Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОГЛАВЛЕНИЕ



 

Основы сценического мастерства  для воспитания артистизма эстрадного вокалиста
Методические рекомендации
Министерство культуры Донецкой Народной Республики ГБУ «Республиканский дом народного творчества и кино»

г. Донецк, 2021 г.

Основы сценического мастерства для воспитания артистизма эстрадного вокалиста: Методические рекомендации / Сост. Г. О. Тарасенко, под ред. Д. И. Борозенец. – Донецк: РДНТК, 2021. – 21 с.

 

Составитель – Г. О. Тарасенко, специалист отдела музыкального искусства ГБУ «РДНТК».

Редактор – Д. И. Борозенец, специалист отдела медиа-коммуникационного обеспечения ГБУ «РДНТК».

Ответственный за выпуск – М. А. Романовский, генеральный директор ГБУ «РДНТК».

 

 

Данные методические рекомендации адресованы руководителям самодеятельных эстрадных вокальных коллективов учреждений культуры и искусств. Здесь освещены следующие вопросы: основные задачи сценического мастерства, техника звучащего слова, публичность, ролевая игра, создание и воплощение сценического образа в вокальном произведении, сценическая культура и движение.

 

© Тарасенко Г. О., 2021

© ГБУ                                                             «РДНТК», 2021

 

Предложения и замечания присылать по адресу:

283050, г. Донецк, бул. Шевченко, 2, ДНР

Е-mail: rdntk@bk.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение. 3

Основные задачи сценического мастерства. 4

Основные требования к вокалисту при изучении дисциплины «Сценическое мастерство». 6

Техника звучащего слова. 6

Особенности произношения слова в эстрадно-джазовом вокале. 10

Публичность. 13

Действие в условиях вымысла. 16

Основы сценического движения при постановке вокальных номеров. 17

Заключение. 19

Список использованной литературы: 21

 


Введение

Существует определённая недооценка роли и возможностей эстрады в процессе влияния на духовное развитие поколения. Из всех искусств эстраде более всего присущи развлекательные функции, и вместе с тем она способна оказывать большое идейное, нравственное и эстетическое воздействие на массы.

Откровенность, доверительность, заложенные в художественном образе произведения, воплощаются исполнителем в приёме открытого общения и взаимодействия со зрителями. Для того чтобы зрителю захотелось вступить в подобное взаимодействие, исполнитель должен быть профессионалом, обладающим комплексом необходимых знаний и навыков: постановка голоса, артикуляция, дыхание, чувство ритма, звуковедение, интонирование, сценическая культура и др.

Среди этих элементов, на которых строится основа певческой и концертно-исполнительской деятельности, немаловажное место занимает сценическая пластика, хореография. Вокал – это искусство, требующее тончайшего инструмента для воплощения творческих задач. Для вокалиста такими инструментами являются его тело и голос, которые в результате огромной работы должны стать совершенными и выразительными. Совокупность всех вышеперечисленных выразительных средств является профессионализмом в исполнительстве. Иногда очень обидно наблюдать на сцене за исполнителями, которые прекрасно владеют голосом, но демонстрируют полное отсутствие представления о культуре сценического поведения. Как бы ни был хорош голос, но внешность и манеры вокалиста, сам выход на сцену – всё способствует или мешает успеху у слушателей.

«На сцене актёр нередко глубоко и тонко чувствует, но при передаче своего переживания он до неузнаваемости уродует его грубым воплощением неподготовленного телесного аппарата», как говорил нам Константин Сергеевич Станиславский, сравнивая при этом такого артиста с прекрасным музыкантом, который принуждён играть на испорченном, фальшивом инструменте. Музыкант пытается передать чудные звуки, а фальшивые, дребезжащие струны искажают все, доставляя артисту невыразимую муку. Поэтому чем сложнее внутренняя «жизнь человеческого духа» изображаемого образа, тем тоньше, непосредственнее, художественнее должно быть воплощение. На сцене каждое движение рук, ног, осанка, мимика лица – все воспринимается зрителем, создавая имидж певца.

Основные задачи сценического мастерства

Исполнитель, обучающийся эстрадному вокалу, должен стать художником, создающим сценический образ, уметь перевоплощаться на сцене. Его действия неразрывно связаны и выражены в слове, вокале, мимике, жесте, пластике, танце. Задача руководителя заключается в том, чтобы научить вокалиста владеть собой как средством для создания сценического образа, знающего основные законы сценического искусства, умеющего пользоваться своим внутренним аппаратом и, безусловно, владеющего всеми средствами музыкальной выразительности: правильным, осмысленным вокалом, музыкальностью, пластикой, подчинёнными сквозному действию и управляемыми сверхзадачей музыкально-сценического образа.

С первых занятий необходимо прививать будущим исполнителям эстрадного вокала понимание того, что сценические выразительные средства в эстраде не могут быть самоцелью, а должны быть тесно связаны с мыслью и эмоциональной наполненностью роли в песне, во вступлении, в проигрыше, этюде, эпизоде, каждого отдельного момента сценического существования.

Создание подлинно правдивого музыкально-сценического образа возможно только на основе изучения природы детского творчества, законов сценического искусства. Поэтому одним из основных принципов воспитания будущего эстрадного исполнителя является неразрывность специфических выразительных средств и овладение законами природы сценического творчества, когда одно невозможно без другого. Такое слияние всех компонентов сценического мастерства возможно только в условиях единой творческой мастерской – вокал, сольфеджио, сценическое движение, ансамбль, владение инструментом.

Действие исполнителя, воплощающего образ на сцене, должно быть особенно отчётливо и безукоризненно, поскольку вокализирование и музицирование часто выдаются за действия, и тем самым совершается одна из наиболее типичных ошибок, распространённых на сцене. Когда вокалист поёт и ему, не ориентирующемуся в подлинной природе сценического действия, кажется, что он действует, а зал, не вовлечённый в процесс, остаётся пассивным и продолжает обвинять эстрадное пение в шаблонности, примитивности.

Умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой – главная цель при обучении сценическому мастерству вокалистов эстрадного направления.

В плане по учебно-воспитательной работе руководителю самодеятельного вокального коллектива рекомендуется включить в программу занятий обучение сценическому мастерству. Руководитель составляют план занятий, исходя из собственной художественной концепции и требований к конкретной музыкальной композиции, песни. Вокально-исполнительское искусство связано с музыкой во всех её формах (вокал, соединение пения и пластики, работа с ансамблем, сценическое движение).

Программа по сценическому мастерству включает в себя развитие отдельных элементов – таких, как внимательность, эмоциональность, фантазия, вера, сценическое отношение, оценка и действие. В рамках изучения предмета «Сценическое мастерство» существуют упражнения на развитие звучащего голоса, на внимание и реакцию, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жеста. Они, безусловно, играют большую и важную роль в процессе воспитания сценических навыков, умений, индивидуальных приёмов.

Основными задачами для руководителя при обучении сценическому мастерству эстрадного вокалиста являются:

1) планирование процесса обучения в музыкально-эстетическом, исполнительском, сценическом развитии исполнителя любого возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями;

2) активизация интереса обучающихся не только к искусству вокальному, но и к искусству вообще, к разным его видам;

3) улучшение психологической атмосферы на занятиях. Это новый уровень взаимоотношений между руководителем и солистами, вокальным коллективом;

4) формирование раскованного, общительного человека, владеющего вокалом, телом, словом, умеющего слушать и понимать окружающих;

5) развитие фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и других психологических составляющих личность исполнителя;

6) развитие познавательных интересов, новый качественный уровень обучения предмету «Сценическое мастерство».

Каждое занятие по программе лучше всего строить в виде проблемных ситуаций. Здесь все должно быть направлено на поиск решения, открытие, нахождение средств воплощения. Задача сценического мастерства заключается в том, чтобы уделить особое внимание развитию специальных сценических способностей.


Основные требования к вокалисту при изучении дисциплины «Сценическое мастерство»

1. Техника звучащего слова. Звучащее слово является главнейшим выразительным средством вокально-исполнительского искусства.

2. Публичность. Публичность поведения является источником сильного эмоционального воздействия на исполнителя, т.е. способствует возникновению эмоционального состояния.

3. Действие в условиях вымысла. Это не что иное, как действие не по правде – «как будто», – т.е. как в детской игре, когда ребёнок играет какую-то роль.

4. Зависимость от репертуара. Это означает, что исполнительский замысел, план его работы обусловлены предлагаемыми обстоятельствами в песне.

5. Целенаправленное воздействие на зрителя. Его можно рассматривать, как сценическое воплощение вокально-исполнительского замысла.

Таким образом, можно говорить о пяти первоначальных и обязательных сценических способностях:

· способность к развитию техники звучащего слова;

· способность к продуктивной и продолжительной деятельности;

· способность к ролевой игре;

· способность к созданию сценического замысла в репертуаре;

· способность к осуществлению сценического замысла в песне через действие на сцене.

Техника звучащего слова

Подобно тому, как необходимо добиваться языкового и произносительного единства в литературе и речи, надо добиваться правильного произносительного единства и в пении, тем более, что в нем (пении) слова менее разборчивы, чем в речи, а смысловую и эмоциональную нагрузку в силу музыкального истолкования они несут не меньшую, если не большую.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.