Задача № 4
У больного А., 43 лет, выявлены паралич правой нижней конечности, отсутствие болевой и температурной чувствительности слева с уровня нижней реберной дуги, отсутствие вибрационного и суставно-мышечного чувства справа. Назовите синдром. Поставьте топический диагноз. Покажите, как исследовать суставно-мышечное и вибрационное чувство, мышечную силу и тонус.
Постановка топического диагноза | Поражение половины поперечника с.м.на стороне очага гл.чув-ть и паралич, на противопол.-поверхн., выпадает чув-ть по проводниковому типу ниже очага.Спинальный тип. Синдром Броун-Секара. Поперечное поражение спинного мозга справа T-9 |
Методика исследования мышечно-суставного чувства | Студент производит легкие пассивные движения в суставах конечностей больного(сгибание, разгибание, приведение, отведение). Начинается исследование с концевых фаланг пальцев, затем к проксимальным суставам. При этом у больного спрашивают какой взят палец, куда направлено движение. В зоне поражения МСЧ расстроено. |
Методика исследованиявибрационногочувства | Студент ставит ножку вибрирующего камертона на те участки тела где кость располагаются поверхностно (остистые отростки позвонков, лодыжки, надколенник, гребни подвздошных костей).Спрашивают чувствует ли он вибрацию и степень ее восприятия справа и слева. В зоне поражения больной не ощущает вибрацию камертона (апаллестезия) |
Методика исследования мышечного тонуса и силы мышц в нижних конечностях | Студент подходит справа от лежащего на кушетке больного, предварительно просит его расслабиться, затем последовательно осуществляет рывковые пассивные движения(2-3 раза), затем плавные (5-7 раз) в суставах конечностей больного (сгибание-разгибание, пронация-супинация) сначала в руках, затем в ногах. Оценивается степень преодоления сопротивления мышц, равномерность на всем протяжении, плавность движения, его объем Студент встает справа от лежащего на кушетке больного, предварительно просит его согнуть ноги в коленных суставах и удержать в определенной позиции, при этом студент старается изменить эту позицию, захватывает правой рукой нижнюю часть правой голени больного и старается разогнуть ногу больного в коленном суставе, затем левой голени больного и также старается разогнуть ногу в коленном суставе, тем самым проверяя силу разгибателей голени. |
Методика исследования тактильной чувствительности | Студент садится справа от лежащего на кушетке больного, предварительно просит его закрыть глаза, затем прикасается ваткой к симметричным участкам кожи туловища, конечностей. При каждом прикосновении студент задает больному вопрос: «Вы чувствуете прикосновение?». Больной, ощущая каждое прикосновение, сигнализирует об этом словом «Да», в зонах анестезии больной не чувствует прикосновения и не дает словесного сигнала. |
Задача № 5
У больной Ш., 57 лет, паралич мягкого неба, глотки, голосовой связки, синдром Горнера, мозжечковая атаксия, нистагм, утрата болевой и температурной чувствительности половины лица слева; с противоположной стороны - выпадение болевой и температурной чувствительности на туловище и конечностях. Назовите тип расстройства чувствительности. Локализуйте патологический очаг. Покажите, как исследуются поверхностная и глубокая чувствительность на лице.
Постановка топического диагноза | 1 минута | Церебральный тип. Стволовой альтернирующий синдром. Поражение на уровне продолговатого мозга слева. |
Методика исследования болевой чувствительности на лице в зонах Зельдера | 1 минута | Студент садится справа от лежащего на кушетке больного, предварительно просит его закрыть глаза, затем острием иглы наносит легкие уколы в симметричные участки кожи лица, распределяя уколы таким образом, чтобы они соответствовали зонам иннервации отдельных ветвей тройничного нерва, а также скобкам Зельдера. При каждом прикосновении студент задает больному вопрос: «Что Вы чувствуете –остро или тупо?». Больной, ощущая каждое прикосновение иглой, сигнализирует об этом словом «Да,остро», в зонах анестезии больной не чувствует прикосновения и не дает словесного сигнала |
Методика исследования тактильной чувствительности в области лица | 1 минута | Студент садится справа от лежащего на кушетке больного, предварительно просит его закрыть глаза, затем прикасается ваткой к симметричным участкам кожи головы. При каждом прикосновении студент задает больному вопрос: «Вы чувствуете прикосновение?». Больной, ощущая каждое прикосновение, сигнализирует об этом словом «Да», в зонах анестезии больной не чувствует прикосновения и не дает словесного сигнала. |
Методика исследованиявибрационногочувства | 1 минута | Студент ставит ножку вибрирующего камертона на те участки тела где кость располагаются поверхностно (остистые отростки позвонков, лодыжки, надколенник, гребни подвздошных костей, сосцевидные отростки, черепа, ключица, шиловидный отросток и локтевой отросток).Спрашивают чувствует ли он вибрацию и степень ее восприятия справа и слева. В зоне поражения больной не ощущает вибрацию камертона (апаллестезия) |
Курковые зоны тройничного нерва | 1 минута | Курковые зоны- это участки кожи губ, носогубных складок, крыльев носа, бровей легкое прикосновение к которым провоцирует приступ болей, а сильное давление облегчает развившийся приступ. Бывает при невралгии тройничного нерва. |
Итого | 5 минут |
Задача № 6
У больного К., 43 лет периодически возникают приступы клонических судорог, которые начинаются с правой стопы, затем распространяются на всю половину тела.Назовите синдром. Локализуйте патологический очаг. Первая помощь при эпилептических приступах. Как исследуется мышечный тонус и мышечная сила, верхняя проба Барре, патологические стопные и кистевые рефлексы.
Постановка топического диагноза | 1 минута |
Синдром корковой локальной эпилепсии Гагарина-Джексона. Раздражение верхнего отдела передней центральной извилины слева
Первая помощь при эпилептических приступах 1 минутаЗаметив, что кто-то находится на грани припадка, необходимо постараться сделать так, чтобы пострадавший не причинил себе вреда при падении.
Освободить место вокруг пострадавшего и подложить ему под голову что-нибудь мягкое. Повернуть голову больного
Расстегнуть одежду на шее и груди пострадавшего.
Не пытаться сдерживать пострадавшего. Если у него стиснуты зубы, не пытаться разжать челюсти. Не пытаться засунуть что-нибудь в рот пострадавшего, так как это может привести к травме зубов и закрытию дыхательных путей их отломками.
После прекращения судорог перевести пострадавшего в безопасное положение.
Обработать все травмы, полученные пострадавшим во время припадка.
Методика исследования нижней и верхней пробы Барре 1 минутаСтудент встает напротив больного, предварительно просит его закрыть глаза, вытянуть вперед обе руки и приподнять их под углом 35-40 градусов к горизонтальной плоскости, удерживать их в таком положении 1-2 минуты (на стороне пареза рука опускается). Больному, лежащему на спине, предлагают поднять ноги. Паретическая нога отстает от здоровой или опускается.
Методика исследования патологического рефлекса Оппенгейма 1 минутапатологический рефлекс проявляющийся в разгибании большого пальца стопы при проведении пальцами по гребню большеберцовой кости вниз к голеностопному суставу.
Методика исследования рефлекса Россолимо на верхней конечности 1 минутапатологический рефлекс, проявляющийся в сгибании пальцев стопы (нижний рефлекс Россолимо) или кисти (верхний рефлекс Россолимо) при быстром касательном ударе по подушечкам пальцев.
Итого 5 минут
Задача № 7
Больная И., 33 лет, доставлена в стационар с нижней параплегией, нарушением функции тазовых органов и отсутствием всех видов чувствительности с уровня Th 10.Локализуйте патологический очаг. Покажите, как исследуется патологические рефлексы,клонус стопы и коленной чашечки
Постановка топического диагноза | 1 минута |
Спинальный тип. Проводниковый вариант. Поражение спинного мозга на уровне Th10 сегмента
Методика патологического рефлекса Гордона 1 минута(патологический стопный разгибательный рефлекс) проявляющийся в медленном разгибании I пальца стопы и веерообразным расхождением других пальцев при сдавлении икроножных мышц
Методика исследования патологического рефлекса Шефера 1 минутаразгибание I пальца стопы при сдавлении ахиллова сухожилия.
Методика исследования клонуса стопы, коленной чашечки 1 минутаДля вызывания клонуса коленной чашечки осуществляет резкое смещение ее к низу у больного лежащего на спине с выпремленными ногами, для этого большим и указательными пальцами захватывают верхний полюс коленной чашечки вниз и удерживают ее в таком положении при этом сухожилие четырехглавой мышцы бедра расстягивается, в ответ возникоет ритмическое мышцы и быстрое колебание коленной чашечки вверх и вниз. Клонус стопы вызывается удержанием одной рукой на весу голени больного а другой взятие стопы за дмстальную часть и быстрым разгибание в голеностопном суставе. Клонусы бывют стойкими либо быстро затухающими
Методика исследования патологического рефлекса Бабинского 1 минута(патологический стопный разгибательный рефлекс) — патологический рефлекс, проявляющийся в разгибании I пальца стопы при штриховом раздражении кожи наружного края подошвы.
Итого 5 минут
Задача № 8
Больной Ш., 45 лет, поступил в неврологическое отделение с жалобами на шаткость при ходьбе, нарушение координации и речи. В неврологическом статусе выявлены снижение мышечного тонуса, интенционное дрожание, атаксия при выполнении пяточно-коленной пробы справа, нистагм, скандированная речь. В позе Ромберга отклоняется вправо. Назовите синдром и укажите топический очаг. Покажите, как исследуется пяточно-коленная проба, поза Ромберга, диадохокинез, симптом Стюарт-Холмса.
Постановка топического диагноза | 1 минута |
Синдром динамической мозжечковой атаксии Гемисфера мозжечка
Методика исследования пальце-носовой и пяточно-коленной проб. 1 минутаСтудент подходит справа от лежащего на кушетке больного, просит его закрыть глаза, затем предлагает больному найти пяткой левой ноги правое колено и провести левой пяткой по правой голени вниз до стопы. Далее просит повторить те же действия с другой стороны: найти пяткой правой ноги левое колено и провести правой пяткой по левой голени вниз до стопы.
Методика исследования координации в позе Ромберга простой и усложненной 1 минутаСтудент просит больного встать и постоять со сдвинутыми стопами с открытыми, затем с закрытыми глазами, вытянуть руки вперед, стоять, выставив одну ногу впереди другой на одной линии с открытыми, затем с закрытыми глазами.
Методика исследования диадохокинеза 1 минутабольной должен быстро пронировать и супинировать кисти вытянутых рук; при поражении полушария мозжечка чередование этих движений на одноименной с ним стороне будет замедленно (адиадохокинез).
Методика исследования симптома Стюарт-Холмса, асинергия Бабинского 1 минутаПроба Стюарт — Холмса (с ее помощью определяется регуляция удерживания позы; больному предлагают согнуть руку в локтевом суставе, оказывая ему при этом сопротивление.Если затем внезапно прекратить сопротивление, то на стороне поражения мозжечка рука больного с силой ударяется в его грудь),
Проба Бабинского на асинергию: лежащему на спине больному предлагают сесть со скрещенными на груди руками. При выполнении такого движения у больного поднимаются ноги, причем нога на стороне поражения мозжечка поднимается выше.
Итого 5 минут
.
Задача № 9
У больной Я., 17лет, выявляются быстрые, аритмичные, непроизвольные движения конечностей и туловища. Она гримасничает, причмокивает, высовывает язык. Тонус мышц конечностей снижен.
Назовите синдром и укажите топический очаг.Покажите, как исследуется мышечный тонус, как выявляется «симптом глаз и языка», походка, симптом Вестфаля.
Постановка топического диагноза | 1 минута | Гиперкинетический-гипотонический синдром. Поражение полосатого тела (атетоз) |
Методика исследования мышечного тонуса на верхних конечностях | 1 минута | Методика исследования мышечного тонуса: Студент подходит справа от лежащего на кушетке больного, предварительно просит его расслабиться, затем последовательно осуществляет рывковые пассивные движения(2-3 раза), затем плавные (5-7 раз) в суставах конечностей больного (сгибание-разгибание, пронация-супинация) сначала в руках, затем в ногах. Оценивается степень преодоления сопротивления мышц, равномерность на всем протяжении, плавность движения, его объем. |
Методика исследования симптома «глаз и языка» | 1 минута | Студент просит больного сесть, высунуть язык изо рта, одновременно закрыть глаза и удерживать это положение в течение 1-2 минут. При хореиформном гиперкинезе больной не может сохранить это положение больше 15 секунд. |
Исследование походки | 1 минута | Больному предлагают встать и в течении 15-20 сек прйтись неподвижно, затем пройтись по комнате с закрытыми глазами |
Методика исследованиясимптома Вестфаля | 1 минута | Студент максимально разгибает стопу больного лежащего на спине, в норме стопа возвращается в начальное положение при гиперкинезах больной не может долго удержать ногу из за избыточных движений |
Итого | 5 минут |
Задача № 10
Больной Д., 64 лет, ходит мелкими шагами, туловище наклонено вперед, руки и ноги полусогнуты. Лицо маскообразное, речь тихая, монотонная. Ригидность мышц, стереотипный тремор типа «счета монет». Назовите синдром. Укажите топический очаг.Покажите, как исследуется мышечный тонус, методика исследования: пропульсия, ретропульсия, латеропульсия. симптома Вестфаля, симптом Фуа-Тевенара.
Методика исследования: пропульсия, ретропульсия, латеропульсия | 1минута |
Акинетико-ригидный синдром. Поражение палидо-нигральных структур
Если больного подтолкнуть в спину он неудержимо будет двигаться вперед – пропульсия, если в бок то двигается в сторону - латеропулсия, если в грудь то пятится назад - ретропульсия
Методика исследованиясимптома Вестфаля 1 минутаСтудент максимально разгибает стопу больного лежащего на спине, в норме стопа возвращается в начальное положение при Акинетико-ригидный синдроме наблюдается застывание стопы в приданном положении
Методика исследования симптома Фуа-Тевенара 1 минутаДля выявления феномена обследуемому предлагают лечь на живот, его голень пассивно пригибают к бедру и некоторое время удерживают в таком положении.В норме голень постепенно возвращается в исходное положение при акинетико регидном синдроме – застывание голени в приданном положении
Методика исследованиямышечного тонуса 1 минутаСтудент подходит справа от лежащего на кушетке больного, предварительно просит его расслабиться, затем последовательно осуществляет рывковые пассивные движения(2-3 раза), затем плавные (5-7 раз) в суставах конечностей больного (сгибание-разгибание, пронация-супинация) сначала в руках, затем в ногах. Оценивается степень преодоления сопротивления мышц, равномерность на всем протяжении, плавность движения, его объем
Итого 5 минут
Задача № 11
В приемный покой поступил больной с признаками спастической тетраплегии, нарушением функций тазовых органов. Определите уровень поражения спинного мозга.Проведите обследование мышечный силы конечностей и мышечного тонуса, сухожильные рефлексы, методика исследования патологических рефлексов.
Критерии | Время | 20 баллов | 15 баллов | 10 баллов | 0 баллов |
Практические манипуляции | На каждую манипуляцию отводится определенное время, предложенное ниже | Выполнение манипуляций последовательное, правильное с учетом коммуникативных компетенций. | Выполнение манипуляций самостоятельно, но с погрешностями в технике и последовательности, не в полном объеме соблюдены коммуник. компетенции | Выполнение манипуляций с погрешностью и непоследовательно. Не соблюдены коммуникативные компетенции. | Задание не выполнено |
Постановка топического диагноза | 1 минута |
Поражение спинного мозга на уровне выше шейного утолщения.
Методика исследования мышечной силы и тонуса в верхних конечностях 1 минутаПросит больного оказывать сопротивление ему при этом производит сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах-(практические навыки).
Студент берет руку больного при и этом правой рукой держит больного за область кисти, а левой рукой за область плеча и начинает определять тонус мышц по сопротивлению пассивных движений. В ногах правой рукой держит больного за икроножную мышцу, а левой рукой за за область бедра-( при исследовании правых кончностей). При исследовании левых конечностей наоборот- правая рука студента держит область плеча, а левая рука студента удерживает кисть больного. В ногах также левая рука студента держит область бедра больного, а левая рука икроножную мышцу.
Методика исследования патологического рефлекса Россолимо 1 минута
Вызывается коротким энергичным ударом по коникам пальцев (2-5) больного пальцами исследующего.(приводит к сгибанию 2,3,4 и 5 пальцев стоп.)
Определите рефлексы: локтевой-сгибательный, локтевой-разгибательный 1 минутаЛ-С: вызывается ударом молоточка по сухожилию двуглавой мышцы.(легкая пронация и сгибание предплечья)
Л-Р: при ударе по сухожилию трехглавой мышцы, что приводит к ее сокращению и разгибанию предплечья.
Методика исследования патологического рефлекса Оппенгейма 1 минутаПроведение м нажимом мякотью большого пальца по передней поверхности большеберцовой кости сверху вниз.(приводит к разгибанию большого пальца стопы, а иногда и к разведению всех остальных пальцев в виде веера.)
Итого 5 минут
Заведующий кафедрой нервных болезней,
профессор, д.м.н. Нургужаев Е.С.
Задача № 12
В приемный покой поступил больной с тетраплегией. При обследовании выявлен периферический паралич рук и центральный паралич ног. Определить уровень поражения спинного мозга. Проведите обследование мышечный силы конечностей, мышечного тонуса конечностей, патологические стопные рефлексы.
Критерии | Время | 20 баллов | 15 баллов | 10 баллов | 0 баллов |
Практические манипуляции | На каждую манипуляцию отводится определенное время, предложенное ниже | Выполнение манипуляций последовательное, правильное с учетом коммуникативных компетенций. | Выполнение манипуляций самостоятельно, но с погрешностями в технике и последовательности, не в полном объеме соблюдены коммуник. компетенции | Выполнение манипуляций с погрешностью и непоследовательно. Не соблюдены коммуникативные компетенции. | Задание не выполнено |
Постановка топического диагноза |
Поражение спинного мозга на уровне шейного утолщения
Техника исследования мышечной силы и тонуса с верхних конечностей
Просит больного оказывать сопротивление ему при этом производит сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах-(практические навыки).
Студент берет руку больного при и этом правой рукой держит больного за область кисти, а левой рукой за область плеча и начинает определять тонус мышц по сопротивлению пассивных движений. В ногах правой рукой держит больного за икроножную мышцу, а левой рукой за за область бедра-( при исследовании правых кончностей). При исследовании левых конечностей наоборот- правая рука студента держит область плеча, а левая рука студента удерживает кисть больного. В ногах также левая рука студента держит область бедра больного, а левая рука икроножную мышцу.
Методика исследования кистевого рефлекса Жуковского
Сгибание пальцев кисти при нанесении удара по середине ладони
Выявить патологические стопные рефлексы Оппенгейма, БабинскогоПроведение м нажимом мякотью большого пальца по передней поверхности большеберцовой кости сверху вниз.(приводит к разгибанию большого пальца стопы, а иногда и к разведению всех остальных пальцев в виде веера.)
Выявить патологические стопные рефлексы Жуковского, Россолимо,Ж: Сгибание 2-5 пальцев стопы при ударе по подошве под пальцами.
Р: Вызывается коротким энергичным ударом по коникам пальцев (2-5) больного пальцами исследующего.(приводит к сгибанию 2,3,4 и 5 пальцев стоп.)
Итого5 минут
Заведующий кафедрой нервных болезней,
профессор, д.м.н. Нургужаев Е.С.
Задача № 13
В отделение неврологии поступил больной с нижней параплегией периферического характера, нарушение чувствительности в ногах и нарушением функций тазовых органов. Определите уровень поражения спинного мозга.Проведите обследование мышечный силы и тонуса конечностей, методики исследования чувствительности.
Критерии | Время | 20 баллов | 15 баллов | 10 баллов | 0 баллов |
Практические манипуляции | На каждую манипуляцию отводится определенное время, предложенное ниже | Выполнение манипуляций последовательное, правильное с учетом коммуникативных компетенций. | Выполнение манипуляций самостоятельно, но с погрешностями в технике и последовательности, не в полном объеме соблюдены коммуник. компетенции | Выполнение манипуляций с погрешностью и непоследовательно. Не соблюдены коммуникативные компетенции. | Задание не выполнено |
Постановка топического диагноза |
Поражение спинного мозга на уровне поясничного утолщения
Методика исследования мышечной силы в верхних конечностях
Просит больного оказывать сопротивление ему при этом производит сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах-(практические навыки).
Методика исследования тонуса верхних конечностей
Студент берет руку больного при и этом правой рукой держит больного за область кисти, а левой рукой за область плеча и начинает определять тонус мышц по сопротивлению пассивных движений. В ногах правой рукой держит больного за икроножную мышцу, а левой рукой за за область бедра-( при исследовании правых кончностей). При исследовании левых конечностей наоборот- правая рука студента держит область плеча, а левая рука студента удерживает кисть больного. В ногах также левая рука студента держит область бедра больного, а левая рука икроножную мышцу.
Методика исследования глубокой чувствительности
Мыш-суст чувствительность: проводим пассивные движения в суставах рук и ног больного. Больной с закрытыми глазами определяет направление движения.
Кинетическая чувствительность: перемещаем кожную складку на лице или торсе больного в различных направления. Больной с закрытыми глазами определяет направление.
Вибрацион. Чувствительность: камертон с колебанием 256 в сек. Ножка камертона ставится на кожные выступы тела. Определяем способность больного воспринимать вибрацию и продолжительность восприятия.
Чувство давления: определяется с помощью прибора- барестезиометра.
Чувство веса: на ладони вытянутой вперед рук накладываем гирьки, разные по весу и больной должен определить что тежелее а что легче.
Методика исследованияповерхностной чувствительностиБолевая чувствительность: острием булавки врач наносит больному легкие уколы на симметричных участках тела. Больной с закрытыми глазами отвечает чувствую.
Тактильная чувст: касаемся симметричных участков кожи кисточкой или ваткой. Больной с закрытыми глазами отвечает чувствую.
Температурная чувст: берем две пробирки наполненные теплой и прохладной водой и попеременно прикладываем их к коже больного, который определяет теплая или холодная.
Итого 5 минут
Заведующий кафедрой нервных болезней,
профессор, д.м.н. Нургужаев Е.С.
Задача № 14
В отделение неврологии поступил больной с нижней параплегией центрального характера.
Определите уровень поражения спинного мозга.Проведите обследование мышечный силы конечностей, мышечный тонус, патологические рефлексы.
Критерии | Время | 20 баллов | 15 баллов | 10 баллов | 0 баллов |
Практические манипуляции | На каждую манипуляцию отводится определенное время, предложенное ниже | Выполнение манипуляций последовательное, правильное с учетом коммуникативных компетенций. | Выполнение манипуляций самостоятельно, но с погрешностями в технике и последовательности, не в полном объеме соблюдены коммуник. компетенции | Выполнение манипуляций с погрешностью и непоследовательно. Не соблюдены коммуникативные компетенции. | Задание не выполнено |
Постановка топического диагноза | 1 минута |
Поперечное поражение спинного мозга на уровне грудных сегментов
Методика исследования мышечной силы в руках 1 минута
Просит больного оказывать сопротивление ему при этом производит сгибание и разгибание рук в локтевых суставах и ног в коленных суставах-(практические навыки).
Методика исследования тонуса верхних конечностей 1 минута
Студент берет руку больного при и этом правой рукой держит больного за область кисти, а левой рукой за область плеча и начинает определять тонус мышц по сопротивлению пассивных движений. В ногах правой рукой держит больного за икроножную мышцу, а левой рукой за за область бедра-( при исследовании правых кончностей). При исследовании левых конечностей наоборот- правая рука студента держит область плеча, а левая рука студента удерживает кисть больного. В ногах также левая рука студента держит область бедра больного, а левая рука икроножную мышцу.
Методика исследования поверхностной чувствительности 1 минута
Болевая чувствительность: острием булавки врач наносит больному легкие уколы на симметричных участках тела. Больной с закрытыми глазами отвечает чувствую.
Тактильная чувст: касаемся симметричных участков кожи кисточкой или ваткой. Больной с закрытыми глазами отвечает чувствую.
Температурная чувст: берем две пробирки наполненные теплой и прохладной водой и попеременно прикладываем их к коже больного, который определяет теплая или холодная.
Определить патологическийрефлекс Россолимо 1 минутаВызывается коротким энергичным ударом по коникам пальцев (2-5) больного пальцами исследующего.(приводит к сгибанию 2,3,4 и 5 пальцев стоп.)
Итого 5 минут
Заведующий кафедрой нервных болезней,
профессор, д.м.н. Нургужаев Е.С.
Задача №15
В приемный покой поступил больной с подозрением на менингит. У больного 25 лет, в анамнезе которого туберкулез легких, появились головные боли, похудание, общая слабость, повышенная утомляемость, сходящееся косоглазие, двоение при взгляде вниз. Поставьте предварительный диагноз. Определите менингеальные симптомы
Критерии | Время | 20 баллов | 15 баллов | 10 баллов | 0 баллов |
Практические манипуляции | На каждую манипуляцию отводится определенное время, предложенное ниже | Выполнение манипуляций последовательное, правильное с учетом коммуникативных компетенций. | Выполнение манипуляций самостоятельно, но с погрешностями в технике и последовательности, не в полном объеме соблюдены коммуник. компетенции | Выполнение манипуляций с погрешностью и непоследовательно. Не соблюдены коммуникативные компетенции. | Задание не выполнено |
Постановка предварительногодиагноза | 1 минута | Туберкулезны Менингит | |||
Методика проведения спинно-мозговой пункции | 1 минута | В положении лежа прижав ноги к туловищу или сидя. Спина при этом выгнута назад. Прокол модно производить между 2-3 3-4 4-5 пояснич позвонками. Пункция проводится иглой Бира с мандреном. Место пункции протирается спиртом, внутрикожно вводиться 2-3 мл 1-2% р-р новокаина. После прокола мандрен извлекается после чего начинается истечение жидкости. | |||
Методика исследованиясимптома Кернига | 1 минута | Студент сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, затем пытается разогнуть ногу больного в коленном суставе. При положительном симтоме- это не удается из-за рефлекторного напряжения мышц сгибателей стопы. | |||
Методика исследования симптома Брудзинского: верхнего, среднего и нижнего | 1 минута | Симптом Брудзинского- верхний. Студент подкладывает свою ладонь под затылок больного и пытается согнуть голову. При попытке студента согнуть голову больного у него сгибаются ноги; Симптом Брудзинского- средний. Студент надавливает краем ладони на область лобка больного. При надавливании на лобок у больного сгибаются ноги; Симптом Брудзинского-нижний.Студент проводит исследование симптома Кернига-( Студент сгибает ногу больного в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, затем пытается разогнуть ногу больного в коленном суставе).При исследовании симтома Кернига с одной стороны сгибается другая нога. | |||
Методика исследования скулового рефлекса Бехтерева | 1 минута | Студент берет молоточек в правую руку и легонько постукивает им в область скуловой дуги слева и справа.При постукивании молоточком по скуловой дуге появляется боль и гримаса этой же половины лица.
| |||
Итого | 5 минут |
Заведующий кафедрой нервных болезней,
профессор, д.м.н. Нургужаев Е.С.
Задача №16
Больной А. поступил с жалобами на тупую, ноющую боль в поясницес иррадиацией в правую нижнюю конечность. Была диагностирована грыжа межпозвонкового диска. При исследовании выявлены положительные симптомы натяжения справа. Поставьте клинический диагноз. Определите симптомы натяжения.
Критерии | Время | 20 баллов | 15 баллов | 10 баллов | 0 баллов | |||||||
Практические манипуляции | На каждую манипуляцию отводится определенное время, предложенное ниже | Выполнение манипуляций последовательное, правильное с учетом коммуникативных компетенций. | Выполнение манипуляций самостоятельно, но с погрешностями в технике и последовательности, не в полном объеме соблюдены коммуник. компетенции | Выполнение манипуляций с погрешностью и непоследовательно. Не соблюдены коммуникативные компетенции. | Задание не выполнено | |||||||
Постановкаклиническогодиагноза | 1 минута | «Остеохондроз поясничного отдела позвоночника. Правосторонний корешковый синдром» | ||||||||||
Исследование симптома Нери | 1 минута | Симптом Нери-симтом натяжения корешков спинного мозга . -Студент подкладывает свою ладонь под затылок больного и резко пассивно пытается согнуть голову больного. При этом вызывается боль в области поясницы, в ноге, по ходу седалищного нерва. В данном случае боль появляется в правой ноге. | ||||||||||
Исследование симптома Ласега (1 фаза, 2 фаза) | 1 минута | Студент поднимает прямую ногу боль
|
||||||||||
|