Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОДЕРЖАНИЕ 5 страница



42. «У одного отшельника спросили – как может он пребывать в постоянном молчании. Он очень удивился и сказал: «Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно – так много собеседников посещают меня». Отшельник настолько приблизился к Миру Незримому, что он стал для него вполне ощутимым. Молитва сделалась собеседованием, мир утвердился во всем величии. Такому духу переход в Мир Тонкий вообще не осязаем. Среди бесед о добре можно подниматься по любым ступеням. Сперва молитва внешняя, потом молитва сердечная и затем собеседование о Благе».

43. «Существует мнение, что молитва есть нечто отличное от обихода, между тем она есть основа жизни. Без связи с Высшим Миром немыслимо человечество, оно будет хуже зверей. Так можно рассматривать связь с Высшим Миром как основу Бытия. Не имеет значения, на каком языке будет совершаться воззвание. Мысль не имеет своего языка, но зато она всепроникающа».

44. «Одни всецело посвящают себя молитве, другие умеют совмещать молитву с трудом. Не будем взвешивать, что ценнее, лишь бы молитва и связь с Высшим Миром существовала и преображала жизнь. Не удивимся, если трудник принесет лучшее качество работы, совершая ее с призванием Высшей Помощи. Не удивляйтесь, если самая краткая молитва будет доходить лучше. Так приобщимся к Высшему Миру не по приказу, но по влечению сердца. Можно преобразить жизнь земную лишь связью с Высшим Миром, иначе страдания не уменьшатся, наоборот, они доведут до гибели. Невежество должно быть искореняемо, но лучшее просвещение явится СВЫШЕ».

45. «Может быть, найдутся столь темные сознания, что не усмотрят вообще надобности связи с Высшим Миром – сор везде существует, но упасите детей от такого невежества. Окаменелое сердце уже не сердце, но кусок отброса. Так найдем во всем место общению с Высшим Миром».

46. «Спокойствие сознания образуется по мере познания Высшего Мира. Нет большей радости и красоты, как утверждение Высшего Мира. Молитва образовалась от достоверности опознания связи живой с Высшим Миром. Само познание такой связи делает человека сильным и устремленным. Явите уважение ко всему, носящему признаки Высшего Мира».

47. «Неужели не видят люди всю сатанинскую уловку против Высшего Мира?»

48. «Человек молит о прощении и не изменяет образа жизни. Человек скорбит о своих несчастьях, но не покидает ни одной привычки, которые довели его до положения скорби. Но одно моление о прощении не имеет смысла, если не сопровождается исправлением жизни. Не скорбь, но лицемерие, когда Высшая Мудрость утруждается саможалением. Также не имеет значения принуждение к молитве. Пока люди не примут значения связи с Миром Высшим, они будут лишь кощунствовать своею неискренностью. Не солгать Истине, не утаить перед всепроникающим Светом. И к чему утаивать сокровенное, сердцем оправданное? Связь с Высшим Миром будет привлекательной, когда сердце утвердит свой приговор».

Е.И.Рерих – Ф.А.Махон[12]

21 января 1936 г.

Моя дорогая г-жа Махон,

Я поистине пришла в ужас, услышав о всех Ваших бедах, это настоящее испытание огнем. Счастлива, что Вы не пострадали, но, пожалуйста, обращайте внимание на все Ваши предчувствия и предостережения, которые посылаются Вам. Времена настолько грозные, что к этим предостережениям нужно внимательно прислушиваться.

Через две-три недели мы ожидаем, что наши нью-йоркские дела вступят в новую фазу. Борьба будет свирепой, но мы знаем, что победим и все обернется на величайшую пользу. Пожалуйста, не слишком усердствуйте в поисках моих гребней. Я напишу в Америку – уверена, что в большом городе будет проще найти их.

Надеюсь, что Вы и полковник Махон в полном порядке и довольны Пребыванием среди друзей.

Шлем Вам обоим наши самые сердечные приветствия.

Искренне Ваша.

 

Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову

21 января 1936 г.

Дорогой Георгий Гаврилович[13], не откажите передать этот ответ Мирону Емельяновичу. Получила Ваше срочное письмо от 19 декабря с замечаниями о книге «Основы миропонимания Новой Эпохи»[14]. Конечно, я очень одобряю эту книгу. Это ценный вклад в нашу небогатую литературу по этим вопросам. Книгу эту я читала в рукописи и не отказывала в советах автору ее. Но о Вашей критике этого труда скажу, что Вы поторопились, так же как Вы это сделали и с критикой журнала д-ра Асеева. Следует помнить, вернее, знать, что нет ни одной книги, в которую не вкралось бы несколько ошибок или неясностей или просто опечаток и пропусков. Даже в книгах или письмах Адептов можно найти как бы противоречия, но которые для знающих являются не противоречиями, а просто недоговоренностями. Мироздание очень сложно, и невозможно уместить все великое разнообразие его в несколько формул, приложимых к каждому случаю. Так и в вопросе о созвучной душе много недоговоренности. Нельзя отмерить аптекарскими мерами степень достигнутой индивидуализации в каждом отдельном случае в тех или иных группах низших царств, потому и берется лишь средняя мера их состояния. Общую душу в данном случае следует понимать как созвучие в примитивных ощущениях, и, именно, такое созвучие может выражаться термином обшей души или духовного созвучия. Ведь и Великие Учителя часто называют Свою Группу – Единое Эго.

Так, Вы изумляетесь, что закон Кармы назван «слепым и вместе с тем разумным». Но следует всегда помнить о противоположениях в каждом космическом законе. Слепым закон этот назван в силу его непреложности, непоколебимости, когда он действует космически непреложно. Закон Кармы становится разумным в действиях человека с пробужденным разумом. Но низшие царства подчинены «слепому» для них закону.

Владыки Кармы, направляя эволюцию мира, конечно, прежде всего руководствуются космическими законами и направляют или согласуют свою Волю с эволюцией Космоса, или великою Целесообразностью. Потому Ваш вопрос – «неужели Владыки Кармы слепы?» – просто неуместен. Теперь разъяснение автора, что «карма не действует в течение первой и последней четверти круга эволюционного развития», то и тут нет заблуждения, но просто тоже недоговоренность. Во всех Учениях очень мало сказано о состоянии человека в первых трех Кругах или даже о первых двух Расах нашего Круга. Но все же из намеков можно понять, что в течение первых двух Рас Четвертого Круга состояние это при духовности было лишено того, что мы называем рассудком, и потому можно сказать, что они следовали непреложному или «слепому» закону Кармы. В последней же четверти нашего Круга, когда человечество утончится и достигнет состояния уплотненного астрала и своей первоначальной духовности через раскрытие высших центров, но уже при вполне развитом и просвещенном разуме, то, конечно, оно завершит свою земную карму и улетит с Земли, чтоб начать новый цикл существования на иной планете.

Также на страницах оккультных трудов можно найти упоминание, заимствованное из теософических писаний, о количестве воплощений, допустимых подряд в одном поле, – категоричность этого утверждения при недоговоренности тоже может вводить в заблуждение. Но если бы я стала опровергать его, то мне пришлось бы затронуть нечто, не подлежащее еще оглашению. (Но так как недоговоренность эта никакого вреда не принесет, то я ее и оставила в ее теософическом освещении.)

Почему кажется Вам несправедливым утверждение, что «человек может обогнать свою карму и тогда она не достигнет его»? Мне думается – наоборот, ибо если было бы иначе, то мы никогда не вышли бы из этого заколдованного круга. Теперь Вы спросите: как может человек обогнать свою карму? Отвечу: улучшением своих мыслей и побуждений. Много раз в Учении сказано, что именно наши побуждения и мысли творят нашу карму, поступки – факторы второстепенные. Ведь именно мысли создают нашу внутреннюю сущность. Мысли откладываются энергиями в нашей ауре, и если эти энергии будут очищены и утончены, то ясно, что они могут созвучать или притягивать лишь такое же чистое, и потому все злобное и низкое не сможет уже коснуться нас в полной силе. Так, если Вы встретитесь с человеком, которому в прошлой жизни Вы причинили зло, то, хотя он и почувствует к Вам неприязнь, но, если Ваша аура будет особенно очищена, действия его злобной энергии не смогут задеть Вас в полной мере, и злобная энергия, как бумеранг, обратится на пославшего. Вот почему так практичен совет очищать, улучшать и утончать свои мысли и побуждения. Дух несет в себе свое достижение и свой доспех. Очищение и огненная трансмутация нашего внутреннего существа делают нас владыками кармы. Ведь завершение кармы на одной планете наступает, когда все элементы или энергии, входящие в состав нашего существа, достигли совершенства, положенного для данной планеты.

Теперь что касается до Андрогины[15]. Обратите внимание, что место это поставлено в кавычках и взято оно из моего письма к автору книги. Я уже писала Вам, что третий том «Тайной Доктрины» собран был без корректуры самой Е.П.Блаватской. Кроме того, нельзя относиться с полным доверием к записям учеников, часто не проверенным самой Е.П.Блаватской. Сама на личном опыте знаю, какие сюрпризы можно встретить в подобных записях. Потому собираюсь в своем завещании упомянуть, что я не отвечаю ни за какие записи, сделанные якобы с моих слов, если в них нет следов моей корректуры и надлежащей подписи.

Не понимаю, почему кажется Вам невозможным, чтобы Христос называл «Отцом Своим» Непознаваемую Первопричину? Как бы ни была трансцендентна Первопричина, истинно, она есть Отец-Мать всего сущего. Так же точно Христос мог называть Своим Отцом того Дхиани-Будду, под Лучом которого зародилась его монада или человеческая особь и к царству или планете которого Он, следовательно, принадлежал.

В заключение напомню Вам, что критика легка, но искусство трудно. И ученик, прочитавший сердцем книги Живой Этики, должен понять, как важно являть на своем пути глаз добрый. Критикой никогда ничего не создавалось.

Книга «Основы нового миропонимания» принесла много радости ищущим сердцам, и я слышала много трогательных откликов и превосходных отзывов о ней. Ошибок в ней или, вернее, недоговоренностей не больше, чем во многих других писаниях, к какой бы области они ни принадлежали.

Прежде чем двигаться дальше, нужно, чтобы сознание человечества вместило то, что уже дано. Ведь сейчас человечество стоит перед пропастью – быть или не быть? – и потому гораздо важнее проводить в жизнь начала Живой Этики, нежели знать точный подсчет числа воплощений, допустимых в одном поле, или же все степени духовных созвучий в низших царствах, или, наконец, будут ли люди Седьмой Расы иметь два позвоночника или три ноздри и т.д.

Так, не критикуйте, но обследуйте каждый вопрос со многих сторон, помня о всем разнообразии и всей сложности Мироздания.

В своем последнем письме Вы пишете: «Вы знаете, что что бы Вы мне не сказали, я не обижусь, а только буду благодарен, – это не слова, а действительность. Часто Вам это говорю, потому что заметил, что многие так говорят, но на первое же указание обижаются» – эти строки подчеркнуты Вами. Отвечу – Благо Вам, если это осознание уже посетило Вас, следовательно, этот мой ответ уже не «задует Вашего пламени», даже если оно «дымящее». «Невелика честь насадить сад обид». Обиженность есть все та же самость, преграждающая нам путь к Свету.

Если найдете еще что-либо непонятное в труде А.Клизовского, напишите, отвечу насколько возможно.

Н.К. уже писал Вам, чтобы Вы не пили слишком сильный навар валериана.

Шлю Вам бодрость и мужество и всего светлого.

Е.Р.

Е.И.Рерих – М. де Во Фалипо

24 января 1936 г.

Май дир френд[16],

За последнее время от нескольких друзей мы получаем сведения, что наши бывшие сотрудники – г-н Хорш, его супруга и мисс Эстер Лихтман – рассылают циркулярные письма, порочащие наше имя, всем лицам, так или иначе состоящим в связи с нашими Учреждениями в Нью-Йорке или даже просто интересующимся ими. Не в моем обычае писать какие-либо отрицательные оповещения даже о неудачных сотрудниках, но их непрекращающиеся выпады против столь уважаемого имени заставляют меня написать Вам и осветить положение и с другой стороны. Конечно, трудно представить себе, как после 14-летнего, казалось бы, такого дружного сотрудничества в Учреждениях мог внезапно произойти среди участников такой раскол, да еще с такими злостными наветами. Но когда мы примем во внимание основные отрицательные черты национальности трех захватчиков, то все становится на место. Так, г-н Хорш вложил свой капитал в Дом и надеялся получить на него сторицею, но когда вследствие Американского краха в 29-м и 30-м году выяснилось, что это невозможно, он задумал иным способом захватить контроль над всеми Учреждениями и Домом. Как теперь обнаруживается, он тщательно подготовлял этот захват в течение всех последующих лет, и, конечно, для завершения его самым удобным временем явилось отсутствие профессора Рериха в далекой экспедиции. Как Вы знаете, происшедший в Америке крах потребовал переоценку всего рил эстета[17], и стоимость нашего Дома, выстроенного в самое дорогое время, упала вдвое, цены на квартиры должны были быть понижены, и, конечно, доход сильно сократился. Все вместе взятое при возросших налогах привело к реорганизации, которая была проведена успешно, и Дом остался за нашими Учреждениями. Но по техническим и легальным формальностям Дом после реорганизации должен был быть передан от «Рерих Музея Корпорации», которая в последние годы являлась владельцем Дома, в нашу основную Корпорацию «Мастер-Институт оф Юнайтед Артс», основанную профессором Рерихом в 1921 году и свободную от всяких обязательств. Таким образом, Дом остался в своей основной Корпорации, в которую входили все те же Трэстис[18]. Но этот уход Дома из одной Корпорации в другую дает возможность трем захватчикам сообщать всем не посвященным во внутреннюю организацию Учреждений как бы о прекращении деятельности, связанной с Музеем и именем, и переходе всего в какую-то якобы новую Корпорацию. На самом же деле именно Мастер-Институтом оф Юнайтед Артс начались наши Учреждения, и Н.К. является фаундером[19] и основателем его вместе с основной группой, состоящей из З.Лихтман и Мориса Лихтмана, мисс Грант, профессора Рериха и меня. Г-н Хорш с самого своего подхода к делам принял на себя все управление Домом и исключительное заведование всею финансовою частью. Также он имел нашу полную доверенность на ведение всех наших финансовых и прочих дел. Конечно, он и воспользовался этими обстоятельствами, чтобы тем успешнее провести свое злоумышление. Так, он со своею супругою и мисс Эстер Лихтман решил упразднить всю основную группу учредителей, состоящую, как я уже писала, из профессора Рериха и меня, г-на и г-жи Лихтман и Франсис Грант (особенно ненавистны ему две последних), и уже в 34-м году в последний краткий приезд Н.К. в Нью-Йорк г-жа Хорш заявила ему категорически, что они не могут сотрудничать с Зинаидой Григорьевной Лихтман и с мисс Франсис Грант. С этою целью, под предлогом опять каких-то легальных формальностей, будто бы требовавших временной замены нас в Трэстишип[20], г-н Хорш ввиду нашего отсутствия заменил Н.К. своим зятем, а мое место заняла мисс Эстер Лихтман. Конечно, мы были извещены, что это пустая формальность и мы автоматически будем немедленно снова восстановлены во всех своих правах. Но как это выясняется, такая замена не являлась необходимостью. Все это совершалось ими под шумок и в отсутствие Н.К. и при полном доверии к его действиям со стороны прочих Трэстис. Также в свое время, под предлогом тех же формальностей, г-н Леви принял на хранение их шеры[21] Учреждений, которые теперь он выдает за свои. Но, по счастью, у некоторых имеются расписки в выдаче ему этих шер. Когда первое предательство было совершено, они начали поход против остальной ненавистной им группы. Ведь уже в 34-м году в последний краткий приезд Н.К. в Нью-Йорк г-жа Хорш заявила категорически, что сотрудничать с Зинаидой Григорьевной Лихтман и Франсис Грант они не будут. Конечно, мы прилагали все усилия, чтобы поддержать между ними всеми дружественное, просто деловое сотрудничество, но безуспешно, как мы это видим. Невозможно описать всех злобных ухищрений, которые были пущены ими в ход для этой цели. Когда Н.К. узнал о происшедшем, дело, конечно, приняло новый оборот, и Н.К. вступился за права верных и оскорбленных сотрудников, которых трое захватчиков хотели буквально выбросить на улицу. Дело сейчас уже передано адвокатам. Но когда злоумышленники убедились, что мы будем защищать наших сотрудников, то злоба их перешла всякие границы и они решили уничтожить всех нас. Для этого они не останавливаются ни перед чем и решили воспользоваться даже известным пуллом[22] в лице г-на Уоллеса.

Так, корысть и жажда власти и честолюбие маленького брокера, добившегося благодаря идеям и имени Н.К. известного положения, при котором ему многие двери стали открыты, бросились ему в голову, и он хочет уже блистать один. Сама мисс Лихтман неоднократно подтверждала, как имя Рериха открывало им все двери и что реорганизация Дома была успешна[23] только благодаря тем идеям, которые были заложены в Учреждениях, и сочувствию общественного мнения. Друзей у нас немало, и мы получаем множество писем с изъявлением полного сочувствия и полной солидарности с нами против этого вопиющего злоумышления. Прекрасные формулы наполняют пространство. Так, известный писатель Косгрэв: «Ай олвэз фот – ит уоз эй миракл, вет эй мен лайк Хорш уит нофинг бет ве уол-стриит инстинкте шульд хев гивен вет до-нешен ту ве уорк. Ай кульд онли аккаунт, нор, ит бай май белиф вет хе хэд биин течед бай ве Холи Гост ин ве персон оф Николае Рерих – нау аппарентли хи вульд нот сюстен ит енд хез гон бек то хиз фермер селф. Перхепс эновер теч оф ве Холи Гост уил хелп хим. Ин эни кез Ай вульд лайк ту си Профессор Рерих бек хир»[24]. Конечно, я не могу передать Вам всего того, что говорится[25] по адресу захватчиков. Но происходят и трагикомические сцены, не могу не описать одну из них: так, на одном многолюдном собрании Общества имени Рериха в Филадельфии г-жа Хорш, которая состояла его почетным членом, встретив там известного поэта Уортона Сторка, первого председателя Общества имени Рериха в Нью-Йорке, начала было порочить имя Рериха, на что Уортон Сторк (свыше шести футов ростом) прогремел на всю аудиторию: «Оан мор диспереджинг уорд эгенст профессор Рерих, энд Ай уил инфликт ю бодили харм»[26]. Говорят, что от ужаса г-жа Хорш присела и быстро покинула собрание <...>[27] Да, друзья собираются и образуют Совет защиты. Попутно многие лики обнаружатся, и это полезно знать. Да, все отрицательные черты еврейской национальности выявились в этих трех захватчиках, так же как лучшие ярко определились в Зинаиде Григорьевне и ее супруге. Ведь родной брат мисс Лихтман отказался от нее и сейчас очень страдает от того, что именно его сестра явилась предательницей дел. Он чуткая и редкая душа. Во всем этом деле самым потрясающим, конечно, является их беспримерное лицемерие. Ведь у нас тома их писем в самых суперлативных[28] словах, выражающих нам их преданность и признательность за все полученное ими от нас, за все те возможности, которые открылись перед ними, то положение, которое Учреждения эти дали им. Так продолжалось до самой середины прошлого лета, когда без малейшего повода с нашей стороны они неожиданно <...>[29] для возможности в будущем писать им и дискредитировать имя профессора Рериха. Все необходимые рекомендации и письма были получены ими. Конечно, больше всего они опасались и опасаются приезда Н.К. в Америку и потому измышляют самые невероятные вещи, чтобы помешать этому приезду. Так, экспедиция должна была закончиться в Америке, но через Уоллеса они добились, чтобы экспедиция была закончена в Индии, чтобы всячески отдалить и пресечь возможности приезда. Зная также слабую струнку многих, они пытаются затронуть и с политической стороны, именно распуская на основании нелепейших и умышленных статей некоего Пауэла, который за свои подобные же проделки лживых доносов должен был после спасаться в сумасшедшем доме. Они распускают слухи, будто бы профессор Рерих встретил затруднения от местных монгольских правительств, когда на самом деле как раз обратное. Никто и нигде не чинил профессору Рериху никаких препятствий, и мы имеем к этому письменные доказательства. Так, мы имеем письма князя Девана в местные газеты, выражающего свои дружественные чувства к профессору Рериху, мало того, именно Монгольское Правительство издало биографию профессора Рериха на монгольском языке. Факт сам по себе редчайший. Также и со всеми остальными Правительствами никаких трений не возникало. Те выпады русских эмигрантов, вроде брошюры Василия Иванова, нельзя принимать во внимание, зная, на какие деньги она печаталась. Ведь эта лживая брошюра, в которой и я названа еврейкой и урожденной Лишман(!!!) и теософической мадонной, постоянно живущей в Адиаре, и т.д., не может рассчитывать на внимание и сочувствие уважающих себя русских. Так, никаких затруднений Н.К. и Юрий не встречали, и у них к тому есть свидетельства порядочных людей разных национальностей.

Но неслыханное предательство должно быть обнаружено во всей его глубине и справедливость восторжествовать. Дело уже в руках адвокатов, но, конечно, потребуется некоторое время, чтобы ознакомиться со всею сложностью дела, которая тем больше, что г-н Хорш заведовал всею финансовою частью и имел и нашу полную доверенность. Но мы знаем о полной победе и потому бодро принимаем этот бой за истину и справедливость. Еще в 34-м году г-жа Хорш заявила Н.К. категорически, что они не могут работать с Зинаидой Григорьевной и мисс Франсис Грант. Конечно, все эти годы всячески старались улаживать эти отношения, но, как видите, безуспешно, ибо корысть и жажда власти и честолюбие <...>[30].

 

Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену

25 января 1936 г.

Дорогой Федор Антонович, только что отослала Вам ответ, как получила Ваше второе письмо от 4 января. От всего сердца приветствуем Вашу мысль написать труд на избранную Вами тему. Вы правы, что вопрос религии очень важен. Можно сказать, краеуголен в грядущей эпохе сужденной духовности. Потому следует неотложно закладывать в сознание молодого поколения правильное понимание этого насущнейшего вопроса. Само слово «религия» от латинского «религаре» означает связь, именно связь с Высшим Миром. Нарушив эту связь, человечество лишает себя не только истинного познания, но и самого бытия, ибо живоносный Источник Благодати питает все миры. Очень одобряем и план задуманного Вами труда и знаем, что Вы подойдете ко всем затронутым Вами понятиям со всею вдумчивостью и сердечностью. Можно было бы включить и мысли о значении молитвы из Книги Учения, потому вышлю Вам все параграфы, относящиеся к этому. Вы можете воспользоваться ими и еще развить. Почему бы Вам не написать эту книгу на двух языках? Уверена также, что нужные книги подойдут. Если не ошибаюсь, труды Оригена, кроме английского, изданы и на немецком языке.

Если бы отцы церкви поняли, какое время встало перед ними – время великого очищения и творчества духа, когда, объединившись, они могли бы в новом эволюционном сознании просмотреть Великий Завет Христов и при свете изучения и сопоставления с древнейшими религиями понять глубокий эзотеризм Учения Христа, основанный всецело на Первоначальном Откровении, Источнике всех когда-либо существовавших Учений. Отцы церкви должны стать истинными духовными пастырями народа, проводя в жизнь основы Живой Этики, встречаемые в каждом Учении Света. Опасно отставать от растущего и эволюционирующего сознания, опасно отрицать нахождения и достижения науки, которые сейчас в силу нагромождающихся событий остаются еще одиночными проявлениями. Но не за горами, а за плечами время, когда эти проявления объединятся и предстанут как неопровержимые факты. Неужели мы будем брать пример с тех невежественных кардиналов, которые готовы были сжечь на костре Галилея за его утверждение о вращении Земли? Потому нужно усмотреть в Заветах именно то, что так согласуется с новейшими нахождениями науки, а не поддерживать то, что было искажено и приспособлено для различных целей. Нужно со всею честностью, со всею искренностью и просветленным сознанием изучать Заветы, отбросив все позднейшие толкования, настолько затемнившие первую основу, что действительно «вместо прекрасных Ликов остались лишь запыленные гримасы». Потому так приветствую Ваш труд и Вашу деятельность, постепенно и осторожно вкладывающие в сознание масс очищенные основы Великих Заветов. Также принятием предложенной Вам кандидатуры Вы, может быть, зажжете не один светильник.

На два Ваших вопроса Вы уже имеете ответ. Да, я кому-то писала, что дух получает связь с момента зачатия и начинает входить с четвертого месяца, с момента развития в плоде нервных и мозговых центров. О падении Люцифера я уже ответила в предыдущем письме.

Конечно, ошибки на пути следования Свету неизбежны, ибо кто же совершенен? Но все зависит от их качества и нашего отношения к ним и от прочности связи с Иерархией. Пасть в пропасть может лишь отказавшийся от Света, порвавший связь с Иерархией. Так ужасен путь предателей.

В предыдущем Вашем письме я недосмотрела последний важный вопрос о страдании и окаменении сердца, потому отвечаю на него.

Страдание во всех случаях можно считать благом, ибо оно утончает наши чувствования и научает великому состраданию. Одна радость не может дать глубины чувствам, потому необходимо совмещение этих двух антиподов для завершения пути. Сердце окаменевшее недостойно своего названия Солнца Солнц. Сердце окаменевшее, не звучащее всеми фибрами своими на радость и страдания окружающих, не может принадлежать ученику, идущему по пути Света. Именно при совершенствовании вся гамма чувств настолько утончается, что сердце высокого ученика на последней ступени иногда представляет из себя как бы рану, часто он физически ощущает ее жгучую боль. Только чувствительность эта не столько о себе, сколько о других и Общем Благе, которое для некоторого типа людей является «пустым словом». Особенно тяжка всякая грубость.

Думаю, что многие не совсем отдают себе отчет, что подразумевают они под словом «окаменевшее сердце». Возможно, что они хотят выразить, что при частых жизненных ударах, но при расширенном сознании и при осознании связи с Иерархией Света мы научаемся спокойно принимать этих вестников, ибо понимаем, что все они или нами заслужены, или послужат нам на пользу. Это и есть закалка духа, когда человек ничем уже не устрашается, но сердце его еще с большим горением устремляется к Иерархии, к несению подвига во Благо.

Именно, как сказано в Учении: «Спокойствие сознания образуется по мере познания Высшего Мира. Нет большей радости и красоты, как утверждение существования Высшего Мира. Молитва образовалась от достоверности опознания связи живой с Высшим Миром. Само понятие такой связи делает человека сильным и устремленным»[31].

Так, Свами Вивекананда часто спрашивал своих учеников – могут ли они представить себе всю мягкость, всю нежность сердца Великих Учителей? Но сострадание и помощь Великих Учителей в силу Их великого знания выражается в формах, часто не отвечающих ни нашему пониманию, ни желанию. Отсюда нередкие замечания, которые, увы, я сама слышала – «Великий Учитель где-то далеко и не слышит обращенных к Нему воззваний». Но нет большего заблуждения. Только для того, чтобы быть услышанным, нужно приложить искренность и сердечное устремление.

Возможно также, что некоторые смешивают достижение состояния «ваирага» с окаменением сердца. Для них ваирага означает именно окаменение, тогда как на самом деле это есть отрешение от привязанностей к плотским предметам, причем отрешение это должно состояться, главным образом, в мыслях. Отсутствие привязанности к низшим и плотским проявлениям не есть бесчувственность. Так, непривязанность к пище не значит, что человек перестал ощущать голод, и т.д. Но при достижении состояния «ваирага» человек всему отдает должное и умеет различать, где оно, главное и ведущее.

«Окаменелое же сердце уже не сердце, но кусок отброса»[32].

Об упоминаемом Вами г-не Балодисе слышала нечто от Карла Ивановича и от нашего родного Владимира Анатольевича – последний видел его и вынес от этого свидания впечатление неблагоприятное. Думаю, что ощущения Владимира Анатольевича и Ваши правильны.

Книгу «Арканы Таро» я не видела и потому не могу высказаться о ней.

О Донове слышала и имею несколько его книг. Они неплохие. Последователи Донова утверждают, что учитель их принадлежит к Солнечной Иерархии, и ставят его превыше Великого Учителя, Давшего «Тайную Доктрину» и Дающего сейчас книги Живой Этики. Знаю, что о книге «Агни Йога» сам Донов высказался как о книге опасной, но в чем усмотрел он эту опасность, не сказал. Его ученик, некто Калименов, прочтя книги Живой Этики, восхитился ими и решил перевести «Агни Йогу» на болгарский язык. Я дала ему разрешение, и он приступил к переводу и печатанию. Но когда книга была уже собрана и готова к выходу, Донов, узнав об этом, вызвал к себе Калименова и потребовал от него, чтобы он отказался от распространения этой книги и вообще прекратил интересоваться Учением Живой Этики. Мне говорили, что Калименов настолько был запуган, ибо на него ополчились все доновцы, что, как говорится, поспешил отряхнуть прах от ног своих и передал книгу некоему г-ну Сеплевенко, не состоящему в числе Доновцев, который собирается продолжать перевод книг Живой Этики. Д-р Асеев имел переписку с Калименовым по этому поводу. Также одному моему корреспонденту в Болгарии приходится выслушивать много престранных утверждений со стороны доновцев. Я постоянно прошу их выказывать терпимость и никому не навязывать книг Живой Этики и, главное, не вступать ни в какие споры. У некоторых людей каждый обмен мнений превращается в спор и в личные обиды. Конечно, последнее обстоятельство доказывает малую степень развития сознания и малое знание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.