![]()
|
|||||||
Сортировка предметов по размеру.16. Сортировка предметов по размеру. Игра «Угости заек морковками»(сортировка на два размера). В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине (большой, маленький и средний), морковки двух размеров (большие и маленькие). Ребенку предлагается показать большого, маленького и среднего по величине зайчика {чтобы ребенок не путал с месторасположением, среднего по величине зайку желательно положить сбоку, а не в центре); затем убрать среднего зайчика, а оставшимся «раздать» морковки, учитывая размеры (большему по величине - «большие», маленькому - «маленькие»). Игра предлагается детям с 2 с половиной лет. Игра «Раздай листики лисичкам»(сортировка на три размера). В игру входят три картинки с изображением лисичек, одинаковых по форме и цвету, но отличающихся по размеру (большая, средняя, маленькая) и комплект листиков, по три каждого размера. Предлагается «раздать» листики лисичкам, учитывая размеры (бо2льшей по величине лисичке - «большие», маленькой - «маленькие», средней - «средние»). Первую «тройку» листиков взрослый сортирует сам. Остальные по образцу - ребенок. 17. Пазл «Рыбки»(доска с проделанными пазами в виде рыбок трех размеров и Задание: Надо вставить в пазы-«домики» рыбок соответствующего размера. Предлагается детям с 2 с половиной лет взамен пирамидки. Проверяется умение ориентироваться в трех контрастных величинах (большой, маленький и средний) 18. «Парные картинки»(четыре пары одинаковых картинок: мячи, пирамиды, миш Ребенку до 1 года б месяцев предлагаются только две пары картинок (мишки и зайчики), старше - все четыре пары; при этом перед малышом выкладываются не все картинки сразу, а по одной из каждой пары. Взрослый просит показать (назвать), кто нарисован на картинках, а потом подает ребенку картинку, называя изображенный предмет, и просит найти такого же зайку (мишку, мячик, пирамидку) (с 1 года 6 месяцев). Дети в возрасте до 1 года 10 месяцев должны узнавать предметы, изображенные на картинке. Игра используется для проверки умения ребенка узнавать на картинке знакомые предметы и находить среди них одинаковые (по названию). Дополнительно малышу дают задание найти среди игрушек, с которыми он уже играл изображенный на картинке предмет («Найди еще зайку (пирамидку, мячик)»), чтобы проверить наличие у ребенка умения обобщать («Это все зайки»). 19. Лото «Парные картинки»(лист с картинками на разные лексические темы и Ребенка просят показать знакомые картинки и назвать их («Кто это?». «Кого ты видишь?»), предлагают показать картинку по названию («Покажи мишку, лошадку, корову, кубики и т.п.»). С 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок находит пару к картинке с помощью взрослого, ориентируясь на названный объект («Покажи такого же мишку, лошадку и т.п.»). Дети с 2 лет подбирают парные картинки самостоятельно без опоры на слово, обозначающее нарисованный предмет (инструкция: «Найди такую же картинку»). С 1 года 10 месяцев предлагается лото с шестью картинками, с 2 с половиной лет - с восемью. Кроме того, эта игра используется для проверки зрительной памяти ребенка. Для малышей до 2 с половиной лет из игры берут две картинки (остальные убираются), для детей старше этого возраста - три картинки (предпочтительнее брать картинки с изображением животных и только тех, кого можно озвучить звукоподражанием (например, «Мишка говорит: "Бу-бу-бу"», «Корова: "Му-му-му"». И т.п.). Перед ребенком выкладываются картинки, он называет, кто изображен на них. Затем картинки переворачиваются, а малыш говорит, где кто спрятался («Где спрятался зайка (мишка)?» И т.п.) и кто спрятался на этом месте («Кто здесь спрятался?»). Если ребенок затрудняется ответить на поставленный вопрос, то можно его переформулировать: «Здесь спрятался мишка или зайка?». С 3 лет для исследования кратковременной зрительной памяти используются пять картинок. Для детей старше 3 лет взамен вышеописанной игры предлагается лото из 4 картинок с изображением похожих предметов, связанных с одной лексической темой (например, на всех картинках цветы одного цвета, но разные по форме). Ребенку предлагается найти одинаковые картинки. Проверяется сформированность понятия «такой же» на близких (похожих) картинках. 20. «Мозаика» Для обследования детей до 1 года 10 месяцев в набор входят фишки-«грибочки» большого размера (диаметр шляпки равен 2 см, длина ножки - 1,5 см) желтого и красного цветов, баночки соответствующих цветов, в крышках которых проделаны отверстия для «посадки» грибочков. Данная игра предлагается только в том случае, если малыш перестал обследовать предметы ртом. Проверяется развитие мелкой моторики и восприятие цвета (ребенку до 1 года 6 месяцев дается задание «собирать» грибочки в баночки по одному без ориентира на цвет; старше - вставлять («сажать») s отверстия на крышках, ориентируясь по цвету с помощью взрослого). Для детей старше 1 года 10 месяцев используется мозаика с двумя цветными «полянками» желтого и красного цвета и по 5 разновеликих фишек-«грибков» соответствующих цветов. Размеры «грибков»: шляпка - 2 см (у больших), ножка - 1,5 см; шляпка - 1 см, ножка - 1,5 см (у маленьких). В «полянках» есть отверстия для «посадки» «грибков». Первые две фишки, желтую и красную, сажает взрослый, а затем предлагает ребенку рассортировать по образцу оставшиеся «грибки», подавая их по-одному и обращая внимание малыша на их цвет. («Посмотри на "грибок". Найди такого же цвета "полянку". Посади».) В конце игры взрослый просит показать определенного цвета «грибки» и назвать, какого цвета «полянки». На этой игре проверяется умение сортировать предметы по цвету и знание названий основных цветов. Кроме того, исследуется мелкая моторика (координация и захват), а также внимание и способность к подражательной деятельности. Игра «Мозаика» используется при диагностике детей до 2 с половиной лет. Детям старше этого возраста предлагается игра «Шахматы».Отличие этих игр заключается только в размере используемых фишек-«грибков» (размер шляпки равен 5 мм, ножки - 5 мм) и в цвете поля (в игре «Шахматы»сортируются «грибки» на два цвета: черный и белый). 21. Куклаиз пластмассовой бутылки с открытым ртом(диаметр отверстия рта 1,5 Для детей старше 2 лет берутся более мелкие предметы (пшено, горох, рис - не более четырех каждого вида). Помимо этого малышу предлагается показать части лица куклы (глаза, нос, рот), назвать их и затем «покормить» куклу. Игрушка используется для проверки знания ребенком частей лица и развитие мелкой моторики, в том числе сформированность вращательного движения при откручивании шапки-колпачка. При игре с детьми старше 2 с половиной лет кукла заменяется на пластмассовую рыбку(диаметр отверстия рта равен 0.8 см). С 3 лет используется пластмассовая собачка(диаметр отверстия рта 0,5 см). 22. Кубикидеревянные 4x4x4 см (3 штуки). • в 1 год стучит кубик о кубик: • в 1 год и 6 месяцев строит башню из трех кубиков. 23. Мячрезиновый диаметром 20 см. Ребенку дают поиграть в мяч (пнуть его ногой, бросить руками, подкатить маме; догнать, поднять мяч). В год и 6 месяцев ребенок пинает мяч стоя без поддержки, бросает вниз (по направлению к полу), катит и ловит медленно катящийся мяч с помощью взрослого. Проверяется развитие моторики: координация движений, ловкость. 24. Юлана подставке с прозрачным корпусом и движущимися внутри игрушками (зай Ребенку дают возможность обследовать игрушку, просят нажать на юлу так, чтобы игрушки стали двигаться по кругу (при необходимости взрослый показывает, как надо делать). Проверяется моторное развитие, отмечается наличие исследовательского интереса, реакция на звук и длительность игры {от 2 и более минут). 25. Кукольная мебель(стол, стул и кроватка с постельными принадлежностями (про Ребенку предлагается проиграть знакомые бытовые действия с игрушками по просьбе, либо, если ребенок затрудняется, - повторить выполняемые действия за взрослым по образцу (например, «Положи куклу ("лялю", Катю) спать», «Покачай куклу», «Посади...», «Покорми...» и т.п.). При этом отмечается характер игровой деятельности, адекватность действий с предметами, понимание словесных просьб и выполнение действий по образцу. 26. Пазл «Девочка»- доска с пазами для составления картинки из 6 частей (голова, Ребенок с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет должен вложить хотя бы одну часть самостоятельно, старше - 3 части. У ребенка проверяется знание частей тела, развитие мелкой моторики и пространственное восприятие. 27. Картинки «Один - много»с изображением одного и нескольких одинаковых пред Все картинки предлагаются детям с 2 с половиной лет. Проверяется умение различать у существительных формы единственного и множественного числа с ориентиром на окончание («Покажи, где мяч, где мячи (чашка - чашки, стол - столы)»), с ориентиром на слово, обозначающее количество («Покажи, где один шар - два шара»). Дополнительно ребенку предлагается посчитать шары: «Один, два» (по образцу), с 3 лет - счет до трех. Кроме того, для диагностики детей с 3 лет используется картинка с зайчиками, держащими шарики (два - у одного, семь - у другого). Проверяется сформированность понятий «много», «мало» («Покажи, у какого зайки много (мало) шариков»). 28. Сюжетные картинки(например сюжеты: «Тетя моет пол», «Бабушка сидит и шьет Используются для тестирования детей с 1 года 10 месяцев. Ребенку предлагают назвать, кто нарисован на картинке, что он делает, ответить на вопросы косвенных падежей: «Кого кормит девочка?». «Чем тетя моет пол?», «Что шьет бабушка?». «Кому шьет бабушка?» и т.п. Если ребенок затрудняется ответить на заданный вопрос, можно предложить показать («Покажи, кого кормит девочка» и т.п.). Дополнительно (с 2 с половиной лет) предлагается показать на картинке мальчика (девочку). Ребенку старше 3 лет предлагают рассказать, что он видит на картинке, в случае затруднений взрослый помогает ребенку вопросами: «Кто нарисован на картинке?». «Что он делает?». Задает косвенные вопросы («Кого?», «Чем?», «Где?» и т.д.). Определяется уровень развития речи (активной и пассивной). 29. Большая машина с водителями и грузом(открывающимися и закрывающими Используется для организации свободной деятельности ребенка и наблюдения за ним. С 3 лет эта игрушка также используется для исследования понимания ребенком пред-ложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за; малышу даются задания, например: «Посади водителя (дядю) в кабину». «Поставь на машину», «Положи под машину», «Спрячь за машиной». 30. Игра «Укрась мостик»(картинка с шариками (у шариков только контур), располо Ребенку предлагается чередовать овалы по цвету (только 2-шаговое чередование), выкладывая их на контур шариков (инструкция: «Давай украсим мостик и сделаем шарики цветными. Выложим так...»). Взрослый показывает образец: «Красный шарик - желтый -снова красный - желтый, а потом шарик какого цвета?». Проверяется умение чередовать предметы по цвету. Игра используется для тестирования детей с 3 лет,
|
|||||||
|