Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. Садовникова



В. Садовникова

И. П. Павлов писал: «Слово для человека является сильнейшим условным раздражителем, не имеющим равного себе ни в количественном, ни в качественном отношении среди других раздражителей, поэтому обращаться с ним надо очень умело и очень осторожно».

Правильная, ясная речь – отражение правильного мышления.

Единица языка – слово.

Слово – это обозначение предмета, качества, действия. Каждое слово – представитель понятия, существующего в народе. Посредством слов люди общаются, обмениваются мыслями, поэтому в каждом слове, как в единице языка, должен быть заключён определённый смысл. Если мы не понимаем лексического значения слова, то оно не может быть настоящим словом.

Все вышесказанное о слове в разговорной речи имеет отношение и к певческой речи, так как произношение слова реализуется одними и теми органами голосообразования и дыхания, только в условиях музыкально-вокального порядка.

Слово и голосоведение являются двумя основными частями пения.

Пение – «омузыкаленная речь», которая обязательно должна быть четкой, понятной и ясно слышимой.

Л. Дмитриев в своей книге «Основы вокальной методики» писал: «Пение – единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста», и далее: «Вокальность и слово – две стороны единого процесса, взаимовлияющие друг на друга…»

Значение слова в пении велико, так как слово способно выразить смысл, содержание, образ исполняемого произведения. Одной из основных задач работы над произведением является сохранение естественности произношения текста и истинного смысла произносимых слов.

Интонации, которыми окрашивается голос исполнителя-вокалиста, превращают его мысли в тексте песни в живые картины реальной или воображаемой жизни на сцене, не теряя всей своей жизненной достоверности и правды, они как бы укрупняются, делаются более яркими, правдивыми. Вокальное исполнение на сцене должно быть более чётким по артикуляции, более звучным по голосу, более заострённым по интонации. Данный раздел ставить задачу развить, обогатить голоса, усовершенствовать дикционную чистоту и чёткость, сделать голос и речевой аппарат послушными инструментами, способными передавать внутреннюю жизнь.

Определяя деятельность вокалиста, можно выделить три особо важных умения: организовать восприятие своего исполнения слушателями; захватив внимание зрителя удерживать его до конца выступления; произвести определённое речевое воздействие. Сущность деятельности зрителя, заключается в восприятии содержания и мелодии песни. Публика оценивают выступление, что-то принимают, а с чем-то не соглашаются (например, в отношении репертуара).

Первая функция голоса состоит в том, чтобы обеспечить слышимость звучащего со сцены голоса. Для этого необходимо развивать голосовую гибкость, подвижность, способность голоса «рисовать мысль». Вторая функция голоса – умение передать смысл текста песни. Исполнитель должен слышать мелодический рисунок, повествование, побуждение, восклицание и другие музыкальные предложения, должен слышать мелодические выделения логических центров фраз, точное интонирование. Третья функция – быть проводником чувств. Если вокалист захочет, чтобы его исполнение вызвало у зрителя не только «сомыслие», но и сопереживание, он непременно будет развивать средства речевой выразительности. Именно по интонациям: повышение или понижение голоса, увеличению или уменьшению силы звука, возникновению и характеру пауз, изменению темпа, ритма и тембральной окраски голоса зритель угадывает чувства вокалиста, через интонации соприкасаясь с душой исполнителя. Таким образом, в воспитании техники владения голосом необходимо учитывать не только работу всего фонационного аппарата в целом, но и очень многое в человеческом поведении, общении, психики, настроении.

Главные аспекты в работе над техникой звучащего слова: дикция, орфоэпия, редукция.

Проблема работы над словом в пении приобрела особое значение в наши дни, когда к пению, как мощному орудию воспитания широких масс, предъявляются требования максимального художественного воздействия на эти массы.

Нередко руководители, работая над произведением, заостряют своё внимание исключительно на гласных, упуская из виду тот факт, что гласные, сочетаясь с согласными и образуя слоги, при пении очень сильно воздействуют друг на друга, следствием чего может быть даже полное искажение одних гласных под действием других.

Поэтому хотелось бы заострить внимание руководителей вокальных коллективов на важности работы над согласными в пении, являющимися «строительным материалом», благодаря которому слова обретают истинный смысл и становятся понятными.­

Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция у вокалиста позволяется без напряжения понимать смысл произносимых слов и тем самым облегчает восприятие музыки. Разборчивость слов в пении определяется чёткостью произнесения согласных звуков. Они должны произноситься активно и быстро, чтобы не прервать связного звучания. Вокалист лишён возможности протянуть согласные во времени, так как это разрушает кантилену и ведёт к скандированию отдельных слогов. Гласные должны произноситься, сразу обретая свою полноту; нельзя долго «входить» в гласный звук. Вялые губы и язык в пении недопустимы. Необходимо строго следить за осмысленным и эмоционально насыщенным произнесением слов, что также ведёт к повышению разборчивости текста.

Вокальная дикция, в отличие от дикции речевой, более сложна для понимая и освоения, потому что основная её задача не только чёткое произношение согласных, но и соединение его с вокальной техникой (правильным певческим дыханием, точным интонированием, пользованием различными видами атак, использование различных вокальных приёмов и т.д.).

Л. Дмитриев писал: «Дикционная чёткость – столь же необходимое качество профессионального певца, как и вокальность его голоса».

Вокальная дикция, так же как и искусство пения, заключает в себе два элемента: творческий и технический. Элементом творческим является художественное распределение смысловой содержательности (веса) слова в зависимости от художественных задач, на него возложенных, от идеи и смысла исполняемого произведения.

Техническим элементом дикции является умение чисто, полноценно петь гласные и чётко произносить согласные.

Условием художественного пения является не только чёткая дикция, как писал И. И. Левидов в своём труде «Певческий голос в здоровом и больном состоянии», но и произношение слов в соответствии с правилами и законами орфоэпии и редукции.

Орфоэпияидикция – два неразрывно связанных раздела, призванных утверждать чистоту русской речи. Орфоэпия – это особый раздел лингвистики, устанавливающий произносительные нормы современного русского языка.

Современная орфоэпия складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства.

Вокалист, являясь представителем сценической среды, обязан при пении руководствоваться нормами литературного произношения слов.

Орфоэпия предусматривает произношение слова, согласно общепринятым нормам единого литературного произношения, за основу которого в русском языке взят так называемый «московский диалект».

Вокальная практика выработала свои певческие орфоэпические нормы произношения. Стремление к естественному сочетанию в пении речевого и вокального начал являться первостепенной задачей для педагога и певца.

Редукция. Особенностью фонетической системы русского языка является неоднородное произношение ударных и безударных гласных: ударные гласные длительнее. Гласные в безударном положении подвергаются количественной редукции (т.е. произносятся короче). Различаются гласные также по «качеству», по характеру звучания: ударные гласные произносятся ясно, отчётливо; в безударном же положении некоторые гласные подвергаются качественной редукции, звучат менее полно и ясно. Качественная редукция безударных гласных зависит от места, которое безударный гласный занимает по отношению к ударному слогу (ближе или дальше).

Особенности произношения слова в эстрадно-джазовом вокале

Эстрадно-джазовый вокал – синтетический жанр, сочетающий в себе множество манер исполнения, стилей и направлений, не подразумевающий следования канонам и правилам. В связи с этим в исполнении возможно использование различных вокальных приёмов, а также имитации «инструментального» звучания.

Во всем этом изобилии важно помнить, что слово, произношение слов в пении и смысл слов, являются теми константами, которым, независимо от выбранных руководителем и солистом стиля и манеры исполнения, должно уделяться особое внимание.

Таким образом, важнейшее место в процессе работы над вокальной техникой, правильностью формирования звуков, красотой их звучания и т.д. должно отводиться орфоэпии и редукции.

Поэтому в работе руководителя вокальных коллективов особое внимание должно уделяться сценической речи. Целенаправленная работа над решением проблем произношения и избавлением от говора является залогом воспитания грамотного вокалиста.

Песня – это синтез двух авторов – поэта и композитора, исполнитель же воплощает замысел творцов. Он должен суметь раскрыть художественную сущность произведения как с той стороны, которая принадлежит композитору, так и с той, которая принадлежит поэту.

Смысловая сторона играет огромную роль в произношении музыкального слова. Когда говорится о значении дикции в пении, понятие «музыкальное слово» берётся во всей полноте его объёма. Совершенное слово (дикция) является завершением вокальной техники; правильное пользование словом имеет принципиальное значение, так как слово в большинстве случаев является одной из важнейших сторон процесса пения. Проблема современного исполнительства и вопрос воспитания вокалиста в частности вплотную упираются в проблему культуры слова в пении.

Так же, как при отсутствии единого ударения в слове, неубедительно звучит и музыкальная фраза, когда в ней не сохраняется единое ударение, когда не выделяется психологический акцент фразы. Умение пользоваться паузами, придать им логический характер – огромный ресурс в возможностях исполнителя.

Произношение согласных, их чёткость обогащает смысловую сущность исполнения. Даже пение без слов должно получить свой смысл.

Только в этом случае пение может явиться истинно художественным. Такое исполнение, при котором исполнитель только соблюдает указания композитора, когда он монотонно выпевает каждый слог с машинной равномерностью,– превращается в простое сольфеджио (пение с названием нот), ничего общего не имеющее с настоящим искусством. Такое пение не даст никакого образа, уникальности, оно однообразно и вследствие этого утомительно как для исполнителя, так и для слушателя.

Руководителю приходится говорить о «простых вещах», которые имеют принципиальное значение. С другой стороны, они не так уже просты, как кажутся. Часто сами композиторы создают затруднения для вокалиста, стремящегося к художественному исполнению. Задача каждого хорошего исполнителя – преодолеть эти препятствия, по возможности сгладить, а не идти по линии наименьшего сопротивления.

Помимо художественного значения всех вышеперечисленных моментов, они имеют ещё и непосредственное физиологическое значение для всей работы голосового аппарата. Если вокалист будет исполнять осмысленно, он сам будет чувствовать то, что он поёт; иначе говоря, исполнение поднимет его эмоциональный тонус. А это немедленно же скажется на работе голосового аппарата.

Для искусства нужна голова, мышление. Вокальное искусство расчленяется на две части – процесс, ограничиваемый вопросами техники звукоизвлечения, и стиль исполнения, в котором техника должна играть только подсобную роль.

Композитор, педагог А. Варламов искусство пения считал «языком сердца, чувства и страсти». Достоинство профессиональных вокалистов это глубокое эмоциональное вживание в музыкальный образ. Именно эту особенность должны перенять и представители эстрадно-джазового пения. Музыкально-вокальная выразительность требует предварительного вдумчивого анализа всего исполняемого произведения.

Исполнитель должен много читать, особенно стихов, чтобы чувствовать поэтический образ исполняемого произведения. Необходимо прочитать весь текст музыкального произведения так, как это сделал бы драматический артист.

Внесение своего прочтения произведения, убедительной интерпретации связано с активной работой фантазии, когда яркие видения помогают найти верное исполнительское самочувствие, при котором эмоционально окрашенные исполнительские намерения подсознательно вызовут необходимые нюансы, сделают пение живым, действенным, впечатляющим.

Выбор тембра никогда не должен зависеть от буквального смысла слов, но от душевных движений, которые его диктуют. Благодаря тембру голоса появляется новое «прочтение» произведения, текст не всегда достаточно ярко выражает, а иногда даже имеет тенденцию ему противоречить. Эмоциональная выразительность голоса вокалиста является важнейшей характеристикой его исполнительского творчества. Характер эмоциональной выразительности вокального произведения уже предопределён в основном содержанием поэтического текста и музыкой композитора. Б. В. Астафьев писал: «Надо уметь петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лукавство, смелость – словом, всю гамму чувствований».

Эмоциональное исполнение сильно активизирует деятельность всего организма. Глаза должны быть все время живыми в пении. Но все исполнительские эмоции должны быть выражены в прекрасной вокальной форме, что требует мастерского владения голосом.

Настоящее развитие, воспитание и обучение артиста происходит именно тогда, когда он выступает перед публикой. Главная задача исполнителя – поселить в душе слушателя образ, ввести в мир человеческих страстей. Голос сам по себе, в физиологическом смысле красивый, мощный и к тому же хорошо выделанный, уже доставляет наслаждение. Заинтересовать публику, сидящую в зале, музыкой более или менее известной, иметь успех в произведениях, которые аудитория любит и знает, а также показать себя, свои возможности в песнях, романсах и ариях в начале творческого пути, пока публика ещё плохо знает певца, вполне закономерно.

Однако в начале артистической деятельности, а тем более в период обучения, волнение часто снижает уровень выступления: певец теряет то, что в спокойной обстановке класса он может создать.

На сцене нужно помнить о том «публичном одиночестве», которое имел в виду Станиславский: «Для артиста "публичное одиночество" – это величайшая вещь. Вы стоите посреди сцены, на вас смотрит много людей, но вы их не замечаете. Вы заняты делом, конкретная задача вас успокаивает и приводит к "публичному одиночеству"».

В вокальном искусстве воспринимается только то, что для аудитории кажется лёгким. Значит, нужно научиться рационально расходовать свои силы. Сама же усталость от рационального процесса пения не так велика, что, очевидно, подтверждает старинное изречение: «Все, что делается истинно, делается легко». Даже в самых драматических ситуациях, необходимо находить моменты для отдыха. Энергию всегда нужно сохранять, какой бы запас у вас не был. Необходимо следить за тем, чтобы для успешного выполнения технически трудных мест оставался хороший запас мышечной энергии.

В чем же причины неудачных выступлений? Причин может быть много: иногда общий тонус бывает пониженным и отсюда большая, чем обычно, исполнительская вялость, иногда сказывается излишнее волнение, иногда голос не «в форме», иногда мешает даже неудобный костюм. Но хороший исполнитель должен научиться преодолевать любое состояние, любые неудобства. Нервозная обстановка, мнительность, переживания по поводу и без повода – всё это травмирует психику и отрицательно может сказаться на результативности труда певца.

Публичность

Публичное выступление – это путешествие с определённой целью, и маршрут должен быть нанесён на карту. Тот, кто не знает, куда он идёт, обычно приходит неизвестно куда.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.