|
||||
Создание ГМОКейс №3
Создание ГМО | ||||
Количество часов | ||||
Пояснительная записка | Целями данного модуля являются: 1) Изучение структуры генома; понимание процессов синтеза биологических молекул; 2) Понимание сути генетических модификаций организмов; 3) Освоение навыков выполнения протоколов выделения ДНК из растительных и животных клеток; 4) Освоение методики проведения полимеразно-цепной реакции; 5) Освоение методики проведения электрофореза в агарозном геле и детекции полученных результатов; 6) Получение навыков работы с генетическими базами данных; 7) Получение навыков работы в специализированном ПО (Snap Gene, UGENE) по синтезу заданных цепочек ДНК и встройке их в специальные векторы; 8) Получение навыков по усовершенствованию штаммов микроорганизмов; 9) Получение навыков по детекции и обнаружению генномодифицированных микроорганизмов; 10) Получение колоний генномодифицированных бактерий.
Группам учеников будет предложена проблема, связанная с тем, что бактерии становятся устойчивыми к антибиотикам, что является фактором повышения смертности населения от бактериальных инфекций. Ученикам будет дана методика проведения эксперимента по выделению ДНК, амплификации, электрофорезу, вставке в плазмидный вектор. Также преподаватель ознакомит учеников с базами данных неклеотидов, а также программными продуктами, позволяющими проводить синтез заданных цепочек ДНК. В задачу преподавателя входит мониторинг работы групп и предложение группе наводящих вопросов и подсказок, приведение контрпримеров для ошибочных методов. Организация площадки для проведения эксперимента в помощь в подборе необходимого оборудования, инструментов и реактивов.
Вспомогательные ресурсы: 1) https://www.youtube.com/watch?v=KmCsJT0Nz9A 2) https://www.youtube.com/watch?v=UKMzUF7WkU0 3) https://www.youtube.com/watch?v=Z764VdQ6iBw 4) https://www.youtube.com/watch?v=jEo-tJ2nT5g 5) https://www.youtube.com/watch?v=ikYZsgRvsGE 6) https://www.youtube.com/watch?v=ll4bMeeOaNU | |||
Оборудование, используемое для изучения явлений | 1. Механические дозаторы 20 мкл, 200 мкл и 1 мл; 2. Вортекс; 3. Настольная центрифуга; 4. Термостат; 5. Водяная баня; 6. Спектрофотометр для определения концентрации ДНК; 7. Штативы для микропробирок; 8. Амплификатор; 9. Столик для заливки агарозного геля; 10. Рамки и гребенки для заливки агарозного геля;СВЧ-печь; 11. Камера и источник питания для проведения электрофореза; 12. Трансиллюминатор; 13. Весы; 14. Ламинар-бокс. | |||
Занятие 1 «Введение в генную инженерию» | Действия | Педагогический смысл | Научный смысл | |
Поиск информации о структуре генома, строении гена, молекулы ДНК, РНК. | Постановка проблемы, с которой будет справляться генно-модифицированный организм. | Изучение генетической структуры организмов. Отличительные черты генома различных организмов. | ||
Занятие 2 «Введение в генную инженерию» | Поиск информации о сущности процессов синтеза биологических молекул. | Сформирование осознанного понимания процессов транскрипции, трансляции и иных процессов, сопровождающих синтез биологических молекул. | Изучение процессов синтеза молекул РНК, ДНК, белков. | |
Занятие 3 «Введение в генную инженерию» | Выполнение протоколов выделения геномной ДНК растительных и животных клеток. | Получение практических навыков в области молекулярной биологии. | Изучение протоколов выделения геномной ДНК растительных и животных клеток. | |
Занятие 4 «Биоинформатика» | Поиск баз данных (далее – БД), специализированного программного обеспечения (далее – ПО) для создания генетических конструкций, анализу последовательности нуклеотидов, строению генетических векторов. | Постановка задач, с которыми будет справляться генетически модифицированный организм; описание всех этапов хода эксперимента. | Изучение БД и ПО. | |
Занятие 5 «Биоинформатика» | Локальное выравнивание последовательностей нуклеотидов | Приобретение навыков по локальному выравниванию последовательностей нуклеотидов | Понятие процесса секвенирования и анализа последовательности ДНК | |
Задания 6-7 «Биоинформатика» | Работа с ПО и БД по получению вставки в векторную последовательность целевого гена. Поиск гена, способного привнести в клетки какое-либо новое свойство. Поиск вектора. Сбор конструкции: выбор рестриктаз, подбор праймеров для амплификации целевого гена, in silico ПЦР, клонирование и лигирование. Планирование эксперимента: определение технических деталей, оптимальных условий ПЦР и рестрикции, выбор антибиотика. | Приобретение навыков работы с БД и ПО | Изучение карт плазмид, понимания механизма вставки целевого гена и его дальнейшей экспрессии. | |
Занятие 8 «Плазмидные векторы» | Выделение геномной ДНК | Получение практических навыков в области молекулярной биологии. | Закрепление знаний протоколов выделения геномной ДНК | |
Занятия 9-12 «Плазмидные векторы» | Постановка ПЦР: сбор, подсчет необходимого количества реактивов и параметров работы амплификатора. Визуализация ДНК – электрофорез: приготовление агарозного геля, составление схемы фореза, поиск праймеров, подготовка проб, нанесение образцов на гель, запуск прибора. Очистка продукта: вырезание фрагментов гена с необходимым ДНК продуктом, очистки с помощью набора для выделения ДНК из геля и реакционной смеси. | Получение практических навыков в постановке ПЦР, проведении электрофореза в агарозном геле, очистке продукта из гель | Изучение методики и сути полимеразной цепной реакции, электрофореза. Изучение методики вырезания фрагментов гена с необходимым ДНК продуктом с дальнейшей его очисткой. | |
Занятия 13-16 «Плазмидные векторы» | Планирование и постановка реакции рестрикции: подбор рестриктаз. Визуализация: оценка полученных фрагментов после проведения электрофореза; прогноз результатов электрофореза. Очистка продукта. | Получение практических навыков по получению ГМ-бактерий | Изучение рестриктаз. Изучение схемы визуализации ДНК и определения длины последовательностей нуклеотидов. | |
Занятия 17-19 «Создание ГМ -бактерий» | Трансформация бактерий. Подготовка расходников (приготовление питательных сред, их стерилизация, подготовка чашек Петри с питательными средами (проверка на антибиотикочувствительность и резистентность). Проведение трансформации: бактериальной плазмидой или лигазным миксом по выбранному протоколу; выбор антибиотика для селекции клеток, высев бактериальных культур на твердые среды. | Получение практических навыков по получению ГМ-бактерий | Изучение влияния антибиотиков на те или иные группы микроорганизмов. Изучение протокола проведения трансформации бактериальных клеток. | |
Занятия 20-22 «Создание ГМ -бактерий» | Скрининг колоний. Постановка реакции: выбор праймеров, расчет состава смеси, подбор условий ПЦР, программирование и запуск амплификатора. Визуализация: расчет состава и приготовление геля, подготовка проб, нанесение геля, запуск электрофоретической камеры, визуализация и анализ результатов. | Получение практических навыков по скринингу колоний микроорганизмов после проведения генетической трансформации. | Изучение технологии скрининга колоний микроорганизмов после проведения генетической трансформации. | |
Занятие 23 «Тенденции развития» | Презентация результатов. Анализ тенденций развития данных технологий. | Демонстрация результатов. Доказательство создания ГМО. | Теперь данную технологию можно использовать для создания различного рода организмов с заданными качествами, удовлетворяющими целям человека: снижение антибиотикорезистентности бактерий, устойчивость растений к факторам среды (температура, световой режим, влажность, опылители и пр.), создание продуктов питания большей калорийности (решение проблемы мирового голода) и пр. Изучение основ протеомики, генной терапии. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|