Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примеры кейсов для обучающихся



Примеры кейсов для обучающихся

Кейс №1

 

Тема занятия/ Название кейса

Биотехнология клеток высших растений

Количество часов
Пояснительная записка

Целями данного модуля являются:

1) Знакомство с методами культивирования in vitro клеток и тканей высших растений;

2) Понимание алгоритма получения растения на искусственных питательных средах;

3) Получение навыков по приготовлению питательных сред для культивирования растений in vitro;

4) Получение навыка проведения эксперимента с применением реального оборудования;

5) Предложение модификации составов сред, методов стерилизации и изъятия клеточного материала; усовершенствование методик микроклонального размножения;

6) Предложение по модификации методов под конкретные виды растений;

7) Выявление физических факторов, влияющих на скорость роста эксплантов;

8) Получение безвирусного посадочного материала.

 

Группам учеников будет предложена проблема сохранения редких и исчезающих видов растений. Ученикам будет дана методика проведения эксперимента по выделению, стерилизации, выращиванию клеточного экспланта растения на искусственных питательных средах по технологии микроклонального размножения, а также схема поддержания жизнедеятельности растений в лабораторных условиях.

В задачу преподавателя входит мониторинг работы групп и предложение группе наводящих вопросов и подсказок, приведение контрпримеров для ошибочных методов. Организация площадки для проведения эксперимента в помощь в подборе необходимого оборудования, инструментов и реактивов. 

 

Вспомогательные ресурсы:

1. https://www.youtube.com/watch?v=jjAI5gf2uiw

2. https://www.youtube.com/watch?v=MArSEVqdBeg

3. https://www.youtube.com/watch?v=n65gthY69nM

4. https://www.youtube.com/watch?v=niT6ticmmRc

5. https://www.youtube.com/watch?v=oD3PwPAkkpk

Оборудование, используемое для изучения явлений

1. Ламинар-бокс;

2. Вытяжной шкаф;

3. Сухожаровой шкаф;

4. Дистиллятор;

5. Компьютеры с доступом в сеть Интернет;

6. Автоматические дозаторы;

7. Нагревательная плита;

8. Лабораторные весы;

9. Стеллаж со светом, с возможностью установления режимов освещения;

10. рН-метр;

11. Скальпели;

12. Пинцеты;

13. Пробирки (объем 50 мл);

14. Ложки;

15. Мерные стаканы;

16. Колбы;

17. Мерные цилиндры.

Занятие 1

«Технология in vitro»

Действия Педагогический смысл Научный смысл
Знакомство с методами культивирования in vitro клеток и тканей высших растений Постановка задачи на проведение эксперимента по выращиванию культур клеток и тканей по технологиям in vitro. Знакомство с историей создания и внедрения в мировую практику технологий культивирования in vitro клеток про-и эукариот. Перечень и особенности методов, используемых в настоящее время. Их преимущества и недостатки. Мировой и отечественный опыт. 
Занятие 2 «Технология in vitro» Изучение и апробация методов асептики тканевых эксплантов Приучение обучающихся к соблюдениям правил асептики и дезинфекции при выполнении методик культивирования по технологиям in vitro Усвоение методик асептики тканевых эксплантов. Изучение инструкций по дезинфекции помещения, посуды, питательных сред, материалов и инструментов, используемых в данной методике. Изучение правил работы в ламинар-боксе. Оценка зараженности рабочего помещения и эксплантов, а также проверка на наличие и долю от общего объема клеточного материала некротизированных клеток. Удаление мертвых клеток.
Занятие 3 «Технология in vitro» Приготовление питательных сред для культивирования клеток растений in vitro Непосредственное приготовление питательных сред для культивирования клеток растений in vitro. Овладение навыками приготовления стандартных питательных сред для культивирования клеток растений in vitro.
Занятие 4 «Каллусная ткань» Изучение явления, особенностей дедифференциации тканей высших растений in vitro и процесса первичного каллусогенеза Получение знаний о структуре клеток, подвергающихся дедифференциации Знакомство с явлениями, происходящими с культурой клеток после помещения их в искусственную питательную среду.
Занятие 5 «Каллусная ткань» Отслеживание фаз каллусогенеза. Изучение структуры каллусной ткани. Получение суспензионной культуры Практическое применение навыков по выявлению отдельных фаз каллусогенеза, оценке структуры клеток, получению суспензионной культуры. Изучение изменений, происходящих с клетками в период прохождения основных фаз каллусогенеза.
Занятие 6 «Тотипотентность» Изучение тотипотентности клеток при применении технологий in vitro. Подготовка к постановке задачи получения материала для проведения технологии микроклонального размножения растений. Понимание явления тотипотентности.
Занятие 7 «Тотипотентность» Постановка экспериментов по изучению влияния различных факторов на процессы морфогенеза и регенерации в каллусных тканях in vitro. Закрепление методик по приготовлению препаратов растительной ткани для выявления структурных и функциональных изменений тканей высших растений. Выявление факторов окружающей среды, которые будут вызывать изменения в структуре каллусной ткани.
Занятие 8 «Тотипотентность» Изучение морфологических особенностей тканей культивируемых растений, оценка их физиологических состояний. Закрепление методик по приготовлению препаратов растительной ткани для выявления процессов дифференцировки тканей высших растений. Изучение типов дифференцировки тканей высших растений в популяциях in vitro.
Занятие 9 «Тотипотентность» Изучение процессов, происходящих с клетками растений при гистогенезе и соматическом эмбриогенезе. Получение знаний о гистогенезе и соматическом эмбриогенезе. Выявление особенностей гисто- и эмбриогенеза различных организмов.
Занятие 10 «Микроклональное размножение растений» Изучение технологии микроклонального размножения растений. Понимание важности применения технологии для сохранения видового разнообразия планеты, а также усовершенствования технологий ведения сельского хозяйства Получение знаний о сути технологии микроклонального размножения растений: отличия микроклонирования от микрочеренкования; преимущества и недостатки методов; области применения. Этапы микроклонального размножения растений.
Занятие 11 «Микроклональное размножение растений» Получение безвирусного посадочного материала Понимание важности применения технологии для сохранения видового разнообразия планеты, а также усовершенствования технологий ведения сельского хозяйства Изучение технологии получения безвирусного посадочного материала.
Занятие 12 «Микроклональное размножение растений» Получение безвирусного посадочного материала Понимание важности применения технологии для сохранения видового разнообразия планеты, а также усовершенствования технологий ведения сельского хозяйства Изучение технологии получения безвирусного посадочного материала.
Занятие 13 «Трансгенные растения» Просмотр фильма о ГМО. Сформирование осознанного мнения о преимуществах и недостатках получения ГМО: его пользе и вреде, избавление о мифах, связанных с употреблением ГМО. Ознакомление с технологией получения ГМО, использования его при производстве продуктов питания и иных практических целях человека. Получение знаний о структурных перестройках в генетическом аппарате клеток при получении ГМО.
Занятие 14 «Трансгенные растения» Изучение особенностей трансгенных растений.    
Занятие 15 «Трансгенные растения» Получение изолированных протопластов. Проведение методики слияния изолированных протопластов, включающую использование полиэтиленгликоля в качестве агглютинирующего протопласты агента. Получение практических навыков по созданию трансгенных растений путем слияния их протопластов.  
Занятие 16 «Трансгенные растения» Оформление результатов, обсуждение результатов работы Демонстрация результатов. Констатация производительности лаборатории при получении растений-микроклонов. Теперь данную технологию можно использовать для сохранения редких и исчезающих видов растений, а также получения оздоровленного посадочного материала, что существенно ограничит применение химических реагентов на сельскохозяйственных полях.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.