Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Создание ГМО



Кейс №3

 

Тема занятия/ Название кейса

Создание ГМО

Количество часов
Пояснительная записка

Целями данного модуля являются:

1) Изучение структуры генома; понимание процессов синтеза биологических молекул;

2) Понимание сути генетических модификаций организмов;

3) Освоение навыков выполнения протоколов выделения ДНК из растительных и животных клеток;

4) Освоение методики проведения полимеразно-цепной реакции;

5) Освоение методики проведения электрофореза в агарозном геле и детекции полученных результатов;

6) Получение навыков работы с генетическими базами данных;

7) Получение навыков работы в специализированном ПО (Snap Gene, UGENE) по синтезу заданных цепочек ДНК и встройке их в специальные векторы;

8) Получение навыков по усовершенствованию штаммов микроорганизмов;

9) Получение навыков по детекции и обнаружению генномодифицированных микроорганизмов;

10) Получение колоний генномодифицированных бактерий.

 

Группам учеников будет предложена проблема, связанная с тем, что бактерии становятся устойчивыми к антибиотикам, что является фактором повышения смертности населения от бактериальных инфекций. Ученикам будет дана методика проведения эксперимента по выделению ДНК, амплификации, электрофорезу, вставке в плазмидный вектор. Также преподаватель ознакомит учеников с базами данных неклеотидов, а также программными продуктами, позволяющими проводить синтез заданных цепочек ДНК.

В задачу преподавателя входит мониторинг работы групп и предложение группе наводящих вопросов и подсказок, приведение контрпримеров для ошибочных методов. Организация площадки для проведения эксперимента в помощь в подборе необходимого оборудования, инструментов и реактивов. 

 

Вспомогательные ресурсы:

1) https://www.youtube.com/watch?v=KmCsJT0Nz9A

2) https://www.youtube.com/watch?v=UKMzUF7WkU0

3) https://www.youtube.com/watch?v=Z764VdQ6iBw

4) https://www.youtube.com/watch?v=jEo-tJ2nT5g

5) https://www.youtube.com/watch?v=ikYZsgRvsGE

6) https://www.youtube.com/watch?v=ll4bMeeOaNU

Оборудование, используемое для изучения явлений

1. Механические дозаторы 20 мкл, 200 мкл и 1 мл;

2. Вортекс;

3. Настольная центрифуга;

4. Термостат;

5. Водяная баня;

6. Спектрофотометр для определения концентрации ДНК;

7. Штативы для микропробирок;

8. Амплификатор;

9. Столик для заливки агарозного геля;

10. Рамки и гребенки для заливки агарозного геля;СВЧ-печь;

11. Камера и источник питания для проведения электрофореза;

12. Трансиллюминатор;

13. Весы;

14. Ламинар-бокс.

Занятие 1

«Введение в генную инженерию»

Действия Педагогический смысл Научный смысл
Поиск информации о структуре генома, строении гена, молекулы ДНК, РНК. Постановка проблемы, с которой будет справляться генно-модифицированный организм. Изучение генетической структуры организмов. Отличительные черты генома различных организмов.
Занятие 2 «Введение в генную инженерию» Поиск информации о сущности процессов синтеза биологических молекул. Сформирование осознанного понимания процессов транскрипции, трансляции и иных процессов, сопровождающих синтез биологических молекул. Изучение процессов синтеза молекул РНК, ДНК, белков.
Занятие 3 «Введение в генную инженерию» Выполнение протоколов выделения геномной ДНК растительных и животных клеток. Получение практических навыков в области молекулярной биологии. Изучение протоколов выделения геномной ДНК растительных и животных клеток.
Занятие 4 «Биоинформатика» Поиск баз данных (далее – БД), специализированного программного обеспечения (далее – ПО) для создания генетических конструкций, анализу последовательности нуклеотидов, строению генетических векторов. Постановка задач, с которыми будет справляться генетически модифицированный организм; описание всех этапов хода эксперимента. Изучение БД и ПО.  
Занятие 5 «Биоинформатика» Локальное выравнивание последовательностей нуклеотидов Приобретение навыков по локальному выравниванию последовательностей нуклеотидов Понятие процесса секвенирования и анализа последовательности ДНК
Задания 6-7 «Биоинформатика» Работа с ПО и БД по получению вставки в векторную последовательность целевого гена. Поиск гена, способного привнести в клетки какое-либо новое свойство. Поиск вектора. Сбор конструкции: выбор рестриктаз, подбор праймеров для амплификации целевого гена, in silico ПЦР, клонирование и лигирование. Планирование эксперимента: определение технических деталей, оптимальных условий ПЦР и рестрикции, выбор антибиотика. Приобретение навыков работы с БД и ПО Изучение карт плазмид, понимания механизма вставки целевого гена и его дальнейшей экспрессии.
Занятие 8 «Плазмидные векторы» Выделение геномной ДНК Получение практических навыков в области молекулярной биологии. Закрепление знаний протоколов выделения геномной ДНК
Занятия 9-12 «Плазмидные векторы» Постановка ПЦР: сбор, подсчет необходимого количества реактивов и параметров работы амплификатора. Визуализация ДНК – электрофорез: приготовление агарозного геля, составление схемы фореза, поиск праймеров, подготовка проб, нанесение образцов на гель, запуск прибора. Очистка продукта: вырезание фрагментов гена с необходимым ДНК продуктом, очистки с помощью набора для выделения ДНК из геля и реакционной смеси. Получение практических навыков в постановке ПЦР, проведении электрофореза в агарозном геле, очистке продукта из гель Изучение методики и сути полимеразной цепной реакции, электрофореза. Изучение методики вырезания фрагментов гена с необходимым ДНК продуктом с дальнейшей его очисткой. 
Занятия 13-16 «Плазмидные векторы» Планирование и постановка реакции рестрикции: подбор рестриктаз. Визуализация: оценка полученных фрагментов после проведения электрофореза; прогноз результатов электрофореза. Очистка продукта. Получение практических навыков по получению ГМ-бактерий Изучение рестриктаз. Изучение схемы визуализации ДНК и определения длины последовательностей нуклеотидов.
Занятия 17-19 «Создание ГМ -бактерий» Трансформация бактерий. Подготовка расходников (приготовление питательных сред, их стерилизация, подготовка чашек Петри с питательными средами (проверка на антибиотикочувствительность и резистентность). Проведение трансформации: бактериальной плазмидой или лигазным миксом по выбранному протоколу; выбор антибиотика для селекции клеток, высев бактериальных культур на твердые среды. Получение практических навыков по получению ГМ-бактерий Изучение влияния антибиотиков на те или иные группы микроорганизмов. Изучение протокола проведения трансформации бактериальных клеток.
Занятия 20-22 «Создание ГМ -бактерий» Скрининг колоний. Постановка реакции: выбор праймеров, расчет состава смеси, подбор условий ПЦР, программирование и запуск амплификатора. Визуализация: расчет состава и приготовление геля, подготовка проб, нанесение геля, запуск электрофоретической камеры, визуализация и анализ результатов. Получение практических навыков по скринингу колоний микроорганизмов после проведения генетической трансформации. Изучение технологии скрининга колоний микроорганизмов после проведения генетической трансформации.
Занятие 23 «Тенденции развития»   Презентация результатов. Анализ тенденций развития данных технологий. Демонстрация результатов. Доказательство создания ГМО. Теперь данную технологию можно использовать для создания различного рода организмов с заданными качествами, удовлетворяющими целям человека: снижение антибиотикорезистентности бактерий, устойчивость растений к факторам среды (температура, световой режим, влажность, опылители и пр.), создание продуктов питания большей калорийности (решение проблемы мирового голода) и пр. Изучение основ протеомики, генной терапии.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.