Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дейл Карнеги



Дейл Карнеги

На основании психологического анализа способность к публичному действию следует рассматривать как сохранение способности к целенаправленному поведению в условиях эмоционального состояния вокалиста. Руководитель должен знать, что так называемый зажим возникает часто не от того, что начинающий вокалист не владеет вниманием, а совсем наоборот: он не в состоянии сосредоточить внимание, потому что физиологические и психологические функции человека в экстремальных обстоятельствах работают совсем иначе, чем в обычных. Наиболее важным и существенным в процессе сценического поведения является владение вниманием. Внимание является организующим фактором способности публичного действия.

Многие руководители вокальных коллективов согласятся, что самое главное в концертно-исполнительской деятельности начинающих вокалистов – это развитие навыка эмоционально-волевой регуляции.

Чем отличается концертная вокальная деятельность ребёнка от концертной вокальной деятельности взрослого? Только количеством выступлений!

Если взять, к примеру, исследования сценического волнения, проведённого Л. Л. Бочкаревым, где были задействованы молодые исполнители на международных конкурсах, то специалистом выведена формула, что при подготовке разных возрастных групп концертному исполнительству, к каждой из них требуется индивидуальный подход. Цели и условия начального обучения вокалу существенно отличаются от целей и условий профессиональной вокальной деятельности, в связи с этим и методы подготовки разных возрастных групп требуют коррекции и творческого подхода.

Обучение вокалу в дворцах культуры должно быть построено таким образом, что обучающиеся должны систематически выступать на сцене, независимо от способностей, желания и целей обучения. Руководитель по вокалу должен создавать специальную среду для успешного выступления на сцене любого обучающегося, общительного, рвущегося на сцену или замкнутого, боящегося её.

Перед выступлением на сцене вокалисту необходимо сосредоточиться на исполняемом материале, а не на собственных переживаниях и эмоциях. Атмосфера в концертном зале, необходимость художественной передачи образа зрителю, воздействие на слушателя, концентрация на одном выступлении многомесячных занятий – все это требует запаса неограниченных физических и духовных сил. В. Ю. Григорьев отмечал, что исполнитель во время концертного выступления попадает в совершенно иную реальность, в которой он раньше не жил, не был и не чувствовал, не действовал, не мыслил. Резко меняются все ранее привычные механизмы психической активности, перестраивается работа мышц, ощущение окружающего пространства и возникновения чувств. Огромная роль подсознания в подаче концертного вдохновения или паники мешает юным вокалистам осознавать свои действия и контролировать их.

Давайте посмотрим на механизм стрессовых ситуаций волнения, чтобы понять общие психологические закономерности этого процесса, чтобы иметь возможность решить проблему концертного волнения у детей-вокалистов.

В любой экстремальной ситуации, когда человек должен продемонстрировать обществу уровень своих знаний, главными основаниями, для определения уровня волнения является значимость выступления и компетентность исполнителя. И всегда уровень волнения прямо пропорционален уровню значимости выступления и обратно пропорционален компетентности исполнителя, в нашем случае – вокалиста. Отсюда следует, что уровень волнения становится выше, если значимость выступления высока, а уровень компетентности низок.

Что же включает в себя предконцертная подготовка вокалиста? Главное в успехе – это готовность к выступлению на публике. Это очень тонкий психологический момент. Готовность материала это одна составляющая, а готовность именно выступления, это совершенно другое. Недоученный материал, в нашем случае именно песня, или какое- либо сценическое движение вызывает психологический дискомфорт и неуверенность. Боязнь ошибиться, «знание о своей некомпетентности» рождает концертное волнение. Уверенное владение исполняемым материалом – это необходимо, но недостаточно для успеха на сцене. Выступление включает в себя несколько составляющих, это и техническая сторона вопроса, это и вокальная и также артистическая.

Что же такое техническая компетентность? Это владение произведением настолько, что позволяет исполнение без ошибок. Но для исполнительской свободы требуется некая техническая избыточность, когда выполнение технически трудных мест переходит на уровень навыков, выполняемых автоматически. Но, в отличие от профессионального вокалиста, начинающий в исполнительской деятельности далёк от совершенства.

И в индивидуальном обучении руководитель подбирает программу в соответствии с индивидуальными способностями ученика. Л. С. Выготский выделял термин «зона ближайшего развития», когда ученик под руководством педагога выходит на новый уровень развития, успешно завершив предыдущий. Но не все дети успевают к концертному выступлению технически выйти на новый уровень. Тем самым у них снижается ощущение собственной компетентности и усиливается концертное волнение.

Если обращать внимание лишь на техническую сторону исполнения всегда страдает вокально – художественная передача. Исполнение становится неживым, а механическим. Теряется душа произведения. И наоборот, если ребёнок исполняет «только душой», то он теряет всю техническую сторону подготовки. Поэтому художественное исполнение за отсутствием технической свободы очень проблематично. И это очередной пункт, который тоже ведёт к концертному волнению.

И наконец, артистическая компетентность – это умение быть артистом. Это умение управлять артистическим вдохновением, когда на сцене всегда звучит лучше, чем на занятии. Исполнительская компетентность приобретается исключительно на сцене, в результате получения сценического опыта. Новая обстановка, новый концертный зал, новый конкурс, фестиваль это все предпосылки для волнения юных вокалистов. При частых выступлениях концертное волнение снижается и остаётся лишь вокально-художественное волнение. Для детей значимость выступлений выглядит по-разному. Если ученик редко выступает перед публикой, значимость каждого концертного выступления возрастает многократно. А вместе с нею и концертное волнение. Совет «давать больше выступлений» здесь не особо уместен. Маленький вокалист часто выступать в условиях обучения в общеобразовательной школе, и студии вокала много не может. На этом сказывается и нехватка времени и физических сил. Выпускать ученика с «сырой программой» на концерт недопустимо. А если материал уже полностью готов, то на репетиции на сцене остаётся мало времени.

Помогают привыканию к концертной практике выступления с прошлогодней программой – готовым материалом, технически и вокально отвечающим стандартам концертной программы.

Чтобы подготовить ученика к концертной деятельности необходимо создавать на занятии и дома обстановку максимально психологически походящую на концертную.

Действие в условиях вымысла

Любители и вообще артисты, вступившие на сцену без технической подготовки, не имеют в своём распоряжении послушного материала для того, чтобы жить на сцене жизнью того лица, которое они изображают.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.