|
||||
Примеры кейсов для обучающихсяСтр 1 из 8Следующая ⇒ Примеры кейсов для обучающихся Кейс №1
Биотехнология клеток высших растений | ||||
Количество часов | ||||
Пояснительная записка | Целями данного модуля являются: 1) Знакомство с методами культивирования in vitro клеток и тканей высших растений; 2) Понимание алгоритма получения растения на искусственных питательных средах; 3) Получение навыков по приготовлению питательных сред для культивирования растений in vitro; 4) Получение навыка проведения эксперимента с применением реального оборудования; 5) Предложение модификации составов сред, методов стерилизации и изъятия клеточного материала; усовершенствование методик микроклонального размножения; 6) Предложение по модификации методов под конкретные виды растений; 7) Выявление физических факторов, влияющих на скорость роста эксплантов; 8) Получение безвирусного посадочного материала.
Группам учеников будет предложена проблема сохранения редких и исчезающих видов растений. Ученикам будет дана методика проведения эксперимента по выделению, стерилизации, выращиванию клеточного экспланта растения на искусственных питательных средах по технологии микроклонального размножения, а также схема поддержания жизнедеятельности растений в лабораторных условиях. В задачу преподавателя входит мониторинг работы групп и предложение группе наводящих вопросов и подсказок, приведение контрпримеров для ошибочных методов. Организация площадки для проведения эксперимента в помощь в подборе необходимого оборудования, инструментов и реактивов.
Вспомогательные ресурсы: 1. https://www.youtube.com/watch?v=jjAI5gf2uiw 2. https://www.youtube.com/watch?v=MArSEVqdBeg 3. https://www.youtube.com/watch?v=n65gthY69nM 4. https://www.youtube.com/watch?v=niT6ticmmRc 5. https://www.youtube.com/watch?v=oD3PwPAkkpk | |||
Оборудование, используемое для изучения явлений | 1. Ламинар-бокс; 2. Вытяжной шкаф; 3. Сухожаровой шкаф; 4. Дистиллятор; 5. Компьютеры с доступом в сеть Интернет; 6. Автоматические дозаторы; 7. Нагревательная плита; 8. Лабораторные весы; 9. Стеллаж со светом, с возможностью установления режимов освещения; 10. рН-метр; 11. Скальпели; 12. Пинцеты; 13. Пробирки (объем 50 мл); 14. Ложки; 15. Мерные стаканы; 16. Колбы; 17. Мерные цилиндры. | |||
Занятие 1 «Технология in vitro» | Действия | Педагогический смысл | Научный смысл | |
Знакомство с методами культивирования in vitro клеток и тканей высших растений | Постановка задачи на проведение эксперимента по выращиванию культур клеток и тканей по технологиям in vitro. | Знакомство с историей создания и внедрения в мировую практику технологий культивирования in vitro клеток про-и эукариот. Перечень и особенности методов, используемых в настоящее время. Их преимущества и недостатки. Мировой и отечественный опыт. | ||
Занятие 2 «Технология in vitro» | Изучение и апробация методов асептики тканевых эксплантов | Приучение обучающихся к соблюдениям правил асептики и дезинфекции при выполнении методик культивирования по технологиям in vitro | Усвоение методик асептики тканевых эксплантов. Изучение инструкций по дезинфекции помещения, посуды, питательных сред, материалов и инструментов, используемых в данной методике. Изучение правил работы в ламинар-боксе. Оценка зараженности рабочего помещения и эксплантов, а также проверка на наличие и долю от общего объема клеточного материала некротизированных клеток. Удаление мертвых клеток. | |
Занятие 3 «Технология in vitro» | Приготовление питательных сред для культивирования клеток растений in vitro | Непосредственное приготовление питательных сред для культивирования клеток растений in vitro. | Овладение навыками приготовления стандартных питательных сред для культивирования клеток растений in vitro. | |
Занятие 4 «Каллусная ткань» | Изучение явления, особенностей дедифференциации тканей высших растений in vitro и процесса первичного каллусогенеза | Получение знаний о структуре клеток, подвергающихся дедифференциации | Знакомство с явлениями, происходящими с культурой клеток после помещения их в искусственную питательную среду. | |
Занятие 5 «Каллусная ткань» | Отслеживание фаз каллусогенеза. Изучение структуры каллусной ткани. Получение суспензионной культуры | Практическое применение навыков по выявлению отдельных фаз каллусогенеза, оценке структуры клеток, получению суспензионной культуры. | Изучение изменений, происходящих с клетками в период прохождения основных фаз каллусогенеза. | |
Занятие 6 «Тотипотентность» | Изучение тотипотентности клеток при применении технологий in vitro. | Подготовка к постановке задачи получения материала для проведения технологии микроклонального размножения растений. | Понимание явления тотипотентности. | |
Занятие 7 «Тотипотентность» | Постановка экспериментов по изучению влияния различных факторов на процессы морфогенеза и регенерации в каллусных тканях in vitro. | Закрепление методик по приготовлению препаратов растительной ткани для выявления структурных и функциональных изменений тканей высших растений. | Выявление факторов окружающей среды, которые будут вызывать изменения в структуре каллусной ткани. | |
Занятие 8 «Тотипотентность» | Изучение морфологических особенностей тканей культивируемых растений, оценка их физиологических состояний. | Закрепление методик по приготовлению препаратов растительной ткани для выявления процессов дифференцировки тканей высших растений. | Изучение типов дифференцировки тканей высших растений в популяциях in vitro. | |
Занятие 9 «Тотипотентность» | Изучение процессов, происходящих с клетками растений при гистогенезе и соматическом эмбриогенезе. | Получение знаний о гистогенезе и соматическом эмбриогенезе. | Выявление особенностей гисто- и эмбриогенеза различных организмов. | |
Занятие 10 «Микроклональное размножение растений» | Изучение технологии микроклонального размножения растений. | Понимание важности применения технологии для сохранения видового разнообразия планеты, а также усовершенствования технологий ведения сельского хозяйства | Получение знаний о сути технологии микроклонального размножения растений: отличия микроклонирования от микрочеренкования; преимущества и недостатки методов; области применения. Этапы микроклонального размножения растений. | |
Занятие 11 «Микроклональное размножение растений» | Получение безвирусного посадочного материала | Понимание важности применения технологии для сохранения видового разнообразия планеты, а также усовершенствования технологий ведения сельского хозяйства | Изучение технологии получения безвирусного посадочного материала. | |
Занятие 12 «Микроклональное размножение растений» | Получение безвирусного посадочного материала | Понимание важности применения технологии для сохранения видового разнообразия планеты, а также усовершенствования технологий ведения сельского хозяйства | Изучение технологии получения безвирусного посадочного материала. | |
Занятие 13 «Трансгенные растения» | Просмотр фильма о ГМО. | Сформирование осознанного мнения о преимуществах и недостатках получения ГМО: его пользе и вреде, избавление о мифах, связанных с употреблением ГМО. | Ознакомление с технологией получения ГМО, использования его при производстве продуктов питания и иных практических целях человека. Получение знаний о структурных перестройках в генетическом аппарате клеток при получении ГМО. | |
Занятие 14 «Трансгенные растения» | Изучение особенностей трансгенных растений. | |||
Занятие 15 «Трансгенные растения» | Получение изолированных протопластов. Проведение методики слияния изолированных протопластов, включающую использование полиэтиленгликоля в качестве агглютинирующего протопласты агента. | Получение практических навыков по созданию трансгенных растений путем слияния их протопластов. | ||
Занятие 16 «Трансгенные растения» | Оформление результатов, обсуждение результатов работы | Демонстрация результатов. Констатация производительности лаборатории при получении растений-микроклонов. | Теперь данную технологию можно использовать для сохранения редких и исчезающих видов растений, а также получения оздоровленного посадочного материала, что существенно ограничит применение химических реагентов на сельскохозяйственных полях. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|