Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сортировка предметов по размеру.



16. Сортировка предметов по размеру.

Игра «Угости заек морковками»(сортировка на два размера).

В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине (большой, маленький и средний), морковки двух размеров (большие и маленькие).

Ребенку предлагается показать большого, маленького и среднего по величине зайчика {чтобы ребенок не путал с месторасположением, среднего по величине зайку желательно поло­жить сбоку, а не в центре); затем убрать среднего зайчика, а оставшимся «раздать» морковки, учитывая размеры (большему по величине - «большие», маленькому - «маленькие»).

Игра предлагается детям с 2 с половиной лет.

Игра «Раздай листики лисичкам»(сортировка на три размера).

В игру входят три картинки с изображением лисичек, одинаковых по форме и цвету, но отличающихся по размеру (большая, средняя, маленькая) и комплект листиков, по три каждого размера.


Предлагается «раздать» листики лисичкам, учитывая размеры (бо2льшей по вели­чине лисичке - «большие», маленькой - «маленькие», средней - «средние»). Первую «трой­ку» листиков взрослый сортирует сам. Остальные по образцу - ребенок.

17. Пазл «Рыбки»(доска с проделанными пазами в виде рыбок трех размеров и
рыбки-вкладыши).

Задание: Надо вставить в пазы-«домики» рыбок соответствующего размера. Предлагается детям с 2 с половиной лет взамен пирамидки.

Проверяется умение ориентироваться в трех контрастных величинах (большой, ма­ленький и средний)

18. «Парные картинки»(четыре пары одинаковых картинок: мячи, пирамиды, миш­
ки, зайчики).

Ребенку до 1 года б месяцев предлагаются только две пары картинок (мишки и зай­чики), старше - все четыре пары; при этом перед малышом выкладываются не все картин­ки сразу, а по одной из каждой пары. Взрослый просит показать (назвать), кто нарисован на картинках, а потом подает ребенку картинку, называя изображенный предмет, и просит найти такого же зайку (мишку, мячик, пирамидку) (с 1 года 6 месяцев). Дети в возрасте до 1 года 10 месяцев должны узнавать предметы, изображенные на картинке.

Игра используется для проверки умения ребенка узнавать на картинке знакомые пред­меты и находить среди них одинаковые (по названию).

Дополнительно малышу дают задание найти среди игрушек, с которыми он уже играл изображенный на картинке предмет («Найди еще зайку (пирамидку, мячик)»), чтобы прове­рить наличие у ребенка умения обобщать («Это все зайки»).

19. Лото «Парные картинки»(лист с картинками на разные лексические темы и
отдельные карточки с такими же картинками).

Ребенка просят показать знакомые картинки и назвать их («Кто это?». «Кого ты ви­дишь?»), предлагают показать картинку по названию («Покажи мишку, лошадку, корову, ку­бики и т.п.»).

С 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок находит пару к картинке с помощью взрослого, ориентируясь на названный объект («Покажи такого же мишку, лошадку и т.п.»).

Дети с 2 лет подбирают парные картинки самостоятельно без опоры на слово, обо­значающее нарисованный предмет (инструкция: «Найди такую же картинку»). С 1 года 10 месяцев предлагается лото с шестью картинками, с 2 с половиной лет - с восемью.

Кроме того, эта игра используется для проверки зрительной памяти ребенка. Для малышей до 2 с половиной лет из игры берут две картинки (остальные убираются), для детей старше этого возраста - три картинки (предпочтительнее брать картинки с изоб­ражением животных и только тех, кого можно озвучить звукоподражанием (например, «Мишка говорит: "Бу-бу-бу"», «Корова: "Му-му-му"». И т.п.).

Перед ребенком выкладываются картинки, он называет, кто изображен на них. Затем картинки переворачиваются, а малыш говорит, где кто спрятался («Где спрятался зайка (мишка)?» И т.п.) и кто спрятался на этом месте («Кто здесь спрятался?»). Если ребенок затрудняется ответить на поставленный вопрос, то можно его переформулировать: «Здесь спрятался мишка или зайка?». С 3 лет для исследования кратковременной зрительной памяти используются пять картинок.

Для детей старше 3 лет взамен вышеописанной игры предлагается лото из 4 карти­нок с изображением похожих предметов, связанных с одной лексической темой (например, на всех картинках цветы одного цвета, но разные по форме). Ребенку предлагается найти одинаковые картинки. Проверяется сформированность понятия «такой же» на близких (по­хожих) картинках.

20. «Мозаика»

Для обследования детей до 1 года 10 месяцев в набор входят фишки-«грибочки» большого размера (диаметр шляпки равен 2 см, длина ножки - 1,5 см) желтого и красного цветов, баночки соответствующих цветов, в крышках которых проделаны отверстия для «посадки» грибочков.


Данная игра предлагается только в том случае, если малыш перестал обследовать предметы ртом.

Проверяется развитие мелкой моторики и восприятие цвета (ребенку до 1 года 6 месяцев дается задание «собирать» грибочки в баночки по одному без ориентира на цвет; старше - вставлять («сажать») s отверстия на крышках, ориентируясь по цвету с помощью взрослого).

Для детей старше 1 года 10 месяцев используется мозаика с двумя цветными «по­лянками» желтого и красного цвета и по 5 разновеликих фишек-«грибков» соответствую­щих цветов. Размеры «грибков»: шляпка - 2 см (у больших), ножка - 1,5 см; шляпка - 1 см, ножка - 1,5 см (у маленьких). В «полянках» есть отверстия для «посадки» «грибков».

Первые две фишки, желтую и красную, сажает взрослый, а затем предлагает ребен­ку рассортировать по образцу оставшиеся «грибки», подавая их по-одному и обращая вни­мание малыша на их цвет. («Посмотри на "грибок". Найди такого же цвета "полянку". Поса­ди».) В конце игры взрослый просит показать определенного цвета «грибки» и назвать, какого цвета «полянки».

На этой игре проверяется умение сортировать предметы по цвету и знание названий основных цветов. Кроме того, исследуется мелкая моторика (координация и захват), а так­же внимание и способность к подражательной деятельности.

Игра «Мозаика» используется при диагностике детей до 2 с половиной лет. Детям старше этого возраста предлагается игра «Шахматы».Отличие этих игр заключается только в размере используемых фишек-«грибков» (размер шляпки равен 5 мм, ножки - 5 мм) и в цвете поля (в игре «Шахматы»сортируются «грибки» на два цвета: черный и белый).

21. Куклаиз пластмассовой бутылки с открытым ртом(диаметр отверстия рта 1,5
см), с шапкой-колпачком, снимающимся вращательным движением, и мелкие предметы
для «кормления» куклы (фасоль, бобы, горох) на тарелке. Предлагается «покормить» кук­
лу («лялю») по образцу. Для детей младше 2 лет игрушка предлагается при условии, что
ребенок перестал обследовать предметы ртом.

Для детей старше 2 лет берутся более мелкие предметы (пшено, горох, рис - не бо­лее четырех каждого вида). Помимо этого малышу предлагается показать части лица кук­лы (глаза, нос, рот), назвать их и затем «покормить» куклу.

Игрушка используется для проверки знания ребенком частей лица и развитие мелкой моторики, в том числе сформированность вращательного движения при откручивании шап­ки-колпачка.

При игре с детьми старше 2 с половиной лет кукла заменяется на пластмассовую рыбку(диаметр отверстия рта равен 0.8 см).

С 3 лет используется пластмассовая собачка(диаметр отверстия рта 0,5 см).

22. Кубикидеревянные 4x4x4 см (3 штуки).
Ребенок выполняет действие по подражанию:

• в 1 год стучит кубик о кубик:

• в 1 год и 6 месяцев строит башню из трех кубиков.

23. Мячрезиновый диаметром 20 см.

Ребенку дают поиграть в мяч (пнуть его ногой, бросить руками, подкатить маме; до­гнать, поднять мяч).

В год и 6 месяцев ребенок пинает мяч стоя без поддержки, бросает вниз (по направ­лению к полу), катит и ловит медленно катящийся мяч с помощью взрослого.

Проверяется развитие моторики: координация движений, ловкость.

24. Юлана подставке с прозрачным корпусом и движущимися внутри игрушками (зай­
кой, киской и др.). При нажатии издает мелодичный звон.

Ребенку дают возможность обследовать игрушку, просят нажать на юлу так, чтобы игрушки стали двигаться по кругу (при необходимости взрослый показывает, как надо де­лать).

Проверяется моторное развитие, отмечается наличие исследовательского интереса, реакция на звук и длительность игры {от 2 и более минут).


      25.   Кукольная мебель(стол, стул и кроватка с постельными принадлежностями (про­
стынка, подушка и одеяло)), посуда(тарелка, чашка и ложка), кукла.

Ребенку предлагается проиграть знакомые бытовые действия с игрушками по просьбе, либо, если ребенок затрудняется, - повторить выполняемые действия за взрослым по об­разцу (например, «Положи куклу ("лялю", Катю) спать», «Покачай куклу», «Посади...», «По­корми...» и т.п.).

При этом отмечается характер игровой деятельности, адекватность действий с пред­метами, понимание словесных просьб и выполнение действий по образцу.

26. Пазл «Девочка»- доска с пазами для составления картинки из 6 частей (голова,
туловище, две руки, две ноги) и соответствующие вкладыши.

Ребенок с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет должен вложить хотя бы одну часть самостоятельно, старше - 3 части.

У ребенка проверяется знание частей тела, развитие мелкой моторики и простран­ственное восприятие.

27. Картинки «Один - много»с изображением одного и нескольких одинаковых пред­
метов (4 пары).

Все картинки предлагаются детям с 2 с половиной лет. Проверяется умение разли­чать у существительных формы единственного и множественного числа с ориентиром на окончание («Покажи, где мяч, где мячи (чашка - чашки, стол - столы)»), с ориентиром на слово, обозначающее количество («Покажи, где один шар - два шара»). Дополнительно ребенку предлагается посчитать шары: «Один, два» (по образцу), с 3 лет - счет до трех.

Кроме того, для диагностики детей с 3 лет используется картинка с зайчиками, дер­жащими шарики (два - у одного, семь - у другого). Проверяется сформированность понятий «много», «мало» («Покажи, у какого зайки много (мало) шариков»).

28. Сюжетные картинки(например сюжеты: «Тетя моет пол», «Бабушка сидит и шьет
рубашку», «Мальчик бьет по мячу ногой», «Мальчик несет мяч». «Девочка кормит кур»).

Используются для тестирования детей с 1 года 10 месяцев.

Ребенку предлагают назвать, кто нарисован на картинке, что он делает, ответить на вопросы косвенных падежей: «Кого кормит девочка?». «Чем тетя моет пол?», «Что шьет бабушка?». «Кому шьет бабушка?» и т.п. Если ребенок затрудняется ответить на задан­ный вопрос, можно предложить показать («Покажи, кого кормит девочка» и т.п.). Дополни­тельно (с 2 с половиной лет) предлагается показать на картинке мальчика (девочку).

Ребенку старше 3 лет предлагают рассказать, что он видит на картинке, в случае за­труднений взрослый помогает ребенку вопросами: «Кто нарисован на картинке?». «Что он делает?». Задает косвенные вопросы («Кого?», «Чем?», «Где?» и т.д.).

Определяется уровень развития речи (активной и пассивной).

29. Большая машина с водителями и грузом(открывающимися и закрывающими­
ся разноцветными коробками и вкладышами к ним).

Используется для организации свободной деятельности ребенка и наблюдения за ним.

С 3 лет эта игрушка также используется для исследования понимания ребенком пред-ложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за; малышу даются задания, напри­мер: «Посади водителя (дядю) в кабину». «Поставь на машину», «Положи под машину», «Спрячь за машиной».

30. Игра «Укрась мостик»(картинка с шариками (у шариков только контур), располо­
женными в ряд и привязанными к мостику, комплект овалов желтого и красного цвета (по
четыре каждого цвета)).

Ребенку предлагается чередовать овалы по цвету (только 2-шаговое чередование), выкладывая их на контур шариков (инструкция: «Давай украсим мостик и сделаем шарики цветными. Выложим так...»). Взрослый показывает образец: «Красный шарик - желтый -снова красный - желтый, а потом шарик какого цвета?».

Проверяется умение чередовать предметы по цвету. Игра используется для тестиро­вания детей с 3 лет,

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.