Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семейная психотерапия



 

ЛЕНИНГРАД «МЕДИЦИНА» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 1990

 

ББК 56.1 ЭЗО

УДК 615.851

Рецензенты:

д-р мед. наук, проф., зам. директора по научной работе Ленингралского научно-исследовательского психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева А. Е. Личко; д-р мед. наук, проф.. начальник кафедры психиатрии ВМедА им. С. М. Кирова В. К. Смирно в.

Эйдемиллер Э. Г., Юстищкий В. В.

ЭЗО  Семейная психотерапия.— Л.: Медицина, 1989 — 192 с: ил.--ISBN 5—225—01588-3.

В книге отражено современное состояние семейной психотерапии. Продсыши'иы клинические, социальные, социально-психологические и психологические оспины семенной психотерапии. Освещены, различные методы диагностики семейных нарушений и пути их коррекции. Описаны основные области применения семейной психотерапии, в частно­сти супружеские взаимоотношения, нарушения воспитательной функции семьи, сексу­альная дисгармония супругов.

Для психотерапевтов, психиатров, невропатологов, врачей других специальностей, а также медицинских психологов.

4108110000—146 Э 039(00-90 137~89                                                                                     ББК ИЛ

ISBN 5—225—01588—3                                © Издательство «Медицина», Москва, 1990 г.

ПРЕД ИСЛОВИК

Отражением развития и все большей интеграции психотерапии в медицине и здравоохранении является выход в свет книги известных специалисток в данной области — врача и психолога Э. Г. Эйдемил-jwpa и В. В. Юстицкого — «Семейная психотерапия».

В нашей ли Герату ре — это первый подытоженный в отдельной монографии опыт многолетних исследований методов, процесса и ме­ханизмов лечебного действия семейной психотерапии при нервно-психически v заболеваниях.

Основная цель книги — не ознакомление читателя с многочис­ленными популярными в зарубежной психотерапевтической литерату­ре концепциями и методами семейной психотерапии, а предложение новых методологических подходов, последовательно рассматриваю­щих семью как многоуровневую и многофункциональную систему. Подробно освещаются наиболее значимые понятия этой системы: коммуникативные процессы, ролевое взаимодействие, эмпатические карамерисгики членов семьи, их поведение в ситуациях кризиса и болезни, основные подсистемы семьи, их границы, и др.

В книге убедительно показано, что в случаях, когда кто-либо из членов семьи страдает нервно-психическим заболеванием, наруша­ется целостное функционирование семьи и начинают формироваться групповые механизмы психологической защиты, часто носящие пато­логический характер.

Наиболее ценно в монографии освещение базирующихся на ори­гинальных теоретических подходах методов семейной психотерапии при наиболее часто встречающихся нервно-психических заболева­ниях: неврозах, психосоматических расстройствах, алкоголизме, пси-хопашях и ситуативных нарушениях поведения на фоне акцентуаций характера в подростковом возрасте, шизофрении. В приводимых клинических примерах, ярко иллюстрирующих теоретико-методо­логические позиции авторов, описываются стратегия и тактика семейного психотерапевта в отдельных случаях.

Монография Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого вносит вклад в разработку теории и практики семейной психотерапии и в целом личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, су­щественно расширяет арсенал методов семейной диагностики и пси­хотерапии для решения лечебных, психопрофилактических и психо­гигиенических зшк1Ч.

С учетом усиливающегося интереса в нашей стране к вопросам семейной медицины, появления в институтах усовершенствования врачей циклов «семейного врача», книга представит интерес не толь­ко дл.ч семейных психотерапевтов-профессионалов, но и для врачей других специальностей, а также для психологов и социологов, при­нимающих участие и разработке этой чрезвычайно важной интер­дисциплинарной области современной медицины.

РцкшшОигыь опыления ш'щюпов и психотерапии Ленинградского научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, заведую­щий кафедрой психотерапии Ленинградского государственного инеппути усовершенствования врачей им. С. М. Кирова, проф. Я. Л "КАГ'ВАСАРСКИИ.

ВВЕДЕНИЕ

 психотерапия является областью психотерапии, ох­ватывающей изучение семьи и воздействие на нее с целью профилак­тики, лечения заболеваний, а также последующей социально-трудо­вой реабилитации. Методы семейной психотерапии применяются прежде всего гири непсихотических психогенных нарушениях (невро­зах, острых аффективных и суицидальных реакциях, ситуативно обус­ловленных патологических нарушениях поведения), при алкоголиз­ме, наркоманиях, психопатиях, психозах и психосоматических за­болеваниях.

Будучи областью психотерапии, т. е. системы «лечебного воздей­ствия на психику и через психику на организм больного» [Карвасар-ский Б. Д., 1985], семейная психотерапия включает описание мето­дов, показания и противопоказания к их использованию, изучает ус­ловия их применения при лечении различных заболеваний, оценку эффективности, вопросы подготовки психотерапевтов. Однако на­ряду с этим в семейную психотерапию входит ряд дополнительных аспектов, не рассматриваемых другими отраслями психотерапии,—■ это функционирование семьи в норме, виды семейных нарушений, их профилактика, влияние на психическое и соматическое здоровье ее членов, диагностика нарушений жизнедеятельности семьи. В семей­ную психотерапию входят* все разделы, которые составляют любую отрасль медицины: норма, патология, диагностика, методы лече­ния и т. д. Эти особенности семейной психотерапии побуждают не­которых авторов считать ее областью не психотерапии, а психиатрии в целом и говорить о «семейной психиатрии» ГСемичов С. Б., 1978-Howells J., 1975].

Семейная психотерапия включает вопросы медицинского (про­филактического, лечебного, реабилитационного) воздействия на се­мейные отношения. Это необходимо подчеркнуть в связи с тем, что семейная психотерапия является лишь одним из существующих в на­стоящее время видов воздействия на семью. Наряду с семейной пси­хотерапией как сферой деятельности врача и медицинского психоло­га, существуют воздействия педагогические, юридические, экономи­ческие. Различия между ними определяются прежде всего их целями. Так, педагогическое воздействие направлено на помощь семье в реше­нии воспитательных и образовательных проблем [Азаров Ю. П., 1976^ Гребенников И. В., 1976; Низова А. М., 1982] Не ставит перед собой медицинских целей и психологическая консультация, оказыва­ющая помощь супругам в нормализации семейных отношений.

Следует указать, что в научной литературе, посвященной семье и воздействию на нее, семейной психотерапией порой называют также и психологическую работу с семьей, не ставящую перед собой меди­цинских целей. Так, ряд исследователей говорят о «неврачебной пси­хотерапии» [Бодалев А. А. и др., 1981]. Такое применение термина

«психотерапия^ вызывает, однако, некоторые сомнения. Характер работы с семьей, который при этом имеется в виду (консультирова­ние проблемных семей, неспособных самостоятельно справиться с организацией взаимоотношений, но ищущих выхода из создавшегося положения),-не является терапией (лечением) в точном смысле этого слова.

Возникновение семейной психотерапии относят к 50-м годам нашего столетия и обычно связывают с. работами одного из ее пионе­ров N. Ackerman (1958). В своей книге «Психоди'намика семейной жизни» автор указал на необходимость исследования семьи при изу­чении ряда психических заболеваний, предложил методы диагнос­тики семьи и воздействия на нее в медицинских целях. В плане воз­никновения семейной психотерапии хотелось бы обратить внимание на другую работу, которая вышла на год раньше книги N. Ackerrnan и называлась «Семейная психотерапия» [Midelfort A., 1957]. Сле­дует согласиться с Ph. Barker (1981), что семейная психотерапия возникла практически одновременно в нескольких местах.

В то же время круг идей, которые легли в основу семейной психо­терапии, сформировался гораздо раньше. Как показали исследования лечебного воздействия на семью, таковые имели место еще в XIX в. [Шерешевский А. М., 1978; Trenkcmarm U., 1980].

Важную роль в изменении точки зрения психиатров на семью сыграла практика призрения психически больных в семьях. Она получила широкое распространение как в России, так и в других евро­пейских странах. Вследствие недостатка мест в лечебных заведениях часть больных за определенную плату передавались под опеку семей, живущих преимущественно в районе местонахождения больницы. Вопреки опасениям, в результате такой опеки нередко отмечалось улучшение состояния психически больного. Как показал в своей рабо­те U. Trenckrnann, еще в XIX в. ряд клинических явлений вплотную подводил психиатрическую мысль того времени к необходимости изу­чения семьи пациента и оказания воздействия на нее. К числу этих явлений относилось folie a deux — «моральное помешательство» (по G. Prichard), при котором связь нарушений в личности пациента и семьи «бросается в глаза» [Trenckmann U,, 1980].

С начала XX в. в психиатрии постоянно нарастает интерес к роли семейных факторов в этиологии психических заболеваний. Психоана­лиз поставил семейные отношения пациента с родителями в центр рассмотрения. В особенностях этих взаимоотношений в раннем дет­стве пытались найти ответ на вопрос о причинах ряда психических заболеваний. В то же время классический психоанализ склонен был рассматривать нынешние семейные отношения пациента лишь как пассивное отражение отношений в раннем детстве. В соответствии с этим существующие в данный момент семейные отношения (на­пример, между супругами) рассматривались как отправной пункт для работы по их интерпретации. Сама психотерапевтическая про­цедура, применявшаяся психоаналитиками, была ориентирована исключительно на больного. Влияние же его семьи рассматривалось как конкурирующее и мешающее.

На протяжении первой половины XX в. интерес к семье и разра­боткам своих методов лечебного воздействия на нее возникал у психи­атров самых различных направлений. Представители любого психо­логического или психиатрического учения, доминировавшего в это время, с неизбежностью выходили на семейные проблемы, предлагая

свою интерпретацию этих проблем в рамках своих теорий и, соответ­ственно, пути их решения. Так, теория поля К. Lewin получила свое развитие в семейно-психотерапевтических концепциях одного из ее видных представителей — О. Bach (1954, 1957). Появление «ориенти­рованной на клиента» психотерапии С. Rogers привело к соответству­ющей теории семейной психотерапии [Rogers С, 1972]. Точно так же развитие учения об условных рефлексах и основывающейся на нем поведенческой психотерапии способствовало формированию поведен­ческой семейной психотерапии, в частности, в работах R. Weiss, Н. Hopps, G. Patterson (1973), R. Stuart (1980), R. Libermann, E. Wheelerodevisser (1980). Точно так же исследования процессов межличностной коммуникации дали толчок возникновению коммуни­кативного анализа семьи К. Watzlawick, J. Beavin, D, Jackson (1974). Теория интеракции способствовала становлению сыгравшей немалую роль в истории семейной психотерапии концепции «двойной связи» J. Bateson, J. Haley (1963).

В настоящее время существуют многочисленные школы семейной психотерапии — динамические, коммуникативные, поведенческие и другие, — различающиеся теоретической ориентацией, трактовкой семьи и ее участия в этиологии психических и соматических заболева­ний* и применяемыми методами. Накоплен значительный практиче­ский опыт работы с семьей пациента, проведены исследования эф­фективности как семейной психотерапии в целом, так и отдельных ее методов.

Библиография работ, посвященных проблемам семейной психо­терапии, уже весьма обширна; выходят журналы по семейной психо­терапии — это «Международный журнал семейной психиатрии», «Семейная психотерапия», «Международный журнал семейной те­рапии», «Журнал супружеской и семейной терапии», «Семейная те­рапия» и др.

Семейная психотерапия оказалась весьма эффективным методом психологической коррекции нервно-психических расстройств. Наибо­лее полный обзор работ по эффективности различных методов психо­терапии (в том числе семейной) представлен A. Gurman и D. Kniskern (1978). Ими были рассмотрены результаты 31 исследования эффек­тивности психотерапии, в которых были сопоставлены цели лечения и методы определения его эффективности. Семейная психотерапия превосходила по результативности как индивидуальную, так и груп­повую, особенно первую [Schechter M., Lief H., 1980].

В отечественной науке начало развития семейной психотерапии связано прежде всего с работами В. К. Мягер (1973, 1976), Т. М. Ми­шиной (1974), В. М. Воловика (1973, 1975), Э. Г. Эйдемиллера (1973). В 1978 г. в Ленинграде вышел первый сборник научных работ, посвященных семейной психотерапии. В нем представлены статьи, отразившие исследования 30 советских ученых, проведенные в 70-е годы.

Интенсивное и широкое развитие семейной психотерапии в на­шей стране определяется рядом обстоятельств:

1. Это большой социальный авторитет семьи, огромное значение, придаваемое ее укреплению. Показательно в этом отношении значи­тельное внимание, уделенное семье в новой редакции Программы КПСС, принятой на XXVII съезде.

2. Богатые традиции признания роли семьи в отечественной пси­хиатрии. В работах В. М. Бехтерева, П. Б. Ганнушкина, В. Н. Мяси-

щева, Г. Е. Сухаревой и других отечественных психиатров большое внимание уделялось изучению семьи пациента и воздействию на нее.

Развитие семейной психотерапии происходит в тесном взаимо­действии с другими отраслями психотерапии, прежде всего индиви­дуальной н групповой, что вполне закономерно. Сходны цели указан­ных отраслей психотерапии — лечение, профилактика, реабилитация. Во многом сходны области психологии и психиатрии, на которые они опираются. В частности, в развитии отечественной психотерапии, как групповой и индивидуальной, так и семейной,значительную роль играют концепция деятельности [Леонтьев А. Н., 1983], психологи­ческая теория групп [Петровский А. В., 1986], теория восприятия человека человеком [Бодалев А. А., 1965, 1983]. Какова взаимосвязь семейной психотерапии с другими видами помощи семье (педагоги­ческой, консультационно-психологической и др.)?

Организационная взаимосвязь семейной психотерапии с другими видами помощи семье. В последние десятилетия в нашей стране происходит интенсивное развитие службы семьи; возникает широкий круг учреждений, организаций самого различного профиля, ставящих своей целью содействие семье, помощь в преодолении ее трудностей [Обозова А. Н., 1984; Копьев А. Ф., 1986]. К настоящему времени сформировалось значительное число всевозможных видов помощи семье. Это семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования (семейные универ­ситеты, факультеты, лектории), сексологические, педиатрические, педагогические кабинеты. Чрезвычайно разнообразна их деятель­ность: помощь в создании семьи (службы знакомств для одиноких) и ее укреплении (консультации для конфликтующих и разводящихся супругов); в воспитании детей (консультации и центры для родите­лей); семейная профилактика (консультирование и просвещение молодоженов, проблемных семей), семейная психологическая по­мощь неблагополучным семьям, консультирование по вопросам рож­дения детей и лечения бесплодного брака и др. Осуществляется про­цесс поиска взаимосвязи и путей взаимодействия между всеми этими многочисленными формами. На помощь семье приходят специалисты различных профилей: сексологи, юристы, психологи, психиатры, педа­гоги. Организация и координация деятельности учреждений службы семьи осложняется тем, что они относятся к разным ведомствам [Обозова А. Н., 1984]. Ряд их относится к Министерству здравоохра­нения, другие — развиваются в системе Министерства бытового об­служивания (например, фирма «Невские зори» в Ленинграде, «Свя­то» в Киеве). Часть консультаций — в ведении исполкомов город­ских Советов народных депутатов. Некоторые формы работы осуще­ствляют Дома культуры ВЦСПС, общество «Знание», загсы, дома отдыха, санатории и курорты.

В связи с этим одна из наиболее насущных проблем дальнейшего развития службы семьи - - это разработка единой ее системы, обес­печивающей правильное распределение функций и взаимодействие между отдельными ее составными частями. С точки зрения семейной психотерапии, создание такой системы позволило бы уточнить место данной области психотерапии в ряду многообразных других видов помощи семье.

В то же время перед семейной психотерапией стоит ряд сложных проблем. Нет работ, посвященных общим вопросам семейной психо­терапии, возникающим при ее применении в системе лечения различ-

ных нервно-психических расстройств. Все публикации по семейной психотерапии посвящены применению ее при отдельных видах и формах нервно-психических и соматических расстройств. Психо­терапевтическая коррекция суицидов и реабилитация больных алко­голизмом, сексуальных нарушений и восстановительное лечение постинсультных больных, поздние психозы и невроз единственного ребенка — лишь некоторые примеры использования семейной психо­терапии. Все больше ощущается необходимость в изучении общих закономерностей участия семьи в возникновении и протекании нерв­но-психических и соматических заболеваний. В этиологии самых разных расстройств играют роль одни и те же дисфункциональные нарушения в жизнедеятельности семьи (нарушения семейной ком­муникации, системы ролей, механизмов семейной интеграции и т. п.). Сходны психодиагностические методы, необходимые для выявления этих нарушений и установления их роли в патологии. Сходны в суще­ственных чертах и методы работы с семьей.

Возникла потребность в работе, которая рассмотрела бы основ­ные виды нарушений жизнедеятельности семьи и пути их влияния на этиопатогенез нервно-психических расстройств, методы выявления и коррекции этих нарушений. В предлагаемой вниманию читателя монографии авторы пытаются в какой-то мере решить эту задачу. В основу работы легли результаты исследований семьи и семейной психотерапии при весьма широком круге нервно-психических и психо­соматических заболеваний. Изучены 283 семьи, проходившие семей­ную психотерапию в 1972—1987 гг. в отделениях подростковой психи­атрии, неврозов и психотерапии Ленинградского научно-исследо­вательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева и на кафедре психотерапии Ленинградского государственного ин­ститута усовершенствования врачей им. С. М. Кирова. Семейная психотерапия осуществлялась при различных формах неврозов и реактивных состояний, при алкоголизме, вялотекущей шизофрении, психопатиях и психопатоподобных состояниях. Столь широкое изучение нервно-психических расстройств в их взаимосвязи с на­рушениями семьи позволило установить некоторые общие законо­мерности. Именно этим закономерностям уделено основное внима­ние в предлагаемой работе.

ГЛАВА I

СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

СОВРЕМЕННАЯ СШЬЯ

И НАРУШЕНИЯ

ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

«Семья — ячейка (малая социаль­ная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отноше­ниях между мужем и женой, роди­телями и детьми, братьями и сестра­ми, и другими родственниками, живу­щими вместе и ведущими общее хо­зяйство» [Соловьев Н. Я., 1977]. Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и все­го общества. Значение семьи иллю­стрируется хотя бы тем фактом, что подавляющее число людей живет в семье. По данным переписи населе­ния 1979 г., 88,4 % всего населения живут в семьях.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, струк­тура и динамика.

Функции семьи. Сфера жизне­деятельности семьи, непосредствен­но связанная с удовлетворением оп­ределенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. .«Функ­ций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторя­ющейся форме она удовлетворяет» [Соловьев Н. Я., 1977]. Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для об­щества в целом. Охарактеризуем личностное и общественное значе­ние важнейших функций семьи в нашем обществе.

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивиду­альных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их

воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе вы­полнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготов­ку новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содей­ствует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функ­ции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потреб­ностей в симпатии, уважении, приз­нании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональ­ную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потреб­ностей в совместном проведении до­суга, взаимном духовном обогаще­нии; играет значительную роль в ду­ховном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различ­ных обстоятельств (возраст, забо­левание и т. п.) не обладает в доста­точной степени способностью само­стоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функ­ция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важ­но, что семья при этом осуществляет

регулирование сексуально-эротиче­ского поведения членов семьи, обес­печивая биологическое воспроиз­водство общества.

С течением времени происходят из­менения в функциях семьи: одни ут­рачиваются, другие изменяются в со­ответствии с новыми социальными условиями. Современная семья в на­шем обществе уже не выполняет та­кой функции, как приумножение и пе­редача по наследству частной соб­ственности. Качественно изменилась и функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпи­мости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супруже­ским изменам и т. п.). Развод пере­стал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.

В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (куль­турного) общения, сексуально-эроти­ческая, воспитательная. Брак все бо­лее рассматривается как союз, осно­ванный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятель­ности, которые затрудняют или пре­пятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать наруше­ниям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ни­ми, определенные условия жизни семьи. Например, причиной наруше­ний воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у роди­телей соответствующих знаний и на­выков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопро­сам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затруд­няющее воспитание, и др.).

Структура семьи. Она включает число и состав семьи, а также сово­купность взаимоотношений между ее членами. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на во­прос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осущест-

вляет руководство и кто — исполне­ние, как распределены между члена­ми семьи права и обязанности. С точ­ки зрения структуры семьи, можно выделить такие семьи, где руковод­ство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управ­лении семьей всех ее членов. В пер­вом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором — о демократической. Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены основ­ные обязанности: большинство обязанностей сосредоточено в руках одного члена семьи или обязанности распределены равномерно.

Наиболее распространенная струк­тура семьи в нашем обществе — это семья, включающая взрослых ее чле­нов (мужа и жену, а также нередко кого-то из их родителей) и детей. Для семьи у нас наиболее типична ориен­тация на одного-двух детей [Белова В. А., 1975].

Семья чаше ориентирована на рав­ноправное распределение обязанно­стей, а также равное участие в реше­нии всех семейных проблем. В ходе социологических опросов на предпо­чтительность такой структуры взаи­моотношений указывает большая часть опрошенных [Мацков-ский М. С, Гурко Т. А., 1986].

Нарушение структуры семьи — это такие особенности структуры, кото­рые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. На­пример, неравномерность распре­деления хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супру­гами выступает в качестве наруше­ния структуры взаимоотношений, поскольку препятствует удовлетворе­нию ряда потребностей того супруга, на которого ложится основная на­грузка: в восстановлении физиче­ских сил, удовлетворении духовных (культурных) потребностей. По той же самой причине нарушением структуры отношений в семье следу­ет признать семейный конфликт,

препятствующий выполнению семьей различных ее функций.

Динамика семьи. Как функции, так и структура, а также вероятность различного рода их нарушений зна­чительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют различные системы вы­деления основных этапов жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», предложенная Е. Duvall (1957), где в качестве основного признака разграничения стадий ис­пользовался факт наличия или отсут­ствия детей в семье и их возраст. Позднее появились периодизации, предложенные W. Gove (1973) и A. Barcai. В нашей стране наиболь­шую "известность получила перио­дизация Э. К. Васильевой (1975). Она выделяет 5 стадий жизненного цикла: I — зарождение семьи с мо­мента заключения брака до рожде­ния первого ребенка; II — рождение и воспитание детей. Эта стадия окан­чивается с началом трудовой дятель-ности хотя бы одного ребенка; III — окончание выполнения семьей воспи­тательной функции. Включает период с начала трудовой деятельности ре­бенка до момента, когда на попече­нии родителей не останется ни одного из детей; IV — дети живут с родите­лями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V— супруги жи­вут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Применимость этой популярной периодизации для целей психологического исследова­ния подвергалась сомнению [Алё­шина Ю. Е., 1987]. Представляется искусственным разделение II и III стадий. Начало трудовой дятельно-сти первого ребенка не вносит каче­ственного изменения в жизнедеятель­ность семьи: сохраняются воспита­тельная функция, а также совокуп­ность отношений, связанных с соци­альным контролем над детьми, удов­летворение их эмоциональных и дру­гих потребностей. Иное дело — вы­ход последнего ребенка па работу. В соответствии с существующими в большинстве семей представле-

ниями начало трудовой деятельности означает вступление индивида в роль взрослого человека и, следовательно, полную самостоятельность.

Рассмотрим особенности функцио­нирования семьи на важнейших эта­пах ее развития.

Зарождение семьи. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшие среди них — это проблемы психоло­гической адаптации супругов к усло­виям семейной жизни в целом и пси­хологическим особенностям друг дру­га. В этот период завершается (в слу­чае, если имели место добрачные от­ношения) или осуществляется взаим­ная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной ста­дии развития семьи, как правило, прилагаются для «первоначального семейного обзаведения» [Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972]. Речь идет о решении проблемы жилища и при­обретении совместного имущества. Наконец, именно на данном этапе развития семьи складываются отно­шения с родственниками, особенно если молодая семья, как это чаще всего бывает, вначале не имеет соб­ственного жилища.

Сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отно­шений, сближения привычек, пред­ставлений, ценностей супругов и дру­гих членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и на­пряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей — количество и при­чины разводов. «Немалая часть мо­лодых семей распадается в самом начале совместной супружеской жиз­ни. Основные причины распада таких браков — неподготовленность к су­пружеской жизни, неудовлетвори­тельные бытовые условия, отсутствие жилой площади после свадьбы, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супру­гов» [Дичюс П., 1985].

Семья с детьми, не начавшими тру­довую деятельность. За начальной стадией семейной жизни в обычных условиях следует основной, цен-

тральный, этап жизненного цикла — сложившаяся зрелая семья, включа­ющая в свой состав несовершенно­летних детей. В жизни семьи это вре­мя наибольшей хозяйственно-быто­вой активности. У женщин, матерей несовершеннолетних детей, на веде­ние домашнего хозяйства приходится значительная часть внерабочего вре­мени. Мужчины в таких семьях уде­ляют домашнему труду в среднем 1,5—2 ч в день [Груздева Е. В., Чер-тихина Э. С, 1983; Кличюс А. И., 1987]. Одновременно с длительно­стью нарастают напряженность до­машнего труда, трудности совмеще­ния домашних обязанностей с трудо­вой деятельностью. На данном этапе значительно преобразуются функции духовного (культурного) общения и эмоциональная Перед супругами возникает нелегкая задача — сохра­нить духовную и эмоциональную об­щность в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формирова­лась. Формировались эти взаимоот­ношения, как правило, в сфере до­суга, развлечения, что играло не­маловажную роль на первой стадии развития семьи. В условиях за­груженности обоих супругов домаш­ними и трудовыми обязанностями духовная и эмоциональная общность в гораздо большей мере проявляется в стремлении помочь друг другу, взаимном сочувствии и эмоциональ­ной поддержке. Особо значима на этом этапе воспитательная функция. Обеспечение физического и духов­ного развития детей ощущается чле­нами семьи как наиболее важная задача на данном этапе. Не случай­но прохождение детьми основных периодов развития ряд исследова­телей используют в качестве основ для более подробного разделения данного этапа: семья с детьми в пер­вые годы их жизни, период пребыва­ния в детском саду, семья школь­ника и т. д. [Barcai A., 1981]. Каж­дый новый этап развития ребенка, с одной стороны, становится свое­образной «проверкой» того, в какой мере было эффективным  функцио-

нирование семьи на предшествую­щих этапах; с другой, ставит перед ней новые задачи, от родителей тре­буются иные качества, способности и умения. Так, весьма различны тре­бования, например, к родителям го­довалого ребенка и подростка.

Для данного этапа развития семьи характерны самые различные про­блемы и нарушения. Показательно, что именно в этот период обнаружи­вается снижение удовлетворенности семейной жизнью [Алёшина Ю. Е., 1987].

К основным источникам наруше­ний жизнедеятельности семьи в это время относятся, во-первых, пере­грузка супругов, перенапряжение их сил; во-вторых, необходимость пере­стройки духовных и эмоциональных отношений. Именно на этом этапе наиболее часто наблюдаются различ­ные проявления эмоционального «ос­тывания»: супружеские измены, сек­суальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере партнера», «любви к другому челове­ку». На смену конфликтности, проб-лемности эмоциональных отношений), характерных для первого этапа жиз­ни семьи, приходит опасность их остывания. Основные нарушения жизнедеятельности семьи здесь свя­заны с воспитательными трудностя­ми [Чечот Д. М., 1973; Чуйко Л. В., 1975; Джеймс М., 1985; Соловь­ев Н. Я., 1985; Tamir L., Antonuc-ci С, 1981; Schater R., Keeth R., 1981].

Завершающие этапы жизнедея­тельности семьи. Момент, когда по­следний из детей начинает трудовую деятельность и далее — создание детьми собственных семей, обуслов­ливает новое качественное изменение в жизни семьи. Семья прекращает воспитательную деятельность. По­пытки ее продолжать именно теперь чаще всего вызывают сопротивление детей. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни семьи связаны с особенностями возраста. Постепен­ное ослабление физических сил неиз­бежно увеличивает роль восстанови-

тельных функций быта, отдых приоб­ретает все более важное значение. С ухудшением состояния здоровья супругов проблемы здоровья выходят на первый план, сюда перемещаются интересы, здесь нередко активизиру­ются усилия.

В то же время в типичном случае имеет место активное участие членов семьи в домашнем труде и уходе за детьми. Новые роли «бабушек» и «де­душек» особенно много сил требуют ' в первые годы жизни внуков. Проис­ходит обусловленное трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях, «перекладыва­ние» части забот на старшее поколе­ние [Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972].

Завершение жизненного цикла, трудовой деятельности, выход на пен­сию, сужение круга возможностей — все это заостряет потребность в приз­нании, уважении, особенно со сторо­ны детей. Обеспечение этого отноше­ния к себе, чувства своей нужности, значимости на этом этапе начинает играть особенно заметную роль.

Нарушения жизнедеятельности семьи. На протяжении своего жиз­ненного цикла семья постоянно встречается с самыми различными трудностями, неблагоприятными ус­ловиями, проблемами. Болезнь одно­го из ее членов, жилищно-бытовые трудности, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, соци­альные кризисы и т. п.)—далеко не полный их перечень. В связи с этим перед семьей часто возникают непро­стые проблемы, которые могут отри­цательно сказаться на ее жизни.

Не удивительно, что как трудности, с которыми сталкивается семья, так и последствия их для нее вызывают значительный интерес социологов, психологов, психиатров. Исследова­ния в этой области отчетливо сосре­дотачиваются на двух направлениях. Первое — исследование семьи в ус­ловиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного действия широких

социальных процессов: войн, эконо­мических кризисов, стихийных бед­ствий и т. п. [Angell R., 1936; Са-van R., Ranck К., 1938; Hill R., 1949; Boulding E., 1950]. Эти вопросы наи­более широко представлены в пред­военных и послевоенных работах американских исследователей. Вто­рое ■— изучение «нормативных стрес­сов», т. е. трудностей, встречающих­ся в жизни части семей в обычных условиях. Это трудности, связанные с прохождением семьи через основ­ные этапы жизненного цикла, а так­же проблемы, возникающие в случае, если что-то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое за­болевание и др. [Russell С, 1974; Wallerstein J., Kelly J., 1975; She-ehy S.( 1976].

Все эти обстоятельства приводят к сложным и многочисленным послед­ствиям и проявлениям нарушений в жизни семьи. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимо­отношений, снижение удовлетворен­ности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; с другой — на­растание усилий семьи, направлен­ных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям. Опреде­лены сложно опосредованные связи между истинными источниками труд­ностей и их осмыслением членами семьи; выявилось относительно само­стоятельное воздействие на жизнь семьи как объективных трудностей и связанных с ними нарушений, так и субъективного представления о них [Hill R., 1949; Reiss D., Oliveri M., 1980]. Среди видов субъективного осознания нарушений в жизнедея­тельности семьи ее членами наиболее изучены в настоящее время мотивы семейных конфликтов и разводов [Соловьев Н. Я., 1985], проблемы и п



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.