Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вид занятия – лекция-беседа.



Вопросы для беседы:

1. Что изучает история?

2. Для чего нужно изучать историю?

3. Как люди фиксировали знания из истории в далеком прошлом?

4. Что представляют собой произведения устного народного творчества, мифы? Как они отражают события прошлого?

5. Что представляют собой летописи, хроники?

6. Какие вы знаете науки, имеющие более узкий предмет изучения исторических данных?

7. Что мы понимаем под историческим источником?

8. Как понимают термин цивилизация?

9. Какими чертами обладают современные цивилизации Запада и Востока?

10. Назовите известные вам русские произведения ранних форм исторического знания и научные труды по истории.

 

1. Сущность, формы и функции исторического знания.

 

Историческое знание – это совокупность представлений человеческого общества в целом и отдельных социальных групп о своем прошлом, о прошлом человечества. Термин «история» пришел из греческого языка в латинский, затем был заимствован европейцами; первоначально он означал «рассказ о прошлом, об узнанном». В настоящее время, говоря об истории, имеют в виду науку, изучающую прошлое человечества.

Историческое знание формируется на нескольких уровнях. Выделяют четыре основных уровня. 1-й (низший) формируется на основе накопления непосредственного ж жизненного опыта, при наблюдении человеком каких-либо событий и участия в них; 2-й, несколько более высокий может сформироваться на основе знакомства с историко-культурными памятниками, кинофильмами, фотодокументами и т.д., с художественными произведениями. Для этих уровней характерна отрывочность, неполнота, хаотичность, неупорядоченность в плане хронологии. 3-й, более высокий уровень – это истории в школе. Здесь знания даются в системе, охватывается большой объем материала, изучается и всемирная история и история своей страны, дается материал в хронологической последовательности. Носителем высшего уровня исторического знания является историческая наука, люди, профессионально занимающиеся изучением истории. Это теоретический уровень, на котором создаются концепции, теории исторического развития, терминологический аппарат, методика и методология исследований.  

Существует 3 основные формы исторического знания: легендарная, летописная, научная. Раньше других появилась легендарнаяформа.Представления людей о своем прошлом фиксировались в произведениях устного народного творчества: в сказках, сказаниях, былинах, легендах, песнях, сагах и т. д. Они передавали исторические знания отрывочно, не полно, реальные события переплетались с вымышленными. Ряд исследователей выделяет в самостоятельную форму исторического знания мифологическую, другие относят мифы к легендарной. Принципиальных различий между ними нет.

К  летописнойформе относятся иностранные хроники и русские летописи. Это исторические произведения, которые составлялись обычно священниками, фиксировались в них важнейшие события (правления династий, войны, торговые договоры, эпидемии и т. д.) в хронологическом порядке, из года в год. События, как правило, излагались тенденциозно: в виде, угодном заказчику, в роли которого выступали правители данного государства, феодальной земли, церковь. Объяснялись они проявлением божественной воли. Летописная форма появились еще в древних государствах, была господствующей в период средневековья. Наряду с летописями и хрониками в древних государствах составлялись и другие исторические произведения, например, жизнеописания правителей (Древний Рим), а также продолжали составляться легенды, сказы, героический эпос, например, «Песнь о Роланде» (Франция).

Научная форма появилась в V в. до н. э. в Древней Греции. (В России – только в XVIII веке). Первым научным историческим трудом является труд греческого исследователя Геродота Галикарнасского «Historia» (повествование о прошедшем, об узнанном). Желая рассказать миру о подвигах греков в греко-персидских войнах, Геродот объехал страны, где мог встретить участников этих событий, и попутно описывал жизнь народов и племен, с которыми встречался: их приемы деятельности, общественный строй, верования, традиции и др. стороны жизнедеятельности. Это описание и стало первым научным историческим трудом.

Научное знание отличает от других видов знаний то, что оно является проверенным, обоснованным, доказанным; наука стремится изучить свой предмет с позиций рационализма и дать всеобъемлющее, объективное знание.

Все три формы исторического знания могут существовать одновременно. Но с возникновением исторической науки произведения двух прежних форм становятся для нее историческим источником, т. е. материалом, из которых она черпает сведения.

 

История -это наука, изучающая прошлую жизнедеятельность человечества во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса.

Объектом изучения истории является человеческое общество.

Предметом – исторические факты, т. е. конкретные события, действия, явления, процессы и т.д., имевшие место в прошлом человечества. Предмет истории обычно подразделяется по ряду параметров:

- по времени изучения: история древнего мира, средних веков, новая и новейшая история;

- по изучаемым регионам. Например, история Европы, история России, история края, история города;

- по тематически м признакам: история международных отношений, дипломатии, экономическая история, история культуры, науки, интеллигенции и т.д. 

 

Исторические факты, в зависимости от их подлинности, делятся на три группы:

1). Общепризнанные, абсолютные факты. Например: “С.М. Киров был убит 1 декабря 1934 г.”;

2). Предполагаемые (гипотетические). Например: “Александр Первый закончил свою жизнь под именем старца Федора Кузьмича в 1864 г.”;

3). Ложные. Например, “Первая мировая война началась в 1917 г.”

История не только фиксирует и передает исторические факты, но также оценивает, трактует их. И различные историки могут по-разному оценивать факты прошлого. Например, реформы Петра Первого западники превозносили, славянофилы считали бедствием для России.

Основные принципыисторической науки:

- историзм (любой исторический факт рассматривается в связи с обусловившими его факторами, в развитии);

- объективность;

- научность;

- целостность (исторический процесс, его отдельные этапы, исторические факты рассматриваются в системе, в целостности составляющих их элементов, взаимно обусловливающих и влияющих друг на друга).

 

Историятесно связана и сотрудничает с другими науками, предоставляя им свой материал и заимствуя их достижения для изучения своего предмета. Например, с философией, у которой она заимствовала данные о социальных, политических отношениях, до нее накопленные философией, ряд методов этой науки, с математикой, применяя математические методы в работе над изучением ряда письменных источников, с химией, определяя возраст останков древнейших людей, измеряемый миллионами, тысячами лет и т.д. Во многом на базе данных исторической науки, формировалась в XIX в. наука социология, политология; есть науки, выделившиеся в самостоятельные и изучающие более узкие, чем у истории, предметы. Это вспомогательные исторические дисциплины. К ним относятся:

- хронология, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов;

- археология, изучающая вещественные памятники древности;

- этнография – наука, изучающая реликтовые общества (культурно отсталые народы, сохранившие многие черты первобытной эпохи) путем непосредственного наблюдения;

- источниковедение, занимается изучением и разработкой общих приемов и методов работы с историческими источниками;

- палеография изучает древнее письмо;

- топонимика изучает географические названия;

- геральдика – наука о гербах;

- сфрагистика – наука о печатях;

- нумизматика изучает монеты, ордена, медали;

- историческая география, изучающая расселение людей в прошлом;

- метрология изучает употреблявшиеся в прошлом системы мер (объем, площадь, длина и т.д.) и весов;

- методика археологических разведок и др.

 

Историческое знание выполняет множество функций. Функциикакой-либо области знания (науки)  - это совокупность ролей, которые она играет в обществе. Функции исторической науки важны и многообразны. К ним относятся:

- формирование исторического сознания;

- образовательная (получение новых знаний); повышение и интеллекта, расширение кругозора;

- воспитательная. Осуществляется нравственное воспитание (на примерах высоконравственных и негативных поступков деятелей истории); патриотическое (например, при описании подвигов защитников Отечества); эстетическое (знакомство с памятниками художественной культуры); правовое (знакомство с Конституцией РФ);

- аксиологическая (оценочная). Знакомясь с каким-либо историческим фактом, человек выявляет его положительное, отрицательное влияние на общество;

- прогностическая. Зная факты прошлого, человек может предположить, какие последствия может вызвать совершающееся в настоящее время событие, сходное с подобным событием, имевшим место в истории;

- методологическая. Историческая наука дает для заимствования другими науками разработанные ею методы исследования, накопленный материал по изучению своего предмета (например, для хронологии);

- развивающая функция: развитие мыслительной деятельности, формирование и развитие навыков работы с документами, источниками, картой, схемой, умений аргументировать, отстаивать свою точку зрения и т.д.;

- ретроспективная предполагает восстановление картин жизни прошлого.

 

2. Методы и источники изучению истории.

 

Исторические источники- это все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной и духовной культуры, дающие возможность изучать прошлое человеческого общества. Количество исторических источников безгранично. Существуют различные классификации исторических источников, но любая из них условна, т. к. один и тот же источник может одновременно принадлежать к двум или нескольким группам (например, все письменные источники зафиксированы на материальном предмете). Здесь предлагается классификация, разделяющая их на 4 основные группы:

- вещественные исторические источники. К ним относятся: предметы материальной культуры прошлого и биологические останки (орудия труда, оружие, предметы быта, украшения, остатки жилищ, скелеты людей палеолита, кости животных, и др.);

- письменные (указы, договоры, переписка, отчеты управляющих, мемуары и т.д.);

- фонические (любые формы звукозаписи, произведения устного народного творчества);

- художественные (произведения художественной культуры).

 

Методы – это совокупность приемов и операций, с помощью которых данная наука изучает свой предмет. Их изучает методология истории(раздел исторической науки о методах познания, в 19 в она становится самостоятельной теоретической и учебной дисциплиной). Существую эмпирические и научные методы исследований, методы внешнего и внутреннего изучения, общелогические, социологические и т.д. Историческая наука при изучении своего предмета пользуется большим спектром методов. Назовем наиболее распространенные методы:

- наблюдение (человек, являясь участником исторических процессов, наблюдает их);

- описание (повествовательно-описательный метод) – рассказ об историческом факте в устной или письменной форме);

- хронологический метод предполагает изложение материала во временной последовательности;

- синхронный, предполагающий изучение одновременно происходивших событий (например, в разных государствах);

- диахронный, при котором исторический процесс подразделяется на периоды согласно выбранному критерию;

- классификация (распределение исторических фактов по группам в соответствии с какими-либо признаками);

- систематизация (приведение их в систему, например, отнесение исторических фактов к различным сферам деятельности общества, последовательное их изложении и т.д.);

- обобщение - переход на ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.д.) исторических фактов;

- экспликация – развертывание,   раскрытие, разъяснение понятий;

- сравнение, сопоставление, заключающееся в выявлении общих и особенных характеристик в ряде исторических фактов, эпох и т.д.;

- различные виды анализа. Анализ – разделение изучаемого объекта на составляющие его части и изучение их со всех сторон. Исторический анализ включает исследование условий зарождения явлений, тенденций их последующего развития, современного состояния и ожидаемых в будущем последствий их воздействия. При этом фиксируется не любое изменение в реальности, а лишь сущностное, ответственное за специфические связи и свойства;

- терминологический анализ предполагает исследование значения терминов в различные эпохи и в рамках регионов (применяемые термины неоднозначны, или, напротив, для обозначения одних и тех же явлений могут быть использованы различные термины);

- сравнительный анализ (сравнение каких-либо фактов, составляющих частей фактов);

- сравнительно-исторический метод (выявление общего и особенного в исторических событиях, эпохах, в цивилизациях, культурах народов, общественно-экономических формациях, государствах и т.д.); без применения этого метода не обходится ни одно научное исследование;

- метод измерения исторических явлений предусматривает в качестве конечного результата выражение в численных показателях свойств и признаков исторических явлений, которые представлены в содержании исторических источников в качественной, описательной форме. Это сложная по уровню анализа исследовательская процедура. Часто применяется при изучении массовых явлений;

- ретроспективный (восстановление, показ картин жизни общества в прошлом);

- ретромоделирование (историческая реконструкция) - воспроизведение свойств исторических объектов на искусственных образцах со сходными структурно-функциональными параметрами;

- актуализация – анализ перехода реальности из состояния возможного в действительное;

- биографический метод предполагает представление и изучение жизнеописаний исторических лиц, выявление причин действий, объяснение их характера, роли личности в истории и т.д.;

- методы других наук: философии (анализ, синтез и др.), математики (моделирование , например, социально-экономических процессов при изучении большого числа статистических данных; методы обработки данных исторических источников: структурно-динамический, матричный, факторный, регрессивный анализы, конгент-анализ, метод ранжировок), статистические, социологические и т.д.

 

3. Подходы к истории: формационный, цивилизационный.

 

Чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, принципы, позволяющие упорядочить накопленный исследователями материал.

Существует несколько методологий, подходов к изучению и объяснению исторического процесса. Концепция божественного провиденциализмаобъясняет его как целенаправленный, предопределенный волей Бога от момента создания до конца света; реальным людям в нем отводилась второстепенная роль. С позиций субъктивизма исторический процесс объяснялся действием великих людей (теория «героя и толпы»), расчеты и ошибки которых приводили к определенным событиям, совокупность и взаимосвязь которых и определяла его ход и итог. Существует этнический(например, труд Геродота),страноведческий подходы к изучению истории, рассматривающие исторический процесс как совокупность исторических фактов, имевших место в жизни различных этносов и стран; при этом страны и народы рассматриваются часто как самобытные, в большей или меньшей мере связанные с другими. В XIX в. сформировались два новых подхода, ставшие основными в исторической науке: цивилизационный и формационный.

При цивилизационном подходе исторический процесс рассматривается как история когда-либо существовавших на Земле цивилизаций и как путь общечеловеческой цивилизации, на разных этапах которого различные народы и государства опережали в своем развитии другие. Он начал складываться в XVIII в., в конце XIX-XX вв. стал господствующим в зарубежной исторической науке. Его наиболее яркие представители М. Вебер, А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер. Существует множество определений понятия «цивилизация». Например, О. Шпенглер понимал под ней высшую стадию развития культуры какого-либо, знаменующую собой разрушение этой культуры; Л. Морган – высокую степень развития общества. Но почти всегда под термином «цивилизация» понимается достаточно высокая степень развития культуры. Остановимся на предложенном А.Тойнби, наиболее глубоко  исследовавшем вопрос о цивилизациях.

Цивилизация –это типологическая единица человеческой истории, основу которой составляет общность и своеобразие материальной и духовной культуры, сложившаяся в определенное время на определенной территории. Она не повторяется во времени и пространстве. Она проходит определенные стадии своей жизни: формирование, развитие, расцвет, затухание, упадок, гибель. Она может пройти все стадии, а может остановиться на одной из них (например, цивилизация доколумбовой Америки.) Она живет в борьбе с природой и человеческим окружением, давая ответы на их вызовы.

Важным элементом цивилизационного единства является менталитет (ментальность)обществасистема мировосприятия, мировоззрения, фундаментальныхумственных установок, верований, автоматических реакций сознания.

Различные исследователи выделяют разное число цивилизаций, существовавших в мире. Так, Н.Я. Данилевский насчитывал 13 «самобытных цивилизаций», А. Тойнби, начиная исследование, выделял их более ста, в конечном итоге пришел к выводу, что их было шесть. В настоящее время распространенной является точка зрения, что существовали следующие: цивилизация Древнего Междуречья, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Античная, древняя цивилизация Америки, средневековой Европы, Нового времени, современные Западная и Восточная.

Выделяют два основные типа цивилизаций: западный и восточный. Для восточного характерными чертами являются: общество аграрного типа, традиционализм, устойчивость, тесная связь человека со своей социальной средой, большая роль религии, господство вертикальных связей в обществе, сословный строй, в государствах существовала монархическая форма правления, сильная центральная власть, политика государственного принуждения, религиозные и производственные корпорации (касты, секты, цехи, общины и др.). Движение к прогрессу виделось в духовно-нравственной, религиозной сфере. Восточный тип цивилизации в мировой истории представлен широко и разнообразно.

Основные черты цивилизаций западноготипа: рационализм, научно-технический прогресс, модернизация, общество индустриального типа, ослабление роли религии, быстрое восприятие новаций, наличие не только вертикальных, но и горизонтальных связей в обществе, демократии, отмена сословных привилегий, широкий спектр прав граждан, высоко развитая система образования, республиканская форма правления; на современном этапе - создание гражданского общества и правового государство. Путь вперед видится, в первую очередь, через развитие науки и техники. 

Черты цивилизации одного типа могут иметь место в другом, но они не будут господствующими, тип цивилизации определяется совокупностью характеристик.

Закономерны вопросы: существует ли единая общечеловеческая цивилизация? Живут ли первобытные общности в рамках цивилизации? Единства во взглядах на место в цивилизации первобытных коллективов нет. Одни исследователи считают, что понятия «первобытность» и «цивилизация» несовместимы, другие относят первобытные коллективы людей природными сообществами, составляющими самостоятельную цивилизацию. Идея единства человеческой цивилизации лежит в ряде вариантов цивилизационного подхода. Так, Л. Морган выделял три основные эпохи в жизни обществ: «дикость», «варварство», «цивилизация». Ю.В. Яковец показал, что общечеловеческая цивилизация существует и имеет циклы развития. Он выделил семь таких «циклов-цивилизаций»:

- неолитическая (7-4 тыс. до н. э.),

- восточно-рабовладелльческая (3-первая половина 1-го тыс. до н.э.),

- античная (VI в. до н. э. – VI в. н. э.);

- раннефеодальная (VII-XIII  вв.),

- прединдустриальная (XIV-XVIII вв.),

- индустриальная (60-90-е гг. XIX в. – 60-70-е гг. ХХ в.),

- постиндустриальная (начинается в 1980-х гг.).

История человечества при этом подходе выглядит в виде лестницы, по которой поднимается человек.

Последние два представленные варианта отрицают многолинейность развития в человеческом обществе, предлагая идею унифицированного развития.

В целом цивилизационный подход ориентирован на познание истории с учетом специфики регионов; исторический процесс представлен как многолинейный, многовариантный, при этом не отвергается целостность, единство человеческой истории.

 

Основоположник формационногоподхода немецкий мыслитель К. Маркс. В ХХ в. этот подход стал фактически единственным в советской исторической науке и господствующим в странах социализма. Он базируется на 4-х основных принципах:

- принцип единства человечества и единства исторического процесса;

- принцип исторической закономерности: в историческом процессе действуют устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения между людьми и результатами их деятельности;

- принцип детерминизма – признание существования причинно-следственных связей и зависимостей; при этом главным явлением в историческом процессе признается способ производства материальных благ;

- принцип прогресса: общество движется вперед, поднимаясь на все более высокие ступени.

Ключевое место занимает учение об общественно-экономических формациях.

Общественно-экономическая формация –это ступень в развитии общества, основу которой составляет способ производства материальных благ, оказывающий определяющее влияние на все другие сферы жизнедеятельности общества (политическую, культурную и т.д.).

Всего выделяют пять таких формаций и соответствующих им пять способов производства, четко называя их  черты:

- первобытнообщинная общественно-экономическая формация, ей соответствует первобытнообщинный способ производства. Для нее характерны: общественная собственность на средства производства, равенство (имущественное, социальное, правовое) всех членов общества, крайне низкая производительность труда, участие в трудовом процессе всех членов общества, равное распределение продуктов труда;

- рабовладельческая формация и, соответственно, рабовладельческий способ производства. Характеризуется появлением частной собственности на основные средства производства (орудия труда и предмет труда), образованием государства, неравенством между людьми, разделением общества на классы (большие социальные группы, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного продукта, которой они располагают) рабовладельцев, рабов, крестьян; эксплуатация человека человеком (присвоение созданного трудом других людей), рост производительности труда (по сравнению с предшествующей формацией);

- феодальная формация и феодальный способ производства. Характерно: разделение общества классы феодалов и крестьян, эксплуатация крестьян феодалами, принадлежность основного средства производства – земли – феодалам, сословный строй, наличие у феодалов привилегий (монопольная собственность на землю, крестьян и др.) неэкономическая (личная) зависимость крестьян от феодалов, рутинная техника, низкий уровень производительности труда, господство натурального хозяйства, классовая борьба крестьян против феодалов;

- капиталистическая формация и капиталистический способ производства. Для нее свойственно: эксплуатация капиталом наемного труда, деление общества на классы капиталистов (буржуазии) и наемных рабочих, появление пролетариата (рабочие, полностью лишенные средства производства), высокая производительность труда, научно-технический прогресс; распространение республиканской формы правления и др.;

- коммунистическая формация, которая имеет две фазы: социализм и коммунизм. Социализм – этап построения собственно коммунизма. Его главный принцип: «от каждого - по способностям, каждому – по труду». При социализме формируется материально-техническая база коммунизма, воспитывается человек коммунистического будущего, постепенное стираются грани между городом и деревней, между умственным трудом и физическим и т. д. Однако еще сохраняются некоторые черты прежних формаций: государство, классовое деление, денежное обращение и другие. Коммунизм предполагает общественную собственность на средства производства, участие в производственном процессе всех представителей общества, высокий уровень производительности труда, изобилие материальных благ, осуществление принципа «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», стирание государственных границ, национальных различий и т.д.

Смена общественно-экономических формаций происходит либо эволюционным путем (например, при формировании рабовладельческого строя), либо путем революции. Главной движущей силой исторического процесса признается классовая борьба классов-антагонистов (т. е. классов с противоположными интересами, примирение которых без борьбы невозможно).

Марксистский (формационный) подход предлагает однолинейный путь человечества от первобытного равенства через «несправедливые» общественно-экономические формации к коммунизму. Сами его сторонники подчеркивали, что общество развивается не «по прямой» линии, а «по спирали», когда в последующие формации берут ряд характеристик предшествующих. Например, для коммунизма характерно равенство людей (оно же присуще первобытности), высокая производительность труда (берет начало при капитализме), трем центральных формациям присуще классовое деление, государственная организация общества и т.д. Другой важный недостаток формационного подхода в том, что есть общества, которые не вписываются в четкие рамки ни одной из предложенных формаций (например, Древний Китай, что признавал и сам К. Маркс). Марксистами признавалось, что ряд народов может прийти к коммунизму, минуя ряд формаций (например, племена северной части России). Этот подход содержит элементы провиденциализма и утопизма, абсолютизирует классовую борьбу как движущую силу истории. Сильной стороной этого подхода к историческому процессу является, в первую очередь, четкая характеристика каждой их формаций, правильность которой нельзя не признать.

В настоящее время от формационного подхода к истории абсолютное большинство исследователей отказалось, господствующим является подход цивилизационный, в то же время набирает силу этнический.

 

4. Отечественная историография в прошлом и настоящем.

 

Историография(с греч. «описание истории») – наука, изучающая становление и развитие донаучных форм исторического знания и исторической науки. До XIX в. этот термин имел в России то же значение, что и «история». В настоящее время он употребляется и для обозначения истории исторического пути науки, совокупность исследований по какой-либо эпохе (например, средневековой Европы), по теме (например, историография истории аграрной реформы 1861 года) или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в социальном и национальном отношении (например, марксистская, французская историография). Историография как наука сформировалась в XIX в., когда профессионалы-историки заинтересовались вопросами о том, что именно в разных эпохах интересовало историков прошлого, почему менялся интерес, есть ли законы развития исторической науки, в чем состоит «ремесло» историка и т.д.      

Предпосылки возникновения историографии как науки:

- значительные достижения в области теории и методологии исторических исследований, прежде всего о предмете историографии, отличающем ее от других наук,

- формирование центров разработки историко-научных проблем,

- появление профессионалов, занимающихся изучением прошлого своей науки,

- формирование особой научной лексики.

 

Задачи историографии:

- исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников, расширение круга исторических памятников, доступных исследователям;

- изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ (под исторической концепцией понимается система взглядов историка или группы историков на весь ход исторического процесса и на его отдельные проблемы);

- анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке и выявление закономерностей их смены и борьбы;

- изучение процесса изменения и совершенствования методов источниковедческого анализа;

- анализ закономерностей изменения проблематики исследований, выяснение факторов и направлений этого процесса;

- изучение развития исторических научных учреждений и системы подготовки кадров для исторической науки, всей системы исторического образования;

- анализ процесса эволюции средств научной информации и распространения исторических знаний, из воздействия на общественное сознание, состояния и деятельности органов научной и научно-популярной периодической печати;

- исследование международных связей отечественной науки, воздействия зарубежной научной мысли на российских ученых;

- изучение условий развития исторической науки и политики государства в области исторической науки и образования.

 

Принципы историографии:

- принцип целостности в познании, он ориентирует на необходимость изучения каждого периода или направления в истории исторической науки как к системе взаимосвязанных элементов исторического знания и их изменения;

- принцип ценностного подхода; при изучении процесса развития исторической науки особенно важно выделять те идеи и положения, которые имеют значение для современного ее этапа;

- принцип историзма, согласно которому любое (концепция ученого, развития направления и т.д.) должно рассматриваться в развитии и с обусловившими его факторами.

 

Основные методы историографии:

- сравнительно-исторический, позволяющий выявить общие, особенные черты концепций и т.д., их самобытность и степень заимствований;

- хронологический;

- проблемно-хронологический. Он позволяет расчленить тему на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности;

- метод периодизации, который направлен на выделение этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений, выявление новых элементов ее структуре;

- метод ретроспективного (возвратного) анализа, позволяющий изучать процесс движения исторической мысли от современности к прошлому с целью выявления элементов старого, сохранившегося в наши дни знания, проверить выводы прежних исследований данными современной науки;

- метод перспективного анализа, определяющий перспективные направления, темы, проблемы будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при знании закономерностей развития историографии.

 

Знание историографии дополняет знания об истории общественно-политической мысли, расширяет представления о закономерностях научного познания, систематизирует знания об историческом процессе, позволяет понять его неоднозначность, расширяет знания об истории своей страны.

 

В нашей стране до 11 века историческое знание существовало в легендарной форме. События фиксировались в сказаниях, легендах, песнях и т.д. К настоящему времени абсолютное большинство известных нам произведений русского устного народного творчества зафиксировано в письменном виде.

Летописание началось на Руси в 70-х-90-х гг. XI в. и по XVI век включительно было господствующей формой исторического труда. Летописи составлялись главным образом в церковной организации и велись священниками. Известные нам летописи начинают изложение не с современного автору момента, а переписывают данные более ранних летописных сводов; часто включают в себя другие исторические произведения (например, «Слово о том, как крестился Владимир, взяв Корсунь», «Поучение Владимира Мономаха», жития святых, легенды и т.д.). События объяснялись волей Бога, подчеркивалась важность принятия христианства. Первоначально летописание велось централизованно: в столице.

Самую древнюю русскую летопись называют «Первая русская летопись». Она до нас не дошла, известно о ней по ссылкам более поздних летописцев. Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором», датируемая 1113 году. В 1116 г. и в 1118 г. она редактировалась и до нас дошли ее редакции и не в оригинале, а в Лаврентьевском (14-го века) и Ипатьевском (12 век) списках. «Повесть временных лет» замышлялась как исторический труд. Автор видит свою задачу в ответе на вопросы о происхождении восточных славян, о происхождении княжеской династии и государства, христианства. Даются две версии начала Руси: миграция славян с Дуная и миграция по Волго-балтийскому пути; относит славян к числу культурных народов; Нестор признает княжеское достоинство Кия, говорит о высоком происхождении династии Рюрика, утверждает, государство образовалось по воле князя. Из «Повести…» известно о расселении восточно-славянских племен и др.; в ней спрессованы те идеологические и политические факты, которые многие столетия питали этническое и политическое сознание Руси. В дальнейшем она редактировалась, переписывалась, ее данные легли в основу множества летописных сводов. «Повесть временных лет» остается главным трудом о первых веках русской истории.

По истории Руси IX-XII вв. основными являются названные выше, а также Радзивиловская и Новгородская Первая летопись, тоже являющиеся редакциями списков «Повести временных лет», дополненными новыми событиями.

Для летописания периода феодальной раздробленности Руси (XII-XIII вв.), кроме вышеназванных черт, характерно следующее:

- летописи составлялись во всех центрах крупных княжеств (Ростове, Владимире, Галиче и т.д.) и часто даже в мелких княжествах;

- владимиро-суздальское летописание неуклонно стремилось стать общерусским;

- в ряде крупных городов (Чернигове, Галиче, Новгороде, Владимире) свои летописи ведут не только монастыри, но и отдельные церкви, князья, вече и даже семьи;

- имеет место тенденциозность изложения событий: описание их по воле «заказчика»;

- в основу крупных (официальных) монастырских сводов ложатся данные летописей прежних времен и дополняются новыми событиями;

- большинство летописей составлялось несколькими летописцами, авторство, как правило, не указывалось; 

- излагая новые события, авторы говорят о жизни именно своего княжества (или земли), почти не касаясь современн<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.