Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Матрешка трехсоставная



 

Описание стимульного материала для диагностического обследования

1. Игрушка «зайчик»с подвижными частями тела.

Специалист предлагает ребенку показать части тела на игрушке и на себе: с 1 года просят показать хотя бы одну часть (на себе и на игрушке), с 1 года 6 месяцев -две части, с 1 года 10 месяцев до 2 с половиной лет - 3-4 части, старше 2,5 лет - 5 частей, назвать хотя бы одну часть).

С 1 года ребенок проявляет интерес к игрушке, исследует ее, подражает действиям взрослого, манипулирующего с игрушкой (Например: «Зайка спит» - укладывает игрушку на бочок, «Зайка прыгает» - имитирует прыжки зайки и т.п.).

С 1 года 10 месяцев с помощью игрушки специалист начинает взаимодействовать с ре­бенком, помогая ему быстрее адаптироваться: игрушка сначала «здоровается» с родителями, а затем с самим ребенком, приносит ему игры и поощряет ребенка принимать в них участие.

Для установления контакта с детьми старше трех лет чаще используется мягкая иг­рушка - зайчик, который надевается на руку.

2. «Кубикоброс»и «Шарикоброс»(две банки, одна с круглым, другая с квадратным
отверстиями, и прилагающиеся к ним вкладыши - кубики и шарики).

С 1 года до 1 года 6 месяцев игры предлагаются по отдельности, с 1 года 6 месяцев до 1 года 10 месяцев - одновременно.

С помощью этих игр проверяется моторное развитие ребенка, умения различать пред­меты по форме (шарик - кубик) и соотносить их, ориентируясь на форму отверстия (с 1 года 6 месяцев ребенок выбирает предметы по названию и вкладывает их без подбора).

3. Объемный пазлс двумя отверстиями круглой и квадратной формы с соответству­
ющими вкладышами (кубиком и цилиндром). Внутри пазла нарисованы зайчик и уточка.

Этот диагностический материал, как и предыдущий, используется для проверки уме­ния ребенка различать предметы по форме и соотносить их. Кроме того, при помощи этой игры с 1 года 6 месяцев можно проверять кратковременную непроизвольную память ребен­ка (задание типа: «Найди, где спряталась уточка (зайчик)») и сформированность представ­ления о константности объекта.

4. Рамки Монтессорис вкладышами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоуголь­
ник, звездочка).

Детям в возрасте от 1 года 10 месяцев до 3 лет данный диагностический материал предлагается по тройкам: сначала рамки с кругом, квадратом, треугольником: затем следу­ющая тройка: с овалом, прямоугольником, звездочкой (все рамки в каждой тройке распола­гаются в ряд).

Начиная с 3 лет ребенку предлагается сразу шесть рамок, размещенных горизон­тально и так, чтобы похожие формы лежали рядом (Например, в такой последовательнос­ти: прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник, звездочка).

Игра позволяет оценить координацию, ловкость движений, сформированность «пин-цетного захвата», т.е. когда ребенок берет и удерживает предмет указательным и боль­шим пальцами (до 2 лет возможно присоединение третьего, среднего, пальца), а также умение соотносить предметы по форме (с 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок вкладывает геометрические фигуры методом проб и ошибок, с 2 лет сразу, ориентируясь на форму отверстия), умение выбирать формы по названию и называть их (требуется, чтобы ребе­нок с 2 лет выбирал по названию круг, с 2 с половиной лет - квадрат, а к 3 годам - треуголь­ник). С 3 лет ребенок может уже назвать основные геометрические формы (круг, квадрат и треугольник).

5. Набор геометрических фигур:кругов, квадратов, треугольников основных цветов
(красного, желтого, синего, зеленого цветов) - всего 12 фигур с четырьмя «полянками»
(квадраты из картона размером 15 см х 15 см таких же цветов).


Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Если у него воз­никло затруднение, то специалист может предложить выбрать «полянку» определенного цвета из пары (например, красную из желтой и красной, желтую из желтой и синей, синюю из зеленой и синей). Если ребенок не знает цвета, взрослый сам раскладывает «полянки» на столе. Затем следует задание рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую «четверку» сортирует взрослый, остальные по образцу - ре­бенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, количество «полянок» уменьшается {в карте отмечается на сколько цветов сортирует ребенок).

Ребенок с 1 года 10 месяцев может сортировать геометрические фигуры на два цвета с небольшой помощью взрослого (предлагаются пары: красный - желтый либо синий - жел­тый), с 2 лет - сортировать на 2 цвета самостоятельно, с 2 с половиной - на 3—4 цвета. К 3 годам ребенок должен знать 4 основных цвета (выбирать цвет по названию и называть его).

После сортировки геометрических фигур ребенка повторно просят показать «полян­ки» определенного цвета (выбор цвета по названию) и назвать, какого цвета выбираемая «полянка».

В конце игры, убирая диагностический материал, взрослый оставляет три геометри­ческие фигуры одного и того же цвета (круг, квадрат, треугольник), просит ребенка выбрать по названию фигуру и дать ее маме (тете, зайке-игрушке). В зависимости от возраста коли­чество выбираемых фигур разное: в 2 года надо выбрать только круг, с 2 с половиной лет - круг и квадрат. Ребенка просят назвать, какую фигуру он выбрал.

С помощью данной игры исследуется знание ребенком основных цветов, умение сор­тировать по цвету, знание основных геометрических форм по названию, устойчивость и объем внимания.

6. «Полянки с липучками».Первая «полянка» (№ 1) с контурным изображением че­
тырех геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоуголь­
ника. В середине каждой фигуры пришита «липучка».

Вторая «полянка» (№ 2) с четырьмя секторами желтого, красного, синего и зеленого цветов. На каждом секторе - «липучка».

В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствую­щих форм, ко второй - круги основных цветов, кусок ковролина, на который прикрепляются эти фигурки (на одну сторону - геометрические фигуры, на другую сторону - круги).

Ребенку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию (круг, квад­рат, треугольник), а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» № 1, совместив их по контуру (т.е. проверяется знание ребенком основных форм и умение подбирать их по контуру).

Аналогично проводится игра с «полянкой» № 2 и кругами. Ребенка просят показать круг определенного цвета, а потом прикрепить его на соответствующий сектор (т.е. прове­ряется знание ребенком основных цветов и умение сортировать по цвету).

Эта игра предлагается детям с 2 с половиной лет взамен набора геометрических фи­гур с полянками.

Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» № 2 к четырем основным цветам добав­ляются белый и черный цвета.

7. Игра «Шары».

В набор входят круги и полоски разных цветов (желтого, красного, синего, зеленого, оранжевого, фиолетового).

Используется для исследования представлений о цвете у детей 3 лет и старше. Об­следование проводится в три этапа. Сначала ребенок подбирает к разложенным кругам соответствующие им по цвету полоски (Инструкция: «Подбери к шарикам такие же по цве­ту ниточки»). Затем предлагается выбрать тот или иной цвет («Покажи красный шарик», «Дай синий круг» и т.д.). После этого взрослый просит назвать цвет показанной фигуры («Этот шар какого цвета?», «А этот?»).

8. Игра «Подбери пару».

В комплект входят карточки (3 штуки), на которых нарисовано по пять разных геомет- рических фигур (круг квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)


разного цвета, и отдель­ные геометрические фигуры такого же цвета и такой же формы, как на карточках. Ребенку предлагают одну карточку, просят показать фигуру определенного цвета, выбрать такую же из предложенного набора и наложить ее на образец.

Проверяется умение выбирать предмет по двум признакам. Игра предлагается после 3 лет.

9 Игра-планшет «Сортировка по двум признакам».

В игру входит: планшет с расчерченной таблицей (в верхнем ряду располагаются фигуры: круг квадрат, треугольник; в левом столбце - основные цвета: желтый, красный, синий, зеленый), отдельные фигуры основных цветов (всего 12 штук).

Ребенку предлагается разложить в клетках таблицы фигуры так. чтобы местораспо­ложение совпало с цветом и формой положенной фигуры.

Цель игры, проверить умение ребенка сортировать предметы по двум признакам (цвету и форме).

Игра предлагается детям с 3 с половиной лет.

10. Пирамиды(большая и маленькие).

С 1 года до 1 года 6 месяцев вниманию ребенка предлагается большая пирамида с шестью кольцами с широкими отверстиями, три из которых прозрачные с шариками внутри и три - цветные: пирамида при покачивании издает мелодичный звук.

Проверяется развитие моторики и адекватность действий с кольцами.

С 1 года 6 месяцев кроме большой пирамиды, используются две маленькие пира­мидки желтого и красного цветов с четырьмя колечками каждая. Вниманию ребенка пред­лагается каждая пирамидка отдельно На них проверяется различение ребенком цветов.

Для диагностики детей с 1 года 10 месяцев до 3 с половиной лет используется пира­мидка с тремя маленькими и четырьмя большими кольцами.

Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. При сборке взрослый подает по два кольца (большое и маленькое) и просит ребенка выбрать только большое. Порядок расположения колец в руках специалиста произвольный и не пред­полагает закономерного чередования. Таким образом, ребенок выбирает все большие коль­ца. Оставшиеся маленькие собираются на пирамидку либо ребенком, либо специалистом.

Этот вариант игры предлагается детям до 2 с половиной лет и на нем проверяется понимание ребенком значения слов «большой» и «маленький» и умение выбирать предмет по размеру.

Такая пирамидка используется для проверки умения детей в возрасте 3 лет чередо­вать предметы по размеру (только 2-шаговое чередование). Взрослый показывает обра­зец, одевая кольца на стержень: «Большое кольцо - маленькое - снова большое - малень­кое, а затем какое по размеру?» Ребенку дают выбрать кольцо из двух: большого и ма­ленького. Затем снова показывают, в какой последовательности расположены кольца у пирамидки, и предлагают ребенку выбрать из оставшихся колец нужное по размеру.

При необходимости игру можно повторить.

11. Матрешка трехсоставная

С 1 года предлагается разобрать, а потом собрать односоставную матрешку (с помо­щью взрослого). С 1 года 6 месяцев ребенку предоставляется возможность самостоятельно исследовать игрушку и разобрать ее. Собирает же ребенок двухсоставную матрешку при помощи словесных пошаговых инструкций взрослого (например: «Открой лялю», «Спрячь лялю» и т.д.)

С 1 года 10 месяцев ребенку предлагается разобрать и собрать трехсоставную мат­решку по инструкции взрослого. При этом взрослый просит показать большую и маленькую матрешки (среднюю - методом исключения).

С 3 лет ребенку предлагается разобрать и собрать матрешку, называя, какого разме­ра каждая матрешка.

На этой игре исследуется сформированность понятия «величина предмета», пони­мание инструкций и цели задания.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.