхните ртуть до отметки 35 градусов. 3. Расположите термометр в подмышечной области так, чтобы ртутный резервуар со всех сторон соприкасался с телом. 4. Обратите внимание, чтобы между телом и термометром не было белья. 5. Помните' Измерять температуру необходимо не менее 10 минут! Наденьте перчатки! 6. Выньте термометр, отметьте в памяти полученный результат. 7. Стряхните ртуть в термометре до отметки 35 градусов. 8. Продезинфицируйте термометр в одном из указанных растворов. 9. Промойте его под проточной водой, высушите. 10. Замочите перчатки, вымойте руки и отметьте результат. 11. Храните термометры в сухом виде, ртутным резервуаром вниз в футляре! Дополнительная информация: Температуру у пациента измеряют, как правило, 2 раза в день: утром натощак (с 7 до 9 часов) и вечером (с 17 до 19 часов). По назначению врача температура может измеряться чаще, по мере необходимости. Ректальное измерение температуры: Цель: диагностическая. Показания:назначение врача. Противопоказания: а) задержка стула; б) диарея; в) заболевания прямой кишки. Приготовьте: а) перчатки; б) ректальный термометр (ртутный резервуар - зеленый); в) вазелин; г) шпатель; д) маркированную емкость для дезинфекции термометров. Подготовьте пациента: а) психологически; б) объясните его поведение при проведении этой манипуляции; в) осмотрите место введения ректального термометра на предмет выявления местных воспалительных проявлений. Последовательность действий: 1. Вымойте, высушите руки, наденьте перчатки! 2. Предложите пациенту лечь на левый бок (при невозможности лечь на бок можно измерять ректальную температуру в положении пациента лежа на спине). 3. Предложите пациенту согнуть ноги в коленных суставах и прижать к животу. 4. Наденьте на указательный или средний палец (в перчатке!) напалечник, опустите его в стерильный, лучше жидкий, вазелин. 5. 4-мя пальцами левой руки разведите ягодицы пациента и смажьте вазелином анальное отверстие, не очень обильно, только для облегчения введения ректального термометра. 6. Снимите напалечник и положите в емкость для использованного материала. 7. 4-мя пальцами левой руки раздвиньте ягодицы пациента и правой рукой введите ректальный термометр узкой частью в прямую кишку на половину его длины, прижмите ягодицы друг к другу. 8. Через 5 минут выньте ректальный термометр, отметьте в памяти полученный результат. 9. Термометр замочите в одном из дезинфицирующих растворов: а) в 2% растворе хлорамина - экспозиция 5 минут; б) в 0,5% растворе хлорамина - экспозиция 30 минут; в) в 3% растворе перекиси водорода - экспозиция 80 минут. 10. Промойте термометр в моющем растворе, сполосните проточной водой, высушите (храните в сухом виде, в футляре, ртутным концом вниз). 11. Обработайте перчатки в одном из дезинфицирующих растворов, снимите и замочите в дез. растворе. 12. Вымойте руки, высушите, вотрите смягчающий крем. 13. Полученный результат внесите в: а) карту наблюдения за пациентом, в виде кривой, начерченной синим карандашом или пастой; б) в общий температурный лист, для стола справок, арабскими цифрами.
Помощь при лихорадке: Цель: оказание помощи пациенту в различные периоды лихорадки. Лихорадка - общая приспособительная реакция организма на воздействие чаще инфекционного агента, представляет собой изменение тепловой регуляции с накоплением тепла и повышением температуры тела. В течение большинства лихорадок различают три стадии, и объем ухода за пациентом зависит от той или иной стадии лихорадки. 1 стадия - нарастания температуры (кратковременная), характеризуется преобладанием теплопродукции над теплоотдачей. Приготовьте: а) грелку; б) полотенце; в) одно или два одеяла; г) поильник; д) судно; е) минеральную воду (морс, соки) без газов. Последовательность действий: 1. Создать покой, уложить в постель, к ногам положить грелку, хорошо укрыть, напоить крепким свежезаваренным чаем. 2. Контролировать физиологические отправления в постели. 3. Не оставлять пациента одного! 4. Не допускать сквозняков! 5. Желательно установить индивидуальный пост. Если это невозможно, то медсестра обязана часто подходить к пациенту и контролировать гемодинамические показатели (пульс, АД, ЧСС, ЧДД) и при появлении изменений в сторону ухудшения она должна немедленно вызвать врача! 6. Чем выше температура и больше ее колебания, тем сильнее истощается пациент. Чтобы повысить сопротивляемость организма и восполнить энергетические потери, необходимо кормить пациента высококалорийной и легкоусвояемой пищей в жидком или полужидком виде, 5-6 раз в сутки, не больше, малыми порциями. как дезинтоксикационное (снижение концентрации) и выведение из организма токсических веществ) средство применяется большое количество жидкости в виде минеральной воды, соков, морса. 2 стадия - максимального подъема температуры (период разгара). Приготовьте: а) пузырь со льдом; б) тонометр с фонендоскопом; в) поильник; г) судно. Последовательность действий: 1. По возможности организуйте индивидуальный пост. 2. Сообщите врачу об изменении состояния пациента. 3. Контролируйте гемодинамические показатели. 4. Уберите одеяла и укройте пациента простыней. 5. Используйте примочки к периферическим сосудам и пузырь со льдом к голове. 6. Проветривайте помещение, избегайте сквозняков. 7. Ухаживайте за другими частями тела пациента. 8. Помогайте пациенту при физиологических отправлениях, проводите профилактику пролежней. 3 стадия - период снижения температуры. Может протекать по-разному, так как температура может снижаться критически, то есть, резко снижаться с высоких цифр до низких (например, от 41 до 36 градусов), что часто сопровождается стремительным падением сосудистого тонуса, которое проявляется в резком снижении АД до 60/20 мм рт. ст. и ниже, появлении нитевидного пульса, повышенной потливостью (гипергидроз), предельной слабостью, бледностью кожных покровов. Это состояние пациента называется коллапсом и требует от медицинского персонала срочных мер. Постепенное снижение температуры с высоких цифр до нормы (ниже нормы) называется литическимснижением температуры (лизис). Последовательность действий медсестры при критическом снижении температуры: 1. Срочно всеми доступными способами сообщите о случившемся врачу, организуйте оказание помощи пациенту. 2. Ни в коем случае не оставляйте пациента одного. 3. быстро уберите у него из-под головы подушку, приподнимите ножную часть кровати на 20 градусов или используйте подручные средства (одеяла, подушки и др.). 4. Положение пациента должно быть горизонтальным, с приподнятыми ногами. 5. К рукам и ногам пациента приложите грелки, обернутые полотенцем. 6. Используйте увлажненный водой кислород. 7. Контролируйте гемодинамические показатели. 8. Правильно доложите лечащему или дежурному врачу о состоянии пациента. 9. Выполните назначения врача. 10. После выведения пациента из данного состояния вытрите его насухо, смените влажное нательное и постельное белье. 11. Обеспечьте дальнейший уход за пациентом (горячий сладкий чай и т.д.). 12. Контролируйте назначенный врачом режим двигательной активности пациента. 13. Обеспечьте наблюдение дежурного мед. персонала в течение суток. 14. Создайте пациенту условия для продолжительного глубокого сна.
|
|||
|